Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление?

12 апреля 2021 Местное самоуправление и государственная власть — один из ключевых вопросов конституционного и муниципального права. Расскажем, что изменилось с принятием поправок к Конституции РФ, отделены ли органы местного самоуправления от органов госвласти и как муниципалитеты могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Что такое местное самоуправление

Понятие местного самоуправления дано в п. 2 ст. 1 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ (далее — закон № 131-ФЗ):

Местное самоуправление — это одна из форм осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться непосредственно (например, путем проведени местного референдума) или через муниципальные органы. Оно организуется исходя из интересов жителей с учетом исторических и других местных традиций.

Согласно п. 1 ст. 1 закона № 131-ФЗ местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя РФ. Ему посвящена глава 8 Конституции РФ.

Также понятие местного самоуправления дано в Европейской хартии местного самоуправления. Хартия принята в 1985 году и с 1998 года обязательна для Российской Федерации. В документе отмечено:

Местное самоуправление — это не только право, но и реальная способность муниципалитетов регламентировать значительную часть публичных дел, управлять ею. Органы местного самоуправления должны действовать в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

К вопросам местного значения относится, например:

  • организация транспортного сообщения для местных жителей;
  • организация муниципальных библиотек;
  • создание условий для деятельности народных дружин;
  • борьба с коррупцией на уровне поселения.

Муниципалитеты вправе проводить местные референдумы по отдельным вопросам.

Порядок проведения местного референдума

Как местное самоуправление соотносится с госвластью

Изначально Конституция РФ 1993 года и законодательство о местном самоуправлении исходили из того, что органы государственной власти и местного самоуправления отделены друг от друга и как минимум организационно не связаны. Процитируем первую редакцию Конституции (полностью – смотрите в КонсультантПлюс, кликнув на текст в рамке)

image

При этом взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления не отрицалось. Оно происходит, например, если муниципалитеты осуществляют переданные им государственные полномочия.

Вместе с тем в законодательстве все чаще стали появляться нормы о разных формах участия органов госвласти в формировании органов местного самоуправления. Например:

  • Глава муниципалитета может выбираться как населением, так и конкурсной комиссией. При этом половина членов конкурсных комиссий городских округов и ряда других муниципалитетов назначается губернатором региона.
  • Аналогичные правила предусмотрены для назначения главы местной администрации по контракту, заключаемому после проведения конкурса.

Летом 2020 года была изменена Конституция РФ, в которой появились следующие положения о взаимодействии государства и муниципалитетов:

  • Теперь в Конституции прямо закреплено, что органы госвласти могут участвовать в формировании муниципальных органов, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц органов местного самоуправления.
  • Законодательство может установить особенности осуществления власти в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, в региональных столицах и на иных территориях.
  • Органы местного самоуправления и госорганы — это единая система публичной власти.
  • Взаимодействие государства и муниципалитетов осуществляется для эффективного решения задач в интересах местного населения.

Рекомендуем прочитать также нашу статью “Система органов муниципального управления”.

Откроем текст Конституции в системе КонсультантПлюс и прочитаем подробнее:

image

Как органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий происходит в соответствии со ст. 19–21 закона № 131-ФЗ.

Основной принцип: передать муниципалитетам решение государственных задач можно только в установленном порядке и сопроводив передачу необходимыми ресурсами.

О передаче госполномочий нужно издать:

  • федеральный закон, если передаются вопросы, находящиеся в федеральном ведении;
  • региональный закон, если передаются отдельные полномочия субъекта РФ.

Пример такого акта — закон Московской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями…» от 12.12.2013 № 147/2013-ОЗ.

Если полномочия находятся в совместном ведении России и ее субъектов, то регионам разрешено своими законами передавать полномочия муниципалитетам. Но в этом случае нужно проверить, чтобы не нарушались федеральные нормы.

Обратите внимание! Во исполнение законов о передаче полномочий можно издавать и другие нормативные акты. Однако передать полномочия, например, распоряжением губернатора нельзя. Нарушение установленной процедуры позволяет муниципалитету отказаться от реализации таких полномочий. Но предварительно город или поселок должен доказать свою позицию в суде.

В законе о передаче полномочий должны быть прописаны:

  • вид или наименование муниципалитета, которому передаются полномочия;
  • перечень прав и обязанностей муниципалитетов и госорганов, которые нужны для реализации полномочий;
  • порядок расчета субвенции для реализации полномочий;
  • перечень передаваемых материальных средств;
  • порядок отчета муниципалитетов по рассматриваемым вопросам;
  • процедура осуществления госконтроля;
  • случаи прекращения осуществления муниципалитетами госполномочий.

Обратите внимание! Ответственность муниципалитеты будут нести только в пределах выделенных средств. Нельзя требовать от них больше, чем исходя из тех финансовых возможностей, которые предоставили.

Полномочия можно передать:

  • на неограниченный срок;
  • определенный срок.

Обратите внимание! Если РФ или регион обнаружат, что муниципалитеты нарушают законодательство по осуществлению ими госполномочий, то они вправе выдавать письменные обязательные предписания. Городские или поселковые власти вправе обжаловать такие предписания в суд.

Помимо передачи полномочий от государства городам и другим поселениям возможна их совместная деятельность по непереданным полномочиям. Она также должна быть законодательно прописана.

***

Итак, местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения для решения вопросов местного значения. И хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, совместно они образуют единую публичную власть, и доля участия государства в деятельности муниципалитетов в настоящее время возрастает. Помимо общих вопросов мы рассмотрели и частный случай — как муниципалитетам передаются отдельные государственные полномочия.

***

Подробнее об органах госвласти читайте в наших статьях:

  • «Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды»;
  • «Система органов исполнительной власти РФ».

О поправках к Конституции РФ смотрите следующие материалы:

  • «Известны итоги голосования по поправкам»;
  • «Почему КС РФ считает поправки соответствующими Конституции?»;
  • «Парламент одобрил поправки к Конституции РФ».

Также о деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службе мы рассказывали в статьях:

  • «Как поступить на муниципальную службу»;
  • «Принят закон о государственном (муниципальном) социальном заказе».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного госу­дарство ведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipiu­m», так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящие время муниципалитет – это избираемое городское или сельское самоуправление. Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует: выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов; управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета; осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации; реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся: Через референдумы, выборы, собрания и сходы; Посредством выборных и других органов местного самоуправления. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ­циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле­ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основные функции: обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131) управление муниципальной собственностью (ст. 132) обеспечение развития соответствующей территории охрана общественного порядка (ст.132) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституцией РФ (ст. 133) обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся: Представительные органы самоуправления Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах) Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.) Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправленияТерриториальная основа местного самоуправления – это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.) Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов. Экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством. Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий. Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации. Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся. Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности. Территориальное самоуправление в г. Москве – самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы – комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание. Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины. Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий. Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия. В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей. Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.Конституция РФ Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994 Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997

Дата добавления: 04.07.2000

В  Grandars.ru В» Правоведение В» Муниципальное право В»

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
  • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ;
  • организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения;
  • охрана общественного порядка;
  • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

Представительный орган муниципального образования

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирга, круг и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения — это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы.

Структура представительного органа местного самоуправления — внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:

  • руководящее звено (председатель);
  • функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии);
  • территориальные структуры (депутатские группы);
  • политические фракции;
  • рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа и т. д.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления решают следующие вопросы:

  • разработка предложений для рассмотрения на заседаниях;
  • подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;
  • содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа и др.

Исполнительные органы местного самоуправления — органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация

Местная администрация (от лат. administrate — управление, руководство) — исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий организационно-распорядительные функции.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления.

Глава муниципального образования

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования, который избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне. Согласно закону о местном самоуправлении (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Органы местного самоуправления взаимосвязаны и представляют единую систему, в которой реализован принцип разделения властей.

Органы местного самоуправления понятие и структура

Под органами местного самоуправления принято понимать небольшой коллектив, который избирается жителями населенного пункта для решения текущих проблем и оптимизации жизни.

В последние годы правительство РФ делает все возможное, чтобы улучшить качество работы данных органов. Чем больше граждан будут вовлечены во взаимодействие с такой системой, тем лучше будут результаты действий этой ветви власти.

С повышением эффективности работы местного управления появляется возможность заинтересовать людей в проявлении их гражданской позиции. Ведь главнейшая задача этого органа – защита гражданских прав человека.

Содержание

Местное самоуправление в России

Проведем краткий экскурс в историю. Первые организации, напоминающие по своей структуре местное самоуправление, зародились еще во времена Древней Руси, когда стояли появляться общины и возникла необходимость в мирном разрешении споров и конфликтов.

Органы местного самоуправления понятие и структура

До такого вида, в каком мы видим местную власть в настоящее время, она прошла несколько ступеней:

  1. С конца десятого века и по конец восемнадцатого, когда в стране был абсолютизм.
  2. С конца восемнадцатого века по начало двадцатого – в это время в стране проходило формирование капитализма. Так же большую роль сыграли изменения после реформ Александра II, по которым в стране вводились земские управы для ведения денежных дел на местах.
  3. С начала двадцатого века по восьмидесятые годы двадцатого века – это период существования Советского Союза, когда местное самоуправление обладало наибольшей полнотой власти и независимостью от центра.
  4. С конца двадцатого века по настоящее время (время существования Российской Федерации) – период наибольшего расцвета местного самоуправления: появляются официальные документы, проводятся выборы и все законы, принятые данным органом, тщательно проверяются на верхнем уровне.

Структура ОМСУ

Понятие ОМСУ расшифровывается как «органы местного самоуправления».

Органы местного самоуправления понятие и структура

Как они осуществляют свою деятельность? Являясь юридическими лицами, они обязуются регистрировать свои действия в соответствии с установленными законами.

Данный элемент власти состоит из нескольких частей:

  1. Представительный орган (является выборным элементом системы. Может быть представлен думой, советом или коллегией).
  2. Глава муниципального образования (является представительным лицом при решении вопросов как с гражданами, так и с представителями власти на различных уровнях).
  3. Местная администрация (исполнительный орган власти).

Помимо структуры, выделяют так же классификации и виды ОМСУ:

  • по способу образования:
  • выборные,
  • по назначению,
  • по специализации:
  • общего назначения,
  • специального назначения,
  • по полномочиям:
  • исполняющие собственные полномочия,
  • исполняющие указы государства,
  • исполняющие добровольные полномочия,
  • по способу принятия решений:
  • единоличное принятие,
  • коллегиальное принятие,
  • по типу исполняемых функций:
  • представительный,
  • исполнительный.

Законодательный орган

Самым ярким примером представительного органа является городская дума. Она формируется на основе выборов жителей данной местности, а количество его членов и срок полномочий прописан в уставах местных самоуправлений.

Органы местного самоуправления понятие и структура

Стоит отметить: если численный состав населения меньше ста человек, то в представительном органе нет необходимости.

Его главной особенностью является то, что он напрямую связан с гражданами населенного пункта, выражает их интересы и принимает решения от лица всех жителей. Членов данного законодательного органа называют депутатами. Этот законодательный орган подконтролен вышестоящему лицу, то есть главе муниципалитета.

Согласно одной из статей ФЗ, в ведении законодательного органа находятся дела, связанные с:

  • уставом муниципалитета,
  • бюджетом данной территории,
  • налогами этого населенного пункта,
  • разработкой программ по развитию данного населенного пункта,
  • вопросами имущества собственности муниципалитета,
  • открытием или закрытием местных предприятий,
  • вопросами о наличии технической базы местных учреждений,
  • правильном исполнении своих обязанностей органов местного самоуправления и отдельных работников.

Глава муниципального образования

Высшее должностное лицо города (села, деревни и т. п.) избирается населением или же назначается думой. Подконтролен и подотчетен как населению, так и законодательному органу.

Органы местного самоуправления понятие и структура

Кратко о полномочиях главы. Он имеет право:

  • представлять муниципалитет при общении как с жителями этой местности, так и с органами власти,
  • ставить подписи на документах и оглашать данные о нормативных актах, изданных думой,
  • требовать провести внеочередное собрание думы,
  • издавать собственные указы, не противоречащие уже существующим нормативным актам.

Деятельность главы может быть прекращена в нескольких случаях:

  • смерть,
  • досрочная сдача полномочий,
  • решение суда о недееспособности,
  • переезд на постоянное место жительства в другое государство.

Местная администрация

Ее руководством занимается глава муниципалитета, либо его заместитель, который назначается согласно контракту. Данный орган муниципалитета является исполнительным и решает вопросы местной юрисдикции.

Органы местного самоуправления понятие и структура

В его ведении находится разработка программ по развитию населенного пункта и расчет денежных средств для предоставления данных в местную думу.

Контрольный отдел

Контрольный орган местного самоуправления образуется для решения вопросов, связанных с местным бюджетом:

  • распределение денежных средств между организациями,
  • составление проекта бюджета,
  • отчет о выдачи денег высокопоставленным органам или чиновникам,
  • проведение проверок учреждений для уточнения о целевом расходовании предоставленных средств.

Органы местного самоуправления понятие и структура

Как и глава администрации, контрольный отдел может образовываться двумя способами: выбором жителей или же путем назначения представительного органа.

По результатам проводимых проверок контрольный отдел обязуется предоставить отчет о проделанной работе для ознакомления жителям населенного пункта.

Функции и полномочия органов местного самоуправления

Данные о полномочиях самоуправления прописаны в законах, принятых на этой территории.

Органы местного самоуправления понятие и структура

В первую очередь в компетенцию ОМСУ, согласно действующему законодательству, входит обеспечение достойного санитарного состояния на ведомственной им территории, противопожарной безопасности, обеспечение школ и детских садов.

Так же в их полномочия входят вопросы, связанные с расширением и застройкой территории, и проверка различных учреждений на нарушения правил как санитарно-эпидемиологических, так и законодательных.

В распоряжении ОМСУ находится имущество, являющееся собственностью муниципалитета.

Заключение

Наличие данной системы в Российской Федерации позволяет говорить о том, что гражданское общество в нашей стране – не просто слова. Данный элемент всей политической системы делает проще управление страной и облегчает общение представителей власти с гражданами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий