Что такое САУ? Самоходная артиллерийская установка: классификация, назначение

Самоходная артиллерийская установка 2С2 «Пион» возглавляет рейтинг самых мощных и дальнобойных орудий, до недавнего времени стоящих на вооружении. Согласно международным договорам основное число САУ Пион было снято с вооружения в 1990, законсервировано и отправлено на хранение. Небольшая часть установок эксплуатируется и сейчас, но все они передислоцированы в восточный военный округ. Калибр пушки — 203 мм при длине ствола 55 калибров. Она обеспечивает стрельбу снарядами нескольких модификаций весом около 100 кг на дальность 47 км. САУ «Пион» изначально разрабатывалась для стрельбы ядерными боеприпасами.

image

История разработки

Дальнобойные орудия, сверхмощные артиллерийские установки активно использовались во Вторую мировую войну. В последующее десятилетие интерес к ним спал, так как они показали существенные недостатки в их применении. Это высокая сложность и стоимость механической части. Очень низкая скорострельность и мобильность. Резкое возобновление интереса к системам дальнобойной артиллерии произошло после появления тактических ядерных зарядов. Наступила целая эпоха конструирования мощных артиллерийских систем. Инженеры дошли до калибра 420 мм на миномете «Ока». Мощную артиллерийскую установку, ведущую огонь с закрытых позиций, трудно заметить. В этом ее преимущество, однако с появлением и удешевлением ракетных систем, подобное вооружение постепенно сходит с арены, но продолжает оставаться в запасах армии.

image

Ключевые даты для САУ «Пион»:

  • 1975 — принятие на вооружение;
  • 1983 — модернизация;
  • 1990 — снятие с вооружения.

Основные тактико-технические характеристики

Орудие:

  • Калибр орудия — 203 мм;
  • Длина ствола — 55 калибров (более 11 метров);
  • Дальность стрельбы по баллистической траектории – 47 км;
  • Дальность выстрела прямой наводкой – 6-8 км;
  • Вес снаряда – 80-110 кг для различных модификаций;
  • Скорострельность – 1,5-2,5 выстр/мин (скорострельность режимная и максимальная);
  • Угол наведения – 0-60 градусов по вертикали и -15 +15 градусов по горизонтали;
  • Управление наведением — гидравлическое с питанием от отдельного двигателя;
  • Прицел — панорама орудийная (панорама Герца) + дополнительный прицел для прямой наводки;
  • Заряжание — ручное с помощью тележки для снаряда или с кузова грузовика (транспортная машина для боекомплекта);
  • Боекомплект шасси – 4-8 снарядов с пороховыми выстрелами и капсюльными трубками;
  • Боекомплект транспортной машины — 40 выстрелов.

Самоходное шасси:

  • Масса шасси — до 45 тонн;
  • Экипаж – 7 человек;
  • Класс брони — противопульная;
  • Мощность двигателя — 780-840 л.с. по модификации 2С7 и 2С7М (2С7М обновленный вариант, выпускавшийся с 1983-1986);
  • Трансмиссия — механическая, две коробки передач на 7 ступеней. Гидравлическое управление переключением;
  • Скорость по шоссе —50 км/ч (13.8 м/сек);
  • Запас хода по шоссе – 675 км;
  • Время перевода в боевое положение – 10-7 мин;
  • Преодолеваемый ров – 2500 мм;
  • Преодолеваемый брод — 1200 мм;
  • Преодолеваемый подъем/спуск – 25.

Данные ТТХ вполне подходят для стрельбы тактическими ядерными боеприпасами. Кодовое название ядерных зарядов на калибр 23 мм «Клещевина», «Саженец», «Перфоратор». Помимо ядерных снарядов возможна стрельба обычными осколочно-фугасными и кассетными зарядами. Также на данный калибр разработан химический боеприпас.

Общая компоновка

Корпус выполнен с минимальной высотой, что обеспечивает хорошую защищенность установки при опущенном стволе пушки в маршевом положении. Конструкция безрамная, а несущей является сваренная пустотелая конструкция из листа противопульной брони. Корпус разделен поперечными перегородками на четыре отсека. Кабина экипажа расположена в самой передней части, которая выполнена как передний свес над гусеницами. Следующие за кабиной отделения — моторно-трансмиссионные. Привод выполнен на передние звездочки через две коробки передач.

Орудие установлено в кормовой части. В транспортном положении ось ствола орудия параллельна продольной оси по центру шасси. Это обеспечивает хорошую устойчивость. Задняя и кормовая части уравновешенны. Это важно при преодолении рвов на 2500 мм.

Двигатель

Самый первый вариант САУ Пион комплектовался двигателем В-46 или В-46-1. Это дизельный танковый дизель на 12 цилиндров и 780 л.с. мощности. Двигатель был взят от танка Т-72. Перед установкой в нем были проведены компоновочные изменения для подгонки под моторный отсек шасси. Для сохранения мотор-ресурса и быстрого зимнего запуска мотор оснащен мощным предпусковым подогревателем.

В ходе модернизации САУ 2с7 Пион на САУ 2С7М дизель В-46 был заменен на более совершенный многотопливный двигатель В-84. Топливо — солярка, летние и зимние сорта, керосин, бензин, смесовое топливо. Общая мощность мотора возросла до 840 л.с.

Трансмиссия и ходовая

Трансмиссия — полностью механическая без гидротрансформаторов, а гидравлика используется только для управления. Конические редукторы и коробки передач позаимствованы от танка Т-72. МКПП 7 ступенчатая + 1 передача на задний ход. Привод выполнен на передние звездочки, что несколько необычно для гусеничного шасси на 45 т массы.

При разработке изначально ставилось условие массы до 50 тонн, поэтому основные узлы шасси были позаимствованы от танка Т-72. Это шесть пар сдвоенных обрезиненных стальных катков. Они имеют индивидуальную торсионную подвеску. Гидроамортизаторы снабжены системой блокировки. Она включается при опускании бульдозерного сошника и переводе установки в боевое положение.

Прицеливание

Наведение осуществляется классическим орудийным прицелом (панорама герца). Была выбрана хорошо себя зарекомендовавшая модель ПГ-1М. В модернизированной версии 1986 года к наводчику поступают данные от радиостанции Р-173. Для отображения данных используются цифровые индикаторы. Скорострельность удалось поднять в 2,5 раза. Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ОП-4М.

Вспомогательное оборудование, противооткатные устройства

Тактическое применение самоходных артиллерийских систем предусматривает стрельбу с защищенных закрытых позиций. На марше САУ защищена противопульной броней, но в боевом положении ей требуется защищенная позиция. Специально для этих условий гидравлика подъема ствола, прицеливания и установки противооткатных устройств имеет привод не от основного, а от вспомогательного двигателя. В качестве него был выбран надежный четырехцилиндровый дизель-генератор 9Р4-6У2. Генератор имеет мощность 18 кВт (24 л.с.). Через основной насос гидравлической системы обеспечивается привод всех систем САУ, необходимых для стрельбы.

Основное противооткатное устройство выполнено в виде бульдозерного отвала, смонтированного в задней части машины. Сошник опускается и поднимается гидравлической системой. Второй противооткатной элемент — опускаемая на грунт задняя звездочка. Каждая звездочка поднимается и опускается одним гидроцилиндром. После этого гусеницы меняют форму, и у шасси появляется мощный задний упор.

В комплект вспомогательного оборудования входит ручная тележка для перевозки снаряда. При заряжании с транспортной машины, она не требуется. С тележкой возможна подача снаряда с уровня грунта при любом наклоне ствола.

100-килограммовый снаряд с тележки или транспортной машины устанавливался на специальный манипулятор с правой стороны машины, после чего загружался в казенную часть ствола орудия. Система заряжания получилась сложной, но она позволяет проводить максимально быстрый перезаряд без изменения угла ствола.

Вспомогательное вооружение

Дополнительное вооружение предназначено для защиты машины на марше и в огневой позиции. От штурмовой авиации защита обеспечивается ПЗРК и зенитным пулеметом НСВТ калибром 12 мм. Экипажу выдаются автоматы и гранаты Ф1.

Связь, средства наблюдения

С 1975 года САУ Пион комплектовалась радиостанцией Р-123М. В модификации 1986 года радиостанция была заменена на более современную Р-173. Р123М — ламповая бортовая радиостанция для открытой FM связи на 20-51 мГц. Передатчик на лампе ГУ-50 обеспечивает 40 Вт максимальной мощности и связь на 25 км и больше. Устройство устарело и к 1986 году было заменено на самую современную бортовую радиостанцию Р-173.

Р-173 работает на 30-76 мГц с мощностью передатчика 45 Вт. Элементная база — радиационно-стойкие микросхемы военного назначения. Предусмотрена передача цифровых данных на 16 кбит/сек. Это обеспечивает совместимость с различными алгоритмами шифрования речи, передачи точного времени, координат целей и любых других данных, необходимых для тактической работы. Р-173 обеспечивает функционирование САУ в автоматизированной системе управления огнем. Радиостанция Р-173 находится сейчас на вооружении и устанавливается на все машины РВСН.

Работа в обычных дневных условиях ведется без применения электроники. В дневное время задействуется 8 призменных перископических приборов ТНПО-160, имеющих широкое применение на различной бронетанковой технике. В ночное время необходима часть из них заменяется на приборы ночного виденья ТВНЕ-4Б.

Снаряды

Большая дальность стрельбы делает рациональной систему раздельного заряжания. В этом случае не используется гильза. Сначала в ствол с помощью гидравлической системы загружается снаряд массой около 100 кг. Затем загружается пороховой заряд в полотняных мешках. Запал обеспечивается одноразовой капсюльной трубкой, которая выбрасывается после каждого выстрела при движении затвора на повторный заряд.

Основным типом является осколочно-фугасный заряд 3ВОФ34 массой 110 кг. Дальность стрельбы – 37 км. Он же есть в активно-реактивном варианте с увеличенной дальностью до 47 км, что является максимальным значением для данного орудия.

Минобороны намерено поставить в строй первое в истории российской артиллерии самоходное орудие на колесном шасси «Мальва». В качестве одного из вариантов рассматривается бригада Воздушно-десантных войск, которая сейчас формируется. Если окончательное решение будет принято, «голубые береты» получат мобильную систему такой силы и дальности, которой раньше у них не было, отметили эксперты. Это радикально увеличит огневую мощь ВДВ и позволит за считаные часы перебрасывать артиллерийскую группировку в заданные районы.

Винтокрылая пехота: в ВДВ приступили к созданию батальонов нового типа Аэромобильные подразделения на вертолетах будут сформированы во всех бригадах и дивизиях

Первая на колесах

Перспективная самоходная гаубица на колесном шасси «Мальва», которая находится на завершающем этапе испытаний, может стать главным калибром «крылатой пехоты», сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Такой вопрос прорабатывается Минобороны, но окончательное решение еще не принято.

Артиллерийская установка не будет иметь возможности десантироваться парашютным способом. Однако ее можно перевозить военно-транспортной авиацией, а на дорогах у нее появится большое преимущество по мобильности перед гусеничной техникой.

Если решение об оснащении «Мальвой» Воздушно-десантных войск будет принято, новинку отправят в отдельную артиллерийскую бригаду. О планах по созданию такого соединения ранее сообщил командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков. Сегодня в каждой воздушно-десантной дивизии есть артиллерийский полк, однако более крупного формирования, которое бы подчинялось напрямую командующему, в последние годы в составе этого рода войск не было.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) 2С42 «Мальва» оснащена 152 мм орудием 2А64. Такое же установлено на гусеничных САУ «Мста-С», которыми оснащены артиллерийские полки мотострелковых и танковых дивизий. Гаубица предназначена для уничтожения самых разных целей — от пехоты и техники противника на передовой до тактических ядерных средств нападения в ближнем тылу на дальности до 24 км.

Разведка роем: «голубые береты» получат парк дронов Завершить формирование подразделений беспилотников в ВДВ планируется до конца года

Мобильность «Мальве» обеспечит вездеходное шасси Брянского автомобильного завода БАЗ-6010-027 с колесной формулой 8х8. Открытая установка гаубицы без дополнительной бронезащиты или башни позволила облегчить машину. С боекомплектом в 30 снарядов ее вес составляет 32 т, что на четверть легче гусеничной «Мста-С».

Идеальна для экспедиционных войск

На данный момент самый крупный калибр ВДВ — 122 мм буксируемые гаубицы Д-30, а единственной самоходной артиллерийской системой остается 120 мм 2С9 «Нона-С». Она весит 8 т, может десантироваться парашютным способом, но по дальности стрельбы уступает 152 мм орудиям практически вдвое. Эти системы были приняты на вооружение еще в советские времена. Прежняя доктрина предусматривала высадку воздушно-десантных дивизий за линией фронта парашютным способом в полном составе вместе с техникой. Однако в последние годы ВДВ серьезно реформируются. Появляются соединения нового типа — аэромобильные бригады, основным средством десантирования которых становятся вертолеты. Это более мощные формирования, имеющие в своем составе тяжелую технику, в частности, танки.

«Корнеты» в тельняшках: десантников перевооружают «ракетами-убийцами» Новый ПТРК способен уничтожить не только технику, но и отдельных солдат противника

Установка систем вооружения на колесную базу сегодня является мировым трендом, отметил военный эксперт Алексей Хлопотов. По его словам, такая техника идеально подходит для экспедиционных войск.

— Машины на колесном шасси более мобильны, у них больше ресурс, они дешевле и проще в обслуживании, — рассказал Алексей Хлопотов «Известиям». — Гусеничная тяга многих видов техники у нас исторически происходила из-за требования всегда следовать за танками, а танки у нас должны проходить везде. Кроме того, это связано с климатическими особенностями России, с весенней и осенней распутицей и т.д. Но сегодня ситуация несколько иная. По пустыням и степям колесные машины пройдут без проблем, однако на многих территориях уже есть более или менее развитая сеть автодорог. Кроме того, наличие восьми шасси снижает нагрузку на ось, и такая техника может свободно проходить по мостам, что еще больше повышает маневренность. Для мобильных сил быстрого развертывания такие машины очень востребованы.

За рубежом САУ на колесном шасси разработаны и приняты на вооружение в нескольких ведущих армиях мира. В Израиле это ATMOS 2000, во Франции — CAESAR, в Швеции — Archer. Свои образцы созданы в Китае и нескольких государствах Восточной Европы. Несколько сотен крупнокалиберных колесных гаубиц Dana чехословацкой разработки ранее состояли на вооружении стран Варшавского договора. Испытывались они и в СССР, но на вооружение не были приняты.

В последние годы Минобороны проводит масштабную реформу Воздушно-десантных войск, которая серьезно меняет стоящие перед ними задачи. Военные отходят от концепции использования массированного десанта в тылу противника и превращают этот род войск в силы быстрого реагирования. Части и соединения ВДВ реорганизуются и переоснащаются так, чтобы быть в состоянии оперативно прибыть в любую точку мира и действовать там автономно — создать базу и держать под контролем большую территорию. Войска получат подразделения на колесных боевых машинах, собственные танковые силы и армейскую авиацию. В десантно-штурмовых бригадах была заменена вся колесная техника, появились бронеавтомобили «Рысь» и «Тайфун-ВДВ».

Читайте также

Самоходными артиллерийскими установками (САУ) называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, – в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые французские танки были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева – В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. Ракетные противотанковые системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Истребители танков

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире – 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом зенитных установок была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих грузовиков, артиллерийских тягачей или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же — рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

САУ – это тип боевой машины, главные характеристики которой – орудие, установленное на самоходном шасси. По большому счёту в качестве САУ можно рассматривать практически все боевые машины, имеющие пушки. Но в узкопрофессиональном смысле мы относим к данной категории только гусеничные или колёсные боевые машины, вооружённые гаубицами или пушками, которые не являются бронеавтомобилями или танками.

imageНазначение САУ и их виды весьма разнообразны: небронированные или бронированные; имеющие колёсное, либо гусеничное шасси; вооружённые фиксировано закреплённым или установленным в башне орудием. Последние весьма напоминают танки, но имеют принципиальное отличие от последних по соотношению вооружение/броня и тактике применения.

САУ начали появляться в войсках одновременно с тяжёлыми пушечными БА (бронеавтомобилями) на заре века ХХ и развивались вместе с совершенствованием танков периода I мировой войны. Если взглянуть на последние с точки зрения современной классификации бронетехники, то многие из них мы бы сейчас отнесли к штурмовым орудиям (один из классов САУ), чем к собственно танкам. Это касается, например, французских «Шнейдеров» и «Сен-Шамонов».

imageСередина и конец прошлого века стали «золотой порой» самоходок, которые пережили период бурного развития, превратившись из «гадких утят» в полноправные образцы военной техники практически во всех промышленно развитых государствах мира.

Сегодня их роль воспринимается двояко. Одни говорят о закате «эры самоходок», другие пророчат им бурное развитие. Я склоняюсь ко второй точке зрения. И появляющиеся в настоящее время новые образцы САУ (например, САУ «Вена») – яркое тому подтверждение.

imageДавайте посмотрим, чем же отличаются САУ от танков.

 Во-первых, они способны вести огонь по целям, расположенным на больших дальностях, чем те, которые способны достичь танковые пушки. Они воюют дистанционно, по возможности избегая прямого боестолкновения с противником. Поэтому по степени бронирования САУ уступают танкам и, зачастую, превосходят их по габаритам и массе (особенно по длине и высоте). Практически все самоходные пушки имеют противопульное бронирование и не оснащаются видами активной и динамической защиты. А вот вооружение САУ существенно превосходит танковое по своей мощности, даже при одинаковом калибре. Это влечёт за собой появление стволов большей массы и длины (САУ «Мста», например). Как правило они оснащаются более совершенными образцами прицельного и навигационного оборудования, имеют баллистические вычислители и иные дополнительные приборы и системы, повышающие действенность и эффективность их стрельбы.

imageВо-вторых, кардинально разнится тактика применения этих образцов военной техники. САУ ведёт огонь из засад, поражает цели с использованием разведывательной информации, получаемой извне (БПЛА, разведывательная авиация, спутники…).

Бурное развитие САУ привело к тому, что они по своим конструктивным особенностям и техническим возможностям стали использоваться для решения различных задач и, с учётом этого, стали классифицироваться следующим образом:

  1. imageистребители танков (ИТ) – САУ указанного класса специально создавались для эффективной борьбы с бронетехникой вероятного противника. Как правило они имеют на вооружении длинноствольное орудие – полуавтомат среднего калибра, от 57 до100 мм, в конструкции которого применяется унитарное заряжание в целях повышения скорострельности. Ряд образцов САУ данного класса, относящихся к тяжёлым истребителям танков, имел и имеет на вооружении длинноствольные орудия более крупного калибра, от 120 до155 мм, которые имеют раздельное заряжание. Эти ИТ создавались для борьбы с тяжёлыми танками противника и его  САУ аналогичного назначения. Использование подобных орудий для уничтожения оборонительных укреплений и пехоты неэффективно (вспомним поговорку «из пушки по воробьям»). Наибольшее развитие САУ данного класса получили в годы 2 мировой войны (примеры: советская СУ-100 и немецкая САУ «Ягдпантера»). На сегодняшний день САУ подобного типа практически не востребованы, так как появилось достаточно большое количество иных противотанковых средств (например, ПТУРС или боевые вертолёты), которые обладают существенно большей эффективностью.
  2. imageштурмовые орудия – этот класс создавался для непосредственной огневой поддержки пехоты и танков. Данные САУ должны действовать непосредственно в боевых порядках войск, поэтому они имеют достаточно сильное бронирование. Для повышения эффективности ведения огня по укреплениям и пехоте их вооружают крупнокалиберными орудиями (от 105 до 203 мм), имеющими стволы разной длины (как длинноствольные, так и короткоствольные орудия). В отдельных случаях штурмовые орудия достаточно эффективно применялись против танков. Пика своего развития САУ данного класса достигли в годы 2 мировой войны в СССР и Германии. Типичные примеры: ИСУ-152, СУ-122 в СССР и , , в Германии. Сегодня задачи, возлагавшиеся на этот класс САУ, успешно решаются основными боевыми танками, получившими мощное вооружение. Поэтому штурмовые орудия практически отсутствуют на вооружении ведущих армий мира.
  3. imageсамоходные гаубицы – практически САУ данного класса можно охарактеризовать, как аналог классической артиллерии, буксируемой тягачами, только в самоходном варианте. Они предназначены для ведения огня с закрытых позиций. Калибр этих гаубиц колеблется в диапазоне от 75 до406 мм. Бронирование противопульное, так как его основная задача – защита расчетов от осколков при ведении противником контрбатарейного огня. Наиболее активно развивающийся в настоящее время класс. Новейшие системы наведения и позиционирования, устанавливаемые на данных САУ, и их достаточно высокая мобильность ставят их в один ряд с наиболее перспективными системами бронетехники сегодняшнего дня. Особенно если учесть, что самоходные гаубицы, начиная с калибра в152 мм, могут использовать для ведения огня тактические ядерные боеприпасы, что существенно повышает эффективность огня САУ. Примеры современных самоходных гаубиц: 2с19 «Мста-С» (152,4 мм) в ВС России и её натовский аналог, САУ «Палладин» (155 мм).
  4. imageпротивотанковые САУ – полуоткрытые или полностью открытые машины, создаваемые на базе легкобронированного танкового шасси одной из устаревших, как правило, моделей, но с отлаженным производством последней. Эти САУ вооружаются орудиями малого или среднего калибра (от 37 до 128 мм) и имеют достаточно привлекательное соотношение эффективность/цена. Подобные самоходки производились в больших количествах, особенно в годы 2 мировой войны. Но они значительно проигрывали по всем основным характеристикам иным специализированным боевым машинам. Пример: наша СУ-76 и немецкая  . В настоящее время не производятся.
  5. ЗСУ (зенитные самоходные установки) —  предназначены для борьбы со средневысотными и низколетящими воздушными целями (вертолёты, самолёты, БПЛА). Вооружаются автоматическими пушками малых калибров (от 20 до40 мм), либо крупнокалиберными пулемётами (от 12,7 до14,5 мм). Имеют сложные системы наведения, могут дополнительно иметь на вооружении ракеты класса «земля-воздух». Показали свою большую эффективность против пехоты противника при ведении боевых действий в населённых пунктах в годы 2 мировой войны, в горно-лесистой местности (Афганистан, Чечня) в настоящее время. Образцы данного класса САУ: пушечная ЗСУ-23-4 «Шилка», ракетно-пушечная 2К22М1 «Тунгуска М1».
  6. суррогатные или эрзац-САУ- машины, создававшиеся на базе артиллерийских тягачей, тракторов или коммерческих грузовых автомобилей. Зачастую не имели бронирования вообще. Активнейшим образом производились в годы 2 мировой войны Германией и Италией для пополнения недостатка в полноценной бронетехнике (в конце войны) и в Советском Союзе (в её начале). Наиболее известными образцом САУ данного типа являлись советская ЗиС-30 (57 мм), смонтированная на шасси лёгкого артиллерийского тягача «Комсомолец» (Т-20).

 В годы второй мировой войны ярко проявилась разница в подходах к созданию САУ различных классов. Если в СССР они были многофункциональны, успешно совмещая способности к выполнению различных задач (ИСУ-152, например), то САУ Германии были узкоспециализированными машинами. Зато многие из них признаны лучшими в мире в своих классах.

Продолжение следует…

Поделитесь с друзьями:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий