Что такое Теология? Значение и толкование слова teologija, определение термина

imageСлово теология состоит из двух слов Τheos, означающее «Бог», и logia, что означает «высказывания, изречения». Этот английский термин впервые прозвучал в 1362 году и теперь распространился за пределы христианских контекстов.

Августин Бегемот определил латинский эквивалент, теологии, как «рассуждение или дискуссию относительно Бога». Ричард Хукер определил «теологию» как «науку о божественных вещах», а лорд Болингброк, английский политик и философ, описал в политических работах свои взгляды на теологию: «Теология — это наука, которая по праву может быть сравнена с ящиком Пандоры».

Оглавление:

Что такое теология

Теология — это критическое исследование природы божественного. Её преподают как академическую дисциплину, как правило, в университетах, семинариях и школах богословия.

Она начинается с предположения, что божественное существует в той или иной форме, например, в физических, сверхъестественных, психических или социальных реалиях, и доказательства об этом могут быть найдены через личные душевные переживания или исторические записи такого опыта. Изучение этих предположений не является частью собственно теологии, а находится в философии религии, и все чаще, в психологии религии и такой профессии, как нейропсихология. Теология нацелена на структурирование и понимание этих переживаний и использование их для получения нормативных предписаний о том, как жить в этом мире.

Теологи используют различные формы анализа и аргументации:

  • imageэмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

И другие, чтобы помочь:

  • понять;
  • объяснить;
  • проверить;
  • критиковать.

Как и в философии этики и прецедентного права, аргументы часто предполагают существование ранее разрешённых вопросов и развиваются, делая аналогии с ними, чтобы делать новые выводы в новых ситуациях.

Изучение теологии может помочь богослову более глубоко понять их собственную или другую религиозную традицию. Это может позволить им исследовать природу божественности без ссылки на какую-либо конкретную традицию. Теология может быть использована для распространения, реформы, или оправдания религиозной традиции или её можно использовать для, например, библейской критики. Она может также помочь богослову решить какую-то современную ситуацию или изучить возможные способы интерпретации мира.

История

Греческая теология использовалась со значением «дискурс о боге» ещё в четвёртом веке до нашей эры Платоном. Аристотель разделил теоретическую философию на математическую, физическую и теологическую. Последняя соответствовала метафизике, которая для Аристотеля включала дискурс о природе божественного.

Опираясь на греческие стоические источники, латинский писатель Варро выделил три формы такого дискурса: мифический (относительно мифов греческих богов), рациональный философский анализ богов и космологии и гражданский (относительно обрядов и обязанностей публичных религиозных сообществ).

Теологи, появляются однажды в некоторых библейских рукописях, в заголовке Откровения Иоанна Богослова.

В святоотеческих греческих христианских источниках теология может относиться узко к набожным и вдохновляющим знаниям и обучению сущностной природе Бога.

Латинский автор Боэций, пишущий в начале IV века, использовал теологию, чтобы обозначить подразделение философии как предмет академического изучения, имея дело с неподвижной, бесплотной реальностью (в противоположность физике, которая касается телесных, движущихся реальностей). Определение Боэция повлияло на использование средневековой латыни.

В схоластических латинских источниках этот термин стал означать рациональное изучение доктрин христианской религии или академическую дисциплину, в которой изучалась согласованность и значение языка библии и теологические традиции.

В эпоху Возрождения, различие между «поэтической теологией» (теологией поэтикой) и «раскрытой» или библейской теологией служит отправной точкой для возрождения философии независимой от богословских доктрин.

Именно в этом последнем смысле теология стала пониматься как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения.

С XVII века стали использовать термин «теология» для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются христианскими.

Слово теология также может теперь использоваться в производном смысле как система теоретических принципов, как жёсткая идеология.

Термин теология был признан как подходящий для изучения религий, которые поклоняются предполагаемому божеству, т. е. более широко, чем монотеизм и способность говорить и рассуждать об этом божестве (в логике).

Буддизм

Некоторые академические исследования в буддизме, посвящённые исследованию буддийского понимания мира, предпочитают обозначать буддийскую философию термину буддийская теология, поскольку у буддизма не существует той же концепции бога.

Христианство

Фома Аквинский был величайшим христианским теологом средневековья. Он говорил, что Христианская теология — это изучение христианских убеждений и практики. Такое исследование концентрируется, прежде всего, на текстах Ветхого Завета и Нового Завета, а также на христианской традиции. Христианские богословы используют библейскую экзегезу, рациональный анализ и аргументы. Теология помогает богослову лучше понять христианские принципы, сравнить христианство с другими традициями, защитить христианство от возражений и критики, облегчить реформы в христианской церкви, помочь в пропаганде христианства, опираясь на ресурсы христианской традиции.

Индуизм

Внутри индуистской философии существует твёрдая и древняя традиция философских размышлений о природе вселенной, о Боге и душе. Санскритское слово для различных школ индуистской философии — Даршана (что означает «взгляд» или «точка зрения»), похоже, по своему значению с теологией. Богословие было предметом изучения для многих философов и учёных в Индии на протяжении веков. Большая часть исследований заключается в классификации проявлений богов и их аспектов.

Ислам

Исламская теологическая дискуссия, параллельная христианской теологической дискуссии, называется Калам. Калам не занимает ведущее место в мусульманской мысли, которую теология занимает в христианстве.

Иудаизм

В еврейском богословии историческое отсутствие политической власти означало, что большинство богословских размышлений произошло в контексте еврейской общины и синагоги, а не в рамках специализированных учебных заведений.

Теология как академическая дисциплина

История изучения богословия в высших учебных заведениях так же стара, как и история самих этих институтов. Платоновская академия, основанная в IV веке до н. Э., включала богословские темы в качестве предмета для изучения. Школа Нисибиса была центром христианского обучения с IV века нашей эры. Наланда в Индии была местом буддийского высшего образования, по крайней мере, с 5 по VI век нашей эры, а Марокканский университет Аль-Карауин был центром исламского обучения в X веке, как и Университет Аль-Азхар в Каире.

Самые ранние университеты были разработаны под эгидой латинской церкви. Возможно, однако, что развитие кафедральных школ в университетах было довольно редким, в то время как Парижский университет стал исключением. Позже были основаны Университет Неаполя Федерико II, Карлов университет в Праге, университет в Кракове, Университет Кёльна, Эрфуртский университет.

В раннем Средневековье большинство новых университетов было учреждено на основе ранее существовавших школ. Христианское богословское обучение было компонентом в этих учреждениях, равно как и изучение права Церкви. Университеты играли важную роль в обучении людей, помогая церкви проводить разъяснения и защиту своего обучения и в поддержке прав церкви над светскими правителями. В таких университетах богословское исследование первоначально было тесно связано с жизнью веры и церкви. Оно питалось практикой проповеди и молитвами.

В эпоху позднего Средневековья богословие было конечным предметом в университетах, получив название «Королева наук». Это означало, что другие предметы (включая философию) существовали прежде всего для помощи в богословской мысли.

Превосходное место христианской теологии в университете стало оспариваться во время европейского Просвещения, особенно в Германии.

С начала девятнадцатого века на Западе появились различные подходы к теологии как академической дисциплине. Большая часть дебатов относительно места богословия в университете или в рамках общей учебной программы высшего образования была посвящена тому, являются ли методы теологии научными.

Новая теология

В некоторых современных контекстах проводится различие между той теологией, которая рассматривается как связанная приверженностью к требованиям религиозной традиции и теологией, занимающейся религиозными исследованиями.

Религиозные исследования включают изучение исторических или современных практик или идей этих традиций с использованием интеллектуальных инструментов и структур, не связанных, с какой-либо религиозной традицией и которые обычно считаются нейтральными или светскими.

В контексте, где «религиозные исследования» в этом смысле сосредоточены, первичные формы обучения включают:

  • антропологию религии;
  • сравнительную религию;
  • историю религий;
  • философию религии;
  • психология религии;
  • социологию религии.

Специальность теология

В наше время эта профессия пользуется большим спросом, чем когда-либо. Стихийные бедствия, эпидемии и войны, вызывают жажду ответов на актуальные вопросы. Независимо от того, регулярно ли эти люди курт фимиам перед грязной позолоченной статуей, надеясь, что их добрые дела затмевают их злые, или их работа длится двенадцать часов, тщетно пытаясь расплатиться с закладными, массы людей чувствуют себя пустыми, виноватыми и одинокими. Вот почему специальность теолога востребована, даже если она не такая популярная, как в прошлые века.

Теология — очень обширная область, и многие богословские специальности, требуют интенсивного изучения, аспирантуры или сертификации в другой профессии. Цель стать проповедником один из самых распространённых карьерных путей для тех, кто преподаёт теологию. В зависимости от размера и местоположения церкви описание этой работы может широко варьироваться даже в одном наименовании. Существуют и другие различия между различными конфессиями.

Критика

Существует древняя традиция скептицизма в отношении теологии, за которой следует более современная и атеистическая критика.

Возможна ли аргументированная дискуссия о божественности, которая уже давно является предметом спора. Протагор, ещё в пятом веке до нашей эры, который, как считается, был сослан из Афин из-за его агностицизма о существовании богов, сказал: «Что касается богов, я не могу знать ни того, существуют ли они или не существует. Какую бы форму они ни имели, есть много препятствий для познания: неясность предмета и краткость жизни человека».

Чарльз Брэдлоу считал, что теология мешает людям достичь свободы. Он сказал, что современные научные исследования противоречат святым писаниям, поэтому Писания должны быть ошибочными.

Роберт Г. Ингерсолл заявил, что, когда у богословов была власть, большинство людей жили в лачугах. По мнению Ингерсолла, наука, а не теология, улучшали жизнь людей.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • Туринская плащаница — бесценная реликвия в христианстве
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца в Александро-Невскую лавру
  • Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия?
  • Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия
  • Где находятся мощи святителя Николая Чудотворца
11.02.2019

Для чего нужна теология в российских вузах?

С недавних пор теология — научная специальность, признанная в России. Поэтому в скором времени после признания стали активнее появляться кафедры теологии в вузах, причем государство данным структурам оказывает явную поддержку.

Поскольку в теологии как «государственной науке» не было никакой необходимости, ведь богословие как предмет есть в религиозных учебных заведениях, то можно предположить, что теология в вузах — решение не столько необходимое для образовательной сферы, сколько политическое.

Как теология стала научной дисциплиной в России

С начала 90-х попы лоббировали идею, согласно которой теолог должен считаться таким же ученым, как и все остальные. То есть государство должно признавать церковное образование как высшее образование, и учитывать это при любых случаях.

Это особенно удобно для попов-лекторов, которые хотят сделать карьеру в светских вузах, не имея государственного диплома. Однако долгое время такая позиция не поддерживалась во властных структурах. Вероятно, там пытались не нарушить статус-кво, а ученые, в свою очередь, возмущались попытке продвинуть теологию в вузах.

Однако время шло, и влияние попов росло, в чем нет никаких сомнений. Уже после нулевых, особенно в годы президентства Дмитрия Медведева, церковь явно укрепила свои позиции, тогда ввели предмет «Основы православной культуры», тогда же приняли закон о церковной реституции[1].

С тех пор теология не была признана научным предметом, но во многих вузах, несмотря на это, уже активно работали богословы. Конечно, более чем на 90% православного толка.

Точку в вопросе поставили депутаты и высшие чиновники России после выступления патриарха Кирилла в Госдуме в 2015 году. Из выступления:

«Большое значение для духовного возрождения России имеет и развитие богословского образования. Такое образование, которое всегда признавалось и признается в Европе, в послереволюционной России оказалось исключено из государственной и общественной жизни. Потом удалось все-таки пробить возможность, в том числе и в государственных университетах, в светской школе изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры, но почему-то это невозможно делать в рамках докторантуры. Можно быть магистром, а нельзя быть доктором, только потому что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин. Я слышал буквально вчера, что какие-то правильные решения в этом отношении принимаются на уровне Министерства образования и науки. Дай Бог, чтобы эти решения были реализованы, потому что во всем мире можно стать доктором теологии, а в России нельзя. А ведь на самом деле речь идет о широком гуманитарном образовании. И человек с таким дипломом, который получают в современных учебных заведениях, обладает достаточными квалификациями для различного рода деятельности, в том числе и государственной»[2].

Сразу же отметим несколько моментов: патриарх сетует, что богословское образование в советские годы было исключено из государственных вузов и якобы эту практику в России «возрождают». Однако по факту это не так, поскольку в Российской империи в системе высшего образования теологии не было. Там было разделение, поэтому патриарх Кирилл должен говорить не о «возрождении», а о новом для России явлении.

Теология должна обслуживать интересы правящего класса в системе высшего образования, то есть в системе, которая часто создает интеллектуалов-оппозиционеров.

Доказать подобный тезис достаточно просто: нужно лишь заметить, какой деятельностью попы занимаются в вузах. Их цель — не научить чему-то, а постулировать вещи, изначально выгодные власти. Пример: в Новосибирском юридическом институте вместо лекций пригласили попа, который говорил о необходимости любви к власти и осуждал всякие недовольства этой самой «священной» властью.

Отдельные студенты вспоминали об этом диалоге попа:

«Он говорил, что во время Смуты наша нравственность пала, но мы не приняли этот урок. А сейчас такая же смута на Украине. В России такого допускать нельзя. Говорил, что революция — это плохо, а бог — хорошо. Говорил, что надо верить в батюшку-царя, то есть в Путина. А еще, что нашу землю сейчас проклинают, а священники оберегают нас»[3].

Надо понимать, что подобные лекции организуют по инициативе властей, и это именно попытка идеологически воздействовать на «бунтарское студенчество». Сами чиновники, когда выступают перед студентами, говорят аналогичные вещи. Простой пример: глава управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края Екатерина Четошникова заявила недовольным своей зарплатой бюджетникам следующее:

«Завышенные требования – это не есть хорошо, дайте мне все и сразу, хотя из себя ничего не представляю, но хочу «Mercedes». Адекватность должна быть во всем. Наша задача — работать с молодежью в этом вопросе. Что касается молодежи, то ей всегда и во все времена были свойственны бунтарские порывы, начиная с того, чтобы не носить зимой шапку или участвовать в революции. Подросток в 17-18 лет сейчас — это еще ребенок. У него еще не сложились устойчивые принципы, и он легко может поддаться влиянию другого человека. Поэтому не нужно поощрять то, что может ухудшить жизнь граждан нашей страны»[4].

Следовательно, лицам с высшим образованием необходимо внушать добродетель лояльности и «сакральное» отношение к власти. Можно вспомнить замечательное высказывание от православной церкви, незадолго до революции 1917 года:

«Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи»[5].

Социологические исследования о протестной активности студенчества зачастую подчеркивают, что студенты в спокойные времена скорее настроены провластно, но все же скептически, а во времена нестабильности:

«Некоторые политические (в первую очередь, появление нового харизматического оппозиционного лидера) и экономические (прежде всего, ухудшение собственного материального положения студенчества, возможная безработица) факторы могут существенно повысить протестный потенциал учащихся вузов. Результаты проведённого исследования показали, что в случае серьёзного ухудшения ситуации в стране значительная часть студентов готова активно выступить против существующей власти и поддержать социальные преобразования»[6]

Почему теология в России не может быть научной дисциплиной, а, несомненно, является частью идеологии? Причина следующая: теология в России — это не теология вообще. Это теология именно конфессиональная. То есть в вузах, где население преимущественно «православное» (с точки зрения руководства вуза и местных чиновников), там теология будет православной. Там же, где распространен ислам, будет теология соответствующая.

Это теология, где нет места сомнениям и где нет места научной работе в подлинном смысле слова. К примеру, необходимо отметить якобы научную работу по теологии на соискание ученой степени. Там автор — Хондзинский Павел — указывает, что в работе используется следующий метод:

«Научно-теологический метод конституируется: 1) специфическим (уникальным) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога; 3) свойственным всем гуманитарным наукам набором рациональных операций»[7].

Можно сразу же сказать, что это антинаучный метод. Здесь сам автор верует в те или иные положения религии, так называемые догматы или «священные сказания», и призывает верить в его выводы, никак их не обосновывая с научной точки зрения. И что самое главное, несмотря на нелепость «научно-теологических методов», диссертацию принимают, и вот так появляются ученые-теологи.

А вот как обосновывают необходимость теологии отдельные ректоры в вузах. Например, ректор МИФИ (ядерного университета) Стриханов:

«Во-первых, традиционные в России конфессии, и прежде всего православие, как государствообразующая религия, несут в себе некий генетический код, который, благодаря историческому решению святого великого князя Владимира, более 1000 лет тому назад сформировал неповторимые, уникальные черты нации. Именно с этого момента мы сделали свой цивилизационный выбор. Наша российская общность – огромная ценность народа и государства. В отличие от Запада на Руси, в России, в Советском Союзе приоритетами всегда были не материальные блага, не потребительство, а духовное начало, понимание того, что есть нечто, что выше материального довольствия»[8].

Подобное дело приветствуют чиновники прежде всего. Вот что по поводу теологии сообщает министр просвещения Васильева:

«Теология — это действительно научная отрасль, причем очень серьезная, мировоззренческая, очень мощная»[9].

Тут дополнительные комментарии излишни. На высшем уровне никто оппонировать теологии не собирается. Но ключевой момент в том, что всякий раз, обосновывая необходимость теологии, чиновники от образования или других сфер все время подчеркивают, что религия важна как некая «скрепа».

«Духовная скрепа» против религиоведения

Еще один интересный момент по поводу необходимости православной или исламской теологии — российское религиоведение. Почему теология — хорошо, а религиоведение — плохо? Объяснил подобное Владимир Путин еще несколько лет назад:

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп»[10].

Почему в этом плане теология выделяется в положительную сторону, а религиоведение — нет? Дело в том, что религиоведение рассматривает православие всего лишь как одну из религий, изучает ее научно, используя не опыт личной веры, а исключительно фактический материал различных гуманитарных наук.

Более того, если мы обратимся к учебникам, например к учебнику «Социология религии» В. Гараджи, то отметим там такую важную особенность:

«Как и любая другая наука, социология религии основывается на “методологическом атеизме”, т.е. ищет объяснения изучаемых явлений, в том числе и религии, “как если бы Бога не было”»[11].

Подобный подход в целом характерен и для российского религиоведения крупных городов (за редким исключением) и, конечно, для мирового тоже. Причем на западе в отдельных случаях это актуально даже для теологии, потому что если теология не конфессиональная, то там возможны даже критические элементы, чего в российских реалиях нет.

Крупный российский религиовед Марианна Шахнович высказывалась по поводу теологии таким образом:

«Произошло именно то, о чем я говорила несколько лет назад. Было очевидно, что к теологии в настоящем смысле слова вся эта история не имеет никакого отношения. Паспорт специальности «Теология» в ВАКе практически идентичен паспорту специальности «Религиоведение». Но религиоведение предполагает исследование религии без идеологической ангажированности, а у нас это не получается, видимо… Отдельные очаги обучения религиоведению как светской дисциплине, независимой от религиозных объединений, еще сохраняются пока в Москве, Санкт-Петербурге, но в основном уже давно новая «теология» задушила религиоведение в объятиях, и на формальном, институциональном, и на персональном уровнях»[12].

К религии, следовательно, нужно подходить не научно, а с позиций веры, то есть как пристрастный и религиозный человек. Такой исследователь, который изначально понимает условное православие как истину, конечно, может дать много объективной информации, особенно если он верит во всякие «чудеса» и прочие духовные подвиги своих кумиров.

***

Подытожим: теология — не наука в российских условиях, а еще один способ пропаганды религии, причем конкретной религии, в высшей школе. Биолог Александр Панчин отметил:

«Введение теологии как научной специальности в России произошло без какого-либо обсуждения с научным сообществом после выступления патриарха Кирилла в Государственной Думе. Вот, например, когда возникла специальность «Математическая биология, биоинформатика», в совет входили люди с публикациями международного уровня по этому направлению. То есть была заслуженная область научной деятельности, и ее просто признали. В случае с теологией не так, и это признают даже сторонники дисциплины. Цитирую статью с РИА Новости: «Требования, предъявляемые Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации (ВАК) к докторским и кандидатским научным работам, пока еще трудно выполнить для диссертаций по теологии, заявили представители традиционных конфессий России на общественном обсуждении вопроса введения научной отрасли “Теология” в рамках круглого стола “Теология как направление подготовки и отрасль научной специальности”»[13].

Почему такой факт, и в целом отклик многих ученых, проигнорировали в Министерстве науки и образования, почему это проигнорировали в целом на высшем уровне? Потому что люди компетентные больше за образование не отвечают.

Образование — инструмент, который обязан консервировать некую «особость» и «духовность» нынешнего правящего класса. К сожалению, из-за явного запроса данная проблема может коснуться практически любую гуманитарную дисциплину, куда непременно нужно будет добавить любви к действующей власти и «традиционной религии».

Источники

Источники

  1. Закон о церковной реституции: комментарии экспертов. URL: https://scepsis.net/library/id_2853.html
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html
  3. Лекции по патриотизму и вере в Путина ввели для будущих юристов в Новосибирске. URL: http://tayga.info/131613
  4. Алтайская чиновница упрекнула в завышенных требованиях молодых учителей, недовольных низкой зарплатой. URL: https://www.newsru.com/russia/26jan2019/highdemands.html
  5. Православный собеседник, 1909, т. II
  6. Ваторопин А.С., Ваторопин С.А. Протестный потенциал современного российского студенчества: социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2015.
  7. “В науке Бог уместен?”: как теология рассорила ученых и верующих. URL: https://ria.ru/20170601/1495529145.html
  8. Хорошего ядерщика без религии не воспитаешь. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=66dd7ba3-65a1-45f7-8ccc-a8f9a480df48&print=1
  9. Васильева призвала РПЦ ответить противникам признания теологии наукой. URL: https://ria.ru/20170626/1497319960.html
  10. В России дефицит духовных скреп. URL: https://dni.ru/culture/2012/12/12/245110.html
  11. Социология религии. URL: https://banauka.ru/1663.html
  12. Марианна Шахнович: “Новая «теология» задушила религиоведение в объятиях”. URL: https://www.sova-center.ru/religion/publications/2016/08/d35211/
  13. Александр Панчин: Теология — не наука. URL: www.taday.ru/text/2212000.html

06:46 12.10.2015 (обновлено: 08:54 12.10.2015) 29 августа 2014, 17:41 Путин: введение кафедры теологии в вузах возможно по желанию вузаПрезидент на молодежном форуме “Селигер-2014” ответил на вопрос о том, как он относится к возможности введения кафедры теологии в вузах. “Специальность раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, её религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах”, — говорится в документе.

“Теологическое исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию значимых аспектов религиозной жизни и их соотнесение с нормами конкретной религиозной традиции. Важной областью предметного поля специальности “Теология” является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным учениям и организациям, а также к государству и обществу”, — следует из паспорта.

Среди теологических областей исследования указаны история конфессии, теория культуры, анализ сакральных текстов, вероучение религиозной традиции и религиозная апологетика, внутренние правовые нормы конфессий, методология теологии и сравнительно-теологические исследования, учения о соотношении веры и разума и отношения к науке, осмысление проблем личности, актуальных проблем современности и исторического процесса, изучение религиозного фактора в политике, а также религиозные обряды и религиозное воспитание.

21 июля 2015, 13:00 Ректор РПУ: готовим православных светских специалистовО том, что изменилось за последнее время в Православном институте святого Иоанна Богослова, с какими проблемами пришлось столкнуться коллективу и каким вуз стал сегодня, РИА Новости рассказал его ректор игумен Петр (Еремеев). В Русской православной церкви ранее поясняли, что в религиозном высшем образовании уже окончательно сформировались два направления — духовное образование для подготовки священнослужителей и светское религиозное образование. Пример православных светских вузов — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет. В ряде светских российских вузов появились кафедры теологии. Президент Владимир Путин в августе заявил, что введение кафедры теологии в светских высших учебных заведениях — прерогатива самих вузов.

Патриарх Кирилл, среди прочего почетный профессор Российского научного центра хирургии, заявлял, что “наука — одно из глубочайших проявлений нашей духовной природы”. Он также заявлял, что духовные школы Русской церкви готовы приглашать профессоров естественно-научных вузов, чтобы будущие священники могли узнать о последних достижениях науки и говорить с обществом на понятном ему языке, а Церковь в свою очередь будет знакомить с современной богословской наукой студентов тех вузов, которые будут в этом заинтересованы.

1. Философия – любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине. 2. Философия – это мнение о: предмете философии и природе философских проблем. 3. Специфика философского познания и знания. Проблема научного обоснования философии. 4. Дисциплинарная структура философского знания. 5. Назначение и функции философии в культуре.

1. Философия – любовь к мудрости,бескорыстное, чистое стремление к истине.

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo – люблю и sophia – мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам  античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной  только истине».София, согласно с античной традицией, – высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он – смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия. Как описание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но – стремление к красоте и добру. Любовь – не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она – одна из демонических существ, что объединяют человека и бога. Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота – судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос – это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней. Переполненный этим ненасытным желанием, он в вечном порыве к Красоте – Благу – Истине. Платон ставит философию значительно выше поэзии, искусства, риторики, которые не стремятся к истине, более того, не только не раскрывают, а иногда даже скрывают или фальсифицируют ее. Отмечая две ступени интелигибельного (математически геометрическое познание – первая ступень, чистая диалектика идей – вторая ступень), Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы». Философия, таким образом, с самого начала своего возникновения имела самой целью саму себя. Она стремилась к истине, которую следует искать, созерцать, истины самодостаточной, то есть истины как таковой. Поэтому Аристотель утверждал: Все остальные науки больше необходимы, но лучшей нет ни одной: Так как человека можно назвать свободным тогда, когда он является целью для самого себя, так и наука может считаться свободной только при данном условии? Привилегированный статус философии среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется ее бескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию, мудрости, благодаря чему она является автономной и самодостаточной, действительно свободным творческим актом (М. Бердяев).

Читайте также:

Зло

Телеология

Проблема человека в современной философии

Опыт

Дискурс

Вернуться в оглавление: Философия

 Сейчас читают про:

Общая характеристика русской литературы XIX века image Расчет себестоимости турпродукта image Виды и жанры научного стиля image Школы менеджмента image Феодальная раздробленность. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгород image Гончарова О. М. Поэтическое наследие Ломоносова и русская поэзия XIX – XX вв. image Самый сильный аргумент, почему эволюция человека не могла быть

image

–>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий