Что такое Республика в составе рф? Значение Республика в составе рф в юридическом словаре

image

Ответ, на самом деле, прост: Казахстан – это не Россия, а заграница, поскольку страна получила независимость еще в 1991 году, в ходе распада СССР. В чем же заключаются основные причины, в силу которых многие до сих пор считают это отдельное государство входящим в чей-то состав? Давайте перечислим их:

  • Недостаточная информированность части населения.
  • Множественные слухи, распространяющиеся в средствах массовой информации.
  • Заявления политиков, а также политологов и ряда других специалистов на темы границ, присоединения, вхождения в состав и т.д.

На последнем пункте следует остановиться чуть более подробно.

Содержаниепоказать 1Споры о территории 1.1Случится ли вхождение Казахстана в состав Российской Федерации 1.2Сведения о стране 1.3Языковая политика 2Международные отношения

Споры о принадлежности если не всей бывшей территории Казахской СССР, то хотя бы, ее некоторых территорий, по-прежнему не стихают. Периодически в политическом дискурсе возникают заявления, наподобие этого или этого. В высказываниях подобного рода утверждается, что Северный Казахстан является частью России, а часть территории страны – это «подарок», сделанный в результате тех или иных политических событий. Причем часто авторами таких высказываний являются далеко не самые последние люди в российской политике.

Все это вновь и вновь провоцирует споры о территориальной принадлежности. Одна сторона, хоть пока и на словах, видит будущее части Казахстана в составе России. Другая часть, как правило, жители самой республики, мягко говоря, не согласны с такой позицией. Периодически споры выходят за рамки обсуждений в интернете, порождая реакцию официальных лиц и скандалы на высоком уровне.

Отчасти различные споры возникают на основании ряда исторических моментов. Территория, сегодня относящаяся к независимому Казахстану, раньше входила в состав сначала Казахского ханства и Российской Империи, а затем уже – Советского Союза (Казахская Советская Социалистическая Республика).

Интересный факт: в ходе распада Советского Союза, КазССР стала последней республикой, провозгласившей независимость и проведшей выборы своего президента.

В то же время, на сегодняшний день нет никаких явных предпосылок для того, чтобы сделать Казахстан частью территории России. На государственном уровне никаких подобных инициатив не было. Вероятнее всего, в обозримом будущем объединения обеих стран или вхождения в состав не случится. Против такого сценария можно выступает множество факторов, прежде всего, нежелание большинства населения республики, а также представителей казахских политических и экономических элит.

И те и другие видят в вероятном объединении немало угроз. Это и потери контроля над ситуацией, и финансовые трудности и многое другое. На сегодняшний день страна достаточно стабильна, относительно недавно (в 2019) бывший президент Назарбаев «ушел в тень», а на выборах победил его «преемник» Токаев. Не так давно он заявил о том, что республика не планирует присоединяться к Союзному государству России и Беларуси, а продолжит сотрудничество в рамках уже существующих межгосударственных структур. По словам главы государства, выходить из них страна не планирует. Республика Казахстан не нуждается в явной опеке ни со стороны Российской Федерации, ни со стороны какой-либо другой страны.

Важно: значительная часть самих казахских граждан выступают против вхождения в состав или объединения с другими государствами.

Кроме того, важно учитывать, что возможные действия по объединению затронут интересы других важных мировых игроков. Вряд ли США, Китай и Евросоюз будут просто сидеть и наблюдать за происходящим, поскольку имеют свои интересы в регионе.

Казахстан – это республика (сокращенно РК), унитарное государство. Официально независимость была провозглашена 16.12.1991г. Столицей страны является город Нур-Султан, названный так в честь первого президента Назарбаева (ранее — Астана). Денежная единица – теньге.

Государственный язык – казахский, однако у русского имеется официальный статус (норма установлена Конституцией 1995 года). Он может использоваться, наряду с казахским, в органах государственной власти и местного самоуправления. К слову, русский считается языком ежедневного общения для значительного числа граждан страны, особенно в северной части страны. Во многом это обусловлено тем, что казахи (более 68%) и русские (почти 19%) составляют подавляющее число населения. Остальные этнические группы значительно уступают им по численности (данные за 2020 год).

Помимо русского и казахского, в стране проживают носители множества других языков (узбекский, украинский, корейский и другие). Тем не менее, по общему числу их не так много.

Казахстан, наравне с Россией и рядом других государств, входит в состав нескольких международных организаций и союзов, в том числе:

  • СНГ (Союз Независимых Государств).
  • ОЭС (Организация экономического сотрудничества и развития).
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество).
  • ООН, ОБСЕ и ряда других.

Исходя из геоэкономического положения, республика проводит взвешенную, многовекторную политику. Сейчас к основным ее партнерам можно отнести Россию, Китай, Турцию, ряд арабских стран, а также США и государства Европейского Союза.

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

image

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

  • Республики.
  • Краевые единицы.
  • Областные структуры.
  • Автономные области.
  • Округа.
  • Автономные округа.
  • Города фед. значения.

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

  • Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
  • Все они подчиняются федеральному центру.
  • Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
  • Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
  • Выходить из состава государства и не имеют права

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

  • Количество ФО составляет 8 единиц.
  • С точки зрения экономического фактора районы представлены 12 образованиями.
  • С точки зрения географического районирования в стране 10 элементов.
  • По природным делениям районных образований насчитывается 8 штук.
  • С точки зрения арбитражного и судебного исполнения – насчитывается 10 округов.
  • Часовых поясов всего 11.
  • Военных округов всего 4, причем, до недавнего времени и их было 6, но потом они были укрупнены.

Типы

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

  • Государственно-территориальные образования. Сюда входят 9 краевых образований, 46 областных и 3 города федерального значения.
  • Вторая категория – это национально-территориальные образования. К ним относятся 21 республика, 4 автономных округа и 1 автономная область.

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

00:01, 5 октября 2020 Прослушать статью Борис Ельцин Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

30 лет назад российские регионы один за другим объявляли о своем суверенитете. Реальной независимости, как Украина или Белоруссия, никто из них не получил, но внутренний «парад суверенитетов», казалось, действительно мог привести к тому, что вслед за СССР развалится и Россия. Хотели ли этого элиты регионов, какие цели они преследовали на самом деле, почему на Кавказе полилась кровь, а другие республики приобретали богатства и статус и почему больше десятка президентов остались в подчинении у президента России — в материале «Ленты.ру».

Свой 19-летний суверенитет Якутская-Саха ССР получила 27 сентября 1990 года, спустя примерно месяц после знаменитого заявления Бориса Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», вслед за Бурятской ССР. В декларации Якутии говорилось, что «статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики». В итоге регион объявил себя «равноправным субъектом РСФСР и Союза ССР». Так на карте России появился один из многих суверенных регионов.

Хотя термин «суверенитет» означает по сути независимость, но, в отличие от Чечни, такие регионы, как Якутия, не собирались становиться самостоятельными государствами, и ситуация стала парадоксальной.

«Надо сказать, что подобные декларации противоречили самому пониманию термина «суверенитет», — отметил в беседе с «Лентой.ру» заведующий кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, заместитель декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор Александр Полунов. — Суверенитет неразделен: либо он есть, либо его нет. Нужно также отметить, что в большинстве новоиспеченных республик были введены посты президента (сейчас они, как правило, именуются главами республик). Таким образом в России возникло два десятка президентов: президент Российской Федерации и президенты республик».

Однако в 1990-е годы эта странная дихотомия, судя по всему, мало кого волновала. Страна стремительно менялась, люди в большей степени были заняты банальным выживанием, и им было не до политической философии.

В Якутии 1990-е годы, как и везде по стране, выдались динамичными и нелегкими. Многие бросились торговать чем ни попадя. Журналистка Нинель Гусева вспоминала, что на пересечении двух центральных улиц Якутска тогда возник стихийный рынок, который горожане прозвали «Арбатом» — за то, что там продавали буквально все. По ее словам, местные жители готовы были покупать даже окурки.

«Таким образом предприимчивые подростки давали курильщикам возможность попробовать дефицитные импортные сигареты. Они собирали бычки от Marlboro, Lucky Strike, Pall Mall, More и продавали их мелкооптовыми партиями — в трехлитровых банках», — пояснила журналистка.

Во второй половине 1990-х в республике, где, как и по всей стране, не хватало денег, появилось новое платежное средство — товарные талоны номиналом 50, 100, 250 и 500 тысяч рублей, еще старых, неденоминированных. Многим платили ими зарплату или хотя бы часть зарплаты. Теоретически «сахарики», как прозвали их местные жители, принимались по всей республике как платежное средство по своей номинальной стоимости. Однако на деле заплатить ими можно было только за свет, телефон и коммуналку — в магазинах этот заменитель денег брали неохотно, зачастую по заниженному курсу. Обналичить же талоны могли только люди с хорошими связями. «Сахарики», впрочем, просуществовали чуть больше года и исчезли.

Важнейшим же в экономической сфере последствием провозглашения суверенитета стал переход предприятий региона под контроль местных властей. Это произошло в августе 1991 года, за неделю до того, как в Москве грянул августовский путч. Тогда президиум Верховного Совета Якутии первым среди бывших автономий объявил, что вся местная промышленность — алмазная, золотодобывающая и газовая — переходит в собственность республики.

Именно экономическая мощь становилась основным козырем всех «суверенных» российских регионов во взаимоотношениях с центром, который в 1990-е еще не оправился от политических потрясений, связанных с распадом СССР, и толком не выстроил политику взаимоотношений с субъектами федерации. И чем мощнее была экономика проявлявшего самостоятельность региона, тем тверже звучал голос его руководителя в Москве. Так, например, власти Татарстана — одного из наиболее суверенных регионов — в те годы пытались ввести таможенные пошлины для поездов, следующих через территорию республики.

В политической сфере Якутия старалась не отставать от других суверенных национальных республик России. Вслед за декларацией о государственном суверенитете 1990 года были приняты ряд законодательных актов, закреплявших провозглашенные в ней принципы. В 1991 году вышел закон «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики», который предусматривал право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, а также на самостоятельное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. Также Якутия наделила себя правом самостоятельно выбирать государственный строй и государственный язык.

Кроме того, вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможно без соглашения с Верховным Советом Якутии. Тогда же Якутская-Саха ССР получила новое название — Республика Саха (Якутия).

Все вышеперечисленное — атрибуты независимого, суверенного государства, а не региона. Чтобы это не слишком походило на объявление независимости, часть полномочий республика все же согласилась передать органам власти РСФСР и СССР. Эти полномочия предполагалось разграничить при заключении договоров с Москвой. Незадолго до распада Советского Союза, в октябре 1991 года, был учрежден пост президента Якутии. Первым его занял Михаил Николаев, который провел на этой должности более десяти лет.

Именно он подписывал с Борисом Ельциным соглашение по экономическим вопросам, согласно которому республика получила право оставлять себе 11,5 процента золота, 20 процентов ювелирных алмазов и 100 процентов технических алмазов.

После этого 31 марта 1992 года был подписан федеративный договор. А спустя четыре дня Якутия приняла собственную конституцию, согласно которой провозгласила право на формирование собственной армии, распоряжение своими недрами и ресурсами, а также фактически ввела на части своей территории визовый режим с Россией: в 11 из 34 районов республики (которые получили название улусов) был установлен особый режим въезда, регистрации и пребывания. Граждане, не являющиеся жителями республики, должны были для въезда туда предъявить пропуск, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов.

Однако после 2000 года, когда Ельцин ушел, делать это становилось все труднее. Москва явно не собиралась мириться с излишней самостоятельностью регионов, и процесс, запущенный «парадом суверенитетов», пошел вспять. В Якутии это вылилось в долгое противостояние местных элит с центром, который планомерно боролся за исключение из республиканской конституции положений, противоречащих Основному закону России.

В 2002 году место отказавшегося участвовать в новых выборах Николаева занял Вячеслав Штыров, которого считали ставленником Москвы. Однако на деле при нем борьба за «сохранение суверенитета» в республиканской конституции продолжалась вплоть до 2009 года, когда точку в истории независимой Якутии (а также Татарстана, Башкортостана и Тывы) поставил Конституционный суд России.

«Эпоха суверенитета» получилась в разных российских регионах очень неодинаковой. Якутия, безусловно, была не самой суверенной республикой. Наиболее яркие примеры — уже упомянутые Татарстан и Чечня.

Там, где не было мощной экономической базы, местные элиты искали другие козыри, боролись за провозглашенный суверенитет по-своему. Так было в Чечне, но куда меньше людей знают про суверенную Тыву, элита которой, как отмечают эксперты, стояла против центра за счет своей сплоченности — этот регион стал российским только в 1914 году, покинув состав Китая и попросив у Российской империи протекторат.

Все эти регионы объединяло то, что они относятся к национальным субъектам в составе России, которые, по сути, являются формирующимися национальными государствами, двигающимися по тому пути, который уже прошли бывшие союзные республики, покинувшие СССР при первой возможности.

Интересно, что постсоветская «эпоха суверенитета» затрагивала и русские регионы. Один из наиболее ярких примеров — попытка создания Уральской Республики с центром в Екатеринбурге, на родине Бориса Ельцина, которая фактически существовала с 1 июля 1993 года по 9 ноября 1993 года в границах Свердловской области.

Она появилась благодаря проведенному весной того года всенародному голосованию, на котором более 83 процентов участников (при явке свыше 60 процентов) положительно ответили на вопрос «Согласны ли вы с тем, что Свердловская область по своим полномочиям должна быть равноправной с республиками в составе Российской Федерации?»

Спустя несколько месяцев даже возникли идеи расширения территории нового региона за счет присоединения Пермской, Челябинской, Оренбургской и Курганской областей. Проект получил название Большая Уральская Республика. Кроме того, в конце октября была написана и вступила в силу конституция региона.

Однако в Кремле, пусть и не сразу, но разглядели в этом угрозу территориальной целостности страны. Все решения по созданию Уральской Республики были признаны не имеющими силы.

Подобные примеры были по обе стороны Урала. «Шли разговоры о создании Дальневосточной и Вологодской республик, но там до серьезных результатов дело не дошло», — вспоминает профессор Полунов.

Отвечая на вопрос, зачем это было нужно русским регионам, эксперты сходятся во мнении, что стремление к суверенитету там было не реальным движением в сторону независимости, а выражением желания местных элит укрепить свои позиции на переговорах с Москвой. Это был вопрос статуса, положения во взаимоотношениях с центром, возможности противостоять давлению центра. Но в первую очередь — вопрос экономики.

«В национальных республиках позиции сторонников суверенитета были сильнее, потому что в их пользу были националистические сантименты. А в русских регионах в их пользу были только чисто хозяйственные пожелания», — резюмирует в беседе с «Лентой.ру» политолог Дмитрий Орешкин, отмечая, что идеологии в последнем случае практически никакой не было, был только своего рода коммерческий торг.

По сути, лидеры русских регионов этого и не отрицали: глава Уральской Республики Эдуард Россель уже в то время по этому поводу говорил: «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность».

Не всегда регионам нужно было официально провозглашать суверенитет для того, чтобы иметь больше прав, чем другие. В 1990-х в прессе появляется клише «губернаторы-тяжеловесы» — оно как раз было отражением широкой самостоятельности возглавляемых ими регионов. Но для этого, как и в случае с Якутией, требовалась соответствующая экономическая база.

Впрочем, свои высокие амбиции провозглашали и регионы, где не было ни сильной экономики, ни отдельного титульного этноса, который можно было увлечь националистической риторикой. Иногда в таком случае приходилось чуть ли не на коленке заниматься созданием новой нации. В 1990-е подобный процесс можно было наблюдать в Архангельской области, где активно велось построение «поморской идентичности».

Как объясняет профессор Александр Полунов, в этнологии распространено представление о том, что политическая этничность — явление не естественное, а конструируемое. Эксперт подчеркивает, что здесь имеется в виду именно политическая этничность, а не повседневная, бытовая.

«Конструктивизм настаивает на том, что политизированная этничность — это конструкт, который особо активно формируется в эпоху кризисов, потрясений. И, конечно, период ослабления и крушения Советского Союза, а затем становления современной России было эпохой таких потрясений, когда старые связи рушились, старая идеология утратила авторитет, люди искали что-то иное, и это иное было найдено именно в сфере этничности», — поясняет Полунов.

В этой связи эксперты вспоминают предпринятые на этом поприще советским правительством в 1920-е годы усилия, получившие общее название политики коренизации. Она выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей местных этносов, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство и образование, а также в поощрении издания СМИ на местных языках. В 1930-е годы эта политика была свернута, однако полноценного разворота назад не произошло.

Он отмечает, что «парад суверенитетов» в 1990-е годы в значительной степени — как раз наследие ранней политики советской власти.

Александр Полунов же считает, что на самом деле сложно сказать, насколько способствовала наступлению эпохи «суверенных» регионов в составе России именно политика коренизации.

Однако оба они сходятся во мнении, что проводимая в 1920-е годы большевиками политика коренизации была ответом на вызовы времени, которые уходят своими корнями в годы Первой мировой войны, когда противоборствующие полиэтнические империи впервые в своей истории стали применять массированную пропаганду, апеллирующую к чувствам этнического национализма, пытаясь вызвать в стане врага раскол на этой почве.

В итоге захватившим власть в России большевикам досталась обширная территория с уже мобилизованной этничностью, и они попытались включить ее во вновь создаваемую политическую систему.

Что в действительности послужило причиной «парада суверенитетов» внутри России, однозначно сказать сложно. Тогда многим казалось, что еще чуть-чуть — и Российская Федерация повторит судьбу СССР, позволив своим республикам стать реально независимыми государствами, и потеряет территории и ресурсы. Оказавшись в парадоксальной ситуации зависимого суверенитета, местные элиты попытались извлечь из нее максимальную выгоду, но никто не пошел дальше. Что бы в этом случае могло произойти — остается только гадать. В Чечне это закончилось трагедией.

Сестры по Конституции

imageСозданию Российской Федерации в ее нынешнем виде предшествовали тысячелетия, в ходе которых перекраивались карты и изменялись статусы субъектов РФ. Двадцатый век в этом плане стал знаковым для территориальных субъектов.

В первые же годы после окончания революции некоторые бывшие губернии стали превращаться в республики. Касалось это преимущественно областей, и ранее обладавших автономией, но входивших в состав империи. Точно также они стали частью РСФСР.

Помимо уже существовавших образовались и новые республиканские субъекты, отделившиеся от других субъектов, например, Аджария и Абхазия выделились от Грузии. Последней в тот период образовалась Тувинская республика. Сколько республик в тот момент входило в состав государства? Принято было говорить о 15 союзных, однако на самом деле их было больше. Просто объявлять о статусе других территорий было не принято, а Россия считалась единым субъектом, входящим в СССР.

[stop]Важно! Конец двадцатого столетия ознаменовался новым разделом страны и образованием новых субъектов РФ. В это время многие территории смогли добиться для себя определенных привилегий, а некоторые вовсе отделились от России. В результате состав республик России и их столиц изменился.[/stop]

Сколько республик входит в состав РФ

imageНа сегодняшний день Конституция РФ закрепляет 22 республики России, расположенных во всех частях государства. До недавнего времени их было 21, после присоединения Крым получил такой же статус и влился в дружное семейство.

Придание статуса такого субъекта федерации позволяет народам, проживающим в нем, реализовать свое право на самоопределение, что выражается в утверждении официальным местного языка наряду с русским, собственной государственной символики: столицы, флага, герба, гимна, а также закрепляет их территориальную целостность.

Часть законов может отличаться от общероссийских, но при этом не противоречить федеральному законодательству. Обладают республики и некоторыми правами в части экономический и политической жизни. Однако вся деятельность осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации, и по отношению друг к другу все республики России обладают равными правами.

В тоже время территории и население таких субъектов могут сильно отличаться. Так, самой большой по размеру территории является Саха (Якутия), занимающая более трех миллионов квадратных километров. В то же время по населению она далеко не входит в список лидеров, а точнее, расположена в самом его конце, что объясняется ее климатическими условиями. В то же время Ингушетия – самая маленькая из всех в России, является и самой густонаселенной. По плотности населения она занимает пятое место после городов федерального значения.

Отчасти это объясняется народными традициями – в кавказских семьях принято иметь много детей. К густонаселенным также относятся Северная Осетия, которая примерно вдвое больше Ингушетии, а население имеет в полтора раза больше, и Чеченская республика с населением примерно в полтора миллиона.

Это интересно! Самые известные заповедники России – краткое описание

Если говорить об экономическом положении, то и здесь лидером выступает Якутия, занимающая девятое место в списке самых богатых регионов.

Обширные залежи полезных ископаемых, в частности алмазов, позволяют региону не зависеть от финансирования федерального бюджета, а низкая численность населения дает высокий уровень подушевого дохода.

Этот субъект федерации отличается и самым сильным продвижением на север, обогнав даже республику Карелия, являющуюся самой западной в России.

В числе же самых бедных находится самое южное республиканское образование — Дагестан, где мало природных ресурсов, почти нет промышленности и территория не очень подходит для земледелия.

Это интересно! Знаменитые горы России и их высота

Особый статус

Создание Советского государства, а позже и обновленной России потребовало от политиков принимать сложные решения. И некоторые республики вошли в состав Российской Федерации со своими условиями.

image

Первой из таких территорий стала Чечня, которая пыталась добиться полной независимости, что закончилось долгими военными действиями и, наконец, установлением мирного договора. Согласно ему Чеченская республика обладает определенным суверенитетом, но является частью России.

  • Татарстан в 1992 году не стал подписывать Федеративный договор и провел референдум о суверенитете. В результате в конституции субъекта РФ Татарстан указывается, что он не стремится выйти из состава России, но добивается юридического закрепления новых принципов взаимоотношений. Сегодня эта территория носит статус ассоциированного государства, действующего на базе взаимного делегирования полномочий и объектов ведения.
  • Башкортостан также потребовал для себя особых условий. В частности, одноканального бюджета, самостоятельности в ведении внешнеэкономических переговоров, независимости судебной системы и больших привилегий в плане обращения с республиканской собственностью.
  • С оговорками подписала Федеративный договор и Тыва, обозначившая себя как суверенное государство.

[warning]Внимание! У отдельных категорий граждан возникает вопрос: не является ли Казахстан частью территории Российской Федерации с особым статусом. Нет, это государство является независимым и выступает в качестве одного из основных партнеров России в международных отношениях.[/warning]

Тем не менее, Казахстан входит в состав Содружества независимых государств, каждый знает, что это была попытка в 90-х годах удержать политические и экономические связи между частями бывшего Советского Союза, которая оказалась неудачной. Однако Содружество существует и даже имеет некоторую эффективность.

Вновь прибывшие

Недавние события, прошедшие на территории Украины, привели в состав РФ Крым, бывший когда-то российской территорией, затем украинской и снова вернувшейся к историческим корням. И вопрос, сколько республик входит в состав России, получил новый ответ.

image

Население Крыма очень разнообразно, здесь проживают:

  • русские;
  • украинцы;
  • татары;
  • белорусы;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • узбеки и еще порядка 10 национальностей.

Именно преобладание русского населения и привело к проведению референдума в 2014 году о присоединении к России или продолжении существования в составе Украины. После перехода в состав РФ была утверждена новая Конституция, закрепившая юридический статус территории, а также государственную символику и органы власти. Возглавляет этот субъект федерации президент, резиденция которого находится в столице республики Крым – Симферополе. Правительство составляет Совет министров .

[warning]Внимание! Столица республики Крым город Симферополь – самый крупный на территории этого административного образования. Сходную численность населения имеет Севастополь, имеющий отдельный юридический статус.[/warning]

image

Помимо описанных в статье субъектов в состав России входят:

  • Алтай со столицей Горно-Алтайском;
  • Бурятия с центром в Улан-Удэ;
  • Калмыкия и ее столица – Элиста;
  • Коми со столицей в Сыктывкаре;
  • Марий Эл, где статус столицы присвоен Йошкар-Оле;
  • Мордовия со столицей в Саранске;
  • Удмуртия и ее центральный город Ижевск;
  • Хакасия со столицей Абаканом.

image

Все эти территории очень разные, каждая по-своему уникальна и отличается собственными:

  • климатическими условиями;
  • составом населения и народными традициями;
  • наличием полезных ископаемых;
  • известными людьми, внесшими свой вклад в развитие всего государства и многим другим.

Разная вера, разные легенды о происхождении, отличающиеся законы. Однако объединяет все эти территории тот факт, что они входят в состав самого большого государства в мире – Российской Федерации.

Субъекты РФ

Полный состав России

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий