Содержание
72944 ШрифтAA Нет времени читать?
В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.
Что такое стиль текста
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.
Его применение зависит от:
- ситуации, в которой используется текст;
- аудитории читателей;
- целей повествования.
Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:
- МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
- За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.
В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.
Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.
Какие существуют стили в русском языке
В русском языке выделяют 5 стилей повествования:
- Официально-деловой.
- Публицистический.
- Разговорный.
- Художественный.
- Научный.
Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.
Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.
Научный
Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.
Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.
Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:
- специальная терминология;
- сложные предложения;
- длинные абзацы;
- существительных больше, чем глаголов;
- обезличенность — вместо «я» используется «мы».
Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.
Виды научного стиля
Официально-деловой
Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.
Лексические особенности:
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
- стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
- устойчивые выражения — штампы.
Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.
Виды официально-делового стиля
Художественный
Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.
Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.
Главные особенности стиля:
- использование большого количества средств выразительности;
- употребление слов в переносном смысле;
- иносказательность, метафоричность;
- обилие эпитетов и прилагательных;
- образность и эмоциональность.
Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.
Разновидности художественного стиля
Публицистический
Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.
Для публицистического стиля характерны:
- общественно-политическая лексика;
- логичность;
- образность;
- эмоциональность;
- оценочность;
- призывность.
Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.
Жанры публицистического стиля
Разговорный
Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.
Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.
Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.
Для этого стиля характерны:
- эмоциональность;
- образность;
- разговорная лексика;
- текст без подбора слов;
- просторечные слова;
- сленг.
Загрузка … Функции разговорного стиля
Как определить стили текста
Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:
- Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
- Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
- Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.
Схема определения стиля речи
Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем. Эта схема поможет запомнить, какие вопросы нужно задать, чтобы правильно распознать стиль:
Примеры текстов разных стилей
Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.
Научный
Вот небольшой текст из учебника физики:
Пример научного стиля
Здесь мы видим специальную лексику:
- «электрическая цепь»;
- «источник напряжения»;
- «потребитель тока»;
- «резистор»;
- «проводник»;
- «напряжение»;
- «нагрузка».
Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».
Официально-деловой
Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:
Пример официально-делового стиля
Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.
Художественный
Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:
Пример художественного стиля
В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.
Публицистический
Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:
Пример публицистического стиля
Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.
Разговорный
В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:
Пример разговорного стиля
Типы речи
Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
Выделяют три типа речи:
- повествование;
- описание;
- рассуждение.
Рассмотрим особенности каждого типа речи.
Повествование
Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
- связано с временным промежутком времени;
- имеет определённую последовательность действий;
- логичность изложения;
- текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
- большое количество глаголов.
В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.
Описание
Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
Состоит из:
- общей характеристики предмета, общего впечатления;
- признаков, деталей;
- общей оценки предмета.
В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.
Рассуждение
Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
Состоит из:
- тезиса — мысль, которую нужно доказать;
- обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
- резюме — итогов, выводов.
Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.
Сравнительные таблицы стилей и типов речи
Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
Стили текста:
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная. | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники. |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная. | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная | Официальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки. |
4. Художественный стиль | Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая. | Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная | Диалоги, личный блог |
Типы речи:
Тип речи | Описание типа | В каком стиле используется | Примеры |
1. Описание | Создаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа. | Во всех стилях | 1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.
2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого. |
2. Повествование | Сообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях. | Художественный, особенно мемуары, воспоминания.
Публицистический Разговорный |
В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут. |
3. Рассуждение | Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. | Научный
Художественный Публицистический |
Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка. |
Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.
Популярные материалы Правила написания и лучшие примеры рекламных писем Что такое водность текста и как её понизить Как придумать красивые продающие заголовки
Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово-политический (выступления на собраниях политического характера).
В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:
— очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);
— статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;
— заметка – краткое сообщение на актуальную тему;
— эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;
— памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;
— прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;
— манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;
— программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;
— фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;
— интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;
— репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.
Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.
В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.
Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.
Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.
Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.
Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.
Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.
Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.
Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.
Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.
Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.
Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.
Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.
Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.
Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.
Средства и особенности публицистического стиля >Русский язык и культура речи >
Публицистический стиль связан общественно-политическими, экономическими и культурными отношениями как сферой общественной коммуникации.
Публицистический стиль — определение, адресат, цель, тип коммуникации, автор
Автор выступает в этом стиле как публичный деятель, обычно это человек, профессионально связанный с этой сферой — журналист, политик.
Адресат стиля
– широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации (в науке иногда встречается термин массовый рассредоточенный адресат).
Цель публицистического стиля
—дать информацию о последних актуальных событиях в стране и мире, воздействовать на аудиторию, формировать общественное мнение.
Этот стиль функционирует в письменной и устной форме, проявляется в монологе, диалоге и полилоге.
Тип коммуникации – общественная.
Жанры и функции публицистического стиля
Наиболее характерные жанры данного стиля — это:
- информационная заметка, информационное сообщение,
- очерк, репортаж, фельетон, интервью,
- публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),
- судебная речь,
- выступление на радио, телевидении и т.п.
Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:
• информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;
• комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,
• гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.
Основные черты публицистического стиля
• сочетание экспрессии и стандарта.
Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.
Например,
Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;
• постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов:
(диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).
Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.
Например,
«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.
• простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..
Например,
Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.
• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:
В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.
• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.
А еще у нас есть кроссворд и видеокроссворд на эту тему, попробуете?
Наша презентация
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н.О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь
Публицистическийстиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём узко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Функции публицистического стиля:
- Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;
- Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.
Задача речи:
- воздействовать на массовое сознание;
- призывать к действию;
- сообщать информацию.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства.
Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.
Литература
- Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
- Mark Levin. The Reporter’s Notebook : Writing Tools for Student Journalists (2000)
- Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
- Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper (2002)
- M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
- Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
- Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
- Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
- Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
- Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)
Функциональные стили речи |
---|
Эта страница в последний раз была отредактирована 15 мая 2021 в 17:32.Газетно-публицистический стиль
Общая характеристика. Актуальная информативность, императивность, повышенная эмоциональность, открытая оценочность, рекламность. Единство экспрессии и стандарта.
Подстили (газетная публицистика, теле- и радиопублицистика) и жанры (информационная статья, официальное сообщение, обзор, отчёт, очерк, фельетон, реклама, выступление, беседа, интервью, обращение).
Лингвистические особенности публицистического стиля:
На фонетическом уровне: особая роль интонации как преднамеренного средства с целью вызвать эмоциональную и волевую реакцию.
На лексико-фразеологическом уровне: концентрация в текстах общественно-политической лексики; частотность оценочной лексики; клиширование словесных блоков; метафоризация лексики; перифраз; активное использование фразеологизированных оборотов.
На морфологическом уровне: активность суффиксов иноязычного происхождения; частотность императивных форм глагола; субстантивация прилагательных и причастий; транспозиция форм числа.
На синтаксическом уровне: использование сегментированных конструкций; использование номинативных конструкций; употребление односоставных предложений глагольного типа; использование конструкций разговорного синтаксиса; употребление конструкций поэтического синтаксиса.
ли со статьей или есть что добавить?