Классификация территориального общественного самоуправления России

Нам всем известна деятельность ТОСов. Так сокращенно называется территориальное общественное самоуправление — одна из важнейших форм участия граждан в системе местного самоуправления. Но как создать подобную организацию в собственном доме? В статье будет представлен подробный алгоритм, расшифровка базовых понятий, необходимое для организации ТОСа, особенности проведения собраний жильцов.

Определение

Территориальное общественное самоуправление — это гражданская самоорганизация по месту проживания на определенной территории. Подобные учреждения регулируются ст. 27 ФЗ № 131 (2003) — «Общие принципы организации МСУ (расшифровка — местное самоуправление) в РФ».

Цель создания территориального общественного самоуправления — стремление к самостоятельному решению гражданами проблем местного значения. Алгоритм как организации, так и непосредственного осуществления ТОС, условия выделения финансов из бюджета населенного пункта определяются уставом данного муниципального образования, а также его локальными нормативными актами.

В России территориальное общественное самоуправление населения может осуществляться на следующих территориях:

  • Подъезды многоквартирных домов.
  • Многоквартирные жилые дома целиком.
  • Группы жилых домов.
  • Микрорайон (жилые здания).
  • Населенный сельский пункт (по статусу не относящийся к поселениям).
  • Иные виды территорий проживания в РФ.

Формы территориального общественного самоуправления в России следующие:

  • Непосредственное участие населения. Проведение соответствующих конференций, собраний.
  • Создание органов ТОС.

image

Органы и устав

Органы территориального общественного самоуправления избираются на конференциях, собраниях граждан, проживающих на какой-либо определенной территории.

Данная организация считается зарегистрированной с даты регистрации ее устава уполномоченными органами МСУ данного поселения.

В Уставе обязательно отражается следующее:

  • Территория, на которой будет осуществляться ТОС.
  • Цели, основные векторы деятельности, задачи, формы ТОС.
  • Порядок формирования, а также срок полномочий и их прекращение, права и обязанности органов территориального общественного самоуправления. Органами местного самоуправления, напомним, они должны быть одобрены.
  • Порядки принятия решений.
  • Порядки приобретения имущества, пользование и распоряжение как им, так и иными материальными средствами.
  • Порядок прекращения существования ТОС.

Общий план создания

С чего начать организацию территориального общественного самоуправления? Прежде всего представить перед собой четкий план всей предстоящей работы:

  1. Сбор инициативной группы.
  2. Разработка будущего устава ТОСа.
  3. Разработка планов проектов деятельности организации, смет ее доходов и расходов.
  4. Организация проведения собраний граждан (на большой территории проводятся конференции).
  5. Принятие устава.
  6. Избрание органов ТОС.
  7. Принятие плана работ, а также смет расходов и доходов.
  8. Регистрация ТОСа в системе местного самоуправления.

Разберем важные пункты более подробно.

image

Инициативная группа

Для дальнейшей регистрации территориального общественного самоуправления в местном самоуправлении прежде всего нужно собрать инициативную группу из не менее чем 3 человек (орган МСУ правомочен установить и другой минимальный состав данной группы). По инициативе этих граждан и создаются ТОС.

Эти лица должны иметь право на участие в территориальном общественном самоуправлении. Они объединяются с целью созыва в дальнейшем учредительной конференции или собрания. Участники инициативной группы избираются на первом собрании граждан.

Проведение первого собрания

На первом собрании по поводу территориального общественного самоуправления решаются следующие вопросы:

  • Принятие решения об инициации организации ТОСа на определенной территории.
  • Формирование инициативной группы.
  • Определение территории для будущего ТОСа.
  • Подготовка запроса в МСУ для выдачи справки с численностью населения старше 16 лет, проживающего на данной территории.

Далее инициативная группа должна направиться с письменным обращением в представительный орган МСУ с просьбой утвердить границы нового ТОСа. Кроме того, она обращается к местной власти с просьбой выдать справку о численности населения старше 16 лет на данной территории.

Проведение второго собрания

Для дальнейшего осуществления территориального общественного самоуправления нужно провести и второе собрание граждан. На нем решаются весьма важные вопросы:

  • Определение формы проведения учредительного собрания. Их может быть две — собрание и конференция. Определяются на основе справки о численности населения. Если людей по ней менее 100, то необходимо собрание. В противном случае — конференция. Здесь устанавливаются нормы представительства: до 300 человек — один делегат от 10, до 600 человек — один делегат от 20, до 1000 — один делегат от 25, до 2000 — один делегат от 50, до 10 000 — один делегат от 100, до 15 000 — один делегат от 150, до 20 000 — один делегат от 200, до 30 000 — один делегат от 300.
  • Назначение даты, места и времени проведения учредительной конференции, собрания.
  • В случае когда требуется проведение конференций, нужно представить территории, на которых граждане будут выбирать делегатов на мероприятие.
  • Решение: будет или нет создаваемая структура юридическим лицом.
  • Подготовка проекта повестки дня учредительного собрания.
  • Подготовка проекта Устава ТОСа.

Подготовка к учредительному собранию

На будущей территории территориального общественного самоуправления важно заблаговременно предупредить население о проведении собрания. Также уведомление о нем своевременно доставляется органам МСУ.

Способов оповещения здесь три:

  • Размещение объявлений в общедоступных локациях.
  • Поименное оповещение каждого, проживающего на будущей территории ТОСа.
  • Публикация объявлений в СМИ.

Требования к объявлению такие:

  • Указание места, времени и даты проведения мероприятия.
  • Повестка дня.
  • Расположение помещения, в котором можно ознакомиться как с составленным проектом Устава, так и с проектами иной документации.

Если жители, ознакомившись с Уставом, не полностью удовлетворены его содержанием, то изменение определенных пунктов документа должно быть вынесено в повестку учредительного собрания.

Подготовка к учредительной конференции

Что важно сделать здесь? Это следующее:

  • Определить норму представительства, исходя из количества проживающих на данной территории.
  • Оповестить жителей будущей территории ТОСа о проведении собрания по выбору делегатов (желательно не позже чем за 14 дней до даты учредительного собрания).

Собрания по выбору делегатов здесь могут происходить в двух формах:

  • Очная. Присутствие жителей в локации проведения собрания, обсуждение кандидатов в делегаты, выбор кандидатур путем голосования, подтверждение в протоколе выбора населения.
  • Заочная. Сбор подписей в поддержку тех или иных кандидатов в делегаты. Для этого заранее необходимо подготовить подписные листы.

Законными делегатами тут будут считаться граждане, собравшие максимальное количество голосов (подписей). Избрание считается состоявшимся, если в собрании приняла участие большая часть населения. Если кандидатов было выдвинуто несколько, то делегатом становится тот, кто собрал максимум голосов.

Проведение учредительного собрания

При проведении учредительного собрания важно помнить следующие правила:

  • В собрании принимают участие только граждане, постоянно проживающие на территории будущего ТОСа.
  • Проведение такого собрания правомочно лишь в том случае, если на нем присутствуют более половины жителей территории ТОСа старше 16 лет. Для фиксации их численности заполняется список участников.
  • Что касается учредительной конференции, то на ней обязательно присутствие делегатов, избранных заочным или очным образом. Также допускается присутствие всех желающих жителей, постоянно прописанных на данной территории, старше 16-ти лет.
  • На конференции также составляется список участвующих делегатов.
  • На мероприятии могут присутствовать представители от структуры местного самоуправления.

План учредительного собрания

Мероприятие открывает представитель инициативной группы. Далее он предлагает собравшимся участникам избрать из ее числа председателя и секретаря данной конференции. Порядок голосования здесь предварительно оговаривается.

Рабочие функции данных лиц следующие:

  • Председатель ведет собрание (либо конференцию) согласно повестке, имеет право предоставлять желающим право выговориться.
  • Секретарь непосредственно ведет протокол данной конференции или собрания.

Далее участники утверждают повестку настоящего собрания. Решение тут считается принятым в том случае, если в его пользу проголосовало большинство присутствующих участников (делегатов).

Обязательно обсуждаются и принимаются решения по следующим вопросам:

  • Создание новой структуры, а именно — территориального общественного самоуправления.
  • Утверждение Устава будущего ТОСа.
  • Избрание органов ТОСа (с обязательным упоминанием их полномочий).
  • Наделение (или ненаделение) ТОСа статусом «юридическое лицо».
  • Определение заявителя, который будет уполномочен представлять жителей ТОСа после установления его границ и регистрации Устава.

Оформление документов собрания

Решения, что были приняты гражданами на учредительном собрании ТОСа, обязательно фиксируются в протоколе. К документу предъявляются определенные требования:

  • Содержание информации о дате, времени и локации проведения мероприятия.
  • Указано число участников собрания (либо прибывших делегатов в случае с учредительной конференцией).
  • Указано число граждан, принявших участие в работе проведенного учредительного собрания.
  • Указание всех, принятых на мероприятии, решений.
  • Визирование председателем собрания и секретарем.
  • Документ обязательно должен быть прошит, пронумерован, склеен и заверен подписями секретаря и председателя на склейке.

Протокол далее хранится в месте, которое было сообща определено на учредительном собрании (конференции). При этом любой гражданин, проживающий на территории ТОСа, вправе знакомиться с содержанием данного документа, а также делать из него выписки.

Мы кратко разобрали, что такое ТОС, каковы его цели и формы. Также рассмотрели общий план создания ТОСа и более конкретно заострили внимание на некоторых этапах его организации.

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»Государство и правоТерриториальное общественное самоуправление

Теоретические основы территориального общественного управления. Нормативно-правовая база. Пути решения основных проблем. Подразделение районной администрации. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Общие собрания граждан.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 43,8В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», редакция Май 2021Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯСтатья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

  • 1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
  • 2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
  • 3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
  • 4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
  • 5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
  • 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

  • 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  • 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  • 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

  • 1) территория, на которой оно осуществляется;
  • 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
  • 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
  • 4) порядок принятия решений;
  • 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
  • 6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление на территории РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Статья 27 данного ФЗ говорит о такой форме непосредственной демократии, как территориальное общественное самоуправление, а также о других формах непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Территориальное общественное самоуправление создается для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив граждан муниципального образования в вопросах местного значения.

Формы реализации территориального общественного самоуправления — это непосредственное решение населением вопросов местного значения либо решение указанных вопросов при помощи созданных органов территориального общественного самоуправления (аналогично построению системы органов местного самоуправления). В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами (в целях участия в гражданско-правовых и иных отношениях). Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Степень регулирования вопросов территориального общественного самоуправления в законах субъектов РФ различна. Как правило, отдельные нормы о территориальном общественном самоуправлении содержатся в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. На уровне муниципальных образований этот вопрос решается более продуктивно. Согласно большинству уставов муниципальных образований, расположенных на территории России, система территориального общественного самоуправления включает в себя общие собрания (сходы) граждан, конференции и органы территориального самоуправления. В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Наряду с предусмотренными ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, указанному ФЗ и иным федеральным законам, законам субъектов РФ.

Найдено 8 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

—> Территориальное общественное самоуправление

Источник: Большой юридический словарь

—> Территориальное общественное самоуправление

Источник: Словарь юридических понятий (из актов Российского законодательства)

—> ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

—>Территориальное общественное самоуправлениесамоорганизация граждан по месту их жительства на части территории аила (села), поселка, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в форме советов и комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, домовых, уличных, квартальных комитетов, жамаатов (общин) и других формах, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики. Границы территории общественного самоуправления устанавливаются соответствующими местными кенешами с учетом предложений жителей. Различные формы территориального общественного самоуправления приобретают свой статус с момента их учетной регистрации в местном кенеше. Территориальное общественное самоуправление также вправе приобретать статус юридического лица в установленном законодательством порядке. Все формы территориального общественного самоуправления в своей деятельности подотчетны собраниям граждан, их избравшим, и зарегистрировавшему их местному кенешу.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

—>ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

—>ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

—>ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕсамоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995). Порядок организации и осуществления Т.о.с. определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования органам Т.о.с. предоставляется статус юридического лица. Это видовое понятие, объединяющее различные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (советы, комитеты, кондоминиумы). Их следует отличать от общественных организаций, общественных объединений граждан, деятельность которых регулируется Законом «Об общественных организациях, общественных объединениях граждан» 1995. Органы Т.о.с. формируются (избираются) на собраниях, сходах, конференциях граждан по территориальной принадлежности. Именно принадлежность к конкретной территории (части территории муниципального образования) и связанные с этим проблемы и объединяют граждан в эти организации. Т.о.с. появилось во второй половине 80-х гг. и нашло свое правовое регулирование в Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР» 1990. Закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» 1991 целую главу посвящал Т.о.с. С принятием Конституции РФ 1993 разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, регулирование вопросов статуса органов Т.о.с. отнесено к предметам ведения субъектов Федерации, т.к. лежит вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституции (Уставы) субъектов Федерации, как правило, содержат в главах, посвященных местному самоуправлению, положения, регулирующие Т.о.с. Так, Устав (Основной закон) Тюменской области 1995 устанавливает, что Т.о.с. осуществляется гражданами посредством территориальных общин, собраний (сходов, конференций), а также органов общественного самоуправления (Советов, комитетов, микрорайонов, жилищных комплексов, сельских поселений и т.п.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления. В уставах городов и других муниципальных образований, как правило, устанавливается система Т.о.с. и финансовая основа их деятельности. В некоторых уставах регулируется вопрос о порядке регистрации органов Т.о.с. органами местного самоуправления, их администрациями. Многие уставы муниципальных образований устанавливают основы взаимодействия органов Т.о.с. с органами местного самоуправления. Так, органы Т.о.с. получают от органов местного самоуправления в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении и конкретными договорами часть исполнительно-распорядительных функций и часть средств из бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, переданных органами местного самоуправления, и целевых программ. Компетенция Т.о.с. подразделяется как бы на две части. Во-первых, если они являются юридическими лицами, то они обладают рядом прав, которые не зависят от органов местного самоуправления. Так, они вправе учреждать предприятия, кооперативы, использовать прибыль, полученную от их деятельности, по своему усмотрению, распоряжаться средствами от добровольных пожертвований граждан, заключать договоры, защищать свои интересы в судебном порядке и другие права, вытекающие из статуса юридического лица и составляющие исключительную компетенцию органов Т.о.с. как юридического лица. Во-вторых, органы Т.о.с. обладают полномочиями, вытекающими из их статуса первичной территориальной ячейки управления: оказание услуг населению (ремонт квартир, систем водоснабжения, отопления, газовых коммуникаций); деятельность по развитию соцкультбыта (ремонт имеющихся и строительство новых объектов соцкультбыта, садов, спортивных, детских площадок и т.п.); оказание помощи малоимущим, престарелым, нетрудоспособным. Правовая база деятельности органов Т.о.с. создает перспективы расширения данной формы участия населения в самоуправлении. Л А. Ревенко

Источник: Юридическая энциклопедия

—>Территориальное общественное самоуправление

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий