Как правильно трактовать перестроение с опережением и обгоном

Авто
Право

Появление нового термина «опережение» в правилах дорожного движения в конце 2010 года помогло многим автолюбителям сохранить своё право на управление автомобилем. Однако перед тем, как совершить маневр, водитель должен чётко осознавать какой именно маневр он собирается выполнить: опережение или обгон.

Термин «обгон» означает опережение одного или сразу нескольких транспортных средств, обязательно связанное с выездом на встречную полосу, и с последующим возвращением на полосу, по которой автомобиль двигался до начала выполнения маневра.

Обгон не всегда означает нарушение, так как если позволяет дорожная разметка, и нет запрещающих знаков, то обгон будет выполнен в пределах правил.

Термин «опережение» подразумевает под собой движение автомобиля со скоростью, большей скорости другого транспортного средства, движущегося по этой же полосе.

Если внимательно прочитать значение каждого термина, то разница между ними очевидна: в случае опережения не осуществляется выезд на встречную полосу, который имеет место при обгоне. Но, к сожалению, каждый водитель может оказаться в ситуации, когда свою правоту ему придется доказывать, и, возможно, даже в суде.

Для большей наглядности можно рассмотреть довольно обыденную, но одновременно спорную ситуацию.

По двухполосной дороге с обочиной, с нанесенной сплошной линией разметки (1.1) движутся трактор и легковой автомобиль, трактор едет очень медленно. Водитель трактора, заметив приближающийся к нему сзади легковой автомобиль, решает пропустить его, максимально прижавшись к обочине, или даже немного съехав на нее. Так же он включает правый указатель поворота, подтверждая намерение. Водитель легкового автомобиля, убедившись, что маневр будет безопасен и выполнен в пределах правил, совершает опережение трактора.

Через 300-400 метров, инспектор ДПС останавливает легковой автомобиль и вменяет его водителю нарушение, выражающееся в выезде для обгона на встречную полосу.

Объективно оценить ситуацию с такого расстояния действительно затруднительно. Но доказывать свою правоту в подобной ситуации придется Вам, а споры с инспектором, как известно, ни к чему хорошему не приводят. Вы должны быть готовы к составлению протокола, и первое, что нужно сделать – записать номер транспортного средства, которое вы опередили, чтобы указать это в протоколе. Если транспортное средство, которое Вы опередили, не было остановлено инспектором ДПС и водитель его не был привлечен в качестве свидетеля, то вам придется самостоятельно пытаться догнать его и просить написать объяснительную, взять контактные данные для привлечения в качестве свидетеля в суде.

Ситуация, подобная описанной выше, может произойти не только на трассе, но и в городе, где зачастую по одной полосе свободно могут двигаться не один, а сразу два автомобиля. Автомобиль, движущийся слева, совершая опережение, на встречную полосу не выезжает. По сути, происходит точно такое же опережение, когда, в выше описанной ситуации, когда трактор смещается к обочине. Оформление правонарушения, которое Вы не совершали, происходит по такой же схеме.

К сожалению, не смотря на изменения в ПДД, большинство случаев, подобных выше описанным, трактуется как обгон, а не опережение, и наказывается по статье КоАП 12.15 ч.4, подразумевающее лишение прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев, либо штраф в размере 5 тыс. рублей.

Что бы сохранить водительское удостоверение, нервы и время, будьте внимательны на дороге, адекватно оценивайте дорожную ситуацию, лучше откажитесь от выполнения маневра, если у Вас есть какие-либо сомнения. Неопровержимым доказательством Вашей правоты может стать видеозапись вашего маневра, сделанная при помощи любого видеорегистрирующего средства.

Обгон и опережение – это два самых распространенных маневра, к которым прибегают водители. Между этими действиями есть существенные различия, потому как обгонять можно не всегда и в ряде случаев за это наказывают штрафом, а опережать по правилам дорожного движения не запрещено. Чтобы понимать, в чем разница между обгоном и опережением, нужно внимательно изучить эти две темы.

Что такое обгон и каковы особенности его выполнения

В ПДД давней редакции обгон определялся как опережение одного или нескольких транспортных средств, передвигающихся в попутном направлении. Теперь определение маневра немного сужено. В современном варианте под обгоном подразумевается только действие, которое предполагает выезд на встречную полосу, оно сопровождается выполнением таких условий:

  • обязательный выезд на встречную полосу;
  • обязательный возврат на ранее занимаемую полосу движения.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с опережением и обгоном, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: доб. 844

Мы говорим про достаточно опасный маневр, в ряде случаев его выполнение приводит к штрафу. Рассмотрим, когда обгонять можно, а когда делать этого не стоит. Разрешается осуществлять обгон в таких ситуациях:

  • дорога имеет всего две полосы движения и запрещающая разметка в виде одной или двух сплошных отсутствует;
  • требуется обгон тихоходного транспортного средства через сплошную, присутствуют дорожные знаки, разрешающие его выполнить;
  • на единственной полосе движения создано препятствие, которое можно объехать только по встречной полосе.

Ситуаций, когда обгонять категорически запрещается, намного больше:

  • наличие соответствующей дорожной разметки;
  • наличие нескольких полос движения в каждом направлении. Например, если на дороге 4 и больше полос, автомобиль выполняет опережение с выездом на левую половину дорожного полотна, даже при отсутствии какой-либо разметки и знаков такое действие считается нарушением и наказывается серьезным штрафом либо временным лишением водительского удостоверения;
  • пешеходный переход. Выполнять на нем рассматриваемый маневр категорически запрещено, даже если нет пешеходов;
  • мосты, тоннели, крутые повороты. Здесь маневрирование считается крайне опасным, поэтому приравнивается к очень серьезному нарушению;
  • железнодорожные переезды.

Так мы видим, что рассматриваем сложный маневр, выполнение которого четко регламентируется правилами ДД. Какой штраф за обгон через сплошную будет назначен, зависит от сложности и особенностей сложившейся ситуации.

Опережение и особенности его выполнения

Рассматривая отличия обгона и опережения, отметим, что последним называют ситуации, когда один автомобиль передвигается с более высокой скоростью, чем попутное транспортное средство. Действие может выполняться при таких условиях:

  • опережение осуществляется в зоне единой полосы, не предполагает пересечение разметки;
  • действие выполняется в правой части дорожного полотна, поэтому не сопровождается выездом на встречную;
  • опережение может выполняться и справа, и слева (обгонять можно только с левой стороны);
  • автомобиль выехал на встречную, но на ранее занимаемую полосу не вернулся.

Изучив разницу между обгоном и опережением, отметим, что в последнем варианте также есть ситуации, когда могут оштрафовать. Это касается объезда попутного транспорта с правой стороны с выездом на тротуар, велосипедную дорожку, обочину. В этом случае представители ГИБДД будут говорить о нарушении, являющемся поводом для составления протокола.

Так мы видим, что любой обгон – это опережение, но не каждое опережение считается обгоном. Есть и спорные ситуации, когда опережение сотрудники ГИБДД принимают за обгон, наказывают водителя штрафом либо лишением права на управление транспортом. Например, на дорожном полотне, где предусмотрено всего две полосы, имеется разделяющая сплошная линия, в одном направлении передвигается трактор и автомобиль. Первый, решая пропустить авто, включает правый поворот и прижимается к обочине, легковушка выполняет опережение. Через 500 метров стоят инспектора ГИБДД, и останавливают «нарушителя», предъявляя обвинение в нарушении, предполагающем штраф, что он обгонял в запрещенном месте. Безусловно, спорить с инспекторами не следует, потому как это усугубит положение. Что делать в таких ситуациях?

Как оспорить решение представителей ГИБДД

Важно! Если водитель согласен с нарушением, подписал протокол, он должен оплатить назначенный штраф в течение двух месяцев с момента получения оповещения. В противной ситуации, дело передадут судебным исполнителям, чтобы взыскать денежные средства в принудительном порядке.

Когда водитель считает, что он не нарушал ПДД, необходимо поступать следующим образом:

  • указать в протоколе, что он не согласен с его содержанием, отметить причины;
  • записать государственный номер автомобиля и, по возможности, его водителя, который сможет в суде выступать в роли свидетеля;
  • обратиться к опытному автоюристу за помощью, потому как самостоятельно писать исковое заявление в суд не стоит. Есть вероятность составить иск неточно и с ошибками, что станет причиной для отказа в рассмотрении дела. Только квалифицированный юрист сможет помочь написать заявление верно, собрать доказательства невиновности водителя.

При условии того, что водитель действительно не нарушал правила ДД, смог найти хорошего автоюриста, у него есть большие шансы доказать свою точку зрения в судебном порядке и снять с себя необходимость выплаты штрафа или наказание в виде временного лишения водительского удостоверения.

image

Правильно совершенный обгон не является нарушением и не карается штрафными санкциями. Такой маневр разрешено совершать только с левой стороны.

Чем отличается обгон от объезда

Несмотря на то, что обгон и объезд являются стандартными маневрами для движущегося автомобиля, отличия между ними имеются, они для наглядности представлены в таблице.

Правила, регулирующие проведение обгона и объезда, практически не различаются, но если водитель при выполнении таких маневров пересечет сплошную разделительную полосу или выедет на полосу встречного движения без оценки уровня опасности ситуации, то подобное нарушение карается законом – накладывается штраф, возможно лишение водительских прав, но самое важное – вероятность ДТП.

Виды обгонов

Существует всего два вида обгона – слева и справа от впереди идущего транспортного средства. В первом случае нет никаких нарушений – именно слева можно правилами дорожного движения обгонять автомобили. Но если такой маневр совершается справа, то для этого должно «сработать» исключение – движение транспорта осуществляется по трехполосной трассе, а впереди идущий автомобиль находится на средней полосе.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

Дорожный знак, запрещающий закон, имеет индивидуальный номер в правилах дорожного движения – 3.20. Он категорически запрещает обгон транспортных средств, исключением признаются только мопеды, тихоходные транспортные средства, гужевой транспорт, мотоциклы без коляски и велосипеды.

Устанавливается такой запрещающий знак только на тех участках трассы/дороги, где предположительно может создаться аварийная ситуация – например, на крутых и затяжных поворотах, подъемах с разным углом наклона, в местах сужения дороги и так далее.

image
3.20 Обгон запрещён
3.20.2

Действие запрещающего обгон знака начинается с того места, где он остановлен. Заканчивается его действие на первом перекрестке по ходу движения, но это правило не действует в отношении проселочных, лесных других видов дорог, которые признаются примыкающими или второстепенными. Если такой знак установлен в населенном пункте, то его действие заканчивается либо после соответствующего знака (перечеркнутого) либо по выезду из города, поселка, деревни.

Знак, запрещающий обгон, выполненный на желтом фоне – временное ограничение. Устанавливается на дороге, если на ней имеется ремонтируемый или строящийся участок. Правила дорожного движения гласят:

Если рядом с «желтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «желтому», то приоритетным является знак на желтом фоне.

Штраф за неправильный обгон

Неправильно совершенный обгон карается штрафом, его сумма зависит от того, какой именно этап маневра был осуществлен с нарушениями – об этом четко указано в Кодексе об административных нарушениях (часть 4 статья 12.5):

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечет штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечет штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечет для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Правила обгона

Правила обгона четко оговорены в правилах дорожного движения, они разделены в зависимости от того, на дороге какого значения осуществляется маневр – на трассе, территории населенного пункта.

Как выполнить в населенном пункте

В населенном пункте выполнять обгоны крайне нежелательно, потому что на пути водителя могут встретиться пешеходные переходы, светофоры и в таком случае может создаться аварийная ситуация для самого обгоняющего и параллельно двигающихся транспортных средств. Но если подобный маневр все-таки решено совершить, то он выполняется в следующем порядке:

  1. водитель должен убедиться в том, что встречная полоса свободна и спереди, и сзади;
  2. включают левый поворот и начинают обгон, убедившись, что сзади идущее транспортное средство не пытается совершить идентичный маневр;
  3. обойдя параллельно движущийся автомобиль, нужно включить правый поворотник;
  4. убедиться в том, что сзади идущая машина не увеличила своей скорости, а перед ней не движется мотоцикл;
  5. вернуться на свою «законную» полосу движения.

Не стоит начинать обгон, если впереди расположен светофор, любое видимое препятствие на дороге. Еще один нюанс: в населенных пунктах отсутствуют знаки, предупреждающие о нахождении на дороге моста (через реку, овраг). Но это не отменяет правила, которое запрещает обгон на мосту.

Скорость при обгоне

Обгон запрещен в том случае, если скорость автомобиля для совершения маневра недостаточная. Если скорость обгоняющего транспортного средства 85 км/ч, а движущегося впереди 90 км/ч, то для полноценного обзора трассы по встречной полосе понадобится просмотр на 180 метров вперед и назад.

Даже 100%-ное зрение не даст возможности критично оценить ситуацию. В таком случае обгон нецелесообразен – можно стать помехой и параллельно движущемуся автомобилю, и встречному транспорту.

Где запрещен

Обгон запрещен правилами дорожного движения:

  • на пешеходных переходах;
  • на дорогах, где видимость только условная;
  • на перекрестках, но только в том случае, если автомобиль не движется по главной дороге;
  • в тоннелях, на эстакадах, мостах;
  • на переездах по железнодорожному полотну и за 100 метров до/после таковых.

Нельзя совершать рассматриваемый обгон, если сзади идущий автомобиль включил левый поворотник и явно собирается выполнить идентичное движение – в этом еще нужно убедиться, потому что транспортное средство может подать сигнал поворота и при уходе налево, и при развороте. Этот же запрет накладывается на ситуацию, когда впереди идущая машина включила левый поворотник и совершенно неважно, какой именно маневр он будет совершать.

Обгон нескольких транспортных средств ПДД

В ПДД от редакции 2019 года нет запрета на совершение обгона двух и более автомобилей одновременно. Но водитель предварительно должен убедиться в следующем:

  • встречная полоса абсолютно свободна;
  • впереди не начинается сплошная разделительная полоса, нет знака «Обгон запрещен», моста или железнодорожного переезда;
  • сзади и впереди отсутствуют обгоняющие автомобили.

Одновременно обгонять можно и 2, и 20 машин, но только при условии правильного выполнения маневра.

Как вести себя, если обгоняют

Если сзади идущий автомобиль начинает обгон (включил левый поворотник и явно указывает на будущий маневр), то идущее по его пути транспортное средство должно выполнить следующие действия:

  • снизить скорость движения;
  • прижаться максимально вправо.

После завершения маневра можно будет вернуться на прежнее место в полосе и повысить скорость.

Смотрите в этом видео о правилах обгона:

С какой стороны разрешен обгон ТС

При обозначении термина «обгон» в ПДД четко указано, что это маневр, который совершается путем выезда автомобиля на встречную полосу движения. Так как у нас практикуется правосторонне движение на трассах, то по умолчанию подразумевается, что обгон можно совершать только с левой стороны. Но исключения имеются.

Можно ли обойти справа, в каком случае

Справа совершать обгон категорически запрещено, и об этом указано в пункте 9.9 ПДД. Но есть одно исключение – если движение совершается по трехполосной дороге, и впереди идущий автомобиль находится на средней полосе, то его можно обогнать справа. Такой маневр не будет считаться нарушением правил дорожного движения, если на пути отсутствуют запрещающие знаки.

Можно ли выполнить обгон на повороте

Выполнить обгон на повороте можно только в том случае, если движение транспортного средства осуществляется по многополосной трассе. Но нужно убедиться в том, что разделительная полоса прерывистая, впереди нет мостов и тоннелей, отсутствуют знаки, запрещающие подобные маневры.

Что такое обгон и опережение

Опережение – это маневр, который может совершаться только на многополосной трассе, потому что он не подразумевает выезд на встречную полосу. Отличие между обгоном и опережением большие:

  • разрешено выполнять маневр справа и слева – водитель сам должен выбрать оптимальный вариант;
  • для его совершения достаточно включить левый поворотник и убедиться в том, что впереди идущая машина не начинает маневр с уходом налево;
  • не совершается выезд на встречную полосу.

Скорость при опережении может быть ненамного больше того автомобиля, который едет впереди. Возвращаться в «исходную» полосу на трассе после опережения не нужно. Кроме этого, опережение разрешено проводить с правой стороны даже на однополосной трассе, но только в том случае, если впереди идущая машина включила «аварийные» огни и не прижимается к обочине, а слева имеется сплошная разделительная полоса.

Рекомендуем прочитать о том, разрешен ли обгон на перекрестке. Из статьи вы узнаете, разрешен ли обгон на регулируемом/нерегулируемом, Т-образном, разнозначном/неравнозначном перекрестках.

А здесь подробнее о том, как правильно выполнить завершение обгона через сплошную.

Термин обгон имеет четкое определение в правилах дорожного движения, он не имеет ничего общего с опережением и объездом. Нарушение правил проведения обгона создает аварийную обстановку на дороге, представляет опасность другим участникам движения и влечет за собой наказание в виде штрафа и лишения водительского удостоверения.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, что собой представляет обгон и опережение, их отличиях:

Любой водитель на дороге сталкивается с ситуацией, когда для продолжения движения ему необходимо обогнать транспортное средство. Не всегда это можно сделать с левой стороны. В связи с этим возникают вопросы. В каком случае разрешен обгон справа? Можно ли совершить маневр, заезжая на тротуар, велосипедную дорожку? Опасно ли такое перестроение, может ли возникнуть аварийная ситуация? Какие штрафные санкции предусмотрены законом за подобный маневр?

Начинающие водители часто интересуются, обгон справа запрещен или нет? Недопонимание бывает связано с неправильной расшифровкой терминов. Связано это с тем, что до 2010 года в ПДД не существовало понятия «опережение». Если водитель не разграничивает эти термины, то возможны с его стороны нарушения ПДД. А это в свою очередь может привести к созданию аварийной ситуации. Неоднократно работники ГБДД отмечали, что возникает большое количество спорных ситуаций в связи с незнанием этих терминов водителями.

Разберемся в терминах

Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения, и возвращение на ранее занимаемую полосу. Маневр производится по левой стороне. Такого понятия, как обгон справа в ПДД не существует.

Это один из самых сложных и опасных маневров при движении. Именно при нарушении правил обгона возникает большое количество ДТП с летальным исходом. Поэтому в ПДД предусмотрены жесткие требования к водителю, выполняющему такой маневр.

Для выполнения безопасного обгона нужно:

  • оценить скорость движущегося впереди автомобиля;
  • проанализировать состояние дорожного покрытия: насколько оно влажное, скользкое, сухое;
  • оценить скорость автомобиля, который идет навстречу;
  • знать возможности своего автомобиля.

Перестроение на дороге не должно создавать помех для других участников движения. Если существует хотя бы небольшая вероятность возникновения аварийной ситуации, то от маневра необходимо отказаться, так как он может стать причиной ДТП. Водитель должен знать, что правила движения обгон справа не предусматривают.

Расшифровка термина «опережение»

Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.

такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.

Выполнять опережение нельзя:

  • на пешеходном переходе;
  • на железнодорожном переезде;
  • на мостах и в тоннелях;
  • на участках дороги с плохой видимостью.

Существует два вида маневра:

  • без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
  • с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.

Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.

Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.

Ситуации, когда обгон запрещен

Водитель должен помнить о том, что как бы он не спешил, не всегда возможно совершить подобное перестроение. Нужно правильно оценивать ситуацию на дороге.

Маневр запрещен в следующих случаях:

  • если на участке дороги существует ограничение знаком «Обгон запрещен»;
  • автомобиль, идущий сзади начал тот же маневр;
  • у транспортного средства, идущего впереди, включен сигнал поворота с левой стороны;
  • идущий впереди автомобиль мешает совершить маневр;
  • нет уверенности, что хватит скорости.

Рисковать, обгоняя медленно идущее транспортное средство не нужно. Следует правильно оценить ситуацию, выбрать подходящий момент и совершить маневр. Правильное поведение водителя на дороге — залог безопасности для всех участников движения.

Поведение водителя обгоняемого транспортного средства

Безопасность на дороге зависит не только от водителя, который совершает маневр. Грамотно себя вести должен и тот человек, который управляет обгоняемым автомобилем. В ПДД есть особый пункт, который говорит о том, что препятствовать совершению перестроения недопустимо.

Правильные действия водителя обгоняемого транспортного средства:

  1. Немного уменьшить скорость.
  2. Слегка сместиться в правую сторону.
  3. Не мешать маневру повышением скорости, смещением в левую сторону или иными действиями.

Это не значит, что водитель обгоняемого транспортного средства должен уступать дорогу, он должен просто не препятствовать маневру другого автомобиля. Грамотные действия водителей помогут избежать создания аварийной ситуации.

Движение по обочине водителями мопедов, велосипедов

Небольшие послабления есть для людей, управляющих велосипедами, мопедами. ПДД обгон справа по обочине разрешается, если дорога не оборудована специальными велодорожками. Родителям нужно помнить, что двухколесным транспортным средством должен управлять человек, которому исполнилось 14 лет.

Участки дороги, на которых запрещены любые виды обгона

Водитель должен помнить, в каких случаях запрещен ПДД обгон справа и слева:

  • на пешеходном переходе;
  • на мостах и под ними;
  • при плохой видимости участка дороги;
  • на путепроводах;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых перекрестках;
  • на расстоянии 100 м до железнодорожного переезда и на нем;
  • на опасных участках дороги.

Соблюдение этих запретов может уберечь от аварийных ситуаций на дорогах.

Ошибки, которые совершают водители во время обгона

Водитель должен грамотно оценивать ситуацию, не надеяться на то, что кто-то уступит дорогу, снизит скорость.

Ошибки при совершении перестроения:

  • ошибки при расчете расстояния до встречного транспортного средства, его скорости;
  • обгон от «кормы»;
  • зависание на «хвосте» впереди идущего транспорта;
  • нежелание прекратить маневр, когда есть угроза аварии;
  • ожидание того, что встречное транспортное средство уступит дорогу.

Именно эти ошибки приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Так как автомобили движутся с большой скоростью, можно получить серьезные травмы.

Статистические данные говорят о том, что 25 % всех ДТП происходит по причине ошибочных действий водителей, которые совершают обгон. Основная причина заключается в том, что водитель не смог грамотно проанализировать ситуацию на дороге: не правильно рассчитал скорость, время, необходимое для совершения маневра.

На дорогах с большим потоком машин, можно увидеть ситуации массового обгона, когда несколько автомобилей совершают маневр. Делать этого не нужно. Право на обгон в этом случае имеет только первый автомобиль, который начал маневр. В этой ситуации сложно проанализировать скоростные возможности нескольких автомобилей, участвующих в перестроении. ДТП в таких случаях имеет серьезные последствия.

При любом маневре водитель должен быть уверен в правильности своих действий на 100 %. Не уверены – не совершайте маневр. Обгон — это всегда риск, потому, что приходится выезжать на полосу встречного движения.

Нужно помнить о том, что если произошло ДТП, то виновником всегда будет признан тот водитель, который начал маневр.

Перестроение на участке дороги с подъемом

Допустим ли ПДД обгон справа? Правила предписывают, что не нужно совершать маневр во время подъема. Водители иногда на таком участке дороги резко увеличивают скорость, но мощности автомобиля может не хватить для нужного ускорения. Рекомендуется дождаться более ровного участка, только после этого совершать маневр с левой стороны.

Можно столкнуться с ситуацией, когда идущий впереди автомобиль мигает вам правым поворотом. Профессионалы знают, что водитель таким образом говорит, что перед ним никого нет, и маневр будет безопасным. Можно воспользоваться подсказкой.

Обгон крупного транспорта

Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.

Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.

Выполнение обгона

Водителю нужно знать, не только в каких случаях можно совершать обгон, но и правильный алгоритм действий.

Порядок выполнения маневра:

  1. Подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 15-20 метров.
  2. Включить поворотник, это предупредит водителей позади вас.
  3. Начать перестроение.
  4. В ночное время или при небольшом ограничении видимости допустимо помигать фарами дальнего света.
  5. Обогнать автомобиль, включить поворотник, перестроиться на нужную полосу, не создавая помех для других участников движения.

Если вы начали обгон и понимаете, что по какой-то причине безопасно это сделать невозможно, то нужно отказаться от маневра и вернуться на свою полосу.

Чем опасно опережение справа

Водители должны понимать, что обгон справа запрещен не просто так. Это маневр, который опасен для всех участников движения и пешеходов.

Причины, по которым запрещен обгон справа:

  • на обочине может быть припаркован автомобиль;
  • не видно пешеходов;
  • ограничена видимость других участников движения;
  • автомобиль, который идет впереди, может совершить поворот направо, что приведет к ДТП.

На обочине справа даже при хорошей видимости могут быть ямы, выбоины, разнообразный мусор, например: бутылки, ящики, кирпичи. Правилами дорожного движения обгон справа запрещен: автомобиль, двигаясь по обочине, может потерять управление, что приведет к аварии.

Климатические условия на российских дорогах тоже следует учитывать. В снегопад, гололед оценить состояние обочины очень трудно. Идущая впереди машина может поднять столб брызг, грязи, которые попадая на лобовое стекло, уменьшат видимость. Перестроение справа в таких условиях — слишком рискованный маневр.

За обгон с правой стороны штраф не так страшен, как серьезное ДТП, к которому может привести такой маневр.

Объезд транспортного средства с правой стороны

У водителя может возникнуть ситуация, при которой не получается избежать объезда препятствия, транспортного средства справа. Необходимо знать, как это сделать правильно, снижая возможность создания аварийной ситуации.

Рекомендации при совершении маневра:

  • проверить, что правая сторона дороги свободна, нет препятствий, припаркованных машин, пешеходов;
  • весь участок дороги хорошо просматривается;
  • проанализировать состояние грунта обочины: нет ли ям, наледи, что может привести к потере управления, сползанию машины в кювет;
  • проверить, не будете ли помехой для других автомобилей;
  • обратите внимание на транспортное средство, которое идет впереди, не собирается ли водитель совершить поворот направо;
  • посмотрите на знаки и указатель на дороге, откажитесь от маневра, если рядом находится автобусная остановка, пешеходный переход, перекресток;
  • снизьте скорость, соблюдайте дистанцию, выполняйте маневр предельно аккуратно.

Нужно помнить о том, что при обгоне по правой полосе штраф неизбежен, и доказать необходимость объезда будет сложно.

Штрафные санкции

Водителей интересует, если совершен обгон справа, какой штраф будет необходимо заплатить? В правилах дорожного движения нет такого понятия, соответственно и нет наказания. Но есть несколько норм опережения, за нарушение которых оно предусмотрено.

Обгон справа (штрафы):

  • за опережение справа на нерегулируемом пешеходном перекрестке последует наказание в размере 1500 руб.;
  • если в результате опережения с правой стороны произошел выезд на тротуар, обочину, то придется расстаться с 5000 руб.;
  • если при совершении маневра произошло пересечение сплошной линии, то штраф составит 500 руб.

Водитель должен помнить, что повторным будет являться только действие, которое произошло в течение года после такого же нарушения. За обгон справа штраф каким будет, если нарушение было зафиксировано два раза за год? Водитель может лишиться прав на срок до 1 года.

Водитель должен знать, что в ПДД «обгон справа» понятия не существует. Тем не менее выезд на тротуар, обочину запрещен, и законом предусмотрены штрафные санкции. Не нужно путать понятия «опережение» и «обгон»

image

Обгон или опережение

Обгон, по новым правилам — опережение ТС с выездом на полосу встречного движения, с последующим возвращением на нее.

image
Обгон ТС

Опережение, по новым правилам —  это езда, при которой ТС обгоняет другое ТС без выезда на полосу встречного движения.

image
Опережение ТС

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

image
Перестроение ТС

В отличие от обгона, имеющего большое количество ограничений к исполнению, опережение можно выполнять практически в любой момент.

Опережение транспортного средства запрещено на участках дорог:

  • пешеходного перехода;
  • ж/д переезды;
  • перекрестки;
  • эстакады и тоннели;
  • участки с ухудшенной видимостью, концы участков подъема.

Вопросы читателей:

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге  с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Видео: ПДД обгон и опережение ТС

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий