Что такое Секуляризация? Значение и толкование слова sekuljarizatsija, определение термина

Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

Секуляризация– это процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы. Впервые слово секуляризация в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилетней войны.

Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений — секуляризации церковного имущества в пользу победителей. Наиболее радикальным было принятое по предложению Талейрана Национальным собранием Франции 2 ноября 1789 г. решение: Все церковное имущество находится в распоряжении нации. Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей. Легитимность действий, ущемлявших всевластие церкви, обосновывалась идеей народного суверенитета.

Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение — она воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества. События, произошедшие в Венецианской республике в начале XVII в., могут служить наглядным примером секуляризации, установления светского контроля в делах, которые ранее считались прерогативой церкви.

Венецианские власти сочли полезным для республики ограничить размеры допустимых церковных вкладов граждан; поставили под контроль светской власти строительство церковных зданий; ввели порядок, согласно которому лица духовного звания, обвинявшиеся в уголовных преступлениях, должны были привлекаться к ответственности обычными судами, как и миряне.  Венецианцы были благочестивыми христианами, но в своих мирских делах они не признавали над собой власти папы.

На самом деле секуляризация не ставила под вопрос существование религиозной веры. Правители Венеции были преданны христианской вере. Но их вариант христианства отличался от церковной ортодоксии. Человек принадлежит двум раздельным мирам — земному и небесному, они несовместимы, поэтому, не отвергая веры в Бога, отдавая Богу богово, человек в то же время должен воздавать кесарю — кесарево, т.е. относить вопросы политического характера к компетенции правительства и понимать, что единственный порядок в мирской жизни, в практических делах, который имеет значение, — это вполне мирской порядок венецианской республики, граждане которой вовсе не исключали при этом необходимость проявления христианских добродетелей в жизни. Папство потерпело поражение и никогда больше не пыталось бросать вызов светским порядкам в такой открытой форме. Было признано, что интересы веры следует отличать от государственных интересов.

В понятии секуляризации выражается с этих пор главным образом именно идея самостоятельности мира, освобождения человеческого разума от порабощающих его теологических догм и запретов, освобождения человеческой совести от насилия в выборе мировоззрения, убеждений.

 Все меньше остается точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Все сферы становятся свободны от религиозных догм. Вместе с тем и сама религия превращается в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она была объединяющей его силой. Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией. В искусстве религиозная традиция теперь — один из возможных источников, которым может вдохновляться художник в зависимости от его личных склонностей, вкусов или целей. Хотя наука не исключает религию, она в значительной степени лишает ее значения в качестве объяснения действительности, во многом обесценивает свойственный ей способ объяснения и ценность религиозной картины мира.

Теории секуляризации

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации. Одни социологи полагают, что секуляризация представляет собой необратимый процесс, который неуклонно ведет к сокращению сферы действия религии, прогрессирующему ее упадку и в перспективе — исчезновению. По мнению других, секуляризация означает лишь видоизменение социального способа выражения религии, что на смену изжившим себя формам приходят новые, но религия продолжает существовать. Секуляризация в этой перспективе — нормальный процесс, следствием которого может быть даже усиление влияния религии в ее обновленных образцах.

1. Секуляризация как утрата священного. С точки зрения П. Бергера, социальные последствия секуляризации как для отдельного человека, так и общества в целом неоднозначны. В книге Священная завеса (1967) Бергер представляет в качестве коррелята секуляризации сознания феномен плюрализма (образование освобожденных территорий). Движущие силы секуляризации коренятся в капиталистически-индустриальной рационализации оснований современного общества, в первую очередь экономики. Всякая попытка отвоевания этой освобожденной территории под знаменем религиозно-политического традиционализма ставит под вопрос дальнейшее функционирование экономики, обрекает на экономическую отсталость ориентированное таким образом сообщество.

Секуляризация неизбежно переходит из экономической области в политическую, поэтому присутствие религии среди современных политических институтов есть, как правило, проявление идеологической риторики (с). Религия еще сохраняет на этом этапе значимость для побуждений и самосознания людей — главным образом в сфере семьи и социальных отношений, тесно с ней связанных. Религия перебирается, таким образом, в сферу частной жизни, становится делом выбора или предпочтения.

Секуляризация на уровне социальных структур (объективная секуляризация, например отделение церкви от государства) сопровождается субъективной секуляризацией: человек улицы становится все более безразличным к религии.

Его повседневная жизнь исключает необходимость обращения к церкви, он постоянно переносит на потом обязанности, связанные с церковной жизнью, а то и вовсе забывает о них.

Становясь делом личного выбора индивида, религия перестает быть олицетворением единственно возможной истины и одного, единственно возможного жизненного пути. Возникает противоречие между публичной сферой и частной жизнью.

Секуляризация приводит к демонополизации религиозных традиций и, соответственно, к плюрализму. Эта ситуация характеризуется тем, что государство терпимо относится к различным религиозным группам, имеющим одинаковый юридический статус и свободно конкурирующим друг с другом. Плюралистическая ситуация — это прежде всего ситуация рынка. Если раньше религиозная традиция могла навязываться сверху, то теперь она должна находить сбыт. Ее нужно теперь продать клиентам, которых уже никто не принуждает покупать . В этой ситуации религиозные институты становятся деятелями рынка, а религиозные традиции — потребительским товаром.

Позднее в творчестве Бергера происходит консервативный поворот: он начинает подчеркивать, что освобождение на путях секуляризации было оплачено весьма дорогой ценой — религия создавала священный космос, окружая аурой святости устои жизни, набрасывая на них священную завесу и наделяя их безусловным смыслом; общность религиозных верований, ценностей и символов была тем клеем, который связывал общество воедино.Между тем секуляризация ведет к представлению о том, что нет ничего святого, абсолютные ценности становятся относительными, условными, а это ведет к кризису — утрате смысла, аномии, дезориентации. Последствия секуляризации с этой точки зрения, по крайней мере отчасти, деструктивны. В более поздних работах Слухи об ангелах (1969) и Еретический императив (1979) Бергер подчеркивает значимость внутреннего опыта веры в трансцендентное в современном мире.

2. Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Истоки этой точки зрения — в контовском позитивизме с его законом трех стадий истории, согласно которому третья стадия означает торжество науки и по мере ее развития вытеснение религии. Сторонники такого взгляда ссылаются на опросы общественного мнения, которые отразили долговременную тенденцию к упадку влияния религиозной веры в западном обществе. Еще один аргумент состоит в том, что масштабы распространения, влияния и интенсивности религиозной веры обратно пропорциональны росту уровня образованности. Образованные люди все чаще разграничивают церковность и религиозность, предпочитая внецерковные формы веры.

Секуляризацию, рассматриваемую в этом плане, ряд социологов интерпретирует, исходя из таких фактов, как глубокие сдвиги в человеческом мышлении, преодоление мифологичности и утверждение научного видения мира.

Американский социолог О’Ди отмечает в этой связи два обстоятельства: 1) десакрализация восприятия человеком окружающего его мира (область сверхъестественного существенно сокращается по мере роста научного знания) и 2) рационализация мышления, вера в разум, логику, науку. Результатом является то, что в мире не остается места для тайн, священного. В отличие от Бергера, О’Ди позитивно оценивает последствия этого процесса для общества. Наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром проблемы, делая излишними апелляцию к Богу и религиозной вере.

Э. Гидденс выделяет три аспекта секуляризации. Первый касается членства в религиозных организациях: сколько людей принадлежит церкви, насколько часто они посещают церковную службу? Секуляризация в этом понимании характерна для всех промышленно развитых стран (за исключением США), где наблюдается всеобщее угасание религиозного рвения. Второй аспект — насколько церкви и другим религиозным организациям удалось сохранить социальное влияние, богатство, престиж. И здесь вывод Гидденса вполне определенный: повсюду (кроме Польши) религиозные организации на протяжении XIX в. в основном утратили общественное и политическое влияния, которым некогда обладали. Третий аспект секуляризации затрагивает религиозность: Гидденс утверждает, что в настоящее время люди придерживаются религиозных верований в гораздо меньшей степени, чем раньше, что большинство людей просто не воспринимают окружающую среду как населенную божественными существами или духами. Гидденс приходит к выводу, что влияние религии уменьшается в каждом из трех аспектов.

3. Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменения входе социальных перемен. Одна из принятых современным религиеведением интерпретаций заключается в том, что секуляризация означает изменение религии, но не обязательно ведет к ее упадку или даже уменьшению ее значения, — оно только иначе проявляется. Данную идею поддерживает Т. Парсонс.

Религия в качестве социального института оказывает поэтому меньше прямого влияния на государство, правосудие, экономику, образование. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру.  Бог все больше вытесняется за пределы социальной сферы человеческого существования в область глубоко личного. И все же в целом западная цивилизация сложилась на христианской основе, которая так или иначе способствовала развитию и науки, и светского государства, и гуманизма, и самого секуляризационного процесса.

Упадок церковной религиозности может вести и ведет к возникновению новых форм религии, соответствующих потребностям человека, живущего в современном обществе, к появлению новых вариантов религиозности…. Государство не является религиозным коллективом, и не существует такой церкви, которая претендовала бы (или которой разрешено было бы претендовать) на установление универсальной религиозной юрисдикции в масштабах общества в целом. Это, однако, не исключает институализацию ценностей, производимых от общепринятых религиозных ориентации.

Р. Белла полагает, что с возрастанием сложности социальной организации религия претерпевает эволюцию, в ходе которой она обнаруживает способность не только укреплять существующие социальные структуры, но, изменяя сложившиеся нормы и ценности, способствовать дальнейшему развитию общества. В XX в. на Западе, где секуляризация получила большое развитие, как полагает Белла, происходит ослабление организационного контроля над религиозными убеждениями и тем самым ставится под вопрос дальнейшее существование организованной религии в виде церкви; происходит приватизация религии. Процесс секуляризации влечет за собой не ликвидацию самой религии, а изменение ее структуры и роли. Но мы только начинаем приходить к пониманию этого.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость </ins>n(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});</script>n»»>В современных условиях модернизации, в частности, модернизации казахстанского об­щества статус религии определяется процессами секуляризации, десекуляризации, де- и ресакра-лизации и религиозной деконструкции, индиви­дуализации религии. Вышеназванные процессы являются показателями степени религиозности, в первую очередь, общества.Наиболее важную роль в процессе модернизации любого общества сыграл процесс секуляризации. В некотором смысле можно утверждать, что именно с процесса секуляри­зации собственно и начался процесс модерниза­ции общества. В современном религиовед­ческом словаре дается следующее определение понятию секуляризация: «секуляризация (от позднелат. saecularis — светский, мир­ской). означающий:1) снятие святости, освобождение от влияния религии, при­верженность светскому влиянию;2) отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения;3) юридический перевод духовного лица в светское состояние, освобождение монаха от данного им ранее в католическом ордене обета.Первоначальное значение термина — отчуж­дение церковной собственности, церковных земель, монастырей в пользу государства» [1; с.975]. Как видно из данного определения, секуляризация неразрывно связана, по крайней мере, с самого начала с процессом модерни­зации общества, с формированием светского государства, с отделением государства и церкви, как одного из самых традиционных институтов общества.Несколько более подробная трактовка процесса секуляризации содержится и в работе известного исследователя проблем религии Ю.А. Кимелева в «Философиярелигии», где он определяет сущность этого социокультурного явления следующим образом: «Суть секуляриза­ции заключается в расхождении между церков­ным христианством и нецерковными социаль­ными структурами, в расхождении между цер­ковным христианством и многими сегментами культуры, а также в вытеснении религии из повседневной жизни. Секуляризация в первом аспекте означает, что различные социальные структуры в своем функционировании стано­вятся независимыми от церковных институтов, в первую очередь, от церковно-религиозной нормативности. Секуляризация во втором аспекте в действительности обозначает процесс становления и функционирования буржуазной культуры. Исторически автономизация бур­жуазной культуры во многом означала автономизацию по отношению к религии и, прежде всего, — церковному христианству. Секу­ляризация в третьем аспекте означает факти­ческое вытеснение религии в приватную сферу жизни индивида» [2; с.129-130].В данном случае под секуляризацией понимается не разрушение религиозности в широком смысле слова, а разрушение христианства, а также то, что нетрадиционные религиозные движения часто представляют собой, в сущности, отрицание религиозности. Данное определение в некотором смысле более узко, т. к. в данном случае процесс секуляри­зации рассматривается в контексте западной цивилизации и культуры, в контексте, прежде всего, христианства и это вполне верно. Но, в то же время, данное определение процесса секуляризации дает более расширительное толкование данного процесса, рассматривая его в трех аспектах: 1) секуляризация в первом аспекте означает, что различные социальные структуры в своем функционировании становятся независимыми от церковных институтов, в первую очередь, от церковно-религиозной нормативности; 2) секуляризация во втором аспекте в действительности обозна­чает процесс становления и функционирования западной культуры. Исторически автономиза-ция западной культуры во многом означала автономизацию по отношению к религии и, прежде всего, — церковному христианству; 3) секуляризация в третьем аспекте означает фактическое вытеснение религии в приватную сферу жизни индивида. Но, следует так же отметить, что в данном определении Ю.А. Кимелева нет четкого разграничения секуляри­зации как процесса падения авторитета религии как таковой и падения влияния христианства как религии, традиционной для культуры Запада.Процесс секуляризации достаточно сложное явление и развивается циклически по следую­щим фазам: «тотальнаярелигиозность — деизм -религиознаяиндифферентность, атеизм -мистицизм, религиозныйсинкретизм, пантеизм — возродившаяся церковная религиозность или окончательная секуляризация» [3; с.161]. И, как считает российский исследователь, предста­витель социологии религии В.В. Локосов, исходя из этого циклического характера изме­нения религиозного мировоззрения, российское общество     после     периода религиозного индифферентизма развивается в фазе синкретизма, которая способна перейти в фазу возрождения церковной религиозности. Причем переход в эту фазу не будет возвращением к «тотальнойрелигиозности» и клерикализации социальных отношений [4; с.84].Л.Д.Нельсон — сотрудник факультета социологии и антропологии Университета содружества Вирджинии (США) в результате всестороннего исследования роли религии в современном обществе пришел к выводу, что «…в последнее время «лицо» религии сильно изменилось, что не вызывает сомнений, а ее новые внешние проявления не всегда очевидны. . Тем не менее, большинство научных и общественных дискуссий о роли религии в сегодняшнем обществе, не отвечают строгим правилам и требованию объективности, прису­щим истинно научному исследованию. В обсуждениях новой роли религии доминировали импрессионистские взгляды и данные. Таким образом, не удивителен тот факт, что взгляды ученых на жизнеспособность религии значи­тельно отличаются друг от друга» [5; с.112].Многие современные религиоведы и теологи зачастую не согласны между собой в выявлении роли религии в современном мире. Всех современных западных исследователей роли религии в современном обществе условно можно разделить на два основных направления:-    те, которые считают, что в результате процесса секуляризации роль религии в жизни современного общества либо незначительна, либо она перестала играть какую-либо роль в жизни общества;-    те, которые считают, что в современном мире наблюдается процесс десекуляризации и возрождение религии, в связи с данным положением вещей возрастает роль религии в жизни современного общества.К первой группе западных исследователей можно отнести Э.Дюркгейма, М.Вебера, К. Доббелэра, Н. Льюмэна. Идея о том, что общество невозможно без религии, получил широкое распространение именно благодаря современным исследователям. М.Вебер утверж­дал о широком распространении секуляризации и, что «все явления, которые своим проис­хождением связаны с религиозными концеп­циями, уступают место» секуляризации [6; P.307.].Но М. Вебер видит в этом процессе не социальную дезинтеграцию общества, а эволюционное развитие, ведущее к созданию нового, более рационального общества [7; P. 67­125]. Но не все происходящие перемены позитивны. М. Вебер в открытую сожалеет об исчезающих «чувстве личной привязанности …милосердии и благодарности», которые были характерны скорее для «старого порядка» [6; P. 307]. Прогноз британского социолога Б.Уилсона находится в полном соответствии с мнением М. Вебера, но в то же время он отмечает и негативные последствия для личности консенсуса ценностей, которые навязывала религиозная власть [8; P. 182].Ко второй группе относятся — Р.Нисбет, Т.Парсонс, Г. Зиммель, Д.Белл, Р. Лоуи, Х. Кокс. В целом социология религии в западных странах характеризуется склонностью к религии, ярко выраженной в частности, в работах Р. Белла, что позволяет объяснить готовность многих социологов к интерпретации религиозных явлений и все новые проявления религиозности как знаки широкого обществен­ного процесса десекуляризации. Типичным является отношение к секуляризации как к фактору, дестабилизирующему общество. Например, Р. Нисбет подчеркивает эту доми­нирующую точку зрения в своих комментариях по поводу рассуждения Г. Зиммеля о благо­честии: «Без благочестия и без религиозной веры, вызываемой чувством благочестия, общество невозможно. В этом Зиммель твердо придерживается основной традиции социо­логии» [9; P. 263]. Т. Парсонс считает, что «интернационализация религиозных ценностей способствует укреплению характера» [10; P. 417]. Д. Белл согласен с мнением Б.Уилсона, что секуляризация является отличительной чертой нашего времени, но он уверен в том, что непременно будет «поворот к религии», ибо она жизненно необходима обществу [11; p. 347, 352­353].По мнению многих современных иссле­дователей, религия не исчезла из жизни современного общества, она играет в нем достаточно важную роль. Согласно суждениям современного теолога Л. Гилки религия становится центром культуры [12: p.109-118], по мнению же социолога Ф. Ферраротли это важная альтернатива бюрократической рацио­нальности — как в Европе, так и в других частях света [13; P.155]. Х. Кокс так же изменил свое мнение и в работе «Религия в светском городе» пишет, что современный этап характеризуется не «быстрым развитием процесса секуляри­зации и падением роли религии», наоборот «возрождением религии и возвратом к святыням» [14; P.20.]. Как бы там ни было, следует согласиться с характеристикой Ж.Годси о неоднозначной роли религии в современной мире. Он считает, что если для некоторых религия стала хобби, для других — знаком национальной или этнической принадлежности, кому-то она доставляла эстетическое наслаждение. И лишь для немногих она является всеобъемлющей руководящей систе­мой, включающей в себя как личностные, так и вселенские ценности и объяснения [15; P.123].Как показывает анализ религиозности современного западного общества, уменьшение роли традиционного церковного христианства в культуре Запада сопровождается распростране­нием других форм религиозности, среди кото­рых можно назвать и псевдохристианские культы, и откровенно антихристианские рели­гии, и различные восточные религии, так же и секулярные религии.В современной христианской теологии несколько иначе трактуется процесс секуляри­зации в современном мире, более конкретизи­руется особенности данного процесса. В част­ности, представители современной христиан­ской теологии И. Метц, Г. Кюнг, К.Ранер различают светское, историко-юридическое понимание от теологического. Теологическая трактовка процесса секуляризации в понимании современных представителей христианской теологии означает, что под секуляризацией имеется в виду не устранение религии и церкви из светской, публичной жизни, а признание автономности светского мира от религии и церкви. Данный постулат непосредственно вытекает из самой веры. Согласно современной христианской теологии секуляризация не отрицает, а предполагает непосредственное участие в совершенствовании мирской жизни, ее духовной сферы, более того прямой обязанностью верующего является участие в формировании более человечного, духовного общества.Согласно теологической трактовке процесса секуляризации в современном мире «социально-политическое служение верующего, мирская ангажированность в деле гуманизации мира вовсе не отдаляют его от религиозного предназначения, а напротив, придают этому служению реальное и конкретное, ни в чем не противоречащее религиозному призванию выражение» [1; с.975].В данном случае научная и теологическая трактовка взаимодополняя друг друга дают наиболее полное понимание процесса секуляри­зации. Действительно, если изначально процесс секуляризации означал отделение государства от религии и церкви, то в современных условиях это так же означает и участие верую­щего в мирской жизни, в укреплении челове­ческого лица современного общества. Данная сторона процесса секуляризации в современном мире способствовала повышению и активизации роли религии и, в конечном счете, привела к усилению    процесса    десекуляризации. В современном мире, в том числе и в Казахстане наблюдается процесс религиозного возрожде­ния, активизации роли религии в жизни общества, вовлечения религии практически во все сферы жизни общества, особенно в политическую и духовную сферы жизни общества.Современный социолог религии П.Бергер признает, что процесс секуляризации в одних странах идет быстрее, в других медленнее, однако главенствующей тенденцией, по его мнению, является десекуляризация. Он стал сторонником точки зрения, согласно которой «спад в участии религии в общественной жизни, наступивший в конце 50-х годов», останав­ливается или даже поворачивается вспять [16; P.27], здесь налицо явный «кризис секуля­ризации», так как люди стремятся «к религиоз­ной стабильности» [17; P. 14-24].Религия в современном обществе приобре­тает значение некоего символа, социального конструкта в том смысле, что религиозная вера не воспринимается как трансцендентно необходимая для принятия и исполнения религиозных практик.Исследование этой сложнейшей проблемы, как нам представляется, предполагает решение других последующих вопросов. Необходимо дать четкое понимание секуляризации и определить ее границы. Это, прежде всего, связано с тем, что наряду с падением роли традиционных религии, большое распростра­нение в современном обществе получили нетра­диционные религиозные движения. В связи с этим необходимо решить вопрос о том, является ли их распространение религиозным ренессан­сом или проявлением углубления секуляри­зации.Определение границ и сущности секуляри­зации в современном мире необходимо еще и потому, что в самих традиционных религиях происходят сложные процессы, выражающиеся в его значительной модификации, что опреде­ляет необходимость в установлении четкой демаркации между традиционными религиями (исламом, христианством) в собственном смысле слова и тем, что, претендуя на статус традиционной религии (ислама, христианства), таковым не является, представляя собой скрытую секуляризацию. ЛитератураРелигиоведение / Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 2006. — 1256с.Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.,1998.-424с.Синелина Ю.Ю. Секуляризации в социальной истории России. М.: Academia, 2004.Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую               консолидацию общества?//enc.mail.ruНельсон Л.Д. Секуляризация и социальная интеграция в сопоставительном аспекте. // Социальные проблемы зарубежных стран. 1992, №5.From Max Weber: Essays in sociology. New York: Oxford university press, 1946.. Max Weber: On charisma and institution building.Chicago: University of Chicago press, 1968.

Прикладные словари

Финансовый словарьБольшой бухгалтерский словарьМедицинский словарьМорской словарьСоциологический словарьСексологический словарьАстрономический словарьПолиграфический словарь

Справочные словари

Биографический словарьСловарь эпитетовСловарь курортовСловарь аббревиатур и сокращенийЭтимологический словарь ФасмераФразеологический словарьСловарь географических названийСловарь символовСловарь синонимовСловарь нумизматаСловарь имёнСловарь мерСловарь русских фамилийЭтнографический словарьБизнес словарьСловарь лекарственных растенийСловарь модыСловарь народов

Толковые словари

Словарь иностранных словЭнциклопедический словарьСловарь ЕфремовойЭнциклопедия КольераЭнциклопедия Брокгауза и ЕфронаТолковый словарь УшаковаСловарь ОжеговаСловарь Даля

Жаргонные словари

Словарь наркотического сленгаСловарь воровского жаргонаСловарь молодёжного сленгаСловарь компьютерного жаргона

Гуманитарные словари

Исторический словарьРелигиозный словарьСловарь по мифологииБиблейская энциклопедияСловарь по искусствув†’ Философский словарьСловарь логикиПсихологический словарьПолитический словарьЮридический словарь

Технические словари

Архитектурный словарьДжинсовый словарьСловарь по ландшафтному дизайнуАвтомобильный словарьКулинарный словарьСтроительный словарь

Прикладные словари

Финансовый словарь Большой бухгалтерский словарь Медицинский словарь Морской словарь Социологический словарь Сексологический словарь Астрономический словарь Бизнес словарь Политический словарь

Справочные словари

Биографический словарь Словарь эпитетов Словарь курортов Словарь русских технических сокращений Этимологический словарь Фасмера Словарь иностранных слов Словарь фразеологизмов Словарь географических названий Словарь символов Словарь синонимов Словарь нумизмата Словарь имён Словарь мер Словарь русских фамилий Этнографический словарь Словарь лекарственных растений Словарь народов

Толковые словари

Энциклопедический словарь Словарь Ефремовой Энциклопедия Кольера Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Толковый словарь Ушакова Словарь Ожегова Словарь Даля

Жаргонные словари

Словарь наркотического сленга Словарь воровского жаргона Словарь молодёжного слэнга Словарь компьютерного жаргона

Гуманитарные словари

Исторический словарь Религиозный словарь Словарь по мифологии Библейская энциклопедия Словарь по искусству Философский словарь Словарь логики Психологический словарь

Технические словари

Архитектурный словарь Джинсовый словарь Словарь по ландшафтному дизайну Автомобильный словарь Кулинарный словарь Строительный словарь Полиграфический словарь Словарь моды ГлавнаяБаза знаний «Allbest»Социология и обществознаниеСекуляризация

Обзор теорий секуляризации, исторические примеры ее проявления. Лишение религиозных институтов социальных функций, сокращение культовой практики. Замена религиозных представлений светскими взглядами. Утверждение в сознании нерелигиозного мировоззрения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 09.11.2011
Размер файла 19,4В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий