Как развить дикцию и четкость речи: учимся владеть своим голосом в совершенстве!

Содержание

12 января 2021 11:50 440 Общество imagepixabay.com &nbsp/&nbsp

Красивая грамотная речь со времен античных философов и мыслителей считалась признаком образованности, ума и высокого положения в обществе.

«Заговори, чтобы я тебя увидел», — подтверждал эту мысль Сократ.

В знатных семьях для детей нанимали специальных педагогов по ораторскому мастерству. По манере излагать свои мысли всегда можно было отличить высокий социальный статус человека. Только люди, умеющие говорить убедительно, могли сделать карьеру или занять достойный пост на службе. Без грамотных красноречивых специалистов не обходились ни одни важные переговоры. Знаменитые вожди также всегда отличались умением хорошо говорить на публику.

Словом, человек с грамотной речью привлекает внимание других людей, вызывает интерес и доверие, чаще других добивается того, что ему необходимо. К счастью, в наши дни получение этих навыков доступно каждому. О том, как говорить красиво и правильно, рассказывает наш эксперт по грамотной речи — учитель-логопед Вита Билуха.

Что подразумевается под умением красиво говорить и каковы признаки красивой речи?

Представители публичных профессий — например, ведущие на радио и телевидении, журналисты, а также лекторы и актеры — могут служить примером людей с развитой речью. В таких профессиях главное — это голос и способ подачи информации, поэтому над улучшением речи радиоведущие и актеры работают постоянно.

Каким же аспектам уделяют особое внимание опытные ораторы? Очень важным моментом является тренировка дикции: насколько четко вы произносите звуки, гласные и согласные, проговариваете длинные фразы, делаете акценты интонацией.

К признакам правильной речи также относится богатый словарный запас и грамотность. Вряд ли человек, не способный выстроить фразу на правильном родном языке, вызовет у других желание долго его слушать. К дополнительным средствам выразительной речи можно отнести интонирование и мимику.

Но все же речь здесь играет ведущую роль. В идеале нужно уделять достаточно времени каждой из этих составляющих, чтобы в результате довести навыки до автоматизма и применять их, не задумываясь.

«Правильная речь отличается отчетливым произношением звуков, умением менять силу своего голоса, не кричать и не говорить визгливо. Говорить, не тараторя и не тормозя. Речь не должна звучать монотонно. Важно правильно произносить слова и верно ставить ударения. Не употреблять слова-паразиты, а наоборот — обогащать свою речь синонимами и метафорами, — определила понятие красивой и правильной речи Вита Билуха. — Многие считают, что речевые недостатки нельзя исправить в зрелом возрасте. Однако логопед успешно работает не только с детьми, но и со взрослыми. При правильно поставленной коррекционной работе специалист поможет вам исправить практически любые уязвимые места в вашей речи. Конечно, нужно понимать, что взрослым людям нужно приложить для этого больше усилий».

Какие специалисты занимаются развитием речи?

На сегодняшний день можно выделить два рода специалистов, которые занимаются развитием речи, — это логопеды и дефектологи.

Логопед — это коррекционный педагог, выявляющий речевые нарушения у детей и взрослых и помогающий их устранять. Чаще всего к логопеду обращаются в случае, если существуют проблемы с произношением звуков. Однако задачи педагога-логопеда значительно шире: он помогает преодолеть неправильную слоговую структуру слова, усовершенствовать грамматический строй речи и сделать ее связной, выявить нарушения чтения и письма и предложить свою коррекционную программу.

Поскольку наша речь относится к высшим психическим функциям, то в процессе общения с логопедом можно также выявить и подкорректировать проблемы с памятью, мышлением, восприятием и моторикой. Все это очень тесно взаимосвязано, поэтому работа с речью зачастую требует комплексного подхода.

Дефектолог — это тоже педагог, однако сфера его деятельности — исправление недостатков в общем психологическом развитии ребенка, таких как задержка психического, психомоторного или психоречевого развития. Поэтому нужно различать ситуации, когда необходим один специалист или другой. Также не исключен универсальный вариант, когда профессионал владеет обоими направлениями — и дефектологией, и логопедией.

Что может предложить современный логопед для развития речи ребенка и взрослого?

«Чем дольше я работаю логопедом, тем больше я узнаю нового и интересного, — говорит Вита Белуха. — Дети меняются, родители меняются, и мы, специалисты, должны идти в ногу со временем. На сегодняшний день логопед может использовать в своей работе самые разнообразные методики: логоритмику, музыкотерапию, телесно-ориентированные техники. Музыка улучшает тонус коры головного мозга, а также вызывает положительные эмоции у ребенка. Двигательная система напрямую связана с развитием его психических функций и так далее».

Речь — это один из самых сложных видов движения, и эти движения всегда имеют какое-то предназначение. Ведь мы обычно говорим с какой-либо конкретной целью, а не просто двигаем языком, шевелим губами и напрягаем гортань. Поэтому, если задуматься и проанализировать нашу привычную жизнь, то невозможно представить ни одно ощущение, которое мы могли бы получить без использования движения.

«В своей работе я формирую какой-либо навык сначала отдельно — например, произнесение звуков в слогах «ра-ро-ру», а затем сочетаю это с простыми движениями: например, руки вниз — «ра», руки вверх — «ро», руки в стороны — «ру». И уже потом «включаю» более сложную активность. В итоге деятельность ребенка усложняется, но полученный навык он все равно не теряет», — делится наш эксперт секретами своей методики.

Через двигательную активность детям гораздо интереснее работать, а необходимые знания, умения и навыки даются им легче и лучше закрепляются. Особенно это касается детей с тяжелыми нарушения речи (ТНР). Используя различные технологии на логопедических занятиях, удается добиться существенного улучшения в коррекции этих проблем.

На что нужно обратить внимание, чтобы научиться красиво говорить?

Безусловно, поставив перед собой цель изменить свою речь, лучше всего прибегнуть к помощи логопеда для ее достижения. Что же касается самостоятельных тренировок, то для того, чтобы сделать их наиболее эффективными, воспользуйтесь советами и упражнениями от нашего эксперта. Они могут помочь вам научиться красиво говорить за более короткий срок.

  1. Работайте над дикцией. Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, проговаривание скороговорок: благо, недостатка литературы, посвященной этим вопросам, сегодня нет.
  2. Овладевайте навыками регулирования силы голоса, его тембра, темпа речи и интонации. Для этого можно сделать аудио запись со своим участием и послушать, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените себя, а также попросите своих близких прокомментировать ваше выступление.
  3. В постановке правильной и красивой речи помогут дыхательные упражнения: правильное дыхание делает речь спокойной и уверенной.
  4. Читайте как можно больше разной литературы, исключите из лексикона слова-паразиты, не тараторьте, говорите правильно и внятно, старайтесь при общении с людьми подбирать грамотные слова.

imagepixabay.com &nbsp/&nbsp

Какие эффективные методики и упражнения сегодня используются логопедами для постановки красивой правильной речи?

Как уже упоминалось выше, методик для постановки правильной речи сегодня существует множество. К примеру, музыкотерапия. Она подходит как взрослым, так и детям. Эта методика направлена на то, чтобы сформировать у человека правильное музыкально-ритмическое чувство, научить его рационально расходовать и контролировать дыхание и так далее. Метод представляет собой музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение.

Телесно-ориентированные техники включают в себя дыхательные упражнения, развивающие самоконтроль, и произвольные движения, биоэнергопластику — соединение работы артикуляционного аппарата и движений рук, растяжки, чередующие гипертонус и гипотонус мышц, упражнения на релаксацию.

Логоритмику также иногда называют нейрогимнастикой, поскольку это целый комплекс задач с использованием речи, движений, музыки и, конечно, ритма.

Как мы видим, работа с речью затрагивает большой спектр активностей, и среди них необходимо подобрать те, которые подходят именно вам.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Некоторые рекомендации для развития правильной речи

Напоследок — несколько общих рекомендаций от нашего эксперта о том, как сделать вашу речь богатой и красивой:

  • читайте художественную литературу; оптимально, особенно для детей, выбирать отрывки для пересказа вслух, а еще лучше — «работать на публику», даже если роль зрителей будут исполнять ваши родные;
  • посещайте театры, выставки, лекции; на любом мероприятии вы сможете узнать новые для себя понятия и определения, ранее не встречавшиеся, их можно даже записать и использовать при случае;
  • расширяйте ваш круг общения, включайте туда как можно больше образованных культурных людей, участвуйте в диспутах и обсуждениях, ваш культурный уровень будет развиваться, и вы научитесь говорить правильно и красиво.

Вернуться назад

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

Этапы развития дикции

Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.

Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.

С 6 до 12 месяцев у малыша активно растет мозг, в том числе формируются клетки, обеспечивающие речевые навыки. Поэтому так важно почаще разговаривать с крохой.

К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.

От 0 до 12 месяцев

Новорожденный привлекает внимание мамы криком или плачем. Гласные он начинает проговаривать к 2 месяцам. А спустя 2-3 недели, благодаря гортанному произношению мама слышит «агу» или «абу». Для малыша важно взаимодействие с родителями. Он пытается повторять услышанные от взрослых звуки.

Специалисты советуют почаще включать грудничку детские песни, музыкальные сказки, аудиокниги.

К году ребенок научается говорить от 3 до 12 слов, состоящих из одного или двух слогов.

От года до двух

Чем старше малыш, тем выше четкость произношения. Дети активно накапливают лексический запас. Они понимают смысл обращенных к ним слов, выполняют просьбы мамы и папы.

К полутора годам малыш обычно говорит около 20 слов.

Это возраст активного исследования. Малыш интересуется всем, что его окружает, быстро запоминает новые слова и учится воспроизводить их. Тренировать дикцию помогают детские книги с яркими иллюстрациями, которые внимательно рассматривают с ребенком, задавая вопросы.

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:

  1. Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
  2. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию.

В данном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:

Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

  • Мышка: Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
  • Кощей: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
  • Сорок сорок: Хитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
  • Попугай: Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
  • Карасёнок: Карасёнку раз карась Подарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

  • Скороговорка про китайцев: Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
  • Чего нет: Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
  • Пир у Киры и Фиры: У Киры и Фиры В квартире был пир:Факир ел зефир и Кефир пил Факир.А Фира и Кира Не пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
  • Ежевика и земляника: Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,варенье земляничное вы ежедневно ели.

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Артикуляция звуков «Ш – Ж»:

  • Шар – жар, ваш – важный, шутка – жутко, ширь – жир, жить – шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

Упражнения для разминки губ:

«Рупор» – необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» – максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» – необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» – максимально растянуть губы, произнося звук «о».

Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» – необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

«Лопатка» – открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» – надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» – необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» – максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» – дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» – высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» – открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» – необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

Враги красивой речи

  • Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/10-sposobov-uluchsheniia-dikcii-dlia-detei-podrostkov-i-vzroslyh-5c5c01e547702100adac2958
  • https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/uprazhneniya-dlya-diktsii-u-detej-i-vzroslyh/
  • https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/uroki-i-uprazhneniya/razvitie-diktsii-rebenka-s-pomoshhyu-skorogovorok.html
  • https://deton-vrn.ru/drugoe/skorogovorki-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-u-detej.html
  • https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8/
  • https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-moschnejshih-uprazhnenij-dlya-razvitiya-dikcii-1280515/?vksrc=vksrc1280515&vkcachebuster=344209224450900977878
  • https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-dikcii-rebenka-v-domashnix-usloviyax

Материалы по теме  Логично

Человеческая речь является основным средством общения между людьми. Ее нарушения значительно снижают качество жизни, таким людям сложно найти профессию, устроить личную жизнь. Именно поэтому родители должны с раннего детства позаботиться о нормальном развитии речи ребенка и помочь избавиться от речевых дефектов. Для этого не всегда требуется посещение логопеда, существуют достаточно простые, но эффективные упражнения, которые легко выполнять в домашних условиях.

Что такое дикция и почему она важна

Дикция – это правильное произношение звуков, соответствующее правилам русского языка. Разборчивость слов зависит от четкости и интенсивности выговаривания согласных звуков.

Умение правильно произносить словесный текст важно не только для людей публичных профессий. Хорошая дикция дает возможность точно донести свою мысль до других людей, установить взаимопонимание. Ведь каждый произносимый звук участвует в передаче слова, его смысла и значения.

Выраженные нарушения речи у ребенка неблагоприятно сказываются на его психическом развитии и поведении. Обычный поход в магазин или разговор на улице, оборачивается для малыша тяжелой психологической травмой. Он стесняется своих дефектов, замыкается, общение со сверстниками сходит на нет. Реакция окружающих на речевые расстройства (насмешки, передразнивания) еще больше усугубляют проблему.

image

Почему пора поработать над дикцией

Важно! Все недостатки в произношении формируются в детском возрасте. Основная причина дефектов речи — неправильное пользование речевым аппаратом.

Коррекция произношения требуется при наличии следующих дефектов:

  • Искажение звуков. Неправильное произношение звуков: картавость, шепелявость.
  • Замена звука. Если один звук заменяется другим. Например: дверь-двель.
  • Потеря звука. Отсутствие звука в разных частях слова. Например: рыба-ыба.

Согласные звуки создают каркас речи, без них она становится бесформенна и непонятна. Именно точность произношения согласных — основная цель в работе над дикцией.

Враги красивой речи

Красивая речь дает положительное представление о человеке и располагает к дальнейшему общению. Важно правильно формулировать свои мысли, менять темп и тембр голоса.

Основные враги чистой, красивой речи-это лишние слова, так называемые паразиты. Например: так вот, значит, понимаете ли и т.д. Они засоряют речь, не несут никакой информации и усложняют понимание речи говорящего.

Матерные слова и жаргонный сленг создают не самое благоприятное впечатление о собеседнике. Человек с хорошим воспитанием, вряд ли знаком с такими выражениями.

Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

Чтобы добиться четкого и правильного звукопроизношения, разработано множество логопедических методик. Регулярное выполнение упражнений способствует грамотной речи и хорошей дикции.

Виды упражнений:

  1. Артикуляционная гимнастика. Является подготовительным этапом в работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы работать скоординировано.
  2. Работа с дыханием. Тренировка дыхания необходима для повышения выносливости голосовых связок.
  3. Произношение скороговорок. Это уникальный и простой материал для работы над дефектами речи. Позволяют добиться четкости произношения.
  4. Дикционные таблицы. Предназначены для развития правильного произношения согласных в трудных сочетаниях. Нагружают речевые мускулы, развивая их активность.

image

Упражнения для дикции

Многих родителей интересует вопрос: как натренировать хорошую дикцию и иметь грамотную речь?

Работа над дикцией предполагает постановку голоса и правильного дыхания. Для этого подходят следующие упражнения:

  1. Встаньте ровно. Резко через нос вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на несколько секунд и так же резко выдохните.
  2. Сделайте вдох, задержите дыхание на 3-4 секунды, медленно выдыхайте, произнося: ррррр.
  3. Выпишите на листок несколько труднопроизносимых слов, например: экспересионизм, электрометаллургический, бронетранспортер и т.д. Повторяйте их пока не научитесь четко выговаривать все буквы.
  4. Возьмите любое короткое стихотворение, прочитайте его с закрытым ртом. Задача-говорить громко и четко, чтобы вас слышали и как можно лучше поняли.

Тренировка артикуляционного аппарата

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, она применяется в качестве разминки перед основными тренировками. Каждое упражнение для улучшения дикции повторяют 8-10 раз. Делают их в спокойной обстановке перед зеркалом. Сначала выполняют задание в медленном темпе, чтобы ребенок мог видеть процесс.

  1. «Улыбочка»-упражнение для развития дикции и тренировки круговых мышц рта. Губы вытягиваются, как для поцелуя на 2 секунды. Затем расплываются в улыбке на то же время.
  2. «Лопата»-это занятие для тренировки речи, дикции очень нравится детям.Язык расслаблен, рот приоткрыт. Язык своим кончиком касается нижней губы и удерживается в таком положении 10 секунд. Важно им не двигать и не напрягать.
  3. «Губки-бантиком». Прекрасно развивает круговые мышцы губ.Собрать губы в трубочку, вытянуть на сколько это возможно. Совершать круговые движения губами по часовой стрелке, затем против часовой.
  4. «Лошадка». Растягивает подъязычную складку языка.Кончик языка присасывается к верхнему небу. Цоканье производится сначала в медленном темпе, затем быстрее. Выполняется 15-20 раз.
  5. «Змея». Тренирует боковые мышцы языка, растягивает уздечку под языком. Рот широко открыт. Язык сильно высовывается вперед, вытягивается и становится узким. Затем быстро прячется назад в рот. Выполняется в среднем темпе 5-6 раз.

Тренировка дыхания

Тренировка дикции с помощью дыхательных занятий помогает в правильной постановке звука, голоса, укрепляет его силу и расширяет диапазон. Хорошая техника речи невозможна без правильного дыхания, поэтому все упражнения направлены на проработку диафрагмы:

  1. «Задуй свечу». Потребуется полоска бумаги. Поднесите ее ко рту на расстоянии 5 см. Губы вытягиваем, как при задувании свечи. Начинайте медленно дуть на полоску, так чтобы она находилась в одном и том же положении. Она не должна подниматься или опускаться. Представьте, что вы положили пламя свечи и держите его в таком положении. Выдох не прерывается.
  2. Наклоны. Упражнение для развития дикции, тренировки дыхательного ритма при движении.Стоя, ноги на ширине плеч, руки держите на поясе. Медленно наклоните корпус вперед, сделайте вдох через нос, постепенно возвращайтесь в исходное положение, выдыхая.
  3. Упражнения на тренировку грудного дыхания.Встаньте, расслабьте верхнюю часть туловища. Сделайте слабый вдох через нос, как бы нюхая цветок, затем плавно выдохните со звуком: пффффф.
  4. «10 свечей». Занятие способствует тренировке диафрагмальных мышц. Представьте, что перед вами 3 свечи. Попробуйте задуть их на одном выдохе, не добирая воздух. Затем 5, 7, 10 свечей. Не надо набирать много воздуха, объем должен быть такой же, как при задувании трех свечей, но его необходимо разделять на несколько порций.

Скороговорки для развития дикции

Как же выработать хорошую дикцию быстро и без особых усилий? Самый доступный способ — скороговорки. Сначала произнесите ее медленно и беззвучно, только губами. Затем повторите, четко проговаривая каждый звук. Если в спокойном темпе получается выговорить все звуки, можно увеличить скорость.

Скороговорки на отработку различных звуков:

  1. Звук «Ж». Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал:  Ж-жжу. Как я жужжать устал!
  2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!
  3. Звук «Ш». Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.
  4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.

Примеры четверостиший для тренировок

Стихотворения-не только способны развивать память у детей, но являются мощнейшими упражнениями для развития дикции.

  1. Бе-е-е, барашек маму слушай, брат барашку говорит, если будешь бить баклуши, как бездельник, будешь бит.
  1. Ешь, Елена, веселей, ешь и каши не жалей. Если есть не будешь, Лена, заболеешь непременно.
  1. Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик, подожди: дед домой к себе идет, деда дома внучка ждет.
  1. Петя с пони очень дружит, пони Петя верно служит. Петя пони приласкает — пони Петю покатает.

Многократное повторение слов текста тренирует дикцию, развивает речевые мышцы. При прочтении стихов следует ясно и выразительно произносить звуки, следить за дыханием и интонацией.

image

Для тренировки звуков Б и П

Начинать упражнения по исправлению недостатков произношения следует с правильной артикуляции. Перед зеркалом произнесите звук, обратите внимание на точность артикуляционного уклада. Сначала произносите звуки по отдельности, затем вводите их в речевой поток.

  1. Дикционная таблица. Проводится ежедневно, начиная с артикуляционной гимнастики. Трудновыговариваемые сочетания позволяют нагрузить все лицевые мышцы, развивают их подвижность. Словосочетания повторяются многократно: ПТКУ-ПТКО-ПТКЭ-ПТКЕ-ПТКА; КТПТУП-КТПТОП-КТПТАП; БДГО-БДГУ-БДГИ-БДГЫ-БДГЕ; ГБДУПТ-ГБДОПТ-ГБДЕПТ. Когда ребенок научится четко произносить звуки, можно перейти на более сложные сочетания: ПТКУ-БДГУ, ПРЕШ-ПЕС, ПРЕ-ПО-БЕСТ, БРАШ-ПАС, БРИШ-БИС, БДГЫ-БА-ДАЦ.
  2. Скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит; Убил бобра, да не добыл бобра.
  3. «Пробка». Для четкого произношения звуков П, Б необходимы хорошо развитие мышцы губ. Для их тренировки хорошо подходит это упражнение: губы плотно сомкнуты, края натянуты. Струей воздуха, который находится в полости рта, резко прорвите смычку. Будто выталкиваете пробку сжатыми губами.

Важно! Не расслабляйте мышцы губ, они должны раскрыться под воздушным напором!

Для четкого произношения В и Ф

Артикуляция: Верхняя губа приподнята, нижняя вытянута и прижата к верхним зубам, которые видны. При произношении струя воздуха выдыхается между верхними зубами и нижней губой. Для звука В добавляется голос.

  1. «Ежик». Ребенок должен изобразить фырканье ежика. Делая глубокий вдох и прижав нижнюю губу к зубам.
  2. Цепочки слогов. В начале занятия малыш проговаривает одинаковую цепочку слогов: ва-ва-ва, фу-фу-фу. Затем более сложные: ва-ву-ви, фа-фу-фи.
  3. «Ветерок». Малыш закусывает нижнюю губу верхними резцами и струей воздуха выдувает ее изо рта.

Для правильного произношения Г, К и Х

Артикуляция: Губы и зубы не сомкнуты. Язык выгнут, спинкой прижат к небу. При произнесении звуков воздушная струя вырывается между небом и языком.

  1. Попросите ребенка произнести слоги: та-та-та. В это время при помощи чайной ложки опустите кончик языка и немного отодвиньте вглубь рта. У ребенка получится новый звук: тя-ка-кя. После нескольких занятий ложка убирается, и малыш воспроизводит звук К самостоятельно.  Аналогичные упражнения проводятся на Г, только ребенок произносит: да-да-да, если корректируется звук Х, повторяют: са-са-са.
  2. Произнесите поочередно: К-г, к-г, к-г, к-г, к-г.
  3. Прочитайте с каждым разом увеличивайте темп: Кат-кет-кит-кай-кей-куб-киш; Хат-хэт-хид-хорь-хыс-хас; Гэс-гуд-гер-гюс-гас-гул.
  4. Для закрепления результатов используйте скороговорки: Халву хвалю! Халву хвалю!; Клюет курица крупку, курит турок трубку; Глухарь глух, но не глуп.

image

Для звуков Л и М

  1. Чтобы исправить дефект при произношении звука Л, можно использовать следующий способ: Зажмите зубами кончик языка и протяните: ыыыыы. В этом положении органов речи получается звук Л.
  2. В образовании звука Л должны участвовать не губы, а язык. Для формирования правильной артикуляции подойдет следующее упражнение: Уголки рта придерживайте пальцами, чтобы они не двигались, произнесите звук, концентрируя внимание на работе языка.
  3. «Твердый-мягкий». Красивое упражнение для хорошей дикции и речи. Прочитайте первый слог твердо, второй мягко: МЫ-МИ; МА-МЯ; МУ-МЮ; МЭ-МЕ; МО-МЕ
  4. «Кто на М?». Прочитайте ребенку рассказ, затем попросите назвать все слова на букву М, которые встретились в тексте. У Маши мелки. Маша рисует медведя, медузу, мак, мяч. Маша показала рисунки маме. Мама, сказала: Молодец, Маша!

Для звуков Ч и Ш

  1. Тренировку шипящих следует начинать со слов, где они встречаются в начале:шарф-шуба-шапка-шум; шулер-шорох-шахта-шатер; шина-шик-шило-ширма.
  2. Словосочетания, насыщенные необходимыми звуками: Шорох мышей-шелест листьев; Широкополая шляпа-шина большая.
  3. Проговаривание прямых-обратных слогов: ЧА-АЧ, ЧИ-ИЧ, ЧУ-УЧ, ЧЕ-ЕЧ.
  4. Чтение четверостиший: Что за танец Челночок? Каблучок о каблучок, а потом чечетка — весело и четко!

У многих детей возникают затруднения с некоторыми звуками. Им совсем не сложно помочь, нужно только регулярно выполнять тренировочные упражнения. Для лучшего развития речи разговаривайте со своими детьми и подбадривайте, когда у них не сразу что-то получается.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий