Форма правление: понятие, виды и их характеристика.

Главная Политология Формы правления государства: Монархия и Республика

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти. Различают две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия

Монархия image

Термин греческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней).

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

Республика

Республика image

Республика (лат respuble – от res – дело и publecus – общественный) –это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Источником государственной власти является народ. Республика возникла в античную эпоху – Афины (V-IV в.в. до н.э.)

В зависимости от способа формирования и взаимодействия ветвей власти различают три разновидности республики – президентская, парламентская и смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская).

Президентская республика характеризуется следующими признаками: президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти (как правило, должность премьер-министра отсутствует); всенародное избрание президента, правительство формирует президент; отсутствие ответственности правительства перед парламентом, жестко проявляется принцип разделения властей. Классической президентской республикой являются США.

Парламентская республика: верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны; президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь; правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства; политическая ответственность правительства перед парламентом; глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны. Парламентарными республиками являются Германия, Италия, Индия, Турция, Венгрия, Израиль, Чехия, Словакия и др.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик Ее главная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Подобная система во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Хорватии, Словении. Эта форма правления эффективна при условии, если президент, парламентское большинство и правительство придерживаются одной политической ориентации, а если противоположной, то может быть конфликт. Ситуация в Украине – тому подтверждение.

Согласно поправок к Конституции, принятых в декабре 2004г., Украина стала президентско-парламентской республикой, в которой значительно усилилась роль парламента, в частности, в формировании правительства. Однако поправки, принятые в чрезвычайной политической ситуации конца 2004г., содержали ряд противоречивых пунктов, вследствие чего новому парламенту, избранному в сентябре 2007г., предстоит обязательно возвратится к конституционным проблемам.

запорозька січ це

Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.

Содержание

Определение понятия

Форма управления государства &#8212, это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением. Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:

  • источник создания главных органов государства и их иерархию,
  • взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями,
  • институты влияния гражданами на власть,
  • институты защиты законности.

Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию. На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти. С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.

Основные формы правления

Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:

  • монархическая,
  • республиканская,
  • гибридная.

Виды монархии

Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:

  1. Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
  2. Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.

К этому типу монархии также относится:

  1. Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
  2. Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.

Конституционная монархия различается:

  1. Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
  2. Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.

Признаки республики

Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:

  • наличие независимых ветвей власти,
  • избранный глава государства – президент,
  • ответственность представителей власти перед народом.

По структуре формирования исполнительной власти республики делят:

  • Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
  • Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
  • Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
  • Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.

Нетипичные формы правления

Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.

Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.

Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.

Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:

Таблица. Государства по видам управления.

Тип управления Высший орган власти Примеры стран
Монархия:
  • Абсолютная,
Монарх. ОАЭ, Оман, Катар.
  • Ограниченная,
  • Сословно-представительная,
Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. Польша во времена Речь Посполитая.
  • Конституционная монархия.
Конституционная монархия:
  • Дуалистическая,
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. Иордания, Марокко.
  • Парламентская.
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. Великобритания, Япония, Дания.
Республика:
  • Президентская,
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. Соединенные Штаты Америки
  • Парламентская,
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. Израиль, Греция, Германия.
  • Смешанная,
Президент и парламент. Россия, Украина, Франция.
  • Директория.
Коллегия небольшой группы лиц Швейцария.
Гибридная:
  • Монархия с республиканскими элементами,
Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. ОАЭ, Малайзия.
  • Республика с монархическими элементами,
Президент с пожизненным сроком правления. КНДР, Казахстан.
  • Теократия.
Религиозная организация. Иран

Структура управления России

Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство. Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику. Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.

Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

26.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

26.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

23.05.2015 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»

Популярные книги

Название книги Кол-во просмотров
15 Морозова Людмила Александровна – Теория государства и права 12035
16 Матузов Н.И., Малько А.В – Теория государства и права 3821
249 Нерсесянц В. С. (под ред.). История политических и правовых учений: Учебник для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. – 944 с. 2696
302 Михайленко Е. М. Гражданское право: общая часть. Конспект лекций 2479
411 Гришаев С.П. Наследственное право. – Система ГАРАНТ, 2005 г. 2255
36 Гатин А.М. Гражданское право. Уч. пос. 2009 – 384 стр. 2091
178 Химичева Н. И. Покачалова Е. В. Финансовое право — М. Норма, 2005. — 464 с. — (Серия учебно-методических комплексов) 1722

Новое на сайте

Название книги Кол-во просмотров
457 Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Учебник. 2004-256с 260
456 Бахарев П.В. ОСНОВЫ АДВОКАТУРЫ: Учебно- методический комплекс 198
455 Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов 222
454 Шпаргалка по адвокатуре и нотариату. Михайлова Н.С 115
453 Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов. 2010 300
452 Кучерена А.Г. (под ред). Научно-практический комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. 293
451 КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 31 МАЯ 2002 Г. N 63-ФЗ “ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” 265
450 Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. Монография 228
449 Демидова Л.А. Адвокатура в России. Учебник 307
448 Адвокатское право. Учебно-практическое пособие Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. 187
447 Аграрное право. Учебник Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Под редакцией М. И. Палладиной, Н. Г. Жаворонковой 345
446 Авторское право и смежные права И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев (под ред. И. А. Близнеца)
445 Крашениников П.В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 146
416 Закиров Р.Ю., Гришина Я.С., Махмутова М.М. Наследственное право 291
415 Барщевский М.Ю. Наследственное право. Учебное пособие. 248
414 Гришаев С.П. Наследственное право: учебно-практическое пособие. – “Проспект”, 2010 г. 346
413 Булаевский Б.А. и др. – Наследственное право 359
411 Гришаев С.П. Наследственное право. – Система ГАРАНТ, 2005 г. 2255
410 Улюкаев В. Х. – Земельное право – Учебник 482

Найдено 12 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

–> Форма правления структура и правовое положение высших государственных органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный между ними порядок взаимоотношений.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

–> Форма правления есть исторически сложившася модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

–> Форма правления способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Основные формы правления — монархия и республика.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

–>Форма правленияэлемент формы государства, представляющий совокупность способов организации верховной государственной власти и ее распределения между центральными органами государства, характеризующийся степенью участия народа в формировании этих органов.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

–>Форма правлениясистема высших органов власти, определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними. Определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства: выборного и сменяемого – в республике, наследующего власть – в монархических государствах (см.: Монархия; Республика).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Источник: Большой юридический словарь

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯодин из элементов более широкого понятия формы государства, характеризующий структуру высших органов законодательной и исполнительной власти и способы взаимоотношений между ними. По Ф.п. государства делятся на монархии и республики. Различие между ними состоит прежде всего в том, кто и каким образом занимает пост главы государства. В монархии глава государства занимает свой пост бессрочно и по наследству, им может быть лишь лицо из определенной династии, исключения из этого (выборная монархия и др.) крайне редки. В республике президент избирается на срок, им может быть любой гражданин, удовлетворяющий установленным законом избирательным квалификациям вообще и для этой должности в частности. Республики бывают президентскими, парламентарными и полупрезидентскими (полупарламентарными). Последняя форма получает все более широкое распространение, особенно в посттоталитарных странах. Некоторые республики в Латинской Америке, где власть президента особенно велика, называют суперпрезидентскими, а в некоторых странах Европы (Югославия после Второй мировой войны до смерти первого президента И. Броз- Тито), Африки и Азии до рубежа 80—90-х гг. существовали президентские монократические республики с пожизненными президентами (КНДР, Заир, Тунис и др.), в 2000 пожизненный президент провозглашен в Туркменистане. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Источник: Энциклопедия юриста

–>ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

–>Форма правления

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

Показать еще…

Содержание:

Понятие формы государства

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Определение 1

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Определение 2

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Формы правления

Определение 3

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

  1. монархии;
  2. республики.

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

Монархии бывают:

  1. неограниченные;
  2. ограниченные.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Определение 4

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Замечание 1

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

  1. парламентскими;
  2. президентскими.

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Замечание 2

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Формы государственного устройства

Определение 5

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.
Определение 6

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Определение 7

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Пример 1

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Определение 8

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Определение 9

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Государственно-правовой режим

Определение 10

Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.

Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим выступает важнейшим элементом формы государства. Любые изменения, которые происходят в сущности страны данного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он оказывает влияние на формы правления и гос. устройства.

Определение 11

Под демократическим государственно-правовым режимом подразумевается гос. власть, базирующаяся на принципе подчинения меньшинства большинству, при которой решения принимает большинство с одновременным уважением прав меньшинства.

Определение 12

Под авторитарным государственно-правовым режимом подразумевается осуществление гос. власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, осуществление правителем власти по собственному произволу, при этом мнение большинства не учитывается.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий