Что такое Проза? Значение слова Проза в историческом словаре

Стихи о любви »»

Белым листом…

sergio838 | Опубликовано: 18.05.2018 | Просмотров: 3158 Белым листом твои чувства встревожены. И грядущее манит счастливым концом, Где мечты уж, в событиях – все расположены; И где ты, в просветлении, сияешь лицом. О, как ты изящна в своём отношении К ненаписанной жизни! Как мягко душой Погладила разум безумным решением – Вопреки всему свету, быть рядом со мной. И, как будто, листок представляется новым – Перевесившим буквы, слова и штрихи. Я вгляделся попристальней – в нём все готово: Названия, правила, нежность, стихи. Это наша Любовь, в сцеплении с временем, Не желая стремиться в потоке людском – Из строки, белоснежным, изумленным лебедем – Вырывается ввысь, над реалом и сном… Читать полностью »»Все стихи »»Опубликовать свой стих »» Признание в любвиКрасивые стихи о любвиСтихи о любви к мужчинеСтихи о любви на расстоянииКороткие стихи о любвиСтихи о любви к девушкеГрустные стихи о любвиСтихи о верностиСтихи о семье и любвиСтихи о любви и жизниСтихи любимой девушкеПрикольные стихи о любвиСтихи о безответной любвиСтихи любимому парнюСтихи любимому мужуСтихи любимому мужчине

Истории любви »»

Мне слишком больно

Джей | Опубликовано: 31.08.2020 | Просмотров: 3808 Мне слишком больно понимать, от чего он не со мной. Мне слишком больно дышать, когда он рядом с другой. Мне правда больно. Больно видеть, как он счастлив с ней. Как смеётся над ее шутками, как обнимает за талию и прижимает к себе. Как целует нежно и с трепетом. Мне больно от того, что он привязал меня к себе. Пустыми ложными надеждами и словами. Словами о том, что бросит ее. Что я буду с ним. Мольбами о том, чтобы я не уходила. Как же красиво он говорил те слова любви, которые сейчас уже говорит другой. Как красиво врал, что жить без меня не может. А я верила. Я верила тому, что это настоящая любовь. Что даже если у него есть кто-то, он все равно будет со мной. Я знала, что он был не один на тот момент. Но не побоялась признаться в чувствах, получая в ответ взаимность. Читать полностью »»Все истории »»Опубликовать историю своей любви »» Грустные истории о любвиИстории подростковой любвиЛучшие истории о любвиКрасивые истории о любвиНевероятные истории любвиИнтересные истории о любвиИстории о странной любвиИстории о счастливой любвиКурортный романИстории о безответной любвиСлучайная связьИзменаПервая любовь

Проза о любви »»

Три тысячи километров до счастья

Оксана Задумина | Опубликовано: 16.01.2018 | Просмотров: 12464 Сюжет основан на реальных событиях. Он не спал уже третью ночь подряд. Ложился, как обычно, около полуночи, натягивал на себя стёганое одеяло, закрывал глаза, но сон не шёл. Ворочался, считал баранов, пока не сознавал себя тем самым бараном, после чего вставал, выходил курить, топтался на крыльце, возвращался в дом, ложился и снова по кругу… Бесполезно, – думал он, – ничего не помогает, потому что упрямый как козёл. В гороскопе пишут Ко-зе-рог! Да, рогов ого-го!!! И Тигр, хотя какой тигр? У тигра рога не растут… После смерти жены он частенько томился без сна час-другой, но чтобы так! А как тут уснёшь?! – бесился он, – кто бы сумел давить храпака, зная, что послезавтра его ждёт самоубийство при отягчающих обстоятельствах?! Настоящее самоубийство, форменный суицид! Каким ещё словом можно это назвать, когда обычный пенсионер, подрабатывающий сутки через трое сторожем на вокзале, влюбляется в молодую бабёнку, фигуристую, грамотную, но главное замужнюю и живущую не где-нибудь, а в Мюнхене! Разве это не самоубийство, ехать при всех этих отягчающих обстоятельствах к ней и не только чтобы увидеть, а предложить руку и сердце?! Читать полностью »»Все рассказы »»Опубликовать свой рассказ »» Короткие рассказы о любвиГрустные рассказы о любвиРассказы о любви из жизниРассказы о первой любвиРассказы о подростковой любвиКрасивые рассказы о любвиРомантические рассказы о любвиРассказы о любви и сексеРассказы о безответной любвиРассказы о несчастной любви

Тесты на любовь »»

Пройдите наши тесты на любовь и узнайте о себе больше!Все тесты составлены профессиональными психологамиТест № 1 — Узнай, насколько ты знаешь парней! Уже более 1800 девушек прошли этот тест Тест № 2 — Кто вы: верная жена или любовница? Уже более 1890 девушек прошли этот тест Тест № 3 — Ты и секс: важен ли он для тебя? Уже более 1880 девушек прошли этот тест Тест № 4 — Вы и секс Уже более 1350 девушек прошли этот тест Тест № 5 — Тест для девушек: тоска по нежности Уже более 1850 девушек прошли этот тест

Статьи о любви »»

Как правильно целоватьсяКак понять, что мужчина в вас влюблен?Любовь и дружбаКакие мужчины готовы к отношениям с девушкой другой расы?Что делать, если влюбилась не в того. Как найти общий язык с мамой своего мужа?Как узнать любит ли ваш мужчина, но при этом не задавать соответствующий вопрос?Любит или не любит?Что делать женщине, если между ней и ее мужчиной пропала страсть?Комплименты мужчинам: правила Признания в любви »»Статусы про любовь »»Цитаты о любви »»Поздравления на День Святого Валентина парню »»Поздравления на День Святого Валентина девушке »»Полезно знать »»Статьи партнеров »»2003-2021 &copy LoveHelp.ru Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки LoveHelp.ru Закрыть

Previous Entry | Next Entry

Жанры прозаической литературы

Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.Литературные жанры в прозеНесмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» Пушкина, «Казначейша», «Сашка» Лермонтова. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (сказка).В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. Роман предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период жизни.Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Эпопея — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:1) Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.2) Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.Возникновению эпопеи предшествовало обращение былевых песен полулирического, полуповествовательного характера, вызванных боевыми подвигами клана, племени и приуроченных к героям, вокруг которых они группировались. Песни эти складывались в крупные поэтические единицы — эпопеи, — запечатленные цельностью личного замысла и построения, но лишь номинально приуроченные к тому или другому автору.Повесть — род эпического произведения, близкого к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. Этот жанр не имеет устойчивого объёма и занимает промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеет к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом («Коляска» Гоголя, «Выстрел» Пушкина).Сюжет классической повести (как она сложилась во второй половине XIX века) обычно сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства.Иногда одно и то же произведение сам автор характеризует в различных жанровых категориях. Так, Тургенев сначала называл «Рудина» повестью, а затем — романом. Названия повестей часто связаны с образом главного героя («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Рене» Р. Шатобриана, «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского) или с ключевым элементом сюжета («Собака Баскервилей» А.Конан-Дойла, «Степь» А. П. Чехова, «Уездное» Е. И. Замятина и др.).Новелла (итал. novella — «новость») — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.Новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла». Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку. На остросюжетность новеллы указывал ещё Гёте, считавший её предметом «свершившееся неслыханное событие». При таком толковании новелла и очерк — две противоположные ипостаси рассказа.На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.Разграничение новеллы и рассказа, предложенное Эйхенбаумом, получило в советском литературоведении определённую, хотя и не всеобщую поддержку. Авторов рассказов по-прежнему называют новеллистами, а «совокупность малых по объёму эпических жанров» — новеллистикой. Различение терминов, неизвестное зарубежному литературоведению, кроме того, теряет смысл применительно к экспериментальной прозе XX века (например, к короткой прозе Гертруды Стайн или Сэмюэла Беккета).Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.Рассказ/новелла и повесть/романДо середины XIX века понятия рассказа и повести в России толком не различались. Любая малая повествовательная форма именовалась повестью, любая крупная форма — романом. Позднее возобладало представление, что повесть отличается от рассказа тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива, чем рассказ или новелла.Принято считать, что отдельной новелле в целом не свойственны богатство художественных красок, изобилие интриг и переплетений в событиях — в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий. В то же время Х. Л. Борхес указывал, что после новеллистической революции рубежа XIX и XX вв. рассказ в состоянии передать всё то же, что роман, при этом не требует от читателя избыточных затрат времени и внимания.Для Эдгара По новелла — это вымышленная история, которая может быть прочитана за один присест; для Герберта Уэллса — менее чем за час. Тем не менее разграничение рассказа и иных «малых форм» от романа по критерию объёма в значительной степени условно. Так, к примеру, «Один день Ивана Денисовича» принято определять как рассказ (день из жизни одного героя), хотя по протяжённости этот текст ближе к роману. И напротив, небольшие по объёму произведения Рене Шатобриана или Паоло Коэльо с любовными переплетениями и интригами считаются романами.Некоторые рассказы Чехова при малом объёме представляют собой своеобразные мини-романы. Например, в хрестоматийном рассказе «Ионыч» автор «сумел без потерь сгустить грандиозный объём всей человеческой жизни, во всей её трагикомической полноте на 18 страницах текста». В плане сжатия материала едва ли не дальше всех классиков продвинулся Лев Толстой: в коротком рассказе «Алёша Горшок» целая человеческая жизнь рассказана всего на нескольких страницах.Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.Для русской литературы жанр эссе не был характерен. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Лев Шестов, В. В. Розанов, позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский. Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе.Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим (автобиография). Биография является источником первичной социологической информации, позволяющей выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной обусловленности.Биография воссоздаёт историю человека в связи с общественной действительностью, культурой и бытом его эпохи. Биография может быть научной, художественной, популярной и т. д.Источник: Википедия

Profile

ЛИТО «Клязьма»

Latest Month

March 2015
S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow Материал из Викиреальностя Перейти к: навигация, поиск

Проза.ру

Интернет-сайт — литературный сайт

логотип

Тип:
Литературный сайт
Расположение:
Москва, Россия
Веб-адрес:
proza.ru
Основной язык:
русский
Лицензия:
материалы защищены авторским правом

(▲)

Начинающему писателю. Самиздат: proza.ru // Непыльная полка / Канал о литературе

Проза.ру и Стихи.ру — веб-сайты, основанные Дмитрием Кравчуком для поддержки и развития современной русскоязычной литературы в интернете, предоставление всем авторам возможности свободно публиковать свои произведения в сети Интернет и находить читателей[1].

Сервер Проза.ру принадлежит Российской Национальной Литературной Сети[2].

На сайтах зарегистрировано в общей сумме более 476 тысяч авторов, опубликовано более 15 миллионов произведений, в сутки заходит порядка 150 тысяч посетителей.

[править]История

Дмитрий Кравчук.

Основал в 2000 году Проза и Стихи.ру выпускник Московского Физико-Технического института Дмитрий Кравчук. Эти сайты стали первыми в Рунете литературными Интернет-сообществами со свободной публикацией[3].

[править]Плюсы

Проза.ру остаётся лучшим и наиболее популярным литературным сайтом на русском языке. Этому способствует ряд факторов.

  • Проза.ру стал одним из первых сайтов, где авторы (зарегистрированные участники) могут свободно и без премодерации выкладывать свои произведения.
  • Есть возможность добавлять картинку.
  • Лёгкость регистрации и возможность неограниченного создания клонов.
  • Возможность общения, рецензирования и т. д.
  • Возможность пиара своих произведений.
  • На произведения даётся свидетельство об авторском праве.
  • Либеральный дух.
  • Широкий выбор тематик произведений от эротической прозы до естествознания.
  • Все авторы равны в своих правах, и все произведения равноценны.
  • Возможность накопления баллов для приглашения читателей.

[править]Минусы

  • До 2009-2010 годов сайт был очень демократичен. Отсутствовала цензура (удалялись лишь экстремистские тексты, и блокировались авторы только в случае их регулярного оскорбительного отношения к другим участникам). Однако, в последние годы, цензура на Прозе.ру усилилась, прозападные авторы и авторы эротической прозы стали мишенью выборочных «чисток».
  • В последнее время перестала работать функция гиперссылок в текстах.
  • Опять же, в последние годы, авторы перестали видеть с каких сайтов и по каким запросам к ним заходят.

[править]Критики

(▲)

Михаил Задорнов о сайте Проза.ру

Критики, из числа расстрелянных на Прозе и Стихах утверждают, что эти сайты «еврейские» и «гомосексуальные», и называют их «Позор.ру». Д. Кравчука обвиняют в сионизме. Удалённые с Прозы.ру в основном перешли на сайт Изба-Читальня, где модераторскую власть имеют люди с более ура-патриотическими взглядами[4].

[править]Идеологические войны

Андрей Зелев вёл на Прозе.ру борьбу с антисемитами, объявляя спецоперации «Каждому антисемиту — намордник» и «Марш антисемитов — в фарш антисемитов»:

Один из авторов Прозы.ру смог разоблачить еще одного здесь стука-еврея Андрея Зелева из Екатеринбурга. К нему в руки попали письма Зелева, опять же к Галицкой (модератор Прозы.ру — авт. статьи), с просьбой удалить с Прозы группу авторов — патриотов России. Кстати, и действительно вскоре они были удалены с сайта[5].

В результате этих спецопераций, с Прозы.ру были удалены десятки авторов, которые были расценены как антисемиты, и сотни их текстов.

[править]Авторы Прозы.ру

Проза (лат. prōsa ) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений).

Так что же это такое — проза

Казалось бы это такое простое понятие, которое известно всем. Но, как раз этом и заключается сложность его описания. Проще определить, что такое стихи, поэзия. Стихотворная речь подчиняется строгим законам и правилам.

  1. Это четкий ритм или метр. Как в марше: раз – два, раз – два, или как в танце: раз – два – три, раз – два – три.
  2. Хотя и необязательное условие: Рифма, т.е слова созвучные по своему произношению. Например любовь – морковь или проза – роза и т.д.
  3. Определенное количество строф. Две строфы это двустишье, четыре — четверостишье, есть восемь строф, а также различное их сочетание.

Вся остальная письменная или устная речь, которая не подчиняется этим законам – проза. В ней слова льются как полноводная река, плавно, свободно и независимо, подчиняясь только мысли и воображению автора. Проза – это описание простым доступным языком всего того что находится вокруг.

Есть такое понятие проза жизни. Это повседневные, обыденные события, которые происходят в жизни людей. Писатели, которые описывают эти события в своих произведениях. Называются писатели – прозаики. За примерами далеко ходить не надо.

image

Вся мировая классическая литература, да не только классическая. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой. М.Горький, Н.В.Гоголь – это великие писатели прозаики. Откройте любую из их книг, и вы сразу поймете, что такое проза, если до сих пор этого еще не знали.

Но остались еще на широких, необъятных просторах нашей Родины люди, Которые всерьез считают, что писатели прозаики это такие люди которые пишут про ЗАЕК. Кто – то считает их неграмотными и необразованными, кто-то наоборот оригинальными и креативными. Выбирать вам.

Так что же такое проза? Посмотрите внимательно, перед вами пример простого прозаического произведения. Эта статья. А если кому – то все равно до сих пор не понятно, что такое проза, то прочитайте её еще раз.

Отдав на откуп ведение жанров на сайте самим авторам, думал, что творческие люди имеют хотя б малейшие представление о той области, в которой они творят.

В голове людей настоящая каша. Каких только жанров не придумали, чтобы хоть как-то выделиться из общей массы. Среди жанров оказались и «ходили мы походами», и «ночнушки», и «о гуманизме», и «маньяки»…

Данная статья составлена по материалам из википедии, литературных сайтов и энциклопедий.

Начнем с определение прозы, данного в литературной энциклопедии (скопировано из википедии): Проза (лат. prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

А вот другое определние (словарь Даля): Проза — обычная речь, простая, не мерная, без размера, противоположно стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.

В разных источниках жанры прозы (их количество) различны. Остановлюсь только на тех, относительно которых нет разночтений.

РОМАН — большое по объему повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. Произведение крупной формы, может иметь несколько сюжетных линий (Вспомните Л.Н.Толстого «Война и Мир»).

ПОВЕСТЬ — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. Данное определение жанра характерно исключительно для отечественной литературоведческой традиции. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях. В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман».

РАССКАЗ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.

НОВЕЛЛА (итал. novella — новость) — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Это повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.

ЭССЕ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.

БИОГРАФИЯ — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.

ЭПОПЕЯ — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. (Та же «Война и мир», которая одновресменно является и романом и эпопеей) Корни эпопеи в мифологии и фольклоре.

СКАЗКА (литературная) — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

БАСНЯ — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В Библии мы находим, например, басню о том, как деревья избрали себе царя (Суд. 9.8 и дал), или рассказ о терне и кедре (4 Цар. 14:9). Эти рассказы очень близко подходят к притчам.

ПРИТЧА -притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Притча, как правило, существует и может быть правильно понята только в определенном контексте. Например, евангельская притча о сеятеле — это проповедь Христа, которую он произносит перед толпой народа. Тогда становится ясно, что «Сеятель» – Иисус Христос, «семя» – слово Божие, «земля», «почва» – сердце человеческое.

МИФ (от греч. mytos – сказание) — в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Это предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В числе особенностей мифа: произвольное (алогичное) соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм, увеличение зооморфных элементов в архаических пластах культуры.

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза — это наш повседневный язык.

Художественная проза — это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение — это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение «прозаические».

В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

image

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман — прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея — это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

image

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла — короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ — небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато Бунина, Паустовского.

Очерк — это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе — это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

image

Средний прозаический жанр — повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.

Происхождение

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий проза и поэзия не существует. Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

История

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

См. также

  • Интеллектуальная проза
  • Поэтическая проза

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Проза» в других словарях:

    Проза — Prose ! Мир прозы. История возниковения и развития прозы. Жанры прозы.

    Проза — Prose !

    Проза!

    Проза в широком своем значении окружает нас повсеместно.

    Проза — это простая, обычная безразмерная речь, именно та, которой мы пользуемся ежедневно.

    С помощью прозы мы можем признаться в любви, выразить любые свои чувства.

    Чем больше мы читаем художественной прозы, тем тем богаче будет наш опыт и более красивой будет наша речь.

    Другие статьи этого раздела:

    • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
    • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
    • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
    • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
    • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции — синергетика.
    • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
    • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
    • Искусство — Art! Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение!
    • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
    • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
    • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
    • Трэш — Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий