Содержание
От Masterweb
11.03.2018 17:00 9107 5
В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?
Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.
Определение
Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.
Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.
Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.
Композиция
Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.
Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.
О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.
Особенности завязки
Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.
«Мастер и Маргарита»
Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой — Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.
Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.
«Собачье сердце»
Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.
Шахматная новелла
Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.
Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.
Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.
Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.
Толковый словарь Ожегова В
Навигация по словарюАабавагадажазаиайакаламанаоапарасатауафахацашаэаяБбабдбебзбиблбобрбубюбябьбыВвавбвввгвдвевжвзвивквлвмвнвовпврвсвтвувхвцвчвшвявьвывъГгагвгдгегжгиглгмгнгогргугюгяДдадвдедждздидлдндодрдудюдядьдыЕевегедееежезейекелеменепересефехещЖжажбжвжгжджежжжижлжмжнжожржужэжюЗзазвзгздзезизлзмзнзозрзузюзязыИибивигидиеижизикилиминиоипириситиуихишищиюЙйейоКкаквкекзкиклкнкокркскткукхкшкюкьЛлалглелжлилолулюляльлыМмамгмемзмимлмнмомрмсмумчмшмщмэмюмямыНнаненинонрнунэнюняньныОоаобовогодожозойоколомонопоросотофохоцочошощояПпапепиплпнпопрпсптпупфпчпшпэпюпяпьпыРрарврдрержрирортрурэрюрярьрыСсасбсвсгсдсесжсзсискслсмснсоспсрссстсусфсхсцсчсшсэсюсясысъТтатвтетитктлтмтотптртстутщтютятьтыУуаубувугудуеужузуйукулумунупурусутуфухуцучушущуюуяФфафефифлфофрфтфуфюфьфыХхахвхехихлхмхнхохрхухыЦцацвцецицоцуцыЧчачвчечичлчмчочрчтчучхШшашвшешишкшлшмшншошпшрштшушхЩщащещищуЭэбэвэгэдэзэйэкэлэмэнэпэрэсэтэфэхэшЮюаюбювюгюдюжюзюкюлюмюнюпюрюсютюфЯябявягядязяияйякялямяняпярясятяхячяшящ Другие слова в словаре
|
[ предыдущие слова / previous words ] завязка [ завуалировать завуч завхоз завшиветь завывать завысить завыть завязать завязаться завязить ] [ текущее слово / current word ] завязка [ следующие слова / following words ] завязка [ завязнуть завязь завянуть загадать загадить загадка загадочный загазованный загар загасить загаснуть загатить загашник загваздать загваздаться загвоздка загиб загибать загибаться загипнотизировать заглавие загладить заглазный заглотать заглохнуть заглубить заглушать заглушить загляденье заглядеться заглянуть загнаивать загнаиваться загнать загнить загноить загноиться загнуть загнуться заговаривать заговариваться заговенье заговеться заговор заговорить заговориться заговорщик загогулина загодя заголить заголовок заголубеть загон загонщик загонять загорать загорбок загордиться загорелый загореть загореться загород загородить загородка загородный загоститься загот… заготовитель заготовить заготовка заготовщик заграбастать заградитель заградить заграждение загран… заграница заграничный загранка загребать загребной загребущий загреметь загрести загривок загримировать загримироваться загробить загробный загромоздить загрубелый загрубеть загруженность загрузить загрузка загрузочный загрунтовать загрустить загрызть загрязненный ] завуалироватьзавучзавхоззавшиветьзавыватьзавыситьзавытьзавязатьзавязатьсязавязитьзавязказавязнутьзавязьзавянутьзагадатьзагадитьзагадказагадочныйзагазованныйзагарзагаситьзагаснутьзагатитьзагашникзагваздатьзагваздатьсязагвоздказагибзагибатьзагибатьсязагипнотизироватьзаглавиезагладитьзаглазныйзаглотатьзаглохнутьзаглубитьзаглушатьзаглушитьзагляденьезаглядетьсязаглянутьзагнаиватьзагнаиватьсязагнатьзагнитьзагноитьзагноитьсязагнутьзагнутьсязаговариватьзаговариватьсязаговеньезаговетьсязаговорзаговоритьзаговоритьсязаговорщикзагогулиназагодязаголитьзаголовокзаголубетьзагонзагонщикзагонятьзагоратьзагорбокзагордитьсязагорелыйзагоретьзагоретьсязагородзагородитьзагородказагородныйзагоститьсязагот…заготовительзаготовитьзаготовказаготовщикзаграбастатьзаградительзаградитьзаграждениезагран…заграницазаграничныйзагранказагребатьзагребнойзагребущийзагреметьзагрестизагривокзагримироватьзагримироватьсязагробитьзагробныйзагромоздитьзагрубелыйзагрубетьзагруженностьзагрузитьзагрузказагрузочныйзагрунтоватьзагруститьзагрызтьзагрязненный |
Определения
- Композиция — структурное устройство литературного произведения, последовательность расположения всех его элементов.
- Эпиграф — краткое высказывание, помещённое перед основным текстом; функция эпиграфа — указать идею литературного произведения.
- Антитеза — композиционный приём, заключающийся в противопоставлении одного элемента другому.
- Экспозиция — начальная часть литературного произведения, позволяющая читателю познакомиться с персонажами и условиями той ситуации, которая будет разворачиваться.
- Завязка — часть литературного текста, которая начинает действие.
- Кульминация — момент наивысшего напряжения сюжета.
- Развязка — решение противоречий, на которых базировался сюжет.
- Эпилог — заключительная часть, которая добавляется к уже описанному цельному сюжету.
- Лирическое отступление — несюжетный элемент, в рамках которого автор отвлекается от повествования и делится своими чувствами или мыслями.
- Конфликт — столкновение противоположных взглядов персонажей. Конфликты могут быть любовными, нравственными, психологическими, семейными, социально-политическими, философскими.
- Пафос — эмоционально-смысловой настрой литературного произведения.
- Сюжет — всё то, с помощью чего автор изобразил ход событий.
- Фабула — непосредственно ход событий.
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
- экспозиция, в которой мы знакомимся со всеми основными действующими лицами;
- завязка, дающая толчок к развитию событий;
- развитие действия — самая значительная по объёму часть, в которой мы видим все контакты и столкновения персонажей;
- кульминация — апогей действия, когда конфликт произведения доходит до пиковой точки и уже невозможно загладить его, забыть, умолчать;
- развязка, в которой нам демонстрируются результаты разрешения конфликта.
Композиция литературного произведения
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
- экспозицией являются сцена, в которой городничий предупреждает своё ведомство о приезде ревизора, а также сцена «Хлестаков в гостинице»;
- завязка — Бобчинский и Добчинский предполагают, что Хлестаков и есть ревизор, поэтому городничий знакомится с Хлестаковым и предлагает тому пожить в доме городничего;
- развитие действия — все встречи Хлестакова в этом городе (включая взятки, жалобы и сватовство);
- кульминация — публичные мечты городничего о роскоши, в которой он будет жить, породнившись с Хлестаковым, и всеобщем попрании; информация о том, что Хлестаков не ревизор;
- развязка — сообщение, что подлинный ревизор прибыл; немая сцена.
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Типы конфликтов
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Пафос может быть:
- героическим;
- трагическим;
- комическим.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Поделиться ссылкой–>
–>Главная–> » –>Статьи–> » Теория литературы » конспекты |
Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета
I. СЮЖЕТ – вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)ЭКСПОЗИЦИЯ – предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.ЗАВЯЗКА – отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – часть сюжета между завязкой и кульминацией.КУЛЬМИНАЦИЯ – высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.РАЗВЯЗКА – завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫВ начале произведения
Внутри текста
В конце произведения
3. МОТИВ – простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, “футляра”).4. ФАБУЛА – 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.ІІ. КОМПОЗИЦИЯ – построение произведения, включающее в себя:
Некоторые типы композиционных принциповКольцевая композиция – повторение начального фрагмента в конце текста.Концентрическая композиция (сюжетная спираль) – повторение аналогичных событий по ходу развития действия.Зеркальная симметрия – повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.“Нитка с бусами” – несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.
|
–>Категория–>:конспекты | –>Добавил–>:stefani (09.09.2018) |
–>Просмотров–>:1346 | | |
–>Толковый Словарь ОжеговаТолковый Словарь ЕфремовойТолковый Словарь УшаковаТолковый Словарь Даля
Толковый Словарь Ушакова
абвгдежзийклмнопрстуфхцчшщэюя ЗАВЯЗКА завязки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. завязывать – завязать 1 в 1 знач. (разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего-н.; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Халаты бывают на пуговицах и с завязками. 3. только ед. Начало, основание, исходный пункт каких-н. событий и действий (в жизни или в описании ее – романе, драматическом произведении). Завязка драмы. Читая “Рославлева”…, увидел я, что завязка его основана на истинном происшествии. Пушкин. завязка боя. Толковый Словарь ОжеговаТолковый Словарь ЕфремовойТолковый Словарь УшаковаТолковый Словарь Даля
ли со статьей или есть что добавить?