Содержание
- Происхождение Саньды
- Взрыв популярности как единоборства
- Саньда стиль борьбы
- Что скрывает под собой восточная гимнастика?
- Преимущества, которыми обладает восточное искусство
- Некоторые советы, которые надо учесть
- С чем придется столкнуться, занимаясь такой гимнастикой?
- Какие виды стоек наиболее часто используются?
- Какие стили восточного искусства наиболее популярны на современном этапе?
- Надо определиться со своими целями
- Надо основательно подойти к выбору определенной школы
- Заключение
- Термины
- Команды
- Базовые упражнения — Цзибэньгун
- Стойки — Бусин
- Передвижения — Буфа
- Положения кисти — Шоусин
- Техника работы руками — Шоуфа
- Техника работы ног — Туй фа
- Прыжки — Юэтяо
- Подсечки — Саотан
- Балансировка — Пинхэнь
- Счет
Саньда — это боевое искусство из Китая, его также называют китайским кикбоксингом. Оно происходит от китайского кунг-фу как боевой системы, разработанной китайскими военными, взяв методы из традиционного китайского кунг-фу и адаптировав их к реалистичному бою без оружия. Саньда (Sanda) переводится как «борьба за свободный стиль».
В Китае, откуда родом этот спорт, Саньда — распространённый термин, наряду с Саньшоу более знакомому в Северной Америке. Сегодня Саньда является самым популярным боевым видом спорта в Китае.
В каждой провинции и столице Китая — Пекине есть профессиональный клуб, в котором находятся конкурентоспособные бойцы Саньда. В традиционных клубах ушу (боевых искусств) по всему Китаю Саньда также преподается наряду с традиционными стилями ушу.
Как недавно появившееся боевое искусство, Саньда уже пользуется огромной популярностью в Китае, а также ежегодно проводится несколько международных мероприятий с конкурентами со всего мира.
Китай, Россия, Турция и Иран посылают большинство участников этих международных турниров по боевым искусствам, так как этот вид спорта остается относительно неизвестным в мире по сравнению с муай-тай и смешанными боевыми искусствами.
Происхождение Саньды
Саньда переводится на английский как «вольная борьба» и была создан китайскими военными во времена правления Китайской националистической партии (около 1920-х годов) в материковом Китае до захвата власти коммунистами.
Китайская националистическая партия или Гоминьдан, также известный как Гоминьдан, использовала Саньда для подготовки своих вооруженных сил к бою без оружия.
Боевая система Саньда основана на традиционном Кунг-фу, а также на Шуай цзяо (похожем на дзюдо) и китайском На (захват и манипулирование суставами), а также на современных боевых системах боя и боевых искусствах, для создания реалистичной и эффективной формы рукопашного боя для военных и элитных войск.
Взрыв популярности как единоборства
После захвата коммунистами Китая в 1949 году Саньда не практиковался и не преподавался в течение многих лет. Это было до 1970-х годов, когда ассоциации ушу и боевых искусств Китая начали создавать спортивные соревнования и турниры по традиционным китайским боевым искусствам.
Китайские ассоциации ушу установили правила и системы начисления очков для подсчета матчей Саньда, а также для повышения безопасности конкурентов с помощью защитного снаряжения и устранения более смертоносных и смертельных техник, таких как удары в горло.
Спорт Sanda начал действительно расти в популярности, когда конкурентоспособные борцы и тренеры начали получать постоянную зарплату от правительства. В 1990-х годах, когда на национальном телевидении регулярно появлялись соревнования Саньда, популярность этого вида спорта росла.
Сегодня в Китае самыми престижным и важными стали национальные чемпионаты по ушу и саньда. Победители национального чемпионата получают щедрые денежные вознаграждения и спонсорство, а также национальное признание за свои достижения.
Саньда стиль борьбы
Технически Саньда считается не стилем, а объединением различных техник из китайских боевых искусств для использования в спортивных единоборствах и соревнованиях, а также как форма боя без оружия для военных.
Саньда работает в трех диапазонах: длинный (удар ногой, дальний удар); закрытие (колени, удары руками) и захваты.
В китайских боевых искусствах есть 4е основных метода. Они обычно используются в Саньде и делятся:
- Da – удары в верхнюю часть тела — кулаки, локти
- Ti — нижняя часть тела — удары ногами, коленями
- Shuai — броски — аналогично дзюдо с использованием бросков, бросков с бедра и т.д.
- Чин-На — борьба — замки, удушение
Несмотря на то, что Sanda не считается отдельным автономным стилем, есть особенности, которые отличают его от аналогичных видов единоборств, таких как муай тай, кикбоксинг и MMA.
В современном мире, когда постепенно повышается интерес к восточным единоборствам, особое внимание надо уделить ушу. Возникло это искусство достаточно давно. Однако и по сей день способно заинтересовать многих. Ушу – что это такое? Именно об этом и пойдет речь в обзоре.
Что скрывает под собой восточная гимнастика?
Под данным единоборством следует понимать боевые искусства, которые существуют в Китае. Название включает в себя два иероглифа – «у» и «шу». В переводе означает военное искусство. Два таких стиля, как ушу и кунг-фу, похожи друг с другом. Но именно второй термин в России обычно означает вид боевых искусств. Ушу – что это такое? На территории России это гимнастические упражнения, которые выступают основой для физических и духовных совершенствований.
С древних времен искусство ушу представляло собой комплекс знаний, с помощью которых человек сможет выжить практически в любых условиях. Такая практика помогает развивать возможности в быстром принятии решений, а также в немедленных действиях. Следует отметить один простой факт, пытаясь ответить на вопрос о том, ушу – что это такое. Данное искусство необходимо не только для развития боевых способностей. Методики, которые включает в себя ушу, помогает раскрыть скрытые возможности организма. С помощью такой восточной практики вы сможете восстанавливать потраченные ресурсы за достаточно короткий период времени, добиваться оздоровления, самосовершенствоваться и т.д.
Ушу – что это такое? Это комплекс упражнений, который включается в себя как физическую, так и дыхательную практики. Медитативные и духовные тренинги в данном восточном искусстве не присутствуют. Ушу необходимо для того, чтобы человек смог приобрести высокую гибкость, развить свои мышцы и суставы, увеличить выносливость и оздоровить организм.
Преимущества, которыми обладает восточное искусство
Гимнастика ушу обладает большим количеством достоинств. Следует их выделить.
- Для безупречного выполнения комплекса упражнений надо обладать хорошей гибкостью. Исходя из этого, необходимо отметить, что во время выполнения тренингов человек будет развивать не только мышцы, но и сухожилия, а также суставы.
- С помощью гимнастики можно развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Этому также способствует необходимость выполнения упражнений, которые направлены на развитие гибкости и расслабление мышц.
- Гимнастика ушу способна положительно повлиять на опорно-двигательный аппарат и на формирование осанки.
- В связи с тем, что упражнения в восточном искусстве требуют плавности и ритмичности, спортсмен сможет избавиться от эмоционального и мышечного напряжения.
Вне зависимости того, что ушу формировалось в первую очередь как боевое искусство, такую гимнастику нельзя назвать имитацией движений, производимых в бою. Все они делаются плавно, мягко. Это необходимо для того, чтобы можно было предотвратить растяжение связок и сухожилий.
Некоторые советы, которые надо учесть
Любой мастер ушу расскажет о нескольких рекомендациях. Они достаточно важные, поэтому их надо учитывать. Советы следующие:
- Занятия следует проводить либо утром, либо вечером. Предварительно потребуется очистить свой кишечник.
- Не надо выполнять упражнения на полный желудок. Однако и голодным быть нельзя.
- Надевать надо только ту одежду, которая не будет сковывать движений. Ткани должны быть натуральными.
- Как гласит древнекитайская традиция, выполнять гимнастику необходимо, стоя по направлению на север.
- Любая гимнастика, в том числе и боевое ушу, базируется на принципе постепенности. Надо соблюдать умеренность в нагрузках.
- Занятия должны быть регулярными, более двух раз в неделю.
С чем придется столкнуться, занимаясь такой гимнастикой?
Вне зависимости от уровня мастерства человека, занимающегося гимнастикой, каждая отдельная тренировка должна начинаться с базовых движений. С их помощью можно будет развить гибкость плечевого пояса, поясничного отдела, тазобедренного сустава.
После того как вы выполните разминочные упражнения, ушу подразумевает выполнение таких комплексов, как стойки и удары. Под стойками надо понимать не статичные позиции, а действия, специальные шаги, которые друг от друга будут отличаться формами и длиной.
Любая школа ушу в начальный период в практике стоек начинающим будет рекомендовать определенное положение рук. Оно следующее: кисти необходимо прижать к поясу и сжать в кулаках. Локти потребуется отвести назад.
Какие виды стоек наиболее часто используются?
Следует перечислить те стойки, которые являются основными.
- Бинбу. Встаньте, совместив ноги друг с другом и выпрямив спину. Вес должен быть распределен равномерно.
- Мабу. Важная стойка в боевой гимнастике. С помощью нее можно не только отрабатывать технические действия, но и проводить тренинги дыхания, развивать силу мышц ног, увеличивать выносливость. Расставьте ноги на ширине плеч, направив стопы вперед и параллельно друг другу. Присядьте, согнув ноги в коленях. Бедра при этом должны находиться практически параллельно полу. Держите спину прямо, живот втяните, колени разверните наружу.
- С помощью стойки Гунбу можно развить маневренность, которая поможет нанести мощный удар. Одна стопа должна выполнять длинный шаг. Другую ногу надо согнуть в колене. У той конечности, которая вынесена вперед, носок должен находиться на одной линии с пяткой согнутой ноги.
- Сюйбу. Эту стойку необходимо применять при ударах, совершаемых ногой, при отходе с блоком и при разрыве дистанции. Надо расставить стопы в сторону. Присядьте на одну ногу, согнув ее. Именно на нее должен быть перенесен вес тела.
Когда все стойки выучены, необходимо начать осваивать технику движений не только вперед, но и назад. Обучающийся должен уметь быстро менять стойки. При этом надо учитывать, что тело, руки и ноги следует держать в правильном положении.
Какие стили восточного искусства наиболее популярны на современном этапе?
Имеется просто огромное количество самых разных стилей ушу. Практически каждый мастер в этом восточном искусстве был вправе сформировать что-либо свое. На современном этапе особой популярностью пользуются спортивное и традиционное ушу. В чем их отличия друг от друга? Спортивная гимнастика в первую очередь направлена на подготовку к соревнованиям. В этой сфере единоборств все точно так же, как и в спорте. Однако главным отличием от традиционной гимнастики является отсутствие внутреннего аспекта.
Надо определиться со своими целями
Рассматривая эти стили ушу в целях поиска наиболее оптимального для себя направления развития, надо определиться с теми задачами, которые вы перед собой поставили. Если вам по душе выигрывать призы, участвовать в турнирах, тренировать свою форму и не задумываться о внутренних учениях, то для вас оптимальным выбором станет спортивное ушу. Если вы хотите ознакомиться с такими практиками, как цигун и медитации, то следует обратить свое внимание на традиционное ушу.
Надо основательно подойти к выбору определенной школы
Подходить к выбору школы для себя требуется основательно. На сегодняшний день можно столкнуться с огромным количеством мошенников, которые выдают себя за мастеров, не являясь таковыми. Поэтому не поленитесь, выйдите в интернет и узнайте все о той школе, которая вас интересует. Важно также узнать информацию о том, кто будет учить вас этой гимнастике.
Заключение
В данном обзоре мы постарались рассмотреть основные нюансы, которые помогут разобраться на начальных этапах в том, что такое ушу. И если вас заинтересовала эта информация, то попробуйте найти подходящую для себя школу и начните постигать в тайны этого древнего восточного искусства. Удачи вам на вашем пути самосовершенствования!
Виды и направления ушу, преподаваемые в Саратовской региональной общественной организации «Федерация ушу»
Тайцзицюань
Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Ушу-саньда
Саньда — свободный контактный поединок. Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, каппу (загубник), боксерские перчатки, нагрудник, защиту от удара в пах.
Ушу-таолу
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения.
2012-06-11 20:31 Словари единоборств 62
Термины
- Ушу — боевое искусство
- Шуайцзяо — борьба, техника бросков
- Циньна — заломы и захваты
- Ци — внутренняя энергия, воздух
- Шэнь — дух, высшая духовная субстанция
- Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара
- Цзинь — семя, внутренняя субстанция человека
- Тили — физическая, мускульная сила
- Гунфу — высокое мастерство
- Таолу, тао — комплекс упражнений
- Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону
- Цзибэньгун — базовые упражнения
- Цзухэ ляньси — связки движений
- Цзухэфа — комбинации
- Бусин — стойки
- Буфа — передвижения
- Пиньхэн — балансировка
- Саотан — нижние подсечки
- Шоуфа — техника работы рук
- Туйфа — техника работы ног
- Юэтяо — прыжки
Команды
- Приготовиться — Юй-Бэй
- Начали — Кайши или цзо (цзоу)
- Задержались — Тин (тхин)
- Повторить — Цзай цзо ибей
- Повернуть (ся) — Чжуань Шэн
- Повернуться вправо — Ю чжуань (йоу чжунь)
- Повернуться влево — Цзо чжуань
- Ошибка — Цзо цолэ (цхуолэ)
- Хорошо — Хао!
- Не правильно, не пойдет — Бусин!
- Закончить — Цзешу
Базовые упражнения — Цзибэньгун
- Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставе
- Шуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставах
- Чжэнъятуй — прямой наклон к ноге
- Цэятуй — наклон к ноге вбок
- Шуайяо — вращение в пояснице
- Цяосин (яо фа) — мостик
- Цянь бэй — кувырок вперед
- Хоубэй — кувырок назад
- Цянь фу яо — наклон вперед
- Тань яо — прогиб назад стоя
- Хэнпитуй — поперечный шпагат
- Чэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат
Стойки — Бусин
- Мабу — стойка всадника
- Гунбу — стойка лука
- Сюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)
- Себу — скрученная (сидя)
- Пубу — вспомогательный шаг
- Цзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром
- Бинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)
- Динбу — Т-образная
- Баньмабу — половинная Мабу
- Хэнданбу — Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов
- Дулибу, Тиси (тхиси) — на одной ноге
- Чабу (чхабу) — задний скрестный шаг
- Гайбу — передний скрестный шаг
- Лунбу — стойка дракона
- Цилунбу — стойка единорога
- Кайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)
Передвижения — Буфа
- Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другом
- Табу — приставной шаг
- Цзибу — сталкивающийся шаг
- Чабу — заднескрестный шаг
- Гайбу — переднескрестный шаг
- Тяобу — шаг с прыжком вертикально вверх
- Чжэньбу — шаг с притопыванием
- Туйбу — шаг назад
- Яобу — шаг с подпрыгиванием
Положения кисти — Шоусин
- Цюань — кулак
- Фуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вниз
- Чжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбок
- Ицюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверх
- Цюаньмянь — фронтальная часть кулака
- Чжан — ладонь
- Люэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)
- Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье
- Чжи — пальцы
- Чжоу — локоть
- Лунчжуа — «когти дракона»
- Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)
- Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)
- Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)
- Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)
- Цзиньганьчжи – алмазный палец, (один палец вытянут вперед)
- Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке
Техника работы руками — Шоуфа
- Чаньцюань — прямой удар
- Туйчжан — толчок ладонью
- Ляочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)
- Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости
- Чуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости
- Цзацюань — удар кулаком сверху вниз
- Бяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)
- Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскости
- Тяочжан – «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверх
- Тяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот
- Динчжоу — «колющий» удар локтем вперед
- Паньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости
Техника работы ног — Туй фа
- Чжэнтитуй — прямой мах ногой
- Сетитуй — диагональный мах ногой
- Цэтитуй — мах ногой вбок
- Вайбайтуй — круговой мах ногой наружу
- Лихэтуй — круговой мах ногой вовнутрь
- Хойтитуй — мах ногой назад
- Таньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)
- Дэнтуй — прямой удар пяткой
- Цэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы
- Цэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)
- Хоубайтуй — круговой удар ногой назад
- Юаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)
- Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой
Прыжки — Юэтяо
- Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжок
- Вайбайлянь — раскрывающийся лотос
- Сюаньфэнтуй — удар вихря
- Тэнкунцэчуайтуй — боковой прыжок
- Сюаньцзы — «бедуинский» прыжок
Подсечки — Саотан
- Цянь саотан — передняя подсечка
- Хоу саотан — задняя подсечка
- Цзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника
Балансировка — Пинхэнь
- Янь ши пинхэнь — «ласточка»
Счет
- 1 – И
- 2 – Эр
- 3 – Сан
- 4 – Сы
- 5 – У
- 6 – Лю
- 7 – Ци
- 8 – Ба
- 9 – Цзю
- 10 – Ши
Анализ таолу ушу провинции Фуцзянь на примере Юнчунь Байхэ Цюань, описание техники и тактики скрытых в формальных комплексах стиля.
Предисловие
Мир ушу провинции Фуцзянь чрезвычайно богат. Перечисление одних только названий стилей, по объему будет, как отдельная статья. Но несмотря на такое разнообразие и существующие различия между Фуцзяньскими стилями, они имеют много общего в базовых принципах, методах обучения, техники и тактике поединка. Это также может подтвердить и наличие схожих по названию и структуре таолу в разных стилях этого региона, а форма Саньчжань есть практически везде.
Таолу в свою очередь, являются основой подготовки любого стиля ушу, а также являются источником техники и тактики. Исходя из этого утверждения, на примере Юнчунь Байхэ Цюань — «Кулак белого журавля из Юнчунь», попробуем разобраться, какая техника и тактика присущи этому и многим другим стилям провинции Фуцзянь. В роли консультанта выступил Андрей Огнев — официальный представитель и глава школы в России Юнчунь Байхэ Цюань по линии Сифу Паня Чен Миао.
О значении таолу
Прежде, чем перейти к разбору техники и тактики стиля Байхэ, для начала выясним, с какой целью были введены формальные комплексы в обучение и для чего они нужны.
Получается, что в случае с боксом учишь базовую технику и учишься комбинировать ее в свободной форме. В традиционных же восточных стилях, кроме базовой техники, учишь форму, а потом учишься применять ее в виде разучивания расшифровок. Исходя из этого можно предположить, что смысл в ката заключается не в бое с тенью, а в другом.
Начнем с того, что любой стиль имеет свою культуру движений, которая связана с его набором техник и тактик. Бокс, с его классическими тремя ударами, не исключение. Кроме ударов существует ряд перемещений, защит и др. элементов. Их малое количество делает возможным обойтись разучиванием комбинаций и практикой боя с тенью (про спарринги не пишем, но учитываем). Все это позволяет спортсмену достаточно эффективно реагировать на ринге.
Но в боксе нет бросков, сваливаний и наконец партера. Чего нельзя сказать про традиционные стили, где это все присутствует наравне с ударами. Исходя из этого, ученик должен сначала выучить базовую технику, а потом учиться ее комбинировать между собой. Это же мы видим и в современных смешанных стилях. «А причем здесь ката?», — спросите вы.
Дело в том, что таолу — это не набор приемов или действий, а комплекс движений основанных на «движке» стиля. Это как чертеж какой-то сложной детали, в котором не отображены мелкие, но для которых существуют свои деталировочные чертежи или эскизы (базовые техники). Таолу, как двигательная модель боевых движений, где общая картина будет совпадать, но детали (сами приемы) могут быть опущены.
Многократное исполнение форм ушу или каратэ, приводит к тому, что у человека меняется повседневный двигательный стереотип на свойственный тому стилю, которым он занимается. Человек начинает по другому перемещаться, держать руки или выполнять движения, и это видно по тем, кто уже давно занимается.
Ко всему прочему, движения в формах зачастую не сами приемы, а корни или даже заготовки для приемов из которых может получиться любое другое действие, чем то, как оно изначально выглядит в комплексе. Именно поэтому, старые мастера говорят о множестве расшифровок таолу, появляющихся после их длительной практики. Таким образом происходит их более глубокое раскрытие, что позволяет получить бо́льшую свободу в своих действиях, чем простое выполнение связки блок-удар.
Стоит отметить, что простое и бездумное выполнение формальных комплексов не дает описанных выше результатов. Сами по себе, это просто движения, от которых максимум можно изучить небольшое количество базовой техники и восполнить нехватку двигательной активности, которая имеет место в современном мире.
Традиционно, каждая форма может иметь свой конкретный смысл. Изученное таолу может предназначаться для определенной тактики боя с определенным набором действий характерных для этой тактики, и их нужно изучать правильно. Передача знаний не должна сопровождаться простым показом движений, а сопровождаться грамотными объяснениями применения этих движений.
Представьте ситуацию, когда ваш ребенок начал учиться читать и писать, но при этом он запоминает только буквы и их звучание, а когда читает, то не вникает в смысл прочитанного. Много будет ему пользы от такого чтения? Пожалуй нет. Если сразу вместе с изучением букв он не будет учиться понимать смысл прочитанного и не знать значения многих слов, которые будут встречаться в тексте, то ему будет сложно общаться с помощью письма. А все его чтение потеряет большую часть смысла, который хотел донести автор.
Так будет происходить с любыми знаниями, к которым можно смело отнести и ката. Человек может изучить много ката, но с какой целью он будет их делать, не будет знать. А все его попытки научиться их применять сведутся к тому, что он будет расшифровывать не с помощью полученных знаний от учителя или исходя из своего опыта, а на основании своих умозрительных выводов. Что в итоге может привести к разочарованию в занятиях.
Чтобы этого не происходило, будьте внимательными на тренировках и не стесняйтесь задавать вопросы тренеру. Хороший учитель всегда расскажет и объяснит то, что он показывает. Просто выучить движения недостаточно. Важно понять их смысл. Тогда ваши знания станут умением, а ваши тренировки будут гораздо эффективнее.
Техника и тактика стиля Байхэ цюань
Перейдем к таолу Байхэ цюань и посмотрим, какая техника и тактика свойственна этому стилю.
Первое, что бросается в глаза, это систему построения комплексов — они как бы сделаны из кирпичиков, но на самом деле, здесь больше подойдет термин паттерн. В отличие от большинства стилей, где в формах идет последовательность движений от одного к другому, здесь все происходит иначе. Боец в одной позиции выполняет ряд движений, после чего переходит в другую и т.д. В последствии с повышением уровня добавляются новые паттерны с новыми движениями и/или развитием уже заученных ранее. Скорее всего так было задумано для того, чтобы ученик мог легко переходить от простого к сложному при этом не разрывая связь с материалом изученным ранее.
Здесь также можно увидеть и тактику стиля, эффективную, особенно для применения на улице. Смысл которой заключается в работе на дистанции борьбы в стойке или в клинче, то есть ближнего боя. Это начинает отслеживаться уже с самой первой формы Саньчжань. Где отчетливо видны элементы боя на данной дистанции в виде толчков, рывков, ударов ладонями и подставками локтей. Кстати последние можно использовать, как надавливания на горло противника в случае, если он прижат к стене или другому препятствию спиной, то есть удушению, а свободной рукой бить где есть открытое место.
Боец может запирать руки противника, для чего и служит базовое положение рук в формах. В результате взаимодействия с противником он путем отводов и переводов рук, ставит в неудобное положение оппонента, создавая бреши в его обороне и сковывая движения. После чего проводит удар, бросок или другие действия. Далее он может просто сорвать дистанцию и перейти на другого противника, для этого есть смена направления движений в формах. Если противник один, то можно добивать, пока охоту драться или что-нибудь в теле не отобьешь)))
В таолу «белого журавля» присутствуют различные движения, которые на первый взгляд мало понятны неопытному взгляду, но при детальном разборе начинаешь улавливать в них полезные вещи для боя на ближней дистанции с участием захватов. По сути чем то напоминает ранее упоминаемую борьбу в стойке, но с наличием ударов.
Очень много захватов, а так же освобождений от захватов, срывов захватов и воздействий на суставы. Такие элементы часто можно увидеть в борьбе, когда борцы пытаются выйти на бросок или выполнить перевод на пол. Так же есть броски, различного рода подсечки, подножки, обвивы ногой. Говоря другими словами, то, с помощью чего можно уронить человека на землю, но самому не переходить на борьбу в партере, как это происходит в спортивных состязаниях, а добить или свалить с места происшествия.
Возвращаясь к теме паттернов, стоит отметить, что такой подход позволяет достаточно эффективно выстроить методику освоения техники стиля. По сути, каждый паттерн будет что-то наподобие ситуационной схемы боя в положении ближнего боя. Здесь уместно вспомнить о туйшоу и липких руках, которые есть и в байхэ-цюань. Один паттерн — один алгоритм (набор приемов, тактическая схема или любой другой термин, как вам удобнее) действий. То есть туйшоу, по сути базовый метод, для освоения стилевой техники в паре, а формы набор элементов для парной работы для одиночной наработки.
В целом, мы видим картину, где четко прослеживается взаимосвязь между методикой подготовки и стилевой техникой. Где каждый элемент и каждый этап обучения имеют свое место в тактике стиля. В начале, на примере Саньчжань, боец изучает самые простые действия и основные принципы. В дальнейшем количество элементов и тактических схем увеличивается. Добавляются и другие элементы, которые не совсем вписываются, на первый взгляд, в основную работу — это высокие удары ногами, прыжки и т.п. Но они тоже нужны для срыва ритма, дистанции, изменения направления движения или смены тактики и стратегии.
4446
ли со статьей или есть что добавить?