ЕГЭ по обществознанию. Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Истина. Знания.

Ответы (1) Знаешь ответ? Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Рациональное познание в отличие от чувственного предполагает: 1) ощущения 2) восприятие 3) представления 4) абстрагирование …» по предмету 📙 Обществознание, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по обществознанию Что значит «Найти дело по-душе»? Ответы (2) Что такое абсолютная монархия и конституция монархия? И чем они отличаются? Ответы (2) Что такое духовная нищета личности? Думал, что к ней относится лень, зависть, нежелание работать и т. д, но оказывается, что не так Ответы (1) Какие не речевые средства вы используете в личном общение? почему по вашему мнению современный электронной переписки использует смайлики и другие графические изображения? Ответы (1) Первоначальные способы приобретения права собственности Ответы (1) Подробнее о курсе Турбо Сложность: Среднее время решения: 36 сек.

Рациональное познание, в отличие от чувственного

  1. фиксирует форму и цвет предмета
  2. сравнивает существенные признаки различных предметов
  3. создаёт целостный зрительный образ предмета
  4. определяет расположение предметов в пространстве

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение Предыдущая задача Следующая задача

Вместе с этой задачей также решают:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Политический процесс, политическая рефо…

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

ВВП, ВНП, уровень инфляции, у…

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Подписка о невыезде; личное пор…

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Трудоспособные, занятые, рабоча…

Популярные материалы

image

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

  • эмоции;
  • рассудок;
  • ум.

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

image

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

Статьи по теме:

Эмпирическое познание мира — функции и методы Эмпирическое познание – важный элемент жизни любого человека. Его значение для личности признается как философией, так и социологией: без знаний, полученных с помощью слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса, невозможно полноценное существование. Рациональное познание мира — сущность и основные формы Рациональное познание — один из важнейших инструментов, созданных человечеством для изучения окружающего мира и самого себя. Что интересно, рационализм может с успехом использоваться не только в чистой науке, но и для повседневной жизни.
Философия жизни — смысл жизни и смерти человека Философия жизни — это иррациональное направление, получившее развитие в конце XIX века. Человек и проблемы смысла бытия, его жизненные цели — на все это помогает пролить свет знание философских истин. Солипсизм в философии — новый взгляд на наше существование Солипсизм – игра воображения, психиатрический диагноз или научная теория? Его идеи трудно доказать и невозможно опровергнуть. Любой спор превращается в бессмысленность, ибо оппонент всегда находится вне реальности. Логика безупречна и абсурдна одновременно.

О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно 20+ странных модников из метро, которым плевать, что вы о них думаете 20 наглых котов и кошек, которые сами решают, где им лучше и удобнее 30 «убойных» пляжных фото, которые точно рассмешат вас до слёз

Обратная сторона рая: что скрывают от туристов на Мальдивах? 16 крутых лайфхаков для Андроида
10-летний мальчик, умеющий делать макияж, за 2 дня стал интернет-сенсацией! 29 смешных собак, которые забыли, кто они на самом деле Эти 16 фотографий напугают даже самых храбрых!

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 37Следующая ⇒

Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины? Принято выделять два уровня познания — чувственный и рациональный.

Чувственное познание — это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания (рис. 9.6.).

Ощущение — отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);

восприятие — отражение целостного объекта (например, яблока);

представление — воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе ее; вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи — явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

Рациональное познание — это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют три формы рационального познания:

понятие — фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);

суждение — утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);

умозаключение — логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это — дом, следовательно, у него есть крыша).

В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рационального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов — сенсуализма и рационализма (см. тему 4). В настоящее время считается, что:

чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с познаваемыми объектами;

поэтому чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвлечься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе неразрывно взаимосвязаны.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1854; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая23242526272829303132Следующая ⇒

Мы поможем в написании ваших работ!

Найдено 4 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

—> Чувственное познание

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

—> ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Источник: Новая философская энциклопедия

—> ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «продуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции человека. Если эмоция – это субъективная, неосознанная реакция человека на воздействие внутренних  и  внешних  раздражителей, то  чувства  –  осознанное  переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Органы чувств в процессе познания выполняют  особую роль: 1) они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; 2) они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта в наглядной форме; 3) без них человек не способен ни познавать, ни мыслить (их потеря затрудняет и осложняет познание, но не прекращает  его возможностей;4) они дают минимум информации, необходимой для познания объектов. Чувственное познание осуществляется в  трех  взаимосвязанных формах: ощущении,восприятии, представлении. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных  сторон,  свойств  предметов,  непосредственно  воздействующих  на  органы чувств. Ощущения  подразделяются на  зрительные,  слуховые,  осязательные, вкусовые, обонятельные. Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего  субъекта, от его прошлого  опыта.  Представление  –  обобщенный  чувственный  образ  предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Источник: Философия науки и техники: словарь

—>ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕначальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Это ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства объектов (красное, твердое, сладкое и т. д.); восприятие — воспроизведение целостных предметов; представление — чувственный образ явлений, с которыми в данный момент человек не взаимодействует (таковыми являются образы памяти). Высшей формой представлений выступает воображение, представляющее собой процесс преобразования образов в наглядном плане, осуществляемом при ведущей роли мышления. Представление как бы стоит на стыке чувственного и рационального познания: оно включает в себя конкретное, наглядное и в то же время является обобщенным образом. Человеческие восприятия и представления неразрывно связаны с мышлением, они тем самым имеют осмысленный характер. При оценке познавательной роли чувственного опыта выявляются две тенденции. Одна из них выражена в теории символов, отрицающих сходство ощущений и восприятий с внешней реальностью; они здесь рассматриваются не как образы действительности, а в виде знаков. Другой подход представлен материалистической теорией отражения, для которой ощущения, восприятия и представления есть образы действительности. Образность чувственных данных определяется их внутренним единством с практикой, что находит свое проявление в их предметности, целостности, избирательности и дифференцированности. Познавательная роль чувственности раскрывается в научном познании — в научном наблюдении и эксперименте, наглядном моделировании. Совокупность чувственных данных образует содержание эмпирического опыта как необходимого звена в развитии научных теорий. Чувственное восприятие и представление значимы и в постижении внутреннего мира человека, эта их функция проявляется в самонаблюдении, эмпатии и понимании, которые активно используются в гуманитарном познании и искусстве.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий