Княжеские усобицы на Руси 11-12 века — Русская историческая библиотека

Феодальная война XV в. неоднозначно оценивается историками. Чтобы разобраться в этом рассмотрим её подробно. Как известно, от Куликовской битвы до Стояния на Угре прошло ровно 100 лет. Возможно, ордынская зависимость могла бы быть сброшена и быстрее. Однако делу усиления Московской Руси помешала феодальная война — усобица между потомками Дмитрия Донского, по сути последняя междоусобица на Руси.

После смерти Дмитрия Донского великим князем стал его старший сын Василий. Однако в завещании Дмитрия было сказано, что в случае смерти Василия престол наследует его младший брат Юрий. Эта предосторожность Донского была обоснована тем, что на момент составления завещания в 1389 г. Василий еще не был женат, и князь заботился о том, чтобы великокняжеский престол в случае, если Василий не оставит потомства, остался у его другого сына. Именно она впоследствии и послужила поводом к усобице.

image

В 1382 г., когда после разорения Москвы Тохтамышем Орда и Русь восстанавливали отношения, Василий был взят в Орду в качестве заложника, а Дмитрий Донской получил ярлык на великое княжение. А спустя 4 года, в 1386 г., 14-летний Василий бежал из Орды в Молдавию, где тогда правил господарь Петр Мушата. Это был по-настоящему дерзкий побег, зимой, в метель, причем в Молдавию княжич и доверенные слуги направились, так как путь на север, в сторону Москвы, охраняли ордынские разъезды. А уже из Молдавии Василий через Великое княжество Литовское отправился домой. Здесь, в Литве, он неожиданно нашел себе невесту: двоюродный брат правителя Литвы Ягайло Витовт, нуждаясь в союзниках, принял беглеца со всем радушием, и вскоре Василий обручился с Софьей, дочерью Витовта.

Свадьба состоялась уже после смерти Дмитрия Донского, в 1391 г. В следующем году Василий заключил союз с Литвой, и отношения Москвы с Литовским княжеством надолго в общем были дружескими, хотя надо сказать, что в 1406 г. зять и тесть начали войну, однако она прошла бескровно и закончилась перемирием. Однако в 1408 г. Витовт захватил Одоев, а Василий в ответ атаковал литовский Дмитровец. После этого войска Василия и Витовта встретились на Угре, где после двухнедельного «стояния» был заключен «вечный» мир.

Василий Васильевич, будущий Василий II Темный, родился в 1415 г. Он был девятым ребенком в семье и четвертым сыном. Однако его старшие братья умерли в детстве, все кроме Ивана Васильевича, который дожил до двадцати лет и умер в 1417 г., когда Василию Васильевичу исполнилось два года. Так Василий стал наследником великокняжеского престола. В 1425 г. его отец умер, и десятилетний княжич стал московским великим князем.

Могучий Витовт, дед Василия II, служил надежной поддержкой юного князя, но сразу после его смерти в 1430 г. дядя Василия II Юрий Дмитриевич заявил о своих правах на престол. Юрия Дмитриевича поддерживали его сыновья – Дмитрий Шемяка и Василий Косой.  До 1433 г. борьба проходила достаточно вяло, но событие, которое произошло на свадьбе Василия II 8 февраля 1433 г., резко обострило ситуацию. Среди гостей оказались оба мятежных двоюродных брата Василия – Дмитрий и Василий Юрьевичи. В ходе свадьбы Василий Юрьевич Косой был жестоко оскорблен: боярин Захарий Кошкин (или Петр Добрынский, источники расходятся) заявил, что богато украшенный «золотой» пояс Василия Юрьевича был украден у Дмитрия Донского. Мать Василия II Софья Витовтовна публично сорвала пояс с Василия Косого (строго говоря, прозвище Косой он получит в 1436 г, когда будет ослеплен московскими воеводами, попав в плен около Ростова после поражения в битве).

image

Василий и Дмитрий Юрьевичи, оскорбленные Софьей, уехали в Галич, где княжил их отец Юрий Дмитриевич. По пути они разграбили Ярославль, бывший вотчиной Василия II. Объединив силы, отец и сыновья разгромили московское войско в битве на реке Клязьме и заняли Москву. Юрий Дмитриевич заявил, что занимает великое княжение, а племяннику Василию отдает в удел Коломну (после поражения Василий уехал в Тверь, потом перебрался в Кострому). Однако победа оказалась кратковременной.

  • Во-первых, Василий и Дмитрий Юрьевичи рассорились с отцом и сами перешли к Василию II.
  • Во-вторых, московское боярство тоже стало поддерживать Василия II и вскоре Юрий уступил Москву племяннику.

Однако Василий II оказался злопамятным. Он начал мстить бывшим соперникам, что привело к новому мятежу и еще одному поражению Василия II. Уже в следующем, 1434 г., Юрьевичи разгромили московское войско на реке Кусь. Затем, после того как Василий II в отместку разорил Галич, вотчину Юрия Дмитриевича, в войну вступил и он сам. В марте 1434 г. Василий II потерпел решающее поражение на реке Устье под Ростовом, и Юрий вновь занял великокняжеский престол, но ненадолго. В июне он скоропостижно скончался, возможно, был отравлен, успев завещать трон Василию Юрьевичу, будущему Косому.

Однако Дмитрий Шемяка и его младший брат — Дмитрий Красный — выступили против старшего брата, поддержав Василия II. Тот отдал в уделы Дмитрию Шемяке Ржев и Углич, а Дмитрию Красному — Бежецк и Галич, вотчину умершего Юрия. Объединив силы, трое князей двинулись к Москве.

Устрашенный Василий Юрьевич, прихватив с собой казну, обратился в бегство. Пройдя по маршруту Новгород — Заволочье — Кострома, он попытался вернуться в Москву, но был разбит в январе 1435 г. на реке Которосль и увел остатки войска в Вологду. Там Василий Косой пополнил войско и двинулся к Ростову, где занял позиции великий князь Василий II. Там, под Ростовом, в битве на р.Черёха — было 14 мая 1436 г. — Василий Косой потерпел поражение. Пленного, его привезли в Москву, где и ослепили — именно после этого он и получил свое прозвище. Несчастный Василий Юрьевич проживет до 1448 г.

Брат Василия Косого, Дмитрий Шемяка, оказался в московском плену еще раньше, и после расправы с братом великий князь отпустил Дмитрия, возвратил ему все его земли, а в 1440 г., когда умер младший из Юрьевичей Дмитрий Красный, Шемяка получил еще и Бежецк с Галичем. Казалось, борьба наконец закончена. Но вскоре, в 1439 г., Москва вступила в войну с изгнанным из Орды ханом Улу-Мухаммедом. Он разбил лагерь сначала у Белева, затем перебрался в Казань, откуда напал на Москву.

Василий II уехал из города, Улу-Мухаммед осаждал Москву десять дней и, не добившись успеха, разорил и сжег московские посады, захватил много пленных и отступил. Борьба разгоралась, ее главным объектом стал Нижний Новгород, которым хан и завладел в 1444 г, более того, он добрался до Мурома. Позднее, в 1445 г., уже Василий II двинулся на Улу-Мухаммеда, но потерпел тяжелое поражение под Суздалем и попал в плен. Власть должна была перейти к Дмитрию Шемяке, однако Василий II договорился с ордынцами и был отпущен с условием выплаты выкупа. Более того, хан предоставил Василию войско, и устрашенный Шемяка уехал в Углич.

Выкуп, который нужно было уплатить, составлял огромную сумму, и сбор его вызвал протест населения. В этих условиях часть боярства, купечества и духовенства (дело еще и в том, что Василий оперся на ордынское войско, и это не прибавило ему авторитета) поддержали Дмитрия Шемяку. Вскоре, в 1446г, Дмитрий захватил Москву, и, пленив в Троицком монастыре Василия II, поступил с ним так же, как тот поступил раньше с Василием Юрьевичем — ослепил. Согласно источникам, Василий сопротивлялся палачам, и его лицо было сильно изрезано. Позже, вернувшись на московский престол, он носил на лице черную повязку, чтобы скрыть шрамы, и поэтому был прозван Тёмным.

Василия Темного отправили в  Углич, а позже в Вологду. Но правление Дмитрия Шемяки оказалось недолгим, и запомнилось своей неправедностью. Выражение «Шемякин суд» как символ суда несправедливого вошло в оборот именно благодаря этому князю. Дмитрий Шемяка вскоре потерял поддержку служилых людей и бояр. Кроме того, недовольство москвичей вызывало то, что Шемяка не собирал русские земли, а проводил обратную политику — признал самостоятельность Новгорода, вернул власть Суздальско-Нижегородским князьям. Теряя поддержку, Шемяка выпустил из заточения Василия Темного. Тот немедленно начал борьбу за московский престол. Его поддержал тверской князь Борис Александрович, и вскоре Тверь стала центром сбора московских бояр и служилых людей, недовольных Дмитрием Шемякой.

В конце концов небольшой отряд боярина Михаила Плещеева, отправленный Василием Темным в Москву, занял ее без боя. Это произошло 25 декабря того же, 1446 г. А вскоре, 17 февраля 1447 г. Василий Темный торжественно вступил на московский престол. Дмитрий Шемяка пытался бороться с Василием Темным, потерпел окончательное поражение в 1452 г, бежал в Новгород, где и умер в следующем, 1453 г. По данным летописей, он был отравлен агентами Василия Темного.

Взгляды ученых на феодальную войну различаются. Можно выделить три основных оценки событий.

  1. Во-первых, это позиция В.Буганова, Л.Черепнина, Ю.Алексеева, которые считают войну противоборством прогрессивных сторонников объединения русских земель вокруг Москвы и реакционных князей, симпатизирующих Василию I и его преемнику Василию Темному.
  2. Во-вторых, Н.Носов, В.Кобрин и А.Зимин, полагавшие, что феодальная война лишь решала вопрос о том, кто из потомков Дмитрия Донского возглавит процесс объединения Руси и считавшие, что победа оппонентов Василия Темного могла привести к более прогрессивному, предбуржуазному, пути развития вместо крепостнического.
  3. Третья точка зрения принадлежит Р.Скрынникову, по мнению которого данная феодальная война была обычной междоусобицей и ничего, кроме вопроса о принадлежности верховной власти, не решала.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 8—9. Русь в середине XI — начале XII в

◄§ 6—7. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

§ 10. Общественный строй Древней Руси ►

Вопросы к пунктам § 8—9. Русь в середине XI — начале XII в

Вопрос: Почему «лествичная» система передачи власти приводила к усобицам?

«Лествичная» система восхождения князей на престолы действовала только при жизни главы правящей династии — киевского князя. С его смертью начиналась ожесточённая борьба между сыновьями — наследниками. Родные братья становились соперниками в борьбе за киевский престол. Победителю доставалась Русь, которую он мог делить между сыновьями по своему усмотрению.

Вопрос: Как Ярослав Мудрый попытался предотвратить распри между своими сыновьями?

Чтобы предотвратить усобицы в дальнейшем, Ярослав перед смертью (1054 г.) разделил русские земли между своими сыновьями, завещав, чтобы они «не преступали удел брата». Ярославичи заняли престолы согласно старшинству.

Вопрос: Что послужило причиной многочисленных народных восстаний в XI в.?

Междоусобицы ослабили власть киевского князя и князей — наместников. Княжеские распри сопровождались разорением сёл и городов, захватом пленных, нескончаемыми поборами. Поэтому обычным явлением стали стихийные народные восстания и мятежи.

Вопрос: Как кочевники воспользовались ослаблением власти киевских князей?

Наряду с народными восстаниями угрозу для Древнерусского государства представляли степняки — половцы, появившиеся у его границ в 1054 г. Южные княжества страдали от постоянных набегов кочевников. Часто инициаторами таких набегов были сами русские князья, использовавшие половецкие отряды в междоусобной борьбе.

Вопрос: Что заставило внуков Ярослава Мудрого собираться на общерусские съезды?

Чтобы предотвратить усобицы, русские князья решили объединиться. Они начали собираться на снемы (съезды).

Вопрос: Кому передавалась власть в княжестве по правилам династического правления?

Династическое правление — система передачи власти, согласно которой законным правителем может считаться только прямой потомок основателя династии.

Вопрос: Какие события заставляли киевских князей создать и постоянно обновлять свод письменных законов Русская Правда?

Свод законов Русская Правда создавался постепенно, и каждая его часть была ответом правящей династии на вызовы времени.

Вопрос: Что позволило русским князьям организовать успешные походы против половцев?

Прекращение междоусобиц и утверждение идеи единства на Руси позволили русским князьям нанести сокрушающие удары по половцам. Они совершили несколько победоносных походов в половецкую степь — в 1003, 1007, 1111 гг. Последний поход проходил с участием священников — некоторые учёные называют его «русским крестовым походом».

Вопрос: Какие качества политика позволили Владимиру Мономаху бороться за единство Руси?

Владимир Мономах был сторонником поиска таких решений, которые устроили бы всех участников конфликта, но без колебаний начинал войну, если видел, что мирным путём ничего сделать не удастся.

Вопрос: Что можно считать главным результатом политической деятельности Владимира Мономаха?

Владимиру Мономаху удалось на какое — то время ослабить противоречия между простыми людьми и знатью. Большую роль в этом сыграл принятый им закон — Устав.

Владимир Всеволодович организовал общерусские походы на половцев. Борьба с общим врагом сплотила князей, теперь они вместе выступали против князей — мятежников, не признающих старшинство киевского князя и не выполняющих решений княжеских съездов.

Была частично восстановлена прежняя система управления русскими землями: в Новгород, Смоленск, Ростов и Суздаль Владимир Мономах посадил своих сыновей.

Вопросы и задания к параграфу § 8—9. Русь в середине XI — начале XII в.

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) В чем заключается нравственный подвиг князей Бориса и Глеба? 2) Кто из русских князей XI века стал символом вероломства и братоубийства? 3) Назовите князей XI века, олицетворявших борьбу за прекращение усобиц и единства Руси?

1) Нравственный подвиг князей Бориса и Глеба заключается в их преданности православной вере, доброте, желанию сплотить всех князей. Они не стали подчиняться общей тенденции XI в., где брат шел против брата ради получения власти, а, напротив, пошли против этого ради объединения русских князей, прекращения усобиц и отпора половцам. Своей жертвой они показали, что нужно прекратить братоубийство и жить по законам, которые стали наследством Ярослава Мудрого.

2) Главным символом вероломства и братоубийства в XI в. выступил князь Святополк Окаянный (1015 — 1019), который ради власти убил собственных младших братьев, которые даже не претендовали на киевский престол, а хотели лишь мира и спокойствия на Русской земле.

3) Среди князей XI в., олицетворявших борьбу за прекращение усобиц и единства Руси, можно отметить следующие имена: Ярослав Мудрый (1019 — 1054 гг.), который завещал своим детям, чтобы они «не преступали удел брата» и занимали престолы согласно старшинству; князья Борис и Глеб, которые выступали за объединение князей и прекращение усобиц, их смерть послужила толчком к переговорам между братьями и постепенным прекращением усобиц.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
  • 1) Отражает ли образ князей Бориса и Глеба основную идею параграфа?
  • 2) Чем их жизненный путь схож с судьбами других князей и в чем его отличие?
  • 3) Напишите небольшой рассказ на тему «Почему на Руси строилось так много храмов и монастырей, посвященных Борису и Глебу»

1) Образ князей Бориса и Глеба отражает основную идею параграфа – только совместные усилия и действия князей без кровопролития и братоубийства могли привести к процветанию и развитию Русского государства.

2) Их жизненный путь схож тем, что они также как и другие князья были поставлены во главу своих княжеств, боролись против язычества, но главным их отличием было то, что они отказались бороться за власть и проливать кровь своих братьев ради нее.

3) На Руси строилось иного храмов и монастырей, посвященных Борису и Глебу, потому что они стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников — страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Они стали символом единства русского народа и русских князей, символом добра и дружбы.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:

1) Год смерти Владимира Свтославича, начало усобиц между его сыновьями; 2) Первое нападение половцев на Русь, поражение князя Изяслава, восстание в Киеве; 3) Год смерти Ярослава Мудрого, изменение «лествичного» порядка престолонаследия; 4) Съезд князей в Любиче, введение династического правления; 5) Год смерти Святослава II, восстание в Киеве, призвание Владимира Маномаха на княжение.

  • 1) 15 июля 1015 г.
  • 2) 1068 г.
  • 3) 1054 г.
  • 4) 1097 г.
  • 5) 1113 г.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Усобицы, народные восстания, набеги кочевников способствовали укреплению политического стоя Древнерусского государства или ослабили его?

На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Внешние и внутренние причины поставили Древнерусское государство на край гибели». Действительно, внешние фактор – нападение половцев, в также внутренние – усобицы между князьями, братоубийство, кровопролития ослабили государство, поставили его на край гибели.

Но Такие князья как Ярослав Мудрый, Владимир Мономах , Мстислав Владимирович смогли объединить не только русский народ (издание Устава, ослабившего противоречия между простыми людьми и знатью), но и русских князей (борьба против половцев, организация съездов князей, «Поучение» Владимира Мономаха).

Работа с источниками

Вопрос: Почему народные восстания вспыхивали в самых развитых землях Русской земли? Как вы можете объяснить тот факт, что лидерами восстаний стали языческие жрецы? Они боролись за старую веру или использовали её для организации бунтов и грабежей?

Народные восстания вспыхивали в самых развитых землях, потому что именно в этих землях люди наиболее остро ощущали какие — либо изменения, касающиеся нехватки пищи, неурожая, княжеского произвола.

Люди в этих княжествах делились на тех, кто много трудился, был более сведущ и образован – они сразу же понимали, что происходит нечто неправильное и переходили к действиям, а также были люди, которые вели «паразитический» образ жизни и могли просто идти за толпой или оратором.

Лидерами восстания становились языческие жрецы, потому что после Крещения Руси в 988 г. они были изгнаны, у них не стало последователей, нет авторитета и власти. Попытка восстания для них была возможностью вернуть все блага, которые они потеряли с приходом христианства на Русскую землю.

Они использовали старую веру для организации бунтов и грабежей, потому что ими руководили не религиозные чувства, а чувства мести, алчности и злобы.

Вопрос: Кто противостоял восставшим? Чем объяснить раскол общества на сторонников мятежников и их противников?

Главными противниками восставших были религиозные (христианские) деятели, а также князья, преданные православию (Глеб), которые понимали, что восстание только ухудшит настоящее положение дел.

Одна из самых затяжных в русской истории междоусобица второй четверти XV в. возникла по причине династического спора: решался вопрос, как осуществить престолонаследие: от брата к брату или от отца к сыну. В 1389 г., согласно завещанию Дмитрия Донского, Юрий Дмитриевич был назначен наследником в случае смерти малолетнего брата Василия Дмитриевича. Когда в 1425 г. уже взрослый брат умер, это дало ему основания претендовать на великокняжеский престол в обход сына покойного Василия I — Василия Васильевича. У Софьи Витовтовны с Василием I Дмитриевичем родилось пять сыновей, но выжил только Василий II, которого Софья родила в 44 года. Таким образом, на престол претендовали 9-летний сын Василий Васильевич и брат Василия Юрий Дмитриевич, а впоследствии его сыновья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Василий I в завещании написал уклончиво: «А даст Бог сыну моему великое княжение, ино и яз сына своего благословляю».

Век спустя Сигизмунд Герберштейн отмечал: «…Василий Дмитриевич оставил единственного сына Василия, но не любил его, так как подозревал в прелюбодеянии жену свою Анастасию (Софью Витов- товну), от которой тот родился…» Опекуном своему сыну Василий I назначил литовского великого князя Витовта и его дочь Софию, мать Василия II. Княгиня Софья Витовтовна правила при содействии могущественного отца. В 1428 г. Юрий признал своего 13-летнего племянника «братом старейшим» и великим князем, не имея возможности вести войну с Литвой. Однако в 1430 г., после смерти Витовта, Юрий Дмитриевич Звенигородский, не опасаясь Литвы, выступил соперником Василия II на получение ярлыка в Орде. Софья Витовтовна пообещала боярину И. Д. Всеволожскому женить Василия на его дочери, если он поможет получить ярлык. Но Василию II бояре Кошкины сосватали внучку Владимира Андреевича Храброго и княгини Елены Ольгердовны Марию Ярославну Боровскую. На свадьбе Василия II в 1433 г. по летописным рассказам, боярин 3. И. Кошкин узнал на князе Василии Косом золотой пояс, принадлежащий Дмитрию Донскому, в подмене пояса был обвинен и И. Д. Всеволожский. Софья Витовтовна принародно сорвала с сына Юрия Василия Косого украшенный драгоценностями пояс, утверждая, что он всегда принадлежал московскому княжескому дому. «Пояс, вокруг которого разыгралась ссора, имел не столько ценностное, сколько символическое значение — примерно то же, что шапка Моно- маха в более позднее время. Владение поясом, как наследием Дмитрия Донского, означало преемственность власти от этого славного победителя на Куликовом поле», — пишет А. А. Зимин.

Обиженные сыновья Юрия покинули столицу и захватили Ярославль, где сидел союзник Василия II. Юрий во главе войска разбил Василия у Клязьмы и вошел в Москву в 1433 г. Заняв Московский престол, Юрий отдал Василию в удел Коломну. В конфликт князей вмешалось московское боярство, оно принялось отходить к Василию в Коломну, однако без поддержки знати Юрий править не мог. По подозрению в связях с мятежными Юрьевичами Василий II приказал ослепить И. Д. Всеволожского зимой 1433—1434 гг. Вернув власть племяннику, Юрий оставил ему Москву, но через год возобновил военные действия, разбил Василия под Ростовом и вновь стал великим князем, и вскоре умер в 1434 г.

Младшие сыновья Юрия Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный признали неоспоримыми права на престол Василия II, после чего Дмитрий Шемяка получил в удел Углич и Ржев, а Дмитрий Красный — Галич и Бежецк. Отказавшись признать права Василия II, старший их брат Василий Косой взял казну отца и ушел в Новгород, а потом — в Кострому и начал поход на Москву. Разбитый близ Ярославля в 1435 г., мятежный князь отступил в Вологду, набрал там войско и повел войско к Ростову, где Василий II взял его в плен и выпустил за немалый выкуп, причем не сразу. Дмитрий Шемяка приехал в Москву звать Василия II к себе на свадьбу в Углич, но был пленен и выслан в Коломну. Вновь вспыхнула междоусобица, Василий II разбил войска противника в 1436 г., пленил и ослепил Василия Юрьевича. Василий II освободил Дмитрия Шемяку и вернул ему уделы, присоединив к ним Галич и Бежецк после смерти Дмитрия Красного в 1440 г.1

В 1445 г. ордынские войска под руководством сыновей казанского хана Якуба и Махмуда разбили московское войско под Суздалем, Василий II попал в плен, ему нанесли увечья. Неделю спустя 14 июля в Москве случился страшный пожар: «не осталось ни одного дерева, а каменные церкви распались, и стены каменные попадали во многих местах; людей много погорело», больше 700 человек. Великие княгини Софья и Марья с детьми и боярами отправились в Ростов. Однако Тверская летопись утверждает, что мать великого князя София пыталась бежать в Тверь, однако Дмитрий Шемяка заставил ее вернуться. А. А. Зимин и Я. С. Лурье полагали, что великий князь отсутствовал в Москве в опасный период, когда ждали ордынского набега, а Шемяка, как старший в роду, взял власть в столице и не допустил бегства великой княгини. Посулив гигантский выкуп хану Улу-Мухаммеду, Василий с татарским войском пошел на Москву.

По новгородским сведениям, ордынцы «взяли на Василии Васильевиче окупа целых 200 000 руб.», «а иное Бог весть да они». Псковичи говорили, что Василий II только посулил татарам 25 000 руб. и привел с собой 500 татар. В Твери летописец записал, что с Василием II пришли «татарове дани имати великиа, с собе окуп давати татаром». Московские летописцы второй половины XV в. стыдливо умалчивали о размерах выкупа, лишь заявив, что великий князь отпущен был ордынцами с обещанием дать им «окуп» «сколько может». Из плена Василий вернулся с татарскими мурзами, взял их на службу и давал им кормление, что вызвало недовольство народа.

Заявив, что Василий хану всю землю «процеловал» (целуя крест, посулил непомерно большой выкуп), Шемяка оставил столицу и удалился в Углич. На сей раз возмущенные угодничеством Василия II многие представители знати и духовенства перешли на сторону Дмитрия. Через три месяца после возвращения Василия Дмитрий Шемяка вновь стал московским князем. В начале февраля 1446 г. Василий II со своими детьми и ближайшим окружением отправился на богомолье в Троицкий монастырь. В Вологодско-Пермской и Ермолинской летописях рассказывается о пленении Василия.

«Великий князь увидал неприятелей, как они скакали с Радонежской горы к селу Клементьевскому, и бросился было на конюшенный двор, но здесь не было ни одной готовой лошади, потому что сам он прежде не распорядился, понадеявшись на крестное целование, а люди все оторопели от страха. Тогда Василий побежал в монастырь, к Троицкой церкви, куда пономарь впустил его и запер за ним двери. Тотчас после этого вскакали на монастырь и враги; прежде всех въехал боярин Шемякин Никита Константинович, который разлетелся на коне даже на лестницу церковную, но, как стал слезать с лошади, споткнулся об камень, лежащий на паперти, и упал: когда его подняли, то он едва очнулся, шатался точно пьяный и побледнел как мертвец. Потом въехал на монастырь и сам князь Иван и стал спрашивать, где князь великий. Василий, услыхав его голос, закричал ему из церкви: “Братья! помилуйте меня! Позвольте мне остаться здесь, смотреть на образ Божий, Пречистой Богородицы, всех святых; я не выйду из этого монастыря, постригусь здесь”, — и, взявши икону с гроба св. Сергия, пошел к южным дверям, сам отпер их и, встретив князя Ивана с иконою в руках, сказал ему: “Брат! Целовали мы животворящий крест и эту икону в этой самой церкви, у этого гроба чудотворце- ва, что не мыслить нам друг на друга никакого лиха, а теперь не знаю, что надо мною делается?” Иван отвечал: “Государь! если мы захотим сделать тебе какое зло, то пусть это зло будет над нами; а что теперь делаем, так это мы делаем для христианства, для твоего окупа. Татары, которые с тобою пришли, когда увидят это, облегчат окуп”. Василий, поставив икону на место, упал пред чудотворцевым гробом и стал молиться с такими слезами, воплем и рыданием, что прослезил самих врагов своих. Князь Иван, помолившись немного в церкви, вышел вон, сказав Никите: “Возьми его”. Великий князь, помолившись, встал и, оглянувшись кругом, спросил: “Где же брат, князь Иван?” Вместо ответа подошел к нему Никита Константинович, схватил его за плеча и сказал: “Взят ты великим князем Димитрием Юрьевичем”. Василий сказал на это: “Да будет воля Божия!” Тогда Никита вывел его из церкви и из монастыря, после чего посадили его на голые сани с чернецом напротив и повезли в Москву»1.

Василия ослепили в 1446 г., сделав «Темным», принудили крест целовать, что не будет стремиться к престолу и отправили в ссылку в Вологду. В Новгородской летописи приведены причины, побудившие Шемяку ослепить Василия: «Зачем привел татар на Русскую землю и города с волостями отдал им в кормление? Татар и речь их любишь сверх меры, а христиан томишь без милости; золото, серебро и всякое имение отдаешь татарам, наконец, зачем ослепил князя Василия Юрьевича?» Даже великокняжеская летопись сообщает о том, что после освобождения Шемякой Василия Темного из ссылки в 1447 г. князь признал свою вину перед «всем православным христьянством, его же изгубих и еще изгубить хотел».

Вельможи вновь устремились к Василию Темному, ставшему жертвой Шемяки. 29 декабря 1447 г. Дмитрию Шемяке вручили послание епископов и настоятелей монастырей, в котором Шемяку за попытки отнять престол у «старейшего брата» сравнивали с Каином и князем Святополком Окаянным. «По Крещении две недели» Шемяка должен был «исправиться» перед великим князем, а иначе ему грозило отлучение от Церкви. Шемяку и его соратника Ивана Можайского вынудили дать «проклятые грамоты» Василию Темному. Митрополит Иона в послании новгородскому архиепископу Евфимию в 1452 г. писал, что Шемяка «сам себе от христианства отлучил».

Игумен Кирилло-Белозерского монастыря снял с Василия клятву, и он переехал в Тверь, а через год после свержения и ослепления в 1447 г. Василий Темный въехал в Москву. Пока Василий Темный находился на Волге, вместе с митрополитом Ионой восьмидесятилетняя княгиня Софья собрала народное ополчение и организовала оборону Москвы от нападения ордынского царевича Мазовши в 1451 г.

В 1453 г. гонимый Шемяка умер в Новгороде, по всей видимости, его отравили. В Ермолинской и Львовской летописях сообщается, что Дмитрия Шемяку отравили по приказанию Василия II. Дьяк великого князя Степан Бородатый привез и передал яд либо новгородскому боярину Ивану Котову, либо посаднику Исаку Борецкому. Повар по прозвищу Поганка поднес князю отраву «в куряти». Промучившись 12 дней, Дмитрий Шемяка скончался. Не следует исключать причастность новгородской знати к этой расправе. Убийство исподтишка

Дмитрия Шемяки вызвала ропот на Руси. Принесший долгожданную весть о смерти князя Дмитрия подьячий Василий Беда получил звание дьяка, то «прорекоша ему людие мнози, яко ненадолго будеть времени его, и по мале сбысться ему». Когда в Боровский монастырь явился постригшийся в монахи убийца князя Дмитрия Шемяки, игумен Паф- нутий сурово изобличил его перед всей братьею и отказался принять его в обители1.

Подорвав силы Руси и укрепив власть Орды, междоусобица, однако, показала новую центральную роль Москвы, из-за которой и велась война.

—>

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей. Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных. Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. — битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 — 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 — 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной») системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» — следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

1. Прекращение усобиц.

2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 — 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую –Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную. «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132г. начинается феодальная раздробленность.

Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси

Причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.

2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы.

3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.

4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.

5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.

6. Пестрый этнический состав Киевской Руси.

Значение феодальной раздробленности:

1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.

2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.

3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.

4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.

5. Происходит усиление княжеских усобиц.

Особенности феодальной раздробленности:

1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.

2. Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.

Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).

В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.

Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI — начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), поэтому в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.

1132 – 1157 гг. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гг. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146г.) и Москва (1147г.)

1157 – 1174 гг. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 г. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г.). В 1169 г. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.

С 1174 по 1176 гг. – правление Михаила Юрьевича.

1176 – 1212 гг. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета, но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 г.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор «Слова о полку Игореве» (1187 г.) писал о Всеволоде, что его дружина может «Дон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескать».

В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время этот цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.

Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 г. власть в княжестве захватили бояре, надолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 г. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.

К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – «из варяг в греки» (т.е. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), — в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.

Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие необходимости в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики. Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136г. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в этом государстве играл слой новгородских бояр. В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр («триста золотых поясов»), которое решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника, вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого, возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владыку – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.

image



Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий