Хозяйственный упадок 1570–1580-х гг. Указы о крестьянах и холопах. «Заповедные лета». «Урочные» годы.

История российского государства уходит корнями в глубокую старину. И оттуда же пришли в нашу речь многие крылатые выражения. Потому и по сей день вспоминаем мы царя Гороха, Тришку с его кафтаном, «всю Ивановскую». А вот и ещё один фразеологизм, правда, чуть менее употребляемый сейчас, но весьма и весьма интересный.

Определение выражения

imageВыражение это – “заповедные лета”. Как его понять современным носителям языка? Обратимся в далекое прошлое. 16 век, эпоха правления Ивана Грозного. Именно в это время и появились «заповедные лета». В 1581 году Грозный проводит перепись населения. С одной стороны, им движет желание укрепить свою власть за счет преданных дворян, одаривая их казной, землями да деревеньками с крестьянами. С другой – в 70-80-е годы в России сильно упало народное хозяйство. И Грозному важно выявить размеры ущерба. Вот тогда царское правительство, по его указанию, и начало вводить заповедные лета. Это не что иное, как запрет крестьянам уходить от одного помещика-хозяина к другому. Согласно Судебнику 1497 года, после окончания полевых работ, в Юрьев день (26 ноября), крестьяне могли уйти от особо лютых хозяев к другим, более гуманным. Указ «Заповедные лета» лишал их такой возможности. Начинание Ивана Васильевича в области закрепощения народа продолжил Федор Иоаннович, запретив в 1592-93 годах отрыв крестьян от своих деревень. Кстати, на основе этого события и родилось восклицание: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Этимология

image

Итак, неофициальный год введения заповедных лет – 1581. Официальный – 1592. Название понятия связано со словом «заповедь», означающим «закон», «завет», «предписание», «обязательное исполнение». Интересно, что историки не нашли в летописях, грамотах и иных документах эпохи Ивана Грозного отдельных текстов о «запретных годах» – тех годах, когда у жителей сельской местности, подвластных дворянам, отбиралась возможность уйти в другую деревню или даже город. Исследователям известны только ссылки на царские указы. Но почему они считают, что официальное введение заповедных лет связано с самым концом 16 века – с 1592-93 годами? А все потому, что после указанной даты не встречается уже даже ссылок на указ.

Усиление крепостничества

Что в конечном итоге все это означает? Во-первых, благодаря «писцовым книгам», т. е. переписи, появилась более-менее подробная, ясная картина проживания крестьян в государстве. Это способствовало не только наведению порядка в стране, но и давало повод для усиления крепостнического режима. Крестьян могли теперь приписывать к постоянному месту жительства согласно полученным сведениям, а если кто-то бежал от помещика, легко было установить, кому он принадлежал. Таким образом официально устанавливались дворяне-хозяева крепостных, появилась законодательная основа закрепления простолюдинов за феодалами. В конечном итоге правила заповедных лет стали общепринятыми. А понятие постепенно ушло в небытие, сохранившись только как образное, крылатое выражение. И сейчас оно воспринимается как синоним чего-то древнего, стародавнего, как антоним современности.

Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

Хозяйственный упадок

Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70-80-х годов XVI века». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой.

Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права.

Указ о холопах

Указ о холопах 1597, по нему все кабальные холопы, в прежнее время полусвободные люди, были почти сравнены с полными холопами или рабами. По закону 1597 всех кабальных холопов полагалось записывать в холопьи книги и считать прикрепленными к личности господина точно так же, как крестьяне считались прикрепленными к земле. Вследствие этого крепости и кабалы холопьи позволено было совершать во всех городах и записывать в городские крепостные книги. По новому закону вся разница между полными и кабальными холопами состояла только в том, что кабальные были прикреплены к своему господину только до его смерти и господин не мог ни продать кабального, ни заложить, ни отдать его в приданое или по завещанию. Узаконение о кабальных холопах было особенно тяжелым для вольных людей. В силу этого нового узаконения все вольные люди, которые нанимались на определенный срок, хотя бы на полгода, на службу к какому-нибудь господину, по окончании срока своей службы уже не могли отойти от господина, а делались крепкими ему, и на них выдавались кабалы. В таком виде закон о холопах просуществовал недолго.

Закрепощение крестьян. Юрьев день. Заповедные и урочные годы. Правовое положение холопов.

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания.

Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Составлявшиеся в 50-90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

К середине XVII в. почти все землевладение «черных» (государственных) волостей в центральных уездах страны было в руках феодалов, и жившие в них крестьяне превратились в крепостных. В отличие от черносошных владельческие крестьяне (принадлежавшие вотчинникам, помещикам, монастырям и дворцу) все повинности несли непосредственно в пользу владельца.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно рас-

ширились юридические права этой категории крестьян, их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII в. в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV в. – дворский тиун, в XVII в. такое право получили все холопы). Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Судебник 1550 г. отграничил договор займа от договора личного найма. Одновременно он защищал «детей боярских и служилых» от вступления в кабальное холопство. В 1558 и 1642 гг. были приняты акты, согласно которым негодные к службе дети дворян могли принимать на себя служилую кабалу, тогда как все остальные были обязаны возвращаться из кабалы в государственную службу.

Соборное Уложение 1649 г. прикрепило владельческих крестьян к земле, закрепило «вечность крестьянскую», запретило выход из крестьянского состояния (в холопское, например).

Как и все другие социальные группы, крестьянство в XVII в. консолидируется в единое сословие. Одним из важных элементов этого процесса стало слияние различных категорий крестьянства с холопством.

Уже в XV в. холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилось холопство докладное, прекращавшееся со смертью господина (в крайнем случае, продолжавшееся до смерти его наследников). Близкой по форме к холопству было закладничество.

С конца XV в. формируется кабальное холопство, окончательно сложившееся только в середине XVI в. Кабальные люди часто сами стремились в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. (Ограничение отношений холопства смертью господина в XVI в. было распространено на холопов-пленников.)

По смерти господина кабальный холоп освобождался и получал право на свое имущество, заработанное в холопстве. Кабальные холопы не могли отчуждаться – продаваться, обмениваться, дариться, наследоваться и т.п. В указе 1555 г. служилая кабала (наравне с полной и докладной) приобретает значение крепости, т.е. акта, утверждающего власть одного лица над другим (или над вещью). В кабальном холопстве должник выполнял роль заклада (залога) в срочном долговом обязательстве.

Пожизненность кабального холопства закрепил апрельский указ 1597 г., предупредивший хозяев об их праве отказаться от выкупа который мог предложить им за свое освобождение холоп, последний (как и члены его семьи, записанные в кабале) должен был служить господину до его (господина) смерти. Вместе с тем указ 1597 г. ограничил сроки службы для вольнонаемных слуг: они могут служить по договору не более полугода, после чего обязаны «давать на себя кабалу», т.е. превращались в кабальных холопов. Соборное Уложение 1649 г. сократило наполовину и этот срок. Тем самым апрельский Указ 1597 г. не облегчил, а усугубил крепостную неволю, создав условия для превращения вольных слуг в холопов.

Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне (государственные, владельческие) прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца – победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Крепостное право существовало в России несколько веков. Сам процесс закрепощения проходил постепенно – это не было каким-то событием, в единый миг повернувшим ход истории в другое русло: закабаление крестьян шло медленными темпами. Вначале они договаривались с помещиками о временной работе на какие-то месяцы или годы, по истечении которых могли, вернув «пожилое» (имущество, выделяемое для их личных нужд помещиком) и выплатив энную сумму, уйти либо в свободное плавание, либо перейти к другому землевладельцу – по собственному усмотрению. Затем такой свободный переход был ограничен введением Юрьева дня. А после появились явные признаки закрепощения: даже при наличии суммы, требовавшейся помещику в качестве уплаты за проживание на его земле, крестьянин уже не мог просто так покинуть своего работодателя, превратившегося, по сути, в рабовладельца.

Ограничение свободного выхода крестьян

В 1497 году появился Судебник Ивана III, содержавший первые ограничения передвижения крестьян. Отныне крестьянин мог поменять хозяина только за неделю до и в течение 7 дней после Юрьева дня. Это самое начало закрепощения крестьян на Руси. Далее события развивались по сценарию, означавшему конец свободе крестьянского сословия.

В 1581 году (это период правления Ивана IV) был принят указ о церковной реформе. В нем говорилось, что земли, ранее принадлежавшие монастырям, отныне являются государственными. Крестьяне стали в итоге намного реже пользоваться все еще остававшимся у них правом Юрьева дня, поскольку они старались уйти от помещиков на монастырские земли, где налоговый гнет был намного более слабым. Таким образом, Иван Грозный сделал очередной шаг к полному закабалению самого многочисленного и бесправного сословия на Руси.

В 1597 году (правление Федора Ивановича, находившегося под влиянием Бориса Годунова) вводится понятие «заповедные лета». Оно означало, что в определенные годы, когда шла перепись российских земель, крестьяне не могли переходить к другому владельцу. Причиной введения заповедных лет явилась необходимость учета государственного имущества. Для крестьян же это означало фактически конец всякой свободе. Временная приостановка действия Юрьева дня оказалась постоянной.

Принятые позже документы установили незыблемое правило: отныне Юрьев день был окончательно отменен, крестьянам запрещалось покидать помещика. Возможность крестьянских переходов с введением в действие нового закона осталась в прошлом. Второе нововведение было таким: определялись урочные лета (так именовались годы, в течение которых прежний помещик мог подать челобитную о бегстве от него крестьянина). В течение 5 лет после побега крестьянина надлежало искать и в случае успешного поиска вернуть старому владельцу.

Если же проходило 5 лет, сбежавший считался свободным либо принадлежащим другому помещику, у которого он решил остаться. Правило урочных лет распространялось на все семейство крестьянина, включая супругу и детей. Согласно закону, если помещик успевал подать челобитную за пять лет после побега, но крестьянина пока не могли найти, пятилетний срок продлевался и действовал не с момента побега, а со времени подачи челобитной.

Продолжительность урочных лет со временем изменялась. При Михаиле Романове действовал 5-летний срок, затем был установлен 15-летний. Увеличение срока поиска беглых до 9 и до 15 лет превращало возможность крестьянского перехода в утопию.

Начало сыска крестьян и установление больших сроков для их поимки фактически означало полную потерю ими свободы, даже столь условной, как возможность поменять хозяина в Юрьев день.

Отмена урочных лет

Новый век сменил предыдущий. Стране требовалось огромное количество налогов, которые могло дать, по сути, почти единственное что-то производившее многочисленное сословие – крестьяне. Ввод урочных лет в этих условиях был уже не нужен. В 1649 году был принято Соборное Уложение, полностью отменившее урочные лета. Общество отнеслось к появлению документа по-разному: дворяне остались удовлетворены, поскольку теперь крестьяне становились их полной собственностью, которой можно было распоряжаться как угодно. У крестьян же пропала последняя надежда на освобождение от кабалы. Это было уже настоящее крепостное право, последствия введения которого со временем отбросили Россию за рамки развитого государства. Произошло то, с чем справиться удалось только в 1861 году: огромный пласт населения России был обращен в рабство. На первых этапах это дало плоды: дворяне получили поддержку государства и сами стали мощной опорой трона, а государственная казна исправно пополнялась. Однако со временем этот средневековый уклад начал сильно тормозить развитие России. И отмена его в 1861 году далась обществу непросто.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

заповедные лета

в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета – важный этап закрепощения крестьян.

Большой юридический словарь

заповедные лета

в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления’ крепостного права.

Большая Советская Энциклопедия

Заповедные лета

(от «заповедь» ≈ повеление, запрет), срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70≈80-х гг. 16 в. Общегосударственного указа о З. л. в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о З. л. содержатся лишь в некоторых грамотах 80≈90-х гг. 16 в. В общегосударственном масштабе З. л. были введены указом царя Федора Ивановича около 1592≈93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги , начатые в 1581 и законченные в 1592≈93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.

Лит.: Корецкий В. И., Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI ≈ начале XVII в. (К проблеме «заповедных лет» и отмены Юрьева дня), «История СССР», 1957, ╧ 1.

В. И. Корецкий.

Википедия

Заповедные лета

Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от « заповедь » — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года ). Ограничения стали появляться с 1581 года , когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570 — 1580-е годы.

Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова . Указная теория восходит к В. Н. Татищеву , который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянным. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому , утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.

Согласно гипотезе В. И. Корецкого , в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592 — 1593 годов . По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги , работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения . Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года .

Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях . Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.

Ответы (1) Знаете ответ на вопрос? Не уверены в ответе? Правильный ответ на вопрос 👍 «Введение заповедных лет …» по предмету 📗 История. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант – оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло – задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ! Новые вопросы по истории Как звали 2 президента Украины? Ответы (2) Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе. Регион Сургут и опишите Ответы (1) Идея общественности власти была направлена на укрепление власти Ответы (1) Причины народных воступлений в россии в 17 веке соляной бунт Ответы (2) Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания. Укажите одного исторического деятеля – Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом). Ответы (1) Хто перший президент України Ответы (2) Из постановления Собора (январь 1682 г.). ” … Мы, великий государь, потому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. Ответы (1) Чем прославился аменхотеп 4 Ответы (1) Чому Габсбурги погодилися розділити владу в захіідноукраїнських землях із польською та мадярською елітами? Ответы (1) Древние германцы никогда не расставались с оружием звон оружия был для них на компаний и одобрение Как ты думаешь воинствующие характер был присущ только германцев или к другим варварским племенам Ответы (2)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий