Что такое Зернь? Значение и толкование слова zern, определение термина

В жизни жителей Древней Руси были не только работа на поле или огороде, забота о семье и религия. Они также были еще теми знатными любителями поразвлечься. Наши предки сами выдумывали себе разнообразные забавы, в том числе создали довольно занимательную настольную игру под названием «Зернь». К сожалению, на сегодняшний день в эту игру не получиться сыграть на деньги в онлайн казино, так как о «Зерни» мало кто слышал. Но кто знает, может она вновь обретет славу, ведь, как говориться, все новое – хорошо забытое старое.

Основные правила Зерни – как играть в кости?

По принципу она очень напоминает кости. Игральными инструментами здесь также выступают кубики небольших размеров, их стороны были раскрашены краской двух цветов – черной и белой. Сверху на гладкой поверхности косточек не было изображено никаких цифр или других числовых значений. Они, кстати, в народе именовались зернями, отсюда и походит ее название.

Суть данной игры состоит в том, что для начала нужно сделать ставку на один из цветов (то бишь, выбрать черное или белое), а затем просто бросить костяшки. Победителем становится тот, у кого кубик выпал нужной ему стороной вверх. Тогда уже счастливчик забирал себе денежный приз или что-то другое, что ставили на кон остальные игроки.

Существует и своя система обозначений кубиков. Представляем ее вашему вниманию в виде следующей таблицы

Название Характеристика
Бабки Обычные кости
Бита Крепкая обкатанная и проваренная временем кость. Ее преимущество заключается в том, что она может бить во время игрового процесса другие бабки.
Гвоздыри Кубики, в которые на место точек забивали небольшие гвоздики.
Свинчатки Углубления на поверхности заливали свинцом.

Исторический взгляд на азартную игру с кубиками

Давно известно, что игры в кости были очень распространены в Древней Руси, и, что интересно, среди всех сословий, а не только в представителей высшего класса, как, например, это было поначалу в средневековой Европе. Их популярность не исчезла даже после Крещения, хотя церковь и пробовала запрещать это азартное развлечение, однако попытки были неудачные и люди играли подпольно.

Со стопроцентной точностью сказать, когда возникла «Зернь» историки не могут. Точно знают лишь то, что она бытует уже больше пяти сотен лет

В период 16-17 столетий эта забава была настолько знаменита и востребована на территории России, что стала своеобразным бичом общественности. Разного рода неприятности возникали из-за увлечения россиянами данной игрой: от скандалов в семье до попадания в долговую яму. Поэтому неудивительно, что государственное правительство пыталось всеми способами искоренить «эту заразу с земель русских». К примеру, всем небезызвестный первый царь всея Руси Иван IV Васильевич, прозванный в народе Грозным из-за своей жестокости и многочисленных зверств, беспощадно боролся с ней и сурово наказывал играющих. Но даже страх расправы не мог умерить пыл азартных игроков, и они занимались «незаконной деятельностью» тайно в различных кабаках и подпольных игорных домах.

В последующие несколько веков ее все также считали предосудительной. В частности, воеводам (воинским начальникам) приказывали карать солдат, занимающихся бросанием костяшек, сами игральные инструменты отнимать, а затем и вовсе уничтожать их (чаще всего – сжигать).

В истории есть упоминание о том, что указанную игру вместе с картами отдали на откуп (простыми словами – обложили налогом). Инцидент произошел в Сибири в 1667 году и считается единственным в своем роде в то время случаем, когда за зернь не репрессировали, а предприняли действия, для того, чтобы получить дополнительный доход для державной казны.

Немудрено, что шулеры практиковали свои махинации уже много лет назад. С появлением такого развлечения некоторые особо искусные любители ловить фарт и получать максимальную выгоду от этого, научились всегда кидать таким образом, что косточки выпадали так, что сверху оказывалась всегда нужная бросающему сторона.

Для создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

Что значит слово «скань»?

Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки.

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

  • Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
  • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
  • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

  • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
  • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
  • Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
  • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

История филиграни

Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию, что и их предшественники столетия назад.

Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке. Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.

Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом. Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.

Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах.

За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Что открывает история кузнечного дела? Почему в старину кузнецов не только уважали, но и побаивались?

Мастерство для народа

Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.

Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.

Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.

Тайны древних украшений

Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.

До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).

Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.

Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.

Подопечные великого бога

Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?

В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?

Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год

Кузнец или колдун?

Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.

Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.

Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.

Кузница часто располагалась вдали от поселения

Кузнечные комплексы

Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.

Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной. Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены. Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.

Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.

Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.

Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»

6 класс Вопрос

Искусство древней Руси. Что такое скань, зернь, эмаль. Сохранились ли до наших дней эти техники ювелирного искусства?

Ответ

Скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Зернь – это припаивание россыпи мелких шариков обычно из того же металла, из которого сделано всё изделие.

Эмаль – это тонкая прозрачная оболочка, похожая на стекло, которая получается при обжиге изделий.

Эмаль к нашему времени сильно изменилась. Скань и зернь относительно недавно были в упадке, но постепенно возрождены силами энтузиастов.

Ещё по теме

Первобытная эпоха. Объясните, от чего зависел род занятий и образ жизни древних людей. Приведите примеры.

Земли Южной Руси. Какую роль играло городское вече в Киеве? Какими были отношения между участниками веча и княжеской властью?

Русская литература во второй половине XIII-XV веке. Какие литературные жанры получили развитие в этот период?

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Покажите на карте, где располагались колонии, основанные древними греками на северном побережье Чёрного моря. Какие места греки выбирали для своих поселений, как обустраивали их?

Северо-Восточная Русь. Какими были природные условия и основные занятия населения земель Северо-Восточной Руси.

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой. Почему князь Дмитрий Иванович решил вступить в борьбу против Орды?

Юго-Западная Русь. Что способствовало развитию сельского хозяйства и городов в землях Юго-Западной Руси?

Восточная Европа в середине I тысячелетия н. э. Как кочевники относились к населению завоёванных ими земель? Приведите примеры.

Первобытная эпоха. Объясните, при каких условиях у древних людей появился товарный обмен. Что они обменивали?

Новгородская земля. Какое положение в Новгороде занимали князья. Чем оно отличалось от положения князей, например, в землях Юго-Западной Руси?

image Меркушев Руслан

Скань и зернь — это виды ювелирной работы, техники. Обычно они использовались вместе. Скань — это напаянная на металл (служащий основой, фоном) проволока, образующая затейливый узор (это могли быть цветы, орнамент и т.д.) Проволока могла быть медной, серебряной или золотой. Зернь — это узор, сделанный с помощью припаянных к металлу маленьких (также сделанных из драгоценных металлов — золото, серебро, платина) шариков. Обычно все это дополнялось еще и драгоценными камнями. Так украшали предметы церковной утвари, оклады икон, ювелирные изделия. Такие техники начали широко применяться в Древней Руси в IX-X веках.

Пожаловаться

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий