K-pop, храни Америку: как корейская поп-музыка стала политической силой в США

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

K-pop
Направление:

поп

Истоки:

танцевальная музыка • электроника • электропоп • хип-хоп • рок • современный ритм-н-блюз

Место и время возникновения:

начало 1990-х, Южная Корея

Годы расцвета:

1990-е — настоящее время

Родственные:

J-pop c-pop

См. также:

Культура Южной Кореи, раздел «Поп-музыка»Корейская волнаK-pop Cover Dance Festival

K-pop (/keɪ pɔp/, аббревиатура от англ. Korean pop[1][2]) — музыкальный жанр, возникший в Южной Корее[3] и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза[4]. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире[5].

Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты»[2]. Хотя в самой Корее, под этим термином могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны же, под кей-попом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми айдолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров[6].

K-pop — не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой.[7] Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.

Обзор

K-pop прошёл путь от малоизвестного вне азиатского региона музыкального жанра до громадной по популярности во всём мире молодёжной культуры. При этом, K-pop всегда шёл вслед за развитием корейской IT-индустрии, по максимуму используя новейшие разработки в области социальных сетей и мобильных устройств для своей популяризации[8]. По мнению издания The New York Times, хоть попытки корейских групп проникнуть на западный рынок были довольно успешными и до огромного расширения социальный сетей, но в нынешний момент создание корейскими артистами своих аккаунтов на таких ресурсах как Twitter, Facebook и других, позволило ознакомить с кей-попом намного более широкую аудиторию и активнее популяризовать жанр[9]. Рост поклонников жанра отмечается во всём мире[10], и по мнению некоторых экспертов, кей-поп становится одним из важнейших частей экспорта Южной Кореи, влияя в том числе на популярность корейской культуры в мире[11].

BBC описывает корейские поп-группы Super Junior и Wonder Girls как «превосходно спродюсированные группы из сладких мальчиков и девочек с гибкими танцами и запоминающимися мелодиями»[12]. Клипы в этом жанре всегда необычайно красочны и поддерживают броские ритмы песен[13], а вокальные партии разнообразны, с сильным влиянием хип-хопа. Всё это подчёркивается ярким образом музыкантов и пышностью, театральностью выступлений на концертах[14][15]. Танцы являются неотъемлемой частью кей-попа, во время исполнения певцы и певицы часто синхронизируют танец с пением, делая выступление более броским и походя в этом на западные бойз-бенды 1990-х.

История

Рост популярности за пределами Кореи

Фанатская поддержка

В Корее существует традиция, согласно которой фанаты дарят любимым музыкантам мешки риса, символизируя этим свою поддержку и уважение. По данным издания Time, для первого шоу BIG BANG в дар музыкантам было передано 12,7 тонн риса, подарки выложили в один ряд, назвав это «алтарём K-pop-идолов». После этого были основаны компании, чья цель — убедиться, что рис попадёт любимому музыканту. Одна из них, «Ро Сынъгу», имеет 24 отделения в мире и сотрудничает с фермерами, от которых доставляет рис кораблём в пункт назначения[16]. Другая возможность продемонстрировать поддержку любимому исполнителю — это прислать кумиру обед. Данная практика появилась после того, как многие поклонники были обеспокоены, что звёзды зачастую не могут поесть из-за напряжённого графика, после чего появились компании, специализирующиеся на доставке обедов[17].

Многие поклонники едут в организованные туры, чтобы увидеть вживую любимые группы, так например, множество поклонников приезжает на корейские концерты с помощью туров из Японии и Китая[11]. Один раз, через K-Pop-тур в Сеул прилетело свыше 7000 поклонников, чтобы посмотреть выступление группы JYJ[18]. Во время другого концерта этой группы множество поклонников со всего мира провели ночь в Барселоне, чтобы впоследствии попасть на выступление[19].

Слева: рис, подаренный фанатами из Германии в дар Ынхёку, участнику группы Super Junior. Справа: поклонницы группы в Дюссельдорфе

Oрганизация и управление

Большинство групп данного жанра находятся в управлении единиц музыкальных агентств[20]. Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя. По данным издания The Wall Street Journal, SM Entertainment,YG Entertainment, JYP Entertainment и CUBE Entertainment и другие южнокорейские продюсерские центры разработали процесс подготовки молодых певцов и певиц для участия в музыкальном бизнесе. В большинстве случаев, будущие идолы входят в «систему» в возрасте 9-10 лет и живут вместе в доме, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам[21].

Популярность и влияние

Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее. Куинси Джонс в интервью корейскому журналу[22].

Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт[23]. В 2011 году продажи продукции корейских исполнителей в стране превысили 300 миллионов долларов, что на 22 % выше, чем в прошлом году[24], невзирая на общее снижение продаж на японском музыкальном рынке.

Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers[23]. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс[22], Тэдди Райли[25], а также продюсером Грэмми Алишей Киз.

Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100)[26], а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу «youtube.com/KPOP»[27]. Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей[28], а французские концерты прошли с 14-тысячными аншлагами[23]. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time[29], а CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею[30]. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes и получили награду «Лучший мировой артист» на премий MTV EMA 2011[31], SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне[32], в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV[33]. Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Hot 100[34][35].

Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети[36]. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам[37].

Критика

Управление и коррупция

Корейская поп-индустрия довольно часто подвергается критике. Тот факт, что крупные агентства стараются получить максимальную прибыль от молодых талантов, и контрактами жёстко связывают карьеру певцов с собой, BBC назвала «контрактным рабством»[39]. С исполнителями часто заключают эксклюзивные контракты на многие годы, что по ряду мнений, просто не выгодно музыкантам в финансовом плане. Ведущие компании в этом бизнесе часто критикуются за попытку максимально заработать на музыкантах и планированием чрезмерных рабочих графиков. В июне 2009 года состоялся суд с участием SM Entertainment, которых обвиняли в злоупотреблении и создании слишком плотного рабочего графика члены TVXQ и Super Junior, в итоге чего суд вынес решение в пользу музыкантов[40][41].

В 2009 году, актриса Чан Чжа Ён, известная участием в популярной дораме «Мальчики краше цветов», покончила жизнь самоубийством, и в прощальной записке обвинила менеджера и ряд директоров в склонении к сексуальным актам[42]. В апреле 2012 года полиция арестовала владельца лейбла и агентства, предъявив ему обвинения в систематических сексуальных домогательствах и угрозах[43].

В 2002 году, издание Time сообщило, что ряд корейских телевизионных продюсеров были арестованы по обвинении в организации системы расценок за гарантированные выступления для молодых групп и исполнителей. Согласно окружному прокурору Сеула Ким Кюхон, арест был лишь малой частью широкого расследования системной коррупции в корейском музыкальном бизнесе[5]. Согласно изданию The Economist, коррупция процветает в корейском шоу-бизнесе, в 2011 году по обвинению в ней было арестовано 29 должностных лиц связанных с радио и телевидением, а теневой доход от манипуляции служебным положением равняется более 30 миллионам вон[44] .

Творчество

Что касается музыкальных характеристик жанра, то здесь наибольшей критике подвергается конвейерный характер производства кей-поп-музыки, а также её коммерческая направленность. Некоторые критики также обвиняют исполнителей жанра в бездумной имитации американской поп-музыки, выделяя в корейской поп-музыке «поверхностные или просто бессмысленные тексты вперемешку с простыми фразами на английском языке, бесконечных подражателей более успешных исполнителей и общие отсутствие оригинальности». Другие же обвиняли жанр в искусственности и ориентированности на внешний эффект больше, чем на музыку[45]. В доказательство часто приводят факт того, что несмотря на огромную популярность в мире, K-pop так и не смог пробиться на американский рынок[46].

Журнал «Нью-Йорк» замечает, что корейские герл-группы набирают девушек по внешним данным, которые затем улучшаются пластической хирургией, а песни назвал «заразными, но неоригинальными». Основным фактором популярности этих групп журнал называет внешность участниц, а не музыку, при этом очень высоко отзываясь об их «скромности» и отношению к поклонникам. «Когда ты видишь их на сцене, создается впечатление, что они пришли к тебе лично»[47]. Среди других проблем также называют пропаганду сексуального насилия, по мнению некоторых критиков, вызванное откровенной сексуальностью корейских исполнителей[48].

Одержимые поклонники

Основным моментом в критике кей-попа является озабоченность одержимостью некоторых поклонников жанра, а также их импульсивность и склонность к вторжению в личную жизнь музыкантов. Для именования таких поклонников, в Корее используется термин «сасэн», в основном к нему относят девочек и молодых девушек[49]. Известно, что некоторые поклонницы нанимают такси для тайной слежки за своими кумирами, причём фирмы открыто предлагают свои услуги для подобного рода вещей. Корейские чиновники признали уникальность данной проблемы, а также выразили озабоченность ею[49][50].

На одной из пресс-конференций, участники JYJ подтвердили случаи подобного преследования, а также попыток вмешательства в их жизнь. По словам певцов, были неоднократные попытки взлома их домов, с фотографированием помещений и кражи личных вещей[51]. Участники группы столкнулись с подобным явлением уже в 2004 году, когда вышел их дебютный альбом. Рядом с домом одного из участников группы, Пак Ючхона, поклонницы установили ряд скрытых видеокамер[52], а певцу Чон Юнхо из другой группы кто-то добавил в коктейль суперклей[53], после чего ему пришлось оказывать медицинскую помощь[54]. Впоследствии оказалось, что за этим стоял один из ненавистников группы[55][56].

Статистика

Продажи и объём рынка

В 2009 году продажи кей-поп-индустрии оценивались в более чем 30 миллионов долларов[12]. В том же году, продажи альбомов в этом жанре достигли 8,8 миллионов копий, и розничная стоимость индустрии составила примерно 97 миллионов долларов[57]. Примерно в начале двухтысячных рынок корейской популярной музыки был почти уничтожен наступлением цифровой эпохи и распространения свободного обмена файлами. При этом, в 2006 году цифровой музыкальный рынок превысил физический[58], вместе с этим более половины продаж стали поступать с цифрового распространения музыки[59]. Популяризация корейской поп-музыки на западе через социальные сети, также помогло увеличить доходы и вывести компании на американский рынок[60].

В 2011 году более 1100 альбомов было выпущено в Южной Корее, две трети песен на каждом альбоме включали элементы хип-хопа[61]. Одна треть же включала элементы рока, кроссовера или фолка. На данный момент, это основные элементы корейской поп-музыки[61].

Кей-поп (в Корее), место среди музыкальных рынков мира
Год
2005 27[62]
2006 27[63]
2007 32[64] 23[59]
2008 24[65]
2009 24[57] 14[59]
2010 21[66]
2011 11[59]

* включая синглы, альбомы и DVD

Просмотры на YouTube

Из 2,28 миллиардов просмотров корейских поп-музыкальных видео на YouTube в 2011 году 240 миллионов пришлось на Соединенные Штаты Америки, что больше чем вдвое превышает цифру 2010 года (94 из общих 800 миллионов)[67].

На 25 августа 2012 года из общего числа просмотров видео «Gangnam Style» 47 % составляли просмотры из США, 7 % из Великобритании и Северной Ирландии, 6,8 % из Канады и 4 % из Южной Кореи[68].

10 самых популярных К-роp-клипов на YouTube

Только видео, загруженные правообладателем.Последнее обновление: 20 августа 2016 14:00 по московскому времени

Лейбл Исполнитель Год Название Просмотры(млн.)
1 YG Entertainment PSY 2012 «Gangnam Style» 2632
2 YG Entertainment PSY 2013 «Gentleman » 982
3 YG Entertainment PSY feat. Hyuna 2012 «Oppa Is Just My Style» 650
4 YG Entertainment PSY feat. Snoop Dogg 2014 «Hangover» 268
5 YG Entertainment Big Bang 2012 «Fantastic Baby» 244
6 YG Entertainment PSY feat. CL of 2NE1 2015 «Daddy» 188
7 SM Entertainment Girls’ Generation 2013 «I got a boy» 170
8 S.M. Entertainment Girls’ Generation 2009 «Gee» 167
9 YG Entertainment 2NE1 2011 «I Am The Best» 158
10 YG Entertainment Big Bang 2015 «BANG BANG BANG» 166

См. также

кто из the boyz воришка твоего сердца? Тесты про любовь и дружбу

кто из the boyz воришка твоего сердца?

2021.04.14. впервые делаю что-то подобное.  the boyz-the stealer п.с. в тесте 11 результатов со всеми ребятами.  *** боже мой я… Как хорошо ты знаешь блакпинк? Тесты на знания

Как хорошо ты знаешь блакпинк?

Привет, блинки! Это мой первый тест так что не судите строго. Простите за ошибки. Всё пишите в комментариях. Ещё раз… Кто ты из айдолов по знаку зодиака! Гороскопы

Кто ты из айдолов по знаку зодиака!

Это мой тест надеюсь вам понравится !Вопрос 1. Выберите знак зодиака: Близнецы Скорпион Телец Овен Лев Стрелец Козерог Дева Весы… Твой парень из BTS Тесты про любовь и дружбу

Твой парень из BTS

Это мой первый тест!! Надеюсь, вам понравится!)Вопрос 1. Твой любимый фрукт Ананас Яблоко Лимон Апельсин Банан Киви ГрушаВопрос 2. Кого… кто будет твоей подругой из blackpink Кто ты, какая ты?

кто будет твоей подругой из blackpink

2021.04.26. я знаю что тема немного заезженная, но почему бы не сделать мне что-то своё?Вопрос 1. опиши свой идеальный тип… Как хорошо ты знаешь BLACKPINK? Тесты на знания

Как хорошо ты знаешь BLACKPINK?

Привет! В этом тесте я проверю то, насколько хорошо ты знаешь к поп группу BLACKPINK 💗 Ошибок быть не должно,… Какой ты макнэ из kpop групп? Кто ты, какая ты?

Какой ты макнэ из kpop групп?

️ ⌗ приветствую! в этом тесте ты узнаешь какой ты макнэ из различных к поп группВопрос 1. ️ ⌗ как… ✨Обои✨ Подбор картинок

✨Обои✨

Здесь можно выбрать по фандому или просто что понравится (формулировка странная, извиняюсь) Мой первый тест, надеюсь, понравитсяВопрос 1. Выбирай 💕… ·˚˖ ꒰️ кто ты из aespa? ꒱ ˖ ˚· Кто ты, какая ты?

·˚˖ ꒰️ кто ты из aespa? ꒱ ˖ ˚·

の :; # 🧺 ‘ привет, это тест по aespa (・∀・) и в нем ты узнаешь на кого ты похож(-а)… ~Угадай группу по её участнику (для новичков)~ Тесты на знания

~Угадай группу по её участнику (для новичков)~

Наш любимый “дисклеймер”. Этот тест дял НОВИЧКОВ, которые только НАЧИНАЮТ слушать k-pop, поэтому вопросы очень лёгкие. Приятного прохождения)Вопрос 1. Итак… Давай… Кто ты из Red Velvet Кто ты, какая ты?

Кто ты из Red Velvet

— Благодаря этому тесту, вы узнаете на какую мемберку из группы SM Entertainment “Red Velvet” вы похожи на самом деле!Вопрос… Насколько хорошо ты знаешь Дженни из BLACKPINK? Тесты на знания

Насколько хорошо ты знаешь Дженни из BLACKPINK?

Твой биас – это Нини? У тебя есть шанс проверить насколько хорошо ты знаешь эту рэпершу ;)Вопрос 1. В возрасте… ~Тест на совместимость с Мин Юнги~ Тесты про любовь и дружбу

~Тест на совместимость с Мин Юнги~

Привет! Сегодня побуду Ларисочкой Гузеевой, и мы с тобой узнаем, насколько же ты подходишь Мин Юнги (Шуге, Сахарочку, Котику и… ~Тест на знание группы Day6~ Тесты на знания

~Тест на знание группы Day6~

В связи с не очень разнообразным полным отсутствием контента по этой группе, делаю такой тест. Внимание, мои любимые! ребят, этот тест – не… ~На кого из BlackPink ты похожа?~ Кто ты, какая ты?

~На кого из BlackPink ты похожа?~

Под прошлым тестом был оставлен комментарий с просьбой сделать подобный тест, но уже по девочкам из BlackPink. Спасибо за идею)… = эстетика got7 = Подбор картинок

= эстетика got7 =

Просто тыкай)Вопрос 1. … Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Тык Ты как айдол Кто ты, какая ты?

Ты как айдол

Вопрос 1. компания YG Entertainment SM Entertainment Big Hit Entertainment Source Music JUP EntertainmentВопрос 2. Сколько человек в группе 5-7… Ты и BTS Кто ты, какая ты?

Ты и BTS

Я делала этот тест довольно долго. Постаралась сделать его максимально интересным и необычным. !!!Идею для одного из результатов я взяла…

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • 10

5imageКпопер это?Что ни говори, а в последнее время в России появляется всё больше и больше поклонников Азии. И конечно я имею ввиду не Среднюю Азию, этих граждан мы можем наблюдать каждый день с мётлами и с мастерками в руках. Я имею в виду Южную Корею и Японию. Хотя, если у нас в стране имеются поклонники Северной Кореи, я бы не удивился бы, девочки симпатичные, мордашки привлекательные, все как на подбор улыбчивые и заманчивые. Именно в Южной Кореи относительно недавно возникла своя особенная поп-музыка с местным колоритом. Этот стиль неожиданно понравился многим и корейские айдолы стали безумно популярны по всему миру. К-поппер – это человек, который обожает корейскую поп-музыку, смотрит корейские дорамы и состоит в одном из фандомов корейской поп-группы Для того, чтобы стать настоящим к-поппером, необходимо прежде всего изменить свою внешность. Кроме того, у него в лексиконе должны присутствовать такие корейские слова, как: “кумао” (один из вариантов корейского “спасибо“), “оппа” (старший брат для девушки), “саранхэ” (“любовь” на корейском), “айщ” (“блин”, “чёрт”, “ё-прст”… это все те слова которые выражают какие либо чувства), “нуна” (старшая сестра) и т. д. Каждая известная поп группа имеет свой фандом. К-поп – это особый музыкальный стиль, корейская топ-музыка В  Пример:В  Как одному из к-поперов мне не нравится читать, данную публикацию, потому что здесь написана полная чушь!В  Своим внешним видом к-поперы немного отличаются от своих ровесников.В  Привет, к-поперы! Кто из Красноярска? Прочтя эту небольшую, и немного ироничную статью, вы узнали, что значит К-ПОП, кто такие кпоперы, и теперь вы не попадёте впросак, если вдруг снова обнаружите данное интересное сокращение. РЕАКЦИЯ БАБУШКИ НА K-POP КЛИПЫ

Категория: К-ПОП

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

За последние месяцы американские фанаты K-pop несколько раз появлялись в заголовках. Сначала они сломали полицейское приложение iWatch Dallas, завалив его нарезками фанкамов — съемок из зала с крупными планами артистов. Заметив в соцсетях тег #WhiteLivesMatter, который считают некорректным и размывающим идеи движения за права темнокожего населения, они стали постить под белым тегом любимые фото айдолов. Наконец, кей-поп-фанаты скупили билеты на встречу Дональда Трампа с избирателями в Талсе и не пришли, оставив на треть заполненный стадион вместимостью 19 000 человек президенту и его помощникам. Вышедший из-под контроля пранк привлек внимание медиа: редакции — от The New York Times до Highsnobiety — ринулись писать о новом игроке в американской общественной жизни и изучать идеологию корейской поп-музыки.

По заявлению Vulture, поп-культура в США всегда была тесно связана с национальной политикой, так что после первого темнокожего президента в стране вполне может появиться президент из среды K-pop. Стоит ли всерьез воспринимать этот фактор? Сменит ли Трамп кепку с лозунгом «Make America Great Again» на мерч BTS? K-pop — относительно новый глобальный феномен, сложный и малоизученный, и, кажется, некоторые издания запутались. Например, статья The Washington Post вышла с фотографиями сеульских фанатов, хотя главными героями недавних событий стали именно американские поклонники. Эксперты заявили о переоценке образа кей-поперов, которые в обывательском сознании ассоциируются с девочками в гольфиках, ведь никто не ждет вовлеченности в острейшие расовые и социальные проблемы от подростков. При этом в реальности фан-базу корейской музыки в США составляют вполне зрелые 20–30-летние люди, среди которых есть представители разных социальных слоев и национальностей.

Заголовки американских медиа радостно настаивали, что K-pop всегда был связан с политикой, а цитируемые в статьях профессоры утверждали обратное. Как так? Жанр поднимает социально острые темы, что, кстати, стало одним из ключевых факторов успеха бой-бенда BTS. Эйджизм, буллинг, социальное неравенство, гендерные предрассудки и расизм затрагиваются в песнях «MIC Drop», «Not Today» и квадрилогии «Cypher». Однако попытки выставить K-pop «новым черным» обречены: корейская попса — вовсе не гимн угнетенного меньшинства. Она пришла в Америку вместе с мигрантами из Кореи в начале 2000-х, и за 20 лет фанатское сообщество разрослось в сложное, разнородное и по-настоящему мультикультурное явление.

У себя на родине K-pop максимально отдален от политической жизни. Там общество выстроено иерархично, и в этой системе принято играть предписанные роли. Для артистов, подписавших контракты с крупными развлекательными компаниями, это означает тщательное соблюдение имиджа и никакой публичной самодеятельности. Сама концепция айдола подразумевает, с одной стороны, богоподобное дистанцирование от основной массы, а с другой — вовлеченность в жизни фанатов. «Я могу говорить о чем угодно, кроме тех тем, которые могут нас разделить», — так можно сформулировать публичную позицию многих корейских айдолов. Когда телеведущая Розанна Скотто из Fox News спросила о Трампе ребят из бой-бенда TXT, они не ждали такого поворота и проигнорировали вопрос. Фанаты группы в соцсетях впоследствии пристыдили журналистку за бестактность и незнание предмета.

Во многом эта нейтральность стала залогом популярности K-pop за рубежом. Более всего этот жанр успешен в странах Восточной Азии: самые многочисленные фан-базы корейской поп-музыки находятся в Китае и Японии, а также на Ближнем Востоке, где принято замалчивать большинство острых тем. В Восточной Азии сложные отношения между странами-соседками: Китай лишь на днях снял официальный запрет на K-pop, Пекин до сих пор находится в конфронтации с Тайванем, а японо-корейские отношения работают на тумблере love-hate. Интересно предположить, что случилось бы, если K-pop индустрия, в которой есть представители всех стран региона и даже саб-группы для продвижения корейских артистов за рубежом, стала открыто выражать свои политические предпочтения? Возможно, Южная Корея не смогла бы использовать жанр в качестве инструмента мягкой силы, так виртуозно обходя политические противоречия, как это происходит сейчас.

«К-pop аполитичен, но при этом вовлечен в социальные проблемы», — отмечает Седар Бо Седжи, приглашенный профессор по азиатской культуре и языкам в Университете Индианы. Фандомы по всему миру активно участвуют в социальных проектах, собирают деньги на благотворительность от имени айдолов, финансируя фонды, которые боролись с пожарами в Австралии и строили школы в Непале, боролись с пандемией коронавируса; фанаты вместе высаживают леса, поддерживают детей с ограниченными возможностями и борются за психическое здоровье. Когда группа BTS пожертвовала миллион долларов в пользу Black Lives Matter, ее поклонники собрали второй миллион всего за сутки. Участие в подобных акциях, которые в мирные времена часто приурочены ко дням рождения айдолов и другим важным датам, в фанатской среде является популярным способом поддержать артистов и выразить свои теплые чувства — и к ним, и от их имени.

Такая социальная ответственность возможна благодаря особой организации фандомов K-pop, которые по ряду признаков можно сравнивать с устройством наций. Несмотря на отсутствие жесткой иерархии, поклонники какой-нибудь небольшой корейской поп-группы из разных стран чувствуют большее сплочение, чем фанаты Тейлор Свифт из одного города. У K-pop-фандомов есть тщательно продуманная символика: название группировки, официальный цвет, лайтстик (светящаяся палочка в виде символа группы, которую носят на концерты), отдельные названия для поклонников каждого участника группы, регулярно обновляемый и легкодоступный мерч, фан-чанты (кричалки, которые исполняют фанаты поверх основного текста песни), свои праздники и традиции. Самые популярные K-pop-группы имеют официальные фан-клубы с несколькими уровнями членства, в том числе платным, что некоторым образом сближает их с политическими партиями с членскими взносами. Часть общего бюджета тратится на подарки артистам, другая — фанатам на мерч, концертные билеты и прочие приятности. Высокий уровень вовлеченности позволяет быстро мобилизовать онлайн-ресурсы фандома. Для поклонников K-pop обычное дело вывести в топ твиттера хештег с любимой группой, накрутить миллионы просмотров на ютьюбе за несколько часов или собрать нужное количество голосов для победы нового трека на телешоу.

Если помножить развитую политическую культуру в США на мощь корейского фандома и наложить это на нестабильную обстановку в стране, получится идеальная среда для общественно-политических экспериментов. Карточный домик, наверное, под давлением K-pop не рухнет, но убедить медиа и политологов в том, что это серьезная сила, поклонники корейской музыки смогут.

image

Автор: Лукас Окли

Корейская демилитаризованная зона — участок нейтральной территории между Северной и Южной Кореей — протяженностью 155 миль и шириной в два с половиной мили. Он завален противопехотными минами, колючей проволокой и считается одной из самых укрепленных территорий в мире. К удивлению, многих, кто окажется здесь, южнокорейская сторона также может похвастаться 11 площадками громкоговорителей, размещенными в скрытых местах вдоль своей половины полосы.

До недавнего времени эти громкоговорители транслировали новости о борьбе с Пхеньяном и сообщения о погоде до трех раз в день вместе с необычным инструментом пропаганды: корейская поп-музыка или k-pop. Но утром 24 апреля, впервые за последние три года, эти громкоговорители замолчали. В преддверии исторической встречи между Верховным лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном и президентом Южной Кореи Муном Джэином, это решение ознаменовало заметную деэскалацию напряженности между двумя государствами.

Хотя внутри страны корейская поп-музыка является броским ответом на западных аналог, на границе K-pop выполнял совсем другую функцию. Громкая и намеренно позитивная музыка вызывала раздражение северокорейских солдат, в то же время транслируя им то, что Министерство обороны Юга называло «счастливой жизнью южнокорейцев», в попытке заманить перебежчиков на другую сторону. Север использовал свои громкоговорители для критики Сеула и «развращенного капиталистического» существования его жителей, а Юг стал полагаться на все более музыкальный выбор. В 2015 году, после перестрелки на границе, Ким Чен Ын даже приказал северокорейским солдатам подготовиться к нападению на громкоговорители Южной Кореи, если они не прекратят пропаганду в эфире.

«У северокорейских солдат на линии фронта нет другого выбора, кроме как слушать K-pop из громкоговорителей Южной Кореи», — говорит д-р Янг Лум Джин, профессор Университета штата Техас в Рио-Гранд-Валли, который изучает пропагандистское влияние музыки, транслируемой в демилитаризованной зоне. «Обе страны говорят на одном языке, поэтому северокорейские солдаты не могут не понимать посылы песен».

image

Они также не могут укрыться от них. Исследования, проведенные Би-би-си, показывают, что громкоговорители можно слышать на расстоянии до 6 миль на северокорейской территории, причем многие перебежчики свидетельствуют, что их единственное знание о Юге происходит из этих передач. Северокорейские солдаты научились зарабатывать на этом, и активно записывают музыку на USB-флеш накопители, а затем контрабандно продают внутри страны. Южнокорейские активисты, со своей стороны, запустили воздушные шары и дроны, снабженные флеш-накопителями с записями K-pop, среди других материалов, в небо, в надежде открыть Северу глаза на то, на что похожа внешняя жизнь.

31 марта Южная Корея направила делегацию из 160 артистов, включая несколько звезд K-pop, для проведения различных концертов в Северной Корее в рамках продолжающегося взаимного культурного обмена между государствами. Первый концерт под названием «Весна идёт» состоялся 1 апреля в Большом театре Восточного Пхеньяна, который посетил сам Ким Чен Ын. Будучи первым северокорейским лидером, который когда-либо присутствовал на южнокорейском концерте K-pop, Ким стал свидетелем восторга, вызванного выступлением. Сообщения северокорейского государственного агентства новостей KCNA утверждают, что лидер был «глубоко тронут» увиденным. Он, как сообщается, даже решил «скорректировать свой график», чтобы встретиться с членами группы Red Velvet, единственной женской группы K-pop на мероприятии.

И кто может его винить? Судя по его популярности за рубежом, K-pop имеет довольно универсальную популярность, даже среди солдат, вынужденных ежедневно его слушать. «Невозможно сделать глубокие выводы, но это, безусловно, кажется эффективным», — сказал д-р Янг. «Один северокорейский солдат, который бежал через границу в Южную Корею в декабре 2017 года сказал, что ему нравится музыка K-pop». Эта история о влюбленности в K-pop была опубликована в южнокорейской газете Dong-a Ilbo, в которой утверждалось, что, восстанавливаясь после ран, полученных во время его побега, солдат проснулся в больнице и попросил включить ему поп-музыку.

image

По словам профессора Рольда Малянкея, директора Корейского института в Австралийском национальном университете, есть причина, по которой K-pop стал музыкальным экспортом Южной Кореи. «Песни K-pop звучат оптимистично и сильно, и лирика выбранных песен изображает образ сильно унифицированного южнокорейского образа жизни» — рассказал он The Outline.

Профессор Малянкей придерживается более прагматичного взгляда на историю с беглым солдатом. «Скорее всего, он просто увлёкся кумирами K-pop, — говорит он. Такие клипы как «Ice Cream Cake» и «Russian Roulette», показывают участников группы, одетых в яркие костюмы, выполняющих сложные танцевальные движения в унисон. «К-поп — довольно мощное средство пропаганды» — продолжает Маланкей. «Он изображает Южную Корею как гиперсовременную, богатую страну, исключительно населенную страстными и привлекательными людьми».

Важной частью этого уравнения является дружественный посыл K-pop. «[K-pop] не несёт (открыто) политических или религиозных месседжей, не содержит пропаганды секса, наркотиков или агрессивного поведения. Именно это делает его долгожданной альтернативой тому, что есть на Севере» — говорит Маланкей.

Для гражданина КНДР, не имеющего других знаний о Южной Корее, мир, представленный K-pop, кажется таким, где не существует социальных пороков, таких как секс и наркотики. Это, конечно, ложь. «Эта мужыка безусловно значима для значительной части корейского общества, но она не является отображением корейского общества в целом» — говорит Маланкей. «Лирика не отражает социально-политических проблем людей. «К-pop» представляет собой простой образ».

По правде говоря, этот образ частично связан с правилами строгой цензуры в Корее. Государственные органы, такие как Министерство по вопросам гендерного равенства и семьи, имеют право подвергать цензуре любую музыку, которую они считают слишком «политичной». Общественная телекомпания KBS даже запретила песню из последнего альбома суперзвезды K-pop Psy из-за провокативного содержания текстов.

Несмотря на недавние скандалы из-за так называемых «рабских контрактов», применяемых некоторыми управленческими агентствами, кумиры K-pop по-прежнему считаются примерами в Корее и часто вынуждены демонстрировать совершенство во всех аспектах своей жизни. В прошлом году T.O.P, член бойзбенда BigBang, написал публичное письмо с извинениями после того, как его тест продемонстрировал положительный результат на марихуану во время прохождения военной службы. Ограничительные положения в контрактах многих исполнителей даже не позволяют им заниматься такими вещами как секс и знакомства. «Идолы идеальны для всех девственниц и одиноких молодых людей, и это позволяет их поклонникам бесконечно мечтать о романтической случайной встрече» — говорит профессор Маланкей.

image

Объединенная в своей вере в значение K-pop, Южная Корея сделала этот жанр официальным приоритетом еще в 1998 году, когда было сформировано Министерство культуры и туризма. Агентство содержало целый отдел, посвященный исключительно жанру, с целью укрепления индустрии поп-музыки в стране.

Известно, что корейское правительство ещё с 2005 года оказывает финансовую поддержку индустрии K-pop, в том числе путём создания фонда в размере 1 миллиарда долларов, чтобы помочь поддержать отрасль. Похоже, что это была достойная инвестиция. По данным агентства Creative Content Agency, билеты на концерты K-pop, потоковое вещание и продажи товаров в 2016 году составили рекордные 4,7 млрд долларов. Кит Ховард, профессор музыки в SOAS, Лондонский университет, утверждает, что в Южной Корее наблюдается прибыль примерно 5 долларов за каждый вложенный 1, потраченный на K-pop. «Поп-пюре отлично продаётся» — говорит он.

В дополнение к тому, чтобы быть прибыльным, музыка также является средством повышения престижа Южной Кореи на мировой арене. «K-pop сознательно создан, чтобы обратиться к глобальной аудитории» — говорит профессор Ли – «я не думаю, что легко сформировать восприятие аутсайдера, но справедливо сказать, что южнокорейские политики и бюрократы сделали из K-pop «мягкую силу» Южной Кореи, дабы показать, насколько современна и развита страна ».

В то время как K-pop успешно добивается западных денег, профессор Ховард надеется, что музыка также сможет сформировать и свое мнение. «Как пропаганда — положительного рода — да, это эффективно. Во всём мире во многих университетах наблюдается значительное увеличение числа студентов, изучающих Корею». По состоянию на октябрь 2017 года 12 000 000 иностранных студентов, как говорят, учатся в Южной Корее, что на 40 процентов больше, чем в 2007 году.

А что насчёт отношений Северной и Южной Кореи? Похоже, что K-pop сыграл определённую роль в сближении стран. Согласно статье в NK News министр культуры Южной Кореи До Чон Хван считает, что K-pop имеет «значительное культурное влияние» на граждан КНДР. На концерте «Весна идёт» Ким Чен Ын, как сообщается, заявил исполнителям с Юга, что две страны «должны часто проводить друг у друга культурные и художественные представления».

Представитель южнокорейского министерства обороны Чой Хой-Хюн недавно заявил, что он надеется, что выключение громкоговорителей «заставит обе Кореи прекратить взаимную критику и пропаганду друг против друга, а также внести свой вклад в созидание мира и новое начало». С ядерным арсеналом Северной Кореи, который все еще демонстрируется в качестве потенциального козыря Ким Чен Ына, судьбу этого «нового начала» еще предстоит выяснить. Но, учитывая необычный новый вкус северокорейского лидера к K-pop, эта следующая глава в отношениях стран вполне может быть озвучена яркими певицами из Red Velvet.

Оригинал: The Outline

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий