Что такое ПРОМЫСЕЛ – Толковый словарь Ушакова – Словари – Словопедия

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись. image Городецкая роспись – визитная карточка Нижегородской области

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный. image Знаменитые полх-майданские матрешки

Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями. Палехские миниатюры на шкатулках знамениты на весь мир

Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. Подносы с жостовской росписью очень популярны

Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины. Легендарная бело-голубая гжель

Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас – это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Дымковская игрушка стала художественным промыслом

Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Абрамцево-Кудринская резьба – еще один промысел, славящий Россию

Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Вятское кружево

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками. В Данилово действует фабрика ёлочных игрушек «Иней»

Фабрика «Ариэль»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариэль». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. На фабрике «Ариэль» тоже делают новгодние игрушки

Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень. Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте uznayvse.ru есть статья о самых больших музеях в мире.

Публикации раздела Традиции

Вылепить глиняную игрушку, сплести липовые лапти или расписать поднос? Приглашаем вас в виртуальный тур по городам и селам, где традиции народных промыслов передаются по наследству. Знакомимся с уникальными ремеслами и #отдыхаемвРоссии.

Слобода Дымково (город Киров) — свистульки для «свистопляски»

Больше 400 лет назад в слободе Дымково (сегодня — микрорайон города Кирова) появились первые обрядовые игрушки — свистульки. Их изготавливали из красной глины и речного песка к весеннему празднику «свистопляски». Так в Дымково зародился один из самых старинных художественных промыслов России. Знакомый нам облик дымковские игрушки приобрели в XIX веке: их стали расписывать характерными пестрыми узорами.

Туристы обычно приезжают в Дымково летом или осенью: весной здесь случаются паводки. В «вятской Венеции», как называют слободу местные жители, проходят фестивали, конкурсы, концерты, а также мастер-классы по лепке и росписи игрушек. В конце августа дымковчане отмечают Спасов день — главный праздник слободы.

В Кирове работает музей «Дымковская игрушка». Гости музея могут узнать историю старинного промысла, встретиться с мастерицами и вместе с ними вылепить знаменитые глиняные фигурки.

Село Коровино (Владимирская область) — посуда из «глиняного теста»

Мастера гончарного промысла из села Коровино использовали для работы местную глину — белую и красную. Керамику особым образом обжигали, а потом покрывали цветной контрастной глазурью. Прочная и красивая глиняная посуда пользовалась большим спросом на ярмарках Владимира, Суздаля, Мурома и Павлова.

По старинным технологиям изготавливают здесь керамику и сегодня. Мастера сами заготавливают глину. Сначала она хранится в специальных ямах и «дозревает» на солнце. Потом в нее добавляют воду и готовят «глиняное тесто». Вылепленную посуду мастера сушат, потом обжигают и украшают цветной или прозрачной глазурью. Мастера могут покрыть все изделие целиком, расписать его или декорировать «под мрамор», смешивая несколько цветов.

Гости села Коровино могут не только посмотреть на работу мастеров, но и взять несколько уроков по гончарному делу. Туристам здесь расскажут об истории местного промысла и научат основным его секретам.

Деревня Жостово (Московская область) — «цветущие» подносы

Деревушка Жостово, которая находится недалеко от подмосковного города Мытищи, знаменита росписью по металлу. С начала XIX века жостовские мастера покорили Российскую империю подносами с живописными букетами.

Первую «лакерную мастерскую» открыл здесь крепостной графа Шереметьева Филипп Вишняков в начале XIX века. Сначала здесь расписывали изделия из папье-маше (кошельки, портсигары, табакерки), а к 30-м годам позапрошлого века сразу несколько местных мастерских стали выпускать металлические кованые подносы. Их украшали особой — «жостовской» — росписью: букетами полевых и садовых цветов, словно подсвеченных изнутри, и мелким золотым орнаментом по краю.

Читайте также:

Сегодня в Жостово все напоминает о старинном промысле: даже таблички на фасадах зданий и дорожные указатели выполнены в виде подносов. Многие местные жители открывают собственные мастерские или работают на фабрике декоративной росписи. В единственном в мире Музее подносов гости украшают металлические заготовки сами. После сушки в специальной печи и нанесения лака изделия можно забрать домой.

Поселок Кубачи Дахадаевского района (Дагестан) — золотая инкрустация

Дагестанское селение Кубачи известно своими традиционными промыслами. «Златокузнецы» изготавливают кольчуги, украшения, посуду из разных материалов: стали и железа, серебра и бронзы, кости и рога. Их инкрустируют цветными металлами. Орнаменты на изделия наносят специальными острыми инструментами, потом в насечку маленьким молоточком вбивают золотую или серебряную проволоку. Самый популярный у ювелиров узор — традиционный растительный, но в декоре используют и геометрические элементы, изображения животных и птиц, национальные орнаменты.

При Кубачинском художественном комбинате работает музей. Здесь хранится сабля персидского полководца Надир-шаха, произведения искусства работы известных местных мастеров и изделия с советской символикой. Изделия кубачинских «златокузнецов» хранятся в Государственном историческом музее и Эрмитаже, а за рубежом — в Лувре (Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Музее Виктории и Альберта (Лондон).

Село Преображеновка (Липецкая область) — липовые лапти

Главным промыслом села Преображеновка (Липецкая область) были лапти из липового лыка. Волокнистую часть коры здесь заготавливали дважды в год. Ее высушивали и хранили, скатав в мотки. Когда мастера не были заняты на сезонных полевых работах, они распаривали или вымачивали лыко и изготавливали из него лапти. Обувь, созданная в так называемой технике косого плетения, была аккуратной и прочной, покупать ее приезжали из многих окрестных сел и деревень.

Лапти в Липецкой области носили вплоть до середины ХХ века. Как вспоминают местные жители, в военные годы и сразу после войны выбора не было. Сегодня лапти изготавливают только на заказ — для фольклорных ансамблей или в качестве сувениров.

Материал подготовлен порталом «Культура.РФ» и фондом «Перспектива» в рамках Всероссийской акции Общественной палаты РФ#отдыхаемвРоссии.

Смотрите также

История филимоновской игрушки Как появились расписные глиняные свистульки из Тульской области Финифть: история промысла на Руси Как искусство пришло из Византии и отвоевало себе место даже в Академии художеств Как родные: история обрусевших вещей Откуда в Россию пришли валенки, кокошники и шапки-ушанки Каргопольская игрушка История народного промысла России Культурный гид по селу Вятскому Что смотреть в одной из самых красивых деревень России Русские лаки Центры лаковой миниатюры России Хоть режь Дизайнерские тренды старой Руси Топ-6 регионов России, популярных у туристов благодаря художественным… Рассказываем о промыслах, ради которых тысячи туристов посещают славные российские города Загадки узоров русских росписей Разбираемся в секретах народных художественных промыслов Абрамцево-кудринская резьба Краткая история промысла Детская городецкая: история деревянной игрушки Многовековая история самобытного народного промысла Яркие цветы на черном поле. Лучшая пара для самовара. 10 фактов о… История жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода Меняем угги на валенки, а пластик на бересту: аналоги импортных… 10 русских промыслов и мануфактур Русская мода. Павловопосадский платок История популярного аксессуара, украшающего женщин всего мира более 200 лет Ярославская майолика Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры

В России стремительно сокращается количество народных художественных промыслов (НХП). Сложности испытывают даже снискавшие мировую известность хохлома, гжель, палехская роспись. О том, почему одна из самых валютоемких отраслей СССР не стала таковой в современной России, в интервью “РГ” рассказал председатель правления Ассоциации “Народные художественные промыслы России” Геннадий Дрожжин.

Промыслам нужны художественные салоны и интернет-магазины, без рынка сбыта мы рискуем потерять уникальное мастерство. Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Геннадий Александрович, как чувствует себя отрасль народных художественных промыслов?

Геннадий Дрожжин: По оценке минпромторга, за 30 лет страна лишилась более 200 промыслов. На порядок сократилась численность мастеров и художников НХП. Все, что удалось сделать – это замедлить полное исчезновение промыслов, которые сегодня находятся в катастрофическом состоянии.

В стране работают около 300 организаций промыслов. Коронавирус усугубил ситуацию – сбыт отсутствует, из-за сокращения турпотока остановлена выставочная и экскурсионная деятельность, производство частично приостановлено. При этом около 35% промыслов по различным причинам не смогли в полном объеме воспользоваться господдержкой, предоставляемой организациям из пострадавших отраслей.

Социальная функция промыслов – занятость населения, особенно в малых городах, селах, деревнях, поселках, аулах – в связи с кратным сокращением численности мастеров и художников потеряна. В промыслах сегодня работает не более 10 тысяч мастеров и художников. В Кубачах (село в Дагестане, знаменито уникальными изделиями из серебра) работало более тысячи человек, сейчас на порядок меньше. В Хохломе (Нижегородская область, исконно русская декоративная роспись по дереву) было более полутора тысяч работающих, сейчас – в три раза меньше. В Богородске (Московская область, игрушки) работало 200 человек, сейчас 10.

читайте также–> –> Почему сельская культура переживает упадок

Коллективы стремительно стареют, средний возраст работающих около 50 лет. Молодежь из-за низкой зарплаты не идет работать на промыслы. Средняя зарплата, если 20 тысяч рублей получают, говорят, что это здорово. А то, что делают мастера лаковой миниатюры “Холуя” и “Палеха” (темперой на папье-маше, Ивановская область), “Федоскино” (Московская область), “Мстёры” (Владимирская область) – это высший художественный уровень отечественной и мировой культуры и искусства!

При этом усиление социальной функции промыслов – создание новых рабочих мест, могло бы стать важнейшим фактором для их развития. Поскольку молодежь не очень хочет работать на промыслах, надо активнее привлекать работающих на дому мастеров-индивидуалов, женщин с детьми, домохозяек, людей с ограниченными возможностями.

Почему отрасль в таком упадке?

Геннадий Дрожжин: Сегодня организации НХП существуют исключительно благодаря выделению из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат по основной деятельности, получить которые довольно трудно – промыслы работают в тисках промышленных критериев, что не позволяет в полной мере пользоваться господдержкой. За многие годы только одно предприятие смогло получить поддержку Фонда развития промышленности, да и то сейчас просит о реструктуризации. Многие промыслы вообще отказываются от получения субсидий из-за предлагаемых показателей результативности и сложности оформления документации.

Сокращается объем субсидий по основной деятельности – примерно на 10-15% без учета инфляции, а еще с суммы компенсаций надо вернуть в бюджет налог на прибыль. При этом господдержка охватывает только пятую часть промыслов. Большинство промыслов не получают никакой поддержки.

Многие страны потеряли это наследие. Россия одна из немногих, кто пока что его сохранил. Но в отрасли накопились проблемы, которые не могут ждать ни 2030-го, ни тем более 2035 года. Основные вопросы необходимо решить в ближайшие три года. Для этого мы предлагаем создать межведомственную комиссию при правительстве РФ, куда войдут представители минэкономразвития, минпромторга, минкультуры и других ведомств, которые нами занимаются.

Раньше народные промыслы были на особом счету, а как сейчас?

Геннадий Дрожжин: Промыслы всегда ощущали поддержку государства. С XIX века кустарная промышленность официально находилась в ведении Министерства земледелия и государственных имуществ России. В этот период проводилась целенаправленная работа по популяризации промыслов как в стране, так и за рубежом – в Европе и Америке. Первую Всероссийскую кустарно-промышленную выставку в Санкт-Петербурге в 1902 году лично посетили император Николай II и члены императорской фамилии.

Особый расцвет промыслы получили в советское время. Даже в Великую Отечественную войну мастера и художники промыслов отзывались с фронта, их запрещали отвлекать на другие работы. Художественным предприятиям выделялись инструменты, сырье и материалы. Готовые изделия продавались в США, а оттуда шли оружие и другие товары.

В советское время некоторые промыслы не знали, куда девать валюту,а сейчас экспорт изделий нулевой

Позже изделия промыслов экспортировались во многие страны. В СССР этим занимались сразу несколько внешнеторговых организаций. Благодаря НИИ художественной промышленности возродились многие промыслы, выпускались изделия высокого художественного уровня. Изделия мастеров НХП долгое время являлись визитной карточкой страны.

И сегодня мы ощущаем поддержку на самом высоком уровне. В частности, президент Владимир Путин спас промыслы, запретив передачу государственной поддержки на региональный уровень. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 25 лет поддерживает и помогает промыслам.

Но сейчас необходимо по каждому предприятию составить план, чтобы оно в ближайшие три года не исчезло. Не надо разрабатывать еще одну методическую рекомендацию, нужно конкретно прописать, что для возрождения этого предприятия надо оборудование, для другого – сделать магазин. В областных центрах магазинов по народным художественным промыслам как не было, так и нет.

Вы неоднократно выступали за возрождение “Художественных салонов” – специализированных магазинов, куда художники-индивидуалы сдавали свои работы для продажи. Какую роль они могут сыграть, когда сейчас и так множество выставок?

Геннадий Дрожжин: Обязательно нужно возрождать художественные салоны. Сбыт и торговля для НХП – это самое главное. В ежегодной специализированной выставке “Ладья”, которая длится всего пять дней, принимают участие мастера из более чем 60 регионов, там продаются вещи, которые нигде больше нельзя купить. Выставка всегда собирает огромное количество людей. И народные промыслы – это отнюдь не удел пенсионеров. Люди пенсионного возраста составляют всего 9,2% от общего числа посетителей.

Одной из главных задач по развитию НХП остается развитие инфраструктуры сбыта. В московском регионе десятки миллионов жителей, а сколько торговых организаций реализуют НХП? Крайне мало. Если сделать в столице салоны дагестанских, уральских, подмосковных мастеров, это были бы изюминки для жителей и туристов.

Мы как-то стесняемся своей культуры и не видим, как Запад поглощает все то, от чего мы отступаемся. Иностранцы всегда восторженно относятся к изделиям наших народных мастеров. Это мы стесняемся своей культуры. Все наши промыслы – это богатейший клад, который сейчас надо немножко раскопать – помочь промыслам представить свои изделия потребителю так, чтобы у него было желание их купить – необходимы современные сайты промыслов с интернет-магазинами с понятным и при этом красочным, современным интерфейсом, представляющими не только информацию об изделии, но и о том, как это изделие можно использовать в быту.

читайте также–> –> Как возрождают производство наличников и кому они нужны

Не менее важно помочь предприятиям организовать страницы в соцсетях при поддержке грамотных smm-специалистов. Также необходимо правильно организовать существующие магазины промыслов и открывать новые, привлекая возможно ведущих маркетологов и дизайнеров для их оформления. В этих магазинах кроме торговой зоны должны быть также выставочное пространство и, возможно, зона, где мастера промысла могли бы проводить мастер-классы, лекции по истории промысла. Понятно, далеко не у всех организаций есть средства на эту работу, но предприятия из федерального перечня могли бы получать субсидии, компенсирующие эти расходы, а остальным, считаю, должны помочь региональные органы исполнительной власти, которые могли бы также субсидировать продвижение промыслов, их брендов из региональных бюджетов, поскольку в первую очередь сам регион должен быть заинтересован в повышении своей туристической привлекательности.

Готовятся поправки в закон о народных промыслах, их принятие улучшит ситуацию?

Геннадий Дрожжин: Закон – это, во-первых, документ длительного действия. Во-вторых, многие отрасли и без закона прекрасно работают. Сейчас в первую очередь необходима стратегия развития, и уже под нее должен делаться закон или вноситься поправки в действующие нормативные акты. А для начала необходимо определить болевые точки.

Отрасли необходимы техническое перевооружение и модернизация подготовительных производств для восстановления роста объемов производства. Сейчас абсолютное большинство промыслов представляют собою микро-, до 10 человек, и малые предприятия.

Серьезнейшая проблема – деградация художественного уровня выпускаемой продукции. Много вопросов к работе художественно-экспертных советов как на федеральном уровне, так и в регионах.

Полностью отсутствует экспорт изделий промыслов. Хотя в советское время некоторые промыслы не знали, куда девать валюту. Несмотря на то что торговые представительства находятся в ведении минпромторга, экспорт изделий нулевой. При этом за границей наши промыслы любят и ждут, тем более что у нас сохранились уникальные производства, которых за рубежом нет.

Геннадий Дрожжин: Отрасли необходимо техническое перевооружение. Фото: Из личного архива

Из первоочередных мер для решения ситуации необходимо создать в регионах рабочие группы под председательством руководителей субъектов. Ввести в критерии оценки деятельности руководителей регионов развитие НХП и ремесленничества. На муниципальном уровне разработать конкретные меры по поддержке НХП. Рассмотреть на временной комиссии Совета Федерации вопрос о законодательном обеспечении деятельности НХП с учетом существующих инициатив по развитию промыслов. Подготовить законодательные инициативы по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

Сегодня главное – не обсуждать перспективные вопросы, а в срочном порядке разработать и принять проект постановления правительства “О первоочередных мерах по сохранению и развитию НХП”, чтобы в течение трех лет переломить ситуацию в отрасли, определив единую отраслевую вертикаль как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Немаловажным шагом стало бы возрождение Научно-исследовательского института художественной промышленности на базе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, а также начало технического перевооружения отрасли.

С помощью готовящихся поправок в закон о промыслах возможно переломить ситуацию?

Геннадий Дрожжин: В новых экономических условиях жизнь ставит новые задачи. Это обязывает нас осовременить закон, подзаконные акты под существующие реалии, не забывая, что главной задачей остается сохранение и развитие промыслов. Разработанный проект поправок оторван от жизненных реалий, в которых живут и работают промыслы. Например, в действующем законе НХП – это неотъемлемое культурное достояние, одна из форм народного творчества, а в новом проекте НХП – это традиционные знания. Раньше был мастер, а согласно внесенным поправкам – творческий работник, статус которого еще нужно получить. Для мастеров это означает потерю идентичности.

За тридцать лет страна лишилась более 200 промыслов, в отрасли сегодня работает не более десяти тысячмастеров и художников

Законопроект не учитывает сегодняшнее крайне тяжелое состояние промыслов, не отвечает современным и будущим вызовам в работе и существовании НХП. Он бюрократизирует и усложняет действующее законодательство в этой сфере и существование НХП как значимой составляющей отечественной промышленности.

На основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта минэкономразвития сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о том, что законопроект содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов участников регулирования в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бурную дискуссию вызвало положение законопроекта о материалах, из которых должны быть изготовлены изделия. Можно ли считать шкатулку из ДСП, расписанную палехским мастером, столь же оригинальной, как и из традиционного папье-маше?

Геннадий Дрожжин: Давайте разберемся. Лаковая миниатюра столетиями делается на папье-маше. Очень серьезная технология, сейчас мы ее потихонечку теряем, к сожалению. Сейчас некоторые наносят миниатюрную роспись на фанеру, некоторые на ДСП, еще на чем-то пишут. Я не вижу ограничения в материале. Но изделие, выполненное на любом материале, кроме папье-маше, уже не будет изделием народного художественного промысла, так как изготовлено без соблюдения традиций данного промысла.

Вся красота и наша сила в нашей самобытности. Мы возродили гордость за отечество, за наши традиционные ценности. Сегодня необходимо беречь достигнутое и, конечно, двигаться только вперед.

ЭкономикаТовары и ценыКультураАртНародные промыслы

Научно-технический прогресс сделал своё дело, на просторах нашей страны русских народных промыслов осталось немного…

Но те, что дожили до эпохи компьютеров, интернета и промышленных роботов, продолжают удивлять и радовать наших современников, известны всему миру и, конечно же, достойны внимания туристов. 

Мы предлагаем краткое знакомство с семью самыми известными русскими народными промыслами.

Тула. Пряники

«…заедает пряником печатным» заморские вина старуха из известной сказки Пушкина.

«Печатанье», то есть формование и прессование теста для пряника деревянными резными дощечками — технология, которая сделала пряники из Тулы известными далеко за пределами этого старинного русского города.

Но, конечно, дело не только в «печатании», тульский пряник выпекается с добавлением мёда и других сладостей, очень долго хранится и обладает превосходным вкусом, отсюда и его всемирная слава.

Первые упоминания о тульском лакомстве относятся к 1685 году, современное производство возрождено в 1957 году. В городе Туле создан Музей пряника.

Семёнов. Хохломская роспись

Нехитрый растительный узор, которым иконописцы из села Хохлома Нижегородской губернии расписывали деревянную посуду, принёс им международное признание.

Сама техника хохломской росписи известна с XVII века, а в конце XIX века, после успеха на международной Парижской выставке, хохломская роспись стала экспортным товаром и «фирменным стилем» нашей страны.

В настоящее время предприятие, где вручную, по оригинальной старинной технологии расписывают деревянные изделия, действует в городе Семёнове Нижегородской области.

Гжель. Русский фарфор

Фарфоровых заводов в мире существовало и существует много, гжель — чисто российский бренд, существующий с середины ХII века и упомянутый ещё в документах московского князя Ивана Калиты.

А с первой половины XIX века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды из фарфора и фаянса. «Гжельский куст», объединяющий 27 деревень, находится в 65 километрах от Москвы, здесь и сегодня живут потомственные гончары и самобытные художники.

Многие уникальные работы гжельских мастеров выставлены в крупнейших музеях нашей страны и всего мира.

Жостово. Подносы

В истории мирового прикладного искусства найдётся немного примеров, когда один предмет домашнего обихода становится целым художественным направлением. Причём фактически с единственным сюжетом — цветочным букетом простой композиции.

Жостовская роспись подносов — один из таких примеров.

С 1825 года в селе Жостово Мытищинского уезда Московской губернии стали расписывать кованые стальные подносы, и это ремесло стало к концу века настоящим народным искусством.

В Жостово находится единственный в мире Музей подносов.

Дымково. Глиняная игрушка

Дымковская игрушка, став всемирно знаменитой, не ушла от своего первоначального предназначения — радовать детей и взрослых.

Ведь главный её элемент — незамысловатая глиняная свистулька, которую начали изготовлять на радость детям четыре века назад в селе Дымково Вятской губернии (сегодня — Кировская область).

Потом из рук самобытных художников стали выходить и фантастические полулюди—полукони («полканы»), и петухи с павлиньими хвостами, а также барышни, солдаты и даже генералы.

В стиле дымковской игрушки уже в ХХ веке даже был снят мультфильм «Вернулся служивый домой». В церемонии открытия зимней Олимпиады-2014 тоже были использованы мотивы знаменитого русского промысла — дымковской глиняной игрушки.

Павловский Посад. Платки

Платочное производство в подмосковном селе Павлово возникло в 1795 году.

Через полвека здесь стали выпускать первые шерстяные платки с набивным рисунком — технология, прославившая посадских мастеров далеко за пределами нашей страны.

В 1958 году павловские платки получили Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре.

Палех. Лаковая миниатюра

Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Именно тогда, во время гражданской войны, старинный иконописный промысел в Ивановской губернии обрёл новый стиль — лаковые миниатюры, основанные на тех же иконописных традициях, но с новой, «рабоче-крестьянской» тематикой. В 1925 году палехские лаковые миниатюры успешно представляли русское традиционное искусство на Всемирной выставке в Париже. Сегодня и палехские миниатюры, и их предшественницы — иконы, собраны в Музее палехского народного промысла. 

imageСтарец Иосиф Ватопедский    

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий