Содержание
- Стереотип рождается не просто так. Даже без принятия стереотипов от окружающих вас людей, вы, вероятно, получите свои собственные. Использование стереотипа должно иметь предсказательную ценность.
- Стереотип в психологии
- Динамический стереотип
- Примеры стереотипов
- Другие статьи сайта, посмотри!
- Заработать в сети
- Глава 1.. Привычка. (или первая натура)
Каждое живое существо имеет более или менее устойчивый распорядок жизни в течение суток, месяца, года. У животных он диктуется физиологическими потребностями, взаимоотношением в природном сообществе, в стаде или стае, а также биоритмами в протекании жизненных процессов. У человека определяющими являются социальные моменты — работа, общественная деятельность, семейные обязанности и прочее.
Этот распорядок — не столько расписание дел по часам, сколько ставшая привычной смена сна и бодрствования, труда и отдыха. Это режим жизни, устоявшееся чередование действия. В основе его лежит образование условнорефлекторных связей и их целесообразное сочетание с рефлексами безусловными, врожденными. В науке эти повторяющиеся жизненные циклы называются динамическим стереотипом.
Физиологическая основа динамического стереотипа — образование в центральной нервной системе определенной последовательности и ритма двух основных процессов — возбуждения и торможения. Организм, таким образом, создает наиболее благоприятные условия для реализации жизненных задач. Так, к моменту приема пищи приводятся в готовность отделы, регулирующие выделение ферментов, переваривание, всасывание и другие процессы. Это происходит в том случае, если прием пищи происходит всегда в одно и то же время.
Перед началом работы на нужный режим переводятся соответствующие группы мышц, усиливается потребление кислорода, усиливается деятельность сердца, мобилизуется внимание, запоминающие биологические устройства (при обучении) и пр. Другими словами, вводятся в действие все компоненты так называемого рабочего тонуса. В обратном порядке идет подготовка организма к торможению, снижению тонуса к отдыху. Таким образом, нервные центры готовятся к «руководству» теми или иными действиями или биологическими функциями и состояниями (сон, покой, движение и пр.). Этим достигается, говоря языком кибернетики, оптимизация процесса. Строго выработанная динамика деятельного и бездеятельного (возбуждения и торможения) состояния различных отделов центральной нервной системы позволяет лучше справляться с задачами, которые ставит жизнь.
Многие, иногда очень сложные операции квалифицированный рабочий выполняет «не думая», автоматически. Но достигнет он этого только после длительного сочетания именно этих процессов и именно в этом сочетании. Для такого профессионального автоматизма необходима выработанная, привычная, закрепленная практикой последовательность действия во времени и пространстве. Эта последовательность, как в зеркале, изначально существует в головном мозге. Она-то и называется динамическим стереотипом, она-то и способствует точному выполнению трудовых операций без значительных затрат «умственной энергии» на обдумывание каждой операции. Это относится не только к физической, но и умственной работе.
Само образование динамического стереотипа тоже не просто. Это, пожалуй, самая трудная работа, так как это приспособление к новым условиям, это процесс познания и обучения новым навыкам, это сочетанная работа мозга и мышц. Она сопровождается различного рода сдвигами в физиологическом состоянии систем и изменении биохимических процессов.
В опытах на животных показано, например, что когда идет образование стереотипа и организм только приспосабливается к новой нагрузке или когда ломается стереотип, развивается гиперхолестеринемия. Затем, когда нагрузка становится привычной, условный рефлекс закрепляется, т. е. когда выработался стереотип, уровень холестерина в крови падал ниже нормы. Если животное перевести на режим отдыха, то в этот период идет лом» ка старого, связанного с работой стереотипа и образование нового — связанного с отдыхом; в этот период вновь развивается гиперхолестеринемия.
Это происходит потому, что нервная система, несмотря на отдых животного в нашем понимании, не отдыхает, а работает. И так как вырабатывается новый стереотип, то эта работа так же трудна для нервной системы, как и в первые дни от начала образования нового условного рефлекса.
Было отмечено, что чем длительнее предшествующее напряжение нервной системы и чем больше она истощена, тем выше и длительнее гиперхолестеринемия во время отдыха. По-видимому, в этом случае образование нового стереотипа идет более трудно; через два года от начала экспериментов животные не могли вырабатывать новый стереотип даже по истечении двух месяцев отдыха. Таким образом, непрерывная и быстрая смена режимов работы и отдыха приводила нервную систему в состояние непрерывного напряжения.
Сделано еще одно новое и весьма важное наблюдение. Оказывается, при длительном напряжении нервной системы у собак развивается распространенный атеросклероз. В тех же условиях у кроликов удалось вызвать только начальную стадию заболевания. Эти исследования наводят на мысль, что чем выше организация нервной системы животного, тем скорее и легче можно у него вызвать нейрогенные нарушения липидного обмена и атеросклероз.
Надо полагать, что применение метода условных рефлексов на кроликах не является адекватным приемом для его слабо развитой коры головного мозга. В связи с этим методика опытов на кроликах была изменена. Был взят наследственно обусловленный стереотип: двигательная активность животных. В одном случае кроликов почти полностью лишали активных движений, С этой целью они помещались в одиночные тесные ящики, в которых могли перемещаться на 6—10 см вперед и назад. В таком положении кролики находились десять дней. Последующие десять дней они выпускались на свободу и активно двигались. Систематическая смена периодов активных движений и пассивного состояния животных приводила к нарушениям в холестериновом обмене, развитию гиперхолестеринемии и тяжелого атеросклероза. Атеросклероз развивался через 12—15 месяцев от начала опытов. Вывод напрашивается сам собой. Частая смена стереотипа двигательной активности на бездеятельное состояние привела к нарушениям в обмене липидов и атеросклерозу.
А вот еще пример. Кроликов лишали пищи и давали только воду в течение десяти дней. В последующие десять дней они находились на обычном рационе. Всякий раз во время голодания у кроликов развивалась гиперхолестеринемия, в период пребывания на обычном рационе уровень холестерина приходил к норме. Четырехкратное голодание приводило к отложению липидов в аорту, т. е. к начальной стадии атеросклероза.
И в этом случае мы можем убедиться, что систематическое приспособление к новым условиям, т. е. перестройка стереотипа (двигательной активности или нормального питания), сопровождается гиперхолестеринемией и отложением липидов в артерии.
Несомненно, что в опытах со снижением двигательной активности оказывало также влияние выключение или ослабление потока импульсов от мышечной системы. Эти импульсы направляются в кору головного мозга, в подкорковые образования и тонизируют, заряжают их.
Каждому виду живых существ (в том числе и человеку) передан по наследству тот или иной уровень двигательной активности, точнее — мышечной активности. Физическая активность не только тонизирует нервную систему, но и влияет на уровень обменных процессов. Поэтому снижение физической активности, чем бы оно ни вызывалось, в конечном итоге приводит к глубоким сдвигам в обмене веществ.
Не ясны еще и такие вопросы. Каким образом смена стереотипа вызывает нарушения в липидном обмене и даже развитие атеросклероза? Каким образом нервные процессы, протекающие в коре головного мозга, влияют на уровень холестерина и других липидов в крови? Вспомним постоянных врагов кошку и собаку. Ведь у них при встрече, как правило, увеличивается уровень холестерина в крови. При встрече животных появляется возбуждение, проявляющееся яростью. А ярость, негодование, ненависть, голод — это примитивные эмоции. Можно думать, что эмоциональное возбуждение является причиной увеличения холестерина и других липидов в крови. И не просто эмоциональное возбуждение, а появление отрицательных эмоций. Ведь при голоде также развивается эмоциональное возбуждение, а эти эмоции никак не назовешь положительными.
Вспомним, — ведь у артистов во время премьеры также развивается гиперхолестеринемия, равно как и эмоциональное возбуждение.
Все приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что отрицательные эмоции приводят к гиперхолестеринемии.
К гиперхолестеринемии также приводит перестройка стереотипа. Из работ академика И. П. Павлова известно, что становление или перестройка стереотипа всегда сопровождается эмоциональным возбуждением. Итак, приспособление к новым условиям никогда не происходит без эмоций, а последние — без гиперхолестеринемии. Атеросклероз у подопытных животных развивался при частой смене стереотипа, т. е. при частом эмоциональном возбуждении.
Все эти факты приводят к выводу, что эмоциональное перенапряжение явилось причиной развития атеросклероза у подопытных кроликов и собак.
И тому есть примеры в научной литературе. Так, известно, что у диких зверей, находящихся в неволе (зоопарках), развивается атеросклероз. При жизни тех же животных на свободе у них это заболевание не встречается. По заключению исследователей, сосудистые поражения у животных зоопарков невозможно было объяснить перекармливанием или старостью. Отмечено также, что атеросклероз был тем более выражен, чем большей популярностью данный вид животного пользовался у публики. Скорее всего развитие заболевания было связано с эмоциональным перенапряжением, вызванным необычными условиями жизни в неволе. Подавление инстинктов, снижение двигательной активности, исключение обычного, привычного способа добывания пищи (охоты у хищных), вид и запах в непосредственной близости самого опасного врага — человека — все это вызывало значительное и длительное эмоциональное перенапряжение, которое в конечном итоге приводило к развитию атеросклероза даже у птиц.
А теперь для того, чтобы понять механизмы развития атеросклероза, необходимо выяснить, что такое эмоции и к каким изменениям в организме они приводят. Этим вопросам и будут посвящены следующие страницы.
Стереотип рождается не просто так. Даже без принятия стереотипов от окружающих вас людей, вы, вероятно, получите свои собственные. Использование стереотипа должно иметь предсказательную ценность.

Стереотип в психологии
Можно сказать, что стереотип полезен, если он истинен более чем в 50% случаев. Большинство стереотипов имеют в себе некоторый элемент истины, но часто основаны на выборочных образцах и устаревают.
Стереотипы были определены как ложное классификационное понятие, к которому, как правило, прилагается сильный эмоционально — чувственный тон симпатий или антипатий, одобрения или неодобрения.
Все виды текстовых услуг: копирайт, рерайт, магазин статей, наполнение сайтов, переводы, smo — Адвего
Стереотипы — это индивидуальные установки, настолько сильно взаимосвязанные с коллективными контактами, что они становятся высоко стандартизированными и единообразными внутри группы.
Динамический стереотип
Тип интегральной деятельности,выполняемой головным мозгом. На динамический стереотип влияют внешние факторы,которые повторяются в определенном порядке.
Динамический стереотип является наиболее ярким проявлением чрезвычайно тонкой анализирующей и синтезирующей активности коры головного мозга и является продуктом очень сложных взаимодействий между областями коры головного мозга.
Реклама на сайте dimmkoc@gmail.com
Человеческие привычки и простые трудовые навыки являются выражением динамических стереотипов.
Примеры стереотипов
Одним из наиболее распространенных примеров стереотипов являются стереотипы, окружающие расу.
Например, утверждение, что «все чернокожие хороши в спорте» — это стереотип, потому что он группирует расу вместе, чтобы указать, что каждый из этой расы является хорошим спортсменом.
Стереотипы также существуют в отношении культур и стран в целом: «все евреи жадные», «все арабы и мусульмане-террористы».
Другие статьи сайта, посмотри!
Не забываем комментировать!
Заработать в сети
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка.
Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии.
Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе). Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Процесс образования Д. с. представляет собой напряженный нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны легкость, четкость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение соответствующей деятельности. В этом суть биологич. значения Д. с. как формы весьма совершенного приспособления организма к условиям внешней среды. Инертность стереотипа в известных пределах не является отрицат. качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его “динамичностью”, т.е. способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями. Д. с. есть проявление системности работы коры больших полушарий. В итоге вся кора становится “сложнейшей динамической системой”. У человека Д. с. представляет собой физиологич. механизм множества явлений психич. деятельности, напр. таких, как навыки, привычки, – вообще, формы психич. деятельности, характеризующиеся ритми-зированным, автоматич. протеканием; он обеспечивает автоматизированность многих операций деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки делают возможным сосредоточение внимания на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Поэтому закономерности формирования Д. с. должны использоваться для правильной организации производств. обучения. Знание особенностей функционирования Д. с. важно и в воспитат. работе. Создание четкого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима, что физиологически соответствует выработке ряда Д. с. обеспечивает бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Особенности нарушения стереотипа необходимо знать воспитателю для понимания и предупреждения психич. “кризисов” личности, к-рые могут появиться при изменении образа жизни или характера деятельности. Резкие нарушения стереотипа могут в нек-рых случаях иметь тяжелые последствия, привести к неврозу.Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 4, М.–Л., 1951, гл. 13; его же, Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга, там же, т. 3, кн. 2, М.–Л., 1951; его же, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, там же, т. 3, кн. 1, ?., 1951; Вопросы формирования личности ребенка и подростка. [Сб. ст.]. Отв. ред. Ю. А. Самарин, М., 1954 (Изв. АПН РСФСР, вып. 52, Тр. Ленингр. ин-та педагогики).Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Просмотров: 1391Категория: Словари и энциклопедии В» Философия В» Философская энциклопедияДругие новости по теме:детерминация психической деятельностидеятельности Леонтьева теориядеятельности Рубинштейна теориядеятельности теориидеятельности теорияЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИПИзучение деятельностииндивидуальный стиль деятельностиИндивидуальный Стиль ДеятельностиНАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРАнеосознаваемые побудители деятельностиоперация в теории деятельностипринцип единства сознания и деятельностиПринцип Единства Сознания И ДеятельностиПринципа Единства Сознания И Деятельности ВРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИстиль деятельности индивидуальныйстроение деятельностиТеория Деятельноститеория деятельноститеория деятельности Леонтьеватеория деятельности РубинштейнаТеория Деятельности, РазработаннаяТеория Деятельности, Разработаннаятип высшей нервной деятельностиТипы высшей нервной деятельностиЭтические правила речевой деятельностиЭтические правила речевой деятельностиЭтнические правила речевой деятельностиэффективность деятельности группы
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
—
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:Код для вставки на сайт или в блог: В В В В В В Код для вставки в форум (BBCode): В В В В В В
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Динамический стереотип(англ. stereotyped response) – слаженная интегрированная система условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, формирующаяся в результате многократного применения четкого порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование динамического стереотипа представляет значительные трудности для н. с., но, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае подготавливает последующую. См. Автоматизация движений, Высшая нервная деятельность.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Динамический стереотип(от греч. dynamikos — сильный, подвижный, stereos — твердый, typos — отпечаток) – интегральная система привычных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие введено И.П. Павловым (1932).
Нервные процессы, лежащие в основе формирования Д. с., объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность нервных процессов закрепляется, все ответы могут быть воспроизведены – с сохранением знака, интенсивности и последовательности – даже при предъявлении лишь одного из стимулов.
Психологический словарь. И. Кондаков
Динамический стереотип
- Словообразование – происходит от греч. dynamikоs- сильный и stereos – твердый + typos – отпечаток.
- Категория – характеристика образования условного рефлекса.
- Специфика – интеграция условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Динамический стереотип – термин нейрофизиологии И.П. Павлова, означает относительную устойчивость последовательности условных рефлексов, выработанных посредством многократного предъявления условных стимулов.
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Глава 1.. Привычка. (или первая натура)
…
Нарушение динамического стереотипа
Иван Петрович Павлов, которого в одном из нашумевших современных романов автор назвал «Небесным Павловым», рассказал о феномене динамического стереотипа столько, что на столетие могло бы хватить. Именно он сформулировал и основное интересующее нас здесь положение: при всяком нарушении привычного стереотипа поведения животное испытывает целый перечень негативных эмоций (и в первую очередь — страх), а при возобновлении этого стереотипа, напротив, испытывает эмоции положительные (радость или удовлетворение).
В нашей с вами жизни тому множество примеров. Вспомните замечательное чувство «тихой радости», когда вы возвращаетесь в когда-то дорогие вам места. Да, знаменитое и крайне приятное чувство милой ностальгии есть результат возобновления прежнего стереотипа поведения, которое, разумеется, сопровождается положительными эмоциями. Или возьмем другой пример. Всякий раз, когда наша жизнь совершает свой очередной «крутой вираж», наша психическая организация переживает жесточайший стресс, возникает сильнейшее нервно-психическое напряжение, выражающееся, как правило, чувством смутной, а то и явной тревоги, способной привести даже к тяжелейшему нервному срыву.
Таблица. Сила стресса, вызванного нарушением привычного образа жизни (в относительных единицах)
1. Смерть супруга — 87
2. Вступление в брак — 77
3. Развод — 76
4. Беременность — 68
5. Серьезная болезнь, травма — 65
6. Потеря работы — 62
7. Разрыв прочной связи — 60
8. Заем денег, дача в долг — 52
9. Поступление на учебу — 50
10. Изменение профессии, работы — 50
11. Появление нового члена семьи — 50
12. Изменение личных привычек — 45
13. Изменение условий труда — 43
14. Переезд на другую квартиру — 42
15. Увольнение супруга с работы — 41
16. Изменение в способе досуга — 37
17. Смена в религиозной практике — 36
18. Изменение в режиме сна — 34
19. Изменение личных финансов — 33
Психология bookap
20. Развлекательная поездка — 33
Психотерапевты постоянно сталкиваются с самыми, на первый взгляд, странными ситуациями. Человек, отработавший на Севере двадцать лет, переезжает, наконец, в среднюю полосу. По идее, теперь только жить и радоваться, но эта идея, как часто бывает, кардинально расходится с реалиями жизни. В жизни же этот переселенец испытывает стресс, который зачастую оканчивается или инфарктом-инсультом, или неврозом. Впрочем, для запуска этого механизма вполне достаточно переехать с квартиры на квартиру…
ли со статьей или есть что добавить?