Какими бывают виды УУД по ФГОС – таблица. Классификация универсальных учебных действий

Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.

Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.

image

Теоретические аспекты

Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.

image

Компоненты учебной работы

Формирование УУД связано со следующими элементами:

  • познавательными мотивами;
  • учебными целями и задачами;
  • умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
  • контролем и оценкой результатов своей работы.

Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.

Функции

Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.

Виды УУД

Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.

Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.

Учебные действия

Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:

  • самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
  • смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
  • нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.

Регулятивные УУД

Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:

  • целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
  • планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
  • сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
  • коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
  • оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.

Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.

Особенности УД

Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:

  • индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
  • поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
  • выстраивание структуры знаний;
  • осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
  • подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
  • рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
  • осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.

Знаково-символические действия

Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:

  • моделирование;
  • символические действия;
  • изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.

Формирование УУД логического вида:

  • синтез;
  • анализ;
  • сравнения;
  • классификации по признакам разных объектов;
  • выявление следствий;
  • определение причинно-следственных связей;
  • выстраивание логического плана действий;
  • постановка гипотезы, ее обоснование;
  • доказательство.

Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.

Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
  • постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
  • разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
  • контроль, анализ, коррекция работы партнера;
  • полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.

Заключение

Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.

В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:

  • в качестве цели, содержания, организации;
  • в рамках усвоения различных предметных областей;
  • в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.

Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.

Список УУД ФГОС ООО

Список универсальных учебных действий (УУД)

Название УУД

Условное сокращение

1. Познавательные УУД

ПУД

1.1. Познавательные общеучебные УУД

ПОД

1.1.0. принятие и сохранение познавательной цели (учебной задачи);

1.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи);

1.1.2. поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации);

1.1.3. структурирование информации и знаний (в т.ч. составление текстов) и её понимание;

1.1.4. выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);

1.1.5. выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

1.1.6. построение речевых высказываний в устной и письменной формах (подробный и сжатый пересказ текста);

1.1.7. рефлексия способов и условий действия;

1.1.8. самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;

1.1.0

1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.1.4

1.1.5

1.1.6

1.1.7

1.1.8

1.2. Познавательные логические УУД

ПЛД

1.2.1. сравнение;

1.2.2. подведение под понятие;

1.2.3. анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов;

1.2.4. синтез (в т.ч. самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов);

1.2.5. выведение следствий;

1.2.6. сериация и классификация;

1.2.7. установление причинно-следственных связей;

1.2.8. построение логической цепи рассуждения;

1.2.9. доказательство

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

1.2.5

1.2.6

1.2.7

1.2.8

1.2.9

1.3. Познавательное действие «Постановка и решение проблем»

ПДП

1.3.1. формулирование проблемы;

1.3.2. выдвижение гипотез и их обоснование;

1.3.3. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

1.3.1

1.3.2

1.3.3

2. Коммуникативные УУД

КУД

2.1. Действия для осуществления совместной деятельности (в т.ч. работа в группе)

2.1.

2.1.1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.1.2. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

2.1.3. разрешение конфликтов – выявление проблемы конфликта, поиск способов устранения, принятие решения и его реализация;

2.1.4. управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.2. Действия для осуществления общения и взаимодействия

2.2

2.2.1. строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

2.2.2. слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах);

2.2.3. сообщать в устной и письменной формах мнения и взгляды других;

2.2.4. использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

2.2.5. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

2.2.6. взаимоконтроль, взаимооценка УПД.

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.2.5

2.2.6

3. Регулятивные УУД

РУД

1) Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации;

2) выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения;

3) соотнесение выявленной учебной информации с собственными знаниями и умениями; принятие решения об использовании помощи;

4) составление и реализация плана деятельности при освоении учебной информации;

5) контроль усвоения учебной информации;

6) оценивание результатов выполненной деятельности;

7) самодиагностика и коррекция собственных учебных действий.

4. Личностные УУД

ЛУД

4.1. Смыслообразование

4.1.

4.1.1. установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

4.1.2. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

4.1.1

4.1.2

4.2. Нравственно-этическая ориентация

4.2

4.2.1. выделение морально-этического содержания событий и действий;

4.2.2. построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;

4.2.3. нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;

4.3.4. ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

4.2.1

4.2.2

4.2.3

4.2.4

4.3. Самопознание и самоопределение

4.3

4.3.1. построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;

4.3.2. формирование идентичности личности;

4.3.3. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

4.3.1

4.3.2

4.3.3

<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>

Дорогие друзья, мы рады представить вам Трофимову Людмилу Анатольевну, учителя начальных классов МБОУ «Лицей №3» г. Братск Иркутской области. Сегодня Людмила Анатольевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию личностных УУД в начальной школе. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Анатольевны:

«Формирование личностных УУД в начальной школе одна из ведущих тем при внедрении в образование ФГОС второго поколения».

Полезного чтения…

Формирование личностных УУД в начальной школе

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира и обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основной целью УМК “Школа 2100” является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Формулировка задач УМК “Школа 2100” предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности (к процессу обучения, к учителю, к однокласснику) должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход интегрировано реализуется во учебных курсах и учебниках УМК “Школа 2100”, бережно сохранивших лучшие традиции русской школы, учитывающих возрастные особенности детей; хотя каждый предмет обладает своей спецификой.

Тематическое единство всех предметных линий комплекта способствует построению образа “Я”, включающего  в себя самопознание, саморазвитие, самооценку, гармоничное сочетание четырех “учусь”: учиться узнавать, учиться делать, учиться жить вместе, учиться быть конкурентноспособным.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование личностных универсальных учебных умений:

В учебном предмете “Русский язык” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является жизненное самоопределение; посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:

– беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;

– работать над развитием и совершенствованием собственной речи.

В учебном предмете “Литературное чтение” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является нравственно-этическая ориентация учащихся. Осмысленная, творческая духовная деятельность обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

На ступени начального общего образования “Математика” является основой развития у обучающихся планирования (последовательности действий по решению задач), систематизации и структурирования знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. смыслообразование учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета “Окружающий мир” обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
  • формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  • формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
  • развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Развивающий потенциал предмета “Изобразительное искусство” в сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

В курсе “Технология” основная задача- создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.). Учебное содержание , сформулированное в виде четких и однозначных правил и алгоритмов, облегчает освоение способов разрешения проблемных ситуаций и служит своеобразным “мостиком”, который помогает учащимся переносить изученные способы действий в жизненную практику: “Скажи мне – и я забуду. Научи меня – и я запомню. Вовлеки меня – и я выучу”. (Б. Франклин).

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Все учебники  УМК “Школа 2100” уже с 1 класса “вовлекают” детей в познавательный процесс своей доступностью,  наличием элементов поисковой деятельности, творчества, что гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальность достижения запланированных результатов для личностного развития первоклассника умений:

  • Объяснять и оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, осознавать, почему конкретные ситуации или поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова.
  2. Планируемые результаты начального общего образования/Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.Автор: Асмолов Александр Григорьевич, Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна

05.11.2013

Формируемая профессиональная компетенция:

способность формирования и развития у школьников УУД на материале «Окружающего мира».

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • • сходство и различие между перечнем УУД и метапредметными результатами, отраженными в ФГОС НОО;
  • • как приобщить школьников к использованию познавательных УУД при изучении окружающего мира;

уметь

  • • вводить моделирование, сравнения, классификацию, установление причинно-следственных связей в содержание уроков «Окружающего мира»;
  • • проводить диагностику умения учителя работать с познавательными УУД;

владеть

информацией о видах универсальных учебных действий.

Некоторые вопросы, связанные с введением универсальных учебных действий в содержание «Окружающего мира»

В процессе изучения Окружающего мира формируется весь спектр УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные (рис. 8.1).

В то же время в Федеративном государственном стандарте начального общего образования обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые подразделены на личностные, метапредметные и предметные и которые во многом созвучны с УУД.

Сходство и различия понятий «УУД» и «метапредметные результаты» освоения программы.

Сравнение перечня метапредметных результатов и перечня УУД показывает их определенное соответствие.

Рис. 8.7. Виды универсальных учебных действий1

УУД

(Примерная основная программа)

Требования к метапредметным результам (ФГОС НОО)

Целепологание

«Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности…»

Планирование

«Формирование умения планировать…»

Анализ, синтез

«Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза…»

Однако будущий учитель должен понимать, что УУД и метапредмет- ные результаты — это не одно и то же. Неполное соответствие обозначенных в Стандарте требований к метапредметным результатам понятию «УУД» проявляется как минимум по трем позициям.

1. В Стандарте большинство требований к метапредметным результатам выражены в форме умений («умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия…») или компетенций [1]

  • («готовность конструктивно разрешать конфликты…»), т. е. здесь называется результат образования. В свою очередь УУД — это учебные действия, которые могут быть освоены или не освоены школьниками. В этом смысле можно считать, что названные в ФГОС метапредметные умения (компетенции) — это присвоенные (освоенные школьниками) УУД.
  • 2. В Стандарте требования к метапредметным результатам образования выделены в отдельную группу наряду с требованиями к личностным и предметным результатам образования, в то время как личностные действия обыкновенно включаются в состав УУД наряду с регулятивными, познавательными, коммуникативными.
  • 3. Главное отличие: УУД — это всегда действие; метапредметные же результаты включают не только действия (умения), но и овладение «начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений…»; «базовыми предметными и межпредметными понятиями…», т. е. овладение метапредметными знаниями или метазнаниями. Более того, метапредметные результаты ФГОС основного общего образования включают, например, и «формирование и развитие экологического мышления», т. е. к метапредметным результатам может быть отнесен и стиль мышления — понятие, безусловно, более широкое, чем отдельные составляющие мышления (логические универсальные действия — анализ, синтез и др.). Экологическое мышление формируется и развивается в процессе изучения многих учебных дисциплин, т. е. оно тоже метапредметно.

Таким образом, требования к метапредметным результатам образования и УУД по некоторым позициям близки, но не идентичны.

  • [1] URL: http://900igr.net/up/datas/206215/024.jpg (дата обращения: 31.01.2019).

Миссия школ ХХІ века заключается не только в передаче большого количества знаний и опыта предыдущих поколений, но и в формировании в учащихся способностей к самообучению. Что такое универсальные учебные действия? Это комплекс специальных умений и навыков.

Это самостоятельный поиск нужной информации, ее анализ, обработка для получения новых знаний, критическая оценка полученных фактов, что способствует формированию нужных для жизни в информационном обществе умений и комплексного мышления.

Содержание

Цели

Универсальные учебные действия (УУД) выполняют такие функции:

  • помогают учащимся самостоятельно формировать для себя цели и понимать их, определять способы, методы и пути их реализации,
  • помогают ученикам без помощи учителя находить, выбирать и использовать средства для достижения поставленных целей,
  • создают комфортные условия для формирования личности, развития талантов, закладывают в создании школьников понимание необходимости образования,
  • обеспечивают эффективное усвоение знаний, формирование навыков и умений, компетентностей в предметах, которые входят в школьную программу.

Это интересно! Выбираем профессию: как стать частным нотариусом в России

УУД – сквозные, они формируются в процессе обучения независимо от предмета и дисциплинарной направленности деятельности.

Универсальные учебные действия этоВиды УУД

Их существует 4 группы:

  • личностные,
  • познавательные,
  • коммуникативные,
  • регулятивные.

Действия всех групп связаны между собой, некоторые умения пересекаются. Они не формируются обособлено, только в комплексе в процессе изучения всех школьных дисциплин.

Универсальные учебные действия этоУниверсальные учебные действия

Что такое личностные УУД

Они помогают ученикам ориентироваться в жизненных целях, моральных нормах, социальных категориях.

Во время формирования этого комплекса умений они учатся:

  • Понимать соотношение между поступками, словами и событиями с морально-этическими принципами: оценивать их, корректировать свое поведение в соответствии с ними.
  • Анализировать поведение (свое и других людей) с точки зрения нравственных норм.
  • Ориентироваться в социальных ролях: понимать особенности поведения с разными категориями общества (с родителями, учителями, в общественных заведениях, на улице).
  • Ориентироваться в отношениях с другими людьми: учиться говорить о своих эмоциях и чувствах, слушать других, уметь отстаивать свои взгляды и выстраивать личные границы.

Развитие личностных УУД помогает понять ценность индивидуума, принимать разнообразие характеров и темпераментов, ориентироваться и выстраивать модель поведения в соответствии с поставленными целями и обстоятельствами.

Универсальные учебные действия этоЛичностные УУД

Виды познавательных УУД

Познавательные УУД касаются обучения и помогают субъектам образования работать с информацией: собирать, анализировать, систематизировать.

Эта группа действий включает такие виды умений:

Общие
  • формулирование учебных целей,
  • анализ вариантов достижения целей,
  • работа с массивами информации,
  • структурирование информации, систематизация и умение делать выводы,
Логические
  • анализ и синтез информации,
  • сравнение,
  • поиск и установление связей между категориями причина/следствие,
  • аргументирование суждений, построение логической цепочки доводов,
Проблемные
  • формулирование проблемы и понимание ее сути,
  • поиск способов решения проблемы.

Обратите внимание! В отдельную группу определяют знаково-символические действия: умения понимать графические формы отображения информации (таблицы, диаграммы, графики), интерпретировать их и моделировать в разных знаковых системах. Например, данные из таблиц преобразовывать в текст, графики отображать через схемы, текст – через диаграммы.

Цель УУД этого вида – формирование интереса к обучению, активизация любопытности у младших учащихся и научного интереса у старших.

Коммуникативные УУД

Они связаны с общением и формируют социальную компетенцию, которая включает в себя умения:

  • Планировать общение с разными социальными категориями: учителями, одногодками. Планирование учитывает понимание коммуникативной ситуации: цель общения, место, возраст и социальный статус участников коммуникации.
  • Вступать в диалог с разными личностями и в разных ситуациях, вести его в соответствии с коммуникативной ситуацией, правильно выбирать коммуникативные средства для общения.
  • Решать конфликты: определять их, правильно идентифицировать проблему и предлагать способы ее решения.
  • Понимать цель общения и поведение собеседников.
  • Выражать мысли в корректной и логической форме с учетом коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД тесно связаны с личностными: от понимания особенностей своей личности и других людей, умения выстроить свое поведение и понимания морально-этических норм общения зависит успешность коммуникации.

Универсальные учебные действия этоКоммуникативные УУД

Что такое регулятивных УУД

Они обеспечивают, помогают решать организационные вопросы образования.

Включают умения:

  • Ставить цели, исходя из понимания того, что уже известно и что еще нужно усвоить. Учителя помогают учащимся тем, что озвучивают цели уроков, блоков тем, семестров и года. Такой подход помогает сформировать целостное видение образования.
  • Планировать деятельность. Учащиеся создают план, формулируют промежуточные цели. Простым примером планирования в школе является расписание уроков. В соответствии с ним ученики планируют самостоятельную работу, выполнение домашних заданий.
  • Прогнозировать результаты, проблемы, оценки. Прогнозирование – это умение предугадать результат своей деятельности на основе анализа проделанных шагов, выполненных пунктов плана.
  • Контролировать результаты обучения. На протяжении обучения ученики осведомлены о своих оценках и успехах, это помогает им контролировать уровень своей успешности.
  • Корректировать. В зависимости от учебных результатов учащиеся могут корректировать свое обучение и цели. Если результаты неудовлетворительные, они под руководством учителя вносят в план обучения корректировки, дополнительные замечание и этапы. Например, те, у кого проблемы с успеваемостью, могут получить дополнительные занятия или задания для исправления ситуации.
  • Оценивать результаты деятельности могут и учителя, и учащиеся. В первом случае система оценки должна быть выстроена максимально объективно. Самооценивание – важный аспект оценивания, который помогает самостоятельно анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее с объективными оценками.
  • Регулировать силы и энергию (рационально распределять время для отдыха и обучения).

Это интересно! Что такое технологическая карта для урока по ФГОС: образец

Регулятивные УУД называют также организационными. Они помогают сформировать самостоятельность, ответственность за свое поведение, слова и поступки.

Условия для развития УУД

Для комплексного формирования УУД нужны такие условия:

  • Отображение в содержании образовательного процесса требований к формированию универсальных действий разных видов. Например, в программе литературы прописана «социально-культурологическая» линия, в которой прописаны, какие действия и умения должны формироваться в процессе изучения каждой темы.
  • Внедрение в контекст изучения разных дисциплин. Например, на уроках математики во время выполнения задач и решения уравнений развиваются логические умения, на уроках обществознания, литературы и языка – коммуникативные. Все виды УУД равномерно распределены между всеми предметами.
  • Внедрение во внеурочную деятельность. Праздники, тематические мероприятия, памятные даты – это поводы для интеграции знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. В ходе обсуждений, бесед, организации мероприятий разного вида (дискуссий, семинаров, лекций) формируются все виды УУД.

Формирование универсальных учебных действий происходит с помощью разнообразных средств обучения: учебников, пособий, методов, приемов и средств обучения, которые подбирает учитель для достижения своих целей.

Универсальные учебные действия этоУсловия развития УУД

Интеграция у младших школьников

Интеграция УУД в учебный процесс через основные предметы у младших школьников осуществляется таким образом:

Предмет Тип УУП Методы формирования
Русский язык
  • познавательные,
  • регулятивные,
  • логические,
  • работа с морфологической и грамматической структурой языка,
  • запоминание правил построения предложений, словосочетаний,
  • работа со словами и их значением,
  • анализ языковых единиц (слова, предложения, текст),
Литературное чтение
  • личностные,
  • коммуникативные,
  • познавательные,
  • анализ литературного текста,
  • характеристики литературных героев,
  • поиск параллелей в литературных текстах и реальной жизни,
  • моделирование ситуаций из художественных произведений,
Математика
  • логические,
  • знаково-символические,
  • регулятивные,
  • решение задач, примеров, уравнений,
  • создание графических схем для решения задач,
Окружающий мир
  • личностные,
  • коммуникативные,
  • разбор социальных ролей,
  • изучение символики государств,
  • изучение основ истории, этики,
  • формирование элементарных понятий об экологии, общении, толерантности.

Подобным образом УУД формируются во время изучения всех школьных предметов.

Важно! Конкретные цели по формированию универсальных действий прописываются в учебных планах, программах на месяц, неделю, год.

Планируя каждый отдельный урок, учитель тоже фиксирует в целях не только общеобразовательные цели (что надо изучить, понять и проработать), но и логические, личностные, коммуникативные действия. Формирования этих компетенций – приоритет современного образования, которое постепенно отходит от старой модели.

Вывод

Передать больше знаний – уже не цель школы. Она должна учить общаться, решать проблемы, взаимодействовать с разными социальными категориями населения, комфортно чувствовать себя в обществе и развивать сильные стороны каждого ученика.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий