Индукция и дедукция. Что такое индукция и дедукция?

image

Мышление является важным познавательным процессом для человека, благодаря которому он получает новые знания, развивается и становится лучше. Есть разные мыслительные методики, которые можно использовать в любое время и в разных ситуациях.

Что это дедукция?

Метод мышления, с помощью которого делаются логические выводы о конкретном предмете или ситуации на основе общей информации, называется дедукцией. В переводе с латыни это слово означает «вывод или логическое умозаключение». Человек использует общеизвестную информацию и конкретные детали, анализирует, складывая факты в некую цепочку, и в завершении делает вывод. Метод дедукции стал известным благодаря книгам и фильмам о детективе Шерлоке Холмсе.

Дедукция в философии

Использовать дедуктивное мышление для построения научных знаний начали еще в античные времена. Известные философы, например, Платон, Аристотель и Евклид, применяли его для того, чтобы сделать умозаключения на основе существующей информации. Дедукция в философии – это понятие, которое разные умы толковали и понимали по-своему. Декарт считал этот тип мышления подобным интуиции, с помощью которой человек может получить знания посредством размышлений. Свое мнение по поводу того, что такое дедукция, имели Лейбниц и Вольф, считая ее основой для получения истинных знаний.

image

Дедукция в психологии

Мышление используется в разных направлениях, но есть сферы, направленные на изучение самой дедукции. Основное предназначение психологии заключается в изучении развития и нарушения дедуктивных рассуждений у человека. Связано это с тем, что поскольку этот тип мышления подразумевает движение от общей информации к конкретному анализу, то задействуются все психические процессы. Теория дедукции изучается в процессе формирования понятий и решений разных задач.

Дедукция – достоинства и недостатки

Чтобы лучше понять возможности дедуктивного метода мышления, нужно разобраться в его преимуществах и недостатках.

  1. Помогает экономить время и уменьшать объем излагаемого материала.
  2. Можно использовать даже, когда нет предварительных знаний в конкретной области.
  3. Дедуктивные умозаключения способствуют развитию логичного, доказательного мышления.
  4. Дает общие знания, понятия и умения.
  5. Помогает проводить проверку исследовательских гипотез, как правдоподобных объяснений.
  6. Улучшает причинное мышление практикующих людей.

Минусы:

  1. Человек в большинстве случаев получает знания в готовом виде, то есть не занимается изучением информации.
  2. В некоторых случаях сложно конкретный случай подвести под общее правило.
  3. Нельзя использовать для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез.

Дедукция и индукция

Если в значении первого термина уже разобрались, то, что касается индукции – это прием для построения общего вывода на основе частных посылок. Он не использует логических законов, а опирается на некоторую психологическую и фактическую информацию, которая имеет чисто формальный характер. Дедукция и индукция – это два важных принципа, которые дополняют друг друга. Для лучшего понимания, стоит рассмотреть пример:

  1. Дедукция от общего к частному подразумевает получение из одной правдивой информации другую, и она будет истиной. Например, все поэты являются писателями, вывод: Пушкин – поэт и писатель.
  2. Индукция является умозаключением, которое возникает от знания части предметов и ведущее к обобщению, поэтому говорят, что происходит переход от достоверной информации к вероятной. Например, Пушкин является поэтом, как Блок и Маяковский, значит, все люди поэты.

Как развить дедукцию?

У каждого человека есть возможность развить в себе дедуктивное мышление, которое пригодится в разных жизненных ситуациях.

  1. Игры. Для развития памяти можно использовать разные игры: шахматы, пазлы, судоку и даже карточные развлечения заставляют игроков продумывать свои ходы и запоминать карты.
  2. Решение задач. Вот когда пригодится школьная программа по физике, математике и другим наукам. Во время решения задач происходит тренировка медленного мышления. Не стоит останавливаться на одном варианте решения и рекомендуется посмотреть на задачу с другой точки зрения, предложив альтернативу.
  3. Расширение знаний. Развитие дедукции подразумевает, что человек должен постоянно работать над увеличением своего кругозора, «поглощая» много информации из разных областей. Это поможет в будущем строить свои умозаключения, опираясь на конкретные знания и опыт.
  4. Проявляйте наблюдательность. Дедукция на практике невозможна, если человек не умеет замечать важные детали. Во время общения с людьми рекомендуется обращать внимание на жесты, мимику, тембр голоса и другие нюансы, что поможет понимать намерения собеседника, вычислять его искренность и так далее. Находясь в общественном транспорте, наблюдайте за людьми и делайте разные предположения, например, куда направляется человек, чем он занимается и многое другое.

Дедукция – упражнения

Чтобы развивать дедуктивное мышление, рекомендуется тренировать внимание, абстрактное мышление и оперативную память. Есть простые упражнение, как научиться дедукции, которые могут выполнять и взрослые, и дети:

  1. Используйте любые картинки и лучше, если на них будет много мелких деталей. Смотрите на изображение в течение минуты, стараясь запомнить, как можно больше деталей, а затем запишите все, что отложилось в памяти, и проверьте. Постепенно сокращайте время просмотра.
  2. Используйте похожие по смыслу слова и старайтесь найти в них максимальное количество отличий. Например: дуб/сосна, пейзаж/портрет, поэма/сказка и так далее. Еще специалисты рекомендуют учиться читать слова наоборот.
  3. Запишите имена людей и даты конкретного события в их жизни. Хватит четырех позиций. Прочитайте их три раза, а затем, запишите все, что запомнили.

Дедуктивный метод мышления – книги

Одним из важных способов для развития дедуктивного мышления является чтение книг. Многие люди даже и не подозревают, сколько от этого пользы: происходит тренировка памяти, расширение кругозора и личностный рост. Чтобы применять дедуктивный метод, необходимо не просто читать литературу, а анализировать описанные ситуации, запоминать, сравнивать и проводить другие манипуляции.

  1. Для тех, кому интересно, что такое дедукция, будет интересно почитать произведение автора этого метода мышления – Ренэ Декарта «Рассуждение о методе, чтоб верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
  2. К рекомендованной литературе относятся разные детективы, например, классика – А. К. Дойл «Приключения Шерлока Холмса» и многие стоящие авторы: А. Кристи, Д. Донцова, С. Шепард и другие. Читая подобную литературу необходимо применять дедуктивный метод мышления, чтобы предположить, кто же может быть преступником.

Статьи по теме:

Нарколепсия — что это за болезнь и как ее лечить? Нарколепсия — редкое и загадочное заболевание нервной системы, поражающее в основном мужскую часть населения. Недуг сопровождается непреодолимым желанием «провалиться в сон» и потерей мышечного тонуса (катаплексией) – нарколептик при этом, падает как «подкошенный». Что такое ЛГБТ — знаменитые представители сексуальных меньшинств В современном мире многие не знают, что такое ЛГБТ и с какой сферой связана подобная аббревиатура. За этими четырьмя буквами скрыты люди с разными сексуальными предпочтениями и жизненными позициями. Это течение сталкивается с неприятием и дискриминацией общества.
Что такое глобализация — плюсы и минусы глобализации и ее последствия Глобализация — это объединение всех стран в единое целое. Этот процесс затронул экономику, политику и культуру различных государств, привел к увеличению роли крупных транснациональных корпораций, ослабил влияние власти. Что такое сочувствие — нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Не только дети, но и взрослые часто задают вопрос — что такое сочувствие и влияет ли его проявление на жизнь людей. Информация об этом чувстве, отличительные черты от жалости и сострадания будут полезными при воспитании детей и для развития общества.

О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно 20+ странных модников из метро, которым плевать, что вы о них думаете 20 наглых котов и кошек, которые сами решают, где им лучше и удобнее 30 «убойных» пляжных фото, которые точно рассмешат вас до слёз

82 лучших кадра в истории кино 12 культовых блюд, которыми Япония заманивает туристов
Бывшие супруги знаменитостей, о которых никто не слышал 27 лучших фотографий, сделанных в нужный момент 25 потрясающих кондитерских со всего мира

Жизнь постоянно заставляет нас принимать какие-либо решения. И мало кто задумывается о том, что размышления о происходящем строятся по вполне конкретным схемам. Раскроем подробней эту тему, а точнее, выясним, чем отличается дедукция от индукции.

Содержание статьи

Определение

Дедукция – такое рассуждение, при котором имеющиеся посылки (утверждения) становятся основой для вывода заключения. Пример: любое число, кратное четырем, делится и на два (посылка); восемь кратно четырем (посылка); следовательно, восемь делится на два (заключение).

Индукция – это мыслительный метод, при котором на основе единичных фактов составляется некая общая картина. Пример: малина – сладкая, клубника – сладкая, виноград – сладкий; малина, клубника, виноград – ягоды; значит, все ягоды сладкие.

к содержанию ↑

Сравнение

Речь идет о двух противоположно направленных способах размышления. Типичная модель дедукции предполагает движение в некотором рассуждении от общего к частному. В индукции же, наоборот, знание об отдельных единицах приводит к умозаключению о том, что все предметы этого ряда обладают такими же характеристиками.

Реклама

Отличие дедукции от индукции состоит в том, что в рассуждениях, осуществляемых первым способом, действует чистая логика. Это позволяет делать безошибочные выводы. Но есть одно условие: изначальные положения должны быть истинными. Приведем пример: любой напиток является жидкостью (достоверная посылка); компот – это напиток (достоверная посылка); из этого следует, что компот – это жидкость (правдивый вывод).

В свою очередь, индуктивное умозаключение выводится не строго в соответствии с логикой, а через догадку и какие-либо представления. В результате полученное следствие является лишь вероятностным и требует проверки. Даже при истинных посылках здесь может получиться неверный вывод. Пример: Миша – детсадовец, Костя – детсадовец, Света ходит в детский сад (правда); Миша, Костя, Света – дети (правда); все дети посещают детсад (ложь – есть те, кто до школы находится дома).

Следует заметить, что наиболее достоверное знание дает полная индукция – та, при которой исследуется каждый из конкретного класса предметов, и только после этого формируется общее суждение о множестве. Но на практике такое не всегда оказывается возможным. Нередко рассматривается лишь частное, а затем определение переносится на всю группу. Чтобы подобные заключения не оставляли сомнений в их правдивости, требуется прибегать к многократным экспериментам и применять теоретическое мышление.

Завершая разговор на тему, в чем разница между дедукцией и индукцией, стоит упомянуть, что в научном исследовании два описанных метода органически связаны. Посредством индукции выдвигаются многие важные гипотезы, а дедукция позволяет получать из них следствия, которые подлежат обоснованию или опровержению.

Дата публикации: 28.01.2017

Индукция и дедукция — это взаимосвязанные, дополняющие друг друга методы умозаключения. Происходит целая логическая операция, в которой из суждений на основаниях нескольких выводов рождается новое утверждение. Цель этих методов — вывести новую истину из уже ранее существовавших. Выясним, что это, и приведем примеры дедукции и индукции. Статья подробно ответит на данные вопросы.

Дедукция

В переводе с латинского (дедукцио) обозначает «выведение». Дедукция – это логический вывод частного из общего. Этот ход рассуждений всегда подводится к истинному умозаключению. Метод применяется в тех случаях, когда из общеизвестной истины нужно вывести необходимое заключение о каком-либо явлении. Например, металлы — это теплопроводные вещества, золото — это металл, делаем вывод: золото — теплопроводный элемент.

Родоначальником этой идеи считают Декарта. Он утверждал, что исходный пункт дедукции начинается с интеллектуальной интуиции. Его метод включает в себя следующее:

  1. Признание верным лишь того, что познается с максимальной очевидностью. В уме не должно зародиться каких-либо сомнений, то есть судить нужно только на не опровергаемых фактах.
  2. Делить исследуемое явление на как можно больше простых частей для дальнейшего легкого их преодоления.
  3. Переходить от простого постепенно к более сложному.
  4. Составлять общую картину подробно, без каких-либо упущений.

Декарт считал, что с помощью такого алгоритма исследователь сможет найти истинный ответ.

Невозможно постигнуть никакого знания иначе, как путем интуиции, ума и дедукции. Декарт

Индукция

В переводе с латинского (индукцио) обозначает «наведение». Индукция – это логический вывод общего из частных суждений. В отличие от дедукции ход рассуждений приводится к вероятному умозаключению, все потому, что происходит обобщение нескольких оснований, и зачастую делаются поспешные выводы. Например, золото, как и медь, серебро, свинец – твердое вещество. Значит, все металлы — твердые тела. Заключение не верно, так как вывод был поспешным, ведь есть металл, такой как ртуть, а она является жидкостью. Пример дедукции и индукции: в первом случае умозаключение получилось истинным. А во втором — вероятным.

Сфера экономики

Дедукция и индукция в экономике являются методами исследования наравне с такими, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, исторический и географический метод. При использовании индуктивного способа исследование берет начало с наблюдения за экономическими явлениями, накапливаются факты, затем на их основе делается обобщение. При применении дедуктивного метода формулируется экономическая теория, потом на основании ее проверяются предполагаемые гипотезы. То есть от теории к фактам, исследование идет от общего к частному.

Приведем примеры дедукции и индукции в экономике. Увеличение стоимости хлеба, мяса, круп и других товаров заставляют нас сделать вывод о подъеме дороговизны в нашей стране. Это индукция. Извещение о повышении стоимости жизни дает думать, что увеличатся цены на газ, свет, другие коммунальные услуги и товары народного потребления. Это дедукция.

Сфера психологии

Впервые рассматриваемые нами явления в психологии упомянул в своих произведениях английский мыслитель Томас Гоббс. Его заслугой стало объединение рационального и эмпирического познания. Гоббс настаивал на том, что истина возможна только одна, достигнутая с помощью опыта и разума. По его мнению, познание начинается с чувственности как первого шага к обобщению. Общие свойства явлений устанавливаются при помощи индукции. Зная действия, можно выяснить причину. После выяснения всех причин нужен противоположный путь, дедукция, которая дает возможность познать новые различные действия и явления. Примеры индукции и дедукции в психологии по Гоббсу показывают, что это взаимозаменяемые, переходящие друг из друга этапы одного познавательного процесса.

Сфера логики

Два вида логического мышления нам знакомы благодаря такому персонажу, как Шерлок Холмс. Артур Конан Дойль обнародовал дедуктивный метод на весь мир. Шерлок начинал наблюдение с общей картины преступления и вел к частному, то есть изучал каждого подозреваемого, каждую деталь, мотивы и физические возможности, и с помощью логических умозаключений вычислял преступника, аргументируя железными доказательствами.

Дедукция и индукция в логике проста, мы, не замечая, используем ее каждый день в обыденной жизни. Зачастую мы реагируем быстро, мгновенно делая ошибочный вывод. Дедукция — более длительное мышление. Чтобы его развить, нужно постоянно давать нагрузку своему мозгу. Для этого можно решать задачи из любой сферы, математические, из физики, геометрии, даже головоломки и кроссворды помогут развитию мышления. Неоценимую помощь окажут книги, справочники, фильмы, путешествия — все, что расширяет кругозор в разных сферах деятельности. Прийти к правильному логическому умозаключению поможет наблюдательность. Каждая, даже самая незначительная, деталь может стать частью одной большой картины.

Приведем пример дедукции и индукции в логике. Вы видите женщину около 40 лет, в руке дамская сумка с не застегивающейся молнией от большого количества тетрадей в ней. Одета скромно, без излишеств и вычурных деталей, на руке тонкие часы и белый след от мела. Вы сделаете вывод, что, скорее всего, она работает учителем.

Сфера педагогики

Метод индукции и дедукции часто применяется и в школьном образовании. Методическую литературу для учителей выстраивают по индуктивному виду. Этот тип мышления широко применим для изучения технических устройств и решения практических задач. А с помощью дедуктивного метода легче описывать большое количество фактов, объясняя их общие принципы или свойства. Примеры дедукции и индукции в педагогике можно наблюдать на любых уроках. Часто в физике или математике учитель дает формулу, а далее в ходе урока учащиеся решают задачи, подходящие под этот случай.

В любой сфере деятельности всегда пригодятся методы индукции и дедукции. И совсем не обязательно для этого быть супер-сыщиком или гением в научных областях. Давайте нагрузку для своего мышления, развивайте мозг, тренируйте память, и в дальнейшем сложные задачи будут решаться на инстинктивном уровне.

Логическое мышление

Что есть наше умение логически мыслить? Логическое мышление – это способность применять законы логики в рассуждениях. Человек, который знает законы логики, способен делать правильные выводы. Он может по исследованию одной капли воды прийти к выводу о том, что существует океан и Ниагарский водопад, даже если бы этот человек никогда не видел этих природных объектов.

Вам, наверное, приходилось слышать о таких методах как дедукция и индукция. Конечно, о первом методе многие знают благодаря герою А. Конан-Дойла Шерлоку Холмсу. Шерлок умел мастерски определить личность человека (его происхождение, откуда родом, где служил, когда ушел в отставку и прочее) по одному его внешнему виду. Холмс вершил свое следствие, раскручивая нить преступления с логической последовательностью  истинного ученого. Это повергало в изумление окружающих. Однако в самих его рассуждениях не было ничего таинственного и необычного. Для этого требовалась феноменальная наблюдательность и умение оперировать законами логики.

Что же такое дедукция? Дедукция – это умозаключение, которое следует из одного или нескольких истинных высказываний. Причем, это умозаключение следует из истинных посылок с логической необходимостью. То есть, из истинных посылок следует истинное умозаключение.

Метод дедукции подобен точному выстрелу и попаданию в цель.

Примером могут быть высказывания: «Идет дождь, поэтому мои сапоги намокли». «Сейчас день и на небе нет облаков, следовательно, светит солнце». «Все жидкости текучи. Вода-жидкость, следовательно, вода текуча». Дедукция также следует от общего к частному.

В отличие от дедукции индукция охватывает в своем распространении более широкий класс явлений. От единичных истинных утверждений она переносит истинность на более широкий класс явлений. Это похоже на тот случай, когда горохом стреляют по воробьям. Можно попасть, а можно и не попасть. Примером индукции являются следующие рассуждения:

«Вы согласны, что 1-простоечисло? –Да. Вы согласны, что 2 и 3 – тоже простые числа? –Да.- Вы согласны, что 1,2,3 – натуральные числа? – Да. Тогда вывод: все натуральные числа – простые»

А вот вывод не верен. Не все натуральные числа являются простыми, то есть делящимися только на 1 и на само себя. К примеру, число 9-натуральное, но помимо деления на 1 и на 9 делится еще и на 3. То есть, индуктивные выводы могут являться либо верными, либо неверными и сами по себе нуждаются в доказательстве, или в опровержении.

К примеру, прав ли учитель, когда говорит, что ученик ни на что не способен, если у него 3 по математике. Фактически, учитель пользуется индукцией, распространяя частный опыт ученика на всю его жизнь. Примером противного был Эйнштейн, который имел «3» по математике в школе, а во взрослой жизни был гением и подарил миру теорию относительности.

Все наши умозаключения, строящиеся по типу «от частного к общему» являются индукцией и нуждаются в обосновании. К примеру, высказывание: «Моя жена – лжет, следовательно, все женщины – лгуньи» — является индукцией и в данном случае не являются истинными. Индукцией являются многие оценочные суждения, типа: «Он – дурак», «Он – умный человек», «Т ы ни на что не способен», «Я могу всё» и тому подобное.

Найти место и рамки применимости  утверждения, которое следует из применения метода индукции,  можно следующим образом: необходимо обнаружить класс явлений, объектов,  для которого данное утверждение является частным случаем.

Примером может служить Теория относительности Эйнштейна, которая включила механику Ньютона как частный случай и позволила оперировать законами Ньютона при малых скоростях.

Беда в том, что, применив метод индукции на какую-то часть явлений в своей жизни и сделав неправильный вывод из частной посылки, некоторые люди превращают этот вывод в фиксированную идею, которая претендует не много ни мало на истинность (коей на самом деле, конечно же, не является) и распространяется на весь класс явлений.

Что происходит в данном случае? Эта застывшая идея, представление, отрывается от жизни, от соответствующей ситуации и используется повсюду без какой-либо проверки. Самое неприятное, что эта мысль возводится человеком в ранг истины и никогда не пересматривается.

Доходит до абсурда. Представьте себе такой утрированный случай. Предположим, что некий человек абсолютно уверен в том, что все красное для него опасно. Давайте предположим, как это бы повлияло на его жизнь. Конечно, он постарался бы исключить все красное из своей жизни: не носить одежду красного цвета, не сажать на своем газоне красные цветы, не есть помидоров, арбузов, ненавидеть красную помаду жены, закатывать ей скандалы по поводу её макияжа. Предположим, у него есть овощной магазин. В нем никогда не продают помидоры, арбузы, редиску, свеклу. А работник, носящий что-либо красное представляет опасность и увольняется.

Смешно? Не похоже на правду? А я вам скажу, что очень даже похоже, и может до неузнаваемости изменить жизнь человека. Причем, фиксированные идеи не всегда осознаются самим человеком, а потому идея становится еще более опасной, потому что действует на подсознательном уровне.

Как с этим быть, как расфиксировать застывшую идею, поговорим в следующей публикации.

В этой статье мы познакомились с методом индукции и методом дедукции. А также, что происходит с человеком, когда он фиксирует свой вывод, который не является истиной а демонстрирует незнание законов логики. Таким образом, делаем вывод, что знание законов логики и правильное их применение – есть залог нашей успешной жизни.

Перейти ко всем статьям

Какое отношение имеет Шерлок Холмс к отечественному налоговому праву?

Строго говоря, никакого. Но в шутке, вынесенной в подзаголовок этого материала, имеется и рациональное зерно. Дело в том, что бессмертный обитатель дома по Бейкер-стрит допустил досадную ошибку, назвав дедуктивным свой прославленный метод. Немного покопавшись в памяти и энциклопедическом словаре, мы легко уличим мистера Холмса в его заблуждении. Итак, философия и логика выделяют два исследовательских метода. Это индукция (от лат. Inductio – наведение), представляющая собой совокупность правил, позволяющих переходить от частного к общему, от знания отдельных фактов к знанию закона, лежащего в основе этих фактов. Индукция в приведённом значении противоположна дедукции (от лат. Deductio – выведение) как методу получения единичного знания из общего. В науке дедуктивный метод представляет собой процесс выведения из исходных основных законов и гипотез по тем или иным правилам производных знаний. Он позволяет путём логических и математических преобразований получить множество следствий из относительно небольшого количества основных положений теории. Следовательно, по всем параметрам своим успехам на ниве борьбы с преступностью великий сыщик обязан именно индукции, поскольку всегда шёл от наблюдений к воссозданию целостной картины преступления.

«Но при чем здесь налоги?» – спросите вы. А при том, что оба метода применимы ко всем разновидностям мыслительной деятельности, включая законотворчество и правоприменение.

И как раз о явном дефиците дедукции (в научном её понимании) в налогово-правовой сфере мы поведём речь.

За время своего существования Налоговый кодекс РФ перенёс столько косметических операций, что превратился в крайне тяжеловесный (в прямом смысле этого слова) и запутанный документ. При этом положения, касающиеся отдельных видов налогов и подвергшиеся наиболее интенсивному «хирургическому» вмешательству, иногда входят в противоречие с базовыми принципами, заложенными в Общей части НК РФ. Такими, например, как принцип экономической обоснованности налога.

В ранее опубликованных материалах нам уже приходилось говорить о проблемах налогообложения при банкротстве (в частности, должен ли должник, находящийся в процедуре конкурсного производства, рассматриваться как субъект налогообложения), а также о малопонятных различиях в подходах к регулированию отношений, имеющих аналогичную экономическую природу. Сейчас хотелось бы обратиться к нескольким положительным примерам, когда высшие инстанции экономического правосудия задали верное направление развития правоприменительной практики, устранив противоречия в толковании закона.

Первой из ярких иллюстраций к изложенному является Определение Коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.04.2018 по делу ООО «Оренбургкнига».

(Определение № 309-КГ17-21454 по делу № А47-164/2017)

Суть спора, изначально проигранного налогоплательщиком во всех инстанциях, состояла в том, что сначала инспекция в ходе проверки, а затем и арбитражные суды применили к реорганизованному в форме преобразования обществу п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса, которым установлена обязательность уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения для вновь созданных организаций. Такой подход означал неправомерность применения налогоплательщиком УСН в определённом налоговом периоде.

Отменяя решение нижестоящих судов и удовлетворяя заявление налогоплательщика, Коллегия ВС РФ указала, что в силу п. 6 и 7 ст. 3 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Следовательно, при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, необходимо оценивать определённость соответствующей нормы. Далее было отмечено, что при отсутствии в главе 26.2 Налогового кодекса РФ специальных правил, регулирующих применение упрощённой системы налогообложения в случае реорганизации, общество было вправе исходить из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение данного специального налогового режима как неотъемлемого элемента своей правоспособности.

Второе интереснейшее Определение Коллегии ВС РФ по экономическим спорам было принято 11.05.2018.

(Определение № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016)

Товарищество собственников жилья «Новый бульвар» оспаривало решение налоговой инспекции, согласно которому средства, полученные ТСЖ от жильцов многоквартирного дома в качестве коммунальных платежей, были квалифицированы как облагаемый доход.

Выводы по результатам проверки заключались в том, что деятельность налогоплательщика фактически представляет собой возмездное предоставление услуг, а следовательно, с точки зрения налогообложения, ничем не отличается от аналогичных хозяйственных операций.

Арбитражный суд первой инстанции признал решение налогового органа незаконным, но в апелляционной инстанции судебный акт был отменён, а суд округа подтвердил постановление апелляции.

Окончательно разрешая спор, Коллегия ВС РФ обратилась к положениям ст. 41 НК РФ, в соответствии с которыми облагаемый доход понимается в значении «экономическая выгода». Приняв во внимание установленный факт, что все собранные средства были направлены на оплату коммунальных ресурсов, Коллегия указала, что полученный налогоплательщиком доход не может рассматриваться как экономическая выгода.

Кроме того, мотивируя своё решение, Коллегия сослалась на п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов», которым разъяснён особый статус ТСЖ.

Как следует из этого постановления, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Необходимо отметить, что в приведённых случаях мы наблюдаем радующий факт преодоления формального подхода к разрешению налогового спора по принципу «нет ничего, кроме прямо указанного в Особенной части НК РФ» и перехода к вполне обоснованному применению основополагающих принципов для правильной расстановки точек над «i» в нестандартных ситуациях.

В заключение необходимо подчеркнуть, что право вообще и налоговое право в частности являются более сложной материей, нежели простая совокупность статей, параграфов, пунктов и подпунктов, изложенных в определённой последовательности. Без системности в понимании и применении закона невозможно полноценно обеспечить те самые экономические права и свободы, которые конституционно гарантированы каждому из нас. И очень хотелось бы, чтобы о существовании и содержании ст. 3 Налогового кодекса об основных началах законодательства о налогах и сборах помнили не только арбитражные суды, но и налоговые органы.

Комментарии

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий