Что такое Сунна? Место Сунны в исламском законодательстве (часть 2 из 2)

Сунна – краткая характеристика

Пока пророк Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно.

Вначале применяли три способа. Именно, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к «прецедентам», т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).

Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции. С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка, – концепция, основанная на документах; с другой – независимое исследование вопроса – концепция умозрительного характера. В первый период ислама факих (законовед, от фикх – законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество «прецедентов», должен был прибегать к «раю», но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.

Что же такое сунна? В Коране встречаются выражения «сунна предков» и «сунна Аллаха» в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово «сунна» означало деяния, поступки и слова Мухаммеда. «Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду», – совершенно правильно пишет востоковед Вензинк. В расширенном значении сунна – свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. Кто отходил от нее, впадал в состояние биды – «нововведения, новшества». Со временем слово бида получило значение «ересь» и даже стало синонимом слова «куфри («полное неверие»). Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр – акт умышленного сопротивления. Но если мусульманские консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюции ислама, иногда разрешали его при условии «согласного мнения» религиозных авторитетов (иджма).

Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название «ахль ас-сунна» – «люди сунны», или «сунниты».

Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах. Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять «слово Аллаха» независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения. Это породило наряду правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.

  • Вы здесь:  
  • Исламский мирimage
  • Сунна – краткая характеристика

Ещё по теме…

Зарождение общины Ахлю Сунна уаль-Джама’а

Первые десятилетия общины 

При жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) люди разделились на три группы. Людей, не принявших веру и открыто выступивших против Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), назвали кафир (неверующий). Не принявшие веру, но сделавшие вид, что приняли Ислам, стали называться мунафик (лицемер). Те, которые приняли Ислам при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), встречались с ним, и умерли мусульманами, назывались асхаб (сподвижники). Вера всех сподвижников была истинной, и они одинаково воспринимали явные предписания Благородного Корана и Сунны. 

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в одиннадцатом году Хиджры (далее г.х.) первым Халифом был единодушно избран Абу Бакр, (родился за 50 лет до Хиджры.) да будет доволен им Аллах. Он был Халифом 3 года и умер в возрасте 63-х лет. В 13-ом г.х. вторым Халифом стал ‘Умар бин аль-Хаттаб, (р. за 40 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 23-м г.х. в возрасте 63-х лет стал шахидом. Затем, Халифом был избран ‘Усман бин ‘Аффан, (р. за 47 лет до х.) да будет доволен им Аллах. В 35-ом году он стал шaхидом в возрасте 82-х лет. После него четвертым Халифом правоверных стал Али бин Абу Талиб, (родился за 23 года до хиджры) да будет доволен им Аллах. В сороковом году хиджры в возрасте 63-лет он стал шахидом от руки хариджита. 

Община после Праведных Халифов 

Первых четырех Халифов Ислама называют аль-Хулафа ар-Рашидин. Праведные Халифы правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их еще не были написаны и открыто против ученых Суннитов они не выступали. После этих 30 лет, в подтверждение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха),[1] стали появляться группы верующих, сбившихся с пути, указанного Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), и открыто выступивших против истинного пути. Однако количество заблудших никогда не было многочисленным, что так же было предсказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).[2] Последователи неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха. Спаслись лишь те мусульмане, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). 

Последователи этого Пути стали называться «Ахлю Сунна уаль-Джама’а», что в переводе означает «Люди Сунны и Согласия».[3]

Подтверждением истинности этого пути являются многочисленные айаты Благородного Корана и Хадисы (высказывания Посланника). О достоверности этого пути написано много сотен книг, в которых произведен самый тщательный анализ основополагающих произведений Приверженцев Сунны. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что последователи общины «Ахлю Сунна уаль-Джама’а» (последователи 4-х мазхабов) идут по пути Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах ученые Ислама скрупулезно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац книг реформаторов, в которых искажаются истинные знания. Из-за неверного толкования Корана и Сунны в соответствии с собственным пониманием смысла айатов и хадисов, выводы этих «ученых» противоречат согласованному мнению (иджма) Сподвижников, Табиинов и Табаи Табиинов. 

Таким образом, в Исламе стали появляться различные направления, школы, отличающиеся друг от друга использованием различных методов при извлечении знаний из первоисточников. Стало воплощаться в жизнь предсказание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о появлении в будущем в мусульманской умме (общине мусульман) 73-х направлений, из которых только одна община будет стоять на верном пути.[4]

Религия Ислам не обязывает своих последователей знать все сокрытое в айатах Благородного Корана. Таковы, например научные знания. Не всякая наука (и светская и религиозная) понятна обычному человеку. Из области научных знаний обычный человек воспринимает лишь малую ее часть. Ведь сказано в Коране:

وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ

«Аллах приводит людям эти притчи для назидания. Но только разумные извлекают для себя поучительные уроки». (сура 29, айат 43) 

Примечание

[1] Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Сыновья Исраиля разделились на семьдесят две группы. Моя же Умма разделится на семьдесят три группы. Они все окажутся в Аду, кроме одной…» Когда же Асхабы спросили: — А кто же эти спасшиеся, о, Посланник? – Он ответил: «Это те, кто будет идти моим путем и путем моих Асхабов». (Хадис приведен у Ибн Маджа и Тирмизи)

[2] Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Моя Умма не станет объединяться на основе заблуждений».(Хадис приведен у Ибн Маджа).

[3]Внимание! При написании выражения «Приверженцы Сунны» — «Ахлю Сунна» или термина «Сунниты» с Заглавной Буквы (прописной), будет подразумеваться община «Ахлю Сунна уаль-Джама’а – «Люди Сунны и Согласия» – последователи одной из 4-х сохранившихся до нашего времени богословско-правовых мазхобов (школ) ортодоксального Ислама. В то время как словом «сунниты», могут называться последователи всех направлений, если, конечно, их представители не отрицают какое-либо открытое (явное) положение Корана или Сунны.

[4] В последние десятилетия появились «ученые», которые передают искаженные знания и по вероучению (акыда), и по религиозному праву (фикх), беззастенчиво называя себя приверженцами Ахлю Сунна уаль-Джама’а. Книги с опровержениями ложных вероучений есть на многих языках мира, и при желании, их можно отыскать почти в любом крупном городе. Мы просим Всевышнего Аллаха проявить к заблудшим мусульманам свою Милость и, убрав пелену с их глаз, наставить их на путь спасения – на путь Ахлю Сунна уаль-Джама’а. Участились выпуски книг и брошюр, в которых известные и малоизвестные реформаторы пропагандируют свое понимание, приписывая собственные суждения ученым 4-х мазхабов ортодоксального Ислама.

Из книги: «Ахлю Сунна уаль-Джама’а»

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

МухаммедМухаммад — (محمد)
Биографические данные
Имя при рождении
Дата рождения 22 апреля571 года
Место рождения Мекка
Дата смерти 8 июня632 года (61 год)
Место смерти Медина
Похоронен Масджид ан-Набави
Национальность араб, хашимит, курайшит
Семья
Отец Абдуллах
Мать Амина бинт Вахб
Братья нет
Сёстры нет
Супруги

Хадиджа бинт ХувайлидСауда бинт ЗамаАиша бинт Абу БакрХафса бинт УмарЗайнаб бинт ХузаймаУмм Салама бинт Абу УмайяЗайнаб бинт ДжахшДжувайрия бинт ХарисРайхана бинт ЗейдСафия бинт ХуяйРамля бинт Абу СуфьянМария аль-Кибтия

Маймуна бинт аль-Харис

Сыновья Касим, Абдуллах, Ибрахим
Дочери Зайнаб, Рукаййа,Умм Кульсум, Фатима
Потомки Ахль аль-Бейт • АлидыШерифы • Сеиды
Имена и титулы Полное имя

Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибнАбд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шис ибн Адам

Титулы

Биография Жизнь в Мекке
571 Рождение
583 Путешествие в Сирию
585 Кощунственная война
595 Поездка в Бусру
610 Начало пророчества
619

Переселение в Таиф

621

Исра и мираджПервая клятва при Акабе

622 Вторая клятва при АкабеХиджра

Жизнь в Медине

623 начало войны против курайшитов
624

женитьба на Аише

625
626

женитьба на Умму Салама

627
628

женитьба на Сафие, Умм Хабибе и МаймунеБайа РидванХудайбийский договор

632 прощальное паломничествосмерть
Сражения
623 Абва ·Буват ·Сафаван ·Аль-Ашир
624 1-й Бадр ·Кудр ·Савик ·Бану Кайнука
625 Гатафан ·Бахран
626

Ухуд ·Аль-Асад ·Бану Надир ·Неджд

627

2-й Бадр ·1-й Джандаль ·Битва у рваБану Курайза ·2-й Бану Лахьян

628

Б. Мусталик ·Худайбия ·Хайбар ·Фидак3-я Кура ·Датуль-Рика ·Бану Бакра

630 Мекка ·Хунайн ·Аутас ·Таиф ·Табук
См. также Коран — Сунна — ХадисыСираМавлидСалаватМечетьНурСахабаДжахилияЗульфикарХиджра в Эфиопию
 
      

Наказания дия (компенсация) • кисас (месть) • раджм (побивание камнями) • тазир (осуждение) • хадд (наказание) • каффара (искупление)Мазхабы ханафизм • маликизм • шафиизм • ханбализм • джафаризм • исмаилизм • зейдизм • ибадизм • захиризмПредписания фард • ваджиб (обязательное) • суннат • мустахабб (желательное) • халяль • мубах (разрешённое) • макрух (порицаемое) • харам (запретное) бида (новшество) • грехи • далиль (довод) • манхадж (методология) • фетва • авторитеты в области шариата

Отрывок, характеризующий Сунна

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени. На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась. – Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо? – Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь. – Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу. – Садись, посиди со мной, – сказала графиня. – Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни. – Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть. – Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди. И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса. Категории:

Некоторые люди сейчас начинают активно распространять информацию о том, что хиджама – это не сунна, не давая развернутый на это ответ. Как обычно бывает, надо смотреть на контекст и на детали.

ЧТО ТАКОЕ СУННА?

Сказал ибн Таймия:«Сунна – это то, на чем был пророк, мир ему и благословение Аллаха, убеждением, словами и делами».См. “аль-Хамауия” 2.

СКОЛЬКИХ ВИДОВ БЫВАЕТ СУННА?

«Сунну можно разделить на три вида, так как она бывает словами, делами или решениями пророка ﷺ. А так же есть четвертый вид, а это то, что связанно с его внешним видом и чертами характера ﷺ». См. Решение постоянного комитета (ибн Баз, Афифи, Гудаян) 1-й сборник, 4/358, фетва № 9450

Теперь давайте посмотрим, что говорит шейх аль-Альбани разъясняя сунну поклонения и сунну обычая в «Сильсиляту аль-худа уа ан-нур» 367. Приведём лишь тезисно его слова т.к. материала там много.

ЧТО ТАКОЕ СУННА ПОКЛОНЕНИЯ?

Сунна поклонения- это совершение действий пророка ﷺ, чтобы приблизиться к Творцу.

Например, читать дополнительные намазы или читать дуа во время опасностей.

ЧТО ТАКОЕ СУННА ИЗ ОБЫЧАЯ?

Сунна из обычая — это то, что делал пророк ﷺ, но совершение этого, не является поклонением.

Например, пророк ﷺ носил длинные волосы, значит ли это, что таким образом он приближался к Аллаху? Нет, это просто было обычаем арабов того времени и личным предпочтением пророка ﷺ. Но это всё равно называется сунной в общем его понимании т.к. значения сунны бывают разные, как об этом упомянуто выше.

Поэтому хиджама – это однозначно сунна, но вот уже является ли она той сунной, которая из акта поклонения, соблюдая которую мы получаем награду или она просто сунна из обычая или лекарства, то это совсем другой вопрос.

Поэтому, когда задаётся вопрос ученому о том, является ли хиджама сунной и если он отвечает «да» или «нет», следует уточнить что именно он имеет ввиду под сунной т.к. в разные периоды времени и в разных книгах под сунной подразумеваются разные аспекты и стоит это различать. Поэтому некоторые братья и сёстры впали в сомнения, когда им скидывают слова одних учёных, где они говорят «хиджама — это сунна, забытая сунна» или «хиджама — это не сунна».

Более того, хиджама это не только слова и действия пророка ﷺ, но это ещё и прямое повеление, и побуждение нам как мусульманам её совершать. Но и это ещё не всё. Помимо побуждения совершать умме делать хиджаму, пророк ﷺ установил определённые условия для неё, а именно в желательных и не желательных днях, а также в том, в каком состоянии стоит её делать (на пустой желудок).

Встаёт вопрос, как будучи не грамотным в медицине человеком, пророк ﷺ установил определенные дни для хиджамы? Ведь в те времена и по сей день, с научной точки зрения нет фактов того, почему стоит делать именно 17, 19, 21 числа, а также в понедельник, вторник и четверг.

Да есть теория лунных дней и понимание того, что есть приливы и отливы и что организм себя в начале и в конце месяца ведет по-разному, но речь не идёт об общих фразах «делайте хиджаму во второй половине месяца», а речь идёт о конкретных 3-х днях в месяце и о конкретных днях недели.

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Кровопускание на пустой желудок — лучше, и в нём исцеление и благословение (аль-барака), оно прибавляет разума и памяти. Так СОВЕРШАЙТЕ же кровопускание с благословением Аллаха в четверг и остерегайтесь совершать его в пятницу, субботу, воскресенье, внимательно следя за этими днями. И совершайте кровопускание в понедельник и вторник, поистине, в этот день Аллах избавил Аййюба от его болезни, и Он подверг его испытанию в среду и, поистине, не начинается проказа кроме, как в день или ночь среды». Этот хадис передали Ибн Маджах 3487, аль-Хаким 4/409, аль-Хатыб аль-Багъдади в «аль-Факъих валь-мутафакъих» 2/224. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в силу существования у хадиса различных путей. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3169, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 766, «Сахих Ибн Маджах» 2825, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4497

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Кровопускание натощак – лучше! Оно прибавляет разума, памяти и прибавляет памяти, обладающему памятью. И тот, кто станет совершать кровопускание, (пусть делает это) с именем Аллаха в четверг и остерегайтесь совершать кровопускание в пятницу, субботу, воскресенье. И совершайте кровопускание в понедельник и вторник, и остерегайтесь совершать кровопускание в среду, ибо, поистине, это день, в который был испытан Аййюб, и не начинается проказа кроме, как в день или ночь среды”». Этот хадис передал Ибн Маджах 3488. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Ибн Маджах» 2826.

Священной книгой мусульман, как известно, является Коран. Но есть в этой мировой религии ещё один источник, который приверженцы ислама чтят не меньше, это – сунна.

Само слово «сунна» означает «обычай», «путь, которым надлежит следовать». До возникновения ислама такая «сунна» была у каждого арабского племени – свод неписаных законов и обычаев, унаследованный от предыдущих поколений и сохраняемый традицией (историки называют такое явление «обычным правом», т.е. правом, основанном на обычае).

В исламе же понятие сунны приобрело другое смысловое наполнение: путь пророка Мухаммеда, которым надлежит следовать, который надо считать ориентиром. Необходимость такого ориентира стала очевидна после смерти пророка, когда оказалось, что не для всякой ситуации есть предписание в Коране – в первую очередь это касалось решения государственных проблем и судебных дел. Вот тогда и возникает традиция обращения к личному примеру самого Мухаммеда. Высказывания и поступки пророка, будучи зафиксированы, стали вторым после Корана источником ответов на все возможные вопросы для мусульман.

Сунна регламентирует не только правовые вопросы (имущественные, государственные, вопросы семейного и уголовного права), но и поведение в повседневной жизни. Сунна существует в трёх видах: кауль, филь и такрир. Что подразумевается под этим? Кауль – это высказывания пророка. Фииль – это его дела, поступки, которые должны служить мусульманом образцом для подражания. И, наконец, такрир – это молчаливое одобрение пророком чьих-то слов и поступков, которое тоже рассматривается как своеобразное руководство к действию: если пророк против чего-то не возражал – значит, он это одобрял, значит, это следует считать разрешённым.

Всё это было известно благодаря асхабам – ближайшим сподвижникам пророка – и фиксировалось в хадисах (преданиях). Мусульмане очень ревностно относятся к достоверности хадисов – ведь пророк предупреждал, что тот, кто станет ему приписывать что-то, чего он не делал и не говорил, будет гореть в огне! Именно поэтому каждому хадису соответствует иснад – своего рода «цепочка» людей, передававших его друг другу. Первым звеном в такой цепочке является либо сам Мухаммед, либо кто-то из его сподвижников, последним – учёные, составлявшие собрания хадисов (впрочем, как раз наоборот: позднейшее считается началом, а древнейшее звено – завершением иснада). Причём, учёные, изучавшие науку о хадисах (мухаддисы), тщательно проверяли биогрфию каждого человека, упоминаемого в иснаде: не страдал ли он душевной болезнью или плохой памятью, не запятнал ли себя нечестностью? Только тогда можно считать хадис достоверным. Самый известный мухаддис – мусульманский богослов АбуМЃ АбдуллаМЃх МухаМЃммад ибн ИсмаиМЃл аль-БухариМЃ, живший в IX в. Он составил сборник «Сахих аль-Бухари», включающий несколько тысяч хадисов.

Сунна имеет для мусульман не меньшее значение, чем Коран: она подтверждает, разъясняет, уточняет то, что говорится в нём, а также предписывает некоторые вещи, о которых в Коране не сказано (например, именно в сунне содержится запрет на золотые украшения для мужчин, в Коране об это не говорится).

Именно от слова «сунна» происходит слово «сунниты» – последователи самого многочисленного направления в исламе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий