Что такое Симфонический Оркестр? Значение и толкование слова simfonicheskij orkestr, определение термина

Вообще запись симфонического оркестра – очень и очень непростая задача, справиться с которой по силу лишь самым высококвалифицированным и опытным звукорежиссёрам.

Разумеется, я, будучи звукорежиссером, обладаю определёнными знаниями касательно записи симфонической музыки, но на практике в полной мере этих знаний так ни разу и не применил… Хотя я применил свои знания частично, когда записывал камерный скрипичный оркестр из 12 скрипачей, но, пожалуй, расскажу об этом в другой раз…

Первостепенное значение при записи симфонического оркестра играют три вещи:

  1. Акустика зала, в котором происходит запись.
  2. Расположение музыкантов.
  3. Расположение микрофонов.

Для начала пара слов о рассадке музыкантов. Всего существует два общеупотребимых варианта рассадки музыкантов – американская и немецкая (см. иллюстрации ниже).

Американская рассадка

Немецкая рассадка

image

У нас в России прижилась по большей части американская, хотя и немецкая также имеет место быть. Так вот, в зависимости от типа рассадки музыкантов, звукорежиссёр планирует расстановку микрофонов.

Если говорить о необходимом количестве микрофонов, то первая мысль, которая посещает начинающего звукорежиссёра – «это сколько же надо микрофонов?..»

На самом деле, далеко не всегда для записи симфонического оркестра требуется огромное количество микрофонов. Если оркестр звучит превосходно и сбалансировано вживую и при этом находится в зале с отменной акустикой, то его вполне можно записать всего лишь парой микрофонов общего плана и получить при этом весьма пристойный результат.

К тому же, запись симфонического оркестра практически никогда не обходится без микрофона общего плана. В роли такого микрофона, как правило, выступает стереомикрофон или стереопара. Обычно от его правильной установки и качества, звучание оркестра на записи в целом зависит на 50-80%.

Самое сложное – найти правильное положение общего микрофона. Оно рассчитывается в первую очередь исходя из акустических характеристик помещения, в котором происходит запись оркестра.

Чем лучше акустические характеристики зала – тем дальше от оркестра можно располагать общий микрофон. Это поспособствует выделению красивой естественной реверберации помещения.

Но в то же время, если акустика зала посредственная, или же оркестр плохо сбалансирован дирижёром, потребуются дополнительные микрофоны. Также дополнительные микрофоны потребуются и для других целей – для индивидуализации тембров инструментов, для улучшения прозрачности звучания и т.д.

Например, при американской рассадке музыкантов, виолончели расположены к залу боком и при записи общим микрофоном их тембр утрачивает присущий им естественный окрас. Спасти ситуацию сможет только одно – применение индивидуального микрофона.

Также использование дополнительных микрофонов позволяет улучшить слышимость таких тихих инструментов как гитара, арфа, челеста и т.д. Примеров можно привести немало…

Главное правило мультимикрофонной записи оркестра – для каждой оркестровой группы должно быть выделено как минимум по одному микрофону.

Также важно использовать направленные микрофоны, чтобы избежать проникновения звуков инструментов между группами.

Ещё следует помнить об одной важной особенности – к низкочастотным инструментам микрофон устанавливается ближе, чем к высокочастотным. Например, микрофон для скрипок должен располагаться дальше, чем микрофон для контрабасов. При соблюдении этого правила план инструментов на индивидуальных микрофонах получается более сбалансированным.

В целом, наиболее распространённая схема расстановки микрофонов для инструментов симфонического оркестра следующая:

Для группы первых скрипок устанавливается минимум пара микрофонов и на таком расстоянии, чтобы охватить всю группу и получить красивое, объёмное и однородное звучание.

Для виолончелей также желательно использовать 2-3 микрофона. На вторые скрипки и на альты обычно ставится по одному микрофону, так как их партии чаще имеют второстепенное значение и содержат меньшее количество исполнителей.

Для группы контрабасов также достаточно пары микрофонов, но устанавливать их следует на достаточном расстоянии, так, чтобы контрабасы звучали как единое целое, и в итоге не было явного выделения какого-то отдельного инструмента из группы.

Для деревянных духовых инструментов обычно достаточно одного микрофона. Индивидуальные микрофоны для каждого инструмента сделают тембр слишком выделенным, а также увеличат слышимость работы механики (стук клапанов и т.п.).

При небольшом составе можно легко ограничиться лишь одним стереомикрофоном, расположенным сверху над группой. Динамический диапазон деревянных духовых инструментов не слишком широк, и с балансом группы обычно не возникает проблем.

Однако при записи могут возникнуть проблемы из-за флейты пикколо, если она есть в составе. Этот инструмент обладает очень громким и пронзительным звуком, способным «перекричать» весь оркестр, поэтому её следует располагать дальше всех остальных инструментов группы от микрофона.

Медные духовые инструменты в симфоническом оркестре обычно не нуждаются в индивидуальной подзвучке, так как их тембр и без того довольно яркий, громкий и выразительный.

Чаще всего, при записи медных духовых, отдельный микрофон требуется только для группы валторн, который ставится со стороны раструбов и принимает на себя всю группу целиком. Микрофон обязательно должен быть на приличном расстоянии, чтобы группа звучала однородно, и чтобы не допустить близкого плана и, как следствие, ненатурального тембра.

Ударные инструменты в подавляющем большинстве случаев также не требуют индивидуальных микрофонов. Но в некоторых случаях, когда группе ударных поручается ответственная сольная партия, требуется индивидуальный микрофон для того, чтобы получить более детальное звучание.

Учитывая то, что ударные обладают пространственным звучанием, то стереопары (стереомикрофона) для её записи бывает обычно достаточно.

Главным образом, как я уже упомянул ранее, индивидуальные микрофоны нужны для солирующих инструментов и для инструментов, которые играют декоративно-красочную роль в оркестре и довольно тускло звучат на общем плане (гитара, арфа, челеста и т.п.).

Помните, что индивидуальные микрофоны играют вспомогательную роль и нужны для того, чтобы получить более насыщенный и яркий звук. Записать по-настоящему качественно симфонический оркестр только индивидуальными микрофонами практически нереально.

Теперь несколько слов о сведении…

На самом деле, применительно к записи симфонического оркестра, такого понятия как «сведение» нет. Баланс инструментов в оркестре формируется в первую очередь дирижёром и лишь корректируется и устанавливается звукорежиссёром непосредственно перед записью.

Это же касается и обработки. После записи оркестр обычно не подвергается никакой обработке. Следует на этапе записи стремиться к тому, чтобы получить красивое качественное звучание. А достигается это грамотным выбором и расстановкой микрофонов.

Что ж, вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о записи симфонического оркестра.

Конечно, как я сказал в начале статьи, запись симфонического оркестра – это очень сложная задача, и описать все её мельчайшие особенности в рамках одной статьи невозможно. Но о самом важном, о том, что следует знать обязательно и в первую очередь, я уже рассказал.

Надеюсь, эта информация была для Вас полезной и поможет Вам в будущем!

image___________________

Автор: Андрей СкиданПри копировании материала ссылка на сайт www.master-skills.ru обязательна!

< Предыдущая

Практика

Оркестровка – одно из самых увлекательных занятий для музыкантов, только вот знаете ли вы, что это такое и как правильно оркестровать композицию?

  • 19 июня 2019

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров. Повторение пройденных тем и прочитанных статей — весьма полезное занятие, однако стоит раз и навсегда понять разницу между оркестровкой и аранжировкой. При аранжировке оригинальная композиция может всячески изменяться. Например, появляется другое развитие или, наоборот пропадает какая-то из частей. Может быть добавлена модуляция, изменена гармония, добавлены новые инструменты и так далее.Фото: Karsten Schneidermann При оркестровке же музыкальная композиция остается практически неизменной, основная работа происходит с мелодическими линиями. Звучит это просто, но на деле существует множество нюансов, на которые следует делать поправки при написании. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков вывел три основных правила оркестровки:1 В оркестре нет дурных звучностей.2 Сочинение должно быть написано удобоисполнимо; чем легче, практичнее партии исполнителей, тем более достижимо художественное выражение мысли сочинителя.3 Сочинение должно писаться на действительно существующий оркестровый состав или на действительно желаемый (если автор имеет в виду ввести что-либо новое), а не призрачный, что делают до сих пор многие, помещая в свои партитуры медные инструменты неупотребительных строев, на которых партии оказываются исполнимыми только оттого, что играются не теми строями, для которых они предназначены автором. Кстати, последним композиторы занимаются до сих пор, после чего нередко конфликтуют с исполнителями. При этом использование нестандартных инструментов может быть очень кстати, если хорошо продумать все нюансы.   Об инструментах Диего Стокко Николай Андреевич своей книге «Основы оркестровки» также не оставил без внимания и самые распространенные проблемы человека, который занимается оркестровкой: Большею частью занимающийся оркестровкой переживает следующие фазисы развития:1Период стремления к ударным инструментам — низшая ступень; в них он полагает всю прелесть звука и на них возлагает все свои надежды.2Период любви к арфе — всякий аккорд ему представляется необходимым удвоить звуком этого инструмента.3Обожание деревянных и медных духовых инструментов, стремление к закрытым звукам, причем струнные представляются или с надетыми сурдинами, или играющими pizzicato.4Период высшего развития вкуса, всегда совпадающий с предпочтением всему другому материалу смычковой группы, как самой богатой и выразительной.«Против этих заблуждений — 1-го, 2-го и 3-го периодов — следует бороться при самообучении. Лучшим пособием всегда будет служить чтение партитур и слушанье оркестровых произведений с партитурой в руках. Здесь трудно установить какой-либо порядок. Слушать и читать следует все, а преимущественно новейшую музыку: она одна научит, как надо оркестровать, а старая даст полезные в отрицательном смысле примеры.» Книга была написана в 1913 году, но эти правила и трудности остаются актуальными и сейчас. Когда вы приняли к сведению все правила и осознали, что это — работа не из легких, самое время понять, когда нужна оркестровка.  

Зачем это нужно?

Симфонический оркестр до сих пор широко используется в киномузыке. С его помощью можно лучше передать драматичность момента и выделить то или иное событие. Как правило, композиция начинается с простого наброска на фортепиано, после чего это разрастается в большое произведение. Отличным примером является главная тема «Интерстеллара», где все начинается с небольшого перебора нот на органе, а затем «взрывается» всем оркестром.   Музыка к фильму «Интерстеллар» (2014)  

Какие инструменты использовать?

Это зависит исключительно от вас. Вы можете сделать свой состав с блэкджеком и гитарой, а можете и использовать стандартные составы симфонического оркестра. Как вы уже знаете, важно лишь быть реалистичным, чтобы музыканты действительно смогли все это сыграть на записи.  

Стандартный состав — это какой?

В состав симфонического оркестра входят 4 группы инструментов:

  1. струнные смычковые;
  2. деревянные духовые;
  3. медные духовые;
  4. ударные.

Помимо этого, не забудьте определиться с рассадкой. Самые распространенные — это американская и европейская. Спасибо!Скоро в твоей почте tvkinoradio.ru

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»  из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Беседа

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

 Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Еще посмотреть  Заметки о школьном музыкальном воспитании

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых  инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Еще посмотреть  Поем шепотом

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина  Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Еще посмотреть  Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель ..»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства скрипок, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр – это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 – начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в т.ч. и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин. В современной музыке большой симфонический оркестр становится расплывчатым, так как постепенно начинает включать инструменты джазового оркестра, электроинструменты и инструменты бит-групп. Симфонический оркестр в Мариинском театре.(Фотография взята с http://www.irk.ru/news/20091005/ )Пример симфонической музыки:

Симфонический оркестр — большой оркестр из струнных, духовых и ударных инструментов — берёт своё начало в XVIII–XIX веках, когда Людвиг ван Бетховен представил классический состав для одного из своих последних произведений: около 45 музыкантов, несколько певцов и хор. Позже Гектором Берлиозом специально для его Фантастической симфонии была увеличена группа музыкантов ещё на, примерно, 30 человек. А к началу XX века такие гении, как Рихард Вагнер и Густав Малер создавали свои произведения в расчёте на 110 и более музыкантов. 

Если говорить о русском симфонизме, то его основателем выступил знаменитый Михаил Глинка, который подарил России первые классические оперы. Кстати, он же в 1848 году написал «Камаринскую» для оркестра. Пётр Чайковский, спустя десятилетия признавался, что вся русская симфоническая школа сосредоточена в «Камаринской» Глинки. 

image

В рамках «сверхоркестра» работали также и Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Игорь Стравинский. 

Сегодня симфонический оркестр включает в себя около 100 музыкантов. Количество человек и инструменты меняются в зависимости от исполняемого музыкального произведения.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий