Содержание
Общая характеристика океанических глубоководных желобов
Именно по данным причинам регионы глубоководных желобов стали эпицентрами крупных и разрушительных землетрясений, а на их дне много действующих вулканов. Такого происхождения впадины есть во всех океанах, глубочайшие из них расположены по периферии Тихого океана. Наиболее глубокой из тектонических океанических впадин является так называемая Марианская, ее глубина по оценкам экспедиции советского судна «Витязь» составляет 11022 м. Самым удлиненным, почти 6 тыс. м, из исследованных на планете тектонических понижений является Перуанско-Чилийский желоб.
Марианский желоб
Глубочайшим на планете из океанических желобов является Марианский, протянувшийся в тихоокеанских водах на 1,5 тыс. км рядом с Марианскими вулканическими островами. Впадина желоба имеет четкий V-образный поперечный профиль и отвесные склоны. На дне просматривается плоское дно, расчлененное на отдельные замкнутые участки. Давление у дна котловины в 1100 раз превышает данный показатель в поверхностных слоях океана. В котловине есть глубочайшая точка, это вечно темная, угрюмая и неприветливая местность, называемая «Бездной Челенджера». Она расположена в 320 км юго-западнее Гуама, ее координаты 11о22, с. ш., 142о35, в. д.
Впервые таинственные глубины Марианской впадины были открыты и предварительно измерены в 1875 году с борта английского судна «Челенджер». Исследования проводились с помощью специального глубоководного лота, установлена предварительная глубина, составившая 8367 м. Однако при повторном измерении лот показал глубину 8184 м. Современные промеры эхолотом в 1951 году с борта одноименного научного судна «Челенджер» показали отметку – 10 863 м.
Следующие исследования глубины впадины проведены в 1957 году в 25 плавании советского научного судна «Витязь» под руководством А. Д. Добровольского. Они дали результаты по промеру глубины – 11 023 м. Серьезными препятствиями при измерении таких глубоководных впадин является то обстоятельство, что средняя скорость прохождения звука в водных слоях напрямую обусловлено физическими свойствами этой воды.
Для ученых не секрет, что эти свойства океанической воды на разной глубине совершенно разные. Поэтому всю толщу воды надо было условно разделить на несколько горизонтов, имеющих разные температурные и барометрические показатели. Поэтому при измерении сверхглубоких мест океана к показаниям эхолота следует делать определенную правку, учитывающую данные показатели. Экспедиции 1995 г., 2009 г., 2011 г. разнились незначительно по оценке показания глубины впадины, но одно ясно, что глубина ее превышает показатель высоты высочайшей на суше вершины Эвереста.
В 2010 году к Марианским островам отправилась экспедиция ученых университета Нью-Гэмпшир (США). С помощью новейшей аппаратуры и многолучевого эхолота на дне площадью 400 тыс. кв. м обнаружены горы. На месте непосредственного контакта Тихоокеанской и, скромной по размерам и молодой Филиппинской плит ученые обнаружили 4 хребта с высотами более 2,5 тыс. м.
По словам ученых-океанологов земная кора в глубинах у Марианских островов имеет сложное строение. Хребты в этих запредельных глубинах образовались 180 млн. лет назад при постоянном соприкосновении плит. Своим массивным краем Тихоокеанская океаническая плита опускается под край Филиппинской, образуя складчатую область.
Первенство в спуске к самому дну желоба у марианских островов принадлежит Дону Уолшу и Жаку Пикару. Совершили они героическое погружение в 1960 г. на батискафе «Триест». Они увидели здесь некоторые формы жизни, глубоководных моллюсков и весьма необычных рыб. Замечательным итогом данного погружения стало принятие ядерными странами документа о невозможности захоронения токсичных и радиоактивных отходов в Марианской впадине.
Ко дну здесь спускались и беспилотные подводные аппараты, в 1995 году японский глубоководный зонд «Кайко» спустился на рекордную в то время глубину – 10 911 м. Позже, в 2009 году сюда спустился глубоководный аппарат с названием «Нерей». Третьим среди жителей планеты в темные неприветливые глубины в одиночном погружении спустился замечательный режиссер Д. Кемерон на подводном аппарате «Дипси челленджер». Он провел киносъемку в формате 3D, с помощью манипулятора собрал образцы грунта и горных пород в глубочайшей точке желоба «Бездне Челенджера».
Постоянную температуру в донной части желоба +1о С, +4о С поддерживают находящиеся на глубинах близ 1,6 км «черные курильщики», геотермальные источники с водой богатой минеральными соединениями и температурой +450оС. В экспедиции 2012 года рядом с серпентиновыми геотермальными источниками на дне, богатыми метаном и легким водородом, найдены колонии глубоководных моллюсков.
На пути в бездну глубин желоба в 414 м от поверхности есть действующий подводный вулкан Дайкоку, в его районе обнаружено редчайшее не планете явление – целое озеро чистой расплавленной серы, которое кипит при температуре +187оС. Аналогичное явление астрономы обнаружили только в космосе на спутнике Юпитера – Ио.
Желоб Тонга
По периферии Тихого океана кроме Марианского желоба расположено еще 12 глубоководных желобов, составляющих по исследованиям геологов сейсмическую зону, так называемого Тихоокеанского огненного кольца. Вторым по глубине на планете и глубочайшим в водах Южного полушария является желоб Тонга. Его протяженность составляет 860 км и максимальная глубина – 10 882 м.
Расположена впадина Тонга у подножия подводного хребта Тонга от архипелага Самоа и желоба Кармалек. Впадина Тонга уникальна, прежде всего, максимальной на планете скоростью движения земной коры, составляющей 25,4 см ежегодно. Точные данные о движении плит в районе Тонга удалось получить после наблюдений за небольшим островом Ниаутопутану.
В районе впадины Тонга на глубине 6 тыс. м сегодня находится потерянная посадочная ступень известного лунного модуля «Аполло-13», она была «обронена» при возвращении аппарата на Землю в 1970 г. С таких глубин достать ступень чрезвычайно сложно. Если учесть, что с ней во впадину упал один их плутониевых энергоисточников, содержащих радиоактивный плутоний-238, спуск в глубины Тонга может быть весьма проблематичным.
Филиппинский желоб
Филиппинская океаническая впадина является третьей по глубине на планете, ее отметка 10 540 м. Она протянулась на 1320 км от крупного острова Лусон до Молукских островов близ восточного побережья одноименных Филиппинских островов. Желоб образовался при столкновении базальтовой морской Филиппинской плиты и преимущественно гранитной Евразийской плиты, движущихся навстречу друг другу со скоростью 16 см/год.
Земная кора здесь глубоко прогибается, и части плит плавятся в мантийном веществе планеты на глубине 60-100 км. Такое погружение частей плит на большие глубины с последующим их плавлением в мантии образует здесь зону субдукции. В 1927 году немецким исследовательским судном «Эмден» открыта глубочайшая впадина в Филиппинском желобе, которую назвали соответственно «глубиной Эмдена», ее отметка 10 400 м. Чуть позже датское судно «Галатея» при исследовании желоба произвело точную оценку глубины впадины, она составила 10 540 м, впадину переименовали в «Глубину Галатея».
Желоб Пуэрто-Рико
В Атлантическом океане расположено три глубоководных желоба, Пуэрто-Рико, Южносандвичев и Романш, их глубины заметно скромнее тихоокеанских впадин. Глубочайшей среди атлантических впадин является желоб Пуэрто-Рико с отметкой 8 742 м. Расположен он на самой границе Атлантики и Карибского моря, регион сейсмически весьма активен.
Недавние исследования впадины показали, что его глубина активно и постоянно увеличивается. Происходит это с погружением его южной стенки, являющейся частью Североамериканской плиты. В глубинах впадины Пуэрто-Рико на отметке 7 900 м при исследованиях найден крупный грязевой вулкан, который известен своим сильным извержением в 2004 году, горячая вода и грязь поднялись тогда высоко над океанической поверхностью.
Зондский желоб
В Индийском океане находится два глубоководных желоба Зондский, который часто называют Яванским, и Восточно-Индийский. По глубинам из них лидирует Зондская глубоководная впадина, протянувшаяся на 3 тыс. км вдоль южной оконечности одноименных Зондских островов и отметкой 7729 м близ о-ва Бали. Зондская океаническая впадина начинается неглубоким прогибом близ Мьянмы, продолжается и заметно сужается у индонезийского острова Ява.
Склоны Зондского желоба ассиметричные и очень крутые, северный островной склон из них заметно круче и выше, он сильно расчленен подводными каньонами, на нем различают обширные ступени и высокие уступы. Дно желоба в районе Явы выглядит группой впадин, которые разделены между собой высокими порогами. Наиболее углубленные части сложены вулканическими и морскими терригенными осадками, мощность которых доходит до 3 км. Образовавшуюся «подтеканием» Австралийской тектонической плиты под тектоническую структуру Сунда, Зондскую впадину обнаружила экспедиция исследовательского судна «Планет» в 1906 году.
Водосточные желоба являются одними из главных элементов системы водоотвода. Причем это касается и водостоков, которые организуются для отвода влаги с крыш зданий, и ливневых канализаций. Широкая область применения способствует тому, что водосточный желоб может иметь самое разнообразное исполнение по размеру, материалу и форме.
Вернуться к содержанию ↑
Классификация
Сделать систему водоотвода своими руками можно безо всяких проблем. Главное, что нужно, так это определиться с материалом. Как уже было сказано, желоба являются одним из основных элементов всей конструкции.
Пластиковая водосточная система
Их классификацию можно вести по самым различным признакам, например, по материалу изготовления:
- Пластиковые;
- Металлические.
Пластиковые изготавливаются из поливинилхлорида. Металлические представлены стальными и медными изделиями. Стальные могут быть оцинкованные и не оцинкованные. Например, в качестве защитного слоя могут быть использованы полимеры или же смесь алюминия с другими металлами.
Надо сказать, что для установки своими руками лучше использовать пластиковые изделия, так как они легче и работать с ними проще. Однако и стальные изделия имеют свои преимущества, например, больший запас прочности. Но и крепить их, а точнее кронштейн к ним, необходимо с меньшим расстоянием от другого кронштейна.
Различие желобов водосточных может заключаться и в их форме:
- С круглым сечением;
- С прямоугольным.
И те, и другие могут иметь разные размеры. Например, пластиковые полукруглые желоба имеют размеры в 100, 130 и 160 мм. Изделия с прямоугольным сечением могут иметь размеры 142 на 68 мм. Крепить своими руками и те, и другие нужно по одинаковой методике. Используется с этой целью кронштейн, при этом формы у него разные.
Металлический желоб с круглым сечением
Надо сказать и то, что монтаж всех разновидностей желобов своими руками должен осуществляться с некоторым углом. Угол водосточного желоба должен быть равен примерно 2 градусам. Чтобы в зимний период вода не замерзала, используется обогрев желобов.
Еще одним параметром классификации можно считать вид конструкции, где используются желоба:
- Система водоотвода с крыши;
- Ливневая канализация.
Все вышеперечисленные изделия относились к первому пункту, а вот ко второму можно отнести пластиковые лотки с металлической сетью, бетонные лотки и другие. Как их крепить своими руками, какой кронштейн необходимо использовать – все это будет рассмотрено немного ниже.
Необходимо только сказать, что с помощью бетонных лотков можно сделать только ливневую канализацию.
Вернуться к содержанию ↑
Классификация лотков для ливневых канализаций
Суть ливневой канализации состоит в том, что установка влагоотводных лотков своими руками осуществляется путем погружения их на небольшую глубину в грунт. При этом конструкция такой канализации должна выдерживать значительные нагрузки, так как в большинстве случаев просто не удается сделать ее вдалеке от дорог.
Крепить лотки в таком случае следует тоже по-особому, но об этом чуть ниже.
Итак, по прочности все ливневые лотки делятся на следующие типы:
- А15 – это изделия, которые имеют самый малый запас прочности. Их установка должна осуществляться из расчета на нагрузку не большую 1,5 тонны. При этом кронштейн не используется, они просто вкапываются в грунт или монтируются в конструкцию дорог и пешеходных дорожек. Применяются для устройства канализаций на пешеходных зонах, парках, велосипедных дорожках и подобных территориях;
- В125 имеют предел в 12,5 тонны. Их установка осуществляется на автомобильных дорогах для легкового транспорта, в гаражных кооперативах, на различных автомобильных стоянках для легковых машин. Являются оптимальными для оборудования своими руками канализации в частном доме. Как и в прошлом случае, кронштейн для закрепления не используется;
Лотки для ливневых канализаций
- С250 – эти материалы способны выдержать порядка 25 тонн внешнего давления. Установка ведется на заправочных станциях, на автомобильных мойках, мастерских и других подобных местах. Кронштейн не требуется;
- D400 способны выдерживать внешние нагрузки до 40 тонн. Установка осуществляется на автомобильных дорогах с очень высокой интенсивностью движения. Кроме того, эти изделия позволяют сделать ливневую канализацию на различных транспортных терминалах, на заводах и других промышленных зонах. Кронштейн для установки своими руками не требуется;
- Е600 – расчетная нагрузка до 60 тонн. Монтаж осуществляется на различных логистических центрах, крупных заводах и предприятиях. Кронштейн не используется;
- F900 представляют собой самые крепкие желоба. Они способны выдерживать нагрузку до 90 тонн. Монтаж осуществляется на аэродромах, военных базах, то есть во всех местах, где эксплуатируется очень тяжелая техника.
Итак, выдерживаемые нагрузки очень важны при выборе. Но не меньшей важностью обладает и такой параметр, как пропускная способность. Естественно, у желобов с разными размерами и пропускная способность будет разной.
Что касается того, как сделать уклон такой канализации, то тут все просто. Уклон водосточного желоба будет формироваться только уклоном участка, где он устанавливается.
Вернуться к содержанию ↑
Классификация ливневых лотков по материалу
Итак, по материалу изготовления все лотки для «ливневок» классифицируются следующим образом:
- Бетонные;
- Пластиковые;
- Полимербетонные;
- Полимерпесчаные.
Надо сказать, что в зависимости от материала выдерживаемая нагрузка будет различной.
Бетонные изделия
Бетонные желоба обладают самой большой выдерживаемой нагрузкой, то есть бетонный желоб будет относиться к категории Е600 или F900. Это позволяет осуществлять их монтаж своими руками практически в любых местах.
Производятся такие изделия путем вибрационного прессования, как и тротуарная плитка. Такая технология позволяет сделать материал устойчивым к большим нагрузкам, к низким температурам и химическим воздействиям. Кроме того, бетонные лотки такого типа не впитывают влагу, поэтому отлично переносят морозы и циклы замораживания-размораживания без потери своих свойств.
Бетонный ливневый лоток
Надо сказать и то, что часто подобные изделия усиливаются металлическими прутами, что придает им эластичность, то есть повышенную переносимость низких и высоких температур. Монтаж таких изделий может быть осуществлен в местах с суровыми погодными условиями.
Сегодня промышленность выпускает обычные каналы уже с уклоном, который формируется еще на стадии производства. Уклон равен 5 % от длины самого канала.
Стандартные размеры следующие:
- Ширина может лежать в диапазоне от 10 до 50 см;
- Высота от 9 до 76 см, и от 10 до 50 см, если речь идет о полукруглых изделиях;
- Длина равна 1 метру.
Для стыковки между собой предусмотрены различные системы защелок, пазы, приливы, а так же резьбовое соединение.
Из недостатков можно назвать только то, что бетонный канал такого типа имеет очень большую массу. Поэтому их монтаж осуществляется только с использованием грузоподъемной техники.
Бетонные каналы комплектуются специальными решетками, которые выполняются из чугуна. Решетки имеют отверстия для сбора воды.
Решетки, как и сами лотки способны выдерживать соответствующие нагрузки.
Пластиковые изделия
Подобные элементы изготавливаются из полиэтилена низкого давления, то есть ПНД. Вторым материалом служит полипропилен морозостойкий. Все подобные каналы относятся к малонагруженным классам, то есть от А до С.
Самое большое их преимущество состоит в том, что они имеют очень малый вес, а также очень устойчивы к агрессивным химическим средам.
Пластиковый ливневый лоток
Желоба имеют в своей конструкции специальные ребра жесткости, что позволяет осуществлять их монтаж в достаточно нагруженных участках (класс С выдерживает порядка 25 тонн).
Надо сказать, что для устройства ливневой канализации частного дома данная категория материалов является более приемлемой, нежели бетонные каналы – они и более простые в использовании, и более дешевые.
Полимербетонные изделия
Данный вид продукции выпускается из материала, созданного на основе полимербетонного композита. Можно сказать, что данные лотки сочетают в себе характеристики, которые имеют бетонные и пластиковые каналы.
Полимербетонный ливневый лоток
Применение в качестве связующего не цемента, а смолы, дает свои преимущества. Например, бетонный канал будет весить вдвое больше своего полимербетонного аналога.
Что касается сферы применения, то монтаж может быть осуществлен практически повсеместно. Современные технологии позволяют производить полимербетонные изделия, которые относятся к классу F900.
Срок службы составляет около 30 лет.
Полимерпесчаные изделия
Это, как и предыдущий вид, более современные материалы. Технология изготовления заключается в смешивании полимерной крошки с песком мелкой фракции. Дальше эта смесь разогревается до температуры плавления песка и отправляется на пресс, где и формируется будущий канал.
Полимерпесчаный ливневый лоток
Такой материал смело можно назвать вековым. Он обладает очень высокой стойкостью к химическим веществам, большим запасом прочности, высокой степенью пластичности и стойкостью к истиранию.
Подобная продукция выпускается в классе С250, что позволяет широко использовать ее практически во всех городских инфраструктурах.
Большим преимуществом таких лотков можно назвать то, что монтаж может быть осуществлен без использования специальной грузоподъемной техники, так как вес вдвое ниже, чем у бетонного аналога.
Вернуться к содержанию ↑
Монтаж водосточной системы
Интересное по теме: Классификация и способы ремонта водопропускных труб Классификация и характеристики водосточной воронки Какому материалу для водостока отдать предпочтение
В окраинных частях океанов обнаружены особые формы рельефа дна — глубоководные желоба. Это сравнительно узкие впадины с крутыми, отвесными склонами, тянущиеся на сотни и тысячи километров. Глубина таких впадин очень велика. Глубоководные желоба имеют почти ровное дно. Именно в них находятся самые большие глубины океанов. Обычно желоба расположены с океанической стороны островных дуг, повторяя их изгиб, или протягиваются вдоль материков. Глубоководные желоба — это переходная зона между материком и океаном.
Образование желобов связано с движением литосферных плит. Океаническая плита изгибается и как бы «ныряет» под континентальную. При этом край океанической плиты, погружаясь в мантию, образует желоб. Районы глубоководных желобов находятся в зонах проявления вулканизма и высокой сейсмичности. Это объясняется тем, что желоба примыкают к краям литосферных плит.
По мнению большинства ученых, глубоководные желоба считаются краевыми прогибами и именно там идет интенсивное накопление осадков разрушенных горных пород.
Самый глубокий на Земле — Марианский желоб. Его глубина достигает 11022 м. Он был обнаружен в 50-е годы экспедицией на советском исследовательском судне «Витязь». Исследования этой экспедиции имели очень большое значение для изучения желобов.
Больше всего желобов в Тихом океане.
Глубоководные желоба Земли
Название желоба | Глубина, м | Океан |
---|---|---|
Марианский желоб | 11022 | Тихий |
Тонга (Океания) | 10882 | Тихий |
Филиппинский желоб | 10265 | Тихий |
Кермадек (Океания) | 10047 | Тихий |
Идзу-Огасавара | 9810 | Тихий |
Курило-Камчатский желоб | 9783 | Тихий |
Желоб Пуэрто-Рико | 8742 | Атлантический |
Японский желоб | 8412 | Тихий |
Южно-Сандвичев желоб | 8264 | Атлантический |
Чилийский желоб | 8180 | Тихий |
Алеутский желоб | 7855 | Тихий |
Зондский желоб | 7729 | Индийский |
Центральноамериканский желоб | 6639 | Тихий |
Перуанский желоб | 6601 | Тихий |
Толковый словарь В.ДаляА Б В Г Д Е [Ж] З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Ь Ъ ЫЖЕЛОБ , жолоб м. борозда, длинная и узкая впадина, б. ч. для стока воды или иной жидкости; разрезанная вдоль трубка. Если крестьянская изба крыта тесом, то нижние концы его (стреха) упираются в однодеревый желоб; этим же словом означают стреху, застреху, свес; верхние концы теса или конек также кроются желобом, шеломом, а на шеломе гребень. Водопроводный желоб сколачивают и из трех досок; накрыв его четвертою, образуют трубу. Жолобы, желоба, желобья. мн. Желобчик, желобушка м. желобок или желобочек. Желобить что, делать из чего или в чем желоб. Желобить тес, дорожить, бороздить, для стока воды. -ся, быть желобиму. Желобовина, желобина ж. желобинка, выемка в желобе или вообще длинное и узкое углубление в чем, борозда; речное русло; впадина в виде русла. Желобистый, желобчатый, сделанный желобом, выжелобленный. Желобчатые столбы. Желобной, к нему относящ. Желобоватый, в виде желоба, впадистый вдоль. Желобоватая черепица. Желобняк м. лес, приготовленный для желобов, развал.Вы можете поставить ссылку на это слово: будет выглядеть так: ЖЕЛОБ будет выглядеть так: Что такое ЖЕЛОБ
ЖЁЛОБ, -а, мн.желоба́, м. Продолговатое углубление, выдолбленное в чем-л., а также приспособление подобной формы из досок, листового железа и пр., служащее для стока воды, ссыпания чего-л. Водосточный желоб. □ Нижние бревна у мельницы подгнили, и желоб, в который течет из пруда вода на колесо, подгнил и накренился. Телешов, Верный друг. [Ламычев] пустил трансмиссию, поставив под желоб огромное корыто, — — и зерно потекло в это корыто. Вс. Иванов, Пархоменко.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
ЖЁЛОБ. См. жолоб.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
жёлоб
1. протяжённое углубление в чём-либо
2. приспособление подобной формы, служащее для стока воды или другой жидкости, ссыпания чего-либо и т. п.
Источник:Wiktionary.org
ли со статьей или есть что добавить?