Что такое семинар в ВУЗе?

Содержание

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на crediti-bez-problem.ru

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться. При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Совет. Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание. Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность, то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов, отвлекающих внимание от занятий.

Внимание. Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Способов рекламы достаточно много:

Бесплатные варианты привлечения клиентов Платные варианты привлечения клиентов
Объявления на интернет-площадках и в газетах Рекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
Участие в обсуждении на форумах Реклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
Ведение собственного блога Рассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
Приглашения посредством соцсетей Интернет-реклама таргетированного типа
Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)

Безусловно, рекламные методы во многом зависят от тематики мероприятия. В любом случае нужно стремиться к максимальному использованию всех возможных способов.

Рекомендации. Реклама окажется действенной, если тренинг (семинар) удовлетворяет следующим требованиям:

  • Заинтересовывает новичков и удерживает «старых» слушателей.
  • Привлекает определенный контингент, значит есть постоянная аудитория, интересующаяся данной темой. Соответственно всегда будут люди, готовые обучаться.
  • Действительно приносит пользу тем, кто его слушал. Об этом свидетельствуют реальные отзывы, размещенные на страничке в соцсетях или сайте.
  • Очень важно постоянное развитие тренера и обучающей программы с учетом каких-либо изменений или тенденций.

Особенности оплаты тренингов или семинаров

Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

  1. Забывают прийти на занятия.
  2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
  3. Отговариваются срочными делами.

Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

Совет. Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

Подготовка материалов для тренинга или семинара

Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

Обычно участников обеспечивают:

  • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
  • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
  • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

Основные требования к любому виду раздаточного материала:

  1. Четкость, ясность и понятность для участников.
  2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
  3. Наличие нумерации на страницах.

Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.
Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Организация питания на тренинге или семинаре

Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

Значение кофе-брейка трудно переоценить:

  1. Человек переключается.
  2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
  3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
  4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о доставке горячего питания к месту проведения обучения.

Обращаем внимание на мелочи

Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

  • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
  • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
  • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

Комфортный перерыв подразумевает:

  1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
  2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва. Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки. Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях. Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания. За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

Главная → Публикации → Консультации

image

Фото из архива Натальи Самоукиной

Когда клиент заказывает работу у тренера, кроме выбора темы (проблемы), необходимо также определить желаемый формат.

В формат входит:

  • Количество часов (или тренинг-дней)
  • Количество участников
  • Режим работы

Если клиент хочет интерактивный семинар, то режим работы может быть 60:40 или 70:30. Это означает, что 60% учебного времени преподаватель дает информацию по теме и разбирает свои кейсы, а 40% учебного времени отдается на вопросы и кейсы слушателей, игры, упражнения и тесты. Если клиент хочет получить больше информации, то он выбирает формат 70:30 (70% учебного времени — информация, 30% времени — вопросы, игры и упражнения).

В каждом из этих выборов есть свои плюсы

В формате 60:40 плюсом выступает активность группы, в формате 70:30 плюсом выступает наличие большого объема информации. Если группа состоит из активных и опытных участников, то предпочтителен формат семинара 60:40. Если группа состоит из молодых специалистов, то лучше выбрать формат 70:30.

В формате интерактивного семинара проводится такие темы, как «Управление персоналом», «Кризис-менеджмент» и др.

Если клиент хочет тренинг, то режим работы может быть 30:70 или 20:80. Это означает, что информацию тренер дает очень кратко, в течение 20-30% учебного времени. Основное время на тренинге (70%-80%) отводится на проигрывание кейсов, упражнений, анализ тестов, «разбор полетов». На тренинге желательна видеосъемка и анализ полученного видеоматериала. Кроме того, перед тренингом проводятся предтренинговые интервью, чтобы адаптировать программу и выбрать кейсы для проигрывания на тренинге.

Раздаточный материал лучше выдать участникам за два-три дня до тренинга, чтобы не нужно было тратить дополнительное время на подачу информации.

В режиме тренинга обычно проходят тренинги продаж, стресс-менеджмент, тайм-менеджмент. Конечно, по темам «Управление персоналом» и «Кризис-менеджмент» тоже могут быть тренинги, но тогда заранее это необходимо обсудить на этапе переговоров.

На этапе переговоров формат работы может предложить тренер, аргументируя свое предложение. Желательный формат работы может заказать также клиент и при составлении контракта внести этот пункт как обязательный.

Важно иметь в виду, что формат работы в режиме тренинга обычно стоит дороже, чем интерактивный семинар.

Смотрите также: Почему тренер задает вопросы руководителю на первичных переговорах? Нужна ли теория в консалтинге? Почему тренеру необходимо иметь обратную связь после тренинга?

Всем, кто обожает, может и хочет учиться, необходимо хоть раз в своей жизни попасть на вебинар. Эта форма обучения как нельзя актуальна и с каждым годом будет становиться все популярнее. Вебинар – это мобильно, интерактивно и информативно. Из статьи вы узнаете, вебинар — что это такое простыми словами, зачем вам это надо, приносит ли он конкретную пользу и чем отличается от семинара и конференции.

Содержание статьи:

Вебинар что это такое простыми словами

Что такое вебинары и зачем они нужны? Вебинар — это семинар в онлайне. На вебинаре, так же как и на семинаре есть один или несколько лекторов, которые рассказывают тему слушателям.

Выглядит это следующим образом:Создается вебинарная комната (с помощью приложения или специального сайта), в которой лектор ведет презентацию на какую-либо тему, а участники вебинара смотрят и слушают тему, попутно задавая вопросы в чат.

Вебинар сильно похож на обычное выступление на сцене, с той лишь разницей, что вместо сцены выступает вебинарная комната. Участники также слушают выступление, но вопросы задают не в аудио-формате, а в текстовом, через чат.

Чаще всего посредством вебинаров проводятся:

  • Онлайн – консультации;
  • Тренинги;
  • Уроки;
  • Маркетинговые мероприятия;
  • Презентации.

У вебинаров всегда есть четкие цели:

  • Образование: в любых видах и формах, на любую тему, от курсов кулинарии до английского языка;
  • Повышение квалификации. Углубление в какую-либо профессию;
  • Прямые продажи своих товаров/услуг/информации;

Что именно могут делать участники вебинара:

  • В первую очередь — смотреть саму презентацию в аудио/видео формате;
  • Почти во всех вебинарах работает текстовый чат, в котором можно задать вопрос лектору;
  • В некоторых вебинарах возможно участвовать в опросах и голосовании — это сразу показывает интерес и точку зрения аудитории;
  • Также зачастую онлайн-трансляции записываются и люди, которые не попали на онлайн вещание, смогут посмотреть вебинар в записи.

Что такое вебинар и как они проходят

Вебинары называют локомотивами продаж, они сейчас в тренде. К примеру, компания решает обучить вас или повысить вам квалификацию и для этого нанимает особо крутого тренера, коуча, преподавателя, или менеджера. За это, конечно, плюс ей в карму, и вы также растете как специалист. К тому же вебинар имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами обучения.

Плюсы вебинаров для пользователей:

  • Интерактивность. Возможность получать информацию здесь и сейчас, задавать вопросы.
  • Доступность. Из любой страны вы можете получить полезную информацию по любому вопросу.
  • Экономность. Не нужно тратить деньги на проезд в город, где проходит мероприятие. Не нужно платить за аренду и кофе – брейки.
  • Комфорт. Вебинары — рай для интровертов, боящихся выходить за границы зоны комфорта. Ты обучаешься или получаешь информацию – а вокруг родные стены, можно в перерыве попить чайку из любимой кружки и погладить кота.

Минусы вебинаров для пользователей:

  • Необходим качественный интернет; если вай-фай исчезает, вы теряете часть информации;
  • Сложно записывать и фиксировать данные, иногда мешает скорость общения;
  • Необходимо владеть минимальными навыками обращения с компьютером и интернетом, даже сейчас это могут далеко не все.

Как лектору подготовиться к вебинару:

  • Выбрать интересную для всех тему, за которую люди ожидаемо будут платить деньги;
  • Разрекламировать умно и тонко вебинар целевой аудитории (для этого нужно знать места где собирается ЦА). Обычно рекламирование происходит на всевозможных интернет-ресурсах, в социальных сетях, на профильных порталах/форумах;
  • Собрать информацию и «прогнать» семинар для себя, чтобы проверить, учесть нюансы и засечь время;
  • Подготовить технику (микрофон, камеру, вебинарную комнату) и убедиться, что она работает хорошо, без сбоев.

Что такое вебинары и зачем они нужны (с точки зрения преподавателя и денег)

В основном вебинар нужен для презентации и дальнейшей продажи чего-либо слушателям (продуктов/услуг/информации/курсов и т.д.).

Обычно это происходит по следующей схеме:

  • Первым делом происходит подготовка к вебинару (создание презентации, придумывание способов продажи продуктов на вебинаре, назначение даты вебинара и прочие организационные моменты);
  • Затем начинается этап привлечения пользователей на вебинар к определенной дате. Делается это в основном, через контекстную рекламу, таргетированную рекламу, размещение промопостов в соц сетях и профильных ресурсах;
  • После этого начинается сам вебинар, где лектор рассказывает информацию по заранее подготовленной презентации и отвечает на вопросы слушателей;
  • Ну и в заключении (в начале/середине/конце вебинара) происходит реклама какого-либо продукта, сервиса, услуги или иного способа, который поможет лектору/организатору заработать денег.

Самый распространенный способ заработка на вебинарах выглядит так:

  1. Создается бесплатный вебинар по трендовой теме в сфере обучения;
  2. На вебинаре предлагают купить платный курс/доступ с углубленным обучающим материалам;
  3. Люди покупают платный продукт, лекторы/организаторы получают кровно заработанные.

К тому же каждый желающий (например, вы), если он владеет ценной информацией или навыками, может посредством вебинаров также их продать.

Причем для этого никаких магических знаний не нужно. Нужен компьютер, стабильный доступ в интернет и программное обеспечение (вебинарная комната, где все и будет происходить).

Нужна, конечно же, комната делового вида (без постеров с Бэкхэмом и Рианной на стенах), где вы будете проводить обучение или встречу онлайн (это в случае, если вы хотите вещать с вебкамерой, но это не обязательно).

Нужно заранее предупредить домочадцев, чтобы соблюдалась тишина — и обучение можно начинать!

Интересные факты о вебинарах:

  • В РФ объем рынка образования на вебинарах составит к 21 году более пятидесяти миллиардов рублей;
  • На вебинарах по английскому языку (что очень модно) в среднем можно заработать в неделю пять тысяч рублей;
  • Очень популярны школы диетологии и карт Таро; вебинары по ним приносят миллионные прибыли;
  • Один из способов хорошо заработать, — открыть онлайн-школу. Для этого, правда, придется привлечь специалистов, тех, кого знают, чьи имена на слуху. Так, например, онлайн — университет «Нетология» стоит пятьдесят миллионов долларов (на момент написания статьи).

Кому нужны вебинары

Всем. Вот так, поверьте моему опыту. У каждого есть цель в жизни, или информация которую он хочет получить. Учителям и менеджерам по продаже, студентам и людям, нуждающемся в психологе, домохозяйкам, скучающим дома и желающим получить новую профессию, всем, кому нужна информация и нет времени добывать ее вне дома идеально подходит обучение, через вебинары.

Зачем делают вебинары в интернет-маркетинге?

image

Арт Башлыков — автор блога

Привет. Я тут записал небольшой курс про то, как я создаю свои проекты с нуля, продвигаю их и зарабатываю. Будешь участвовать?

Есть способ заработать на вебинарах опосредованно, не напрямую. Ведь вебинары — это промежуточные этапы воронки продаж. Они подстегивают желание купить продукт, рекламируемый на обучении.

К примеру, лектор упоминает продукт известной фирмы, который имеет отличное качество, и только он может помочь в… ну и дальше по теме. Это скрытая реклама в выступлении. Она тоже очень эффективна.

Иногда рассказывают об услугах партнеров к примеру, на семинаре о том, как открыть собственный бизнес, рекламируют услуги фирмы – посредника, сборки и отправки груза из других стран (и естественно эта фирма является партнером).

Некоторые опытные бизнесмены устраивают вебинары, приглашая за отдельную плату некоторых лекторов, которые хотят продать что-то свое.

Иногда бесплатный вебинар – это лишь инструмент для того, чтобы убедить слушателей принять решение и заплатить за информацию. Своеобразная «затравка» для интереса. На нем расскажут, как купить полный курс за определенную стоимость. После семинара промо-ролик о нем служит рекламой, которая побуждает двигаться дальше. Затем купившие весь курс получают доступ к сервису, где обучаются по графику.

Чем отличается семинар от вебинара

Семинар отличается от вебинара как конь от верблюда или «Волга» от «Ламборгини». Вроде бы все это — средство передвижения. Да не то.

Чем отличается семинар от вебинара? Семинар — это обучение в оффлайне и зачастую это очень скучно. Все сидят в одном зале и слушают лектора. Есть проектор с экраном, есть тоска на лицах внимающих.

Вебинар – это семинар через интернет. Он проводится в сети, что обеспечивает мобильность, анонимность, интерактивность. Можно делиться картинками и переписываться в чате, а можно просто слушать и никак не участвовать, что удобно, когда хочется просто получить информацию.

Чем отличается вебинар от конференции

Конференция зачастую это глобальная оффлайн встреча посвященная какой-либо сфере.

На конференции выступают множество разных экспертов, обсуждаются вопросы развития сферы, отвечают на вопросы собравшихся людей. Зачастую конференция длится дольше одного дня, обычно она занимает 2-7 дней.

Вебинар напротив длится всего 1 день (в среднем 1-5 часов), проходит в онлайне и в нем по большей части идет односторонний разговор (от лектора к слушателям).

Заключение

Вебинар — это передовые технологии, это хороший способ заработать на информации посредством ее распространения. Это малозатратно и интересно. Это доступно каждому. Надеюсь, вы получили представление о том что такое вебинар простыми словами.

На этом все. Если статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц сетях (для меня это будет лучшая благодарность). Ну, а если у вас остались вопросы — пишите в комментарии.

  • Билль Ирина Александровна, учитель истории и обществознания

Разделы:Общепедагогические технологии

Профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег коллектива. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.

Семинар по проблеме: «Школьный урок в анфас и профиль» направлен на изучение позитивного опыта работы учителей, повышение качества урока как элемента целостной образовательной среды, совершенствование педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.

План-проект методического семинара «Школьный урок в анфас и профиль».

Цель: повышение качества урока на основе изучения современных подходов к организации классно-урочной системы, положительного опыта учителей гимназии.

Участники: педагогический коллектив.Регламент: 1 час 30 минут.Форма проведения: семинар-практикум.Обеспечение: телевизор для просмотра видеофрагментов, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации к информационному блоку выступающих.Ход семинараИнформационный блок.Ведущий. Потребность школы в новом учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, учителя, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности, учителе-методологе и учителе-управленце четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы: как повысить мотивацию учащихся к изучению непрофильного предмета в профильной школе;как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку;как помочь школьнику преодолеть неуспешность в обучении;как воспитать в духе толерантности детей, являющихся носителями собственного этнического мировоззрения.

Доступность, качество, эффективность образования, начинаются, несомненно, с учителя «нового качества». Актуальный компетентностный подход переводит профессиональную деятельность педагогов с уровня интуитивного на уровень рефлексивный, позволяющий системно анализировать качество образовательного процесса, выявлять проблемы и своевременно проводить корректировку. Это означает, что эффективность управления образовательным процессом зависит от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте, его включенности в научно организованный менеджмент.

Главным инструментом учителя был и остается урок. Урок в личностно-ориентированном процессе обеспечивает целостность образовательной среды и должен соответствовать четырем основным требованиям:

  • мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений навыков;
  • формировать у него систему знаний;
  • развивать познавательную сферу.

Современный учитель, несомненно, знаком с творческим наследием российских ученых, посвященным дидактике урока — Ю.А. Конаржевского, М. Скаткина, Л.В.Занкова и др. Однако, сегодня востребовано не только и не столько глубокое знание основ дидактики, но система умений: проанализировать потоки новой информации, оценить ее дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат ее использования, организовать ее материальное воплощение, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения новой информации в практику.

Именно на уроке и его результатах наглядно видно:

  • как учитель анализирует учебно-познавательные ресурсы учеников и качество методического сопровождения процесса обучения;
  • как учитель планирует, организует, корректирует учебный процесс;
  • как ставит цели;
  • как производит оценку результатов.

Недаром, в каждом образовательном учреждении важнейшим звеном внутришкольного контроля является контроль качества уроков. Набор критериев для оценки качества урока — открытая система. Она может использоваться достаточно гибко, например, при оценивании нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-диспут, урок-конференция) следует учитывать специфику, т.к. они могут не содержать, например, этапа диагностики знаний. Но такие уроки, как правило, единичны, все остальные же — должны выдерживать формат занятия, на котором предложенное содержание технологии характеризует качество урока. В настоящее время распространенной является технология оценивания качества урока, составленная Галеевой Натальей Львовной, кандидата биологических наук, Почетного работника общего образования РФ, доцента кафедры управления развитием школы МПГУ, автора более 50-ти статей, методических и практико-ориентированных пособий по дидактике и управлению личностно-ориентированным образовательным процессом.

Критерии оценки качества урока

Требования к уроку Что оценивается
1. Содержание урока Оценивается соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, использование учащимися дополнительных источников информации на уроке.
2. Мотивация учащихся Оценивается работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность; грамотность выбора приемов мотивации.
3. Структура урока Оценивается оптимальность структуры данного урока, качество этапа актуализации знаний и постановки целей, наличие и логическая связь этапов урока, четкость завершения каждого этапа урока.
4. Применение приемов развивающего обучения Оценивается оптимальный объем и целевое разнообразие приемов развивающего обучения, дифференциация при использовании этих приемов в учебной деятельности.
5. Самостоятельная деятельность учащихся Оценивается оптимальность времени, отведенного на самостоятельную работу, обеспеченность дидактическим оснащением, уровень дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы.
6. Организация этапа диагностики ЗУН Оценивается организация комфортных условий этапов проверки домашнего задания и проверки усвоения нового материала на уроке.
7. Использование средств ТСО Оценивается оптимальность, целесообразность и формы организации работы с ТСО на уроке.
8. Стиль общения Оценивается использование учителем понимающего и директивно-понимающего стиля общения, деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.
9. Результативность урока — по ученику Оценивается уровень усвоения учебного материала. Состояние учеников после урока: их удовлетворение собственной деятельностью, настроение, отсутствие ощущения усталости.
10. Результативность урока — по учителю Оценивается уровень достижения поставленных целей, выполнения всех задач, удовлетворенность учителя уроком, умение учителя «отрефлексировать» удачи и промахи «по горячим следам».

Структура урока в личностно-ориентированном процессе (памятка для учителя):Интеллектуальная разминка в начале урока. Три обязательных требования к разминке:

  1. Содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно те понятия, которые должны быть проверены как итог домашнего задания, или как опора освоения нового материала;
  2. Форма должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «вработаться»;
  3. Технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания.

2.Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, проговорили:)

3.При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков. 4.На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать задания с целенаправленными затруднениями (на логику, синтез, схематизацию и т.д.).5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации учащихся (повышать или снижать дозированность с выполнением обязательного уровня).6. Зачетные работы учитель должен подбирать или конструировать как разноуровневые. Один вариант зачетной работы должен быть продемонстрирован учителем с самого начала изучения темы. Ученику предоставляется право выбора уровня зачетной работы. На «3» — вопросы и задания репродуктивного уровня, продуктивные и творческие задания — в дополнительной части, на «4» и «5».

Таким образом, урок должен рассматриваться как инструмент для раскрытия ресурсов учебного успеха ученика. Приоткроем завесу, рассмотрим, какими средствами учителя формируют в ребенке главные ресурсы учебного успеха — «знаю», «умею», «могу», «хочу».

Практико-презентационный блок.

Видеофрагмент №1.

Представлен урок математики во 2-м классе.

Выступление по теме: Мотивация на уроке и способы ее удержания. Комментирование видеофрагмента, определение роли мотивации на результат и на деятельность.
Видеофрагмент №2.

Представлен урок математики в 6-м классе.

Выступление по теме: Познавательные возможности урока математики. Комментирование видеофрагмента, определение роли сравнительного анализа на уроках математики.
Видеофрагмент №3.

Представлен урок информатики в 10 классе.

Выступление по теме: Возможности интегрированного урока. Комментирование видеофрагмента, определение роли интегрированного урока в формировании учебных компетенций обучающихся.
Видеофрагмент №4.

Представлен урок по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе.

Выступление по теме: Урок как средство развития социального интеллекта. Комментирование видеофрагмента, определение роли урока в развитии социального интеллекта ученика (умение слушать и понимать, прогнозировать поступки и слова других людей).

Рефлексивный блок. Ведущий. Надеемся, что семинар помог Вам увидеть новые ориентиры в подготовке, проведении и анализе урока. Предлагаем заполнить анкету:

Моя педагогическая философия

Чему я учу? Распределите цели по важности для вас:

  1. Основам научных знаний
  2. Нормам поведения, необходимым для жизни в обществе
  3. Пониманию себя, пониманию других людей
  4. Применению знаний на практике
  5. Способности отвечать за себя и результаты учебного труда
  6. Ставить цели, планировать свою учебную работу
  7. Творчеству, самовыражению
  8. Общению, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми
  9. Формированию предметных и надпредметных учебных навыков
  10. Умению видеть, формулировать проблему, предлагать пути ее решения
  11. Общечеловеческим ценностям
  12. Различным способам мышления

Кого я учу? На кого ориентируюсь при подготовке занятия?

  1. На всех
  2. На одного
  3. На индивидуальность
  4. На того, кто хочет учиться
  5. На группы (какие?)

Как я учу? Распределите по частоте применения:

  1. Сообщая информацию, передаю сумму знаний
  2. Демонстрирую примеры, образцы выполнения заданий
  3. Передаю алгоритмы
  4. Задаю неразрешимые вопросы
  5. Предлагаю сыграть роль
  6. Другое

Моя роль в классе:

  1. Я актуализирую предметные знания и опираюсь на них
  2. Я суммирую изученный материал и методы, которыми пользовались
  3. Я — инструктор
  4. Я — организатор (чего?) __________________________________
  5. Я — вдохновитель (чего?) _________________________________
  6. Я — менеджер (управляю чем?) ____________________________
  7. Я — оранжировщик (чего?) ________________________________

5.

Мне трудно Компетентности учителя Мне легко
  Планировать занятия  
  Проводить занятия, если нужно — отступать от плана  
  Мотивировать, заинтересовывать  
  Удерживать внимание учащихся  
  Проводить урок в нужном темпе  
  Анализировать урок  
  Обсуждать урок  
  Обращаться за помощью к коллегам при подготовке занятия  
  Подготовить и провести открытый урок  
  Сохранять терпение при невыполнении заданий  

6. Что хорошего в работе учителя?

Данная анкета позволит Вам увидеть, на что направлена Ваша педагогическая доминанта. Надеемся, что материалы семинара помогут сформулировать Ваше педагогическое кредо.

Использованная литература: Битянова М.Р., Т.В. Беглова разработка и внедрение в школе гуманистической модели образовательной системы. М., первое сентября, 2007.Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъект управления качеством образовательного процесса. М., Первое сентября, 2007.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 2003.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

30.11.2009

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий