Динамика в музыке — это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики

Музыка – вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере при помощи звуков. Язык звуков имеет в своём составе различные элементы, которые в профессиональной терминологии называются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важнейших и мощнейших по воздействию элементов является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке – это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише – громче».

Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций.

Если музыка призвана выразить радость, торжество, ликование, счастье – динамика будет яркой и звучной. Для передачи таких эмоций, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Способы обозначения динамики

Динамика в музыке – это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совсем немного, реальных градаций в звучании значительно больше. Так что динамические символы следует рассматривать всего лишь как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет в полной мере свою фантазию.

Уровень динамики «громко» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не слишком» — «меццо пиано»; «Не слишком громко» — «меццо форте».

Если же динамика в музыке требует выхода на уровень крайностей, используются нюансы «пианиссимо» — очень тихо; или «фортиссимо» — очень громко. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до пяти!

Но даже с учётом всех вариантов количество символов для выражения громкости не превышает цифры 12. Это совсем не много, если учесть, что на хорошем рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также термины: «крещендо» (постепенно усиливая громкость) и противоположный по значению термин «диминуэндо».

Музыкальная динамика включает в себя ряд символов, указывающих на необходимость проакцентировать какой-либо звук или созвучие: > («акцент»), sf или sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf или rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке эпохи барокко. Механика старинных предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости постепенно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Специальная система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться разнообразия тембров и усиления громкости, однако всё равно изменения происходили внезапно. По отношению к музыке барокко даже существует специальный термин «террасообразная динамика», поскольку смена уровней громкости напоминала уступы террасы.

Что касается амплитуды динамики, то она была совсем невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий вблизи, был почти не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с металлическим оттенком, но немного более звучным.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в едва заметной степени, но всё же менять уровень динамики в зависимости от силы прикосновения пальцев к клавишам. Это давало возможность придавать фразе определённую выпуклость.

Изобретение в начале 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив возможности клавишного инструмента. Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет огромное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от одного нюанса к другому.

Динамика крупная и детализированная

Крупная динамика обычно выражается символами, изложенными в таблице. Их немного, они ясны и определённы.

Однако «внутри» каждого из этих нюансов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для них не придумано специальных обозначений, однако эти уровни существуют в реальном звучании и именно они заставляют нас трепетно вслушиваться в игру талантливого исполнителя.

Такая мелкая динамика называется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните возможности клавикорда).

Динамика в музыке – это один из пробных камней исполнительского мастерства. Именно мастерское владение тонкой нюансировкой, лёгкими, едва заметными её изменениями отличает игру талантливого профессионала.

Впрочем, не менее сложно бывает равномерно распределить усиление или ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большом отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит заметить, что динамика в музыке – это весьма относительное понятие, как, впрочем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, а также свои особенности в применении нюансировки.

То, что хорошо звучит в музыке Прокофьева, абсолютно неприменимо при исполнении сонат Скарлатти. А нюанс piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совсем по-разному.

Это же относится и к степени акцентировки, продолжительности сохранения одного и того же уровня динамики, способа его смены и так далее.

Чтобы овладеть данным средством музыкальной выразительности на хорошем профессиональном уровне, необходимо, прежде всего, изучать игру великих мастеров, вслушиваться, анализировать, думать и делать выводы.

Это — новый дайджест c материалами из «Мир Hi-Fi». Мы собрали статьи об устройстве акустических систем и проектировании колонок. Под катом читайте — какую роль выполняет магнит в динамике, как создают DIY-акустику, как выбрать катушку индуктивности.

Фото Audiomania / Инженерная комната в офисе на Барабанном

Что у динамиков внутри

  • Что есть что: динамические головки. Первую электродинамическую головку, которая походит на современные устройства, запатентовали еще в 1925 году. Эта статья о том, что изменилось с тех пор и чем отличается конструкция динамиков для воспроизведения низких, средних и высоких частот. Вы узнаете, из чего делают каждую деталь головки и с какой целью в динамиках используют золото и алмазы.
  • Краткое руководство по High End-аудио: из чего состоит головка излучателя. Это краткое руководство о работе электродинамических диффузорных излучателей. Для наглядности в материале приведены чертежи и рисунки, которые помогут разобраться в принципе работы динамика.
  • Краткое руководство по High End-аудио: роль магнита в динамике. Магнит — самая дорогая часть громкоговорителя. Почему от материала магнита зависит звучание всего устройства, как магнитное поле «концентрируют» в нужном месте и чем для громкоговорителя опасен перегрев — читайте в этой статье.
  • Как выбрать катушку индуктивности. Материал о том, чем отличаются разные катушки индуктивности и какую из них выбрать для решения той или иной задачи. Говорим о разных их видах: с пропиткой и без, из цельной фольги и с сердечниками. Расскажем, зачем катушки покрывают лаком и почему лучший сердечник — воздух.
  • Параметры Тиля — Смолла: как конструируют громкоговорители. Параметры Тиля — Смолла определяют звучание динамика в нижнем диапазоне воспроизводимых частот. В статье речь пойдет о значении этих параметров и способах их измерения. Также вы узнаете о том, какие из параметров «противоречат» друг другу и как разработчики аудиосистем ищут между ними баланс.
  • Лига Звука: как восстановить винтажные громкоговорители. Материал посвящен «старению» громкоговорителей. Говорим о том, почему винтажные динамики сложно «воскресить» без участия производителя и какой их компонент считается самым слабым звеном (спойлер — это центрирующая шайба, которая служит для точной подгонки звуковой катушки). .

Кто и как производит акустические системы

  • Arslab: доступный Hi-End. Основатели бренда Артем Фаермарк и Юрий Фомин поведали, на какие компромиссы они идут, чтобы сохранить цену на Hi-End-системы доступной. Рассказ о том, на каких деталях аудиосистемы нельзя экономить и как вывести на рынок новый продукт.
  • О создании Hi-End-колонок — интервью с Юрием Фоминым из Arslab. В этом интервью Юрий Станиславович объяснил свой подход к разработке акустических систем. Главный конструктор Arslab рассказал, как появилась идея создания бренда, почему большое разнообразие корпусов в линейке — не всегда плюс и почему он считает, что аудиосистема не должна «приукрашать» музыку.
  • Как в Monitor Audio разрабатывают новую акустику. Главный разработчик британского бренда акустики Monitor Audio описал, как в компании с нуля создают новую линейку колонок. Вы узнаете, как дизайнеры Monitor Audio изучают потребности клиентов и как тестируют прототипы аудиосистемы. Также статья рассказывает, как разработчики создавали колонку, звучание которой почти не меняется даже в акустически «неудачных» точках квартиры.
  • Penaudio: Истинный финский звук. Это история финского производителя аудиосистем Penaudio. Создатель бренда Сами Пенттила поделился, почему колонки Penaudio воспроизводят ультразвуковые частоты и на звучание каких музыкальных инструментов он ориентируется при разработке аудиосистем. Также читайте о том, какие материалы используются в акустике бренда.
  • Заметки с фабрики, где делают акустику Arslab и Penaudio. Фотоэкскурсия по фабрике, на которой изготавливают корпуса и собирают готовые акустические системы этих двух брендов. Вы также узнаете, почему повышение затрат на производство Hi-End-акустики не всегда приводит к увеличению качества звучания систем.

Как устроены колонки

  • Азы акустики: типы акустического оформления колонок. Акустическое оформление динамика определяет корпус колонки, в который помещают громкоговоритель. Корпус может быть устроен по-разному: от простого закрытого ящика до сложной конструкции с вырезанным в дереве лабиринтом. Это статья о различиях в звучании разных видов корпусов и необычных способах акустического оформления: контрапертурных системах с горизонтальным расположением динамиков и рупорных конструкциях.

Фото Audiomania / Инженерная комната в офисе на Барабанном

  • Как устроены сабвуферы. В этом материале мы поговорим о том, как разные виды акустического оформления влияют на звучание сабвуфера. Также поделимся практическими советами о том, куда установить сабвуфер, как его настроить и как убедиться, что ваша музыка не будет мешать соседям по дому.
  • Как создают DIY-системы: расчет корпуса и фильтров. Руководство для любителей мастерить акустику своими руками: как проектируют колонки с фазоинвертором, как рассчитывают объем корпуса по диаметру динамика и как создают разделительные фильтры.
  • Отсекая лишнее: о видах фильтров в акустических системах. Вы узнаете о разных схемах фильтров и о том, какие из них используются для высоких, средних и низких частот. В материале приведены электрические схемы коррекции частотных характеристик акустической системы: подавитель пиков, компенсатор «провалов» и Г-образный аттенюатор.
  • Как устроен конструктор акустических систем. Транскрипт подкаста «Звук», в котором Юрий Станиславович Фомин — инженер с многолетним опытом создания акустических систем и главный технический специалист бренда Arslab — рассказывает о конструкторе акустической системы Audiocore Kit. Интервью о том, как зародилась идея создать DIY-комплект и какие в этом преимущества для покупателей. Здесь же вы найдете ссылки на руководство по сборке Audiocore Kit и обзоры конструктора.

Наш Telegram-канал — о звуке и аудиоаппаратуре в микроформате:Честная Черная пятница АудиоманииМузыка для продуктивной работы ​Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольныеГид для новичка: что важно знать про амбушюры наушниковС 22 по 25 ноября в «Аудиомании» проходит Черная пятница. В акции участвует несколько сотен товаров со скидками до 70%. На распродаже представлена самая разная аудиоаппаратура: от наушников и портативных гаджетов до Hi-Fi-аудиосистем.

Тема VII

Динамика и характер движения

Оттенки звучания

Слово «динамика» древнегреческого происхождения и означает «учение о силе». В музыке этим термином можно обозначить не только оттенки движения, достигаемые изменениями в силе звучания, но также оттенки скорости движения мелодии, сложности ее ритмического рисунка и насыщенности гармонии. В каждом музыкальном произведении развивается определяемая его содержанием своеобразная линия динамики, идущая через ряд колебаний различных оттенков к наивысшей для данного произведения точке напряжения или обрывающаяся или постепенно приходящая в состояние покоя. Зная структуру данного произведения, можно проследить его динамику вплоть до мельчайших оттенков внутри фразы. В музыке оттенки динамики обозначаются следующими итальянскими словами:

Forte — громко

Piano — тихо

Crescendo — громче

Diminuendo — тише

Accellerando — ускорение

Ritardando — замедление

Или условными знаками усиления и ослабления:

Динамика в движении определяется иными, свойственными движению условиями:

1. Нарушение устойчивого положения.

Например: шаг, переносящий тяжесть тела с одной ноги на другую, то есть выводящий тело из положения наибольшей устойчивости (точка опоры на двух ногах), — динамичен, тогда как выставление ноги вперед без перенесения тяжести, то есть без «вывода» тела из наиболее устойчивого положения, — почти статично

2. Изменения в объеме движения…

Объем движения определяется: а) пространством, им занимаемым (например: рука поднимается вверх, рука поднимается вперед — два движения различного объема), б) группой мышц, участвующих в движении (например: поворот кисти или подъем ноги бедром). Эти два условия объема движения тесно связаны, так как более мелкие группы мышц, естественно, ограничивают пространство и наоборот.

Если сопоставить в одном ряду несколько движений, равных по объему, то динамика будет меньше, чем при сопоставлении движений различного объема, так как чередование равных движений по существу сводится к одному повторяющемуся моменту и создает, таким образом, как бы некую устойчивость (статичность). Чередование движений различного объема создает ряд противопоставлений, нарушающих впечатление устойчивости.

3. Изменения в мускульной нагрузке движения.

Количество мускульной энергии, затраченной на движение, то есть его мускульная нагрузка, определяет собой развитие динамики линии. Движение, требующее большей нагрузки, — динамичнее, так как в большей степени нарушает устойчивость. И в этом случае также действительно условие противопоставления, потому что и здесь чередование однородных по нагрузке движений устанавливает некое единообразие, некую устойчивость, и развитие динамики будет поэтому слабее, чем при сопоставлении разнородных по нагрузке движений, нарушающих эту устойчивость.

4. Ускорение и замедление темпа.

Изменения темпа также определяют линию развития динамики движения. Когда движение протекает в одной скорости, то создается одна неизменяемая, устойчивая в своем единообразии линия, лишенная развития, устремленности, а стало быть — динамики. И наоборот: постепенное или внезапное изменение темпа, чередование движений различного темпа создают яркую динамическую окраску, как и во всех случаях, путем нарушения устойчивости и противопоставления разнородных элементов.

Из всех этих специфических для движения условий, определяющих развитие динамики, можно сделать один общий вывод: в том случае, когда движение построено на единообразии и устойчивости слагающих его элементов (равновесие, объем, мускульная нагрузка, темп), — динамика выражена чрезвычайно слабо, и наоборот, чем многообразнее последова тельность движений, тем ярче выражена динамическая линия.

Движение может быть ярким по динамике и в том случае, когда оно развивается на основе одного или нескольких элементов. Совсем не обязательно проводить это изменение через все элементы. Например: ряд движений одинакового объема может быть построен на большом разнообразии темпов; или — движение различного объема может протекать в одном темпе. И в том и другом случае динамика движения будет вполне очевидна.

Работа над динамикой движения, над овладением техникой приемов, с нею связанных, ведется с самого начала тренировки, попутно с прохождением других тем материала. Тренировочными задачами упражнений являются вышеизложенные четыре условия, определяющие динамику движения: переход из устойчивого в неустойчивое положение; объем; усиление и ослабление (мускульная нагрузка); ускорение и замедление. В начале работы линия динамики движения строится на основе музыкальной динамики. В дальнейшем динамика движения определяется условиями несложной сценической задачи, и самое упражнение проводится или вовсе без музыкального сопровождения, или музыка специально подбирается для данного конкретного упражнения, отображая уже сложившуюся линию динамики движения.

Примерные тренировочные упражнения:

1. Походка и подготовка к бегу, начиная с замедленного темпа с постепенным ускорением и замедлением.

2. Движение корпуса на устойчиво поставленных ногах.

3. Движение ног при устойчивом положении корпуса.

4. Движение рук при зафиксированном положении корпуса и ног.

(Движения строятся в различном объеме.)

5. Постепенное и внезапное напряжение и ослабление мышц отдельных групп и всего тела — на месте, на ходьбе, на бегу. Рисунок движения в начале работы дается преподавателем, а в дальнейшем строится самими учащимися в соответствии с данной тренировочной задачей.

Дальше работа ведется не только над различными элементами динамики музыки и движения, а уже над раскрытием динамической линии законченного музыкального произведения в его целом и над построением движения, наиболее соответствующего этой линии.

На основе установленной и зафиксированной динамики музыкального произведения подробно разрабатывается движение, осмысленное сценической задачей, которая по своему содержанию должна отразить динамику музыкального текста. Для этого необходимо раскрыть условия, определяющие динамику действия.

Общий закон развития динамики — и музыкальной и моторной (двигательной), — заключающийся в нарушении устойчивости и единообразия, действителен и здесь. Только в данном случае этот закон действует в тех конкретных условиях, которые определяют поведение человека.

Например: человек спокойно сидит в кресле и читает газету, случайно наткнулся на таблицу тиража, хочет проверить свои облигации, ищет их, не находит, вспоминает, что номера записаны в блокноте, проверяет скептически, не веря в удачу, номер совпадает с записанным, проверяет еще и еще, выигрыш очень крупный, мечтает и строит планы, — спохватывается и снова ищет облигации, не находит нигде, ищет в самых невероятных местах — их нет — устал, замучился, садится к столу — видит кусочек облигации, торчащей из рамки с фотографией, вспоминает, что сам их туда запрятал, хватает рамку, разбивает стекло, вырывает карточку, проверяет еще раз номер, хватает шляпу, облигации, газету и — бежит в сберкассу.

Линия динамики строится здесь в зависимости от различного отношения к происходящему. События сами по себе дают материал для различного и моментами резко контрастного отношения. Характерные особенности отношения, зависящие от индивидуальности данного человека, не существенны в этом случае, ибо тренировочная задача заключается в выявлении динамической линии поведения на основе совершающихся событий.

Несомненно, что отношение к окружающему и к происходящему определяется характерными особенностями человека. Но поскольку в этот период работы упор сознательно делается на динамике поведения, определяемой главным образом обстоятельствами самого действия, учащийся строит свое поведение от своего лица, на основе свойственного ему отношения, — как бы он сам поступил, поставленный в такие именно условия. Учет характерных особенностей «действующего лица» чрезвычайно усложняет задачу и заставляет концентрировать внимание на гораздо более сложных условиях, определяющих динамику поведения, — на раскрытии сценического образа.

Работа над динамикой углубляет понимание музыкального текста и развивает «ритмичность» уже не только по линии временных и пространственных соотношений, но также по линии соотношений «красок», или «оттенков», динамики. На примере вышеприведенного упражнения можно проследить, насколько существенен именно ритм поведения, то есть раскрытие соотношений отдельных моментов действия, которые создают в результате убедительное и законченное целое.

Было бы неверно делать из такого положения вывод, что работа начинается с механического установления отвлеченных норм соотношения этих моментов. Как раз наоборот: работа начинается с выяснения тех конкретных условий, которые определяют собой то или иное отношение к совершающемуся, и затем уже, в процессе работы, нужно убирать все лишнее, все детали, затемняющие убедительность поведения. В этом процессе отбора наиболее существенного выявляется «ритмичность» и ритмический принцип организации материала. Чрезвычайно действенным средством развития недостаточной «ритмичности» является музыка, дающая точный и четко очерченный временной и динамический «текст», вынуждающий к максимальной скупости и ясности средств выражения.

Поэтому принцип ритмического оформления здесь нужно понимать не как технический прием ритмизации, а как подход к сложному явлению «сценического ритма», то есть ритма сценического поведения.

Помимо оттенков динамики, в музыке есть еще иные оттенки — характера звучания. Эти оттенки заключаются в окраске звучания путем так называемого staccato — отрывистых и legato — плавно чередующихся звуков. Эти оттенки легко различимы и дают возможность строить движение, различное по характеру рисунка: staccato — ломаные резкие линии, угловатая и обрывистая манера движения, и наоборот lеgato — закругленная непрерывная линия рисунка, мягкая и плавная манера.

Упражнения строятся на гимнастическом и танцевальном движении (походка, бег, прыжки, комбинированные движения), оттенки которого связаны с музыкальным сопровождением. В начале все упражнение строится в одном оттенке staccato или legato, затем эти оттенки сопоставляются и чередуются, создавая таким образом необходимость быстрого и легкого переключения.

В дальнейшей работе внимание концентрируется на более сложных условиях, определяющих собой содержание музыки и выразительность движения.

Мелодия, ее ритмический рисунок, оттенки звучания, гармоническая и динамическая окраска, темп являются теми средствами, которыми раскрывается мысль произведения. Первое впечатление от прослушанной музыки создает иногда весьма общее представление о ее характере и может быть углублено только путем внимательного анализа, каждого отдельного элемента. Например: прослушав музыкальное произведение—марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, можно сделать очень общий вывод о характере марша (торжественно бодрый) и упустить целый ряд моментов, чрезвычайно обогащающих характер этого произведения — моменты насмешки, юмора, выраженные в преувеличенности и нарочитости музыкальных красок.

Мысль, задача, целеустремленность выявляются в движении ритмом, динамикой, темпом и характерностью рисунка. Поэтому работа над осмысленным «выразительным» движением ведется путем таких упражнений, в которых движение строится на основе конкретных условий, определяющих его целеустремленность. Условия эти в свою очередь возникают на основе содержания музыкального произведения.

Если музыка веселая, легкая, насмешливая, — условия, определяющие собой поведение и движение человека, должны отразить это содержание музыки. Смысл такой работы совсем не в том, чтобы учащийся приобрел запас готовых примеров, которые он впоследствии мог бы целиком перенести в свою производственную работу — «к случаю». Цель ее исключительно в том, чтобы на весьма несложном, но чрезвычайно конкретном материале сценической задачи развить навык организации движения («ритмичность»), учитывая определяющие эту организацию условия (содержание музыки и характер движения). Музыкальный текст применяется как наиболее действенное средство, дающее четкие и яркие условия организации движения.

«Зафиксированное» движение, то есть момент неподвижности в определенном рисунке, вполне сохраняет свою осмысленность именно благодаря характеру этого рисунка, выявляющего внутреннюю «ситуацию», или «состояние» человека. Пример такого выразительного «зафиксированного» движения можно видеть в скульптуре и живописи. Если заставить человека внезапно «принять какую-нибудь позу», то почти всегда такая «поза» окажется или вовсе бессмысленной, или фальшивой, неубедительной. Это потому, что всякая «поза» по существу является именно моментом «зафиксированного» движения, несущим в себе результат предыдущего и элементы (подготовку) последующего движения. И только актер, обладающий очень высокой техникой, может мгновенно заключиться в эту органическую цепь движения и таким образом убедительно осмыслить одно из его звеньев в зафиксированном моменте, то есть «позе», сделав это без всякой подготовки, внезапно. Если же человек двигается, выполняя какое-нибудь определенное конкретное задание, и по сигналу «фиксирует» тот момент своего движения, на котором его застал сигнал, получается почти всегда вполне осмысленный и убедительный рисунок даже у весьма неискушенного в актерском мастерстве человека.

В работе над этой темой учащиеся должны, с одной стороны, разбираться в так называемых оттенках музыки (динамических и оттенках звучания), а с другой — строить движение, учитывая не только временные и пространственные его нормы, но и условия, определяющие его «выразительность» и осмысленность. Упражнения, тренирующие отдельные элементы материала этой темы, применяются в начале; в дальнейшем работа ведется над построением этюдов, объединяющих различные элементы.

Внимание учащегося должно быть направлено на следующие основные задачи материала этой темы:

целеустремленность движения, его задача;

мускульная нагрузка движения;

характер рисунка движения;

объем движения;

содержание музыкального произведения (его эмоциональные краски);

характер звучания;

динамические оттенки звучания.

imageОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №1ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИСредствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм, масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам. ✔️ СИММЕТРИЯ• Симметрия — греческое слово, означающее соразмерность. Под термином симметрия греки понимали соразмерность художественных форм и частей художественного произведения.Установка на симметрию является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы. Симметричные композиции легче воспринимаются, так как симметрия – один из самых простых способов уравновесить композицию.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство./Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.Симметрии на плоскости бывают:Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. imageОсевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.imageЦентральная симметрия — перенос происходит через центральную точку схода. Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси.imageВинтовая симметрия — образуется вращательным спиралевидным движением точки или линии вокруг неподвижной оси. Создается в объемных композициях, но возможно и условное графическое изображение.imageТрансляционная симметрия — преобразование, при котором каждая точка фигуры (тела) перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние.Чтобы задать преобразование параллельного переноса достаточно задать вектор, которой называется осью переноса. imageСимметрия подобия — представляет собой своеобразный аналог предыдущих симметрий с той лишь разницей, что она связана с одновременным уменьшением или увеличением подобных частей фигуры и расстояний между ними. Простейшим примером такой симметрии являются матрешки. imageАсимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.✔️ РИТМ И МЕТР• Ритм — от греч. rhythmos — мерное течение. Ритм – повтор элементов в определенной последовательности.Ритм – одно из основных организующих средств композиции.• Метр – частный случай ритма – представляет собой повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков.imageВ композициях ритм может быть явным и скрытым:• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов. Существует метрический и ритмический порядок.Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п. Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.Существуют определенные границы в восприятии метрического ряда. Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов — трех, воспринимается как нечто завершенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из завершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов — еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознательно подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то они воспринимаются как группа.Для наилучшего восприятия ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься.Добиться этого можно при помощи акцентирования элементов, расположенных по краям метрического повтора.Метр и ритм могут взаимно сочетаться.• Еще один тип ритма — ритмическая амплитуда. Ритмическая амплитуда — величина колебания ритмических единиц, перпендикулярная ритмической направленности (в отличие от ритмического хода, где развитие интервалов идет вдоль ритмической направленности). В изобразительном искусстве функцию ритмической амплитуды определяет масштаб.✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ ПРОПОРЦИИПропорциональность – соразмерность частей и целого, что прослеживается при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом.Пропорциональность — одно из ключевых средств композиции, так как размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция.Пропорциональные отношения величин (линейных размеров, площадей, тональных отношенийи др.) могут быть основаны на равенстве частей или неравенстве (контраст).Пропорционирование связано с понятиями соразмерности и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей является модуль. Модуль (лат.) означает — мера. Модулем может служить любая мера длины.Классическим примером гармоничного соотношения деления пропорций является «золотое сечение», которое было основополагающим в эпоху античности. Но впервые термин «золотое сечение» был введен в обиход в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. Золотое сечение – гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку: c = a + b; a : b = b : c.Другие виды пропорциональных отношений:— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;- геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;- квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;- ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др. • МАСШТАБМасштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиесяна крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависитот того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора. Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек. ✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВОВзаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс и тождество.Наиболее активным и выразительным является контраст. • Контраст (фр.) — это резкое различие элементов композиции, сочетание противоположных характеристик – высокого и низкого, линий и пятен, тёмного и светлого.Контраст является мощным средством усиления выразительности, так как противоположные характеристики подчеркивают друг друга и оттеняют. Светлое рядом с темным кажется светлее, изящное рядом с грубым кажется еще утонченнее, и т.д. Поэтому с помощью контраста легко выделить композиционный центр. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму.Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по формеМногомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.• Нюанс (фр.) — противоположность контраста. Термин «нюанс» означает «едва заметный переход».Нюансные отношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, обогащают композицию игрой оттенков, деталей. Нюанс усиливает звучание близких по характеристике форм тем, что многократно, с небольшими изменениями их повторяет.• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.Тождество – отношение полностью сходных объектов.Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями. ✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГАкцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. • Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА• Статика – зрительное впечатление неподвижности.Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины. Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности. ✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКАТектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИРечь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д. Продолжение следует.

Памяти Рыбницкого С.А.

Сочетание.Валёр — перевод с француского.Ценность искусства.Язык цветов.Оптическая активность «живой» природы.Психология цвета.ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.… о композиции и Композиции.Видеть благодаря движению.О цветоформе.Рисующие узлы.Поймать неуловимое.Умениее рисовать.Контраст.Проблемы теории цвета.Пластическое выражение идеи.Настоящее впечатление.Надо подумать.Палитры настроения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий