Что такое тезисный план?

  1. Виды и типы планов текста
  2. Составляем план текста правильно

Составление плана к тесту может понадобиться не только на уроках русского языка. В дальнейшем умение правильно его составлять может пригодиться на протяжении всей жизни. Это не обязательно должен быть план прочитанного текста или произведения. Он составляется для выступления перед аудиторией преподавателями, учеными, ораторами. В любой работе его составление может играть немаловажную роль, поэтому мы учимся этому умению, начиная со школьной скамьи. С составления плана начинается написание сочинений, рефератов, курсовых, дипломных работ и даже художественных произведений.

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

Примерный план занятия методическая разработка на тему

Тип занятия – комбинированный

Тема урока

Читайте также:  Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка

Задачи занятия:

  1. образовательная;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. воспитывающая.

Оборудование занятия

I. Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на занятие. Содержание этапа (возможные варианты):

  1. по звонку найти свое место;
  2. взаимное приветствие;
  3. рапорт дежурного;
  4. артикуляционная, фонетическая или речевая гимнастика;
  5. запись числа;
  6. настрой учащихся на работу, организация внимания;
  7. проверка готовности к занятию (рабочее место, внешний вид);
  8. сообщение темы и цели занятия.

II. Повторение

Цель – установить правильность и осознанность предыдущего материала, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний, устранить обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты повторения:

  1. фронтальный опрос;
  2. индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  3. фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  4. индивидуальный письменный опрос;
  5. уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  6. практическая работа;
  7. программированный контроль;
  8. технические средства обучения.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  1. загадка;
  2. ребус;
  3. кроссворд;
  4. игра «Четвертый лишний»;
  5. словарная работа (связь с новым материалом);
  6. проблемный вопрос.

IV. Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  1. в виде рассказа педагога (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  2. вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  3. чередование беседы и рассказа;
  4. применение ТСО.

V. Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:

  1. беседа;
  2. работа с учебником;
  3. работа с тетрадью;
  4. практическая работа;
  5. дидактические игры;
  6. ТСО;
  7. таблицы, схемы, тесты;
  8. самостоятельная работа.

VI. Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на занятие, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на занятие.

  1. выводы;
  2. вопросы на понимание изученного материала;
  3. оценка работы учащихся.

Какие существуют требования

Общие требования:

Читайте также:  Как мотивировать и увлечь подростка, чтобы его жизнь стала интересней

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Правильное составление тезисного плана

Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.

Алгоритм правильного составления тезисного плана:

  1. Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
  2. После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски. Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
  3. В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.

Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.

Пример составления тезисного плана

Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.

Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:

  1. Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
  2. Коэффициент результативности контекстной рекламы.
  3. Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
  4. Условия, при которых реклама будет эффективна.
  5. Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
  6. Результаты тестирования.

Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.

Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.

В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:

Какие виды планов существуют

По началу, сильно вдаваться в разновидности, особенно новичкам не советую, основные моменты отмечу простыми словами и примерами.

Опорный план

Пример, который я привел выше — это опорный план, то есть основные слова или части предложения, на которые мы будем опираться при написании текста. Смотрим и видим «разновидности»- значит, будем писать о том, какие планы бывают, распишем каждый и приведем пример. Я пользуюсь, в основном, таким видом. Давайте еще пример: статья о том, как зарабатывать в интернете:

  1. Необходимость.
  2. Поиск своего направления.
  3. Обучение.
  4. Первые работы.
  5. Поиск заказчика.
  6. Работа с заказчиками.
  7. Повышение мастерства.

Согласно этой структуре можно смело писать статью и потом продать ее за хорошие деньги.

Читайте также:  Куда пойти работать, чтобы быстро сделать карьеру?

Тезисный план

По большому счету, то же самое, только составляются не опорные слова, а кратко формулируются основные мысли. Сказуемые, определения, глаголы — все можно использовать. Получается длиннее и пункты как подзаголовки использовать нельзя. О тезисах можете почитать в этой статье, а вот вам пример: сравните с опорным планом, чтобы было понятнее:

Опрный план Тезисный план
1. Необходимость. 1. Сегодня кризис, работы нет, карантин — надо учиться зарабатывать в интернете.
2. Поиск своего направления. 2. Легче всего подойдет работа, которая вам нравится или хорошо получается. Можно писать тексты, программировать, рисовать или выполнять простую работу
3. Обучение. 3. Необходимо учиться и развиваться в выбранном направлении.
4. Первые работы. 4. На первых порах, для опыта, можно выполнять работы для друзей, бесплатно или за отзыв.
5. Поиск заказчика. 5. Почувствовав уверенность, можно регистрироваться на биржах фриланса и начинать зарабатывать.
6. Работа с заказчиками. 6. Откликаемся на заказы, которые сможем выполнить и выстраиваем правильные отношения с заказчиками.
7. Повышение мастерства. 7. Формирование портфолио, хорошие отзывы, высокий рейтинг — вот к чему надо стремиться

Видите разницу? Выбор способа зависит от вашего склада ума и привычки. Кому как удобно.

Вопросительный

Также можно использовать план, состоящий из вопросов. Можете выбрать этот вариант, может у вас пытливый ум и так понравится больше, особенно если вы пишете руководство или инструкцию. Давайте опять на примере:

Опорный план Вопросительный план
1. Необходимость. 1. Зачем уметь зарабатывать в интернете?
2. Поиск своего направления. 2. Чем лучше заниматься?
3. Обучение. 3. Как научиться и зачем?
4. Первые работы. 4. С чего начать?
5. Поиск заказчика. 5. Где найти заказчика для работы.
6. Работа с заказчиками. 6. Как выстроить отношения с заказчиками?
7. Повышение мастерства. 7. Как выделиться?

Сложный план

Если у вас длинная серьезная статья с множеством мелочей, и вы боитесь упустить какую-нибудь деталь, можно использовать сложный план, развернутый. Это, когда вы для каждого пункта делаете подпункты. Посмотрите на примере все той же статьи:

Простой план Сложный план, развернутый
1. Необходимость зарабатывать в интернете. 1. Необходимость зарабатывать в интернете.
  • финансовый кризис:
  • карантин;
  • маленькая зарплата;
  • отсутствие работы.
2. Поиск своего направления. 2. Поиск своего направления.
  • копирайтинг;
  • веб-дизайн;
  • програмирование;
  • простые задания в интернете
3. Обучение. 3. Обучение.
  • платные курсы;
  • самостоятельное обучение;
4. Первые работы. 4. Первые работы.
  • тренироваться для себя, в стол;
  • делать для друзей;
  • делать за отзывы, бесплатно
5. Поиск заказчика. 5. Поиск заказчика.
  • биржи фриланса;
  • специализированные форумы;
  • паблики в ВК,
  • общение напрямую с блогерами.
6. Работа с заказчиками. 6. Работа с заказчиками.
  • как наладить общение с работодателем;
  • добавочная ценность;
  • правильное повышение цен на услуги.
7. Повышение мастерства. 7. Повышение мастерства.
  • рейтинг;
  • отзывы;
  • портфолио;
  • свой блог.

То есть вы расписываете все пункты детальнее, как подзаголовки. Если статья большая, то это оправдано. Первое время вам это сильно поможет, далее будет все проще и проще, большинство информации будете держать в голове. Кстати, если вам интересна тема заработка в интернете, то вот моя статья об этом.

Научный термин «тезис» знаком каждому учащемуся различных учебных заведений. Это результат исследования, написанный в форме краткого изложения. Обычно объем такого изложения примерно 2 страницы печатного текста. Многие знают значение данного термина, но как сформулировать и правильно изложить результаты, известно не всем. Но это легко исправить.

Тезисы можно назвать небольшой научной статьей, вобравшей в себя основные положения проведенного исследования. Это визитная карточка вашей основной работы. В большинстве случаев они пишутся для научной конференции, где студенту нужно отчетливо и в форме доклада изложить суть своей работы. Существуют определенные правила оформления, обязательные к выполнению, а также структура написания. …

Содержание

Структура

тезис этоВ тезисах вы подводите итоги, затрагивая только одну тему, выбранную вместе с руководителем. Писать нужно только о личных достижениях или разработках во время исследования, учитывая всех его участников, если помимо вас таковые имеются. Как и любой другой письменный текст, тезисы состоят из определенных разделов:

  1. Вступление. Здесь нужно очень кратко описать причину выполнения исследования. По вступлению читатель сразу должен понять, о чем идет речь, и почему это важно. Отсюда вытекает научная новизна, без которой данная работа будет обычным рефератом. Обычно вступление занимает не более одного абзаца.
  2. Теор-часть, в которой тезисно следует отразить самые основные аспекты, касающиеся теории, чтобы читатель имел четкое представление о предмете и объекте проведенного исследования. Лишние высказывания в данной части не приветствуются, так как они и так будут представлены в основном докладе.
  3. Основная часть, где опять-таки кратко излагается анализ проведенного исследования. Излагая те или иные факты, автор всегда должен их подтверждать аргументами. Поэтому он заранее должен подумать, как сформулировать тезис.
  4. Выводы, сформулированные по полученному анализу. Всегда задавайте себе вопрос, почему вы пришли именно к таким выводам. В заключении можно опять кратко упомянуть вступление и научную новизну в прошедшем времени. Пример фразы: «И так мы обосновали» подойдет как нельзя лучше.
  5. Список использованной литературы. Важно обратить внимание на правильное оформление, так как частой ошибкой является именно невнимательное отношение к требованиям по оформлению. Научный руководитель обычно уточняет этот момент со студентом.

что такое тезис в русском языке

Типы тезисов

Существует три типа написания:

  • формулирование понятия к постановке проблемы,
  • результат проведенного исследования,
  • представление новой методики работы.

Постановку проблемы можно назвать самым нестабильным жанром. Попадут ваши тезисы докладов в сборник или нет зависит от того, насколько ваше описание проблемы понравится куратору. Если ему покажется, что вы были недостаточно убедительны, их не опубликуют. Поэтому стоит принимать во внимание все аспекты работы, даже то, какой у вас научный руководитель.

Тезисы в литературе

О том, что такое тезис в литературе, мало кто задумывается. Но это достаточно интересный момент, который никак не сравнить с традиционным пониманием понятия.

В Древней Греции литераторы называли тезисом ниспадающую фазу стихотворения.

На вопрос, что такое тезис в русском языке, можно ответить только то, что это кратко и четко формулированные мысли, изложенные в одном предложении. Такие понятия используют для написания сочинений. Относительно стихосложения данным термином называется момент, когда рассказчик использует краткие слоги, понижая голос во время прочтения стихотворения.

Как правильно писать?

Для того, чтобы процесс написания проходил без всяких затруднений и была грамотен в исполнении, нужно соблюдать определенный алгоритм действий:

  • Первое, что нужно сделать, это определиться к какому тексту вы пишите тезисы. В них к докладу вся информация излагается очень кратко, переписывать абсолютно все из научного труда будет неправильным подходом к заданию.
  • После следует заново прочитать ваш доклад, выявить актуальность работы и ее цель.
  • Понять и сформулировать проблематику, затрагиваемую в научной работе.
  • Далее нужно аргументировать свой выбор относительно проблематики.
  • Описать методы исследования, если можно — предложить свою новую методику.
  • Сформулировать выводы.

Важно! Тезисы к статье можно писать либо по выбранной теме, либо подобрать ее к уже написанным работам и придумать название. Любой способ написания имеет место быть. Но в любом случае все будет зависеть от куратора, который будет вас направлять и выбирать способ написания для научной конференции.

Тезисный план

Тезисный план станет при правильном выполнении хорошим помощником в написании любого научного текста. Он должен выражать суть проведенного исследования, конкретные аспекты и голые факты. Без тезисного плана все аргументы автора, приведенные в научном труде, потеряют свой вес. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что тезисы пишутся как к готовой работе, так и к совершенно неготовой.

Важно! Тезисы — это отдельный жанр научного письменного труда, а тезисный план их верный спутник.

Тезисный план должен быть дискуссионного характера, то есть вызывать у слушателей ответную реакцию или споры. Это можно назвать неким анонсом, разогревом перед подачей основной работы и информации на научную тематику. Слушатель уже будет знать о чем конкретно будет идти речь в докладе и так далее.

Тезисный план также можно составить и к художественным текстам. Обычно такие задания даются школьникам, а не студентам. Учащиеся формулируют тезисы и тезисный план для грамотного написания сочинения по литературе или русскому языку. В таком случае тезисы будут уже не научным сочинением, а четко сформулированными мыслями, которые в последствие нужно аргументировать в сочинении.

Теперь вопрос: «Что такое тезисы и как их писать?», больше не вызовет у вас затруднений. Формулировать их можно как к научным трудам, так и к художественным произведениям, и это будут два совершенно разных вида письменных работ. Но, если придерживаться четкого алгоритма действий, выполнять задания будет проще. А примеры написания позволят наглядно понять структуру и то, как грамотно их составлять.

Что такое тезис

Подготовка к сочинению

Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план – опорная схема.

 

Как составить простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

 

Как составить сложный план.

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

         Баба Яга

I.Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

II. Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

  1. 1.   Положительные:

а) смелость,

б) связь с народом,

в) вера в будущее.

  1. 2.  Отрицательные:

а) трусость,

б) эгоизм,

в) пессимизм,

г) костяная нога.

III. Заключение

 

Вопросный план.

Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и  т. п.).

 Цитатный план.

Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1-й вариант:

1. (цитата);

2.(цитата);

3.(цитата).

2-й вариант

Основные вопросы.

Доказательства (цитаты).

 

 Тезисный план.

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте.  Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

план

тезисы

  1. 1.     Три принципа русского правописания

 

 

 

 

  1. 2.     Ведущий принцип русской орфографии…

 

План показывает  то, о ЧЕМ нужно сказать.

  1. 1.     Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
  2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения.

Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Построение схемы

1.Логико-смысловой анализ текста:

А)членение на законченные смысловые части;

Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

В)определение главной мысли текста;

Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

2. Словесно-графическое оформление схемы:

А) озаглавливание;

Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.

В Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.Что такое тезисный планТезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.Правила составления тезисного плана текстаТезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.

Вернемся к планированию основных вопросов речи, которые формулируются в виде тезисного плана. Следует заметить, что тезисные планы убеждающей, информационной и тем более вдохновляющей речи несколько различаются.

Тезисный план основных вопросов убеждающей речи

Последовательность развития главного тезиса убеждающей речи такова:

  • 1. «Почему моя мысль верна»?
  • 2. «Чем она подтверждается»?
  • 3. «Почему она важна для слушателей (читателей)»?

В соответствии с этой схемой тезисный тан основных вопросов убеждающей речи, фактически представляющий собой аргументацию главного тезиса, может выглядеть следующим образом:

  • — анализ тезиса (несколько умозаключений в пользу главного тезиса);
  • — подтверждение тезиса (несколько примеров в пользу главного тезиса);
  • — актуальность тезиса.

Требование не ограничиваться в убеждающей речи одним доводом или примером прямо вытекает из метода риторики. Диалектика предполагает существование множества противоречащих взглядов на любой предмет, а критическое мышление ориентировано на выявление противоречий в предмете речи: эти противоречия обязательно должны находить отражения в тезисном плане.

Приведенная здесь очень простая, доступная пониманию человека, даже не изучавшего риторику, дедуктивно-индуктивная система аргументации (см. главу 3), базируется на рекомендациях Аристотеля: «Примерами следует пользоваться как свидетельствами после энтимем… когда они помещены в конце, то похожи на свидетельства, а свидетель всегда вызывает доверие»1. Для успеха оратора бывает очень важно умение выразить мысль «общими словами», грамотно выстроить умозаключение на основе требований формальной логики; это свидетельствует о высокой культуре мышления говорящего, что способствует укреплению его репутации и вольно или невольно вызывает доверие к содержанию речи. Этому способствует всесторонний анализ тезиса.

Однако мышление человека не только предметно-логическое, на которое оратор воздействует анализом тезиса, но и образное, особенно у людей молодых или недостаточно образованных. Воздействовать на такую аудиторию сложными логическими построениями — значит напрасно утомлять их. В данном случае уместнее воздействовать на воображение: подбирать яркие, известные, запоминающиеся примеры — исторические события, факты биографии выдающихся военных и государственных деятелей, людей культуры, науки и искусства, случаи из жизни и профессиональной практики, афоризмы, цитаты, фразы прецедентного текста и прочее, о чем подробно мы будем говорить далее.

И все же речь, построенная с соблюдением требований логики, насыщенная примерами, не продемонстрирует в полной мере своего убеждающего воздействия, если не будет ориентирована на конкретного слушателя, не будет связана с его частными интересами и ближайшими задачами. Показать актуальность тезиса — значит связать материалы речи с интересами слушателей, проблемами, волнующими общество, государство. Показать актуальность тезиса — значит сфокусировать убеждающее воздействие речи на конкретную аудиторию, отдельно взятого человека.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий