Содержание
ТолкованиеПеревод
- Западничество
-
За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Как писал Ю. М. Лотман,
«Европеизм» исходил из представления о том, что «русский путь» — это путь, уже пройденный «более передовой» европейской культурой. Правда, в самом начале он включал в себя характерное дополнение: усвоив европейскую цивилизацию и встав на общий европейский путь, Россия, как неоднократно повторяли представители разных оттенков этого направления, пойдет по нему быстрее и дальше, чем Запад. От Петра до русских марксистов настойчиво проводилась мысль о необходимости «догнать и перегнать…». Овладев всеми достижениями западной культуры, Россия, как полагали адепты этих концепций, сохранит глубокое отличие от своего «побежденного учителя», преодолеет взрывом тот путь, который Запад совершил постепенно и, с точки зрения русского максимализма, — непоследовательно[1]
.
Термины «3ападничество», «западники» (иногда — «европейцы»), так же как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 1840-х гг. Уже современники и сами участники этой полемики указывали на условность и неточность этих терминов.
Русский философ второй половины XIX века В. С. Соловьёв (сам придерживавшийся идей западничества) определял западничество как «направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество… Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительной наукой, вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собой, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу — все эти и другие подобные вопросы одинаково значительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока».
Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин (представители так называемого религиозного западничества), В. С. Соловьёв и Б. Н. Чичерин (либеральные западники), Иван Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, позднее Н. Г. Чернышевский, Василий Боткин, П. В. Анненков (западники-социалисты), М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славянофилов, хотя с годами в их взглядах и творчестве прозападническое направление преобладало.
Предшественники западничества
Своего рода предшественниками западнического мировоззрения в допетровской России были такие политические и государственные фигуры XVII века, как московские бояре — воспитатель и фаворит царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов, главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В. Голицын.
В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности». Если для «начинателей русской культуры», к которым Соловьёв относил Петра I и Михаила Ломоносова, всякие различия закрывались общей противоположностью между «западным» образованием и домашней дикостью, между «наукой» и «невежеством», то уже в царствование Екатерины II среди приверженцев «западного» образования обозначилось резкое разделение двух направлений: мистического и вольномыслящего — «мартинистов» и «вольтерианцев». Лучшие представители обоих направлений, такие как Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, сходились, однако, в любви к просвещению и интересу к общественному благу. Хотя он спорил с крайним первым западником Чаадаевым, поскольку был противником католической теологии и защищал православное богословие, но предшественником и единомышленником зрелых западников 40х годов был А. С. Пушкин.[1]
Возникновение западничества
Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 “Философического письма” Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западников. Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России. В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для исторического развития России как одной из европейских держав.
Спор о судьбе крестьянской общины
В практической плоскости в сфере экономики основное расхождение между западниками и славянофилами заключалось в разных взглядах на судьбу крестьянской общины. Если славянофилы, почвенники и западники-социалисты рассматривали передельную общину как основу самобытного исторического пути России, то западники -не социалисты – видели в общине пережиток прошлого, и полагали что общину (и общинное землевладение) должно ждать исчезновение, подобно тому как это произошло с крестьянскими общинами стран Западной Европы. Соответственно славянофилы, как и западники-социалисты и почвенники, считали необходимым всяческую поддержку крестьянской поземельной общины с ее общинным владением землей и уравнительными переделами, в то время как западники-не социалисты ратовали за переход к подворному землевладению (при которой крестьянин распоряжается имеющейся у него землёй единолично).
В. С. Соловьёв о западничестве и западниках
Три фазиса
Как указывал В. С. Соловьёв, к более полному осознанию принципов «западного» развития российских интеллектуалов привели «великие общеевропейские движения» 1789—1815 годов.
Соловьёв выделяет «три главные фазиса», которые «в общем ходе западноевропейского развития последовательно выступали на первый план, хотя и не упраздняли друг друга»:
- Теократический, представляемый преимущественно римским католичеством
- Гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и практически как либерализм
- Натуралистический, выразившийся в позитивном естественно-научном направлении мысли, с одной стороны, и в преобладании социально-экономических интересов — с другой (этим трём фазисам более или менее аналогично отношение между религией, философией и положительной наукой, а также между церковью, государством и обществом).
Последовательность этих фазисов, имеющих, на взгляд Соловьёва, несомненно общечеловеческое значение, повторилась в миниатюре и при развитии русской общественной мысли в XIX веке.
По его словам, первый, католический аспект отразился во взглядах П. Я. Чаадаева, второй, гуманитарный, — у В. Г. Белинского и так называемых людей 1840-х годов, а третий, позитивно-социальный, — у Н. Г. Чернышевского и людей 1860-х годов. Этот процесс развития русской общественной мысли был настолько стремительным, что некоторые его участники уже в зрелом возрасте приходили к смене взглядов.
Западники и славянофилы
Соловьёв указывал, что Россией удовлетворительного решения сформулированных им общечеловеческих вопросов ещё не дано ни на Западе, ни на Востоке и, следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем уже в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частным условиям местной среды сами собой сказались бы все положительные особенности племенных и народных характеров. Такая «западническая» точка зрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив, требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От обязанности совместного культурного труда с прочими народами противники «западничества», по его словам, отделывались произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России. По мнению Соловьёва, желать своему народу величия и истинного превосходства (для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении не было различия между славянофилами и западниками. Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идёт не о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленной культурной работой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западным развитием.
По словам Соловьёва, после того как идеализированные представления и пророчества изначального славянофильства бесследно испарились, уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношение двух главных направлений русской мысли значительно упростилось, вернувшись (на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общему противоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: к борьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом и просвещением.
Критерий Славянофилы Западники Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений Ссылки
Другие книги по запросу «Западничество» >>
Иванов Леонид
Славянофилы: отстаивали точку зрения, что Россия имеет свой, самобытный путь развития. Не рассматривали ориентацию России на западные страны. Относились скептически к реформам Петра I. Западные реформы должны быть адаптированы к особенностям России.
Западники: рассматривали Россию как неотъемлемую часть европейской цивилизации. Стремились к тому, чтобы Россия перенимала достижения и лучший опыт стран Европы. Западники также резко критиковали крепостное право. Считали Петра I образцом правителя, так как он привнес в Россию западные идеи и ценности.
Пожаловаться
После событий 14 декабря 1825 г. Россия вступила в новый этап своей истории не только с сохранившимся самодержавным строем, который уже не отвечал требованиям времени, но и с целым рядом неразрешенных социальных проблем. Представители почти всех слоев русского общества были убеждены в необходимости перемен Липич Т.И. «К характеристике славянофильства». «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право», т. 8, № 4, 2008. – 151 с..
Таким образом, в либеральных кругах, наиболее близких к тайным обществам 1820-х гг., тактика “военной революции”, использованная 14 декабря, не нашла поддержки. Неудача декабристов еще более убедила либералов в неоправданности насильственной революции как средства преобразования страны, но некоторые видели причины неудачи декабристов во многом в недостаточном осмыслении ими исторического прошлого и настоящего развития России, игнорировании ее национальных особенностей и слепом восприятии западных образцов.
В последекабристское время вопрос о возможных путях развития страны, а также о средствах и методах политических и социально-экономических преобразований стал предметом идейных исканий, в основе которых была реакция на декабризм. В своих поисках “правильного” пути русское общество раскололось. Различное понимание интересов государства и отдельной личности приводили к появлению противоположных взглядов и программ. А также к возникновению двух течений: западников и славянофилов.
Осознание передовым общественным мнением отставания России от стран Запада, понимание того, что страна переросла самодержавие, обусловили появление программ коренных преобразований.
Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 “Философического письма” Чаадаева.
Славянофильство, как самостоятельное идейное течение впервые, противопоставляющее себя западничеству, проявило себя в 1839 году, когда на одном из московских литературных собраний А. С. Хомяков прочитал свою рукописную статью «О старом и новом», в которой излагался ряд основополагающих славянофильских идей. Через некоторое время И. В. Киреевский выступил с «Ответом А. С. Хомякову».
С самого начала помимо Хомякова и Киреевского, к нему примыкали П. В. Киреевский, П. А. Валуев, затем К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. Ф. Чижов, В. А. Панов, А. И. Кошелев. Многие из славянофилов имели родственные связи и были близкими друзьями, поэтому регулярно собирались, чтобы обсудить общественных и философских, а также литературные вопросы.
Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Вокруг них группировались И.С. Аксаков, И. Д. Беляев, Д. А. Валуев, А. Ф. Гильфердинг, Н. Д. Иванишев, П. В. Киреевский, А.И. Кошелев, В. И. Ламанский, В. Н. Лешков, Н. А. Попов, В. А. Черкасский, Ф. В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели С. Т. Аксаков, В. И. Даль, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых Ф. И. Буслаева, О. М. Бодянского, Г. П. Галагана, В. И. Григоровича, И. И. Срезневского, М. А. Максимовича, Н. А. Ригельмана.
Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства.
Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая. Они были безусловными противниками и критиками крепостного права.
Западнический кружок появился несколько позднее славянофильского, около 1841 года. Среди общественных и культурных деятелей, считавших, что единственный приемлемый и возможный для России вариант развития – это путь западноевропейской цивилизации, были люди самых разных убеждений: либералы, радикалы, консерваторы. На протяжении жизни взгляды многих из них существенно менялись.
Кружок группировался вокруг профессора Московского университета Т.Н. Грановского. В него входили: К.Д. Кавелин, Л.Н. Кудрявцев, Н.Х. Кетчер, Е.Ф. Корш, В.П. Боткин, А.И. Герцен, М.Н. Катков, Н.И. Крылов, Н.Ф. Павлов и ряд других представителей московского образованного общества. Западников представляли: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. С. Тургенев, К. Д. Кавелин, В. А. Милютин, И. И. Панаев, А. Д. Галахов, В. Н. Майков, Е. Ф. Корш, Н. Х. Кетчер, Д. Л. Крюков, П. Г. Редкин.
Российское западничество XIX века никогда не было однородным идейным течением. Основная идея движения заключалась в борьбе с крепостным правом и в признании западного, то есть буржуазного пути развития России. Несмотря на то, что течение было отнюдь не однородным; среди западников были свои противоречия, по многим вопросам они выступали совместно во многих случаях.
Широкую популярность Грановскому и его единомышленникам принесла проповедь гуманистических идей, с энтузиазмом встречаемая обществом. Кроме того, большой интерес к лекциям профессоров-западников вызывался использованием ими в преподавании идей немецкой классической философии Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991. – 53 с.. Лекции молодых профессоров московского университета воспринимались современниками как новое и прогрессивное слово в развитии русской науки.
славянофил западничество россия чаадаев
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм
2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство); 3) революционно-демократическое.
Консерваторы. Охранительное направление русской общественной мысли.
Официальная идеология – «теория официальной народности», принципы которой были сформулированы в 1832 г. членом Государственного Совета графом С.С. Уваровым
Самодержавие – опора и гарант сохранения российской государственности, ее могущества и величия.
Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости.
Народность – естественный союз православного российского народа с самодержавным монархом.
Личности:
-
профессор Московского университета С.П. Шевырев
-
профессор Московского университета М.П. Погодин
-
журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин.
Журналы:
-
«Сын Отечества» Ф. Булгарина
-
«Москвитянин» М. Погодина
-
«Московский наблюдатель»С. Шевырева
-
газета «Северная пчела» Ф. Булгарина и Н. Греча.
Основные идеи:
-
В России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости».
-
Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западноевропейского рабочего.
Западники и славянофилы. Либерально – оппозиционное направление русской общественной мысли.
Западники Время формирования: 1830-1840-е годы 19 века |
Славянофилы Время формирования: 1840-1850-е годы 19 века |
Состав |
|
Дворяне-помещики, богатое купечество и разночинцы |
Помещики и купцы среднего дохода, разночинцы. |
Лидеры |
|
Т.Н. Грановский П.В. Анненков В.П. Боткин К.Д. Кавелин П.Чаадаев И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев |
Братья Иван и Константин Аксаковы А.С.Хомяков Братья Пётр и Иван Киреевские А.Кошелев Ю.Самарин В.Черкасский |
Идеи |
|
Государственный строй |
|
Конституционная монархия или республика |
Неограниченное самодержавие, самодержавие – это «олицетворённая воля народа», самодержавие основывается на вере и авторитете царя. |
Путь России |
|
Европеизации России, Россия и Европа – части одного культурно – исторического целого |
У России особый путь, главная особенность России- крестьянская община и православная вера, реформы Петра I свернули Россию с её истинного пути развития, его необходимо вернуть |
Отношение к капитализму |
|
Положительное, за его развитие. |
Отрицательное, хотя выступали за развитие торговли, транспорта. Банковского дела. |
Гражданские права и свободы |
|
За полные права и свободы |
За частичные права и свободы, народ дожжен иметь право выражать своё мнение – на Земских соборах, в печати |
Отношение к религии, православию |
|
Критическое или равнодушное |
Позитивное, в религии, православии видели основу духовной и социальной жизни |
Основная идея |
|
«Разум и прогресс» |
«Самодержавие, православие и народность» |
Пути решения проблем |
|
Два направления: -либеральное (за мирное решение вопросов) – революционное (за радикальное решение) |
Мирный, путём реформ сверху |
Общие идеи |
|
-отмена крепостного права – реформирование сверху, были против революционных потрясений – просвещение народа |
Революционно-демократическое направление.
Русский утопический социализм.
Кружковский период рубежа 1820–1830-х гг.
Наиболее известные кружки:
-
«Кружок братьев Критских» (1827) .Москва. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. За свержение самодержавия. Кружок раскрыт, участников отдали в солдаты.
-
«Кружок В. Белинского», получивший название «Литературное общество11-го нумера» (1830–1832).Москва. Чтение и обсуждение литературных произведений, рассмотрение проблем российской действительности.
-
«Кружок Станкевича» (1831-1839) .Москва. Изучение философских трудов Канта, Шеллинга. Гегеля, осуждение крепостного права, считали. Что развитие просвещения должно привести к общественным изменениям.
-
«Кружок А. Герцена и Н. Огарева» (1831–1834).Москва. Изучали произведения французских просветителей, следили за революционными событиями на Западе. Кружок раскрыт полицией, Герцен и Огарёв отправлены в ссылку. Остальные – под надзор полиции.
Развитие радикального направления в 1840-х гг.
Яркие представители:
-
Виссарион Григорьевич Белинский
-
Александр Иванович Герцен
-
Николай Платонович Огарев
Журналы:
-
«Отечественные записки»
-
«Современник»
|
«Литературные мечтания»,1838; «Письмо к Гоголю», 1847 г. |
|
А.И.Герцен изложил концепцию русского социализма: самобытный путь России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Крестьянская община, где отсутствует частная собственность на землю и сохраняется традиционный дух коллективизма, является основной ячейкой будущего социалистического общества. Причины : – слабое развитие капитализм – отсутствие рабочего класса – наличие сельской поземельной общины Всё это позволит России миновать капитализм. Цели:
1853- А.И.Герцен основал «Вольную русскую типографию» в Лондоне, было положено начало русской бесцензурной прессе. Журнала «Полярная звезда» (1855–1859), в 1857–1867 гг. совместно с Н. Огаревым выпускал и редактировал газету «Колокол»
Трактаты А. Герцена «Дилетантизм в науке» (1842–1843) и «Письма об изучении природы» (1844–1845) «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и «О развитии революционных идей в России», написаны в 1849–1853 гг. |
|
Начало деятельности кружка- 1845 г. Лидеры: М.Б.Буташевич-Птерашевский, Н. Спешнев, А. Ханыков, Н. Момбели и Н. Григорьев,Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин Состав: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты. С 1849- начало создания тайной организации. Выступали за свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Цель: подготовка вооружённого крестьянского восстания. Итоги: -деятельность кружка прекращена 21 человек приговорён к расстрелу, заменённому каторгой. |
Общее: |
|
Таким образом, в период правления Николая I активизировалась общественная мысль, разные её течения и направления, что было вызвано выступлением декабристов и расправой над ними. Прогрессивные слои общества искали пути дальнейшего развития России. Одни объединялись в кружки, думали о будущем России, искали пути её развития, другие (петрашевцы, например) готовили вооружённое вступлении.
Идеи данного периода были рассмотрены следующими поколениями, некоторые из них были положены в основу народничества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru. В « вернутьсяРоссийская Империя
Спор западников и славянофилов
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство.
Характер течения — оппозиционный (противопоставление).
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию.
Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость.
И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России.
Таблица. Сравнение взглядов западников и славянофилов
Линии сравнения |
Славянофилы |
Западники |
Социальная основа |
Образованная дворянская интеллигенция, осознавшая необходимость социально-политических перемен |
|
Представители |
А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. |
Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков и др. |
Теоретическая основа |
Отрицание закономерностей в развитии общества |
Признание закономерностей в развитии общества |
Исторические судьбы России |
Самобытный путь России |
Россия повторяет западноевропейский путь развития |
Отношение к реформам Петра I |
Осуждение реформ за разрушение гармоничного строя России, усиление крепостного права |
Положительная оценка реформ, которые способствовали европеизации России |
Политическая сфера |
Самодержавие с опорой на сословно-представительный совещательный Земский собор, выражающий мнение народа |
Постепенное движение в сторону конституционной монархии. Образец — Англия |
Отмена крепостного права |
||
с последующим развитием крестьянства на основе общинного землевладения |
Отмена крепостного права поощрение частной собственности, экономической независимости людей |
|
Духовная сфера |
Православие — главная духовная опора |
Развитие просвещения, науки, техники, правового сознания |
Сходство идейных воззрений |
Необходимость изменений в российской действительности. |
|
Сходство идейных воззрений |
Вера в возможности движения России к процветанию. Модернизация социально-политических основ России. Требование отмены крепостного права, освобождения крестьян с землёй и без выкупа. Введение гражданских свобод, гласного суда, гарантии неприкосновенности личности. Осуществление мирных постепенных преобразований под руководством верховной власти (реформы сверху). Решительное отрицание революционного движения |
ли со статьей или есть что добавить?