ФАС России: функции и особенности этого субъекта как помощника в сфере защиты прав потребителей

Содержание статьи:

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТАЖизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

image

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом «О защите конкуренции» и другими документами.

imageВам будет интересно:УПК РФ. Постановление приговора

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Вам будет интересно:Правила нотариального делопроизводства. Нотариальные документы. Печати, штампы и бланки нотариуса

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

Вам будет интересно:Посольство США в Украине: режим работы, адрес, процесс подачи документов

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно — установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Источник

ФАС (Федеральная антимонопольная служба) — государственный орган, созданный для поддержки конкурентной среды среди предприятий и организаций, являющихся естественными монополиями. В рамках контроля антимонополисты пресекают воздействие государственных и региональных органов власти, направленное на снижение саморегулирования рынков.

Общие сведения

ФАС была создана 30.06.2004 в соответствии с Положением Правительства № 314 от 09.03. 2004. Руководит деятельностью этого ведомства Правительство. На данный момент существует 84 подразделения в различных субъектах федерации.

Что такое ФАС

ФАС – это федеральный орган, обеспечивающий работу подразделений, контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства практически во всех сферах экономической деятельности. Одна из задач – разработка нормативов, способных оказать влияние на создание здоровой конкурентной среды. ФАС так же самостоятельно определяет ответственность за нарушения в этой сфере.

В ходе проверок выявляются правонарушения субъектов бизнес деятельности. Это ведомство защищает права добросовестных предпринимателей и потребителей уже 16 лет.

Функции и роль

Основные функции ФАС:

  • контролировать выполнение установок законодательства в процессе бизнес деятельности;
  • контролировать соблюдение законов, связанных с деятельностью естественных монополий;
  • контролировать выполнение требований, предъявляемых законами о рекламе;
  • контролировать выполнение установок законодательства при заключении договоров, связанных с обороной;
  • осуществлять контроль над закупками для государственных и муниципальных органов;
  • контролировать поступление иностранных инвестиций в субъекты хозяйствования, связанные с безопасностью и обороной страны;
  • устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые естественными монополиями;
  • проводить исследования рынков товаров с целью определить доминирующие объекты.

Начиная с 01.02.2010 антимонополисты выполняет роль регулятора в сфере реализации товаров и услуг населению. В процессе проверок выявляются нарушения Закона № 381-ФЗ, который направлен на организацию предсказуемого и прозрачного процесса торговли, устранение давления на поставщиков и контрагентов, барьеров, созданных для ограничения деятельности средних и малых предприятий.

Решения ФАС и их обжалование

Решение (предписание) обжалуется в арбитражном суде или суде общей юрисдикции в течение 3-х месяцев (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса).Жалобу на действия сотрудников можно подать в общественной приемной или послать по почте. Существует возможность оформить документ в электронной форме на сайте ФАС или на портале госуслуг.

Расходы при подаче иска в суд небольшие, предусмотрен перенос издержек на ответчика, если суд признает правоту заявителя. Поэтому достаточно высокий процент решений ФАС обжалуется. Суды встают на сторону свыше 25% истцов. При подаче жалоб во внесудебном порядке (в центральный офис) решения региональных отделений так же отменяются достаточно часто.

Контроль и проверки

Плановые проверки органов власти осуществляются с целью установить:

  • соблюдение правил размещения заказов для государства и муниципалитетов;
  • соблюдение правил предоставления преференций;
  • наличие согласованных действий и соглашений между предпринимателями и муниципалитетами, направленных на ограничение конкуренции.

Проверяя частный бизнес, сотрудники этого ведомства концентрируют внимание на:

  • признаках недобросовестной конкуренции;
  • слишком низком или высоком уровне розничных цен;
  • порядке ценообразования;
  • качестве рекламы;
  • правдивости информации о конкурентах.

График плановых проверок размещается на сайте ведомства. Порядок его составления изменился после вступления в силу Постановления Правительства № 213, делящего бизнес на 3 категории в зависимости от вероятности обнаружения нарушений:

  • средний уровень риска;
  • умеренный уровень риска;
  • низкий уровень риска (все остальные).

К первой категории относятся крупные торговые предприятия, имеющие выручку от 400 млн. руб. и предприятия, с выручкой от 10-и млн. руб., относящиеся к естественным монополиям, тарифы на услуги которых регулирует государство. Плановые проверки проводятся раз в 3 года.

Ко второй категории относятся:

  • предприятия с выручкой от 10-и млн. руб. предоставляющие услуги связи, медицины, транспортировки нефтепродуктов, электросвязи, почтовой связи;
  • предприятия, производящие медицинские препараты, тепловую и электроэнергию;
  • предприятия, занимающиеся поставкой воды, электроэнергии, тепловой энергии и др.

Проверки проводятся раз в 5 лет.

Для третьей категории плановые проверки не предусмотрены, а внеплановые осуществляются при поступлении жалоб. Каждое отделение ежегодно получает по несколько тысяч обращений предпринимателей и частных лиц.

Полезная информация

Важно знать, что Постановление № 213 допускает снижение категории риска, если выполняются 2 условия:

  • юрлицо (руководитель предприятия, ИП) в течение последних 3-х лет не привлекалось к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
  • на предприятии в течение последнего года функционирует система, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства (внедрен антимонопольный комплаенс).

Основные элементы антимонопольного комплаенса:

  • регулярный аудит антимонопольных рисков;
  • разработка мер, направленных на их минимизацию, назначение сотрудника, ответственного за их внедрение;
  • разработка внутренних нормативов, обеспечивающих соблюдение антимонопольного законодательства;
  • организация тренингов для сотрудников.

Руководство ФАС считает, что внедрение комплаенса снижает риски нарушений. На данный момент каждое предприятие самостоятельно принимает решение о его внедрении. Соответствующий законопроект будет рассматриваться в Думе в начале 2019 года.

Основные функции ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — орган исполнительной власти, обеспечивающий условия конкуренции на рынках Российской Федерации.

В статье дается понятие антимонопольному органу, рассматриваются его функции, определяются цели и задачи, приводятся основные документы, регулирующие деятельность службы.

На примерах дел, возбужденных ФАС РФ, в статье описаны полномочия российских антимонопольных органов и меры их воздействия на участников рынка.

Цель и задачи

Федеральная антимонопольная служба – орган исполнительной власти, прямо подчиненный правительству страны.

Почти во всех странах существуют антимонопольные ведомства. Их задачи примерно одинаковы, различаются лишь полномочия и меры воздействия на рынок.

Поскольку монополии уничтожают конкуренцию, снижают эффективность рынка ввиду отсутствия стимулов к развитию, они находятся в более выгодном положении, их прибыль растет, а это противоречит принципам свободного рынка.

Функции ФАС РФ прописаны в законодательстве. Основные из них представлены в списке ниже:

  • осуществлять контроль и надзор за участниками рынка в целях поддержания конкуренции, выявлять и пресекать монополизацию;
  • наблюдать за соблюдением положений законодательства о естественных монополиях участниками рынка;
  • следить за выполнением государственных заказов, идущих на удовлетворение потребностей муниципального и федерального уровней, а также заказов министерства обороны, повышая таким образом эффективность расходов бюджета;
  • осуществлять регулирование рекламной деятельности;
  • обеспечивать равнодоступность участников рынка к товару естественных и государственных монополий;
  • пресекать попытки ограничения конкуренции со стороны муниципальных властей;
  • устанавливать тарифы и контролировать их применение в отраслях экономики, подконтрольных естественным монополиям (тепло-, водоснабжение, железнодорожный транспорт и т. д.).

Исходя из функций антимонопольной службы формулируется ее главная цель — создание условий для свободной конкурентной среды и предотвращение монополизации рынка.

Задачами антимонопольного органа являются:

  • регуляция деятельности компаний, не являющихся естественными монополиями с целью предотвращения монополизации и нарушений принципов свободного рынка;
  • контроль деятельности естественных монополий;
  • ограничение влияния органов государственного и муниципального уровней на рынок.

Объектами подобного регулирования становятся различного рода соглашения (вертикальные, горизонтальные, картельные), недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность участников рынка, ценовая дискриминация.

Ключевые документы для регулирования

Деятельность антимонопольной службы регулируется законодательством РФ. Первый документ – Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

Существование ФАС РФ началось с того, что в нее вошли органы, прежде выполнявшие ее функции.

Также были внесены изменения в предшествующие постановления, поставлена задача по переработке антимонопольного законодательства.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ были затронуты вопросы монополистической деятельности и мер по ее пресечению, установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, введены антимонопольные требования к проведению сделок, установлены функции и полномочия ФАС РФ.

К документам, регулирующим действия службы, относятся и следующие федеральные законы:

  • «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ;
  • «Об государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ и др.

Они регулируют действия естественных монополий, исполнение и заключение государственных контрактов.

Спектр полномочий

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ четко прописаны полномочия ФАС РФ.

Так, например, служба обязана выявлять нарушения антимонопольного законодательства, возбуждать и вести административные дела по этим фактам.

В 2007 году УФАС по Оренбургской области возбудило дело по поводу взаимоотношений между коммерческим банком «Агроимпульс» и областным правительством и доказало нарушение закона «О защите конкуренции».

Согласно договору, заключенному между сторонами, «Агроимпульс» брал на себя финансирование региональных программ, размещение и обслуживание облигаций областного правительства. Такое соглашение могло привести к ограничению конкуренции в сфере банковских услуг.

После суда антимонопольная служба выдала предписание Правительству Оренбургской области изменить условия соглашения.

В этом деле демонстрируется еще одно полномочие органа – оформление предписаний, цель которых либо прекратить действия, способные повлечь ограничение конкуренции, либо изменить документ (соглашение, договор) так, чтобы он соответствовал антимонопольному законодательству.

Антимонопольная служба также может:

  • направлять иски в арбитражные суды с требованием вплоть до ликвидации компании или привлечения ее к ответственности за противозаконные действия;
  • публиковать в сети интернет примеры своей деятельности, вести реестры хозяйствующих субъектов, содержащие нарушения антимонопольного закона;
  • осуществлять проверку компаний на соблюдение ею положений закона.

Меры воздействия

Антимонопольная служба использует различные меры по воздействию на участников рынка.

В целях защиты конкуренции служба вносит изменения, новые положения в правовую основу, которой руководствуются стороны при заключении сделок и договоров, устанавливает антимонопольные требования к торгам, а также создает условия для состязательного отбора исполнителей заказов, в том числе государственного и муниципального уровней, вводя те или иные ограничения и предписания.

Для пресечения монополизации ФАС РФ пользуется полномочиями вводить запреты.

Например, антимонопольный орган может запретить организациям использовать свое доминирующее положение на рынке, заключать соглашения, способные нарушить конкуренцию и дать одной фирме монопольное право на выполнение заказов и оказание услуг.

Так было с компаниями ОАО «Химпром» и ОАО «Каменскволокно»: в кооперации они занимались производством бронежилетов, что привело к монополизации отрасли и неоправданно высокой цене товара.

ФАС РФ признала, что оба акционерных общества воспользовались доминирующим положением на рынке и подняли цену.

Служба вводит запреты на координацию экономической деятельности, на недобросовестную конкуренцию и на согласованные действия органов власти и негосударственных организаций, которые могут стать причиной монополизации рынка.

Например, ОАО «РЖД» координировало покупателей кабельно-проводниковой продукции, что привело к снижению показателей тех компаний, что не входили в группу «РЖД».

Для предупреждения действий, мешающих здоровой конкуренции, ФАС РФ предоставляет государственные и муниципальные преимущества и льготы (освобождение от платежей, снижение налогов и т. д.), осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

При этом ФАС РФ не пытается устранить интеграцию, а только следит за тем, чтобы фирмы с высокой долей продукции в сегменте рынка не использовали доминирующее положение.

Антимонопольная служба РФ регулярно проводит проверку фирм, запрашивает информацию об их сделках, а также следит за соблюдением антимонопольного права в рекламной деятельности.

Так, ФАС РФ возбудило дело в отношении «Яндекса»: компания разместила рекламу, в которой утверждалось, что их поисковая система — №1 в России.

Это соответствовало действительности, поскольку их поисковая доля достигала на тот момент 51%, но законодательство запрещает некорректное сравнение между участниками рынка и их товарами.

В частности, недопустимо заявлять о том, что товар одной компании лучше товара другой компании, но разрешено использовать конкретные параметры продукта, которые подтверждали бы его первенство.

Вдобавок ко всему ФАС РФ подготавливает законопроекты, в том числе федеральные законы, постановления Правительства РФ.

Важным направлением работы является наблюдение за сделками, которые могут привести к контролю со стороны других стран над отечественными организациями, выполняющими государственные заказы.

Служба также регулирует тарифы электроэнергетических, газовых, железнодорожных и других предприятий, являющихся естественными монополиями.

О своей деятельности антимонопольная служба ежегодно отчитывается Правительству РФ.

О назначении главного антимонопольного органа подробно можно узнать из видео.

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»Государство и правоИстория, функции и полномочия федеральной антимонопольной службы России

Осуществление контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров федеральной антимонопольной службой. Полномочия руководителя, заместителей руководителя службы. Государственные информационные системы, находящиеся в ведении.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.09.2012
Размер файла 14,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

imageСкачиваний: 53 Добавлен: 12.03.2016 Размер: 18.78 Кб Скачать ☆

Выполнил студент группы ЭМ-21 Князев Илья Игоревич

Предмет — Основы предпринимательской деятельности

Деятельность федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

— контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

— надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

— контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);

— контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

— контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «О рекламе». С 1 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности

Полномочия и порядок рассмотрения дел:

В соответствии с Положением о ФАС России служба наделена следующими основными полномочиями:

— принятие нормативных актов по вопросам, отнесённым к компетенции службы (только центральный аппарат);  

— осуществление контроля за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства в установленной сфере, в том числе рассмотрение дел о нарушениях законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, проведение плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении законодательства лиц к административной ответственности;

— осуществление контроля экономической концентрации на товарных рынках, согласование сделок с акциями (долями) и имуществом коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;  

— проведение исследования товарных рынков и установление наличия доминирующего положения на них отдельных хозяйствующих субъектов;

— ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;  

— рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов о согласовании сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или о согласовании установления контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.  

Основные направления деятельности ФАС:

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008—2010 годы, представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

— Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.

— Предотвращение и пресечение анти конкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.

— Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение анти конкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 16.11.20191.03 Mб1УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ(Триггеры)_1[1].doc
  • # 14.02.20151.03 Mб15учебно-справочное пособие КЗОИ 2010.pdf
  • # 19.11.2019865.22 Кб3Учебное пособие по АТ89С51 изд.вариант 2010-54.doc
  • # 14.02.20151.23 Mб57Учебное пособие по УК 2010.doc
  • # 27.08.201942.18 КбУчёт затрат.docx
  • # 12.03.201618.78 Кб53Федеральная антимонопольная служба.docx
  • # 31.10.2018123.9 Кб2Федеральный закон о молодежи.doc
  • # 14.02.20153.99 Mб6Физ хим Лаба 2.doc
  • # 14.02.2015104.96 Кб16Физ-ра.doc
  • # 14.02.2015131.07 Кб34физика введение-контроль СРС-1.doc
  • # 14.02.2015257.02 Кб44Физика задачи.DOC

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий