Содержание
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая основа (подлежащее + сказуемое) словосочетанием не является.
Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому.
По типу главных слов:
1) Глагольные — главное слово: глагол, причастие, деепричастие.
Пример: читаю книгу (главное слово слово «читаю», а «книгу» зависимое. От главного слова задаётся вопрос «что». Читаю → что? → книгу.)
2) Именные — главное слово: существительное, прилагательное, числительное и местоимение.
Пример: Интересный рассказ (главное слово «рассказ», а зависимое «интересный».)
3) Наречные — главное слово наречие.
Пример: очень быстро (главное слово «быстро», а зависимое «очень». Задаётся вопрос «как»: быстро → как? → очень.)
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе [Подчинение (лингвистика) подчинительной связи] (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: ‘сочинительные’ словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также ‘предикативные’словосочетания — подлежащее и сказуемое.
Типы связи слов в словосочетании
Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
- Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
- Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
- Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
- Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
- Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями его, её, их
- Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.
Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
- Глагольные (с глаголом в роли главного слова) Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
-
Именные
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
- Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
- Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
- Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
- Наречные (с наречием в роли главного слова) Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Классификация словосочетаний по вопросу
- Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
- Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
- Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, седоволосый человек.
- Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[1]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[2].
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
- синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Не является словосочетанием
В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[3]:
- Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
- Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
- Сочетание однородных членов предложения
- Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения
- Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения
- Сочетание служебного и знаменательного слова (пр. существительное с предлогом), например, перед сном
- Сочетания глаголов в одной и той же форме
- Фразеологизмы
См. также
Эта классификация характеризует морфолого-синтаксические свойства словосочетаний. Словосочетание отличается от других сочетаний слов тем, что способность к распространению (к сочетанию с другими словами) зависит от принадлежности главного слова к той или иной части речи, а также от лексического значения слова и его стилистической окраски. Способность слова к распространению называется его валентностью, сочетательные свойства слова называются его валентными свойствами. Уже со времен “Российской грамматики” М.В. Ломоносова учение о словосочетании и его видах связано с учением о частях речи.
Изучение словосочетаний – органически связывается с изучением частей речи, поэтому в схемы словосочетаний включаются названия частей речи.
В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:
I. Словосочетания именные, которые в свою очередь делятся на:
а) субстантивные – словосочетания с именем существительным в роли главного слова: теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться и т.д.
Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых первое место занимают прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема “прил.+сущ.”;
б) адъективные – словосочетания с прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень любознательный, всем известный, давно известный и т.д.
Адъективные словосочетания в современном русском языке являются продуктивными конструкциями. Особенно заметно увеличивается круг адъективных словосочетаний со второй половины XIX в. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний (гордиться победой и гордый победой, краснеть от смущения и красный от смущения и др.);
в) словосочетания с именем числительным в роли главного
слова: два студента, двое друзей, первый по списку и т.д.
II. Словосочетания с местоимением в роли главного слова.
В качестве главного слова непредикативных словосочетаний могут выступать неопределенные местоимения: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто и др. Например: кто-то из студентов, кто-нибудь другой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас, любой из слушающих и т.д.
Остальные местоимения в роли главного слова непредикативного словосочетания встречаются редко, так как местоимения по своему категориальному значению наиболее абстрактны среди частей речи и “не любят” конкретизации.
III. Словосочетания глагольные. Они образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять одновременно до семи слов. Правда, валентные свойства глагола редко реализуются полностью в одном предложении.
Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в разных падежах с предлогом и без, например: читать книгу, стремиться к знаниям, читать вслух, громко читать, скрыться в лесу, хотеть путешествовать, говорить, улыбаясь и т.д.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главных слов: почерневший от пыли, вспоминая о прошлом и т.д. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: почернеть от пыли – почерневший от пыли, вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.
IV. Словосочетания наречные (или адвербиальные) – с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных, откуда-то из темноты и др.
V. Словосочетания с категорией состояния в роли главного слова: больно руку, очень больно, мне грустно, трудно с тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т.п.
Исторически модели словосочетаний сложились в предложении. В синтаксических условиях сформировались морфологические свойства компонентов словосочетаний. Схемы новых словосочетаний складываются в речи, в предложении. Если новые модели становятся стабильными, их можно считать языковыми. В синтаксических условиях подвергаются изменениям и морфологические свойства компонентов словосочетаний.
Как уже было сказано, распространение слова в словосочетание определяется валентными свойствами слов, которые зависят от категориального и лексического значения слова и его стилистической окраски.
Некоторые словосочетания, построенные по языковым схемам, обладают большой художественной выразительностью, которая создается необычным объединением лексических средств. Например: холодный кипяток нарзана (Лермонтов); черемуха в белой накидке (Есенин); горячий снег (Бондарев).
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.
Способы связи слов в словосочетаниях:
- Согласование (зависимое слово согласуется с главным в форме числа, падежа и рода): мои книги, осенний лес.
- Управление(зависимое ставится при главном в определенном падеже): песня о друге, рассказывать об экскурсии.
- Примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу): очень быстро, начал говорить, стать красивее.
Среди подчинительных словосочетаний выделяются
- именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
- глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел все, освещенный солнцем, поглядывая по сторонам;
- местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
- наречные (главное слово – наречие): особенно резко.
Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.
-
Слова связаны по способу управления в словосочетании
-
Определение словосочетания
-
Словосочетание со значением «действие и его признак»
-
Словосочетание со значением «предмет и его признак»
-
Словосочетание со значением «признак признака»
-
Главное слово выражено именем существительным в словосочетании
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
-
Главное слово выражено глаголом в словосочетании
-
Главное слово выражено прилагательным в словосочетании
-
Не является словосочетанием
-
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
По способу согласования связаны слова в словосочетании
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
-
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
-
По способу управления слова связаны в словосочетании
-
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
-
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
-
В словосочетаниях невыносимый шум, невыносимо шуметь, слышу шум, попросили не шуметь, шумят наверху слова связаны по способам (в порядке следования)
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
Сочетание слов с сочинительной связью
-
Постановки существительного, отвечающего на вопрос кого?, требует глагол
-
Значение «действие и предмет, на который оно переходит» имеет словосочетание
-
Последний звонок; сидел, сгорбившись; поехать учиться; очень интересный; урок музыки. В данных словосочетаниях слова связаны по способам (в порядке следования)
-
Значение «предмет и его признак» имеет словосочетание
-
По способу управления слова связаны в словосочетании
-
Главное слово выражено деепричастием в словосочетании
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
-
Склоняемой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
-
По способу управления слова связаны в словосочетании
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
Словосочетание есть в варианте
-
Словосочетание, в котором слова связаны по способу согласования, есть в предложении
-
По способу согласования слова связаны в словосочетании
-
Словосочетанием не является
-
По способу примыкания слова связаны в словосочетаниях
-
Строение «глагол + наречие» имеют словосочетания
-
По способу управления слова связаны в словосочетании
-
По способу управления слова связаны в словосочетании
-
Укажите словосочетание, слова в котором связаны способом управления.
-
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
-
Словосочетание со значением «действие и его признак»
-
Укажите словосочетание со значением «предмет и его признак».
-
Словосочетание со значением «действие и его признак»
-
Словосочетание со значением «действие и его признак»
-
Слова связаны способом управления в словосочетаниях
-
В каком словосочетании представлен способ связи слов примыкание?
-
Укажите словосочетания с управлением.
Сообщить об ошибке
Код для использования на сайте:
Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
<!DOCTYPE html> Цели урока: актуализация знаний учащихся о словосочетании; формирование умения определять 1) День космонавтики, мечта полететь, покинул планету. 2) Выход в космос,вывести на орбиту, облетел Землю. – Определите вид каждого словосочетания.Почему вы не можетеэтого сделать? – Чтобы определить вид словосочетания,необходимо найти главное слово и определить его часть – Запись ОК. Глагольные (главное слово– Именные (главное слово –имя Наречные (гл.слово – Объяснительный диктант. Основоположники космонавтики, очень интересно, первый космонавт, совершил полёт, космический – Выборочное письмо. На доске Перед стартом р_кеты в напр_жённой т_шине Гагарин (не)ожиданно произнёс: – Что представляет собой эта запись? Докажите, что это предложение. – Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этом предложении? – Перед нами предложение с прямой речью, т.е. предложение, в котором речь какого–либо лица Произнёс пред стартом, перед стартом ракеты, произнёс в тишине, в напряжённой тишине, – Перед вами на столах лежат распечатки. Прочитайте про себя запись на них. – Значение каких слов вам непонятно? – Выразительно прочитайте материал на распечатке. – Докажите, что прочитанный вами фрагмент является текстом. – Определите тему и основную мысль данного текста. 12 апреля 1961 года свершилось событие, перевернувшее мир. В этот в_сенний день советский – Выпишите все именные словосочетания из 2–го предложения текста. корабле, корабле «Восток», космодрома «Байконур», орбитальный облёт, облёт планеты, планеты – Выпишите все глагольные словосочетания из последнего предложения текста. 4.Рефлексия. – Что запомнилось вам на сегодняшнем уроке? – Что было легко, а что вызвало заируднения? 5.Д/З:выучить ОК, упражнение 445 (записать словосочетания, определить их вид). 2015.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>
Русский язык – еще материалы к урокам:
7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, принято выделять следующие типы словосочетаний:
1) типы словосочетаний по структуре:
а) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, например: осеннее солнце, вчерашний день, говорить без умолку;
б) сложные словосочетания, состоящие из трех, четырех, пяти и более слов, например: дача моего знакомого, выполнение вчерашних поручений;
2) типы словосочетаний по степени взаимосвязи их компонентов:
а) свободные словосочетания, легко распадающиеся на отдельные компоненты: большой монолог, спокойная атмосфера, трудоемкая работа;
б) несвободные словосочетания, неразложимые на отдельные компоненты и выступающие как единый член предложения: четыре пера, тридцать три удовольствия, много шума;
3) типы словосочетаний по главному, стержневому слову:
а) глагольные словосочетания:
– с именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: строить дом, читать книгу, зажечь свечу, писать в стол;
– с наречием: тяжело дышать, тихо говорить, идти вперед, смотреть вправо, находиться далеко;
– с инфинитивом: пойти учиться, просить остаться, помочь убраться, забыть выключить, решить жениться;
– с деепричастием: идти не оглядываясь, смотреть улыбаясь, просить не стесняясь;
б) именные словосочетания:
– субстантивные, где главное слово – имя существительное:
– с именем существительным: подруга жены, телефон офиса, флаг корабля, фотография из альбома, букет тюльпанов, возвращение на родину, поездка к морю, прогулка в горах;
– с именем прилагательным: темная ночь, вечерние сумерки, холодный ветер, осенняя погода, теплый воздух, горячий чай;
– с наречием: беседа наедине, подъем вверх, вход налево, волосы дыбом, плов по-узбекски;
– с порядковым числительным: пятый угол, четвертый год, третий месяц, второй раз;
– с причастием: прочитанная книга, заброшенная усадьба, переполненная чаша, разбившаяся ваза, уходящий поезд;
– с инфинитивом: желание выиграть, стремление одолеть, умение владеть, дар предвидеть, возможность выжить;
в) адъективные словосочетания:
– с именем существительным: необходимый читателю, достойный поощрения, мокрый от росы, похожий на отца, широкий в плечах, честный с людьми, простой в суждениях, известный в мире;
– с наречием: широко известный, довольно популярный, всегда доступный, чуть заметный, немного обидчивый, отчаянно упрямый;
– с инфинитивом: готовый помочь, способный решить, склонный избегать;
– с местоимением: необходимый всем, нужный мне;
г) местоименные:
– с именем прилагательным: что-то новое, нечто необыкновенное, кто-то из взрослых;
– с именем существительным: некоторые из слушателей, кто-то из студентов, некто во фраке, что-то из вещей;
д) словосочетания с именем числительным в роли главного слова:
– три тополя, шесть подъездов, восемь этажей, четвертый год, обе книги;
е) наречные (адвербиальные):
– с наречием: намного лучше, гораздо ближе, весьма удачно, вполне прилично, довольно обычно, поздно ночью, прямо сейчас, чрезвычайно интересно, необычайно привлекательно;
– с именем существительным: далеко от дома, незадолго до начала, обидно до слез, высоко в горах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ли со статьей или есть что добавить?