что такое светская музыка?

  1. Энциклопедия
  2. Музыка
  3. Духовная музыка

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения, такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хорапы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыка относятся:

1. Псалмы представляют собой короткие музыкальные творения, созданные посредством текста Псалтыря. Псалмы относятся к античной духовной музыке. С 16 столетия псалмы применяются при погребении усопших. В 19 -20 столетиях псалмы начали сочинять Мендельсон, Гендель, Бах, Шуберт и Янченко. Популярные псалмы называются «симфонией псалмов».

3. Реквиемы – это заупокойная католическая месса. Самой первой реквиемой является канонический латинский текст Реквием Дюфаи. Первое сохранившее произведение – это «a capella», написанное Йоханессом Окегемом. С 18 века реквиемы стали частью духовной музыки.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

Вариант 2

Под этим термином понимается музыкальное направление, связанное с богослужением или частным выражением духовных потребностей и исканий верующих.

В разных религиях представления о духовной музыки существенно различаются.

В иудаизме музыка, исполняемая в синагоге, обычно связана с традициями страны, где она находится. Для синагогальной музыки  характерно использование хора. По поводу использования музыкальных инструментов (в частности, органа) в иудейской среде ведутся дискуссии.

Исламская духовная музыка, восхваляющая Аллаха, Мухаммеда и мусульманских святых зародилась в средневековой Индии, и носит название кавалли.

В христианстве наиболее распространенные ее жанры это – гимны, хоралы, псалмы, страсти и секвенция.

Из католических авторов можно упомянуть монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже духовную музыку начали сочинять и светские композиторы.

Для католической духовной музыки характерно обращение к теме богослужения. Одним из популярных жанров являлись мессы. Первым композитором, написавшим музыку, под которую идет литургия, был Гийом де Машо, живший в XIV веке. Однако в позапрошлом столетии мессы стали использоваться не только в храмах, но и исполняться на обычных концертах. К данному жанру обращались Бетховен, Моцарт, Шуберт и другие великие композиторы.

Популярным жанром были и реквиемы, которые изначально были частью заупокойной службы в церкви. Их писали Моцарт, Верди, Берлиоз и многие другие.   

Для протестантской духовной музыки характерны хоралы и страсти. Страсти появились с XVII века. Целью их создателей было выразить религиозные чувства и переживания по поводу распятия Христа и других событий, описанных в Библии.

Распространенные жанры протестантской музыки это гимны, хоралы, псалмы и страсти.

Псалмы пишутся по принципам древних псалмов, содержащихся в библейской книге Псалтырь. К этому жанру обращались Мендельсон, Гендель, Бах и другие знаменитые композиторы.

5, 6, 7 класс

Духовная музыка

Интересные ответы

  • Стоунхендж — доклад сообщение

    Стоунхендж, по мнению многих историков, является одним из самых загадочных мест в мире. Этот набор камней, выложенных концентрическими кольцами и подковообразными фигурами на пустой равнине в Солсбери

  • Доклад Подорожник 2, 3, 6 класс сообщение

    Подорожник – многолетнее растение семейства Подорожниковые. Своё название он берет от латинского слова Plantago, что означает «подошва ноги».

  • Река Миссисипи — сообщение доклад

    Миссисипи — это одна из самых известных рек в мире, и по множеству интересных причин. Название «Миссисипи» переводится с индейского языка как «великая река».

  • Жизнь и творчество Уильяма Шекспира

    Уильям Шекспир – один из лучших поэтов и драматургов всех времён и народов. 154 сонета, 4 поэмы, 3 эпитафии и 38 пьес составляют его творческое наследие. Произведения этого автора остаются необычайно популярными даже спустя

  • Жизнь и творчество Максима Горького

    Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) является зачинателем новой эпохи в истории русской и мировой литературы. Его творчество кровно связано с родным народом. И поэтому его называют народным писателем.

Чтобы подчеркнуть сакральность ритуальных обрядов, необходима гармоничная мелодия. Духовной музыкой по определению называются инструментальные и вокальные композиции, так или иначе связанные с текстами религиозной тематики. Эти произведения, в отличие от некоторых светских мелодий, годящихся только для пустого времяпрепровождения, призваны зажечь неугасимый огонь веры в сердце каждого слушателя.

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

В культурах Древнего Востока, а также у кельтов и эллинов существовали свои сакральные обряды, которые не обходились без музыкального сопровождения.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

От первых песнопений до новых жанров

В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.

Особенности византийской традиции:

  • Главенство слова.
  • Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
  • Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
  • Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
  • Плавное и последовательное течение мелодии.

Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.

Жанр представлял собой мужское хоровое одноголосье.

Западноевропейские системы пения:

  • В католической традиции появляется связанный с римским папой Григорианский хорал (VII век).
  • Развитие полифонии или «органум» (IX век).
  • Многоголосый дискант (XII век).
  • Более поздним жанром духовной музыки, отличающимся сложностью форм, является месса, возникшая позже.

Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.

Основные этапы в истории российской церковной музыки:

  • Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
  • Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
  • Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
  • Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
  • Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
  • Возрождение.

На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

  • месса;
  • реквием;
  • псалом;
  • секвенция;
  • пассионата;
  • хорал.

Как известно, византийские каноны не допускали инструментального сопровождения, ограничиваясь исключительно вокальным исполнением. Это послужило развитию несколько иной традиции, которая существенно отличалась от западной.

Список православных жанров:

  • величание;
  • кондак;
  • всенощная;
  • стихара;
  • литургия;
  • тропарь.

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

В протестантизме всё выглядит по-другому. К примеру, во многих евангельских церквях звучат радостные, мажорные мелодии, призывающие прихожан к радости.

Иудея и Ислам

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Первые христианские общины очень много взяли из иудейской музыкальной традиции.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Основные жанры

Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.

Описание основных жанров:

  • Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
  • Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
  • Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
  • Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
  • Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
  • Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.

В современном мире духовная музыка полностью освободилась от узких церковных канонов. Беря за основу огромное мировое наследие, создаются разнообразные произведения самого высокого класса.

Духовная музыка

Духовная музыка — музыка религиозного содержания, исполняемая в храме, церкви или в быту. То есть понятие «духовность» в широком смысле не всегда то же самое, что понятие «духовная музыка». Оно шире, т.к. наша духовность – это не только вера в Бога. Духовно развитый человек не обязательно религиозен. Но сегодня речь идёт о духовной музыке, а под ней подразумевается музыка, обращённая к Богу. Духовную музыку называют также культовой, т.к. она посвящена религиозному культу.

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хоралы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыки относятся:

1. Псалмы представляют собой короткие музыкальные творения, созданные посредством текста Псалтыря. Псалмы относятся к античной духовной музыке. С 16 столетия псалмы применяются при погребении усопших. В 19 -20 столетиях псалмы начали сочинять Мендельсон, Гендель, Бах, Шуберт и Янченко. Популярные псалмы называются «симфонией псалмов».

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

3. Реквиемы – это заупокойная католическая месса. Самой первой реквиемой является канонический латинский текст Реквием Дюфаи. Первое сохранившее произведение – это «a capella», написанное Йоханессом Окегемом. С 18 века реквиемы стали частью духовной музыки.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

С развитием европейской цивилизации под духовной музыкой подразумевается именно христианская музыка. 

Виды духовной музыки: — Католическая музыка 

— Православная музыка 

— Протестанская музыка 

— Афро-американская духовная музыка 

— Спиричуэлс

— Госпел 

Этапы развития духовной музыки:

— многоголосие (хор) 

— хор в сопровождении инструментов (орган, симфонические инструменты) – на Западе 

— вокально-хоровая музыка a cappella – в России 

— (a cappella – пение без инструментального сопровождения)

Для духовной музыки очень важен текст, осмысленное произнесение слова, ведь в ней человек обращается к Богу, поэтому духовная музыка по своему характеру — серьёзная, возвышенная, философская музыка.

image

в История быта и искусств3 года назад

В период готики в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях, и народное творчество.

Весьма развито было явление странствующих музыкантов, которые исполняли музыку светского характера при дворах аристократов и среди простого народа.

Среди артистов подобного рода следует отметить одну из категорий гистрионов — народных бродячих актеров раннего Средневековья (9-13 вв.), как их называли на юге Франции, тех, которые были сочинителями и исполнителями стихов, баллад и танцевальных песен. В Так, епископ Томас Салисберийский из Кабхема в конце 13 века писал:

В«…существует 3 вида гистрионов. <…> Третий вид гистрионов снабжен музыкальными инструментами для развлечения людей. Он делится на 2 рода: одни посещают таверны и поют там сладостные песни, другие воспевают подвиги королей и жития святыхВ».

А трубадуры — это средневековые поэты-музыканты — инструменталисты и певцы,В  преимущественно действовавшие в Окситании. Их творчество охватывает период с конца XI до XIII веков, а расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании.

Они активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. Их поэзия была поэзией верхушки аристократического общества, однако среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка.

В«Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеруВ» (нач. XIII века) содержит список необходимых для него умений:

В«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…В»

Исследователи выделяют следующие жанры трубадурской песни:

— Кансона — это просто лирика о рыцарской любви, имеющая куплеты и припев;

— Сирвента — песня, имеющая форму кансоны, но затрагивающая вопросы религии, политики, морали;

— Дескорт — песня с беспорядочной композицией соответственно смешанным чувствам певца, которые были вызваны любовными огорчениями несогласия с Дамой.В 

В это же время — XI—XIV века — развивалось народное творчество вагантов.

Ваганты, или голиарды — творческие люди, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Но обычно слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве преимущественно латинским языком.

Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой, и лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.

Велико влияние античной поэзии, Овидия. Поэзия лишена черт куртуазности; она посвящена не типичной Прекрасной Даме, а женщины из плоти и крови, поэтому часто творчество вагантов более раскрепощено, чем чье-либо иное. Частый мотив сил природы, вина (ведь это, в том числе, застольные и студенческие песни), пародии — в том числе, религиозных произведений.

В«Колесо фортуныВ». Миниатюра из крупнейшего рукописного сборника поэзии вагантов Carmina Burana

И, наконец, миннезингеры.

Это австрийские и немецкие лирические поэты-певцы, чья основная масса состояла из представителей рыцарского сословия. Они воспевали рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, сохраняя практически во всех произведениях религиозный и морализаторский оттенок. К сожалению, музыка миннезангов практически не сохранилась, в отличие от лирики.

Теперь следует рассмотреть характерные (правда, уже больше для периода готики) песенные и музыкальные жанры.

Эстампи, или эстампида — жанр средневековой светской одноголосной вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Французские эстампи XIII в. — древнейший дошедший до нас нотированный образец инструментальной музыки Европы.

«Из-за своей изысканности эстампи заставляет души юношей и девушек сосредоточиться, отвлекая их от порочных мыслей».

Эстампида 13 века

Органум — жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков, являющаяся исторически наиболее ранней формой европейской многоголосной музыки.

Органум авторства Леонина — легендарной личности, о которой вы сможете прочесть ниже

Гокет (от фр. hoquet — икота) — техника многоголосной композиции в музыке XII—XIV веков. Суть техники состоит в том, что мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам или инструментам, отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся.

Мотет — вокальное многоголосное произведение склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья.

Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на В«вульгарныхВ» наречиях) в церкви не распевались. В отличие от прочих жанров того времени, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя.

Мотет с гокетами 13 века — «In seculum Sire Dieus»

Кондукт — средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную тематику. Расцвет жанра произошел во Франции во второй половине 12 и в первой половине 13 веков. Кондукты функционировали обычно вне рамок церкви, являясь жанром паралитургической музыки. Но, вместе с тем, как полагают современные музыковеды, некоторые кондукты могли петь в ходе литургических процессий или литургических драм. Тематика кондукта разнообразна — чаще всего это духовные стихи, парафразирующие Святое Писание, также мемориальные и В«окказиональныеВ» тексты, откликающиеся на события светской и церковной истории. В поздних кондуктах встречаются сатирические и даже эротические тексты.

Кондукт из сборника Codex Edelberg, Швейцария, XII век

Но одним из главных достижений вокального искусства Средневековья стало григорианское пение — cantus planus — литургическая монодия римско-католической церкви. Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития именноВ  григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки.

По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное, то есть состоящее из чередования двух групп певчих, и респонсорное, то есть состоящее из чередования пения солиста и ансамбля либо хора. Община в богослужебном пении в целом участие не принимает за исключением некоторых общих молитв.

Григорианский хорал — молитва «Dies Irae»

Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, его сущность — распев молитвословного текста, омузыкаленная, В«озвученнаяВ» молитва — именно текст обусловливает ритмику хорала.

Наконец, перейдем к особо выделяющимся музыкальным инструментам эпохи.

Так называемая Библия Мациевского 13 века, Франция.

Несмотря на то, что главным музыкальным инструментом всегда был человеческий голос, в отличие от музыкальной традиции восточного христианства — Византии, именно духовная музыка западного христианства допускала большое количество музыкальных инструментов.

Одним из них был орган. Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы. Ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 сантиметров, расстояние между клавишами достигало полутора сантиметров. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

Были распространены ручные органы с восемью трубами и восемью клавишами, изображения которых появляются во Франции в X в. Правой рукой музыкант перебирал клавиши, а левой нажимал на мехи, подкачивающие воздух, а сам инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта.

Часто в иллюстрациях манускриптов, средневековых романах 9-12 веков и современных художественных интерпретациях той эпохи фигурирует фретель — многоствольная флейта, состоящая из набора трубок — камышовых, тростниковых или деревянных — разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом. С XIV в. фретель приобретает значение музыкального инструмента, на котором играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародным, несмотря на то, что до этого его социальные характеристики были не так выражены.

Миниатюры из рукописи XI в. Национальной библиотеки Парижа. Фретели, флейты и виолы

Сама же флейта до 13 века была двойной, как на третьем рисунке миниатюры, причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе флейты могло варьироваться варьировалось до семи. Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.

Также характерным духовым музыкальным инструментом был шалмей — язычковый двухсекционный деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Не позднее XII века в Европу со Среднего Востока были завезены духовые инструменты типа зурны, которые, ввиду особенностей местных материалов производства инструмента уже в Европе, были модернизированы так, что возник уже новый музыкальный инструмент — шалмей. Он был очень популярен во всех сословиях, но до нас не дошло ни одного сохранившегося средневекового шалмея. Поэтому вся информация о них черпается из изобразительных и письменных источников.

Волынка — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы. Она представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Рукопись В«Cantigas de Santa MariaВ», написанная в Кастилии в середине 13 века, описывает несколько типов волынок. Это шеврет — духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. Другой разновидностью волынки был хоро или хорум.

Хоро

Одним из довольно интересных и характерных ударных музыкальных инструментов, распространенным в Средние века во Франции, был тимбр — две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев.

Изображение танцовщицы из лиможской рукописи XII в. Национальной библиотеки Парижа

Из всех средневековых смычковых струнных инструментов виола считалась самым благородным и самым сложным для исполнителя. По описанию доминиканского монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на более ранних миниатюрах представлены и трех-, и четырехструнные инструменты. При этом струны натягиваются как на В«конекВ», так и прямо на деку. Судя по описаниям, звучала виола не громко, но очень мелодично.

А теперь обратимся к персоналиям.

Школа Нотр-Дам, названная так благодаря своей связи с кафедральным собором Нотр-Дам в Париже, в современной истории музыки — это обозначение сообщества церковных музыкантов в Париже в эпоху приблизительно между 1150 и 1250 годами, связанных жанрово-стилевой и композиционно-технической общностью. Главный источник музыки школы Нотр-Дам — В«Большая книга органумаВ» (Magnus liber organi) — сборник, содержащий более 1000 различных музыкальных сочинений. Подавляющее большинство композиций школы Нотр-Дам анонимно; известны лишь имена выдающихся композиторов Леонина и его последователя Перотина.

Перотин,

часто называемый Перотином Великим — французский композитор рубежа 12—13 веков, крупнейший представитель Школы Нотр-Дам. Он руководил хором парижского собора Нотр-Дам и возглавлял сложившуюся вокруг него композиторскую школу. Также является автором многих органумов, в том числе масштабных четырёхголосных В«Viderunt omnesВ» и В«Sederunt principesВ».

Икона, на которой, возможно, изображен Леонин

Леонин, Magister Leoninus — полулегендарный французский композитор и представитель певческой школы собора Нотр-Дам второй половины 12 века. По свидетельству музыкального теоретика XIII века Анонима IV, Леонин был лучшим сочинителем органумов своего времени, составителем Большой книги органума (Magnus liber organi), включающей различные песнопения годового церковного обихода, — важнейшего нотного памятника той эпохи. Начал формировать принципы модальной ритмики.

Таким образом, музыка Средневековья представляет собой интересное, многомерное явление, включающее в себя огромное количество жанров, направлений и техник…

Как вам?;)

Источником преимущественно являлась Википедия, но придерживалась я тех статей, которые имели библиографию. Также использовался один из учебников по истории культуры, но уже и не вспомню, какой…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий