Дивертисмент что это такое

ДИВЕРТИСМЕНТ википедия — Вікіпедія — Wikipedia

ДИВЕРТИСМЕНТ — (франц. divertissement, букв. — развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв. 2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.), показывавшаяся с 17 в. в драматическом театре по окончании основной пьесы. 3) Многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты, служившее главным образом для развлечения; в 19 в. жанр салонной музыки, близкий к попурри, в 20 в. сюита, составленная из балетных номеров.

ДИВЕРТИСМЕНТ вики — Вікі — Wiki

ДАРСОНВАЛЬ википедия — Вікіпедія — Wikipedia

ДАРСОНВАЛЬ — (D’Arsonval) Жак Арсен (1851-1940), французский физиолог. Исследовал действие на организм электрического тока высокой частоты, предложил (1891) метод лечения с его помощью (дарсонвализация).

ДАРСОНВАЛЬ вики — Вікі — Wiki

Дивертисмент — изначально музыкальный термин, которым обозначали ряд небольших развлекательных произведений для ансамбля или камерного оркестра. Позже дивертисментами начали называть и танцы, поставленные на такие пьесы.

Танец подчинялся музыке и драме еще со времен древних греков, которые в театре иногда заменяли танцем хор и танцевали между действиями спектакля. Этот принцип повторился в придворных музыкальных представлениях с 16 века. Балет заявил о своей самостоятельности только во времена Новерра, во второй половине 18 века. Прежде у него была сугубо развлекательная, дивертисментная функция в сложных многочасовых спектаклях, состоящих из декламаций и музыки. Во Франции, где зародились такие постановки, больше почитали музыку, поэтому жанр опера-балет долго главенствовал на сцене. Сами танцы в нем не перемежались с сюжетом, а были вставными номерами. Иногда с помощью танца и пантомимы в антрактах объясняли сюжет оперы.

Благодаря музыке балет появился и в России, когда туда в 1736 привезли итальянскую оперу. Сергей Худеков писал, что тогда раз в неделю «для перемены представляли итальянские интермедии с балетом». Профессионалов танца в России еще не было, и в балетах танцевали воспитанники Сухопутного кадетского корпуса.

В Российской империи жанр балетного дивертисмента особенно прижился, так как он появился там значительно позже, чем в Европе. В 60-х годах 18 века в Париже уже появились первые балеты-пьесы — самостоятельные спектакли из танцев и пантомимы. А русский зритель, следовавший европейской моде, открыл для себя и старое, и новое направления музыкального театра почти одновременно.

В начале 19 века танцевальные дивертисменты почти полностью исчезли из театров: балет стал действенным, постепенно развилась и техника, словарь классического танца. В Петербург выписали французского балетмейстера Шарля Дидло, который провел в императорской труппе ряд реформ, следуя заветам Новерра. Для Дидло балет был способом выражения страстей: говорили, что публика на его спектаклях обливалась слезами. Музыка у него лишь обслуживала танец и пантомиму. Но, несмотря на реформы, дивертисменты из русского театра никуда не исчезли. Их параллельно с главным балетмейстером ставил бывший танцовщик, француз Огюст Пуаро.

Театр того времени не только развлекал, но и был инструментом пропаганды, о чем сегодня отчетливо говорят названия дивертисментов и комедийных балетов Огюста «Праздник в стане союзных армий», «Торжество России, или Русские в Париже», «Русские в Германии». Облагороженная русская пляска уже была в ходу на петербургской сцене, давая почву для незамысловатых демократических сочинений. Дивертисмент стал «народным» направлением в балете: показывал разнообразие танцев и характеров, удивлял публику трюками, немыслимыми в благородном драматическом жанре.

Еще одна причина, по которой дивертисмент закрепился в самостоятельных балетных спектаклей — танцовщицы, потеснившие на сцене мужчин в эпоху романтизма. Зрители — преимущественно чиновники и аристократия — начали ходить в театр ради эротических впечатлений, все-таки и костюмы в романтических постановках стали более открытыми. Балет постепенно обретал черты мьюзик-холла: упор делался на удивительные эффекты и красивых девушек. Сюжет воспринимался, как помеха развлечению.

Так посреди спектакля вдруг появились серии танцев, не связанных с действием: драгоценных камней, жемчужин, фей, сладостей. Часто вариации ставили под конкретных солисток, чтобы показать их в наиболее выгодном свете. Еще один вид дивертисмента — характерные танцы, идущие в спектакле один за другим. В русском балете их ввел балетмейстер Артур Сен-Леон, как раз в то время, когда музыкальный театр переживал кризис: интеллигенция выступала за то, чтобы балет отражал реальные проблемы в обществе (поражение в Крымской войне, народные восстания, отмена крепостного права), а дворянство, напротив, ходило в театр, чтобы отвлечься от действительности. Француз Сен-Леон поставил пышный спектакль на русскую тему по сказке «Конек-Горбунок» и в последнем акте ввел танцы 22 народностей, которые, объединившись, прославляли царя. Народными эти танцы были условно: Сен-Леон взял узнаваемые жесты и па и смешал их с классическим танцем. Спектакль произвел фурор, и стилизованные народные дивертисменты постепенно стали для русского балета нормой. К тому же, их легко было использовать в идеологических целях. Даже в 1914 году Александр Горский воспользовался этим приемом и создал дивертисмент «Танцы народов» из народных танцев союзных государств, объединенных против Германии.

Изящнее всех с дивертисментами обращался Мариус Петипа в балетах на музыку Петра Чайковского. Балетмейстер сумел связать их с действием – у него дивертисменты танцуют на балах. Например, на дне рождении принца Зигфрида в «Лебедином озере» или на свадьбе у Дезире и Авроры в «Спящей красавице».

От Masterweb

15.07.2018 16:00 2699 5

С чем ассоциируется слово «дивертисмент»? Это понятие многогранно, но, так или иначе, оно связано с искусством, театром, музыкой. Услышав это слово, невольно представляешь себе что-то времен венского классицизма, музыкантов в паричках, исполняющих дивертисмент. Что же означает это слово?

Что такое дивертисмент?

Какие же определения дивертисмента можно найти?

Дивертисмент — увеселение, представление, развлечение.Дивертисмент — музыкальное произведение развлекательного характера, а также сборник таких произведений.Дивертисмент — музыкальный жанр, сочетающий в себе черты сонаты и сюиты, ближе к сонате.Дивертисмент — эпизоды из балетных номеров между актами спектакля или в его конце.Дивертисмент — целое произведение развлекательного характера.Дивертисмент (Россия, начало XIX века) — представление народно-бытового характера, состоящее из песен, танцев и драматических диалогов.

Дивертисмент как театральный жанр

Дивертисмент — это театральное представление из нескольких номеров, которое возникло в эпоху Возрождения (XIV-XV века) в Италии. Появление термина относится к XVII столетию, но в и ранее, в XVI веке, итальянские, французские балеты и английские маски нередко по характеру соответствовали дивертисменту.

Именно этот театральный жанр был распространен в начале XIX века. Ввиду политических событий (в том числе войны 1812 года) дивертисменты сочинялись на патриотические темы. Например, это произведение Катерино Альбертовича Кавоса «Ополчение, или Любовь к отечеству».

image

Дивертисмент как часть более крупных произведений

Самостоятельным театральным жанром дивертисмент так и не стал. Его изначальный более легкий, развлекательный смысл не мог вместить в себя глубокие философские идеи, не мог во всей полноте показывать конфликт, раскрывать личности действующих лиц. Для этого гораздо лучше подходил такой жанр, как опера. Тем не менее дивертисмент не перестал существовать. Он стал использоваться как эпизод в операх.

image

Например, в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» можно увидеть образец дивертисмента. Такие эпизоды чаще всего никак не связаны с развитием сюжета.

Подобные эпизоды можно увидеть в лирических трагедиях Жана-Батиста Люлли, например «Кадмусе и Термине». В «Фаусте» Шарля Гуно, в «Самсоне и Далиле» Камиля Сен-Санса.

Дивертисмент в период венского классицизма

Дивертисмент — это музыкальный жанр, сочетающий в себе черты сонаты и сюиты, приближается больше к сонате. Соответствуют и части, характерные для сонаты. Быстрая, написанная в сонатной форме, вариации, менуэт, рондо. На рубеже появления сонатно-симфонического цикла многие дивертисменты на самом деле представляли собой сонаты, но были названы иначе, так как понятие еще только формировалось.

Чертами сюиты в дивертисменте является многообразие танцевальных жанров. В некотором роде дивертисмент сближается даже с серенадой. Например, в творчестве Франца Йозефа Гайдна есть дивертисмент Ля-мажор. Но произведение вполне можно считать сонатой.

Кроме того, в творчестве именно этого композитора подобные «ошибки» вполне закономерны. Именно в творчестве гениального композитора формировался сонатно-симфонический цикл, а самого Гайдна нередко называют «Отцом симфонии», в этом крупном жанре он настоящий рекордсмен — его перу принадлежат 104 симфонии.

Этот дивертисмент Гайдна сочинен для одного инструмента — клавесина, но встречались также и произведения, написанные для камерного состава. Писал дивертисменты и другой не менее гениальный композитор — Вольфганг Амадей Моцарт. В его творчестве границы между дивертисментом и серенадой стираются.

Своим задором не может не зарядить дивертисмент Моцарта Ре-мажор. Музыка композитора многогранна, она раскрывает самые необычные нюансы чувств, при общем жизнерадостном характере произведения в нем встречаются и нотки лирики, какого-то философского размышления, величественности, присутствует в нем и доля юмора.

Дивертисмент в XIX-XX веке

Еще больше в сторону значения легкой музыки для развлечений дивертисмент склоняется в XIX веке. Он становится одним из жанров салонной музыки. К этому времени соната сформирована, она является самостоятельным жанром. Дивертисмент — это жанр, который больше напоминает попурри. Нередко темы для этого произведения заимствованы. По сути, в XIX столетии наступил закат дивертисмента как жанра.

Новой надеждой дивертисмента стал XX век. В музыке XX столетие по-настоящему уникально, оно сочетает в себе самые разные грани. С одной стороны, появляются новые направления, господствует авангард, экспрессионизм. С другой — некоторые процессы полностью противоположны: происходит возрождение многих классических традиций. Возникает такое направление, как «неоклассицизм».

Ведь что происходило в XIX веке? В музыке шли масштабные «реформы», эпоха Романтизма с ее культом чувства и мимолетности была полностью противоположна объективности и масштабам Венского классицизма. А в XX веке огромных потрясений вновь возникла необходимость твердой опоры, которую музыканты и нашли в традициях классиков.

Итак, жанр дивертисмента был возрожден, он вновь приобрел некоторую, если не серьезность, но содержательность. Одним из музыкантов, который прибегал к жанру, был Игорь Стравинский.

Дивертисмент для струнных написал Бела Барток.

Индивидуальное, яркое произведение никак нельзя отнести к салонным или просто развлекательным.

Быть может, эти произведения и не могут похвастаться изящностью, легкостью дивертисментов Гайдна или Моцарта, все же время было уже совсем иное, но факт обращения композиторов к дивертисменту приятен.

Поменялись и инструменты для дивертисмента, например композитор Нино Рота написал концертный дивертисмент… для контрабаса. Это довольно необычный солирующий инструмент.

Интересные факты

Вместо завершения хотелось бы привести несколько интересных фактов о дивертисменте.

  • Изначально существовали дивертисменты не только инструментальные, но и вокальные.
  • В зарубежной теории музыки, например, во Франции дивертисментом также называется эпизод в фуге, во время которого нет проведения темы. Но нам эти эпизоды известны как интермедии.
  • В 2000 году в Испании был снят фильм «Дивертисмент».
  • Существует книга «Дивертисмент» В. Барановского со снимками этого фотографа, который показывает сценическую и закулисную жизнь театра и его актеров.
  • Дивертисментом нередко называют танцевальные коллективы, театры балета. Существует даже инструментальный ансамбль «Дивертисмент».
улица Киевян, 160016Армения, Ереван
+374 11 233 255

Прикладные словари

Финансовый словарьБольшой бухгалтерский словарьМедицинский словарьМорской словарьСоциологический словарьСексологический словарьАстрономический словарьПолиграфический словарь

Справочные словари

Биографический словарьСловарь эпитетовСловарь курортовСловарь аббревиатур и сокращенийЭтимологический словарь ФасмераФразеологический словарьСловарь географических названийСловарь символовСловарь синонимовСловарь нумизматаСловарь имёнСловарь мерСловарь русских фамилийЭтнографический словарьБизнес словарьСловарь лекарственных растенийСловарь модыСловарь народов

Толковые словари

в†’ Словарь иностранных словЭнциклопедический словарьСловарь ЕфремовойЭнциклопедия КольераЭнциклопедия Брокгауза и ЕфронаТолковый словарь УшаковаСловарь ОжеговаСловарь Даля

Жаргонные словари

Словарь наркотического сленгаСловарь воровского жаргонаСловарь молодёжного сленгаСловарь компьютерного жаргона

Гуманитарные словари

Исторический словарьРелигиозный словарьСловарь по мифологииБиблейская энциклопедияСловарь по искусствуФилософский словарьСловарь логикиПсихологический словарьПолитический словарьЮридический словарь

Технические словари

Архитектурный словарьДжинсовый словарьСловарь по ландшафтному дизайнуАвтомобильный словарьКулинарный словарьСтроительный словарь

Найдено 3 синонима. Если их недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

image

Синоним На англ Популярность
1 увеселение amusement 78
2 представление representation 77
3 развлечение entertainment 69

Значение слова дивертисмент – (анг. divertissement) м. 1) Ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-л. основному спектаклю, концерту. 2) Балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно

Морфологический разбор слова дивертисмент

Часть речи Имя существительное
Морфологические признаки
  • единственное число
  • именительный падеж
  • неодушевленное
  • мужской род
Варианты грамматических значений
  • дивертисмент
  • дивертисмента
  • дивертисменту
  • дивертисмент
  • дивертисментом
  • дивертисменте
  • дивертисменты
Падеж Единственное число Множественное число
Именительный дивертисмент дивертисменты
Родительный дивертисмента дивертисментов
Дательный дивертисменту дивертисментам
Винительный дивертисмент дивертисменты
Творительный дивертисментом дивертисментами
Предложный дивертисменте дивертисментах

Слово ❝дивертисмент❞ в русской литературе

Вышел кто-то в хорьковой шубе и объявил, что завтра будут представлять бегство Наполеона из Москвы, русские пляски-апофеоз и дивертисмент с ножами и огнями, фокусы! – Ай, Василь Сергеич… Какой представлятель знаменитый, – сказал дядин приказчик

Шмелев Иван Сергеевич “«Наполеон»“

IV В загородном саду «Эльдорадо» дивертисмент в полном разгаре

Оссендовский Антоний Фердинанд “Бархатная маска“

Я лучше Анниньку заставлю в дивертисменте или в водевиле русские песни петь

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович “Горное гнездо“

В кинематографе же, кроме картины, между прочим, дивертисмент – урбанистические танцы

Беленсон Александр Эммануилович “Джиадэ“

Для первого раза был поставлен водевиль «Петербургский булочник», а остальное дивертисмент: пела Антонида Васильевна, танцевала качучу Фимушка, сам Крапивин декламировал монолог из «Разбойников» Шиллера

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович “Доброе старое время“

Мальчик проделывает два класса, но ему душно в покойных стенах, он веселый человек – и скоро его приветствует, принимает в свое лоно державная одесская улица, синематограф с дивертисментом, бильярдная с арапами

Бабель Исаак Эммануилович “Листки об одессе“

Просто: мы немножко пересолили с реалистическою рассудочною последовательностью, устали, засохли и, так как человек, даже самый прозаический, всегда эстетик по натуре – ему захотелось, наконец, сверхъестественного дивертисмента… В наше время массы и личности, их составляющие, сделались удивительно похожими друг на друга

Амфитеатров Александр Валентинович “Мифы жизни“

Поэтому он решился устроить для гостей дивертисмент, который, впрочем, был им обдуман уже заранее

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович “Письма к тетеньке“

В дивертисменте обещалось участие «знаменитой куплетистки г-жи Лины Гиммельблау – звезды Вены и Берлина» (неделю назад, как помнил Воронецкий, она титуловалась звездою одной лишь Вены)

Вересаев Викентий Викентьевич “Прекрасная Елена“

Гости перебрались в гостиную и расселись кругом у стен, словно в ожидании какого-то дивертисмента. Пришла и красивая дама

Тэффи (Надежда Лохвицкая) “Распутин“

Да из литовской курицы два ваших индюка выйдет! А закуски! Хо-хо! Мой Мишка вам такой дивертисмент соорудит, что язык проглотите

Черный Саша “Уютное семейство“

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий