Содержание
- Практическая необходимость слогоделения
- Правила слогоделения в английском языке
- Слогоделение и его роль:
- Так что же это такое – слог?
- Теории слога
- Виды слогов
- Как правильно разделять слова по слогам?
- Как правильно разделять слова для переноса
- Азбука по слогам
- Правила переноса слов
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Памятка переноса слов
- Задания на перенос слов 1 класс
- Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
- “Старые” правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
- “Новые” правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
- Если обобщить правило более доходчиво:
- Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
- Потренируемся в делении на слоги?
Произношение слов, в любом языке, во многом определяется нормами слогоделения. Разобравшись в основных положениях, Вы не только научитесь правилам грамотного переноса, но и станете лучше понимать язык.
Практическая необходимость слогоделения
Слог представляет собой фонетико-фонологическую единицу. Проще говоря, он выделяется только при произношении, однако не играет никакой роли в смысловом словообразовании. Поэтому эту единицу называют произносительной.
Носителям русского языка проще всего понять правила деления слов в английском с помощью аналогии. Дело в том, что нормы выделения слогов в обоих языках похожи. Главным сходством слогоделения является ведущая роль гласных, их называют слогообразующими.
Простой способ деления слова рассказывают еще в начальной школе. Рука подносится к подбородку, после чего произносится слово. Количество касаний подбородка руки и определяет число слогов.
Правила слогоделения в английском языке
В зависимости от звука, на который заканчивается слово, выделяют открытые слоги и закрытые. Открытые всегда заканчиваются гласными. Кроме того, при образовании слога долгой ударной гласной или дифтонгом, он также будет открытым.
Закрытые слоги всегда заканчиваются на согласный. Если же слог образует краткая гласная, он также будет закрытым.
Главной особенностью слогоделения выступает необходимость разделения слова не с начала, а с конца. Более понятыми правила слогоделения английского языка становятся при изучении конкретных примеров.
1. Как правило, количество слогов зависит от используемых гласных: po-ta-to.
2. Наличие уже одной гласной образует слог: a-bo-ut.
3. Две согласные на границе слога являются основанием для деления на части: po-et.
4. Слово, имеющее несколько гласных, образованных дифтонгом, т.е. одним звуком, имеет только один слог: like [laik], его нельзя разделить на части.
5. Появление на границе слогоразделения согласной приводит к ее выделению во второй слог: i-ma-gine, если на стыке появляется несколько согласных, то первую относят к одному слогу, а остальные – к другому: ab-sent.
6. Слоги образуются сочетанием –er, расположенным после w: flow-er.
7. Появление на границе слогов буквы l относит ее к следующему слогу вместе с рядом расположенной согласной: ta-ble.
8. Сочетаний согласных ld и nd проводит границу слога перед ними: mi-ld, ki-nd.
Слогоделение и его роль:
1. Нормы правильного переноса. Именно благодаря знанию положений слогоделения можно грамотно делить слова на части, которые необходимо выделить на письме при переносе между строками.
2. Критерии разделения слова на составляющие. В английском языке не существует единой нормы слогоделения, поэтому могут использоваться морфологический, фонетический или орфографический принципы деления.
3. Развитие языка. Происходящие процессы корреляции слогоморфемности задают новые параметры деления слов.
Мы обозначили основные правила слогоделения английского языка. В целом, они достаточно простые и не представляют особенных сложностей для освоения. Хотя, всем, кто стремится совершенствовать свой язык и писать грамотно, необходимо их не толь выучить, но и понять.
Материал подробно описывает принципы деления на слоги в английском языке, приводятся примеры, исключения из правил, справочная информация.
Тема деления на слоги в английском языке раскрыта в современных учебниках довольно скудно, приводится 4-5 правил и к этим правилам следует в пять раз больше исключений, которые изучающие английский язык вынуждены бездумно зазубривать вследствие отсутствия каких-либо пояснений. Работая над темой я обнаружила, что на половину этих исключений существуют обоснования…
Простейшие звуки при их минимальном сочетании образуют слог; правильно сочетаемые слоги дают слово; слова, должным образом объединённые, создают предложение; и правильно составленные предложения порождают связный текст или речь.
Таким образом, слог – это простой или сложный звук, произносимый одним импульсом голоса и составляющий слово или часть слова: as, a, an, ant.
Как образуется слог?
Слово может состоять из одного и более слогов. Если в русском языке слог образуется гласной, то в английском слог может быть образован не только гласным, но и некоторыми сонорными согласными.
Сонорные согласные – это такие согласные, в которых голос, образующийся при вибрации голосовых связок преобладает над шумом выдыхаемого воздуха, который проходит через преграду. Сонорные звуки в английском языке – это согласные [m], [n], [l].
Сонорные согласные могут образовывать слог (это так называемые слогообразующие согласные), если перед ними стоит согласный, а после них не стоит гласный. Для примера возьмём слово сable [‘keɪbl], которое имеет два слога, в котором второй слог образован согласным «l»: сa-ble. При этом конечный «e» служит здесь лишь для того, чтобы сделать первый слог открытым, обеспечив в нём алфавитное чтение ударного гласного «a».
Рассмотрим другой пример, слово hidden [‘hɪdn], также состоящем из двух слогов: hid-den, здесь второй слог образован согласным «n», так как предшествующий ему «e» не читается («e» в английском суффиксе «en» часто нечитаемый).
Когда слово состоит более, чем из одного слога, то один из них, а в многосложном слове может и два произносится сильнее, отчётливее, напряжённее – то есть мы говорим об ударном слоге. Оставшиеся слоги, следовательно, безударные.
В английском языке ударение ставится только в транскрипции и только перед ударным слогом вверху, если это основное ударение, а второстепенное ударение ставится внизу перед ударным слогом, если слово многосложное и имеет два ударения.
Главное ударение во многосложных словах (начиная со слов с тремя слогами) падает на третий с конца слог, второстепенное ударение (появляется в словах с более чем четырьмя слогами) падает на пятый с конца слог, конечная «немая» e при подсчёте слогов не считается: ‘ca-vi-ty [‘kævɪtɪ] a-‘bi-li-ty [əb’ɪlɪtɪ] ˏpos-si-‘bi-li-ty [ˏpɔsə’bɪlətɪ] re-ˏspon-si-‘bi-li-ty [rɪˏspɔnsə’bɪlətɪ]
Cлогоделение в английском языке: деление на слоги простых слов
А теперь рассмотрим правила деления на слоги, потому что это, помимо знания соответствий букв и звуков, а также их сочетаний, непосредственно правила чтения в английском языке.
-
Один согласный между двумя гласными отходит ко второй гласной: be-have, de-sire, re-main; pa-per, du-ty, ci-ty; a-cid, ma-gic, ta-cit; a wake, hea-vy, sea-son ; ge-ne-ral, mi-se-ry, ca-pa-ci-ty.
Поскольку w или y в конце слога являются гласными, то данное правило действует и для них: tow-el, roy-al.
Исключения:
- Буква х всегда остаётся в первом слоге: ex-alt, ex-ist, lux-u-ry.
- Буква r, если она стоит после ударного гласного в ДВУСЛОЖНОМ слове влияет на чтение гласного по IV типу слога: Mar-y [‘mɛərɪ], var-y [‘vɛərɪ].
-
Некоторые производные сложные слова также являются исключениями: up-on, un-even, dis-use, pri-son-er, dis-ease и т.д..
Производные слова – слова, образованные из других, более простых однокоренных слов (сочетаний слов), например, вода→ водный, вода + падать → водопад.
-
Две согласные, с которых начинается слог, не должны разделяться, если предыдущий гласный является долгим (открытый слог): a-ble, de-clare, o-blige, nee-dle.
Типичные согласные, с которых может начинаться слог, смотрите в Приложении.
-
Если предыдущий гласный краткий (закрытый слог), согласные должны быть разделены: cus-tard, pub-lic, gos-ling.
Исключение составляют несколько слов, в которых согласным предшествует краткий гласный: a-fraid, a-gree, pa-trol, pa-tri-mo-ny, pro-ba-ble, mi-ra-cle, и др.
- Должны разделяться два согласных, которые не начинают слог, в том числе двойной r: up-per, blos-som, cot-tage; un-der, ut-most, in-sect, er-ror, chim-ney, mon-key, cof-fin.
- Три согласных в середине слова не следует разделять, если они могут начинать слог, а предыдущий гласный – долгий (открытый слог): de-stroy, re-strain, de-scribe, de-throne.
- Если при встрече трёх согласных в середине слова предыдущий гласный краткий (закрытый слог), то согласные должны разделяться по принципу: один согласный остаётся закрывать слог, два других отходят к следующему гласному: dis-creet, dis-tract, dis-train, dis-prove.
- Если между двумя гласными встречаются три или четыре согласных, не подходящих для начала слога (согласные, которые могут стоять в начале слога, приведены в Приложении), такие согласные, которые могут начинать слог, принадлежат второму, а остальные – остаются в первом слоге: ap-ply, im-prove, in-struct, but-cher, slaugh-ter, hand-some; trans-gress, post-cript, parch-ment, com-plete, em-broil, trans-gress, dap-ple, con-strain; band-some, parch-ment.
- В случае, если две согласные буквы образуют диграф – один звук, записанный двумя буквами (например, ch [ʧ], sh [ʃ], ph [f], th [θ] или [ð], gh [g]), они никогда не разделяются, как если бы это была одна буква: e-cho, fa-ther, pro-phet, an-chor, bi-shop.
-
Два гласных, не являющихся дифтонгами, должны быть разделены на слоги: po-et, vi-al, fu-el, so-ci-e-ty, cru-el, de-ni-al.
Дифтонги – это гласные, состоящие из двух слитно произносимых элементов в пределах одного слога, например, bow [bau], by [baɪ], lay [leɪ], no [nəu], boy [b], dear [dɪə], mote [məut], pair [pɛər], moor [muə].
- Дифтонг, стоящий непосредственно перед гласным, должен быть отделен от него: roy-al, pow-er, jew-el.
Все предыдущие правила относятся к коренным (простым, не произошедших от других слов) словам и действительны только для таких слов. Таким образом, but-cher, slaugh-ter, laughter, pro-phet разделены как коренные слова; тогда как scorch-es, poach-er, laugh-er, pri-son-er, разделены по правилам производных (от других) слов.
Деление на слоги в английском языке: слогоделение производных слов
-
В производных словах добавленные (к основе) окончания разделяются: sweet-er, sweet-est, sweet-ly; learn-ed, learn-eth, learn-ing; dis-like, mis-lead, un-even; call-ed, roll-er, dress-ing; gold-en, bolt-ed; be-liev-er, pleas-ing, teach-ing, free-dom.
Исключения: Если производное слово удваивает одну букву коренного, то одна из этих букв отходит к окончанию: beg→beg-gar; fat→fat-ter; bid→bid-ding.
- Если добавленному к основе слогу предшествует «мягкая» c или «мягкая» g, которые в случае их «мягкости» произносятся – c как [s], а g как [ʤ], то c или g отходят к этому слогу: of-fen-ces, cot-ta-ges pro-noun-cer, in-dul-ging; ra-cer, fa-cing, spi-ced, wa-ger, ra-ging, pla-ced, ran-ger, chan-ging, chan-ged.
- Если добавленному к основе слогу предшествует единственный долгий гласный (открытый слог), согласный, когда он один, присоединяется к окончанию: ba-ker, ba-king, ho-ping, bro ken, po-ker, bo-ny, wri-ter, sla-vish, mu-sed, sa-ved.
-
Окончание -y не должно ставиться изолированно: san-dy, gras -sy, dir-ty, due-ty, mos-sy, fros-ty, hea-dy, woo-dy.
Исключения: dough-y, snow-y, string-y, и некоторые другие слова. Но даже в этих исключениях не следует начинать новую строку с окончания -y.
- Сложные слова должны быть разделены на образующие их простые слова: black-bird, sea-horse, hot-house, ice-house, York-shire, glow-worm, over-power, never-the-less.
Предыдущие однозначные и легко применимые правила соответствуют классическим руководствам для разделения слогов. Правило перехода согласного к следующему за ним гласному позволяет делить слова на слоги чётко и правильно, оно не подвергается влиянию постоянно меняющегося произношения, и даже имеет некоторую тенденцию проверять это изменение.
Однако, в современном английском возобладала тенденция некоторых авторов (Нареса, Уокера и других) связывать буквы в соответствии с произношением, таким образом произошло отступление от правила, согласно которому согласный отходит к следующему за ним гласному.
Например, гласный «i» в слове city читается кратко: [‘sɪtɪ], при этом графически он образует открытый слог, но согласно произношению последующий согласный остаётся в первом слоге, закрывая гласный и «обосновывая» её краткое чтение (в закрытом ударном слоге гласный читается кратко, в отличие от алфавитного чтения гласного в открытом слоге).
Такое деление, помимо того, что противоречит ранее установившейся практике, придаёт большому количеству слов самый странный вид, что можно увидеть и на других примерах: ver-у, mon-ey, ac-cute, ac-id, mag-ic, ur-ise, av-oid, among-, heav-y, troub-le, cod-le, par-as-ol, aq-uat-ic, ap-ol-о-gy, ac-ad-e-my.
Подобная тенденция деления на слоги путём следования произношению возобладала в современном английском для таких суффиксов как -ion, -tion, -tial, -tious, -scious, -science, и т.д.: pil-lion, ac-tion, par-tial, cau-tious, pre-cious, con-science.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Приложение: типичные сочетания согласных, которые могут начинать слог в английских словах:
bla | ble | bli | blo | blu | |
bra | bre | bri | bro | bru | |
cla | cle | cli | clo | clu | |
cra | cre | cri | cro | cru | cry |
dra | dre | dri | dro | dru | dry |
fra | fre | fri | fro | fru | fry |
gla | gle | gli | glo | glu | |
gra | gre | gri | gro | gru | |
pla | ple | prli | plo | plu | ply |
pra | pre | pri | pro | pru | pry |
sma | sme | smi | smo | smu | |
sna | sne | sni | sno | snu | |
spa | spe | spi | spo | spu | spy |
the | thy | fly | shy | sky | try |
Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»
Так что же это такое – слог?
Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.
В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).
Теории слога
Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.
- Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
- Акустическая теория. Она подразумевает, что слог – это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный – более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
- Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
- Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.
Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».
Виды слогов
Слово может состоять из разного количества слогов – от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» – один слог, «сно-ви-де-ни-е» – пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.
Если в составе слова – более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие – безударными.
В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».
Как правильно разделять слова по слогам?
Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.
Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример – слово «ю-ла» – делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.
Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв – «тч», а «ы» – двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение – для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере – «о-тча-я-нный» – «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.
Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».
Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».
Как правильно разделять слова для переноса
Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.
При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.
Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.
Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».
При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом – от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично – в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».
Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.
Азбука по слогам
Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов – «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.
Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.
Само по себе понятие “слог” является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.
Похожие статьи
В 1 классе дети учатся переносить слова с одной строчки на другую при письме. Если ребенок не освоит правила переноса слов, то он или делает ошибки, перенося слово в любом месте, или же старается уместить слово на строчке, нарушаякрасоту почерка.Некоторые дети продолжают написание слова за полями, что тоже недопустимо.
Правила переноса слов
Чтобы правильно переносить слова с одной строчки на другую, ребенок должен научиться делить слова на слоги. И для начала нужно научиться определять число слогов в слове. Для этого необходимо запомнить правило.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Я в своей практике сталкивалась с первоклассниками, которые не могли делить на слоги по причине незнания гласных букв. Поэтому обязательно учить 10 гласных букв русского языка.
А О У Э Ы Я Ё Ю Е И
Памятка переноса слов
- Переноситьслова с одной строки на другую можно только по слогам.
- Слова, состоящие из одного слога, не переносятся.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую.
- Буквый , ь, ъпри переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы
- Слова с удвоенными согласными надо переносить так: сум — ма
При переносе слов употребляется чёрточка (-).
Задания на перенос слов 1 класс
1. Спиши. Раздели слова на слоги.
- Чудесный день! В море дельфин. Ольга любит дельфинов. Хорошо с ними играть!
Слово хорошо раздели для переноса всеми возможными способами.
- Наступил апрель. По реке плывут льдины. Стали петь птицы. Небо высокое и голубое.
Слово высокоераздели для переноса всеми возможными способами.
- К доктору пришли больные. Это были медведь, чайка и маленький олень. Доктор стал их лечить.
Слово маленький раздели для переноса всеми возможными способами.
- Коля и Миша играют. У Коли конь. Он большой. У Миши олень. Он маленький. Мальчикам весело.
Слово мальчикам раздели для переноса всеми возможными способами.
- Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.
Слово снежинки раздели для переноса всеми возможными способами.
- Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живёт ручная белка.
Слово девочка раздели для переноса всеми возможными способами.
- Дети часто ходили в рощу. Весной там цвели душистые ландыши. А летом дети видели пушистый хвост лисы. Сегодня им встретился заяц. У него длинные уши.
Слово душистые раздели для переноса всеми возможными способами.
- В глубине еловой густой кроны сидела на гнезде ворона. Она таилась от других птиц. Ворона была тише воды, ниже травы. Она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца.
Слово таилась раздели для переноса всеми возможными способами.
2. Перепиши, разделяя слова на слоги и для переноса.
Школа, ящерица, дружба, читайте, чайка, ручейки, улица, курица, девочка, муравей, маяк, слушайте, юла, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, яблоко, урожай, увидели.
3. Спиши и чёрточками покажи, как можно перенести данные слова с одной строки на другую. Выпиши отдельно слова, которые нельзя переносить.
Карандаш, девочка, эхо, осень, ёжик, лейка, часовой, ручеёк, радио, сокол, завод, облако, озеро, уроки, май, ясень, яма, осока, армия, линия, лётчик, парус, товарищ, поезд, огонёк, машинист, огородник, станция, фуфайка, берёзка, самолёт, лужайка, хозяйка, ученик, тройка, читайте, пойте, рисуйте, чайка, волейбол, прощайте, отличник, ястреб.
4. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
- Якорь, книга, шёл, кошка, майка, узор, аист, дуб, строитель, зверь, тетрадь, стул,яма, чиж, олень.
- Учитель, плед, ложка, ежи, вилка, ёлочка, карандаш, ужин, май, усы, слой, уж, азбука, мёд.
- Чайка, мост, яблоко, цветы, юла, океан, Оля, ягода, куст, Алёна, поезда, пост, Ирина, душ, лей.
- Юля, мяч, Игорь, луч, лес, улей, клён, чай, Марина, брат, слойка, стройка, лейка, ёжик, отец.
5. Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.
- Карандаш______________________________
- Петрушка______________________________
- Пушинка_______________________________
- Кукуруза_______________________________
- Лужайка_______________________________
- Заморозки______________________________
- Каракатица_____________________________
- Макароны______________________________
- Сильные_______________________________
- Пожалуйста____________________________
- Строитель______________________________
- Океан__________________________________
- Увидела________________________________
6. Раздели слова на слоги на группы по числу слогов.
Ночной, ель, большой, деревня, ясень, вершина, спина, страна, паруса, уголь, волна, площадка, крольчата, смельчак, день, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит, тень, чайник, конь, арка, солнышко, январь.
7. Выпишите сначала слова в один слог (односложные), потом — в два слога (двусложные), а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четырёхсложные).
Бобры вырыли нору. Это дом бобров. Нырнув под воду, бобры попадали в дом. На обед у бобров болотные травы, листики ивы. Передние зубы у бобров острые. Бобры ловко ободрали с дерева кору и пообедали.
8. Измени слова так, чтобы их можно было перенести.
- Клён______________________________
- Столб_____________________________
- Лист______________________________
- Пень______________________________
- Гриб______________________________
- Стол______________________________
- Крот______________________________
- Дуб_______________________________
- Мышь_____________________________
- Конь______________________________
- Кот_______________________________
- Куст______________________________
- Страх_____________________________
- Мак_______________________________
- Снег______________________________
- Дед_______________________________
- Лёд_______________________________
- Мороз_____________________________
9. В каждом слове найди лишний слог. Из получившихся слогов составь слово. Раздели слова на слоги для переноса всеми возможными способами.
- мышука, верторолёт, морокиры
- дикомван, пепьюсок, скакалтерка
- оккано, глонибус, кукукуруза, книлыга
10. Выпиши слова, в которых одинаковое количество слогов и вариантов переноса. Раздели эти слова для переноса.
Улитка, кукушка, учительница, кольцо, шпилька, мойка, мельница, строчка, мальчик, пальто, льдина, медвежонок, большая, строгий, учить, лисичка, зайчик, ёжик, индюк, змея, бусинка, ящерица, юбка, яблоко, комар, пианино, карусель, ананас.
11. Перепиши, раздели слова на слоги, поставь ударение. Выпиши слова, которые нельзя переносить.
Хороша берёзка весной. До самой земли свисают её тонкие гибкие ветки. Все они покрыты пушистыми серёжками. Чуть проклюнулись молодые клейкие листочки. Они блестят на солнце яркой зеленью. Вот пробежал по стволу яркий солнечный луч. На ветках заблестели капельки росы. Любит народ красавицу берёзку, слагает о ней песни и стихи.
С уважением, Ольга Наумова
Также смотрите:
Диктанты для 1 класса по русскому языку
Тексты для списывания 1 класс
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
ГДЗ 1 класс
ГДЗ 2 класс
ГДЗ 3 класс
ГДЗ 4 класс
ГДЗ 5 класс
ГДЗ 6 класс
ГДЗ 7 класс
- Категория: Начальная школа
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе “старыми”), а Московская совершенно иначе (“новые правила”).
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
“Старые” правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз – дник, солн-це.
“Новые” правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
Слогораздел по “новым” правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные – это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова “разрубаются” на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.
Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.
Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.
Еще момент. При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел.
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.
Потренируемся в делении на слоги?
Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.
Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по “старым” и “новым” правилам.
Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель , слово делится на слоги одинаково по “старым” и “новым” правилам.
Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.
Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.
С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.
ли со статьей или есть что добавить?