Что такое строй? Значение и толкование слова stroj, определение термина

image Строй – универсальное понятие как для фидерных, так и для спиннинговых, поплавочных, карповых удилищ.

В этом случае на нагрузку реагирует примерно верхняя треть удилища. Маркировка на таких удочках обычно Fast, или просто F, эта информация обычно указывается рядом с тестом и длиной удилища. Такие удочки дают хороший контроль над рыбой в процессе вываживания – можно приподняв бланк перетащить трофейный экземпляр через бровку, вытащить из ямы, или не дать уйти в коряги, траву или камыш. А вот на вываживании новичку быстрое удилище практически ничем не поможет – для того, чтобы гасить рывки рыбы изгиба верхней трети явно недостаточно, придется учиться правильной настройке фрикциона и правильному «выкачиванию» крупной рыбы.

Заброс быстрым бланком новичками осваивается довольно быстро, такие удочки с самого начала дают неплохую точность, даже без большого опыта у рыболова. Дальность несколько меньше, чем у более медленных вариантов.

Новичкам вполне можно рекомендовать удилища строя Fast, однако осваивать заброс и вываживание рыбы, а также настройку фрикционного тормоза желательно под присмотром более опытных товарищей по увлечению.

Читайте также: Что такое строй спиннинга

В случае с фидерными удилищами сверхбыстрые варианты встречаются нечасто, а вот спиннингов с таким строем достаточно много на прилавках – они очень популярны у любителей джига и твичинга. Маркировка на удочке Extra Fast, Ex F, или Ex Fast. У бланка сверхбыстрого строя под нагрузкой гнется даже менее чем верхняя треть (обычно примерно четверть, или даже несколько меньше), это обеспечивает высокую чувствительность и быструю подсечку, но требует умения при вываживании, особенно в случае с крупной рыбой. В дальности заброса подобные удочки обычно несколько проигрывают аналогам более медленного строя, однако выигрывают в точности броска.

Есть особенности и при вываживании. Такой бланк практически не компенсирует рывков рыбы, поэтому необходима правильная настройка фрикциона катушки, добавление в фидерный монтаж фидергама, а также неплохие навыки и опыт самого рыболова. При необходимости этот строй позволяет форсировать вываживание, когда необходимо перетащить рыбу через бровку или не дать улову уйти в коряги. Однако при этом достаточно высок риск разрезать рыбе губу и потерять трофей.

Важно! Новичкам начинать с удочек сверхбыстрого строя точно не стоит, они не прощают ошибок ни при забросе, ни при вываживании. А использование высокомодульного графита при их изготовлении делает их еще и достаточно хрупкими и уязвимыми во время транспортировки.

Достаточно популярны подобные удилища у спортсменов: в большинстве случаев это тонкостенные «слим» бланки с минимальным весом, позволяющие комфортно ловить темповым способом, и чувствовать поклевку не крупной рыбы на падении (а соревнования зачастую как раз и выигрываются за счет большого количества мелкой рыбы).

Бланки среднего строя не только в спиннинговой, но и в фидерной, поплавочной и карповой ловле получили едва ли не наибольшее распространение. Удилища с маркировкой Medium, или M, это середнячки во всех отношениях. Точность заброса лучше, чем у медленных удилищ, но хуже, чем у быстрых. На вываживании такой бланк в определенной степени способен и компенсировать рывки и при достаточной жесткости позволяет контролировать рыбу, однако Medium делает все это несколько хуже, чем специализированные инструменты.

Удочки среднего строя можно считать наиболее подходящими для новичков – они позволяют более-менее комфортно ловить при большинстве вариантов условий ловли, в некоторой мере прощают наиболее распространенные ошибки. Удилища среднего строя зачастую немного дешевле, чем быстрые или сверхбыстрые варианты. А позже, по мере накопления рыболовного опыта и понимания, что и в какой ситуации нужно уже можно будет докупить и более узкоспециализированные снасти.

Под нагрузкой у таких удилищ гнется либо верхние две трети, либо весь бланк до рукояти. Маркировка на удочке Slow, или S. В спиннинговой ловле это классический вариант для ловли форели, так как, несмотря на сравнительно скромные размеры, эта рыба крайне активно сопротивляется, часто выходит на «свечки», совершает резкие рывки – все эти маневры хорошо компенсируются мягким и гибким бланком медленного строя. Трофейных карпов также нередко целенаправленно ловят именно параболическими удилищами – они позволяют использовать несколько более тонкие и менее заметные лески, а также отлично гасят рывки крупной и сильной рыбы.

Такие удочки, как фидерные, так и спиннинговые, или карповые хорошо справляются с максимально дальним забросом самых легких приманок, однако достичь хорошей точности при забросе бланком медленного строя гораздо сложнее, чем работая быстрым или сверхбыстрым удилищем, на достижение удовлетворительной точности уходит больше времени.

Управлять рыбой при вываживании удочкой параболического строя несколько сложнее, мягкий и слишком гибкий бланк практически не дает контроля над ситуацией, перетянуть трофейный улов через бровку или вытащить из ямы удается далеко не всегда. Зато на водоемах без резких перепадов глубин и глухих коряжников у рыбы практически нет шансов сойти – при правильно подобранном крючке риск прорезать губу минимален, порвать снасть при рывке не дадут амортизирующие свойства самого удилища.

Важно! Медленные удилища могут неплохо выручить при ловле на живца – заброс таким бланком получается максимально щадящим, и травмирует живую рыбку куда меньше, чем резкий «выстрел» быстрой удочки.

Иногда на удочках можно встретить и такую маркировку – PROGRESSIVE. Это бланки так называемого прогрессивного, или сложного строя. Их главная особенность – при забросе работать как удочка быстрого строя, а при вываживании, особенно трофейного экземпляра, проявлять свойства среднего или даже медленного строя, все больше и больше изгибаясь по мере роста нагрузки и гася при этом рывки рыбы.

Такие удилища по заявлениям производителей сочетают в себе достоинства бланков быстрого и медленного строя, однако лишены при этом основных недостатков. Естественно, подобные удочки стоят дороже, чем подобные варианты быстрого, среднего или медленного строя.

Следует также принимать во внимание, что некоторые рыболовы склонны считать этот вариант строя маркетинговой уловкой, объясняя свою позицию тем, что при чрезмерных нагрузках практически любая удочка начнет гнуться до рукояти.

Есть несколько простых способов определить строй удочки даже не глядя на маркировку:

  • Спиннингисты получают достаточно точное представление о спиннинге проверяя его «на потрях». При достаточно энергичных движениях вершинка изгибается, демонстрируя тем самым строй удилища.
  • Можно вершинку удочки упереть в стену или потолок и аккуратно надавить на бланк: изгиб вершинки в этом случае также отображает строй удилища.
  • Наиболее же безопасный вариант – установить удилище на треногу или какую-нибудь подставку и прикрепить на леске груз, соответствующий верхней границе теста (или для наглядности более тяжелый).

Следует учитывать, что распознать удилище прогрессивного строя достаточно затруднительно, проявлять свои свойства они обычно начинают при более существенных нагрузках.

При проведении подобных испытаний важно учитывать, что графит, из которого сейчас изготавливают едва ли не большинство удилищ как в спиннинговой, так и фидерной, поплавочной или карповой ловле, боится ударов.

Вполне естественно, что от материала изготовления зависит многое, в том числе и строй. В случае с современными удилищами можно выделить три основных варианта:

  • Стеклопластик.
  • Композит.
  • Углеволокно (или графит, карбон – встречается несколько вариантов названия этого материала).

Стеклопластик отличается наименьшей стоимостью. Удочки из него достаточно тяжелые, однако имеют существенный запас прочности и в наименьшей степени уязвимы к механическим повреждениям. В основном из стеклопластика делают дешевые бланки среднего и медленного строя.

image В карпфишинге есть свои особенности. К примеру, необходимость в силовых сверхдальних забросов, что предъявляет особые требования как к удилищу, так и к физической подготовке рыболова.

Несмотря на то что особенности строя актуальны для всех разновидностей удилищ, в спиннинговой ловле этот параметр влияет не только на заброс и вываживание, но и на приманки, а также способы анимации, которые совместимы с конкретным вариантом строя. Если описывать коротко, то:

  • Быстрый и сверхбыстрый строй наиболее подходит для рывковой анимации воблеров, а также силиконовых приманок.
  • Средние бланки — это своего рода универсалы, которые справляются понемногу со всеми типами приманок.
  • Спиннинги медленного строя хорошо подходят под вращающиеся и колеблющиеся блесны, маленькие воблеры типа фэт, шэд и крэнк и предназначены чаще всего для ловли форели.

Более подробно о строе спиннинга, подходящих приманках, а также способах их анимации можно прочитать здесь.

Строй – важная характеристика любого удилища, без учета этого параметра невозможно подобрать максимально эффективную в конкретных условиях ловли снасть. Это свойство бланка влияет как на используемые приманки, так и на дальность и точность забросов, а также количество сходов рыбы.

Видео по теме

Толковый словарь Ожегова В 
‹ ›

Навигация по словарю

АабавагадажазаиайакаламанаоапарасатауафахацашаэаяБбабдбебзбиблбобрбубюбябьбыВвавбвввгвдвевжвзвивквлвмвнвовпврвсвтвувхвцвчвшвявьвывъГгагвгдгегжгиглгмгнгогргугюгяДдадвдедждздидлдндодрдудюдядьдыЕевегедееежезейекелеменепересефехещЖжажбжвжгжджежжжижлжмжнжожржужэжюЗзазвзгздзезизлзмзнзозрзузюзязыИибивигидиеижизикилиминиоипириситиуихишищиюЙйейоКкаквкекзкиклкнкокркскткукхкшкюкьЛлалглелжлилолулюляльлыМмамгмемзмимлмнмомрмсмумчмшмщмэмюмямыНнаненинонрнунэнюняньныОоаобовогодожозойоколомонопоросотофохоцочошощояПпапепиплпнпопрпсптпупфпчпшпэпюпяпьпыРрарврдрержрирортрурэрюрярьрыСсасбсвсгсдсесжсзсискслсмснсоспсрссстсусфсхсцсчсшсэсюсясысъТтатвтетитктлтмтотптртстутщтютятьтыУуаубувугудуеужузуйукулумунупурусутуфухуцучушущуюуяФфафефифлфофрфтфуфюфьфыХхахвхехихлхмхнхохрхухыЦцацвцецицоцуцыЧчачвчечичлчмчочрчтчучхШшашвшешишкшлшмшншошпшрштшушхЩщащещищуЭэбэвэгэдэзэйэкэлэмэнэпэрэсэтэфэхэшЮюаюбювюгюдюжюзюкюлюмюнюпюрюсютюфЯябявягядязяияйякялямяняпярясятяхячяшящ

Другие слова в словаре

В 

[ другие слова / other words ] строй [ безрукий дискомфорт говориться жизнепонимание шелковый балтиец упитанный эпизодический выдыхание если гурман вальдшнеп сыроделие доплата транслировать бодяга горохи ассистировать успеется швабра заграница графика дрожки взахлеб тоска гулянка туманный уксусный ахинея чудесить строй припадочный откушать передохнуть одолжить разорваться пробовать семядоля пушок поборы окультурить палаццо посредственный стайка оспаривать снять преисполнить пенни проезжать сдавленный разрознить обтерпеться пастись организоваться поминание совокупить палех сличить силикаты прогоркнуть раскокать ] безрукийприпадочныйдискомфортоткушатьговоритьсяпередохнутьжизнепониманиеодолжитьшелковыйразорватьсябалтиецпробоватьупитанныйсемядоляэпизодическийпушоквыдыханиепоборыеслиокультуритьгурманпалаццовальдшнеппосредственныйсыроделиестайкадоплатаоспариватьтранслироватьснятьбодягапреисполнитьгорохипенниассистироватьпроезжатьуспеетсясдавленныйшвабраразрознитьзаграницаобтерпетьсяграфикапастисьдрожкиорганизоватьсявзахлебпоминаниетоскасовокупитьгулянкапалехтуманныйсличитьуксусныйсиликатыахинеяпрогоркнутьчудеситьраскокать

В 
[ предыдущие слова / previous words ] строй [ строгий строгость строевик строевой строение строитель строительный строительство строить строиться ] [ текущее слово / current word ] строй [ следующие слова / following words ] строй [ строй… стройбат стройка стройматериалы стройный стройотряд стройотрядовец строка стронуть стронуться стронций строп стропило строптивец строптивый строфа строфика строчевышивальный строчевышитый строченый строчить строчка строчной строчок струг стружка струить струиться структура струна струп струсить струхнуть стручок струя стряпать стряпня стряпуха стряпчий стрясти стрястись стряхнуть студенеть студенистый студент студенчество студеный студень студиец студить студия стужа стук стукать стукач стукнуть стукнуться стукотня стул стульчак ступа ступать ступенчатый ступень ступенька ступить ступица ступка ступня стучать стучаться стушеваться стушить стыд стыдить стыдиться стыдливый стыдный стыдоба стык стыковать стыковаться стылый стыть стычка стюард стюардесса стяг стягивать стяжатель стяжательство стяжать стяжка стянуть стянуться су су… суб… суббота субботник ] строгийстрогостьстроевикстроевойстроениестроительстроительныйстроительствостроитьстроитьсястройстрой…стройбатстройкастройматериалыстройныйстройотрядстройотрядовецстрокастронутьстронутьсястронцийстропстропилостроптивецстроптивыйстрофастрофикастрочевышивальныйстрочевышитыйстроченыйстрочитьстрочкастрочнойстрочокстругстружкаструитьструитьсяструктураструнаструпструситьструхнутьстручокструястряпатьстряпнястряпухастряпчийстрястистрястисьстряхнутьстуденетьстуденистыйстудентстуденчествостуденыйстуденьстудиецстудитьстудиястужастукстукатьстукачстукнутьстукнутьсястукотнястулстульчакступаступатьступенчатыйступеньступенькаступитьступицаступкаступнястучатьстучатьсястушеватьсястушитьстыдстыдитьстыдитьсястыдливыйстыдныйстыдобастыкстыковатьстыковатьсястылыйстытьстычкастюардстюардессастягстягиватьстяжательстяжательствостяжатьстяжкастянутьстянутьсясусу…суб…субботасубботник

Удилища

Удилища

Для того, чтобы разобраться как правильно выбрать спиннинг, необходимо разобраться с такими параметрами удилища, как: класс, строй спиннинга, длина, материал и баланс удилища. Это минимальный набор, без знания которых не возможно правильно выбрать спиннинговое удилище.

Что означает строй спиннинга

Строй спиннинга, это характеристика, определяющая его жёсткость и способность изгибаться под весом. Как определить строй спиннинга? Определяется он следующим образом: На удилище закрепляют вес, в два раза превышающий максимально рекомендуемый, для приманки, после чего бланк, под его весом, изгибается, принимая определённую форму. То есть, если максимальный тестовый вес приманки составляет 7-30 гр, то следует подвесить груз, весом в 60 гр, после чего удилище изогнётся. Этот способ также подходит для определения строя спиннинга в домашних условиях.

Соответственно, в зависимости от принятой формы и определяется строй. От этого зависит, для ловли какой рыбы и в каких условиях он подходит.

Мнение эксперта Книпович Николай Михайлович Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне. Важно! В магазинах не всегда есть возможность проверить строй таким способом. Но, не стоит беспокоиться, так как на самом удилище всегда указана все технические характеристики.

Согласно имеющимся правилам, классификация спиннингов по строю распределяется на четыре типа:

  1. Очень быстрый, он же Extra Fast (EF). Будучи нагруженным, он изгибается в верхней четверти бланка.
  2. Быстрый, так же известный, как Fast (F). Сгибается верхняя треть.
  3. Средний, Moderate (M). Под нагрузкой, изгибается половина удилища.
  4. Медленный, он же Slow (S) — Изгиб виден почти по всей длинне удилища.

Рассмотрим каждый тип строя

Очень быстрый

Подходит для рыбалки в местах, где подвижность и ширину замаха ограничивают какие-либо препятствия, например низко висящие ветви деревьев и кустарник. Если у вас спиннинг с очень быстрым строем, то приманку нужно забрасывать коротким, резким взмахом, ввиду того, что это наиболее эффективно при таком уровне жёсткости. Так же, за счёт жёсткости, броски будут точнее, а все вибрации, создаваемые рыбой, чётко передаются в руки рыболову.

Быстрый

Уже не такой хлёсткий и жёсткий, как первый вариант, но так же подходит для сложных условий. Либо же, для тех случаев, когда вы рыбачите с лодки и нет возможности широко размахнуться. И, так же, как Очень Быстрый, обладает недостатком — таким спиннингом не получится забросить наживку очень далеко.

Средний

Некоторые рыбаки объединяют его в один класс с «Быстрым» и тому есть причина — всё так же, это ни рыба, ни мясо. Усреднённый вариант, претендующий на универсальность, хотя и больше заточенный под ловлю с берега, либо прибрежной полосы. Это обусловлено тем, что им можно забросить наживку достаточно далеко. К тому же, он более устойчив к нагрузкам, чем быстрые типы.

Медленный

Сильнее всего изгибается, так что прекрасно подходит для ловли с берега. Так же, за счёт того, что бланки подобного строя легко гнутся, становится гораздо проще закинуть наживку на большое расстояние. Прекрасно заточен под ловлю колеблющимися и вращающимися приманками. Ещё одним, несомненным плюсом такого типа строя является то, что он сломается с гораздо меньшей вероятностью, что позволяет успешно выуживать крупную рыбу. Медленный строй категорически не подходит для ловли джигом, воблерами и джеркбейтами.

Обозначения строя спиннинга на бланке

Как обозначается строй спиннинга на бланке можно узнать взглянув на него. На бланке спиннинга имеется вся необходимая вам информация, чтобы выбрать именно то, что вам нужно. Во-первых, там указан материал, из которого он был изготовлен.

Фибергласс (Fiberglass, FB), он же — стекловолокно. Достаточно тяжёлые удилища, менее чувствительны, зато более прочные и гибкие. Самый неприхотливый материал в плане эксплуатации, что немаловажно, если вы любите заезжать на рыбалку «дикарём» и не на один день.

Карбон (CARBON) — это графит, углепластик. Стоит сразу упомянуть, что рядом с маркировкой Carbon, обычно присутствует обозначение содержания модуля графита. Обозначается буквами IM, что означает Intermediate Modulus, и числом. Например, IM-6. И, чем выше этот показатель, тем более жёстким и чувствительным будет спиннинг. При этом, карбоновые удилища очень лёгкие. Однако, есть и минус — углепластик плохо держит удары, из-за которых на нём появляются трещины, увеличивающиеся при нагрузках.

Композит (Composite). Это смесь из уже указанного стекловолокна, к которому добавлен карбон, что обеспечивает неплохую жёсткость и повышает расстояние, на которое можно забросить наживку.

Кевлар (Kevlar). Искусственное волокно, обладающее повышенной прочностью и, что немаловажно, гибкостью. Так как это волокно, то сам по себе кевлар не применяется в качестве материала, а используется для оплётки удилища из иных материалов. Чаще всего, кевларом оплетают карбоновые удилища, чтобы им проще было выдерживать нагрузки и удары. Это серьёзно повышает срок службы бланка. В подобных случаях, если имеется оплётка из кевлара, на бланке, помимо слова Kevlar, будет видна сетка, созданная из этого материала.

Так же, на бланке обычно указывается Класс спиннинга и его Тест. Тест определяет минимальный и максимальный вес приманки. И, в зависимости от этого показателя, удилище определяется к одному из следующих классов:

  • Ultra-Light (UL), ультра лёгкий. Диапазон веса 0-7 гр.
  • Light (L), лёгкий, 3-15 гр.
  • Medium-Light (ML). Удилища с тестом 5-20 граммов, средней лёгкости.
  • Medium (M) — средние удилища с весом приманок в 7-30 гр.
  • Medium-heavy (MH) — средне-тяжёлые. Рассчитанные на вес 15-40 гр.
  • Heavy (H) — тяжёлые. Вес 20-80 грамм.

Какой строй спиннинга выбрать

Прежде, чем выбирать строй спиннинга, следует решить, какую рыбу вы хотите выловить. Дело в том, что у разных видов рыб есть свои особенности и то, что хорошо для ловли одной породы, может совершенно не подходить для другой.

Например, если речь идёт о ловле щуки, то рекомендуется выбирать жёсткий спиннинг, желательно карбоновый, с средними показателями IM. Причина в том, что у щуки костистая пасть и шанс, что крючок зацепится там за что-то сам по себе, крайне мал. При этом, не стоит останавливаться на Быстром и Очень быстром строе, так как щука — слишком тяжёлая рыба для такого строя. Опять же, сложно подтянуть к себе такого резвого хищника, когда снасть изгибается в дугу. Так что, всё зависит от рыбы.

А в вашем арсенале спиннинги какого строя?

Вы можете проголосовать за 2 варианта. Быстрый, Fast (F) Общий балл 132 7 139 Средний, Moderate (M) Общий балл 101 9 110 Очень быстрый, Extra Fast (EF) Общий балл 42 3 45 Медленный, Slow (S) Общий балл 14 3 17

Полезное видео

Наглядно рассмотрим, что такое строй спиннинга на видео ниже:

Таким образом, мы рассмотрели отличия спиннингов и их основные характеристики, позволяющие самостоятельно, без подсказок продавцов, определить, какой тип бланка вам подойдёт.

Мы все привыкли к тому, что в октаве 12 нот: 7 белых клавиш и 5 черных. И вся музыка, которую мы слышим, от классики до хард-рока создана из этих 12 нот.

А было ли так всегда? Так ли звучала музыка во времена Баха, в эпоху Средневековья или в Античности?

Содержание

Условность классификации

Два важных факта:

  • первые в истории записи звука были сделаны во второй половине XIX века;
  • до начала XIX века самой большой скоростью, с которой можно было передавать информацию, была скорость лошади.

Предположим, настоятелю некоего монастыря (назовём его Доминик) пришла в голову мысль, что петь хоралы и исполнять каноны нужно везде и всегда одинаково. Но позвонить в соседний монастырь и пропеть им свою ноту «ля», чтобы они подстроили свою, он не может. Тогда всей братией они мастерят камертон, который в точности воспроизводит их ноту «ля». Доминик зовёт к себе самого музыкально одаренного послушника. Послушник с камертоном в заднем кармане подрясника садится на лошадь и два дня и две ночи, слушая свист ветра и топот копыт, скачет в соседний монастырь, чтобы унифицировать их музыкальную практику. Конечно, от скачки камертон погнулся, и дает ноту «ля» уже неточно, да и сам послушник после долгой дороги плохо помнит, так ли звучали ноты и интервалы в его родном монастыре.

В результате в двух соседних монастырях настройки музыкальных инструментов и певческих голосов оказываются разными.

Если же мы перенесемся век в VIII-IX, то обнаружим, что тогда не существовало даже нотации, то есть не было таких обозначений на бумаге, по которым любой мог бы однозначно определить, что нужно петь или играть. Нотация в ту эпоху была невменная, движение мелодии указывалось только приблизительно. Тогда, даже если бы наш незадачливый Доминик отправил в соседний монастырь целый хор на симпозиум по обмену музыкальным опытом, зафиксировать этот опыт не удалось бы, и по прошествии какого-то времени все созвучия изменились бы в ту или иную сторону.

Можно ли при такой путанице говорить о каких-либо музыкальных строях в ту эпоху? Как ни странно – можно.

Пифагоров строй

Когда люди стали использовать первые струнные музыкальные инструменты, они обнаружили интересные закономерности.

Если поделить длину струны пополам, то звук, который она издает, очень гармонично сочетается со звуком целой струны. Гораздо позже этот интервал (сочетание двух таких звуков) назвали октавой (рис.1).

Рис. 1. Деление струны пополам, дающее октавное соотношение

Следующим гармоничным сочетание многие считают квинту. Но, по всей видимости, в истории это было не так. Гораздо проще обнаружить другое гармоничное сочетание. Для этого нужно просто поделить струну не на 2, а на 3 части (рис.2).

Рис. 2. Деление струны на 3 части (дуодецима)

Такое соотношение сегодня известно нам как дуодецима  (составной интервал).

Теперь у нас есть не просто два новых звука – октавный и дуодецимальный – теперь у нас есть два способа получать всё новые и новые звуки. Это деление на 2 и на 3.

Мы можем взять, например, дуодецимальный звук (т.е. 1/3 струны) и делить уже эту часть струны. Если поделим ее на 2 (получится 1/6 часть исходной струны), то будет звук, который на октаву выше, чем дуодецимальный. Если поделим на 3, то получим звук, дуодецимальный от дуодецимального.

Можно не только делить струну, но и идти в обратном направлении. Если длину струны увеличить в 2 раза, то получим звук на октаву ниже; если увеличить в 3 раза, то на дуодециму ниже.

Кстати, если дуодецимальный звук опустить на одну октаву, то есть. увеличить длину в 2 раза (получим 2/3 исходной длины струны), то мы получим ту самую квинту (рис.3).

Рис. 3. Квинта

Как видим, квинта – интервал, производный от октавы и дуодецимы.

Обычно первым, кто догадался использовать шаги деления на 2 и на 3 для построения нот, называют Пифагора. Так ли это на самом деле, сказать довольно трудно. И сам Пифагор – личность почти мифическая. Самые ранние письменные изложения его работ, которые нам известны, были написаны через 200 лет после его смерти. Да и вполне можно допустить, что музыканты до Пифагора использовали эти принципы, просто не формулировали (или не записывали) их. Принципы эти универсальные, диктуются законами природы, и, если музыканты ранних веков стремились к гармонии, обойти их они не могли.

Посмотрим, какие же ноты мы получим, шагая по двойкам или по тройкам.

Если делить (или умножать) длину струны на 2, то мы всегда будем получать ноту, которая на октаву выше (или ниже). Ноты, отличающиеся на октаву, называются одинаково, можно сказать, что «новых» нот мы таким образом не получим.

Совсем другая ситуация с делением на 3. Возьмем в качестве исходной ноты «до» и посмотрим, куда нас приведут шаги по тройкам.

Отложим на оси дуодециму за дуодецимой (рис.4).

Рис. 4. Ноты пифагорейской системы

О латинских названиях нот подробнее можно почитать здесь. Индекс π внизу ноты означает, что это ноты пифагорейского строя, так нам будет проще отличать их от нот других строев.

Как видим, именно в пифагорейской системе появились прообразы всех нот, которые мы используем сегодня. И не только нот.

Если мы возьмем ближайшие к «до» 5 нот (от «фа» до «ля»), мы получим так называемую пентатонику – интервальную систему, которая широко используется и по сей день. Ближайшие 7 нот (от «фа» до «си») дадут диатонику. Именно эти ноты и сейчас располагаются на белых клавишах фортепиано.

Чуть сложнее ситуация с черными клавишами. Сейчас между «до» и «ре» есть всего одна клавиша, и в зависимости от обстоятельств она называется либо до-диез, либо ре-бемоль. В пифагорейской системе до-диез и ре-бемоль были двумя разными нотами, их нельзя было разместить на одной клавише.

Натуральный строй

Что же заставило людей поменять пифагорейский строй на натуральный? Как ни странно, именно терция.

В пифагорейском строе большая терция (например, интервал до-ми) довольно диссонантна. На рис.4 мы видим, что, чтобы дойти от ноты «до» до ноты «ми», нам нужно сделать 4 дуодецимальных шага, 4 раза поделить длину струну на 3. Неудивительно, что у двух таких звуков окажется мало общего, мало созвучности, то есть консонанса.

Но совсем рядом с пифагорейской терцией есть терция натуральная, которая звучит гораздо более консонантно.

Пифагорейская терция

<![endif]—>

Натуральная терция

Певчие в хорах, когда появлялся этот интервал, рефлекторно брали более консонантную натуральную терцию.

Чтобы получить натуральную терцию на струне, нужно поделить её длину на 5, а затем понизить получившийся звук на 2 октавы, таким образом длина струны получится равной 4/5 (рис.5).

Рис. 5. Натуральная терция

Как видим, появилось деление струны на 5 частей, которого не было в пифагорейской системе. Именно поэтому в пифагорейском строе натуральная терция невозможна.

Такая простая замена привела к пересмотру всей системы. Вслед за терцией все интервалы кроме примы, секунды, кварты и квинты изменили своё звучание. Сформировался натуральный (иногда его называют чистый) строй. Он оказался более консонантным по сравнению с пифагорейским, но дело не только в этом.

Главное, что пришло в музыку с натуральным строем – это тональность. Мажор и минор (и как аккорды, и как тональности) стали возможны только в натуральном строе. То есть формально мажорное трезвучие можно собрать и из нот пифагорейского строя, но того качества, которое позволяет организовать тональность, в пифагорейском строе у него не будет. Не случайно в античной музыке главенствующим складом была монодия. Монодия – это не просто одноголосное пение, в некотором смысле можно сказать, что это одноголосие, которое отрицает даже возможность гармонического аккомпанемента.

Объяснять значение мажора и минора музыкантам не имеет смысла.

Для не музыкантов же можно предложить следующий эксперимент. Включите любое классическое произведение от венских классиков до середины XX века. С вероятностью 95% оно будет либо в мажоре, либо в миноре. Включите современную популярную музыку. Оно будет в мажоре или миноре с вероятностью 99,9%.

Темперированный строй

Попыток темперации предпринималось великое множество. Вообще говоря, темперация – это любое отклонение интервала от чистого (натурального или пифагорейского).

Самым удачным вариантом оказалась равномерная темперация (РТС), когда октаву просто разбили на 12 «равных» интервала. «Равность» здесь понимается так: каждая следующая нота в одинаковое число раз выше предыдущей. И повысив ноту 12 раз, мы должны прийти в чистую октаву.

Решив такую задачу, мы получим 12-нотный равномерно темперированный строй (или РТС-12).

Рис. 6. Расположение нот темперированного строя

Но зачем вообще понадобилась темперация?

Дело в том, что если в натуральном строе (а именно его заменил равномерно темперированный) поменять тонику – звук от которого мы и «отсчитываем» тональность – например с ноты «до» на ноту «ре», то нарушатся все интервальные соотношения. Это ахиллесова пята всех чистых строев, и единственная возможность это исправить – это сделать все интервалы немного фальшивыми, но равными между собой. Тогда при перемещении в другую тональность по сути ничего не изменится.

Есть у темперированного строя и  другие плюсы. К примеру, в нем можно исполнять музыку, как написанную для натурального строя, так и для пифагорейского.

Из минусов же самым очевидным является то, что все интервалы кроме октавы в этом строе фальшивые. Разумеется, и человеческое ухо – прибор не идеальный. Если фальшь будет микроскопической, то мы можем её просто не заметить. Но та же темперированная терция отстоит от натуральной довольно далеко.

Натуральная терция

Темперированная терция

Есть ли выходы из этой ситуации? Можно ли улучшить и этот строй?

Что дальше?

Сначала вернемся к нашему Доминику. Можем ли мы говорить, что в эпоху до звукозаписи существовали какие-то фиксированные музыкальные строи?

Наши рассуждения показывают, что даже если нота «ля» и сместится, то все построения (деления струны на 2, 3 и 5 частей) останутся теми же самыми. А значит, и системы по сути получатся одинаковыми. Разумеется, один монастырь может использовать в своей практике пифагорейскую терцию, а второй – натуральную, но, определив способ её построения, мы сможем однозначно определить музыкальный строй, а значит и возможности, которые будут в музыкальном плане у разных монастырей.

Так что же дальше? Опыт XX века показывает, что поиски не остановились на РТС-12. Как правило, создание новых строев ведется с помощью деления октавы не на 12, а на большее число частей, например, на 24 или 36. Способ этот очень механистический и малоплодотворный. Мы видели, что построения начинаются в области простого деления струны,то есть связаны с законами физики, с колебаниями этой самой струны. Лишь в самом конце построений полученные ноты заменили на удобные темперированные. Если же мы темперируем раньше, чем что-то построили в простых соотношениях, то возникает вопрос: а что же мы темперируем, от каких нот мы делаем отклонения?

Но есть и хорошие новости. Если для того, чтобы перестроить орган с ноты «до» на ноту «ре», пришлось бы подкручивать сотни труб и трубочек, то сейчас, чтобы перестроить синтезатор, достаточно нажать одну кнопку. Это значит, что вообще-то нам необязательно играть в немного фальшивых темперированных строях, мы можем использовать чистые соотношения и менять их в ту же секунду, когда возникнет такая необходимость.

А что делать, если мы хотим играть не на электронных музыкальных инструментах, а на «аналоговых»? Можно ли построить новые гармонические строи, использовать какой-то другой принцип, вместо механистического деления октавы?

Разумеется, можно, но тема эта настолько обширна, что мы вернемся к ней в другой раз.

Автор – Роман Олейников

Автор выражает благодарность композитору Ивану Сошинскому за предоставленные аудио-материалы

Что такое строй спиннинга, а также как определиться с выбором нужной модели, читайте в нашем сегодняшнем материале.

При покупке спиннингового удилища, важно обращать внимание на его строй. Такая характеристика указывает на форму и интенсивность изгиба бланка под воздействием разных грузов. В зависимости от способа ловли и используемых приманок выбирается подходящий класс жесткости спиннинга.

Основные классы

Определить принадлежность удилища к конкретному строю можно по маркировке, которая находится возле крепления катушки или в любом другом месте. Существует три основных класса:

  1. Fast – быстрый строй, обозначается буквой «F».
  2. Regular/Medium – средний строй. Производители маркируют его буквами «R» или «M».
  3. Slow – медленный или параболический строй с маркировкой «S».

Также есть пограничные группы – сверхбыстрая и среднебыстрая.

Чтобы определить класс при отсутствии обозначения, достаточно изучить изгиб удилища под воздействием статической нагрузки. Профессиональный рыболов сможет выполнить такую задачу за пару секунд, а новичку понадобится упереть вершинку бланка в потолок и немного надавить на него. Полученная форма искривления будет указывать на строй.

Бланки, изготовленные из жестких материалов, характеризуются более быстрым строем, чем модели из мягкой древесины или композита.

image

Быстрый строй спиннинга

Наиболее распространенным строем является быстрый (fast). Подобное удилище характеризуется хорошей жесткостью, дальностью заброса и чувствительностью к вялым поклевкам. При нагрузке происходит изгибание верхней трети бланка.

Модели этого класса предназначаются для джиговой и микроджиговой рыбалки, т.к. они мгновенно определяют контакт хищника с искусственной рыбкой и обеспечивают качественный контроль проводки. Кроме того, быстрые спиннинги достаточно жесткие, чтобы делать надежную фиксацию добычи на большом расстоянии.

К плюсам быстрого строя следует отнести:

  1. Оптимальный баланс между дальностью заброса и контролированием приманки.
  2. Отличная чувствительность к вялым поклевкам. Наличие мягкой вершинки позволяет рыболову определять любые движения рыбы у крючка. К тому же, кончик оповещает о столкновении приманки с поверхностью дна или какой-либо преградой.
  3. Высокая эффективность подсечек.

Являясь универсальным изделием, спиннинг с быстрым строем может применяться и при ловле методом твичинга, где используются разнесенные оснастки, воблеры, кренки, вертушки, попперы и прочие виды приманок, и при ультралайтовой рыбалке. Если тестовый диапазон достаточно широкий, можно задействовать снасть для тяжелых грузов.

Пограничный сверхбыстрый строй, который обозначается как «extrafast» подразумевает изгибание вершинки на 20-30 см. Такие модели демонстрируют максимальную жесткость и эффективны при твичинге или ловле топвотерами, где применяется рывковая проводка.

Среднебыстрый (regularfast) строй отличается от классического быстрого увеличенной амплитудой изгиба. Такой бланк подходит для ловли на джиг с берега, когда необходимо выполнять дальние забросы оснастки, но не жертвовать чувствительностью. Модели этого класса подходят для рыбалки на блесны-вертушки, колебалки, поверхностные и глубинные воблеры, раттлины, шеды и кренки.

Средний строй

В кругу рыболовов средний строй спиннинга часто называется «золотой серединой». Поэтому, если вы новичок и только начинаете постигать все тонкости спиннинговой рыбалки, лучше остановиться именно на этом варианте. Такой класс жесткости характеризуется универсальностью и подходит для большинства условий.

Спиннинги со средним строем (Medium/Moderate) изгибаются на 2/3 собственной длины. Они эффективны при ловле на крупных реках или озерах с берега, где нужно выполнять дальние забросы приманки и контролировать их. Элитные модели обладают отличной чувствительностью, что важно при ловле методом джига.

Бланк со средней степенью жесткости подходит для рыбалки с применением колеблющихся и вращающихся блесен, кренков и глубинных воблеров. Его можно использовать в стоячем водоеме или при незначительном течении. Отдельные рыболовы применяют спиннинг со средним строем в твичинге, совершая элегантные проводки воблерами минноу.

Медленный строй

Удилища медленного строя изгибаются больше чем на 2/3 собственной длины. Их отличительным свойством является большая дальность заброса, позволяющая отправлять приманки на расстояния больше 100 метров. Еще параболический строй отлично поглощает сильные рывки рыбы, предотвращая возможный сход добычи с крючка.

Он эффективен при ужении крупных хищников, таких как судак и жерех, с применением блесен-пилькеров.

Еще бланки с медленным строем задействуются для ловли щуки на колеблющиеся блесны в условиях просторных озер и водохранилищ.

При ультралайтовом способе ловли допускается использование удилищ для форелевой рыбалки на микроколебалки и мелкие силиконовые изделия.

Переменный строй спиннинга

Кроме основных трех классов жесткости, существует переменный строй. Он предназначается для узкопрофильной рыбалки и используется профессиональными спортсменами.

Выбор оптимального строя

Чтобы выбрать оптимальный строй спиннинга, необходимо определиться с типом добычи, для ловли которой он предназначается. Это объясняется тем, что разная рыба отличается своими повадками и силой рывков, поэтому если один класс жесткости остается эффективным, другой может привести к повреждению снасти и сходу трофея с крючка.

Ловлю щуки лучше осуществлять жесткими спиннингами, изготовленными из карбона. Зубастая хищница обладает мускулистой пастью, поэтому вероятность самостоятельного зацепа крючка во рту минимальная. Рыболову придется выполнить сильную подсечку, чтобы пробить челюсть щуки.

От моделей ультрабыстрого строя лучше отказаться, т.к. крупный экземпляр с легкостью повредит такой бланк, а процесс вываживания при большом изгибании будет проблематичным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий