Фольклор – устное народное творчество. Особенности фольклора

Найдено 1 определение –> Устное народное творчество это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др. Их авторы – народ, а не отдельные личности, почему ни одно из народных произведений не имеет автора. Устное народное творчество, именуемое английским словом «фольклор», складывалось в глубокой древности, шлифуясь из поколения в поколение. Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. Так появлялись обрядовые, бытовые и др. песни. Тематика устного народного творчества полностью зависит от культуры и истории народа.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

image

Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом. Люди, создающие подобные произведения, увлечены устным, коллективным, непрофессиональным творчеством, которое основано на вековых традициях. Устное народное творчество мы можем наблюдать в сказках, героическом эпосе, известных пословицах и поговорках, загадках, песнях и т.д. Сказка состоит из пересказа сказания, былины или простой истории, она легка для восприятия и нередко лишена некоторых смысловых аспектов, содержит моменты волшебства, чудес и не обходится без мифических персонажей. Героический эпос (былины) схож со сказкой, но в нём присутствуют не вымышленные, а реальные герои (Илья-Муромец, Садко и др.). Эпос даёт не менее открытые пространства для творчества, чем сказка, в нём народом воспевается храбрость, мужество и, конечно, любовь к Родине. Пословицы и поговорки являются своеобразным родником народной мудрости – они отражают традиции быта и обычаи.

Древнерусская культура не обходилась без устного народного творчества. Наиболее ярко отражается в устном народном творчестве славянская мифология и важнейшие исторические события. Так, в сказках присутствуют сюжеты, персонажами которых являются мифические существа: будь то русалки, лешие или упыри – все они относятся к славянскому пантеону. В былинах встречаются реальные исторические факты и фигуры. Былины представляют собой достаточно самобытное и неординарное явление в культуре, позволяют говорить о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности.

Что такое устное народное творчество? Устное народное творчество также называют фольклором. Если обратиться к Википедии, то можно прочитать следующее определение: «Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное.»

Зародившееся ещё в глубокой древности народное творчество стало исторической основой художественной культуры всего мира. Оно является источником национальных художественных традиций, способом выражения народного самосознания. Есть исследователи, приписывающие к народному творчеству, помимо известных жанров, всё самодеятельное искусство, не исключая народные театры.

Вместе со статьёй «Что такое устное народное творчество?» читают:

Что такое зачин в сказке?

Существует огромное количество работ, посвященных формам проявления фольклорного сознания, фольклорным текстам. Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает его много- и разнообразие, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности.

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор — синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства — словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова.

Возникновение устного народного творчества

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество – историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Отражало его религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Человек стремился повлиять на свою судьбу, силы природы посредством различных заклинаний, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с “высшими силами” и нейтрализовать враждебные силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков. Однако если не соблюдать эти правила, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

В основе русской художественной культуры – древнеславянская мифология. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов – создателей и правителей мира. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, мировое яйцо или воля богов и их магическое слово. Например, славянский миф о сотворении мира повествует:

Что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов, Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Мифологическому сознанию наших предков было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями.

Древний культ богов связан с определёнными ритуалами – условно-символическими действиями, главный смысл которых – общение с богами. Древние славяне обряды проводили в капищах и святилищах – специально обустроенных местах для поклонения богам. Находились они обычно на возвышенностях, в священных рощах, у священных источников и т.д.

Древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей (пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).

Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то это было уделом единиц – образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Жизнь и в те далёкие времена была нелегка для большинства живущих людей, таковой она остаётся и так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко и рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малые хлеба, с трудом обеспечивая сносное существование своё и своих близких. И люди издавна догадались, что нужно отвлекать себя, окружающих и коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов, чем-либо весёлым, отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого труда.

  • Степанова Надежда Петровна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс:2

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (215 кБ)

Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

Русские народные сказки.Потешки.Скороговорки.Загадки.Былины.Песни.2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

(Показ Слайда 3.)

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Игра “отгадай-ка”:

(Показ Слайда 4.)

А) Отгадай сказку:

Румяный круглый паренек, Сбежал из дома на денек. С веселой песенкой бродил И все напасти обходил. До той поры пока в лесу Не встретил хитрую лису.(Ответ: колобок.)

Б) Кто это?

(Показ Слайда 5.)

В) Еще одна загадка

(Показ Слайда 6.)

На кочке болотной Невестушка ждет, Когда же за нею Царевич придет.(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

(Показ Слайда 7.)Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

(Показ Слайда 8.)

(Быстрый и четкий.)Вспомни несколько скороговорок.

5)Остановка – “Загадки”.

(Показ Слайда 9.)

Блиц -турнир по загадкам:

1. Стоит чудо в семи шубах, Кто его тронет – сам заплачет.(Лук.)

2 – Стоит в горшке На окне ежик.(Кактус.)

3. Горбатый мост На четырех столбах стоит.(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов. По сто котлов, В середине – ярмарка.(Улей.)

5. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

(Показ Слайда 10.)

Что такое былина?

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

(Дети читают песни.)

3. Итог урока:

(Показ Слайда 11.)

Вопросы к уроку:Кто создал это творчество?Как передавалось устное народное творчество?Назовите жанры устного народного творчества.

12.01.2012

Урок литературного чтения

2

класс

По УМК

«

Перспектива

»

Составитель: Мамонтова Ольга Александровна

Тема:

«

Устное народное творчество

».

Форма урока:

интегрированный урок-путешествие с использованием театрализованных элементов.

Цели:

образовательная:

обобщить знания о жанрах устного народного творчества, различать их; показать красоту языка русского народа, мудрость, скрытую в пословицах; умение различать русские народные инструменты; познакомить с русскими народными песнями, танцами;

развивающая:

развивать интерес к устному народному творчеству, музыкальные и артистические способности учащихся, прививать интерес к традициям своего народа;

воспитательная:

воспитывать любовь к русскому языку, устному народному творчеству, воспитывать патриотические чувства, уважение к людям, почитание старших, трудолюбие.

Оборудование:

костюмы, выполненные в национальных традициях, платочки, деревянные ложки, трещотки, свирели, утварь русского быта: самовар, баранки, пироги, мед, варенье; домотканые половики, кружевная скатерть, рушники, кашелка с сеном и курицей (игрушка), ИКТ Презентация

«

Устное народное творчество

»

с музыкальным сопровождением, карта, буклет, плакат

«

музыкальные инструменты.

»

Этапы урока с временной раскладкой.

1.

Организационный момент – 1 мин.

    Чаепитие.

    Ход урока.

    1.

    Организационный момент. Слайд 1

    Ученица:

    Здравствуйте, гости дорогие!

    Веселья Вам да радости.

    Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

    Просим в избу:

    Красному гостю, красное место.

    Хлеб, да соль Вам! (кланяется)

    Учитель:

    Чайку откушать, свирельку послушать.

    Милости просим к нам на посиделки.

    Собрались мы позабавиться да потешиться.

    Пошутить, поиграть, посмеяться.

    Припасли мы на вас забавушки

    На всякий вкус –

    Кому сказку, кому правду,

    Кому песенку.

      Урок литературного чтения у нас сегодня необычный. И об этом говорит все: и оформление нашего класса, и вы в таких замечательных костюмах. Какой стиль во всем прослеживается? (русский народный)

      Даже

      письмо

      для нашего класса, которое я получила сегодня, тоже необычное. Послушайте.

      Здравствуйте, ребятишки!

      Озорники и шалунишки!

      Я- самовар Егор

      Из деревни

      «

      Фольклор

      »

      В гости вас к себе зову,

      Сладким чаем угощу.

      Жду вас всех в своей избушке

      Возле леса на опушке.

      Чтобы вы поторопились,

      Чтоб в лесу не заблудились,

      Посылаю карту вам-

      Я ее составил сам.

      3.

      Самоопределение к деятельности.

      Ребята, название деревни необычное –

      «

      Фольклор

      ».

      Поднимите руки те, кто уже слышал это слово.

      Как вы думаете, что это такое?

      Посмотрите на карту. Прочитаем названия пунктов.

      Кто догадался как называется тема нашего урока?

      Слово

      “фольклор”

      английского происхождения.

      Слайд 2

      Это произведения устного народного творчества.

      Слайд 3

      4.

      Работа по теме урока.

      Существует множество жанров УНТ. На уроке мы поговорим о тех, название которых есть на карте.

      Слайд 4

      Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение было удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

      Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к истории своего народа.

      Отправляемся в гости к самовару Егорке.

      Прочитаем в письме, что нас ждет впереди.

      Впереди вас ждет река,

      Широка и глубока.

      Вы по ней плывите,

      Да не утоните.

      Берега реки называются

      «

      пословица

      »

      и

      «

      поговорка

      ».

      Прочитаем в буклете что такое

      «

      Пословица

      »

      .

      Слайд 5

      Пословица

      – это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом. Например:

      «

      Без труда не выловишь рыбку из пруда.

      »

      Ребята объясните смысл пословиц на экране:

      – «

      Как аукнется, так и откликнется

      »

      – «

      Не имей сто рублей, а имей сто друзей

      »

      – «

      В гостях хорошо, а дома лучше

      ».

      Прочитаем в буклете что такое

      «

      Поговорка

      »

      .

      Слайд 6

      Поговорка-

      э

      то краткое устойчивое выражение, которое в отличие от пословицы не составляет законченного высказывания. Например:

      «

      Когда рак на горе свистнет

      ».

      Ребята объясните смысл поговорок на экране:

      Как белка в колесе

      »

      Хранить как зеницу ока

      »

      Белая ворона

      »

      Что же дальше впереди, и куда сейчас идти мы прочитаем в письме.

      Слева видите — гора?

      Вам идти как раз туда.

      Под этой горой

      Живет волк злой.

      Тише идите,

      Волка не будите.

      Гора называется

      «

      Заклички

      ».

      Прочитаем в учебнике на с.110 что такое

      «

      Заклички

      »

      .

      Слайд 7

      Заклички

      — это коротенькие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам: солнышко- колоколнышко, весна – красна. Просят о помощи силы природы.

      Прочитаем заклички на с.94 в учебнике.

      Гору мы обошли, а за горой-то спит волк. Чтобы сон его стал еще крепче, расскажем ему сказку.

      Прочитаем в буклете, что такое

      «

      Сказка

      ».

      Слайд 8

      Сказка —

      жанр русского народного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

      На экране вы видите названия сказок. Какие из них являются русскими народными?

      Как можно назвать остальные сказки? (авторские)

      На какие виды можно разделить сказки? ( о животных, волшебные, бытовые)

      Сказка

      «

      Золотое яичко

      ».

      Слайд 9

      (

      звучат звуки деревни)

      Приложение 1.

      Вам понравилось, ребята?

      К какому виду можно отнести эту сказку? (бытовая)

      5.

      Физкультминутка. Слайд 10

      Полдороги, полпути

      Быстро мы смогли пройти.

      А сейчас мы отдохнем

      И опять вперед пойдем.

      Веселись народ, становись в хоровод!

      (

      звучит кадриль)

      6.

      Продолжение работы по теме урока.

      Прочитаем в письме куда нам идти дальше.

      А теперь — наискосок,

      Через тропочку в лесок.

      А в лесочке нас поджидают небылицы, загадки, потешки.

      Прочитаем в буклете что такое

      «

      Небылицы

      »

      Слайд 11

      Небылица или перевертыш —

      это шуточный рассказ о том, чего не бывает на самом деле.

      Прочитаем небылицы на с. 97 в учебнике.

      Прячутся в этом лесу и загадки.

      Прочитаем в буклете что такое

      «

      Загадки

      »

      Загадка —

      фольклорный жанр. В древности была средством испытания мудрости, теперь — народная забава.

      Отгадаем загадки этого сказочного леса.

      Слайд 12-16

      Не пустит нас дальше лес, пока не познакомимся с

      «

      Потешками

      »

      Прочитаем в буклете что такое

      «

      Потешки

      »

      Слайд 17

      Потешки

      – жанр русского народного творчества, исполняется в процессе игры с маленьким ребенком.

      Прочитаем потешку в творческой тетради на с. 39.

      Путешествие к самовару Егорке продолжается.

      Справа- медведь,

      Он любит петь,

      Громко поет,

      Пройти не дает.

      По секрету вам скажу:

      С этим мишкой я дружу.

      Спойте ему

      частушек

      много,

      Он уступит вам дорогу.

      Слайд 18

      Дети исполняют частушки. ( Приложение 2)

      Частушки-

      фольклорный жанр, короткая песенка юмористического содержания, исполняется в быстром темпе.

      Медведю спели –

      И вперед скорее.

      На пригорке деревушка

      Под названием

      «

      Фольклор

      ».

      Здесь живет и ваш Егор.

      Развеселый в ней народ

      Песни

      русские поет.

      И вы запевайте,

      На свирельках подъиграйте!

      Слайд 19

      Песня

      — основа культуры русского народа.

      «

      Песня -душа народа

      ».

      7.

      Подведение итога урока.

      Вот мы и добрались до дома самовара Егора из деревни

      «

      Фольклор

      ».

      Ребята, во время путешествия мы узнали много нового.

      Что такое фольклор? (

      произведения устного народного творчества.)

      Какие жанры фольклора вы запомнили?

      Зачем современному человеку нужно знать УНТ?

      (

      чтобы знать культуру своего народа, историю, как люди жили в старину

      )

      Домашнее задание

      записано в буклетах:

      Рабочая тетрадь с. 39-41, выразительное чтение.

      8.

      Рефлексия. Слайд 20

      В благодарность за нелегкое путешествие самовар Егор дарит вам изображение

      матрешки

      . Но лицо матрешки вы дорисуете сами. А какое оно получится зависит от вашего настроения.

      Ребята, оцените свою работу на уроке – на фартучке матрешки поставьте оценку.

      Чаепитие. Слайд 21

      Напекли мы для гостей

      Много разных сладостей.

      Тары-бары растабары,

      Выпьем чай из самовара!

      С сухарями!

      С кренделями,

      С бубликами вкусными,

      С сушками, ватрушками!

      Не красна изба углами,

      А красна пирогами!

      Подходите, подходите!

      Угощение берите!

      Чаем запивайте!

      Нас добрым словом вспоминайте!

      Оцените статью
      Рейтинг автора
      5
      Материал подготовил
      Илья Коршунов
      Наш эксперт
      Написано статей
      134
      А как считаете Вы?
      Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
      ли со статьей или есть что добавить?
      Добавить комментарий