Федеративное устройство РФ. Особенности федеративного устройства России

Федеративное устройство России

Статья 1 Конституции 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях главы 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплены следующие принципы федеративного устройства России.

Государственная целостность. Проявлениями данного принципа являются, в частности, единство территории Российской Федерации, распространение суверенитета Российской Федерации на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

Единство системы государственной власти проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов Российской Федерации. Термин «народы» здесь не несет этнической, национальной окраски, под народом Конституция понимает все население, проживающее на определенной территории.

Принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава Российской Федерации – Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом Российской Федерации или разъединиться на несколько территорий (правовая основа для разукрупнения российских регионов на сегодняшний день отсутствует), создать национально-культурную автономию и тому подобное, но, во-первых, в существующих границах Российской Федерации и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.).

Принципиальной новацией российского конституционализма является положение о том, что все субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма, и на нем целесообразно остановиться более подробно.

Отправные моменты разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации закреплены в Конституции РФ, а детализация – в федеральном законе от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 4 июля 2003 года).

Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами – нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. При этом договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным», должен применяться также только в рамках действующей Конституции страны.

Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта Российской Федерации, федеральном или региональном законе), а при договорном – в договоре (соглашении). Применение какого-либо из указанных способов не исключает и их сочетания.

Конституция РФ исходя из наиболее распространенного в практике федеративных государств принципа трех сфер полномочий закрепляет:

  • предметы исключительного ведения Российской Федерации;
  • предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции);
  • предметы собственного ведения субъектов Российской Федерации.

Перечень предметов ведения Российской Федерации (ст. 71) определен

в Конституции как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Базовый критерий отнесения перечня вопросов к ведению Федерации (как и в большинстве федеративных государств) – закрепление за Федерацией прав, в совокупности обеспечивающих реализацию государственного суверенитета, единства прав и свобод человека и гражданина и единую государственную политику. Перечень предметов совместного ведения так же, как и перечень предметов ведения Федерации, является по российской Конституции закрытым (ст. 72).

Перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации в федеральной Конституции четко не определяются, и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов Российской Федерации достаточно широка (хотя на практике этот остаток не слишком большой).

Конституция закрепляет и иерархию нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: по предметам совместного ведения верховенство имеет федеральный закон, а по предметам ведения субъектов Российской Федерации приоритет перед федеральными законами имеют нормативно-правовые акты субъектов Федерации (ч. 5,6 ст. 76 Конституции РФ).

При этом следует иметь в виду, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут приниматься не только федеральные законы (такой вывод может возникнуть исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 76 Конституции РФ), но и федеральные нормативно-правовые акты подзаконного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).

Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в статье 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как федеральные законы (и иные федеральные правовые акты), так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации; однако последние должны приниматься в соответствии с федеральными законами, в случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации действует федеральный закон (в том числе принятый позднее).

Договорный способ разграничения властных полномочий по вертикали в федеративном государстве следует рассматривать как вспомогательный -во всех основных сферах общественных отношений предметы ведения и полномочия должны быть разграничены нормативно. Действующее законодательство существенно изменило порядок реализации данного способа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, что проявляется в усложнении процедуры заключения и вступления в силу договоров и соглашений – договоры подлежат предварительному (до подписания договора Президентом РФ и главой региона) одобрению в законодательном органе субъекта Российской Федерации и утверждению подписанного договора федеральным законом (таким образом, двусторонними такие договоры можно называть с большой натяжкой, так как по существу имеет место согласованная (преобладающая) воля десятков субъектов законодательного процесса, включая все субъекты Российской Федерации), а соглашения между федеральными и региональными органами исполнительной власти вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ. Такая процедура позволяет исключить включение в договоры и соглашения положений, нарушающих принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Именно принципы российского федерализма предопределяют основы конституционно-правового статуса основных субъектов федеративных отношений – Российской Федерации и ее субъектов.

Российская Федерация состоит исключительно из субъектов Федерации; в отличие от многих федеративных государств в ее составе нет территорий, не являющихся субъектами Федерации (столичного округа, федеральных территорий или владений, ассоциированных государств и т. п.). Различные внутригосударственные образования (федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, ассоциации и союзы муниципальных образований и т. п.) субъектами Федерации не являются.

Состав Российской Федерации конституционно закреплен в части 1 статьи 65 Основного закона, в которой поименованы все 89 субъектов – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов.

Однако конституционно установленный состав Федерации в России не должен быть неизменным, он может быть изменен, и Конституция РФ предусматривает возможность такого изменения, причем как в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации, так и в рамках существующих границ. В первом случае речь идет о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта (ч. 2 ст. 65).

Изменение же состава Российской Федерации в существующих границах возможно в силу двух обстоятельств:

  • в связи с образованием в составе России нового субъекта Федерации (ч. 2 ст. 65);
  • в связи с изменением статуса каким-либо субъектом (в соответствии с Конституцией РФ все субъекты Федерации, независимо от принадлежности к тому или иному виду, равноправны, однако Основной закон прямо предусматривает возможность изменения субъектом Российской Федерации своего статуса (ч. 5 ст. 66), следовательно, изменение статуса субъектом Российской Федерации влечет и изменение состава Федерации при прежнем количественном наборе субъектов Российской Федерации).

Условия и процедура всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона.

В частности, в развитие конституционных положений был принят федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», а в соответствии с установленной им процедурой в марте 2004 года принят Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

2.9. Федеративное устройство Российской Федерации

Принципы федеративного устройства и конституционно-правовой статус РФ

О понятии федерации и ее признаках, а также об отличительных свойствах уже говорилось в пункте «Форма государственного устройства: понятие и виды». В России реализована именно эта форма государственного устройства.

Тем не менее каждая федерация, в том числе и российская, имеет свою специфику. К принципам федеративного устройства РФ относятся:

? государственная целостность. РФ состоит из национальных республик, краев, областей, городов федерального значения, одной автономной области, автономных округов;

? единство системы государственной власти;

? разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

? равноправие и самоопределение народов РФ. Самоопределение народов означает не отделение, а право на развитие своей самобытности, языка, культуры. Конституция РФ не предусматривает право субъектов на сецессию, то есть на выход из федерации;

? равноправие субъектов РФ.

Правовой статус РФ определяется Конституцией РФ, декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., федеративным договором от 31 марта 1992 г., который был подписан в Кремле РФ подавляющим большинством субъектов федерации. Не подписали его Татарстан и существовавшая тогда Чечено-Ингушетия. С республикой Татарстан был заключен договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики Татарстан» в феврале 1994 г.

Элементами конституционно-правового статуса являются:

? государственный суверенитет;

? территориальное единство. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

РФ обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории (с учетом положений п. 4 ст. 15 Конституции).

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, режим государственной границы устанавливается одноименным законом;

? единое федеральное гражданство. Каждая республика имеет свое гражданство. Гражданин республики является одновременно гражданином РФ. Утрата федерального гражданства влечет и потерю гражданства республики в составе РФ;

? наличие общих для всех территорий органов государственной власти (Федеральное Собрание, Президент, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд);

? единая федеральная система права, которая включает в себя:

? федеральные нормативно-правовые акты;

? нормативные акты субъектов федерации (уставы, законы);

? нормативные акты местных органов.

К системе права РФ относятся некоторые законодательные акты бывшего СССР, если они не противоречат действующему федеральному законодательству;

? наличие федеральной собственности. Это объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти; объекты оборонного производства, а также отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства; объекты, составляющие основу национального богатства (заповедники, курорты), государственная казна, музеи, объекты историко-культурного наследия;

? единая денежно-кредитная система (п. 1 ст. 75 Конституции);

? наличие единых вооруженных сил;

? единый государственный язык. В РФ признаются равные права народов России на сохранение, развитие и поддержку государством их языков;

? право международных отношений. РФ представляет и защищает как интересы федерации в целом, так и интересы каждого субъекта. Заключает международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций. Она обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир;

? наличие государственных символов: флага, герба и гимна;

? наличие своей столицы. В соответствии со ст. 70 КРФ столицей России является г. Москва.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Эта статья — об истории российского федерализма с 1918 года. О территориальных единицах верхнего уровня согласно Конституции РФ см. Субъекты Российской Федерации; о политическом устройстве см. Государственный строй России; обо всех типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое см. Территориальное деление России.

Политика — Портал:Политика
Россия

Эта статья — часть серии:

Государственный строй России

Конституция России

Содержание:

В течение многих веков на территории России царила унитарная форма государства. Это были удельные княжества, централизованное русское государство и Российская империя. С иными государствами их связывали разве что объединения военного характера; не существовало заинтересованности в других формах взаимодействия, создания отношений федеративного характера с иными государствами.

Зарождение федеративного устройства в РФ

Изменения в государственном устройстве России начали происходить в ХХ веке, когда представители большевизма предприняли попытки по претворению в жизнь идей федеративного устройства. Буржуазно-демократическая революция привела к расколу бывшей царской империи на несколько отдельных государств, и федеративное устройство виделось единственно возможным способом объединиться.

В то время актуальным для всех народностей, ранее существовавших на территории единой империи, был вопрос возрождения своей особой национальной государственности, что, с одной стороны, являлось необходимостью для сохранения этноса, с другой стороны, могло способствовать дальнейшему расколу и разъединению. Так размышления о возможности, а далее и необходимости создания федерации, переросли в полноценные дискуссии, итогом которых стала разработка новой структуры государственного устройства. Предполагалось создание, так сказать, двухъярусной федерации: нижним «ярусом» располагалась российская федерация совокупно с автономными республиками, областями и округами; вторым «ярусом» – союзное государство, включающее саму федерацию и иные союзные республики. Тем не менее, несмотря на активность в данном вопросе, сохранение партийной диктатуры в центре и на местах удерживало разработанный проект в рамках чисто внешней, «декоративной», не ставшей глубинной реализации: фактическим государственным устройством оставалось унитарное.

В 1993 году Конституция Российской Федерации повторно закрепила федеративное устройство государства (ст. 1 и 5).

Определение 1

Федеративное устройство России представляет собой единое государство, состоящее из равноправных субъектов, коими являются автономные государственные образования, наделенные властными полномочиями по разрешению вопросов, не являющихся исключительной компетенцией федеральной власти.

Статус субъектов России

На данный момент в составе Российской Федерации насчитывается 85 субъектов, равных в правах и возможностях во взаимодействии с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ имеет право реализовывать следующие виды общих правомочий:

  • иметь свои ветви власти (исполнительную, законодательную, судебную);
  • формировать собственное законодательство, не вступающее в конфликт с федеральными правовыми нормами;
  • принимать собственную конституцию или устав;
  • иметь представительство в верхней палате российского парламента – Совете Федерации (в числе двух представителей от каждого субъекта).
Замечание 1

Особенностью правового статуса субъектов РФ является отсутствие в Конституции РФ положения, дающего субъектам России право самостоятельно выходить из состава Российской Федерации (право на сецессию).

Особенности федеративного устройства РФ

На практике вопрос территориального разделения власти в стране и государственного строительства является актуальной и острой проблемой. Требуется найти конструктивный баланс между действиями федеральной власти, направленными на поддержание целостности, единства страны, и стремлением регионов к усилению своей автономности, самостоятельности.

Нарушение требуемого баланса чревато значимыми негативными последствиями. Если федеральная власть злоупотребляет своими полномочиями, осуществляет неправомерные действия по рассматриваемому вопросу, это закономерно приведет к централизации власти и возврату к унитаризму. Напротив, излишняя самостоятельность регионов чревата сепаратизмом, слабостью и неустойчивостью государственности.

Замечание 2

Данные угрозы, собственно, и порождают ключевую задачу в этой сфере: определить такую структуру устройства государства, которая позволит и сохранить целостность страны, и в безопасных условиях реализовать естественное желание регионов иметь определенную самостоятельность. Основы решения этой задачи были заложены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Форма государственного устройства РФ, само государство обладает в некотором роде уникальностью, фундаментом которой является договорно-конституционное право. Инструментами регулирования федеративных отношений в данном случае служат двусторонние договорные взаимоотношения между органами государственной власти и субъектами РФ (к примеру, с республикой Башкортостан); объектом таких договоров является определение границ полномочий и областей приложения федеральной или региональной власти.

Изначально устройство РФ основывалось на двух, в определенной степени конфликтующих принципах:

  • национально-территориальном (республика, автономный округ и т.д.);
  • административно-территориальном (край, область и т.д.).

Несомненно, данное противоречие порождает специфику федеративного взаимодействия, служит источником многих проблем. В частности, вновь приходится говорить о необходимости организации разумного баланса: чтобы ни республики не растеряли этнические особенности и не стали просто административно-территориальными единицами, ни отдельные области или города не оказались возведенными в ранг государства.

Мировая статистика ставит Российскую Федерацию на лидирующую позицию относительно количества субъектов в составе государства, что чревато снижением их качества ввиду сложностей управления. С этим связана тенденция последних лет по объединению несколько малых субъектов в один, тем самым сокращая их общее количество.

Основополагающие принципы, на которых построена Конституция РФ, в том числе, служат инструментом сдерживания и уравновешивания возникающей децентрализации власти и усиливающейся независимости регионов. Эти принципы являются гарантией:

  • нерушимости целостности государственных территорий;
  • равных прав субъектов РФ во взаимодействии между собой и с органами федеральной власти;
  • применения единых основ государственного строя;
  • свободы перемещения людей;
  • свободы распространения информации;
  • свободы товарооборота и финансового оборота на всей территории России;
  • недопустимости одностороннего изменения статуса субъектов России.

Разграничение полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России отражено в Конституции РФ, где все сферы управления и полномочия разделены на три группы:

  • подлежащие управлению федеральной властью;
  • подлежащие совместному управлению федеральной и региональными властями;
  • подлежащие управлению региональными властями.
Замечание 3

Существует довольно популярное мнение, что на практике задуманная форма государственного устройства России до сих пор не реализована, поскольку фактически регионы владеют властными полномочиями управлять только теми вопросами, которые не имеют решающего значения в основных областях жизни страны, как то: экономика, внешняя и внутренняя политика и пр. Детальное исследование Конституции РФ, в частности, статей 71-73, является подтверждением данной точки зрения.

Государственные меры по укреплению федеративных отношений

Несомненно, в такой сложном устройстве, каким является Российская Федерация, необходимо стремиться к достижению определенной гармонии во внутренней политике. В частности, речь идет о политике межнационального согласия: политическая гибкость в данном вопросе требует разработки современной системы взглядов государства на вопросы предотвращения и урегулированию конфликтов межнационального толка, базисом которой станет приоритет применения мирных средств разрешения возможных противоречий.

Также на данный момент продолжают приниматься государственные меры по усилению «вертикали власти», цель которых – укрепить государственное единство, ликвидировать проявления регионального сепаратизма, защитить целостность территории страны, обеспечить защищенность граждан. Для решения описанных задач в настоящее время реализованы/реализуются следующие мероприятия:

  • законодательство регионов приведено в соответствие с федеральными правовыми нормами. Согласно статистике, около 25% правовых актов Субъектов России вступало в конфликт с федеральным законодательством (2000 г.). На данный момент почти все противоречия нивелированы, регулярно проводится соответствующий мониторинг;
  • ранее практиковалось заключение внутригосударственных договоров с отдельными регионами, что приводило к некоторой асимметрии внутри государства. На данный момент заключение таких договоров не практикуется, а уже существующие – пересматриваются;
  • при Президенте Российской Федерации сформирован совещательный орган – Государственный совет, состоящий из лиц, руководящих регионами;
  • созданы федеральные округа, где организована работа полномочных представителей Президента России.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Государственное (национальное государственное) устройство юридически являет собой внутреннюю структуру страны, правовое положение его составляющих отдельных частей. Это понятие отражает и особенности их отношений с центральной властью и друг с другом.

Существует три основных вида внутренней структуры: унитарное, конфедеративное и федеративное устройство государства.

Последний вид характеризуется как добровольное объединение стран, имеющих определенную самостоятельность. Федеративное устройство в союзном государстве осуществляется при этом на основе федеративного договора. Субъекты в составе указанной структуры могут являться как государственными образованиями, так и суверенными странами. Федеративное устройство предполагает, как правило, равноправные взаимоотношения субъектов и федерации. Для данной структуры характерным является наличие субъектных и общих территорий, государственных органов, гражданства, бюджета, конституций и прочего. Интересы субъектов представляет парламентская палата.

Федеративное устройство Российской Федерации закреплено нормами Конституции страны и прочими законодательными актами и включает в себя политическое устройство народностей и наций на основании их самоопределения в той или другой форме государственности. Структура страны обладает достаточно сложной системой. В нее включено не только федеративное устройство, но и унитарное, и автономное. В составе Российского государства находятся автономные округа, края, области (в том числе, автономная), города федерального значения, республики.

Среди конституционных основ федеративной структуры России выделяют:

– закрепление и распространение по всей стране суверенитета;

– верховенство федеральных законов и Конституции на всей территории;

– территориальная неприкосновенность и целостность страны;

– разграничение в полномочиях и предметах ведения субъектов и органов госвласти;

– самоопределение и равноправие народов;

– равенство и единство гражданства.

Эти и прочие положения первой главы Конституции Российского государства, обеспечивающие регулирование вопросов о государственной структуре, являются составными элементами основ строя РФ. Изменение этих положений может быть осуществлено только в конституционном порядке.

Федеративное устройство обладает рядом принципов:

  1. Добровольностью при объединении народностей и наций. О добровольном характере свидетельствует, в первую очередь, процесс принятия Конституции РФ путем всенародного голосования всеми субъектами в 1993 году.
  2. Равноправием и суверенностью наций. Суть принципа заключена в признании наличия суверенного права народностей и наций на свободное самостоятельное определение политической формы своего существования.
  3. Федерализмом в комплексе с автономией и унитаризмом. Воплощение различных форм государственности обусловлено многонациональным характером страны, ее сложным историческим путем.
  4. Национально-территориальным принципом образования структур государственности в комплексе с территориальным принципом формирования субъектов.
  5. Государственной целостностью. Важнейшая правовая гарантия сохранения целостности государства – это отсутствие прав на выход субъектов из состава РФ. Конституция страны предусматривает и прочие нормы, обеспечивающие вышеуказанные гарантии.
  6. Принцип равноправия субъектов в Федерации продолжает сформулированный принцип – равноправия и суверенности наций. По мнению ряда авторов, анализировавших его сущность, субъекты не обладают абсолютно равными правами, ввиду различия форм государственности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий