Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Предмет: ОБЖ.Класс: восьмой.Раздел: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Тема: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».Вариант: первый.Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.Тестирование провёл: преподаватель-организатор ОБЖ Вариант 1 При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа. Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т. д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведён только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. 1.В  С какой целью создана РСЧС? Выберите правильный ответ.1)В  Прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.2)В  Обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.3)В  Объединение усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.4)В  Совершенствование подготовки руководящего состава и специалистов РСЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.2.В  Для чего создаются территориальные подсистемы РСЧС? Выберите правильный ответ.1)В  Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах.2)В  Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в жилых и нежилых зданиях.3)В  Для локализации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах.4)В  Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий.3.В  На каких уровнях действует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?1)В  Объектовый, производственный, местный.2)В  Федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый.3)В  Поселковый, районный, региональный.4)В  Территориальный, республиканский.4.В  Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностиоргана местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:1)В  региональном уровне;2)В  федеральном уровне;3)В  муниципальном уровне;4)В  территориальном уровне.5.В  Органом повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне является (-ются):1)В  информационный центр органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;2)В  центры управления в кризисных ситуациях;3)В  дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов);4)В  единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.ОТВЕТЫ Номер вопроса1 2 3 4 5 Правильный ответ34234

Подпишитесь на рассылку:

image

  • Теории происхождения государства и права
  • Теория государства и права (схемы и комментарии)
  • Теория государства и государственного вмешательства
  • Формы государственного устройства и принципы их построения – часть 1
  • Реферат «Материалистическая теория происхождения государства»
  • Эволюция взглядов на роль государства в экономике
  • История государства и права зарубежных стран. Учебно-методический комплекс
  • Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран – Часть 1
  • Роль государства в формировании инновационной экономики России
  • Формирование государством институтов гражданского общества в Российской Федерации

Проекты по теме:

image Поиск

Вики

Архив

Мир

Юриспруденция

Безопасность

Политика

Власть

Основными задачами РСЧС являются:

  1. организация оповещения и информирование населения;
  2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  4. оказание гуманитарной помощи;
  5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
  6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо — и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения — это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

В  Grandars.ru В» Безопасность жизнедеятельности В» Чрезвычайные ситуации В»

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

  • Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  • Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
  • Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  • Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  • Ликвидация ЧС

Организационная структура РСЧС

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию субъектов РФ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

  • координирующие органы;
  • органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хабаровск)

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

  • Карпова Надежда Владимировна, преподаватель — организатор ОБЖ

Разделы:ОБЖ

Класс:10

Цели урока. Познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

Изучение нового материала

Учебные вопросы.

1. Цели и задачи РСЧС.

2. Структура РСЧС.

3. Режимы функционирования РСЧС.

Основное содержание урока

Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера». Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет…(фильм 1)

Новый век только начался, а крупные техногенные катастрофы уже неоднократно потрясают мир. Гибнут тысячи людей, нанесён колоссальный ущерб экономике разных стран. И кроме того, техногенные аварии и катастрофы крайне негативно влияют на окружающую среду, резко повышая уровень загрязнения и уничтожая целый ряд различных форм жизни.

На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Как правило, ЧС происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилище, имущество, коммуникации, источники питания. Действительно ли мы так беззащитны? Что же развитая техника не может эти ЧС предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы их предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба. Ребята, знаете ли вы какие-нибудь организации, структуры общественные, государственные которые помогают решить эти жизненно важные проблемы? (Ответы детей).

Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения создана и развивается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. За время своего функционирования она доказала не­обходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.

В самом названии — Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях — есть слово «предупреждение».

— Как вы считаете, что важнее — предупредить аварию или катастрофу или оперативно ликвидировать ее последствия? (Ответы детей).

Несомненно, предупреждение — это важнейшая задача.

Как организована РСЧС, каковы ее задачи, какими силами и средствами она располагает — вот те вопросы, которые мы с вами сегодня разберем. (слайд 1)

Презентация

Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов. Такое прошлое есть и у Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и об этом нам сейчас расскажет… (опережающее задание – «История создания РСЧС»)

Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. (слайд 2). Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Это стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. (слайд 3)

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ст.4) основными задачами системы РСЧС являются: (слайды 5-17)

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. (слайд 18)

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. (слайд 19)

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. (слайд 20)

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. (слайды 21-22)

  • режим повседневной деятельности — при нормальной обстановке, (слайд 24)
  • режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;(слайд 25)
  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.(слайд 26)

Каждому режиму соответствуют основные мероприятия, проводимые органами управления. Трем группам я предлагаю провести следующую работу – из предложенных мероприятий (они в этих пакетах) выберите те, которые относятся к конкретному режиму.

  • 1 гр. режим повседневной деятельности,
  • 2 гр. режим повышенной готовности,
  • 3 гр. режим чрезвычайной ситуации (работа в группах).

Приглашаю одного представителя от группы обосновать свой выбор.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

  • Силы и средства наблюдения и контроля;
  • Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

  • локализация чрезвычайной ситуации;
  • тушение пожаров;
  • организация радиационного и химического контроля;
  • проведение поисково-спасательных работ;
  • оказание медицинской помощи пострадавшим.

Срок прибытия в район бедствия: не более 30 мин.

ВТОРОЙ ЭШЕЛОН

Основные задачи:

  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • оказание специализированной медицинской помощи.

Срок прибытия в район бедствия: не более трех часов.

ТРЕТИЙ ЭШЕЛОН

Основные задачи:

  • радиационный и химический контроль;
  • восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).

Срок прибытия в район бедствия: от трех часов до нескольких суток.

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая комиссия по ЧС, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией ЧС, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

— Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО РФ.

— Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)

— Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России.

— Центр по проведению спасательных операций особого риска «ЛИДЕР».

— Авиация МЧС России.

Давайте посмотрим, как работают спасатели центра особого риска «ЛИДЕР» в конкретных ситуациях и узнаем побольше о его деятельности.

(Видеосюжет фильм 2)

Я думаю, что все вы обратили внимание на слаженную, четкую, организованную работу спасателей. Возможно кто-то из вас сделает свой профессиональный выбор в этом направлении.

В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Развивается система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наблюдения и лабораторного контроля, ее космический сегмент. Задействована спутниковая группировка России и наших зарубежных партнеров, повсеместно внедряется ГЛОНАСС.

Внедрены пилотные проекты мониторинга состояния защищенности, практически всех критически важных объектов, объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Модернизирована Федеральная система сейсмонаблюдений на Дальнем Востоке.

Создана Система предупреждения о цунами на Сахалине и Камчатке, которая показала свою практическую значимость.

Выполняется комплекс мероприятий по предупреждению и смягчению рисков чрезвычайных ситуаций циклического характера в паводкоопасный, пожароопасный периоды. В результате удается минимизировать ущерб.

В настоящий период развернута полномасштабная работа по защите населения и территорий зимой, созданию ледовых переправ, прикрытию мобильными группировками федеральных автотрасс, защите рыбаков и другие вопросы.

В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

Как вы считаете, что должен делать каждый гражданин, помогая РСЧС для предотвращения чрезвычайных ситуаций? (Ответы детей).

В ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» говорится: (слайд 31)

Каждый россиянин обязан

  1. Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
  2. Соблюдать законы и другие нормативно – правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
  3. Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
  4. Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания ПМП пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические умения для действий в любых складывающихся условиях;
  5. Знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
  6. Чётко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  7. При первой возможности оказывать содействие в проведении АС и ДНР.

Подведение итогов урока (рефлексия)

Итак, наш урок подходит к концу, я надеюсь, что он был насыщенным и результативным. Ваше мнение я хочу узнать с помощью следующих предложений, которые попрошу вас продолжить. (слайд 32)

Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Домашнее задание

15.03.2019

⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 47Следующая ⇒

Предназначение РСЧС

РСЧС предназначена для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций техногенного, природ­ного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий (при оп­ределенных структурных изменениях) и для реше­ния задач по защите населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях военного характера.

Основные задачи РСЧС:

· разработка и реализация правовых и экологичес­ких норм, связанных с обеспечением защиты насе­ления и территорий от ЧС;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомст­венных им объектов в ЧС;

· обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для пре­дупреждения и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в об­ласти защиты населения и территорий в ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономичес­ких последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и тер­риторий в ЧС;

· ликвидация ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защи­те населения, пострадавшего в ЧС; проведение гу­манитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в обла­сти защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.

Предназначение ГО

Гражданская оборона — система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Россий­ской Федерации от опасностей, возникающих при веде­нии боевых действий или вследствие этих действий.

В современных условиях гражданская оборона яв­ляется одним из важных элементов национальной бе­зопасности России, обеспечения выживаемости госу­дарства в военное время.

Основные задачи ГО:

· обучение населения способам защиты от опаснос­тей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникаю­щих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств ин­дивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ве­дении военных действий или вследствие этих дей­ствий;

· борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение районов, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;

· санитарная обработка населения, обеззаражива­ние (дезактивация) техники, зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

· оценка восстановления функционирования необ­ходимых коммунальных служб в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура РСЧС

Организационная структура РСЧС объединяет ор­ганы управления, силы и средства органов исполни­тельной власти (от федеральных до местного само­управления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территори­альных и функциональных систем и имеет пять уров­ней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих их административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы создаются федераль­ными органами власти и включают органы управле­ния, силы и средства министерств и ведомств, органи­зующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

На каждом уровне РСЧС имеются координирую­щие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансо­вых ресурсов и системы связи, оповещения и инфор­мационного обеспечения.

Координирующими органами на федеральном и ре­гиональном уровнях являются, соответственно, Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на феде­ральном уровне — Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне — региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях — ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях. Единые дежурно-диспечерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).

Общее руководство гражданской обороны и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ)

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) — ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них пред­ставителей ФСБ, МВД и других служб.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах; формирования Госсанэпиднад­зора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

· части и подразделения МЧС:

ü поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;

ü противопожарные части и подразделения;

ü войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

· специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

· сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

· бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

· профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

 Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на сводные отряды (команды, группы), предназна­ченные для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ, и спасательные формирования, выпол­няющие в основном спасательные работы.

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает: центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Фе­дерации; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных (рис. 7.1).

Структура ГО РФ

Организационная структура ГО базируется на осно­ве структуры РСЧС с учетом определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований Федерального закона «О гражданской обо­роне», и полностью развертывается при переводе стра­ны (отдельных регионов) на военное положение или при возникновении военных действий (рис. 7.2).

Руководство гражданской обороной Российской федерации осуществляется правительством РФ во гла­ве с премьер-министром — начальником ГО страны.

Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осу­ществляют их руководители, являющиеся по должнос­ти начальниками гражданской обороны указанных ор­ганов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территори­ях субъектов Российской Федерации, территориаль­ных образований, в отдельных организациях и на объ­ектах осуществляют соответственно главы исполни­тельной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны несут персо­нальную ответственность за организацию и проведе­ние мероприятий ГО в Федеральных органах исполни­тельной власти, на предприятиях, а также в организа­циях (на объектах).

Координирующие органы управления, в силу необ­ходимости соблюдения принципа единоначалия в ус­ловиях военного времени, могут быть преобразованы в консультативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.

Функции постоянных органов управления, уполномо­ченных на решение задач в области ГО, будут выполнять­ся в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными изменениями: на федераль­ном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении за­дач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне — Региональный центр — со штабом данного военного

округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов управления.

Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут со­здаваться также и новые службы — маскировки, радио­перехвата, борьбы с диверсантами и т. п.

Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризис­ных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них задач, являются со­единения, воинские части и другие формирования войск гражданской обороны а также нештатные формирования гражданской обороны.

Нештатные формирования гражданской обороны являются формированиями, создаваемыми на потен­циально опасных объектах и на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по тер­риториально-производственному принципу, владею­щими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опас­ностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наи­большие по численности формирования ГО и предназ­начаются для выполнения основного объема аварий­но-спасательных работ и других мероприятий ГО.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, ава­рийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общест­венного порядка, торговли и другие виды формирова­ний. В состав этих формирований могут входить: свод­ные и спасательные команды и группы; сводные ко­манды механизации работ; команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и груп­пы охраны общественного порядка и т. д.

Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привлекаться также профессио­нальные аварийно-спасательные службы различных уровней, аварийно-спасательные формирования, мо­бильные группировки ГО и МО, воинские части и под­разделения МО, другие части и подразделения посто­янной готовности РСЧС.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 7157; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая32333435363738394041Следующая ⇒

imageМы поможем в написании ваших работ!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий