Как сделать идеальное введение для статьи: секреты и принципы для хорошего начала

Практические советы по написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Тема реферата должна увлекать, в первую очередь, самого студента, ведь ему придётся изрядно потрудиться над её раскрытием. Темы рефератов, как правило, предлагают преподаватели. Студент выбирает интересную для него тему из общего списка и согласовывает свой выбор с преподавателем.

В ходе выполнения работы студент не только получает сведения в определенной области, но и развивает практические навыки анализа научной литературы.

Ниже перечислены основные требования к оформлению работы, но следует помнить, что на некоторых кафедрах университета разработаны собственные правила оформления реферата.

Оформляем и структурируем

Реферат состоит из введения, основного текста, заключения и списка литературы. Реферат при необходимости может содержать приложение. Каждая из частей начинается с новой страницы.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точку не ставят. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть не менее 10 мм.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей реферата, заполняется по строго определенным правилам и оформляется на отдельном листе бумаги (скачать образец).

Нормы оформления титульного листа могут зависеть от принятых на кафедре стандартов. Поэтому рекомендуется познакомиться с работами предшественников-студентов старших курсов. Тем не менее существует общепринятый стандарт оформления титульного листа реферата.

Оглавление

Оглавление размещается после титульного листа. Слово «Оглавление» записывается в виде заголовка (по центру). В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы. Оглавление должно точно повторять все заголовки в тексте.

Во введении реферата указываются актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата – 1-1,5 страницы.

Основной текст

Основной текст разделён на главы. Если текст достаточно объёмный, то главы дополнительно делятся на параграфы. Главы можно заканчивать выводами, хотя для реферата это не является обязательным требованием. Главы и параграфы реферата нумеруются. Точка после номера не ставится. Номер параграфа реферата включает номер соответствующей главы, отделяемый от собственного номера точкой, например: «1.3». Заголовки не должны иметь переносов и подчеркиваний, но допускается выделять их полужирным шрифтом или курсивом.

Если реферат маленький (общий объем – 8-10 стр.), то его можно не разбивать на главы, а просто указывается «Основная часть», которая выступает в качестве заголовка единственной главы. Однако все-таки предпочтительнее, чтобы текст был разбит на главы (хотя бы две). Обычно в реферате 3-4 главы. Каждая новая глава начинается с новой страницы. На основную часть реферата приходится 6-16 страниц.

Заключение

В заключении формируются выводы, а также предлагаются пути дальнейшего изучения темы. Здесь необходимо указать, почему важны и актуальны рассматриваемые в реферате вопросы. В заключении должны быть представлены ответы на поставленные во введении задачи, сформулирован общий вывод и дано заключение о достижении цели реферата. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Список литературы

При составлении списка литературы следует придерживаться общепринятых стандартов. Список литературы у реферата – 4-12 позиций. Работы, указанные в списке литературы, должны быть относительно новыми, выпущенными за последние 5-10 лет. Более старые источники можно использовать лишь при условии их уникальности. Как оформить список литературы, можноузнать здесь.

Приложения

Приложения должны нумероваться арабскими цифрами. В правом верхнем углу указывают: «Приложение 1», а с новой строки – название приложения. Пример оформления показан ниже:

Приложение 1

Частотная характеристика слов, используемых в эксперименте

Научный стиль и точность

Текст набирается на компьютере в текстовом редакторе. Текст печатается на одной стороне листа формата А4 книжной разметки. Все страницы текста, кроме титульного листа должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с оглавления. Номер страницы ставится по центру верхнего поля страницы.

Формат страниц текста – А 4. Гарнитура шрифта обычная – Times New Roman, при необходимости Arial, Tahoma. Кегль (или размер шрифта) – 14. Междустрочный интервал – 1,5. (это около тридцати строк на листе). Межсимвольный интервал – обычный. Количество знаков в строке, считая пробелы – 60. Поля – стандартные: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см

Рекомендуемый объём реферата – 10-20 страниц. При таких параметрах получается так называемый стандартный машинописный лист, когда на странице размещено примерно 1500 знаков с пробелами.

Нередко реферат содержит таблицы, схемы, и рисунки, которые располагаются сразу после ссылки на них в тексте. Например, можно использовать такое указание в тексте реферата: См. табл. 1.

Все иллюстрации – фотографии, эскизы, графики, карты и т.п. – называют рисунками. Они должны иметь названия и последовательную нумерацию арабскими числами.

Название таблицы, схемы и рисунка в реферате располагается «по центру страницы». Номер таблицы проставляется над подписью к таблице после слова «Таблица» и располагается «по правому краю», например, «Таблица 2».

Таблица 1

Типы актантов в тексте

Семантические типы Актант — субъект Актант — объект
 

Нумерация таблиц, схем и рисунков используется даже в тех случаях, если таблица (схема, рисунок) всего одна. Нумерация ведется отдельно для таблиц, схем и рисунков.

Ссылки

Ссылки в реферате, как и в других студенческих работах (курсовых и дипломах), можно делать двумя способами: (1) ссылка размещается внизу страницы или (2) в конце всего текста.

Первый способ оформления ссылок указан ниже:

Сейчас более распространен второй способ оформления ссылок:

Список литературы располагается в конце всего текста реферата.

Требования к ссылкам в тексте могут различаться. Например, на некоторых кафедрах университета принято использовать круглые скобки: (Басов 1931, 132). Возможны и употребление в ссылке и двоеточия вместо запятой: (Басов 1931: 132); [Басов 1931: 132]. Кроме того, в журналах часто принято использовать отсылку к нумерации списка литературы: [1, с. 132].

Среднее количество ссылок для реферата от 2 до 10. Ссылки необходимы для всех точных данных и прямых цитат.

Цитата

Цитата заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. В реферате не допускается прямое заимствование материалов из каких-либо источников без ссылок на них.

Чем отличается точная цитата от неточной?

Точная цитата дословно воспроизводит чужой текст. Такая цитата пишется в кавычках, а после цитаты делается ссылка на работу с обязательным указанием страницы.

Например: В наших исследованиях мы придерживаемся в основном подхода психологии половых различий [Филатова 2006]. Используя неточную цитату, автор реферата самостоятельно пересказывает текст цитируемой работы. Такая цитата пишется без кавычек, делается ссылка на работу, но указание номера страницы не является обязательным.

Оформление перечислений

Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен предшествующей вводной фразе.

Пример: Ранг актанта определяется рядом следующих принципов:

  1. Местом в заглавии.
  2. Семантической ролью актанта.

Языковые формулировки в реферате должны быть краткими, четкими и не допускать двусмысленных толкований. При изложении в тексте рекомендуется использовать безличные конструкции, избегая личных местоимений (например, «я», «ты»). Так, в реферате лучше написать следующим образом: «В настоящей работе анализируется проблема инфляции в современной России» (вместо «В настоящей работе я анализирую проблему инфляции в современной России»). Для создания безличных конструкций можно использовать слова «должен», «следует», «необходимо» и другие. Рекомендуется писать (по возможности) короткими, простыми предложениями.

Необходимо использовать научный стиль написания, который предполагает логичность, последовательность и отсутствие экспрессивности.

У. Эко в своей книге «Как написать дипломную работу?» приводит пример недопустимого в научной речи высказывания: «Пианисту Витгенштейну, брату известного философа, автора труда «Логико-философский трактат», в наше время общепризнанного в качестве шедевра современной философии, посчастливилось получить от композитора Равеля концерт для левой руки, так как ему не посчастливилось лишиться правой руки в ходе Первой мировой войны (1914-1918)». Такую фразу лучше заменить на следующую: «Один из братьев философа Людвига Витгенштейна (автора знаменитого «Логико-философского трактата») был пианистом. На войне пианист Витгенштейн лишился правой руки. Поэтому французский композитор Морис Равель создал концерт для левой руки и посвятил его Витгенштейну».

Реферат должен быть написан литературным языком и грамотно оформлен. Важно помнить, что в работе не рекомендуется употреблять обороты разговорной речи, профессионализмы и другую нелитературную лексику. Также следует избегать новых сокращений слов, тем не менее допускается использование устоявшихся сокращений.

Cодержание

В представлении большинства студентов курсовая работа – это научный текст, который должен состоять из теоретической и практической частей. Иногда поздно мы вспоминаем о том, что написание курсовой работы обязывает делать введение и заключение к ней.

Введение и заключение к любой работе – это как рамка к вашему произведению: будь то картина, фотография, либо же – курсовая работа. Позаботиться о красивой и подходящей «рамке» – залог успешной сдачи результата вашего кропотливого труда.

Очень хорошо «смотрится» рамка, максимально полно подходящая под стилистику работы. Неуместна – рамка, оторванная от контекста работы, уныло обтягивающая ваш курсовой шедевр, и скорее раздражающая своей неуместностью (или убогостью, когда, к примеру, введение занимает полстраницы, и выводы — столько же).

Мы сталкиваемся с этим восприятием «по обертке» постоянно: чаще всего в работе смотрят именно на введение и выводы. А зачем тогда мы трудимся над полноценным тридцати (как минимум!) страничным опусом, если он никому не интересен?! Но в этом и дело: если ваши результаты заинтересуют читающего, он обязательно обратится к полному тексту, чтобы проследить, как вы пришли к таким заключениям

Требования к введению и заключению курсовой работы

Вводная часть знакомит с тем, что в работе будет изложено, и что интересного тут можно почитать. Конечно, это не статья из социальной сети какого-нибудь известного блоггера, щедро приправленная юмором и случаями из жизни. Но, тем не менее, и в курсовой работе часто излагаются результаты интереснейших исследований.

Из преимуществ: более точно прослеживаются частные закономерности науки, строже контролируется репрезентативность результатов: не «Ну, я так щитаю!», а обоснованно и доказуемо.

Структура введения включает в себя формулировку актуальности темы курсовой работы, упоминание основных исследователей данной тематики, указание цели и задач курсовой работы, описание объекта и предмета исследования, представление методов исследования и базы (выборки испытуемых).

Фактически курсовая работа – это тренировочная база: мы учимся. Учимся формулировать и грамотно излагать свои мысли, структурировать проделанную работу, анализировать и обобщать, переваривать информацию и умело ее преподносить. Именно наши навыки структурирования и обобщения информации наиболее ярко проявляются в написании заключения к курсовой.

Заключительная часть подразумевает краткое обобщение полученных результатов проверки гипотезы, описание основных исследовательских достижений. Она по пунктам раскрывает то, чего удалось достичь в курсовой работе и, что немаловажно, как это соотносится с нашими исходными целями и задачами.

Заключение – это резюме того, что сделано, а что еще предстоит сделать. Мы не только подводим черту, применяя стандартные клише «Таким образом», «Исходя из полученных результатов», «Мы пришли к выводу» и пр., но и резюмируем содержание разрешенного нами научного противоречия.

Итак, введение и заключение курсовой – это то, о чем стоит позаботиться особенно тщательно при написании работы.

Ключевыми компонентами введения являются актуальность темы, цель, задачи, объект и предмет, а также методы и гипотеза исследования. Качественное введение к курсовой работе – залог того, что на нашу работу обратят внимание. А нам того и нужно

Структура и основные составляющие введения

Итак, введение. Как мы действуем, когда берем в руки новую книгу? Конечно, сначала смотрим на ее обложку. Но что мы можем из нее почерпнуть, кроме восхищения (либо наоборот, как повезет) мастерством дизайнера? Чтобы разобраться в сути, мы читаем вводную часть.

Именно введение настраивает нас на нужный читательский лад, описывает то, с чем предстоит познакомиться в ходе прочтения, указывает на важные аспекты, которые не следуете упускать из виду.

Принцип написания введения к курсовой работе – тот же. Наша задача как автора – дать читателю краткое описание того, «что будет»:

  • Зачем ему читать работу на вашу тему? На этот вопрос отвечает пункт «актуальность темы исследования».
  • Зачем вы вообще это написали? Ответ на этот вопрос будет дан в пункте «цель исследования».
  • И как же вы собираетесь достичь столь высокой цели? И на этот вопрос ответит специальный пункт под названием «задачи исследования».
  • А что, собственно, изучаем? Мы это указываем в объекте исследования, и уточняемв предмете.
  • Как мы это изучим? Ответ – в пункте «методы исследования».
  • Кто подопытные, на ком практиковались? Пункт «выборка исследования» даст на это ответ.

Каждый из структурных элементов введения дополнительно ориентируем вашего читателя в том, что да как. Вооруженный первичными знаниями, он более сознательно может погружаться в чтение курсовой работы.

Гипотеза и методы исследования – рекомендации по написанию

Приступая к выбору темы курсовой работы, мы уже заранее что-то предполагаем (ну, кроме хорошей оценки, оваций на защите и получения зачета). То есть прикидываем, какие примерно результаты у нас будут в итоге. Но так как мы не знаем этого наверняка, а только строим догадки, то наше предположение называется умным словом «гипотеза».

Предположение в курсовой, т.е. гипотеза, должна быть в меру смелой, но и не априори очевидной (ибо к чему был весь сыр-бор с написанием работы). Обычно в формулировке гипотезы мы предполагаем, что есть какая-либо закономерность. Например, взаимосвязаны ли погода и настроение? Актуальный, кстати, вопрос.

При этом в гипотезе часто не может быть дан ответ на вопрос «что на что влияет». В указанном примере: возможно, плохая погода повлияла на настроение, и оно стало унылым, а может быть, хорошее настроение дало возможность воспринимать погоду не такой уж и унылой (что, несомненно, приятнее).

Методы работы помогают нам получить инструменты, с помощью которых мы нашу гипотезу проверим. Методы – это все средства и способы, которые мы используем, и которые ведут нас к получению результата.

ПОЛЕЗНО! Методы должны быть адекватны гипотезе. Мы ведь не кушаем суп вилкой. Хирург не выполняет операцию кухонным ножом – для этого у него есть подходящий инструмент – скальпель. Основное условий применения любого метода – это соразмерность гипотезе.

Общепринятое разделение методов – на теоретические и практические (прикладные). Закономерность та же: адекватность и соразмерность. К теоретическому материалу мы применяем теоретические методы, к исследовательскому – практические. Со скальпелем к книге не полезешь, по крайней мере, результат явно не годится для курсовой работы.

Итак, гипотеза и методы исследования – определяющие факторы того, как следует читать и понимать вашу работу: это ответ на вопрос о том, в каком направлении вы покоряли исследовательские вершины для достижения наилучшего (в этом месте поправляем виртуальные очки) результата.

Гипотезу в работе мы не подтверждаем, как многие ошибочно считают. Мы ее проверяем. Гипотеза может подтвердиться, может и опровергнуться, и последнее никак не повлияет на научный вес вашего труда (иногда это даже добавляет пару монет в копилку успеха)

Как грамотно написать заключение к курсовой?

Мы можем сколько угодно основательно и серьезно исследовать какой-то вопрос, но если результат понятен только лишь нам – это окажется бессмысленно. Любой научный труд представляет собой ценность тогда, когда стал достоянием общественности – был опубликован, был представлен устно, либо хотя бы был распечатан и показан родителям за ужином. Чтобы результат нашего труда был понятен кому-то другому, мы оформляем его в виде выводов.

В повседневной жизни мы делаем это постоянно: резюмируем сказанное, обобщаем услышанное, подводим черту под случившимся и т.д. Получая любой результат, мы делаем вывод: только лишь на утро понимаем, что не стоило вчера идти в клуб перед сегодняшними парами. Применим ли мы полученный вывод перед следующей вечеринкой – большой вопрос, но вывод из своего прошлого состояния мы уже сделали.

ВАЖНО! Хорошие правильные выводы «стоят дорого». Они определяют всю работу, в них стоит вложиться с особенной отдачей, и тщательно все прописать. Ведь если что-то упустим – попросту нивелируем часть проделанной работы, а если расплывемся мыслью по древу – читающий ничего не поймет, и отбросит эту информацию из внимания. А мы старались.

Выводы лучше всего писать по задачам, который мы поставили себе во введении. К примеру, мы ставим себе задачи на ближайший день. Помыть посуду после завтрака, купить корм домашнему животному, погладить носки и оплатить счет за интернет (не дай Б-г отключат!).

Когда та или иная задача выполнена, мы ее попросту вычеркиваем, либо констатируем «выполнено». Но в курсовой работе так писать нельзя. Ведь наши задачи не такие линейные и простые – они связаны с более объемным результатом, который, кроме «да/нет», предполагает еще и развернутое описание. Купили корм – какой именно, сколько штук, как надолго хватит – вся эта информация наполняет наше действие более полным содержанием, давая возможность стороннему лицу разобраться. Ведь читатель даже не знает, какой зверек у вас проживает – и ответы на эти «риторические вопросы» вы должны дать своему читателю, ибо он может не догадаться, а задать вопрос тексту вашей курсовой вряд ли удастся.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод должен быть максимально полным, но и умеренно кратким: чтобы сразу стало ясно, к каким итогам мы пришли, и не возникло наипростейших вопросов формата «о чем вообще речь».

Другое дело – вопросы, которые вы можете поставить как результат проделанного труда, как задел на будущее исследование. Это уже раздел «перспектив дальнейших исследований». И очень хорош тот научный вопрос, решение которого поставило новые вопросы: это и есть двигатель науки. А мы знаем: правильно поставленный вопрос – уже путь к нахождению ответа на него.

Таким образом, выводы к курсовой работе – это не только описание полученных результатов, а еще и отображение нашего умения эти результаты преподнести. Подобное умение – весьма полезный навык в любом труде, даже если результат не столь значителен, как ожидалось.

Что такое реферат. Как написать реферат? Как правильно оформить реферат по ГОСТу?

Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний студентов по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.

Реферат, как и любой документ, пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами.

Выбор темы реферата

Тема реферата обычно выбирается из предлагаемого списка и согласовывается с куратором. Тема должна быть интересной слушателю или студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 5-7 источников.

Содержание и структура реферата

Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:

1? Определить и выделить проблему

2? На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему

3? Провести обзор выбранной литературы

4? Логично изложить материал

Рекомендуемая структура реферата

1? Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.

2? Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7—10 страниц.

3? Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.

4? Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

В среднем объем реферата обычно 10-20 страниц (в идеале 15-16). Сюда не включаются титульный лист и приложения.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Следует помнить, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняет понимание логики вашего изложения. Однако слишком короткие подразделы (1-2) страницы также нецелесообразны, так как не дают достаточного места для полного раскрытия даже небольшой проблемы или вопроса. Если глава или раздел дробятся на более мелкие части, то количество этих частей должно быть не менее двух.

Например, после подраздела 2.1 необходим подраздел 2.2. В противном случае выделение одного подраздела теряет смысл.

Иногда целесообразно выделение более мелких подразделов текста. Возможно структурирование трех уровней (если в этом есть необходимость)

Например:

Глава 1.

1.1.

1.1.1

1.1.2.

1.2.

1.2.1.

1.2.2.

Глава 2.

2.1.

2.1.1.

2.1.2.

2.2.

2.2.1.

2.2.2.

и т.д.

Что такое цель реферата?

Вообще, любая работа, в том числе и студенческая, должна иметь цель. Это касается диссертаций, дипломов, курсовых, эссе, и конечно рефератов.

Какова цель реферата? Цель реферата — это то, что вы собственно хотите достичь в результате работы над своим исследованием. Это конечный прагматический результат вашей работы.

Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд задач (для реферата, обычно — в пределах трех). После сформированной цели необходимо перечислить поставленные задачи — это тоже обязательное требование для реферата.

Больше нигде по тексту работы о цели реферата, как правило, не вспоминают. Но в Заключении реферата к цели опять возвращаются. В Заключении делается вывод о том, достигнута ли указанная цель реферата или не достигнута — прямо так и пишут: «… таким образом, цель реферата достигнута». Эта фраза идет после ответа на поставленные во Введении задачи и общего вывода по работе.

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ

Пример оформление Введения

ВВЕДЕНИЕ

Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Сильной личность становится не за год и даже не за два, для этого иногда требуется вся жизнь. Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное и младшее школьное детство. Именно в этом возрасте у ребенка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6 – 7 лет. Последний год – приблизительно – дошкольного возраста можно считать переходным периодом от дошкольного к младшему школьному возрасту. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, — влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, с взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные.

Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в детском саду, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.

Цель работы – изучить особенности развития личности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Объект исследования – личностные особенности дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования – личность и ее формирование в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Задачи:

1? Рассмотреть общее понятие о личности;

2? Выявить возрастные и индивидуальные особенности дошкольников и младших школьников;

3? Выяснить роль школьного коллектива в формировании личности младшего школьника;

4? Определить особенности игры, как средства развития личности;

5? Исследовать особенности формирования личности у младших школьников и дошкольников.

Требования к оформлению текста реферата

2. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. В случае, если заголовков несколько, то обычно: 1-й заголовок — шрифт размером 16, 2-й заголовок — шрифт размером 14, 3-й заголовок — шрифт размером 14 пунктов, курсив. Точку в конце заголовка не ставят.

3.Тема реферата должна отражать объект и предмет исследования.

4.На второй странице работы помещается Оглавление с обязательным указанием номеров страниц.

5.Рубрикация текста должна подчиняться логике изложения и соответствовать задачам исследования. Нумерация глав должна носить единый характер.

6. Страницы работы нумеруются с учетом титульного листа и приложений; на титульном листе номер страницы не указывается.

7.Каждая глава работы начинается с новой страницы.

8. Ссылки на литературные источники заключаются в квадратные скобки с указанием номера издания по библиографии. Стиль оформления ссылок должен быть единым.

Ссылки в тексте делаются только на источники, которые использовал студент в тексте реферата и которые указаны в списке библиографии.

Ссылки на источник и автора необходимо делать всегда, когда Вы:

1. Воспроизводите точные слова другого человека.

2. Перефразируете или резюмируете чьи-либо идеи.

3. Представляете факты, статистические данные, схемы, графики, диаграммы, подготовленные другим человеком.

Ссылки на использованные источники и литературу в тексте реферата заключаются в квадратные скобки, сначала указывают номер источника по списку использованной литературы, потом, через точку с запятой, номер страницы ([8; с. 243] или [8; с. 243, 245, 289-294]).

Пример:

По мнению Ю.В. Щербатых [18; с. 23], причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем.

При цитировании какого-либо автора из другого источника должна идти следующая ссылка: (цит. по [7; c. 45]). Петров В.П. (цит. по [7]) считает, что манипуляция – это…. В данном случае такая ссылка делается, когда вы берете текст у другого автора, например у Алексеевой М.И. [7]. В библиографии идет ссылка на Алексееву.

Пример:

P.T. Wong (цит. по [2; с. 12, 123-126]) предложил классификацию жизненного стресса:

— внутриличностный стресс;

— межличностный стресс;

— личностный стресс;

— семейный стресс;

— рабочий стресс;

— экологический стресс;

— финансовый стресс;

— общественный стресс.

Если Вы ссылаетесь на этот же источник, то далее можно писать:

С точки зрения автора «вероятность возникновения стресса возникает у людей с повышенным чувством тревожности, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных реакциях, известных как реакция тревоги».

Если мысль автора переходит на другую страницу, то необходимо вновь делать ссылку на источник.

В разделах «Введение» и «Заключение» не должно быть ссылок на литературные источники. Здесь должны быть Ваши мысли по теме реферата. В конце каждой главы должны быть сделаны Ваши выводы.

9. Библиография строится в алфавитном порядке.

10. Наименование библиографического источника включает:

— фамилию и инициалы автора

— название работы

— место издания

— издательство

— год издания

— количество (номера) страниц.

11. Каждое Приложение начинается с новой страницы; номер Приложения приводится без знака «№», в правом верхнем углу листа, например: Приложение 1.

Для кого: Курс предназначен для:
  • лиц, имеющих любое образование и заинтересованных в овладении новой областью профессиональной деятельности – изотерапия (работа с рисунком)

Речь в статье пойдет про оформление реферата по ГОСТу и общепринятых требованиях. Но обратим ваше внимание, что конкретно ваше учебное заведение или кафедра могут иметь другие требования к студенческим работам.

Вы можете сэкономить время на написание реферата. Эксперты Автор24 сами найдут весь материал, источники и оформят его по всем правилам. Вам нужно лишь предоставить тему и описать требования к работе.

Сервис позволяет выбрать специалиста, который поможет в написании реферата за максимально короткое время и уложится в ваш бюджет. После принятия и оплаты заказа у вас будет еще 20 дней в запасе, в течение которых исполнитель бесплатно внесет необходимые изменения.

Написание уникальных студенческих работ на заказ

1 Автор24 Перейти

Перейдем к правилам оформления реферата

Разметка страницы реферата

Страницы реферата должны иметь следующую разметку:

  • Верхнее и нижнее поля – по 2 см
  • Левое – 3 см
  • Правое – 1 см
  • Ориентация листа – книжная

Шрифт и оформление текста в реферате

  • Далее устанавливаем шрифт Times New Roman, 14 размер. Цвет основного текста «черный». Для выделения терминов можно использовать курсивное начертание.
  • Полужирный шрифт используется для заголовков, курсив можно применять для выделения терминов, подчеркивание и цветное выделение в рефератах не применяется.
  • Основной текст должен быть выровнен по ширине, заголовки структурных частей – по центру.
  • Слева и справа отступы отсутствуют, но должен быть абзац. Для этого устанавливаем отступ для первой строки – 1.25 см.
  • Интервал перед и после строки по нулям, а междустрочный 1.5.

Нумерация страниц при оформлении реферата

Страницы в реферате необходимо пронумеровать. Номер должен быть расположен снизу страницы по центру шрифтом основного текста, но меньшего размера. Не должно быть номера на титульном листе. Word позволяет удалить его в разделе «колонтитулов». Выбираем «особый колонтитул для первой страницы» и удаляем цифру.

Оформление титульного листа реферата

  • Сверху по центру заглавными буквами должна быть расположена надпись: «Министерство образования и науки Российской Федерации». На следующей строке тоже заглавными – полное название вашего учебного заведения.
  • Через строчку с прописной буквы нужно указать наименование факультета и кафедры.
  • Ниже нужно написать заглавными буквами РЕФЕРАТ, а ниже его тему без кавычек.
  • Справа необходимо расположить ФИО, номер курса и номер группы исполнителя, ниже предоставить информацию о преподавателе. Обычно указывается ученая степень, должность, фамилия и инициалы.
  • В самом низу страницы по центру на отдельных строках нужно написать город и год.
  • Отмечу, что весь текст на титульном листе должен быть написан без абзацного отступа.

Оформление содержания и структура документа реферата

Слева без абзацного отступа пишутся все наименования с заглавной буквы, а справа отделенные точками соответствующие номера страниц.

Оформление заголовков в рефератах

Заголовки структурных частей, к примеру «ВВЕДЕНИЕ», нужно писать полностью прописными буквами по центру. А заголовки разделов и подразделов – с заглавной буквы по левому краю с абзацного отступа. Помимо этого, их нужно выделить полужирным шрифтом.

Окончание разделов в реферате

Каждый раздел и структурная часть должны начинаться с новой страницы. Подразделы продолжаются на текущей.

Оформление внутренних элементов реферата

Реферат может содержать списки, таблицы, рисунки, формулы, ссылки и сноски. Каждый из перечисленных элементов имеет свои правила оформления.

Оформление списков

Списков может быть несколько типов:

  • Маркированный – в таком случае в качестве маркера используется «дефис»
  • Буквенный – в качестве маркера используется буква русского алфавита со скобкой в конце
  • Нумерованный – в качестве маркера используется арабская цифра со скобкой в конце

Оформление таблиц и рисунков в реферате

  • Перед вставкой таблицы, сначала необходимо на нее сослаться в тексте. Заголовок располагается слева без абзацного отступа и содержит номер таблицы и через «тире» ее наименование с заглавной буквы. Точка в конце не ставится.
  • Нумерация может быть внутри всего реферата или отдельного раздела. В последнем случае, сначала указывается номер раздела, далее через точку номер таблицы.
  • Если название таблицы сложное и состоит из нескольких предложений или строк, то следует использовать однострочный интервал. Для ячеек таблицы можно использовать размер шрифта меньше основного текста.
  • Как и с таблицей, перед вставкой иллюстрации нужно на нее сослаться в тексте. Рисунок размещается по центру. Под ним заголовок, который содержит номер рисунка и через «тире» его название с заглавной буквы. В конце заголовка точка не ставится.
  • Рисунки можно нумеровать последовательно во всей работе или же внутри каждого раздела.
  • Если заголовок рисунка располагается на нескольких строках, то нужно использовать однострочный интервал.

Оформление формул в реферате

Рефераты могут содержать формулы, к которым тоже необходимо применять определенные правила. Каждая формула должна располагаться по центру на отдельной строке, а ее номер по правому краю в круглых скобках. Нумерация может быть внутри раздела или по всей работе.

Оформление ссылок, примечаний и сносок в реферате

Текст реферата должен содержать ссылки на использованные источники. В конце предложения или фразы ставится номер источника в квадратных скобках. Через запятую может быть указан номер страницы, с которой заимствована конкретная фраза или мысль. Если вы используете цитату, то ее необходимо обрамлять в «кавычки-елочки».

Сноски могут применяться, например, для пояснения значения термина. Для этого сверху над словом нужно указать цифру, а внизу на той же странице под тонкой горизонтальной линией расположить само пояснение. Текст начинается с абзацного отступа и имеет размер шрифта меньше основного.

Оформление списка использованных источников реферата

В конце реферата вы должны перечислить список использованных источников.

  • Материалы располагаются в порядке важности: сначала нормативные акты и статистические отчеты, после них учебные и научные книги по алфавиту, замыкает список пособия на иностранном языке и электронные ресурсы.
  • Допускается перечислять источники в том же порядке, в котором вы их использовали в своей работе.
  • Описание каждого материала начинается с красной строки и имеет порядковый номер с точкой в конце.
  • Источник с одним автором начинается с фамилии автора и его инициалов, далее указывается наименование книги с указанием типа, города, издательства и года выпуска. В конце указывается количество страниц. Если источником является отдельная статья, то указываются страницы данного конкретного фрагмента
  • Материал с несколькими авторами содержит в начале имя главного автора, а после наименования источника – перечень остальных авторов через запятую
  • При большом количестве авторов – после названия указывается ФИО главного автора, а в квадратных скобочках [и др.]
  • Если при написании реферата вы использовали какой-либо интернет-сайт, то после названия материала в квадратных скобках нужно указать [Электронный ресурс], далее название сайта, ссылку на сайт и дату обращения.

Оформление приложения в реферате

  • Реферат может содержать дополнительные табличные и графические материалы, в таком случае они помещаются в приложении. Каждое приложение имеет номер и название. В качестве номера используются буквы русского или латинского алфавитов.
  • Слово «Приложение» с номером располагается сверху по центру строчными буквами. Заголовок размещается ниже с заглавной буквы полужирным шрифтом, тоже по центру.
  • Каждое приложение размещается на отдельной странице. Но если, к примеру, приложение содержит большую таблицу или несколько связанных таблиц, то оно может быть размещено на нескольких страницах. В таком случае на последующей странице пишется «Продолжение приложения», а на заключительной – «Окончание приложения».
  • Каждый элемент должен иметь свой номер. К примеру, для «Приложения А», это будут номера (А.1), (А.2) и т.д.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий