Конспект урока «Виды словосочетаний по характеру главного слова» 5 класс

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Словосочетание — это два и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая основа (подлежащее + сказуемое) словосочетанием не является.

Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому.

По типу главных слов:

1) Глагольные — главное слово: глагол, причастие, деепричастие.

Пример: читаю книгу (главное слово слово «читаю», а «книгу» зависимое. От главного слова задаётся вопрос «что». Читаю → что? → книгу.)

2) Именные — главное слово: существительное, прилагательное, числительное и местоимение.

Пример: Интересный рассказ (главное слово «рассказ», а зависимое «интересный».)

3) Наречные — главное слово наречие.

Пример: очень быстро (главное слово «быстро», а зависимое «очень». Задаётся вопрос «как»: быстро → как? → очень.)

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе [Подчинение (лингвистика) подчинительной связи] (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: ‘сочинительные’ словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также ‘предикативные’словосочетания — подлежащее и сказуемое.

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями его, её, их
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова) Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова) Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[1]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[2].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Не является словосочетанием

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[3]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова (пр. существительное с предлогом), например, перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. Фразеологизмы

См. также

Эта классификация характеризует морфолого-синтаксические свойства словосочетаний. Словосочетание отличается от других сочетаний слов тем, что способность к распространению (к сочетанию с другими словами) зависит от принадлежности главного слова к той или иной части речи, а также от лексического значения слова и его стилистической окраски. Способность слова к распространению называется его валентностью, сочетательные свойства слова называются его валентными свойствами. Уже со времен «Российской грамматики» М.В. Ломоносова учение о словосочетании и его видах связано с учением о частях речи.

Изучение словосочетаний — органически связывается с изучением частей речи, поэтому в схемы словосочетаний включаются названия частей речи.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:

I. Словосочетания именные, которые в свою очередь делятся на:

а) субстантивные — словосочетания с именем существительным в роли главного слова: теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться и т.д.

Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых первое место занимают прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прил.+сущ.»;

б) адъективные — словосочетания с прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень любознательный, всем известный, давно известный и т.д.

Адъективные словосочетания в современном русском языке являются продуктивными конструкциями. Особенно заметно увеличивается круг адъективных словосочетаний со второй половины XIX в. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний (гордиться победой и гордый победой, краснеть от смущения и красный от смущения и др.);

в) словосочетания с именем числительным в роли главного

слова: два студента, двое друзей, первый по списку и т.д.

II. Словосочетания с местоимением в роли главного слова.

В качестве главного слова непредикативных словосочетаний могут выступать неопределенные местоимения: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто и др. Например: кто-то из студентов, кто-нибудь другой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас, любой из слушающих и т.д.

Остальные местоимения в роли главного слова непредикативного словосочетания встречаются редко, так как местоимения по своему категориальному значению наиболее абстрактны среди частей речи и «не любят» конкретизации.

III. Словосочетания глагольные. Они образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять одновременно до семи слов. Правда, валентные свойства глагола редко реализуются полностью в одном предложении.

Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в разных падежах с предлогом и без, например: читать книгу, стремиться к знаниям, читать вслух, громко читать, скрыться в лесу, хотеть путешествовать, говорить, улыбаясь и т.д.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главных слов: почерневший от пыли, вспоминая о прошлом и т.д. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: почернеть от пыли — почерневший от пыли, вспоминать о прошлом — вспоминая о прошлом.

IV. Словосочетания наречные (или адвербиальные) — с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных, откуда-то из темноты и др.

V. Словосочетания с категорией состояния в роли главного слова: больно руку, очень больно, мне грустно, трудно с тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т.п.

Исторически модели словосочетаний сложились в предложении. В синтаксических условиях сформировались морфологические свойства компонентов словосочетаний. Схемы новых словосочетаний складываются в речи, в предложении. Если новые модели становятся стабильными, их можно считать языковыми. В синтаксических условиях подвергаются изменениям и морфологические свойства компонентов словосочетаний.

Как уже было сказано, распространение слова в словосочетание определяется валентными свойствами слов, которые зависят от категориального и лексического значения слова и его стилистической окраски.

Некоторые словосочетания, построенные по языковым схемам, обладают большой художественной выразительностью, которая создается необычным объединением лексических средств. Например: холодный кипяток нарзана (Лермонтов); черемуха в белой накидке (Есенин); горячий снег (Бондарев).

+7 (727) 344 95 95 Русский
Конспект

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.

Способы связи слов в словосочетаниях:

  1. Согласование (зависимое слово согласуется с главным в форме числа, падежа и рода): мои книги, осенний лес.
  2. Управление(зависимое ставится при главном в определенном падеже): песня о друге, рассказывать об экскурсии.
  3. Примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу): очень быстро, начал говорить, стать красивее.

Среди подчинительных словосочетаний выделяются

  1. именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
  2. глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел все, освещенный солнцем, поглядывая по сторонам;
  3. местоименные (главное слово – местоимение): нечто важное;
  4. наречные (главное слово – наречие): особенно резко.

Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.

Вопросы
  1. Слова связаны по способу управления в словосочетании

  2. Определение словосочетания

  3. Словосочетание со значением «действие и его признак»

  4. Словосочетание со значением «предмет и его признак»

  5. Словосочетание со значением «признак признака»

  6. Главное слово выражено именем существительным в словосочетании

  7. По способу примыкания слова связаны в словосочетании

  8. Главное слово выражено глаголом в словосочетании

  9. Главное слово выражено прилагательным в словосочетании

  10. Не является словосочетанием

  11. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное

  12. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  13. По способу согласования связаны слова в словосочетании

  14. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  15. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  16. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения

  17. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

  18. По способу управления слова связаны в словосочетании

  19. По способу управления слова связаны в словосочетаниях

  20. Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу

  21. По способу примыкания слова связаны в словосочетании

  22. По способу примыкания слова связаны в словосочетании

  23. В словосочетаниях невыносимый шум, невыносимо шуметь, слышу шум, попросили не шуметь, шумят наверху слова связаны по способам (в порядке следования)

  24. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  25. Сочетание слов с сочинительной связью

  26. Постановки существительного, отвечающего на вопрос кого?, требует глагол

  27. Значение «действие и предмет, на который оно переходит» имеет словосочетание

  28. Последний звонок; сидел, сгорбившись; поехать учиться; очень интересный; урок музыки. В данных словосочетаниях слова связаны по способам (в порядке следования)

  29. Значение «предмет и его признак» имеет словосочетание

  30. По способу управления слова связаны в словосочетании

  31. Главное слово выражено деепричастием в словосочетании

  32. По способу примыкания слова связаны в словосочетании

  33. Склоняемой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании

  34. По способу примыкания слова связаны в словосочетании

  35. По способу управления слова связаны в словосочетании

  36. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  37. Словосочетание есть в варианте

  38. Словосочетание, в котором слова связаны по способу согласования, есть в предложении

  39. По способу согласования слова связаны в словосочетании

  40. Словосочетанием не является

  41. По способу примыкания слова связаны в словосочетаниях

  42. Строение «глагол + наречие» имеют словосочетания

  43. По способу управления слова связаны в словосочетании

  44. По способу управления слова связаны в словосочетании

  45. Укажите словосочетание, слова в котором связаны способом управления.

  46. По способу управления слова связаны в словосочетаниях

  47. Словосочетание со значением «действие и его признак»

  48. Укажите словосочетание со значением «предмет и его признак».

  49. Словосочетание со значением «действие и его признак»

  50. Словосочетание со значением «действие и его признак»

  51. Слова связаны способом управления в словосочетаниях

  52. В каком словосочетании представлен способ связи слов примыкание?

  53. Укажите словосочетания с управлением.

Сообщить об ошибке



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

<!DOCTYPE html> Цели урока: актуализация знаний учащихся о словосочетании; формирование умения определять 1) День космонавтики, мечта полететь, покинул планету. 2) Выход в космос,вывести на орбиту, облетел Землю.Определите вид каждого словосочетания.Почему вы не можетеэтого сделать? Чтобы определить вид словосочетания,необходимо найти главное слово и определить его часть Запись ОК. Глагольные (главное словоИменные (главное слово –имя Наречные (гл.слово — Объяснительный диктант. Основоположники космонавтики, очень интересно, первый космонавт, совершил полёт, космический — Выборочное письмо. На доске Перед стартом р_кеты в напр_жённой т_шине Гагарин (не)ожиданно произнёс: — Что представляет собой эта запись? Докажите, что это предложение.Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этом предложении?Перед нами предложение с прямой речью, т.е. предложение, в котором речь какоголибо лица Произнёс пред стартом, перед стартом ракеты, произнёс в тишине, в напряжённой тишине, — Перед вами на столах лежат распечатки. Прочитайте про себя запись на них.Значение каких слов вам непонятно?Выразительно прочитайте материал на распечатке. Докажите, что прочитанный вами фрагмент является текстом.Определите тему и основную мысль данного текста. 12 апреля 1961 года свершилось событие, перевернувшее мир. В этот в_сенний день советский Выпишите все именные словосочетания из 2го предложения текста. корабле, корабле «Восток», космодрома «Байконур», орбитальный облёт, облёт планеты, планеты — Выпишите все глагольные словосочетания из последнего предложения текста. 4.Рефлексия.Что запомнилось вам на сегодняшнем уроке?Что было легко, а что вызвало заируднения? 5.Д/З:выучить ОК, упражнение 445 (записать словосочетания, определить их вид). 2015.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

—> Скачать материал Скачать материал —> Скачать материал Получить код —>

Русский язык — еще материалы к урокам:

7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний

В зависимости от признака, положенного в основу классификации, принято выделять следующие типы словосочетаний:

1) типы словосочетаний по структуре:

а) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, например: осеннее солнце, вчерашний день, говорить без умолку;

б) сложные словосочетания, состоящие из трех, четырех, пяти и более слов, например: дача моего знакомого, выполнение вчерашних поручений;

2) типы словосочетаний по степени взаимосвязи их компонентов:

а) свободные словосочетания, легко распадающиеся на отдельные компоненты: большой монолог, спокойная атмосфера, трудоемкая работа;

б) несвободные словосочетания, неразложимые на отдельные компоненты и выступающие как единый член предложения: четыре пера, тридцать три удовольствия, много шума;

3) типы словосочетаний по главному, стержневому слову:

а) глагольные словосочетания:

– с именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: строить дом, читать книгу, зажечь свечу, писать в стол;

– с наречием: тяжело дышать, тихо говорить, идти вперед, смотреть вправо, находиться далеко;

– с инфинитивом: пойти учиться, просить остаться, помочь убраться, забыть выключить, решить жениться;

– с деепричастием: идти не оглядываясь, смотреть улыбаясь, просить не стесняясь;

б) именные словосочетания:

– субстантивные, где главное слово – имя существительное:

– с именем существительным: подруга жены, телефон офиса, флаг корабля, фотография из альбома, букет тюльпанов, возвращение на родину, поездка к морю, прогулка в горах;

– с именем прилагательным: темная ночь, вечерние сумерки, холодный ветер, осенняя погода, теплый воздух, горячий чай;

– с наречием: беседа наедине, подъем вверх, вход налево, волосы дыбом, плов по-узбекски;

– с порядковым числительным: пятый угол, четвертый год, третий месяц, второй раз;

– с причастием: прочитанная книга, заброшенная усадьба, переполненная чаша, разбившаяся ваза, уходящий поезд;

– с инфинитивом: желание выиграть, стремление одолеть, умение владеть, дар предвидеть, возможность выжить;

в) адъективные словосочетания:

– с именем существительным: необходимый читателю, достойный поощрения, мокрый от росы, похожий на отца, широкий в плечах, честный с людьми, простой в суждениях, известный в мире;

– с наречием: широко известный, довольно популярный, всегда доступный, чуть заметный, немного обидчивый, отчаянно упрямый;

– с инфинитивом: готовый помочь, способный решить, склонный избегать;

– с местоимением: необходимый всем, нужный мне;

г) местоименные:

– с именем прилагательным: что-то новое, нечто необыкновенное, кто-то из взрослых;

– с именем существительным: некоторые из слушателей, кто-то из студентов, некто во фраке, что-то из вещей;

д) словосочетания с именем числительным в роли главного слова:

три тополя, шесть подъездов, восемь этажей, четвертый год, обе книги;

е) наречные (адвербиальные):

– с наречием: намного лучше, гораздо ближе, весьма удачно, вполне прилично, довольно обычно, поздно ночью, прямо сейчас, чрезвычайно интересно, необычайно привлекательно;

– с именем существительным: далеко от дома, незадолго до начала, обидно до слез, высоко в горах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий