Что такое тема произведения, идея произведения, сюжет произведения, композиция произведения???

Любой анализ литературного произведения начинается с определения его темы и идеи. Между ними существует тесная смысловая и логическая связь, благодаря которой художественный текст воспринимается как целостное единство формы и содержания. Правильное понимание значения литературоведческих терминов тема и идея позволяет установить, насколько точно автор сумел   воплотить свой творческий замысел и стоит ли читательского внимания его книга.

Содержание статьи

Определение

Тема литературного произведения – это смысловое определение его содержания, отражающее авторское видение изображаемого явления, события, характера или другой художественной реальности.

Идея – замысел писателя, преследующего определенную цель в создании художественных образов, в использовании принципов сюжетостроения и  достижении композиционной целостности литературного текста.

к содержанию ↑

Сравнение

Образно говоря, темой можно считать любой повод, побудивший писателя взяться за перо и перенести на чистый лист бумаги отраженное в художественных образах восприятие окружающей действительности. Писать можно о чем угодно; другой вопрос: с какой целью, какую задачу ставить перед собой?

image

Реклама

Цель и задача определяют идею, раскрытие  которой и составляет  сущность эстетически ценного и общественно значимого литературного труда.

Среди многообразия литературных тем можно выделить несколько основных направлений, которые служат ориентирами для полета творческого воображения писателя. Это исторические, социально-бытовые, приключенческие, детективные, психологические, морально-этические, лирические, философские темы. Список можно продолжить. В него войдут и оригинальные авторские заметки, и литературные дневники, и стилистически отточенные выписки из архивных документов.

Тема, прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.

Идея – глубинное содержание произведения. Тема – мотив, позволяющий реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного контекста.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Тема определяет фактическое и смысловое содержание произведения.
  2. Идея отражает задачи и цели писателя, которых он стремится достичь, работая над художественным текстом.
  3. Тема обладает формообразующими функциями: она может быть раскрыта в малых литературных жанрах или получить развитие в крупном эпическом произведении.
  4. Идея – основной содержательный стержень художественного текста. Она соответствует концептуальному уровню организации произведения как эстетически значимого целого.

Дата публикации: 30.09.2013

Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально озна-чает «нечто, положенное в основу». Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения.

Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандель-штама). Иногда предметом изображения становятся нереальные фантастические существа и явления (например, Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова). Основным предметом познания в художественной литературе являются особенности человеческой жизни как во внешних проявлениях, так и в их внутренней духовной сущности. Итак, тема — это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произве-дения.

Тема связана с литературным произведением — будь то художественная, драматическая или поэтическая — посредством литературных инструментов, таких как развитие персонажа, точка зрения, постановка и сюжет, или через литературные устройства, такие как аллегория, символизм, аллитерация, метафора, сравнение, персонификация и повторение. Университет Северной Каролины в Пембруке утверждает, что часто «автор переплетает тему на протяжении всей работы, и полное влияние медленно реализуется, когда читатель обрабатывает текст».

Выявление тем требует тщательного чтения и интерпретации подразумеваемых значений и отношений в тексте. При написании эссе по теме сначала определите тему и сформулируйте заявление тезиса, в котором говорится об этом. Вы можете написать о том, как тема появляется в литературе, почему она имеет значение и как она относится к реальному миру. Позаботьтесь о планировании эссе с контуром и укажите конкретные примеры из текста — в виде правильно цитированных цитат — для поддержки вашего анализа.

Тема — это начальный момент авторской концепции произ-ведения. Ведь то, какие явления действительности отобраны писателем, уже говорит о направленности его творчества. В произведении всегда имеется несколько тем, среди которых доминирует главная. Совокупность тем произведения составляет его тематику. Писатели могут создавать произведения на разные темы, но могут быть приверженцами и какой-то одной. Так, драмы А. Островского посвящены жизни купечества, Н. Некра-сова волновали судьбы русского крестьянства, И. Тургенев изо-бражал дворянство. Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя. Такие писатели, как В. Белов, В. Распу-тин, Ф. Абрамов, обращаются к теме деревни; В. Быков, Ю. Бон-дарев, Б. Бакланов сосредоточены на военной тематике; Ю. Три-фонова, А. Битова интересует жизнь городской интеллигенции. Темы имеют исторический характер, так как меняются с те-чением времени. Темы, которые доминировали в литературе в определенный период, уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писа-телей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны. Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д. Материал с сайта

Современные авторы часто сознательно черпают вдохновение и идеи у писателей, которые пришли перед ними. В результате многие произведения 21-й литературы сталкиваются с событиями, движениями и литературой прошлого, чтобы разобраться в настоящем. В мире, который теперь способен быстрее обмениваться идеями, чем когда-либо, через Интернет и другие технологические достижения, люди имеют относительно большую свободу рисовать из множества культур и философий и ставят под сомнение концепцию я и ее отношение к телу, мозгу и «душа».

Часто современная литература исследует понятие множественности истины и признает, что история фильтруется через человеческую перспективу и опыт. Гражданская война, и как люди Юга были убиты, давая немного другую точку зрения о том, как обычно изображается Север. Сегодня технология более интегрирована в жизнь людей, чем когда-либо прежде. Мечты о том, какие технологии могут потенциально помочь людям стать, и о проблемах, связанных с гибелью человечества в результате технологии, можно увидеть в литературе 21-го века.

Тема произведения всегда связана с его основной идеей. Идея — ото главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Идейная оценка, данная тем или иным характерам и явлениям, зависит от мировоззрения писателя. Если писатель принимает изображенную им действительность, сочувствует ей или оправдывает определенные ее стороны, можно говорить об идейном утверждении. Но автор может осуждать какие-то свой-ства воспроизведенной жизни, критически, негативно относить-ся к ним. В таком случае речь идет об идейном отрицании изо-бражаемого. В произведении может быть различное соотношение идейного утверждения и идейного отрицания.

С одной стороны, есть книги о биотехнологии, помогающие людям с ограниченными возможностями, такие как «Машинный человек» Макса Барри. В постмодернистском стиле многие современные писатели признают произведение одним из многих на протяжении всей истории. Таким образом, многие авторы намеренно включают подтверждения, ссылки или параллели с другими произведениями художественной литературы, признавая их место в более широком, более широком разговоре, контексте и объеме работы. Некоторые интертекстуальные темы заходят так далеко, что они подшучивают над собственным недостатком оригинальности или клише, которые, по-видимому, не могут убежать.

Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально озна­чает «нечто, положенное в основу». Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения.

Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы.

Например, в «Краткой чудесной жизни Оскара Вао» Юноты Диас в тексте упоминаются многие комиксы, фильмы и другие книги, чтобы описывать события. Критика литературы, иногда называемая литературным анализом или литературно-критическим анализом, — это изучение литературного произведения. Объем критики литературы может состоять в том, чтобы изучить один аспект работы или работу в целом и включать разбиение литературной части на отдельные ее компоненты и оценку того, как они подходят друг другу для достижения цели.

Проведение базовой критики для начинающих

Литературные критики обычно исполняются студентами, учеными и литературоведами, но каждый может научиться критиковать литературу. Вы начинаете критиковать не тогда, когда садитесь, чтобы писать эссе, но когда вы садитесь, чтобы прочитать литературу. Спросите себя, почему персонажи делают то, что они делают во всех литературных произведениях, будь то романы, рассказы, эссе или стихи. Чтобы помочь вам организовать сюжет и персонажи, чтобы вы могли думать о тексте, полезно сделать графический организатор. После прочтения вы можете добавить столбец, почему вы думаете, что они выполняли каждое действие.

  • Внимательно прочитайте литературу.
  • Создайте графический органайзер.

Подумайте о буквальном значении.

В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандель­штама). Иногда предметом изображения становятся нереальные фантастические существа и явления (например, Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова). Основным предметом познания в художественной литературе являются особенности человеческой жизни как во внешних проявлениях, так и в их внутренней духовной сущности. Итак, тема — это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произве­дения.

После того, как вы закончите читать литературу, подумайте о том, что сделал каждый персонаж и как каждое действие способствовало сюжету. Посмотрите на свой графический организатор, чтобы помочь вам понять, что произошло в книге. Не пытайтесь решить, что говорит этот автор на этом этапе. Просто посмотрите на действия и график по номиналу.

Вместо того, чтобы смотреть на картину, чтобы понять, что говорит художник, просто взгляните на то, что буквально присутствует на картине. Не думайте о том, что он пытается сказать в этой картине; подумайте о звездах, закрученном ночном небе и о домах внизу. Например, какие предметы присутствуют в «Звездной ночи» Ван Гога? . Подумайте о том, что автор может предложить о обществе или человечестве. После того, как вы хорошо понимаете события в книге, вы можете попытаться понять, что автор предлагал о человеческой природе через персонажей и их действия.

В произведении всегда имеется несколько тем, среди которых доминирует главная. Совокупность тем произведения составляет его тематику. Писатели могут создавать произведения на разные темы, но могут быть приверженцами и какой-то одной. Так, драмы А. Островского посвящены жизни купечества, Н. Некра­сова волновали судьбы русского крестьянства, И. Тургенев изо­бражал дворянство. Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя. Такие писатели, как В. Белов, В. Распу­тин, Ф. Абрамов, обращаются к теме деревни; В. Быков, Ю. Бон­дарев, Б. Бакланов сосредоточены на военной тематике; Ю. Три­фонова, А. Битова интересует жизнь городской интеллигенции.

Эти вещи называются темами. Например, спросите себя: почему ведьма превращает принца в зверя в красоте и зверя?

  • Что это говорит о человеческой природе?
  • Также подумайте о том, какой урок читатель может узнать у персонажей.

Составьте заявление тезиса. После того, как вы выбрали один урок, который читатель может извлечь из литературного произведения, настало время сделать из него тезис. Утверждение тезиса — это одно предложение, которое претендует на литературу, которая может быть поддержана с использованием текстовых доказательств, таких как цитаты из литературного произведения.

Темы имеют исторический характер, так как меняются с те­чением времени. Темы, которые доминировали в литературе в определенный период, уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писа­телей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.

Найдите доказательства в литературе для поддержки своей диссертации. Посмотрите еще раз на свой графический организатор и посмотрите события, которые демонстрируют все причины, по которым ваша тезис верен. Выделите эти события и убедитесь, что у вас есть номера страниц.

Вы можете суммировать эти события или использовать прямые кавычки из книги, но оба должны иметь номер страницы. Например, вы можете использовать цитату, которая показывает, как зверь является негостеприимным в качестве одного из ваших первых примеров. Вы также можете перефразировать проход, помещая его в свои собственные слова или суммировать более длинные отрывки, описывая события менее детально, своими словами. Независимо от того, цитируете ли вы, перефразируя или суммируя, убедитесь, что вы указали номер страницы для своих доказательств. Это предотвращает плагиат. . Составьте план.

Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.

Тема произведения всегда связана с его основной идеей. Идея — ото главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Идейная оценка, данная тем или иным характерам и явлениям, зависит от мировоззрения писателя. Если писатель принимает изображенную им действительность, сочувствует ей или оправдывает определенные ее стороны, можно говорить об идейном утверждении. Но автор может осуждать какие-то свой­ства воспроизведенной жизни, критически, негативно относить­ся к ним. В таком случае речь идет об идейном отрицании изо­бражаемого. В произведении может быть различное соотношение идейного утверждения и идейного отрицания.

Составьте схему, используя свое заявление тезиса, чтобы подготовить организованное эссе. План должен иметь римские цифры для каждого абзаца и регулярные числа для частей каждого абзаца. Посмотрите пример хорошего плана, который поможет вам. Заполните наброски тематическими предложениями и событиями из литературы, которые поддерживают каждое предложение темы. Напишите эссе. Написание эссе не должно быть затруднительным, если вы подготовили подробный план. Напишите не менее пяти абзацев. Заявление тезиса приходит в конце первого абзаца, и каждый абзац тела имеет одну или две цитаты или примеры из текста.

На этой странице искали:

  • тема произведения
  • тема произведения это
  • Что такое тема произведения
  • что такое тема произведения в литературе
  • что такое тема в литературе определение

тема пафос литературный идея

На прошлом занятии мы изучали категории содержание и форма литературного произведения. Тема и идея — это важнейшие составляющие содержания.

Термин тема часто употребляется в разных значениях. Слово thema греческого происхождения, на языке Платона оно означает положение, основу. В науке о литературе темой чаще всего называют предмет изображения. Тема скрепляет все части художественного текста, придает значениям его отдельных элементов единство. Тема — это все то, что стало предметом изображения, оценки, познания. В ней заключен общий смысл содержания. О.Федотов в учебнике по литературоведению приводит следующие определение категории тема: «Тема — это явление или предмет, отобранный, осмысленный и воспроизведенный определенными художественными средствами. Тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, обеспечивая единство действия» Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998.. Это объективная основа произведения, его изображаемая часть. Выбор темы, работа над ней связаны с опытом, интересами, настроением автора. Но в теме нет оценочности, проблемности. Тема маленького человека — традиционна для русской классики и характерна для многих произведений.

В произведении одна тема может доминировать, подчинять себе все содержание, весь состав текста, такую тему называют главной или ведущей. Такая тема — это главный содержательный момент в произведении. В фабульном произведении — это основание судьбы героя, в драматическом — сущности конфликта, в лирическом она образуется доминирующими мотивами Sierotwiсski S. Sіownik terminуw literackich. S. 161. .

Часто главная тема подсказывается названием произведения. В заглавии может быть дано общее представление о жизненных явлениях. «Война и мир» — это слова, обозначающие два главных состояния человечества, и произведение Толстого с таким названием — это роман, воплощающий жизнь в этих главных ее состояниях. Но заглавие может сообщать о конкретном изображаемом явлении. Так, повесть Достоевского «Игрок» — это произведение, отразившее губительную страсть человека к игре. Понимание темы, заявленной в заглавии произведения, может существенно расширяться по мере развертывания художественного текста. Само заглавие может приобретать символическое значение. Поэма «Мертвые души» стала страшным укором современности, безжизненности, отсутствия духовного света. Введенный заглавием образ может стать ключом к авторской трактовке изображаемых событий.

Тетралогия М.Алданова «Мыслитель» содержит пролог, в котором изображается время строительства Собора Парижского Богоматери, тот его момент, когда в 1210-1215 гг. создается знаменитая химера дьявола. Химера в средневековом искусстве — это изображение фантастического чудовища. С вершины собора рогатый, горбоносый зверь, с высунутым языком, бездушными глазами смотрит на центр вечного города и созерцает инквизицию, пожары, великую французскую революцию. Мотив дьявола, скептически созерцающего ход мировой истории, оказывается одним из средств выражения авторской историософии. Этот мотив ведущий, на уровне темы он лейтмотив четырех книг Алданова о мировой истории.

Нередко заглавие указывает на наиболее острые социальные или этические проблемы действительности. Автор, осмысляя их в произведении, в название книги может вынести вопрос: так произошло с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Иногда в заглавии намечена философская оппозиция: например, у Достоевского — «Преступление и наказание». Иногда содержится оценка или приговор, как в скандальной книге Салливана (Бориса Виана) «Я приду плюнуть на ваши могилы». Но не всегда название исчерпывает тематику произведения, оно может быть провокационным, даже полемичным всему содержанию текста. Так, И. Бунин нарочито озаглавливал свои произведения так, чтобы название ничего не приоткрывало: ни сюжета, ни темы.

Еще один критерий различения тем — их связь со временем. Преходящие темы, темы одного дня, так называемые злободневные, живут недолго. Они свойственны сатирическим произведениям (тема рабского труда в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга»), текстам публицистического содержания, модным поверхностным романам, то есть беллетристике. Злободневные темы живут столько, сколько им отпущено злобой дня, интересом современного читателя. Емкость их содержания может быть или очень мала, или совершенно неинтересна последующим поколениям. Тема коллективизации в деревни, представленная в произведениях В.Белова, Б.Можаева, сейчас не затрагивает читателя, живущего не столько желанием разобраться в проблемах истории советского государства, сколько в проблемах жизни в новой капиталистической стране. Самых широких пределов актуальности, значительности достигают общечеловеческие (онтологические) темы. Интересы человека к любви, смерти, счастью, истине, смыслу жизни неизменны на протяжении всей истории. Это темы, относящиеся ко всем временам, всем нациям и культурам.

—>

Тема (thema) в переводе с древнегреческого буквально озна­чает «нечто, положенное в основу». Это жизненный материал, взятый для отображения в произведении; иначе говоря, то, что изображается, предмет изображения.

Предметом изображения в художественной литературе могут быть различные явления жизни общества, человека, природы. В произведении могут изображаться объекты материальной культуры (например, готические храмы в поэзии О. Мандель­штама). Иногда предметом изображения становятся нереальные фантастические существа и явления (например, Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова). Основным предметом познания в художественной литературе являются особенности человеческой жизни как во внешних проявлениях, так и в их внутренней духовной сущности. Итак, тема — это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произве­дения.

Тема — это начальный момент авторской концепции произ­ведения. Ведь то, какие явления действительности отобраны писателем, уже говорит о направленности его творчества. В произведении всегда имеется несколько тем, среди которых доминирует главная. Совокупность тем произведения составляет его тематику. Писатели могут создавать произведения на разные темы, но могут быть приверженцами и какой-то одной. Так, драмы А. Островского посвящены жизни купечества, Н. Некра­сова волновали судьбы русского крестьянства, И. Тургенев изо­бражал дворянство. Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя. Такие писатели, как В. Белов, В. Распу­тин, Ф. Абрамов, обращаются к теме деревни; В. Быков, Ю. Бон­дарев, Б. Бакланов сосредоточены на военной тематике; Ю. Три­фонова, А. Битова интересует жизнь городской интеллигенции. Темы имеют исторический характер, так как меняются с те­чением времени. Темы, которые доминировали в литературе в определенный период, уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писа­телей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны. Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.

Тема произведения всегда связана с его основной идеей. Идея — ото главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Идейная оценка, данная тем или иным характерам и явлениям, зависит от мировоззрения писателя. Если писатель принимает изображенную им действительность, сочувствует ей или оправдывает определенные ее стороны, можно говорить об идейном утверждении. Но автор может осуждать какие-то свой­ства воспроизведенной жизни, критически, негативно относить­ся к ним. В таком случае речь идет об идейном отрицании изо­бражаемого. В произведении может быть различное соотношение идейного утверждения и идейного отрицания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —>Об­зор сай­тов

Образование

Книги

Василий Крутов — Возвращение к себе

5. Тема и идея литературно-художественного произведения; их взаимосвязи и взаимодействие. Тематика и проблематика.

Литературоведение 5 курс

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Понятие о теме. В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель

обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением. Нетрудно убедиться в правомерности суждения Аристотеля и на материале литературы нового времени. Например, Лермонтов показал Печорина и в «Княгине Литовской» и в «Герое нашего времени». Тем не менее эти произведения не слились в одно, а остались разными.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи. Поэтому когда мы говорим, что в произведении дано необходимое или, напротив, что в нем имеется лишнее, то мы имеем в виду именно это единство.

Термин «тема» употребляется до сего времени в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении. С первой точки зрения, темой, например, гоголевского «Тараса Бульбы» является освободительная борьба украинского народа с польской шляхтой. Со второй — проблема народного товарищества как высшего закона жизни, определяющего место и назначение человека. Более правильным (хотя отнюдь не исключающим в ряде случаев первого) представляется второе определение. Оно, во-первых, не допускает смешения понятий, так как, понимая под темой жизненный материал, обычно сводят ее изучение к анализу изображаемых объектов. Во-вторых — и это главное,- понятие темы как основной проблемы произведения естественно исходит из ее органической связи с идеей, на что справедливо было указано М. Горьким. «Тема,- писал он,- это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще не оформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

В некоторых произведениях проблемный характер тем подчеркнут писателями самими заглавиями: «Недоросль», «Горе отума», «Герой нашего времени», «Кто виноват?», «Что делать?», «Преступление и наказание», «Как закалялась сталь» и т. п. Хотя заглавия большинства произведений непосредственно и не отражают поставленных в них проблем («Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Тихий Дон» и т. д.), во всех подлинно значительных произведениях поднимаются важные вопросы жизни, идут напряженные поиски возможных и нужных решений их. Так, Гоголь неизменно стремился в каждом своем творении «сказать еще не сказанное свету». Л. Толстой в романе «Война и мир» любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» — «семейную мысль».

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как целого. Не уяснив всего многообразия изображенной картины жизни, мы не проникнем в ту сложность проблематики, или тематики произведения (то есть во все сцепление поставленных вопросов, в конечном счете восходящих к основной проблеме), которая только и позволяет действительно понять тему во всей ее конкретной и неповторимой значимости.

Понятие об основной идее литературного произведения. Писатели не только ставят те или иные проблемы. Они ищут и пути их решения, соотносят изображаемое с утверждаемыми ими общественными идеалами. Поэтому тема произведения всегда связана с его основной идеей. Н. Островский в романе «Как закалялась сталь» не только поставил проблему формирования нового человека, но и разрешил ее.

Идейный смысл литературного произведения. Одной из распространенных ошибок в понимании идеи произведения является сведение ее во всех случаях лишь к прямым положительным утверждениям автора. Это приводит к односторонней трактовке произведения и тем самым — к искажению его смысла. Например, в романе Л. Толстого «Воскресение» его главную силу составляют отнюдь не утверждаемые писателем рецепты спасения человечества, а, наоборот, сокрушительная критика общественных отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то есть критические идеи Толстого. Если мы будем опираться лишь на положительные (с точки зрения Толстого) высказывания писателя в «Воскресении», то можем свести основную идею этого романа к проповеди нравственного самоусовершенствования как принципа индивидуального человеческого поведения и непротивления злу насилием как принципа взаимоотношений между людьми. Но если мы обратимся и к критическим идеям Толстого, то увидим, что в идейный смысл «Воскресения» входит раскрытие писателем экономического, политического, религиозного и нравственного обмана, совершаемого эксплуататорами по отношению к трудящемуся народу.

Понимание основной идеи романа может и должно вытекать из анализа всего его идейного содержания. Лишь при этом условии мы можем правильно судить о романе, о его силе и слабости, о характере и социальных корнях имеющихся в нем противоречий.

Кроме того, нужно учитывать, что в ряде литературных произведений прямо выражены лишь критические идеи. К таким произведениям относятся, например, «Ревизор» Гоголя и многие сатирические произведения Салтыкова-Щедрина. В подобных произведениях обличение различных общественных явлений также дано, конечно, в плане определенных положительных идеалов, но непосредственно, однако мы имеем здесь дело именно с критическими идеями, по которым только и можем судить о высоте и правильности идейного смысла произведения.

Авторский замысел и идея литературного произведения. Чтобы понять значение идеи того или иного произведения, важно представить себе и ее возможное отличие от того замысла, который писатель в этом произведении хотел воплотить. Гоголь представил в «Шинели» трагическую судьбу бедных людей, стоящих на низшей ступени чиновничье-бюрократической лестницы его времени. Реалистически показывая потрясающую бедность своего героя, придавленность его сознания, попрание его человеческого достоинства, Гоголь, однако, не пришел к тем выводам, которые позднее сделают революционные демократы. И все же показанное Гоголем положение Акакия Акакиевича, раскрытие писателем враждебности человеку всей системы господствовавших тогда общественных отношений давали для таких выводов полное основание. Подобное положение можно наблюдать и в ряде других случаев. Достаточно вспомнить статьи Белинского, Чернышевского и Добролюбова о Тургеневе, Гончарове, А. Островском, чтобы убедиться в этом.

Понимая возможность расхождения замысла произведения с его идеей, нужно в то же время учитывать, что правильный взгляд на вещи содействует правдивости и значительности изображения. Наоборот, ложные или противоречивые взгляды снижают ценность изображенного или даже полностью уничтожают ее, так как в конечном счете приводят к искажению тех или иных сторон действительности.

Это обстоятельство определяло и определяет борьбу прогрессивных деятелей литературы за высокую идейность произведений литературы, за утверждение передового мировоззрения. Ясно, что, чем правильнее, глубже, полнее и шире будет замысел литературного произведения, тем значительнее будет и его объективная идея.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий