Как написать убедительный текст: приемы риторики, фигуры речи и тропы

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

image

Троп

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, — это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи — особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза — это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: «Мягко стелет, да жестко спать».

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений.

Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: «Они сошлись. Волна и камень…» (А. С. Пушкин).

image

Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: «У нее были очи, а не глаза», «Он дрыхнет, а не спит». Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.

Оксюморон

Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон — яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения. Примеры: «умный дурак», «веселая грусть», «черная белизна». Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: «плохой хороший человек». Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие («дорогая дешевизна», «крупные мелочи»), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи. Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи — оксюмороны. Примеры: «пышное природы увяданье» (Пушкин), «самоуверенно-смущенная» (И. Северянин).

Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева «Горячий снег».

Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: «отступление вперед», «холода — жаркий сезон».

Градация

Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности. Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений. Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.

Лексический повтор

В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность. Лексическим повтором называется эта фигура речи. Примеры: «На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент», «Это не сказка, сказка будет впереди».

Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе — единоначалием) эта фигура речи. Примеры: «Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего», «Эти ивы и березы, эти капли — эти слезы» (А. Фет, портрет представлен ниже).

Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.

Эллипсис

Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи. Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).

Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах…».

Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.

Риторическое обращение, восклицание, вопрос

Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.

Риторические восклицания и риторические вопросы — стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.

Анафора и эпифора

Анафора — повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: «Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?»

Эпифора — фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.

Инверсия

Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым. Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого — несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом — обстоятельство образа действия. Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи.

Мастером инверсии является магистр Йода из «Звездных войн».

Умолчание

Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю. Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит «неожиданная» пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.

Бессоюзие и многосоюзие

Другие стилистические фигуры речи — бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. «Швед, русский — колет, рубит, режет…» (А. С. Пушкин).

Многосоюзие — фигура, которая состоит в намеренном повторении для эмоционального и логического выделения понятий сочинительных союзов.

Таковы основные фигуры выразительности речи.

Похожие статьи

—>

Изобразительно-выразительные средства.

Тропы

Название Определение Пример
Эпитет художественное образное определение. Веселый ветер. Бродяга-ветер.
Сравнение уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. Внизу, как зеркало, лежит озеро.
Метафора употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении. Сходство может быть по форме: Яблоко (плод-глазное). По цвету: золотая вещь – осень. По расположению: нос лодки-человека. По функции: дворник(работник- стеклоочиститель у машины). Воздух дрогнул кругом (И.Тургенев)
Олицетворение перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. «Ветер со стоном метался по безлюдному острову».
Метонимия употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи межжду ними. Связь может быть между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте. «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый» (А.Толстой) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин)
Синекдоха название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. Употребляется часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., и наоборот. Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин). Флаги – корабли.
Перифраз замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.   Солнце русской поэзии (о Пушкине) Страна восходящего солнца (Япония)
Гипербола образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский)
Литота образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).
Аллегория иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках трусость показывается в образе зайца, коварство – в обличии змеи.

Фигуры речи

Название Определение Пример
Риторический вопрос стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. На кого не действует новизна? (А.Чехов).
Риторическое обращение подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности. «Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!»
Риторическое восклицание восклицательное предложение, служащее для выражения сильного чувства. Используется для усиления эмоционального восприятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопросительная и восклицательная интонации. «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»
Повтор. Виды повтора: лексический повтор   анафора     эпифора         повтор слов.     единоначатие     одинаковый конец.         «Душа, душа, спала и ты».     «Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума…»     Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! (М.Цветаева)    
Синтаксический параллелизм одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В.Брюсов)
Многосоюзие (полисиндетон) стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (А.Чехов)
Бессоюзие (асиндетон) однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. (М.Кузьмин)
Инверсия стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы дает ей своеобразный выразительный оттенок.     Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных членов предложения).   Сначала очень была огорчена (А.Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени).
Антитеза стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления противоположных понятий. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А.Пушкин).
Градация стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьщающее смысловое или эмоционально-экспресивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления. Различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Я вижу, я чувствую, — чую вас всюду! (М.Цветаева).  
Парцелляция   такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых едениц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Парцелляция широко используется в художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.Ильина)
  Эллипсис     намеренный пропуск части высказывания в неполном предложении. Обычно эта часть легко восстанавливается на основе знания контекста или ситуации, однако при этом у носителя языка нет необходимости в восстановлении недостающей части высказывания. Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой колее. Пусть у Европы есть история, — Но у России – житие. (С. Парнюк)
Оксюморон стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.



Ежедневно мы используем разные стилистические фигуры в речи, даже не задумываясь о них. Метафоры, сравнения, преуменьшения, гиперболы и другие относятся к общеизвестным стилистическим приемам, которые попадают в нашу речь на подсознательном уровне — возможно, мы помним их еще со школьной скамьи, или же услышали от кого-то, или же прочли в книгах.

Но как насчет более необычных стилистических фигур? Поверьте, среди них есть такие, которые точно заставят вас удивиться, как в свое время заставили нас. Поэтому мы просто не смогли не поделиться ими и составили целый список, который и приводим ниже.

Зевгма

Словарь иностранных слов Комлева определяет зевгму как “стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух [и более — прим. ред.] слов (или двух предложений), которые по содержанию не подходят друг другу; употребляется для создания комического эффекта”.

Например:

Я пил чай с барышней, лимоном и удовольствием” (С. Лившин).

Подавал надежды и доносы; <…> Покрывая себя пылью и славой” (М. Твен; пер. с англ.).

Как только я выдержала экзамены, то сразу же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса, на дачу” (А. П. Чехов).

Довольно часто, зевгму в речи употребляют совершенно случайно. Иногда ее путают с силлепсом, а некоторые ученые даже утверждают, что зевгму можно использовать вместо силлепса, так как она более популярна, а разница между ними незначительна. Опять же, ряд других академиков считает, что силлепс — это правильное с точки зрения грамматики оформление неоднородных членов предложения, в то время, как зевгма может быть ошибкой. Но до сих пор они так и не пришли к единому мнению.

Accismus (притворный отказ от желаемого)

Лингвисты все еще не определились, как же точно перевести этот термин на русский язык, поэтому нам остается довольствоваться латинским термином греческого происхождения.

Британская энциклопедия определяет “accismus” как притворный отказ от того, чего человек на самом деле очень сильно хочет. В качестве примера можно привести то же “Ну что вы, не стóит”, когда нам не обойтись без чьей-то помощи, но мы пытаемся не показать, насколько сильно в ней нуждаемся.

Анафора

Миньон Фогарти, известный американский лингвист, дает следующее определение анафоры:

Анафора — это когда одно или два предложения, фразы или строки начинаются с одного и того же слова или слов. Анафора — это когда некоторые фразы будут повторяться, однако это не значит, что их нельзя использовать. Именно в этом и кроется фишка анафоры. Именно поэтому она звучит убедительно. Именно поэтому она эффективна. Именно поэтому она делает речь яркой и выразительной”.

Как вы могли уже заметить, Фогарти для объяснения самого термина как раз и применила анафору. Эту стилистическую фигуру обычно используют для того, чтобы сделать песню или рекламное объявление запоминающимися. Благодаря простоте самой конструкции, предложения, которые начинаются с одинаковых фраз, обычно въедаются в память.

Например, слоган косметической компании Maybelline: “Maybe she’s born with it. Maybe it’s Maybelline”. Кроме того, что в нем использована анафора, она еще и перекликается с названием самого бренда, по сути, являясь игрой слов.

Парономазия

Парономазия — это своеобразный каламбур. При использовании этого стилистического приема, намеренно употребляют слова, которые звучат похоже, но отличаются по смыслу. Довольно часто, парономазию используют для создания комического эффекта или же в скороговорках.

Например:

Служить бы рад, да прислуживаться тошно” (А. С. Грибоедов, “Горе от ума”).

Нечего их ни жалеть, ни жаловать” (А. С. Пушкин, “Капитанская дочка”).

На дворе трава, на траве дрова”.

Вольфганг Мюллер, в своей книге “The Motivated Sign”, писал: “Главная особенность парономазии состоит в том, что даже небольшое фонетическое сходство слов наталкивает на мысль, что между ними есть и семантическая связь”. Его утверждение, безусловно, верно, однако в более глобальном смысле, парономазия — это игра со словами, их значениями и контекстом.

Антитеза

Для того, чтобы создать резкий контраст, довольно часто в текстах используют антитезу. Один из самых ярких примеров — это библейское “Много званых — мало избранных”. В данном случае, антитеза сопоставляет два понятия и, вместе с тем, подчеркивает отличия между ними. Еще один из выдающихся примеров антитезы — высказывание Александра Поупа: “Человеку свойственно ошибаться, Богу — прощать”.

Hypocrisis (подражание)

Как и в случае с “accismus”, в русском языке все еще нет единого перевода “hypocrisis”. Возможно, это связано с тем, что он более активно используется в устной речи, а не в письменной. Фактически, “hypocrisis” — это вид пародии, когда кто-то повторяет чью-то речь. Чаще всего, чтобы высмеять какие-то повторяющиеся особенности. Этот прием очень популярен среди политиков на дебатах, равно как и в любых спорах. Он также находит применение и на судебных процессах или в театральных постановках.

Skotison (завуалированное выражение)

Гарри Шмидгалл в своей книге “Containing Multitudes: Walt Whitman and the British Literary Tradition”, определяет “skotison” как намеренно искаженную подачу информации. Этот прием могут использовать для того чтобы утаить какие-то факты, уклониться от ответа на вопрос или же придать выражению мистичность, возвышенность, и даже высокопарность.

Например:

Хиазм

В Современном толковом словаре русского языка Ефремовой можно найти следующее толкование этой риторической фигуры: “Хиазмэто один из видов параллелизма, при котором вторая половина фразы построена в обратном порядке ее членов”. Как и многие другие стилистические приемы, хиазм очень полюбился маркетологам и рекламщикам, поскольку помогает лучше запомнить услышанное или прочитанное благодаря повторению.

Например:

Новый Blend-a-med 3D White Luxe «Здоровое сияние». Улыбнись жизни и жизнь улыбнется тебе”.

Ваши деньги — это бумага. Наши бумаги — это деньги”.

Эпимона

Согласно Учебному словарю стилистических терминов, эпимона — это, фактически, параллелизм, то есть повторение слова, фразы, или предложения с незначительными видоизменениями. Поскольку частое повторение программирует человека на определенные ассоциации (а, иногда, даже действия), этим приемом тоже часто пользуются в коммерческих текстах и видео.

Например:

Абоненты «Билайн» любят общаться — это естественно. И, естественно, делают это бесплатно. Услуга «Безлимит внутри сети». Просто пополняйте счет и говорите внутри сети бесплатно! Для нас, абонентов «Билайн», общаться бесплатно — это естественно”.

“Мама все время заботится о вас. Пришло время и вам позаботиться о маме. Приготовьте ей новый зеленый чай «Беседа» с настоящими листочками мяты, смородины или малины. Пришло время и вам позаботиться о маме вместе с «Беседой»”.

Кроме этого, иногда эпимона проскальзывает и в повседневной речи, пусть и непреднамеренно.

Например:

Можешь себе только представить? Я, наконец-то впервые поеду к морю! Поеду к волшебным рассветам и закатам; поеду к дурманящему морскому воздуху; поеду к вьющимся над морем чайкам… Понимаешь, я же впервые в жизни попаду на море!

Метонимия

Литературная энциклопедия дает следующее определение метонимии: “употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре, с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в тот или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), которое обозначается замещаемым словом”.

Это если приводить полное толкование. Более простыми же словами, метонимия — это подмена одного понятия другим, основанная на их логической взаимосвязи. Одним из самых ярких примеров является фраза “окончить университет”, которая, по факту, подразумевает “окончить курс обучения в университете”. В русской литературе также есть ряд примеров метонимии:

Встала улица, серым полна” (“Поднимались из тьмы погребов”, А. А. Блок).

Шипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой” (“Медный всадник”, А. С. Пушкин).

Годами когда-нибудь в зале концертнойМне Брамса сыграют, — тоской изойду” (Б. Л. Пастернак).

В разговорной речи мы тоже иногда употрбляем метонимию, сами того не замечая.

Например:Суп был таким вкусным, что я съел две тарелки”, “Извини, вечером не смогу встретиться — планировал дочитать Ремарка” и т.д.

Итог

Несмотря на то, что в школьной программе нас с вами не знакомят со всеми этими стилистическими приемами, некоторые из них довольно часто встречаются в повседневной речи. На самом же деле, когда речь заходит о риторических фигурах, то те, которые мы упомянули в этой статье — всего лишь верхушка айсберга. Зато чем больше подобных уловок вы знаете, тем богаче в результате ваш язык, особенно письменный. Да и понимать любимых писателей и поэтов тоже становится проще. Так что, надеемся, что наш скромный список подтолкнет вас к изучению новых стилистических фигур, о которых вы раньше не слышали.

В этой статье Вы узнаете о том, как написать убедительный текст, об основных методах убеждения, о классической структуре речи, о том, что такое риторические тропы и фигуры речи, разберем их виды и, конечно, рассмотрим примеры.

Реклама, фильмы, новости… Все вокруг кричит и призывает: купи, послушай, посмотри, возьми, одобри, поддержи. Убедительные речи звучат через экраны телевизоров, компьютеров и смартфонов. А такие социальные площадки, как Facebook и Instagram, стали общественными форумами, на которых люди могут высказывать любое мнение и отстаивать его.

Раз уж без красноречия и способности к убеждению не обойтись, давайте разбираться, как писать и говорить убедительно, не нарушая при этом границ дозволенного.

Подробнее о том, что такое риторика, а также об истории ее становления и развития читайте в статье: «Кратко об истории риторики: от Древней Греции и до современности».

Как написать убедительный текст: с чего начать

Перед тем, как приступить к работе и написать действительно убедительный текст, первое, что Вам нужно сделать — это определиться с темой. Подумайте, о чем Вы хотите написать? Может Вы хотите что-то изменить в мире или своей стране? Почему это для Вас важно? Чего Вы хотите добиться, каких ответных действий и реакции со стороны общества? Какими способами Вы можете убедить?

Основой любой убедительной речи или текста является сама сущность аргумента — главная идея, которую Вы хотите донести до окружающих, или точка зрения, которую отстаиваете и доказываете.

Вторым шагом в создании убедительного текста и будет написание этой идеи в виде тезиса — предложение, в котором кратко изложена основная мысль. Пример тезиса:

Из-за строительства плотин страдает экосистема рек.

Третий шагкаркас текста. Постарайтесь найти подходящие конкретно для Вашего текста стилистические приемы, фигуры речи, тропы, схемы построения предложений и ритм текста. Об этом речь пойдет далее в статье.

Создание каркаса убедительного текста на основе 3-х методов убеждения

Каждое публичное выступление основывается на методах убеждения, на базе которых также можно построить любой текст. В блоге есть отдельная статья про методы убеждения «Три кита убеждения: этос, пафос, логос».

Логос

Рассмотрим первый метод — логос. Этот прием подразумевает убеждение аудитории при помощи рациональных, логических доводов, рассуждений и доказательств:

Это пример дедуктивного мышления (то есть от общего к частному). Я сформулировала главный, обобщенный аргумент: риски при строительстве плотин велики и они неизбежно повторяются. Далее раскрыла подробнее, какие же последствия (риски) возможны и усилила аргументацию конкретными примерами.

В свою очередь, индукция — это движение мысли от частного к общему. Если применить такой способ, получится, примерно, следующее:

Этос

Второй метод убеждения — этос. Этот способ выражается в том, чтобы вызвать к себе доверие со стороны аудитории:

Пафос

Третий метод убеждения — это пафос. Пафос нацелен на вызов ответной эмоций со стороны аудитории. Эти эмоции могут быть, как положительные — радость и надежда, так и отрицательные — страх или гнев. Пример пафоса на тему строительства плотин:

В качестве показательного примера эффективного применения методов убеждения можно привести выступление Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда (кликайте и читайте очень интересную статью).

Убедительный текст: структура

В классической риторике композиция речи состоит из 5 частей:

1) вступление;

2) изложение материала, ситуации или контекста;

3) подтверждение своей идеи в виде предоставления аргументов и фактов;

4) опровержение в виде предъявления контраргумента и установления его ложности (недоказанности);

Данную классическую схему построения ораторской речи можно использовать, как основу для текста. При этом структура Вашего текста может, как включать, так и не включать все 5 частей, их последовательность также можете менять.

Приемы риторики в написании убедительного текста

Убедительный текст и стилистика

Стилистика текста заключается в правильном подборе слов для выражения мыслей.Подробнее о стилистических ошибках в тексте.

Слова, которые мы выбираем для того, чтобы выразить какую-то мысль, задают тексту определенный стиль (формальный, разговорный, сленг) и тон (эмоциональную характеристику).

Синтаксис и ритм текста

Вот, что говорит о ритме текста Джозеф Шугерман, американский копирайтер, мастер директ-мейловского текста, находчивый маркетолог и публичный оратор:

«Здесь нет какой-то одной определенной модели, скажем, короткое предложение, затем длинное предложение, за которым следует предложение средней длины, а потом два коротких предложения и одно очень длинное. Так понятнее? Короче говоря, просто нужно варьировать длину предложений так, чтобы при прочтении они создавали ощущение разнообразия и ритма.

Подумайте, как звучал бы текст вашей рекламы, если бы все предложения в нем были очень короткими или очень длинными или все следовали одной заранее предсказуемой модели. В этом и состоит задача ритма текста. Варьируйте свои предложения, меняйте их длину, чтобы задать тексту определенный ритм.»

Риторические фигуры речи: виды и примеры

Фигура речи (от греч. schema — схема) — это синтаксическая конструкция, с помощью которой усиливается воздействие речи на аудиторию. Это способ сочетания и связки слов.

Разберем наглядный пример — построение предложения, в котором присутствует перечисление (амплификация). Обычно, в таком предложении есть связки «и», «или», «также». Например:

«Я купил в строительном магазине молоток и гвозди, а также краску и кисть.»

А вот так, на контрасте, выглядит схема «асидетон» (бессоюзие):

«Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул;

Жизнь, движенье разрешились.

В сумрак зыбкий, в дальний гул.«

(Ф. Тютчев)

Бессоюзие ускоряет темп текста, как-будто образует нарастающую волну, читается при этом предложение на одном дыхании.Схема полисидонта (многосоюзие) вызывает противоположный эффект, замедляя перечисление:

Да вновь увижу я ковры густых лугов

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, сред блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

«Царское село»

А. С. Пушкин

Кроме асидетона, полисидонта и перечисления выделяют следующие риторические фигуры:

  • антитеза — противопоставление ( «Война и мир«);
  • оксюморон — соединении двух противоположных понятий в одно (красноречивое молчание);
  • повторы ( «Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.» Есенин С.А.);
  • инверсия – намеренное нарушение порядка слов, чтобы добиться большей выразительности, акцентировать внимание:

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

  • хиазм — крестообразная перестановка слов в предложении: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:17).
  • эллипсис, силлепс и апосиопеза — убавление, опущение, пропуск слов в предложении (штрафной удар — штрафной).

Тропы, они же стилистические фигуры, они же стилистические приемы

Троп — слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Википедия

Тропы бывают простые, как, например, сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова». (С. Есенин). Или метафора, которую еще называют скрытым сравнением: водопад звезд, лавина писем, стена огня, жемчужина поэзии, искра любви, золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души.

Выделяют и более сложные виды троп:

  • Синекдоха — когда характеристика общего переносится на частное («Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь). В данном примере единственное число применяется вместо множественного: человек вместо люди и т.д.
  • Метонимия — основана на замене слов «по смежности»: деревня обсуждает, Париж спит, Москва встречает.
  • Гипербола — преувеличение: «Мы не виделись сто лет!».
  • Литота — преуменьшение: «Жизнь человека — один миг».
  • Аллегория — иносказание, то есть употребление слова в переносном значении. Сразу на ум приходят басни Крылова:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

«Стрекоза и Муравей»

  • Эвфемизм — используется для смягчения, нейтрализации или замены грубых, непристойных слов: тюрьма — место лишения свободы, негр — афроамериканец.
  • Анафора — повторение одних и тех же слов, звуковых сочетаний:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

А.С. Пушкин

  • Ирония: «Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.»
  • Сарказм: «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен).
  • Олицетворение — перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы: «Нева вздувалась и ревела…и вдруг, как зверь остервенясь, на город кинулась.» (А. С. Пушкин).

Примеры использования риторических приемов в категории «Анализ известной речи».

P. S.: Понравилась статья? Обязательно делитесь ссылкой в социальных сетях. Спасибо и хорошего дня!

Поделиться ссылкой:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий