Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары

Содержание:

С латыни слово реализм переводится как действительность. Оно характеризует определенный стиль в творчестве, зародившийся в XIX веке. В основе направления – культ достоверного отображения реальности. Реализм в музыке, изобразительном искусстве, литературе стал новым витком развития культурного жанра. Русская литература позиционирует особый образ человека, смотрящего на окружающий мир прагматично.

В искусстве появились новые формы портретного, пейзажного изображения. Эпоха реализма в музыке зародилась в девятнадцатом веке. Направление затронуло другие творческие сферы: кинематограф, театр, фотографию, скульптуру. 

Что такое реализм в музыке – кратко

Реализм сформировался в качестве противопоставления романтическим мотивам. Девятнадцатый век считается временем романтизма. Он базировался на абстрактных понятиях, отказе от общепринятых ограничений, восторженных мечтах. Реалистичный стиль – полная противоположность романтического направления. Экзальтированная идеализация не характерна для жанра. Каждое произведение повествует о событиях суровой действительности. 

Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Реализм в музыке 19 века также чувствуется в работах знаменитых композиторов. В искусство критический реализм ввел Федотов. Это известный художник, каждая картина которого завораживает взгляд. 

Композиторы эпохи реализма

Известные представители реализма в музыке:

image

  • Жорж Бизе. Талантливый музыкант родился в 1838 году во Франции. Он создал множество произведений: романсы, пьесы для фортепиано, оперные композиции, оркестровые. В 1874 году впервые была представлена знаменитая опера «Кармен»;
  • Верди Франческо. Выдающийся музыкальный эксперт родился в Италии. Его композиции – незаменимый вклад в оперное искусство, развитие музыки. На счету музыканта больше двадцати пяти оперных произведений. Он создал собственный реквием;
  • Антонин Дворжак. Профессионал родился в Чехии в 1841 году. Он был дирижером, основоположником чешского музыкального направления в классическом стиле. Для своих композиций мастер использовал фрагменты народного творчества. Национально-освободительная борьба занимала отдельное место в мотивах музыки Антонина;
  • Бедржих Сметана. Знаменитый музыкант родом из Чехии был пианистом, дирижером, композитором, общественным деятелем. Он использует реализм в своем творчестве, добавляя в сочинения народные мотивы. Эксперту удалось лаконично соединить романтизм и реализм. Его творения значительно повлияли на становление музыкальной культуры. 

Представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский

Александр Даргомыжский сделал огромный вклад в развитие музыки. Он родился в 1813 году. В то время талант опытного музыканта не смогли по достоинству оценить современники. Он заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве. 

image
А. Даргомыжский

Знаменитая опера «Эсмеральда» была завершена в 1839 году. На сцене она появилась в 1847. В течение восьми лет дирекция императорского театра не давала отказ или одобрение оперы. 

Болезни голоса  Зависимость между пением (и в частности между постановкой голоса) и болезнями голосового аппарата у певцов с несомненностью устанавливается тем фактом, что обучающиеся пению гораздо чаще подвергаются заболеваниям голоса, нежели законченные певцы. Имгофер констатирует, что количество болезней голоса у обучающихся пению в 4 раза больше, нежели у опытных певцов. Необычайную частоту болезней голоса у молодежи, подготовляющейся к профессиональной деятельности певца, мог установить и я на основании личного многолетнего опыта . Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что многие молодые певцы с первых же шагов обучения становятся постоянными посетителями фонотерапевтического  […] Тип голоса  Как известно, голоса певцов разделяются: мужские — на бас, баритон и тенор и женские — на контральто, меццо-сопрано и сопрано. Эти основные голоса, в свою очередь, подразделяются: бac — на низкий или глубокий (бас профундо) и высокий (бас кантанте); баритон — на драматический и лирический; тенор — на драматический, меццо-характерный (средний), или лирико-драматический, и лирический; меццо-сопрано — на высокое и низкое; сопрано— на драматическое, лирико-драматическое (среднее), лирическое и лирико-колоратурное. Однако в практике вокальной педагогики сплошь и рядом встречаются голоса, характер которых выступает недостаточно четко и которые поэтому с трудом поддаются определению,  […] Вибрация голоса  Звучание человеческого голоса при пении обычно сопровождается своеобразными периодически пульсирующими толчками, в результате чего непрерывное течение звука представляется распадающимся на отдельные, с той или иной быстротой следующие друг за другом, звуковые отрезки. Это так называемая вибрация голоса. Термин вибрация, в применении к рассматриваемому явлению, акустически не точно выражает его сущность. Под вибрацией в акустическом смысле понимается правильное периодическое колебательное движение в определенных границах частоты, обусловливающее образование сплошного, беспрерывного течения звука, имеющего определенную высоту. Нарушение этих условий в части периодичности и количественного минимума превращает музыкальное звуковое явление в шумовое. То же явление,  […] Гортань и регистры  Гортань Для передвижения гортани целиком, иначе говоря, для положения гортани при пении, разные авторы, как вокальные педагоги, так и физиологи, пытаются установить некий ординар, т.е. некую определенную, обязательную для всех певцов, позицию гортани при пении. Совершенно естественным, конечно, является стремление найти в отношении органов голосообразования некоторые общие моменты, которые можно было бы вынести за скобки, установить принципы, применение которых облегчало бы возможность наиболее верного достижения цели, т.е. получения художественно ценного, легко управляемого звучания голоса. Но, как показывают опыт и последние научные достижения в области исследования голосообразования у певцов, меньше всего можно  […] ДыханиеИз установленных певческой практикой так называемых „типов” дыхания: 1) нижнереберно-диафрагматического (смешанного или просто диафрагматического); 2) грудного, или бокового; 3) верхнереберного, или ключичного. Первый, т.е. нижнереберно-диафрагматический, имеет среди практиков как будто больше сторонников. Однако на деле если и можно говорить о некоем соглашении среди вокальных педагогов по отношению к этому типу дыхания, то соглашение это, в сущности говоря, чисто формальное: признается отвлеченный принцип, но когда дело доходит до практического осуществления его, получается полное разногласие: так, одни педагоги требуют при выдыхании, т.е. во время издавания звука, выпячивания живота вперед и постепенного увеличения этого выпячивания; другие, наоборот,  […] Примарный тонКаждый индивидуальный человеческий голос способен давать разные модификации звучания. Чем богаче природный материал певца, чем совершеннее он овладеет им технически, чем, наконец, выше эмоциональная и интеллектуальная одаренность певца, тем большее количество модификаций своего голоса, обладающих различными красками, он способен использовать и, следовательно, тем более художественным, а потому и эмоционально-действенным явится его исполнение. Далеко не все модификации звучания голоса являются художественно ценными, как, например, ярко выраженное горловое, носовое звучание и пр. Однако граница между модификациями эстетически приемлемыми и нехудожественными весьма условна, изменчива и целиком зависит от общих условий и особенностей развития музыкальной  […] Гласные в пенииПрислушиваясь к манере пения и характеру звучания голоса у различных певцов, можно заметить, что только у настоящих „мастеров пения” гласные сохраняют на большей части диапазона голоса свои характерные звуковые черты. Только у них а звучит как а, о как о и т. д. при самых разнообразных нюансах художественного исполнения. Пение у таких певцов производит впечатление простоты, естественности и легкости. Кажется, будто исполнитель не прибегает к каким-либо особым искусственным мерам для того, чтобы голос казался более сильным, широким и звучным, нежели это соответствует его природному голосовому материалу. Более внимательное наблюдение над  […] Тембр голоса и резонаторыембр голоса каждого человека представляет собою одно из наиболее характерных индивидуальных свойств, отличающих его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Основные характерные элементы тембра каждого голоса можно считать величиной постоянной, не изменяющейся с момента мутации голоса. Бывают случаи, когда не узнают по лицу человека, которого не видели много лет, но узнают по тембру разговорного голоса. Тембр является настолько характерным, неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в числе особых примет также  […] Голосовой аппарат  Содержание: Голосовой аппарат Краткий очерк акустики, анатомии и физиологии голосового аппарата Звук. Резонанс. Разложение звука. Анатомия голосового аппарата. Физиология голосового аппарата. Образование гласных. Гласные в певческом голосе. Образование согласных. Мутация голоса. Тембр голоса и резонаторы Голосовой аппарат как «музыкальный инструмент». Опыты с искусственными надставными трубками. Опыты с вырезанной гортанью. Стробоскопические наблюдения автора. Рот как резонатор певческого голоса. Резонаторное значение придаточных полостей носа. Гласные в пении Вокальная дикция. Физиолого-акустические особенности вокальных гласных. Вокальная фонетика. Примарный тон Сущность примарного тона. Методы отыскания примарного тона в голосе. Акустическая обстановка классной комнаты Дыхание Особенности дыхания при пении. «Опора звука». Гортань и  Регистры Положение гортани при пении. Атака  […] Психология личности  Задатки и влияние среды на их развитие Мы коротко коснулись ряда психических процессов, протекающих у человека в его деятельности. Теперь остановимся на тех психических свойствах личности, которые характеризуют каждого человека, на его интересах и склонностях, на его способностях, на его характере и темпераменте. Каждый ученик несет в себе своеобразное сочетание интересов и склонностей, имеет различные способности, отличается своеобразным темпераментом и характером. Эти свойства составляют индивидуальность человека и вырабатываются в процессе жизни. Все люди от природы родятся не одинаковыми. Они различны как по структуре своего тела, так и по протеканию физиологических процессов, а главное,  […] Певческая деятельность  Певческая деятельность, как и всякая другая, вызывается стремлением человека удовлетворить свои интересы, свою потребность. Каким бы видом деятельности человек ни занимался, он должен ясно сознавать цель, которую он хочет достигнуть посредством этой деятельности. К занятию каким-либо видом деятельности человека побуждают определенные мотивы. Чаще всего к занятиям пением молодого певца толкает любовь к нему и то большое удовольствие, которое он получает от пения. Однако приходится сталкиваться и с совсем другими побудительными причинами, такими, как обманчивая легкость этого вида деятельности, материальная заинтересованность, желание «быть на виду» и т. п. Само собой понятно,  […] Вперед »test

test

Белая А. В. Учебная  программа дисциплины «Анализ музыкальных произведений» по специальности «Вокальное искусство».Благодарность автору за предоставленные материалы!

Зарегистрироваться и скачать материал в формате Pdf из библиотеки Musicfancywww.library.musicfancy.net

Рабочая программа дисциплины по специальности  073401 «Вокальное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2013г. № 735

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Наименование тем

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные

 занятия

СРС

Введение

0,5

0,5

1

Музыка и речь 

3

2

1

2

Мелодия и поэтический текст

3

2

1

3

Период

5

3

2

4

Простая двухчастная форма

5

3

2

5

Простая трехчастная форма

5

3

2

6

Куплетная, куплетно- вариационная, куплетно-вариантная формы

3

2

1

7

Вариационная форма

3

2

1

8

Сквозные и смешанные вокальные формы

3

2

1

9

Сложная трехчастная форма

3

2

1

10

Сложная двухчастная форма

2

1

1

11

Рондо

3

2

1

12

Сонатная форма

3

2

1

13

Рондо – соната 

1

1

14

Свободные и смешанные формы в инструментальной музыке

0,5

0,5

15

Циклические формы в инструментальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл

1

1

16

Вокальный цикл                                                                    

3

2

1

17

Вокально-симфонические циклы                                      

1

1

18

Опера                

4

2

2

Зачёт

2

2

Итого:

54

36

18

2.2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА   Введение

Предмет и задачи курса. Анализ как путь раскрытия композиторского замысла. Средства выразительности, элементы музыкального языка. Жанр. Особенности содержания в музыкальном искусстве. Понятие формы музыкального произведения. Сведения об исторической эволюции форм. Понятие о целостном анализе.

Тема № 1. Музыка и речь

Тема № 2. Мелодия и поэтический текст

Тема № 3. Период

Тема № 4. Простая двухчастная форма

Тема № 5. Простая трехчастная форма

Тема № 6. Куплетная, куплетно-вариационная, куплетно-вариантная формы

Тема № 7. Вариационная форма

Тема № 8. Сквозные и смешанные формы вокальной музыки

Тема № 9. Сложная трехчастная форма

Тема № 10. Сложная двухчастная форма

Тема № 11. Рондо

Тема № 12. Сонатная форма

Тема № 13. Рондо-соната

Тема № 14. Свободные и смешанные формы в инструментальной музыке

Тема № 15. Циклические формы в инструментальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл

Тема № 16. Вокальный цикл

Тема № 17. Вокально-симфонические циклы

Тема № 18. Опера

2.5. ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЕТА

А) Анализ музыкального произведения

Б) Теоретические вопросы

В) Термины– музыкальная форма, жанр;- ритм, метр, цезура, музыкальная интонация, речевая интонация, речевой ритм, мелодия, мелодическая линия, речитативная мелодия, декламационная мелодия, ариозная мелодия, кантилена, силлабический распев, внутрислоговый распев; – рифма, хорей, ямб, анапест, дактиль, амфибрахий, стих, строфа, строка;  – музыкальная тема, мотив, фраза, период, предложение, период повторного строения, период неповторного строения, однотональный период, модулирующий период, квадратный период, неквадратный период, период с дополнением, период с расширением, сложный период, одночастная форма; – простая двухчастная форма, однотемная простая двухчастная форма, контрастная простая двухчастная форма, безрепризная простая двухчастная форма, репризная простая двухчастная форма;- простая трехчастная форма, развивающая середина простой трехчастной формы, контрастная середина простой трехчастной формы, реприза da capo, варьированная реприза, динамическая реприза, безрепризная трехчастная форма, простая трехпятичастная форма, простая двойная форма; – сложная трехчастная форма, трио сложной трехчастной формы, эпизод сложной трехчастной формы, сложная двухчастная форма; – куплетная форма, запев, припев, куплетно-вариационная форма, вариационное развитие, вариантное развитие, вариационная форма, строгие вариации, свободные вариации, вариации на basso ostinato, вариации на soprano ostinato, двойные вариации;- сквозная вокальная форма, смешанная вокальная форма; – рондо, эпизод в рондо, рефрен в рондо, рондо-соната;- сонатная форма, производный контраст, тонально-мотивная разработка; – сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный цикл, кантата, оратория, пассионы, месса;- опера, номерная опера, опера сквозного действия, либретто, речитатив, ария, ариозо, ариетта, каватина, увертюра, оперный антракт, лейтмотив.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://notes.tarakanov.net/http://www.alenmusic.narod.ru/http://classicmusicon.narod.ru/http://roisman.narod.ru/compnotes.htmhttp://www.free-scores.com/index_uk.php3http://notonly.ru/classic.phphttp://school collection.edu.ru/collection/http://www.classic-music.ru/http://www.karadar.com/http://www.classical.ru:8080/r/http://www.gnesin-academy.ru/http://classic.chubrik.ru/http://www.classiccat.net/http://conservatorio.ru/Muzofon.comhttp://www.mosconsv.ru/http://www.amkmgk.ru/http://www.libfl.ru/http://mkrf.ru/http://www.classicalmusiclinks.ru/http://www.simfonia.net/http://www.olofmp3.ru/http://arsl.ru/http://www.muzyka.net.ru/

4.2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

{jcomments on} 

Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.

Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

<![endif]–>Содержание

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Таблица темпов, их обозначений и значений

В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

Темп Транскрипция Перевод Метроном
Медленные темпы
 Largo  лярго  широко  ок. 45
Lento  ленто  протяжно  ок. 52
 Adagio  адажио  медленно  ок. 60
 Grave  граве  важно  ок. 40
Умеренные темпы
 Andante  анданте  не спеша  ок. 65
 Andantino  андантино  неторопливо  ок. 70
 Sostenuto  состэнуто  сдержанно  ок. 75
 Moderato  модерато  умеренно  ок. 80
Allegretto аллегретто подвижно  ок. 100
Быстрые темпы
 Allegro аллегро  скоро  ок. 132
 Vivo  виво  живо  ок. 140
 Vivace  виваче  живо  ок. 160
 Presto  престо  быстро  ок. 180
 Prestissimo  престиссимо  очень быстро  ок. 208

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Музыкальный синтаксис – описание музыкальных структур и закономерностей их соединения.

Слово синтаксис произошло от древнегреческого σύν-ταξις (σύν – вместе, ταξις – построение, порядок, звание). Когда мы пытаемся сконструировать мелодию из элементов, то на первый план действительно выступает проблема, как объединить элементы в целое, а не разваливающееся по форме произведение. Но, когда мы сталкиваемся с новым произведением в виде нот (хороший музыкант очень облегчает восприятие слушателя), то очень важно понять (именно понять, а не просто разделить) из каких элементов музыка состоит.

Точки, где разделяются синтаксические структуры, называют «цезурами». Ощущение цезуры возникает там, где музыка «остановилась», то есть сильнее всего на:

  • паузах, когда звучание реально прерывается;
  • в несколько меньшей степени, на больших длительностях, когда возникает психологическое ощущение, что самый важный звук уже прозвучал.

Членение музыки в этих случаях столь очевидно, что задачей музыканта, как правило, является не подчеркивание членения музыки, а, напротив, поиск исполнительских средств объединения этих построений. Именно поиск других средств, а не сокращение времени паузы или звука. Ведь синтаксис – слуга двух господ: музыкального содержания и коммуникации между слушателем и музыкантом. Не всегда легко угодить обоим: глубокое проникновение в идею автора делает музыку понятной не для всех, а легкость восприятия может привести к упрощению смысла.

Несколько менее очевидны, но все еще дающие информацию для ощущения местонахождения цезуры:

  • точный повтор какого-либо элемента (который музыкант чаще все-таки делает чуть-чуть неточным);
  • видоизмененный повтор (который хорошо воспринимается уже сам по себе).

Достаточно сложно воспринимается цезура между:

  • контрастными элементами (единство противоположностей может потребовать дополнительного исполнительского показа цезуры).

В учебниках по теории музыки и музыкальной форме можно найти множество определений составляющих музыкальный синтаксис элементов, но все эти определения описывают формальные структуры. по этим определениям нельзя понять в чем их содержательные различия. Абсурдно пытаться их копировать. Ниже приводится их нестандартное, но более точное описание.

Синтаксис в музыке изучает такие элементы как:

  • мотивы – простейшие музыкальные структуры, содержащие только одну сильную долю метрической пульсации (мотив может быть и крупнее такта, если он дробится на субмотивы, или, наоборот, написан такими крупными длительностями, что пульсация первых долей такта стремительно проносится на их фоне), и потому несущие простое эмоциональное содержание;
  • фразы – музыкальные структуры с содержанием, заключающимся в демонстрации некоей цикличности или изменчивости эмоционального состояния, и потому заключающее в себе более одной сильной доли метра, либо дробящиеся на мотивы (чаще два), либо представляющие собой целостное построение;
  • предложения – развернутые структуры с целостным содержанием все еще не представляющим законченную музыкальную мысль, чаще всего состоящие из двух фраз;
  • периоды – музыкальные структуры, выражающие законченную музыкальную мысль, состоящие из предложений (чаще двух).

Период – самое крупное музыкальное построение, изучаемое музыкальным синтаксисом, и самая мелкая из структур рассматриваемых музыкальной формой. Период может быть как отдельной законченной мыслью в развернутом произведении со сложной структурой, так и единственной мыслью в небольшом произведении.

В простой (чаще танцевальной) музыке распространена так называемая квадратная структура, когда мотив по продолжительности равен такту, фраза – двум тактам, предложение – четырем, а период – восьми. В этом случае структура является продолжением метра. Для простых размеров (24, 34) квадратный период будет иметь следующую структуру:

image

восьмитактовый квадратный период

Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):

image

Восьмитактовый квадратный период с затактом

В сложных размерах (например 44), в которых каждый такт кроме сильной первой содержит еще и относительно сильную долю, структура может быть такой же, как и в простых, но встречаются и четырехтактные периоды:

image

Четырехтактный период

image

Четырехтактный период с затактом

Весьма распространен и противоположный случай, когда период составляет 16 и даже 32 такта.

Чем сложнее по содержанию музыка, тем меньше она напоминает указанные схемы:

  • Простейшее усложнение происходит благодаря «неквадратным» значениям количеств тактов и элементов: периоды из 3-х предложений, предложения из 3-х фраз и т.д.
  • Сочетания разнородных элементов: предложения из пяти, семи и т.п. тактов, включающих в себя фразы разной длинны (важность дополнений или недосказанность).
  • Масштабно-тематические структуры дробления, когда неделимая фраза сочетается с подчеркнуто отделенными мотивами, и, наоборот, суммирования, когда обобщение целостной крупной структуры конкретизируется «перечислением».

Часто возникает вопрос, о том, как правильно определить границы между мотивами, фразами и т.п. Для начала следует разобраться, есть ли вообще в данном произведении те структуры, между которыми ведется поиск цезур. Ведь существует музыка, в которой нет ни фраз, ни мотивов, ни, даже тактов и тактового размера. Существует музыка, в которой нет даже звуков.

Разговор о синтаксисе можно будет продолжить после разбора выразительного значения тональностей, ладов и музыкальных функций.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий