Что такое Стерео…? Значение и толкование слова stereo, определение термина

Почему закостенелые предубеждения называют стереотипами? Какое отношение они имеют к стереозвуку? И можно ли наполовину предвзятое отношение назвать монотипом?

Слово «стерео» само по себе уже объект стереотипного мышления — у большинства оно в первую очередь ассоциируется с объёмным звуком, в отличие от «моно» — звука одноканального. В меньшей степени известны объёмные картинки — стереоскопические изображения, а их движущиеся аналоги — стереофильмы — уже давно называют не иначе, как 3D-фильмами. Хотя именно с картинок всё и начиналось: стереометрия как раздел геометрии изучала объёмные фигуры уже в древности, а стереозвук появился всего лишь в прошлом веке. Что же такое стерео?

Моно, всем известно, это в переводе с греческого «один, единый». Вероятно, «стерео» — это «два, двойной»? Вот и нет. Греческое stereos переводится как «твёрдый». Всё потому, что, в отличие от плоских, объёмные тела выглядят реальными, плотными. Впрочем, лирическое отступление затянулось и мы ушли от главного вопроса: почему же предрассудок называют стереотипом?

Стереотипами (stereotypos — буквально «твёрдый отпечаток») изначально называли большие пластины в типографии, на которых набирались печатные элементы: буквы и прочие символы, для печати изданий большого тиража. Стереотипный метод печати был изобретён в конце XVIII века. Спустя чуть меньше ста лет появились линотипы и монотипы — наборные машины, для изготовления целых строк (латинское linea — «линия, строка») и отдельных, обычно сложных, символов (греческое mono — «один»).

В переносном же значении стереотипом стали называть шаблон, некий образец, которому всегда следуют. В этом значении слово попало в психологию, где и стало обозначать отношение человека к вещам и явлениям, формирующееся под влиянием привычки или общественной традиции. Слово монотип, разумеется, в данном контексте никогда не употребляется. Впрочем, и оно используется не только в полиграфии: в биологии монотипом называют животный или растительный организм, представленный всего одним видом.

Ежи Лисовский

Обсудить на форуме Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Запрос «Стерео» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Стереофони́я[1] или Стереозву́к (от др.-греч.στερεός«стереос» — «твёрдый, пространственный» и φωνή — «звук») — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала. В монозвучании аудиосигнал поступает из одного канала.

В основе стереофонии лежит способность человека определять расположение источника по разнице фаз звуковых колебаний между ушами, достигаемой из-за конечности скорости звука. При стереофонической записи запись ведется с двух разнесённых на некоторое расстояние микрофонов, для каждого используется отдельный (правый или левый) канал. В результате получается т. н. «панорамное звучание». В случае раздельной записи инструментальных и вокальных партий и последующего их сведения, разнесение источников звука по стереопанораме создаётся звукорежиссёром с помощью органов управления микшерного пульта.

Существуют также системы с использованием бо́льшего числа каналов. Системы с четырьмя каналами называются квадрофоническими.

Развитие формата стерео

Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в ПарижеКлементом Адером. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных трансляторов, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха).

Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.

В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения скрябинского «Прометея») является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала.

В феврале 1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно- так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в 1955, появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.

В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «стерео», «стереофонический» в области звукозаписи). В том же году вышла и первая коммерческая стереопластинка. Однако, вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании, несмотря на студийную стереозапись.

Псевдостерео

В 1960-е гг. в США практиковался выпуск так называемых «дуофонических» грампластинок, в которых изначально монофоническим записям придавался эффект стерео. Псевдостереофония достигалась с помощью манипуляций с частотами и эхом. Монозапись разбивалась на два канала, затем в первом канале через фильтры заглушались низкие частоты, и на передний план выводились высокие; во втором канале процедура осуществлялась противоположным образом, то есть с усилением баса и подавлением высоких частот. После этого звук подвергался задержке на долю секунды, создавая, таким образом, эффект ложного эха, который усиливался на одном из каналов. Звукозаписывающие компании поступали так с записями, сделанными либо перед внедрением стереотехнологии (пластинки Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры), либо в силу каких-либо технических причин записанных в моно, несмотря на возможность стереофонии (The Beatles[2], The Beach Boys; так называемый fake stereo).

Псевдостереофоническая система звука «Перспекта» была основана на записи в фонограмме дополнительных управляющих сигналов частотой 30, 35 и 40 Гц. Сигналы каждой частоты переключали соответствующие громкоговорители, расположенные за экраном кинотеатров системы «Виставижн», создавая эффект следования звука за изображением[3].

Квадрофония

Квадрофония (от лат. quattuor — четыре и др.-греч.φωνή — звук) — это полифония, в которой используется 4 звуковых канала. В отличие от двуканального стерео звука, образующего панораму перед слушателем, квадрозвук предназначен окружить слушателя с 4 сторон и создать ощущение его присутствия «внутри звука». Квадродинамики, как правило, располагают по углам комнаты, но возможны и другие расположения, например по центру стен. Квадро имело ограниченный успех в 60—80-x годаx прошлого века, но коммерчески не состоялось прежде всего из-за стоимости аппаратуры, а также, как следствие, малого спроса на многоканальные носители звука. Сегодня интерес к квадро возрождается, благодаря распространённости форматов многоканального звука (5.1).

Экспертиза

Канал НТВ сообщил, что полностью перешел на стереозвучание. Рассказываем, что это значит для телезрителей.

Звукорежиссер объяснил переход НТВ на стереозвук

Телеканал НТВ заявил, что с 11 ноября полностью перешел на стереозвучание. Теперь этот режим будет функционировать на канале на постоянной основе. Стерео будет действовать как для зрителей эфирного телевещания, так и для абонентов спутникового и кабельного ТВ.

Большинство программ телеканала теперь будет выходить со стереозвучанием. То же касается фильмов и сериалов, но не затронет архивных и новостных передач.

«Такой контент будет отмечен в эфире специальной плашкой с соответствующим обозначением», – сообщает пресс-служба канала.

Генеральный директор НТВ Алексей Земский заметил, что канал не первый, кто ввел такое нововведение, но единственный, кто перешел на стерео на постоянной основе. Помимо технических преимуществ, переход на такое звучание – это уважение по отношению к телезрителям, которые давно обладали возможностью принимать стерео, но до сих пор получали монозвучание.

«Дальнейшее развитие качества контента, получаемого зрителем в домашних условиях, будет в том числе в области его звучания. Потому что формат SD, HD или 4K может быть заметен только на больших экранах, а звук слышен всегда», – добавил Земский.

Как сообщает ТАСС, 22 ноября на экраны выйдет новая музыкальная программа «Суперстар!», фанаты которой смогут в стереозвучании услышать хиты девяностых годов. Помимо этого, переход на стерео будет осуществлен в программах «Жди меня», «Секрет на миллион», «Дачный ответ», «Живая еда», «Квартирный вопрос» и другие. Стерео получат «Марлен», «Пес», «Агеев», «Балабол», «Невский», «Случайный кадр», «Пять минут тишины» и «Скорая помощь».

Источник фото: — pixabay.com —

Однако канал не объяснил, что это значит для простого зрителя, который не понимает разницы между моно и стерео. Как заметил в интервью «Слово и Дело» звукорежиссер Стас Кравец, большинство скорее всего не заметит разницу. Хотя стереозвук куда объемнее, чем моно.

«Если учитывать, что большинство людей в нашей стране живет с монотелевизорами, я думаю, они разницы не заметят. Но в целом это должно было когда-то произойти. И разница естественно есть. В локализации объектов – лево, право, центр. Звучание объемнее, плюс при работе со звуком не так много проблем по той причине, что не нужно проверять на моно-совместимость, когда делаешь какой-то микс», – рассказывает специалист.

Звукорежиссер даже удивился тому, что НТВ только сейчас стали переходить на стереозвучание. Семь лет назад, когда Кравец отказался от просмотра телевизора, на этот режим стал переходит Первый канал и, казалось, за ним пойдут остальные.

«В принципе для нашей страны не особо критично – моно или стерео, потому что большинство людей, которые смотрят телевизор, особо не заворачиваются на этот счет. Думаю, 50 на 50, кто-то услышит эту разницу, а кто-то – нет», – поделился мнением Кравец.

Уже в понедельник телезрители канала смогут по достоинству оценить новое звучание любимых программ. К примеру, в начале недели в стерео выйдет остросюжетный детектив «Первый отдел».

Не так давно ехал домой, а в наушниках играли The Doors. И тут я в очередной раз обратил внимание, что в некоторых треках The Doors местами совершенно отсутствует взаимопроникновение каналов. Т.е. тарелки могут звучать исключительно в левом ухе, а их пресловутый электроорган — в правом, причем звук в противоположный канал не проникает (есть крайне низкий уровень взаимопроникновения, очевидно обусловленный звукозаписывающим оборудованием тех времен). Единственное что — дорожка с вокалом, конечно, звучит посередине, с эффектом реверберации. В общем, стерео-эффект получается весьма своеобразный, особенно в наушниках. Кстати, как раз для таких случаев существуют плагины Crossfeed и Bauer Stereophonic-to-binaural — они имитируют взаимопроникновение каналов (т.е. из правого канала в левое ухо, из левого — в правое), которое происходит во время прослушивания на акустике, и таким образом «складывают» стереопанораму; то есть источник локализуется не где-то, непонятно где в ушах, а спереди. Так что очень полезная штука для прослушивания подобных записей, не рассчитанных на наушники.

Так вот. Слушал я Doors и вдруг понял, что их треки идеально подходят для проверки кодирования стереопанорамы.

Особый интерес здесь составляют современные кодеры в режимах с низким битрейтом. На низких битрейтах такие кодеры как AAC и Opus, используют специальные технологии кодирования стерео. Например, AAC использует технологию под названием Parametric Stereo. Принцип её работы заключается в том, что два канала кодируются не по отдельности, а сводятся в моно дорожку, к которой прилагается небольшой поток (2-3 кбит/с) с параметрической информацией о стереопанораме (подробнее написано здесь). Этот поток содержит что-то вроде карты стереопанорамы в частотно-временной плоскости. Кстати, напомню: одним из преимуществ AAC (в частности, перед MP3) является возможность раздельной работы со стереопанорамой в каждой частотной полосе — таким образом для одной полосы может быть выбрано M/S кодирование, для другой L/R. Таким же образом для каждой частотной полосы в режиме PS кодируется разброс по каналам, что позволяет значительно сэкономить битрейт, дабы использовать его для повышения общей прозрачности звучания. Но такой метод, конечно же, вносит определенные ограничения. Например, PS неспособно закодировать фазовую задержку между каналами (это очень важный параметр для локализации источников в пространстве), а если ему подсунуть трек, где один из каналов будет полной инверсией второго (противофаза), на выходе получится тишина (при сведении в моно суммирование противофазных сигналов дает нуль).

FhG AAC

Итак, я подготовил специальный 30-секундный семпл, представляющий собой начало трека The Doors — Break on Through. Можете прослушать и убедиться, что в нем присутствует практически стопроцентное разделение стерео. Давайте теперь послушаем, как справится с нашим семплом параметрическое стерео. Закодируем его с помощью FhG AAC Encoder--profile hev2 --cbr 64. Я специально выбрал максимальный доступный битрейт для режима SBR+PS, чтобы сосредоточиться именно на стереопанораме.

Давайте прослушаем результат.

Похоже, что режим PS справился со стереопанорамой очень даже неплохо. Явно слышно, что тарелки, бас-гитара и орган по прежнему локализуются в отдельных каналах. Тем не менее мы можем слышать некоторое взаимопроникновение, особенно если временно отключим один из каналов. Очевидно, оно обусловлено ограниченным разрешением карты по времени и частоте.

Opus

А теперь посмотрим, как выполняет кодирование стерео на низких битрейтах Opus.

Будем использовать VBR режим, который стоит по умолчанию. В документации к кодеру написано, что он поддерживает битрейт от 6 kbps на канал. Тем не менее, практика показывает, что до 30 кбит/с для стерео он использует сведение в моно. Начиная с 30 появляются какие-то обрывки звуков на канале side (разностном), а при 32 кбит/с уже появляется некоторое подобие стереопанорамы, хоть и слишком суженной. Примерно к 40 кбит/с взаимопроникновение каналов сходит на нет, и мы получаем отличное разделение стерео.

Очень похоже, что в коде Opus явно задано не выделять каналу Side биты при битрейте ниже 30, а при изменении битрейта в большую сторону, как раз идет приращение потока для канала Side. Впрочем, я уже написал свои результаты и вопрос на форум HydrogenAudio.

LAME

Ну и, наконец, переходим к самому интересному — LAME с его режимом Joint Stereo.

О режимах стерео можно довольно подробно прочитать на странице LAME, а также здесь.

Режимом по умолчанию в LAME, как мы знаем, является Joint Stereo. Причем надо отметить, что у этого режима ест вариации. Во-первых, существует обычное Joint Stereo, где кодер выбирает для каждого фрейма режим кодирования — Mid/Side или L/R стерео, и существует режим форсированного Joint Stereo, при котором абсолютно все фреймы кодируются в режиме Mid/Side. Также существует некая скрытая опция «Safe Joint Stereo», значение которой (on/off) прописывается в LAME Tag, и может прочитано например через EncSpot. Включение этого режима гарантирует, что кодер не станет экономить на стереопанораме и будет очень тщательно отбирать фреймы для кодирования в режиме MS. Этот режим используется в режиме VBR, а также при высоких битрейтах CBR/ABR. До его появления использование режима Joint было небезопасным и могло привести к слышимой деградации стерео даже при высоком битрейте. Именно это послужило причиной многим мифам насчет режима Joint, до сих пор гуляющим в сети.

VBR V2

Итак, начнем с наиболее оптимального режима VBR V2. При кодировании с использованием LAME 3.99.5 результирующий битрейт составил 191 кбит/с. Посмотрим, что покажет нам EncSpot:

Мы видим, что семпл был закодирован в безопасном режиме Joint, и что практически все фреймы закодированы в L/R Stereo, чего и следовало ожидать.

Примечательно, что если мы форсируем для кодера режим L/R Stereo (ключ -ms), это не повлияет ни на звучание, ни на битрейт — так как в первом случае кодер сам фактически выбрал этот режим. Что же касается режима Dual Channel, то здесь результирующий битрейт вышел чуть меньше — 186 кбит/с. Говорить о причинах этого довольно сложно, но это определенно связано с тем фактом, что в режиме Dual кодер использует для каждого канала отдельный резервуар бит.

Forced Joint

Итак, в режиме VBR LAME использует исключительно режим Safe Joint. Так что единственным способом получить M/S фреймы будет форсирование режима Joint. Добавим к -V2 параметр -mf.

Итог: битрейт подскочил до 290 кбит/с, а между каналами появилось взаимопроникновение (хотя услышать его можно только отключив один из каналов). Это пример случая, когда кодирование в режиме Mid/Side крайне неэффективно. Из-за высокой сложности разностного сигнала суммарная сложность каналов M и S оказывается больше, чем L и R, потому для достижения целевого качества (VBR — это кодирование с заданным целевым качеством, битрейт при этом не ограничивается) необходимо большее количество бит. И то, полного битрейта в 320 кбит/с не хватает для достаточно качественного кодирования канала Side.

Можно объяснить еще нагляднее. Что мы имеем в начале семпла, если рассматривать режим L/R? Левый канал содержит в себе звучание инструментов, а правый — лишь небольшой шум, практически полную тишину. Таким образом на кодирование правого канала пойдет совсем незначительное количество бит. Если же мы выполняем преобразование в M/S, то при суммировании каналов получаем музыку + шум в канале Mid, а при вычитании музыку + шум (уже с инвертированной фазой) в канале Side. В итоге оба канала содержат довольно сложные сигналы, и для их кодирования пойдет битрейт чуть ли не в два раза больше. Так и есть: в режиме L/R кодер использует для вступления ~176 кбит/с, а в режиме MS — все 320.

Впрочем, это мы еще легко отделались. Давайте посмотрим, что у нас с режимом CBR.

CBR

Закодируем семпл с параметрами -b 192 -q0. Это всё еще режим Safe Joint. Результат в плане звучания оказывается вполне приемлемым, практически все фреймы по прежнему закодированы в L/R режиме.

Теперь форсируем режим M/S. Можете прослушать результат самостоятельно. В самом начале семпла, кроме проникания звуков в правый канал, мы получаем еще и артефакты. В режиме CBR кодер не может увеличить битрейт для сохранения качества, в итоге оно в значительной степени страдает. То что мы слышим — это артефакты канала Side, на который кодер просто не нашел достаточного количества бит.

Unsafe Joint

Ну и что касается режима Unsafe Joint. В этом режиме кодер может экономить на стереопанораме, отдавая приоритет каналу Mid. Safe Joint выключается начиная со 128 кбит/с. Напомню: в режиме Safe процент MS фреймов был равен 5.2. При 128 кбит/с он увеличился до 6.9. При дальнейшем понижении битрейта количество MS фреймов будет расти. На моём семпле при 32 кбит/с оно достигло 26.5%. Тем не менее, это далеко не всегда означает, что будут наблюдаться слышимые артефакты или сужение стереопанорамы. Что касается артефактов — кодер не станет использовать MS, если при этом улучшение качества канала Mid достигается ценой сравнимого или более значительного ухудшения для Side.

Выводы

Таким образом мы видим, что выбор правильного режима кодирования стерео позволяет значительно сэкономить битрейт и выиграть в плане качества. И наоборот: выбор неправильного режима (что чаще всего связано с неуместным форсированием параметров) может привести к серьезному ухудшению качества кодирования. Это в равной степени относится и к материалам с очень высокой корреляцией каналов. Если брать предельный случай, форсирование режима L/R для моно сигнала (точнее, для двухканального сигнала, но с совершенно идентичной информацией в обоих каналах) даст неоправданное увеличение битрейта примерно в два раза для VBR, ну и ухудшение качества в половину для режима CBR.

[Обсудить на форуме]

Информация от спонсора

AV Custom: комфорт через технологии. Компания на рынке системной интеграции с 1998 года. AV Custom предоставляет услуги дизайна аудио-видео среды. В числе услуг — установка домофонных систем, (включающих в себя кодовые замки, видеопанели, и т.д.). У нас Вы можете заказать установку домофонных систем SSS Siedle — ведущего производителя Европы. Возможна установка как в жилых комплексах, административных зданиях, etc, так и в частных домах.

image

Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.

Стерео

Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.

image

Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.

Моно

Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.

image

Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.

Сравнение

Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.

Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.

Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.

Однако на самом деле объемность стереозвука ненастоящая. Два наушника или две колонки расположены напротив разных ушей, именно этот фактор является главным в том, что мозг обрабатывает входящие сигналы как “слева” и “справа”. Большее число источников (колонок) увеличит точки воспроизведения, и таким образом будет достигнут фальшивый трехмерный эффект.

Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.

Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.

image

Стерео имеет такие преимущества:

  • Ощущение объемности, глубины.
  • Можно четко ощутить расположение инструмента, объекта и так далее относительно слушателя.
  • Популярность формата. Если композиция записана в стерео, зачем ее слушать в моно?
  • Акустические системы со стереозвуком способны максимально передать живой звук во время концерта. Когда музыканты исполняют композиции с инструментами и микрофонами, а зал достаточно большой, только стереосистемы могут передать полноценную картину звучания каждому зрителю и слушателю.

Моно имеет такие преимущества:

  • Идеальный формат для публичных выступлений, так как позволяет создать акцент на голосе выступающего.
  • Некоторые музыканты записывают свою музыку в моно, и при прослушивании в такой системе их композиции звучат лучше всего. Это же касается старых песен, когда кроме одноканального варианта другого не существовало.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий