Что такое Сказание? Значение и толкование слова skazanie, определение термина

Мифы древних народов — это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира. У нас, на портале «Сказочная библиотека Хобобо» собрана значительная коллекция мифов и легенд древних цивилизаций — мифы и сказания Древней Руси, мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима, Индии, Китая, собрание скандинавских мифов. При этом наша коллекция продолжает пополняться!

Мифы народов мира читать

Показать по: 2550100

Название Автор Популярность
Рождение Зевса Сказания о богах 53263
Лесные и водные жители Мифы Древней Руси 41680
Подвиги стрелка И Мифы Древнего Китая 37382
Озеро смерти От «Вед» к «Панчатанатре» 24720
Сказание о создании Ночи Мифы и легенды Индии 24066
Прометей Сказания о героях 21091
День и ночь От «Вед» к «Панчатанатре» 17021
Пандора Сказания о героях 16135
Домовые духи Мифы Древней Руси 16042
Илиада Мифы Древней Греции 14208
Рождение Мира Мифы Древней Руси 11073
Рождение Афины Сказания о богах 10491
Одиссея Мифы Древней Греции 10473
Творение Мифы и легенды Индии 9673
Происхождение мира и богов Сказания о богах 9233
Нарцисс Сказания о богах 8891
Асгард Вселенная Викингов 8408
Афродита Сказания о богах 8396
Садко Мифы Древней Руси 7839
Гера Сказания о богах 7834
Эльфы и гномы Сказания о богах 7791
Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг) Сказания о героях 7578
Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами Сказания о богах 7169
Откуда пошла Русская Земля? Мифы Древней Руси 6699
Орфей в подземном царстве Сказания о героях 5907
Ио Сказания о богах 5800
Бог Шива От «Вед» к «Панчатанатре» 5631
Волшебные народы Мифы Древней Руси 5609
Рождение и воспитание Геракла Сказания о героях 5520
Подвиги Перуна Мифы Древней Руси 5502
Персей убивает Горгону медузу Сказания о героях 5200
Гермес Сказания о богах 5152
Семь царей Древнего Рима Мифы Древнего Рима 4967
Посейдон и божества моря Сказания о богах 4620
Артемида Сказания о богах 4615
Сигурд сражается с драконом Сказания о героях 4550
Хранители мира Мифы и легенды Индии 4472
Немейский лев (Первый подвиг) Сказания о героях 4292
Золотой олень От «Вед» к «Панчатанатре» 4225
Борьба Зевса с Тифоном Сказания о богах 4202
Сказание о потопе Мифы и легенды Индии 4083
Фуси Мифы Древнего Китая 3966
Дети Локи Сказания о богах 3701
Царство мрачного Аида (Плутона) Сказания о богах 3681
Гефест Сказания о богах 3542
Аполлон и музы Сказания о богах 3402
Эней Мифы Древнего Рима 3383
Волосы Сиф Сказания о богах 3212
Стимфалийские птицы (Третий подвиг) Сказания о героях 3203
Пять веков Сказания о героях 3191

Что такое миф? Древние мифы — это отражение взглядов древних на то, как устроен мир. Это самые древние записи о том, как устроена наша Вселенная, как нами правят боги, какие подвиги совершают герои и храбрецы наших народов. Читая древние мифы, вы словно открываете дневники и летописи древних царств, и знакомитесь с мифологической психологией древних. Насколько же это интересно! Неслучайно древние мифы и легенды — это одни из самых книг по истории и культуре разных стран, и они всегда пользуются популярностью. Читать древние мифы — так же необходимо для культурного развития, как и прочитать букварь и изучить простейшую арифметику с математикой.

Для ребенка чтение мифов мира — потрясающая возможность увлекательно познакомиться с древней историей. Мифы и легенды лучше чем что-либо говорят о том, что происходило несколько тысяч лет назад. Чем жили наши предки, до того как было принято христианство? Как жили китайские крестьяне века и тысячелетия назад? Кем были и какими были древние вожди, императоры, цари и короли? Как и почему возникли мифы народов не только героические и божественные, но и мифы о устройстве мира, романтические мифы о настоящей любви, мифы о древних, но исчезнувших государствах, странах и порой целых континентах. До сих пор миф о древней Атландите волнует умы как ученых, так и просто любознательных людей всей планеты. Мифы народов мира — это воистину величайшее историко-культурное достояние всей нашей цивилизации. А мифы и легенды о героях — еще неиссякаемый ресурс для сценаристов, театров, киностудий и телеканалов всего мира!

Разумеется, наша библиотека позволяет вам ознакомиться с нашей мифологической коллекцией в удобной для вас форме — вы можете прочитать мифы онлайн, так и скачать мифы в формате txt и в формате FB2. Кроме того, подчеркнем — все многообразие мифов народов бесплатно, так что вы сами можете решить — либо прочитать их в печатном виде, либо ознакомиться с электронной версией мифов бесплатно у нас на портале. Скачивая мифы, вы можете также использовать их при подготовке учебных курсовых, дипломных работ — коль скоро вы еще учитесь, поэтому собрание мифов онлайн еще и полезно 🙂 Так что пусть будет выбор! Кроме того, читать мифы на нашем сайте скоро станет еще и необыкновенно удобно — в наших планах создать книжку-читалку онлайн, которая позволит вам не только читать тексты в полноэкранном режиме, но и с комфортным фоном, с системой закладок, с функцией настройки текста и верстки страницы. Так что — читайте мифы онлайн!

Кроме того, в скором будущем мы начнем собирать великие мифы современности — документальные очерки о том, чем грезим и во что верим мы, современные люди. Настоящая история чудовища Несси из шотландского озера Лох-Несс, история Снежного Человека, невероятные истории о встречах с неведомым из самых разных уголков мира, и многое-многое другое.

Итак, повторим — все наше собрание мифов бесплатно! Вы можете как читать мифы онлайн 24 часа в сутки, так и читать мифы, скачав их на свой компьютер. Помните — мифы мира это одно из самых увлекательных видов чтения для любознательного человека. Словом — заходите в гости!

Ваш Хобобо, доктор сказочных наук.

Одним из произведений, перешедших в северо-восточную Русь из Далмации, является Сказание об Индийском царстве.

Латинский Запад усвоил греческий памфлет в XII в., когда шла ожесточенная борьба Запада с Востоком, принимавшая формы крестовых походов. Крестоносцы неоднократно терпели поражения в сражениях с арабами и турками. Католический Рим — организатор и вдохновитель крестовых походов — использовал странствующие легенды о богатствах далекой Индии в целях поддержания военного духа крестоносцев. Легенда о могущественном восточном царе, идущем на помощь христианам, приняла к XII в. определенные формы и подготовила почву для приема греческого памфлета. Здесь в это произведение были вставлены различные рассказы о чудесах Индии, известные в Западной Европе с древней поры по многочисленным устным и письменным источникам. В сербском переводе с этого осложненного латинского текста Сказание об Индийском царстве и перешло на Русь в самом конце XII или в начале XIII в.

Старшая русская редакция Сказания об Индийском царстве не сохранилась, и представление о ней дают заимствования из нее в Александрии второй редакции. Более сорока пяти списков Сказания, дошедших до нас, свидетельствуют о значительной популярности его среди читателей (старшие списки относятся ко второй половине XV в.).

Мануил, царь греческий, — повествует Сказание, — послал послов к Иоанну, царю индийскому, с дарами и поручением узнать о его могуществе и о чудесах и богатстве Индийского царства. Гордо и пренебрежительно отвечает Иоанн: «рьцете царю вашему Мануилу: аще хощет царьство мое и силу и богатество и люди многи ведати, и продай свое царьство, искупи собе харатьи и на той харатьи да перепиши мое царьство и силу и богатество и да прииди ко мне сам; аще восхощеши у мене быти, дам ти власть в третьих или будет в четвертых, и будеши своего царьства выше стократицею богатеством и силою». Затем идет описание чудес могущества Индийского царства и его царя Иоанна, в духе легендарной литературы путешествий, отзвуки которой уже известны были Киевской Руси по Александрии, Христианской топографии Космы Индикоплова, Физиологу и другим произведениям. Иоанн говорит о себе, что он до обеда поп, а после обеда — царь; что он имеет «под собою 3000 царей и 300», а царство его «таково: итти на едину страну 10 месяць, а на другую немощно да итти, занеже тамо соткнуся небо з землею». Далее царь описывает чудовищных людей — немых, рогатых, трехногих, великанов «9-ти сажен» и т. п., перечисляет чудесных зверей и птиц Индии — слонов, крокодилов, «петухов, на них же люди ездят», фениксов. Попутно с этим даются близкие к Физиологу характеристики зверей и птиц. Особенно же подробно рассказывается о драгоценных камнях Индии, и с эпическим гиперболизмом описываются дворцы Иоанна: «Двор у мене имею таков: 5 ден ити около двора моего; в нем же суть полаты многы златыя и сребреныя и древяни, изнутри украшены аки небо звездами, а покровены златом… В тои же полате 50 столпов чистаго злата, на всех же столпех по драгому камени; камень самфир имать свет бел, камень тонпаз аки огнь горит».

Среди описания этих чудес, пышности, золота и игры драгоценных камней мало заметны немногие религиозные мотивы и моральные сентенции «Сказания». Наиболее ясно выражена собственно одна, хорошо известная и дохристианскому Востоку, мысль о неизбежности смерти. Во время военных походов перед Иоанном «несут блюдо злато велико, на нем же едина земля; на землю зряще поминаем, яко от земля есми создани и паки в землю поити имамы». Но эта мысль уравновешивается радостным созерцанием символов величия государства: «а се с другую страну блюдо несут другое злато, на нем же драгии камень и четеи женчюг, нан же зряще величается наше господьство».

Есть в Сказании и гражданские мотивы: «а нет в моей земли, — говорит царь Иоанн, — ни татя, ни разбойника, ни завидлива человека, занеже моя земля полна всякого богатьства»; указывается и чудесный способ испытания верности граждан царю: есть у царя Иоанна в золотой палате «зерцало цкляно, аще [кто] мыслить зло на своего господаря, ино в зерцале том зримо лице его бледно аки не живо. А кто мыслить добро о господаре своем, ино лице его в зерцале зримое аки солнце».

Сказание на русской почве нередко подвергалось изменениям стилистического и идейного характера. Так, в частности, обидное предложение Иоанна греческому царю поступить на службу к индийскому царю не могло, по мысли древнерусского книжника, высоко ставившего авторитет Греции, остаться без достойного ответа. Поэтому ряд русских списков заканчивается ответом греческих послов: «государь наш царь Мануил своея греческия земли не продает, а к тебе служить нейдет, а твоего богатства не хочет, а с тобою знается честью и любовию».

В композиции Сказания есть ряд черт, характерных для восточно-византийской вопросо-ответной и приточной литературы. В нем отсутствует единая, стройно развивающаяся по ходу изложения фабула, нет внутренней закономерности в расположении отдельных эпизодов: связующим звеном между ними является только часто повторяемая и слабо вариируемая фраза «есть в моем царстве» (или: «у меня», «у нас»).

Сказание об Индийском царстве обнаруживает черты сходства с двумя крупными произведениями русского народного творчества. Акад. А. Н. Веселовский и акад. В. М. Истрин отметили родство Сказания со стариной о Дюке Степановиче. Боярин или княжеский сын Дюк Степанович едет из Индии, из славного Волын-города или из Галича в Киев ко князю Владимиру, презрительно отзывается о его стольном городе, пирах, богатырях и хвастается своим родовым богатством. Несмотря на волынско-киевское приурочение этой былины и отражение в ней русских народно-поэтических представлений, ее исконная близость со Сказанием видна и в общем описании Индии (Галича), и в отдельных поэтических образах, картинах и деталях. Хвастаясь своими родовыми богатствами, Дюк говорит:

Послы Владимира, «подъехав под Индию под богатую», в изумлении останавливаются и говорят:

Знает былина и чудесную реку:

и драгоценные камни, освещающие Индию — Галич:

Родство этих двух произведений, очевидно, объясняется тем, что русская старина о Дюке сложилась под влиянием византийской былины, основанной на том же источнике, который еще в Византии лег в основу Сказания об Индийском царстве.

На русской почве под воздействием старины о Дюке в текстах Сказания появились неизвестные латинскому оригиналу эпизоды — совет царя Ивана царю Мануилу продать царство на покупку бумаги и рассказ о конях царя Ивана. Гордый ответ царя Ивана, конечно, подсказан следующим местом старины о Дюке:

В свою очередь влияние Сказания об Индийском царстве сказалось на стихе о Голубиной книге. Названия камней в Голубиной книге, например, «камням камень-мать Кармаус камень Илитор» («кармаус» не что иное, как «кармакаул» Сказания); образ Феникс-птицы, перья которой (как и в Сказании) режут кости и камни, кроят бархаты и атласы; образ Белого царя, который (подобно царю Ивану) над царями царь, а

— все это, повидимому, отголоски бытования Сказания об Индийском царстве в народной среде, смутные воспоминания о прочитанном и усвоенном из книг.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 2

Джек ЛондонРассказ «Сказание о Кише» Краткое содержание

Рассказ «Сказание о Кише» соединяет в себе черты притчи и легенды. Необычное повествование и отважные герои – яркая черта в творчестве Джека Лондона, не прошедшая мимо этого произведения.

Очень краткий пересказ рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише»

По сюжету у Полярного моря в одном из племен проживает тринадцатилетний Киш. Однажды на собрании он предлагает справедливо делить добытое мясо, что вызывает раздражение у старых охотников.

Но, не желая отступать от сказанной дерзости, Киш обещает охотиться в одиночку и честно раздавать мясо. Мальчик уходит на охоту и не возвращается 5 дней, после чего появляется с куском мяса и говорит о лежащих недалеко трех медведях.

Отныне охота становится его ремеслом. Полярные медведи подозрительно легко «даются» подростку, и это вызывает сомнения у соплеменников. Все начинают думать, что Киш обладает колдовскими чарами.

Во время очередного похода за ним отправляются два охотника, которые приносят весть о необычных шариках, которыми мальчик кормит медведей, после чего убивает. Объявляется собрание, и все старейшины спрашивают Киша: в чем его секрет?

Он прост: Киш прячет острый китовый ус в несколько слоев тюленьего жира, съедая который медведь испытывает невыносимую боль. С помощью этой хитрости мальчик легко может убить копьем животное и получить сколько угодно мяса.

Список и краткая характеристика героев рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише»

  • Киш главный герой, «видел уже тринадцать лун», сын славного охотника Бока и Айкиги.
  • Айкигамать Киша, заботливая и старая женщина.
  • Боквнесюжетный персонаж, отец Киша, погиб в схватке с полярным медведем, но своей смертью обеспечил пропитанием поселок.
  • Клош-Кванглава племени, вождь.
  • Уг-Глукстарый и завистливый охотник.
  • Бим и Боун«два молодых, лучших в поселке охотника», пытаются уличить Киша в колдовстве.

Краткое содержание рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише» подробно

У самого Полярного моря находится поселок, где проживает отважный Киш. Он живет в бедной хижине вместе со своей матерью Айкигой. Его отец храбро погиб в схватке с полярным медведем, когда пытался добыть пищу для всех жителей поселка.

На одном из собраний в иглу вождя Клош-Квана мальчик решился высказаться. Он произнес речь, где заявил, что мяса его семье дается достаточно, но нередко оно «старое и жесткое, и в нем слишком много костей». Такая дерзость возмутила старейшин и охотников.

Киш продолжал спорить и сказал, что готов в одиночку охотиться и сделать так, чтобы каждому доставалось нужное количество мяса – «самой древней старухе и самому хилому старику». А на собрание он явится только тогда, когда этого захотят все участники.

Мальчик взял лук и стрелы, копье и отправился на охоту. Над ним смеялись мужчины, сочувствовали матери Киша женщины. На третий день его стали оплакивать, а Айкига вымазала лицо сажей в знак скорби.

В пятый день он вернулся – с куском мяса на плече, «поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко». Он приказал мужчинам идти по его следу, ведь там они найдут тушу медведицы и двух медвежат. Все засомневались.

«Выйти на полярного медведя — дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее — выйти на медведицу с медвежатами».

Так, мальчик продолжал охотиться и раз за разом возвращаться с добычей, а поселок задавался вопросом: как это удается Кишу? За это время он попросил построить большую и просторную иглу для охотника и его матери. Желание было исполнено. Но тайна продолжала волновать всех вокруг, соплеменники стали считать это проделками темных сил, колдовством.

Во время очередной охоты за Кишем отправились Бим и Боун с целью узнать, в чем же секрет мальчика. Вот что они рассказали через пять дней старейшинам: Киш шел на медведя, тот разъярился, но охотник бросил ему под ноги маленький шарик. Он продолжал это делать до тех пор, пока медведь не «остановился, завыл от боли». Тогда Киш «прикончил его своим копьем».

Было решено созвать собрание и узнать все непосредственно от мальчика. Но Киш сказал, что сильно устал и будет ждать мужчин в своей просторной иглу.

Все сделали так, как хотел того охотник. И тогда он принялся за рассказ. Всё оказалось простой хитростью: острый китовый ус Киш покрывал шариком тюленьего жира. После того, как медведь проглатывал такую отраву, жир таял, угощенье причиняло огромную боль животному. Обессиленного медведя было легко убить кому угодно – даже ребенку.

После всего произошедшего (вероятно, и после смерти Квош-Клана) мальчик стал вождем своего поселка: с ним оно ни в чем не нуждалось.

Кратко об истории создания рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише»

Об истории создания «Сказания о Кише» известных фактов нет. Существует мнение, что на самом деле это пересказ местного фольклора: ведь Джек Лондон, как известно, поддался «золотой лихорадке» и посетил в своё время Аляску. Время, проведенное там, не оказалось потраченным зря и подарило литературе рассказы о севере и его необычных традициях.

category Искусство и развлечения / Литература

На Руси письменность появилась после крещения в 988 году. С принятием христианской веры стала развиваться и древнерусская литература. Пришедшие из Византии Кирилл и Мефодий принесли на территорию Руси религиозно-книжное наследие.

Древнерусской литературе предшествовал фольклор. Среди всех жанров можно выделить былины, повести, поучения и сказания. Чтобы узнать, что такое сказание и как его отличить от других произведений доисторической эпохи, нужно иметь представление об имеющихся на тот момент жанрах.

image

Все жанры древнерусской литературы можно разделить на 2 группы: первичные и объединяющие. К первичным относятся первообразные жанры в той форме, в которой они существовали в IX-XI веках. Позже они объединились и получились более масштабные летописи, хронографы и прочее.

Жанры древнерусской литературы

Древнерусская литература включает в себя огромное количество жанров. Многие произведения со временем были утрачены. Это связано с военными действиями, происходившими на территории России: монголо-татарское нашествие, Отечественная война, Великая Отечественная война и многое другое.

Среди первичных жанров древнерусской литературы следует выделить:

  • Красноречие. Данный жанр, как и христианская вера, пришел к нам из Византии — одного из самых прогрессивных государств того времени. Красноречие представляет собой форму ораторского искусства.
  • Поучение. Из самых известных поучений следует выделить «Поучение Владимира Мономаха». В них давались рекомендации для князей и простых людей. Это были советы о военной подготовке, семье и воспитании детей.
  • Слово. К этому жанру относится самый яркий памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве».
  • Повесть. Повесть представляла собой рассказ о княжеских распрях или военных походах.

Среди объединяющих жанров можно выделить летопись и сказание. Значение сохранившихся текстов велико для нашей страны, ведь они являются не только литературными, но и историческими памятниками.

Редко употребляются термины «патерик» и «апокриф». Патерик — это описание жизни святого отца. Апокриф также относится к религиозной литературе, но его содержание более тайное и загадочное.

Что такое сказание?

Сказание — это общее название произведений фольклорного характера. Что такое сказание и как его отличить от других жанров русской литературы? К сказаниям относятся предания, былины и др. Их особенностью считается историческая основа: в большинстве случаев сказание повествует о реальных, произошедших в действительности событиях. Однако следует учитывать и недостоверность некоторых фактов, о которых сообщает сказание. Определение данного жанра можно сформулировать следующим образом: сказание — это особый жанр древнерусской литературы, повествующей об исторических и легендарных событиях.

Среди наиболее выдающихся произведений русской литературы можно выделить такие сказания, как, например, «Сказание о Борисе и Глебе» или «Сказание о Мамаевом побоище».

Церковные повествования

Итак, мы рассмотрели, что такое сказание. Попробуем их классифицировать. В связи с появлением христианства на Руси литература начала свое развитие. Но о чем писать? Конечно же, писцы стали освещать самые актуальные события того времени. Таково «Сказание о крещении Руси».

Популярны сказания о подвигах святых. Возможно, большинство из них имеет фантастический характер. Таково «Сказание о Меркурии Смоленском», который один вышел против монголо-татарской орды и с помощью молитвы смог защитить свой народ.

Светские сказания

Большинство церковных сказаний имеют анонимных авторов. Светская литература появилась намного позже, в XVII-XVIII веках. Светская литература не связана с религией. Она может повествовать не только о героях, но и о простых людях. К светским памятникам литературы относится «Сказание о крестьянском сыне». Оно повествует о человеке, который занимался хулиганством и мошенничеством.

Из древнерусской литературы в современную пришло множество жанров. К ним относится и жанр, именуемый «сказание». Понятие и значение данного слова со временем изменились. Здесь следует сказать о его этимологии. Оно произошло от праславянской формы «казати», что значило «говорить», «читать проповедь». Образовано путем присоединения приставки «с», суффикса «аний» и окончания «э».

Сейчас сказание относят к фольклорному жанру.

Внимание, только СЕГОДНЯ! KAKrufb.ru В» Искусство и развлечения В» Литература В» Что такое сказание? Какими они бывают?

«Сказание истинное» — «сказание вымышленное»

Необходимо добавить, что в обществах, где миф еще жив, их члены проводят четкую грань, различающую миф — «сказание истинное» и те рассказы и сказки, которые они относят к «сказаниям вымышленным».

Племя павне отделяет «сказания истинные» от «сказаний ложных», и к первым причисляются в первую очередь такие, которые могут нам поведать о происхождении мира; персонажи этих мифов, существа божественные, сверхъестественные, небесного и астрального происхождения. Вслед за этими мифами приходят рассказы, повествующие об удивительных приключениях национальных героев, о каком-нибудь юноше скромного происхождения, который становится спасителем своего народа, освободив его от чудовища, избавив от голода или какого-либо другого бедствия, он совершает многочисленные благородные подвиги, несущие благо народу. Наконец, рождаются рассказы, имеющие отношение к знахарям и целителям и объясняющие, каким образом тот или иной шаман достиг сверхчеловеческой власти, как было создано то или иное объединение шаманов. К сказаниям вымышленным относятся истории, повествующие о приключениях совсем другого рода, например, о приключении койота, волка, живущего в прериях. Таким образом, в «сказаниях истинных» мы имеем дело с явлениями сакральными и сверхъестественными; в «сказаниях вымышленных», напротив, — с содержанием светским; дело в том, что образ койота чрезвычайно популярен в североамериканских мифологиях, где он предстает перед нами в образе лицемерного обманщика, фокусника, плута и мошенника[50].

Подобным же образом племя чероки делает различие между мифами священными (космогония, сотворение звезд, происхождение смерти) и сказаниями светскими, которые, например, объясняют некоторые удивительные анатомические и физиологические особенности животных. То же различие мы находим в Африке: представители племени ереро полагают, что мифы, которые рассказывают о происхождении различных родов племени, это истории истинные, так как они сообщают о фактах, действительно происшедших; в то же время рассказы более или менее комические не имеют никакого основания в реальности. Что касается туземцев Того, они считают мифы о происхождении «абсолютно реальными»[51]. Именно поэтому нельзя рассказывать мифы, не делая различия среди слушателей. У многих племен мифы не передаются женщинам и детям, то есть непосвященным. Обычно старейшины племен посвящают неофитов[52] в мир мифов во время их уединения в джунглях, и это является необходимым составным элементом их инициации. Пиддингтон замечает по поводу племени караджери: «Сакральные мифы, которые запрещено знать женщинам, имеют отношение в основном к космогонии, и особенно к проведению обрядов инициации»[53]. Если «сказания вымышленные» могут быть рассказаны в любое время и в любом месте, то мифы воспроизводятся только во время священнодействий (обычно осенью и зимой, и только ночью)[54]2. Этот обычай сохранился даже у народов, которые прошли архаическую стадию культуры. У жителей Тибета и у тюрко-монголов воспроизведение эпических песен цикла Гэсэр[55] может происходить только ночью и зимой. «Этим песнопениям приписывают чудодейственную силу. С их помощью достигают удач на охоте и на войне (…). Перед чтением мифа приготавливается пространство, посыпанное мукой из обжаренного ячменя. Слушатели усаживаются вокруг. Пение сказителя продолжается в течение нескольких дней. Говорят, что когда-то на этом месте видели следы подков лошади Гэсэра. Таким образом, исполнение мифа как бы вызывало реальное присутствие героя[56].

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий