Что такое прогресс — его критерии, противоречивость и виды (общественный, научно-технический)

Экономический рост тесно связано с прогрессивным развитием общества. Оно приводит к экономическому прогрессу, что проявляется как в расширении объема благ и услуг, которые используются для уд волення потребностей, так и в совершенствовании организации экономической деятельности, повышении ее эффективности время экономический прогресс является материальной основой прогресса во всех сферах общественной жизни или со социальном прогресса. Рассмотрим его сутуть.

171 Понятие социального прогресса и его показатели

Прогресс – это движение вперед. Социальный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей от менее к более совершенным формам, его суть заключается в количественном увеличении и качественном совершенствовании с общественных условий жизнедеятельности людей. Он включает условия функционирования человека как важнейшего фактора производства, с одной стороны, и условия жизнедеятельности человека как биологического и социального существа с другой. При таком понимании социального прогресса его критерием является уровень свободы, общество способно обеспечить лицу в процессе ее саморазвития и самореализации, ибо, как отмечал древнегреческий и философ. Пифагор, человек”мерило всех вещей”, а ученый-гуманист. Эрих. Фромм отмечал, что”раскрытие собственного потенциала человека согласно ее природе нужно рассматривать как цель человеческой жизни”Ри вень социального прогресса выше на тех стадиях развития человечества, где обеспечиваются лучшие условия трудовой деятельности человека, полнее удовлетворяются материальные и духовные потребности, большие возможности все бокового развития лицсебічного розвитку особи.

Показатели социального прогресса конкретизируют общие критерии общественного развития. Сегодня существует значительное количество таких показателей, среди которых прежде всего выделяют условия жизнедеятельности, социальную в структуре населения, образ жизни, уровень доходов населения, равномерность распределения доходов, доступ к системам образования и здравоохранения, социально-демографические показатели. Последние рассчитываются как в целом по странам, так и по отдельным регионам страны, сравниваются их величины в различных территориальных объединенияях.

Рассчитываются и интегральные показатели. В мировой практике как интегральный показатель используется индекс развития человеческого потенциала. Это специальный интегральный индекс, который на основании соотв них показателей дает обобщающую оценку общественного прогресса. Данный показатель предложенный. ООН в 1990 г и рассчитывается по методологии. Программы развития. ООН (ПРООН) как среднее из четырех величин:. ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования взрослого населения (старше 25 лет) и ожидаемой продолжительности обучения, сопоставлены с наивысшими мировыми уровнями этих показателей. Йо го вычисляют для мужчин и женщин, отдельных социальных и этнических групп, а также регионов. Размер этого показателя колеблется в диапазоне от нуля до единицы. Общепринятой является классификация, соответствующих но в какую страну с индексом человеческого развития, менее 0,5, имеют низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 – средний, 0,8 и выше высокий уровень развития. По данным ежегодного”Доклада о развитие человека 2010″, подготовленной. ПРООН, высокий индекс человеческого развития в 2008 г был в. Исландии, второе место принадлежало. Норвегии,. США занимали двенадцатое место,. Франция – десятое,. Великобритания – шестнадцатое,. Российская. Федерация – семьдесят первыми в Украине в этом перечне была на 85 местеіку була на 85 місці.

На рубеже XX и XXI вв социальный прогресс ознаменовался формированием концепции общества нового типа, получившего название общества, основанного на знаниях, или. К-общества. Оно приобрело принципиально новы их измерениями кроме технологического, появилось социальное, этническое и политическое. Компонентами такого общества стали новые междисциплинарные знания, которые генерируют научные и общественные институты, подготовке товка высококачественного человеческого капитала, которую осуществляет образование, создание дополнительных богатств экономикой знаний и формирование на этой основе интегрального вектора развития общества, направленного на повышение качества и безопасности жизни всех его членов. Такое общество характеризуется существенным изменением структуры труда, трудовых отношений, социальной защиты, занятости населения. Появилось но ве социальное окружение, в котором, наряду с материей и энергией, важными производительными факторами стали информация и научные знания. Для такого общества четким политическим вектором является направленность на достижения высокого уровня качества и безопасности жизни как на национальном, так и глобальном масштабаштабах.

Качественная и количественная характеристика состояния. К-общества осуществляется разработанным. ООН индексом. К-общества. Он синтетический и определяется тремя измерениями. Во-первых, индексом интеллектуальных активов сус спильства, который формируется с помощью таких индикаторов, как полный срок школьного обучения в стране, количество молодежи в возрасте до 15 лет, получающей образование, уровень предоставления населению информаций с к мощью средств массового связи. Во-вторых, это индекс перспективности развития общества, определяемым государственными расходами на здравоохранение, на исследования и инновационное развитие страны, сни изображением затрат на оборону страны, количеством детей на одного учителя в начальной школе, уровнем свободы от коррупции. Третьим является индекс качества развития общества, характеризующий качество и безопасность жизни людей через учета таких факторов, как уровень детской смертности, неравенство распределения материальных и социальных благ между гражданами общества, соотношение защищенной в экономическом отношении и территории к общей территории страны, количество выбросов углекислого газа на душу населения. Индекс. К-общества определяется как среднее арифметическое от названных выше трех индексов и колеблется в пределах от нуля до единицы. При этом наихудшие значения приближаются к нулю, а лучшие – единицы. По данным. ООН среди 191 страны мира по индексу развития. К-общества в 2005 г Украина находилась на 40 месте и была среди 45 лучших стран мирїн світу.

Таким образом, социальный прогресс является важным условием и составляющей общественного развития в целом и экономического частности. Он проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества, а его дальнейшее разви ток признается одной из главных задач органов государственной власти и международных организациий.

Социальный прогресс проявляется в двух основных направлениях. Первым является совершенствование условий трудовой деятельности человека. Труд был и остается материальной основой существования человека, его личности, выступает является одной из важнейших ее социальных и физиологических потребностей. Труд – это не только основа производственного процесса и создания средств существования, но и основная форма самоутверждения социальной природы человека. Она является деятельностью, определяет сущность природы человекдини.

Следовательно, труд – это не только специфическая деятельность, направленная на производство как материальных, так и духовных средств существования человека, но и первооснова, из которой формируется сам человек, общество в целом ом, социальная форма развития материального бытия. Труд – это деятельность, вместе с духовной составляющей определяет сущностные сили

image

Схема 171. Основные направления социального прогресса в сфере трудовой деятельности

человека, утверждает ее общественную природу, отражает ее глубинную сущность, родовую качество. И когда говорят, что труд создал человека, то это надо понимать не как единовременный акт, а как процесс перманентный, что в формирует сущность человека на протяжении всей истории человеческого общества. Поэтому социальный прогресс прежде всего проявляется как процесс непосредственного развития человеческой личности, реализации ее важнейших сиил.

Социальный прогресс в сфере трудовой деятельности проявляется в нескольких направлениях (см. схему 171)

ярким проявлением социального прогресса в этой сфере новая роль человека в производстве. Современная научно-техническая революция, меняя технологический базис производства, создает условия для отстранения пр рацивника в ряде отраслей экономики от непосредственного участия в производственном процессе. Человек перестает быть непосредственным агентом производства, следует из его структуры, осуществляющей. Его регламентирования, пер ебуваючы вне производственных процессов. Однако это не означает уменьшения роли человека, его труда в современном производстве. Автоматизация производства действительно приводит к передаче значительного числа производственных фу фу от человека к машине. Но одновременно значительное число функций живого труда остается. Это прежде всего функции программирования, проверка и прием готовых к эксплуатации систем (проверка готовности агрега атомов к работе, их включения, набор программ для их работы), обеспечение необходимыми ресурсами, наблюдение и контроль за ходом производственных процессов, ремонт автоматических систем – все это повышает роль человека в производстве. Изменение роли человека в производстве проявляется в том, что живой труд начинает преобладать над овеществленного как основной фактор производства. При этом доминирующим типом труда становится индивид уальна преимущественно интеллектуальная, вооруженный знаниями труд. Меняется и тип работника. Его главными чертами становятся постоянное стремление к самосовершенствованию, развитие творческих и организаторских здиб ценностей, профессиональных умений и навыков, чувство нового, умение оценивать достигнутое, видеть недостатки и искать способы их устранения, экономическое мышление, что проявляется в умении находить оптимальные для возр. Ання эффективности варианты решения проблем. Работник такого типа должен иметь основательные базовые знания и умения для быстрого освоения новой техники, иметь широкую квалификацию, способность к умственно го и психологического напряжения, иметь такие психофизиологические качества, как целеустремленность, добросовестность, психологическая устойчивостьа стійкість.

Изменение роли человека в производстве, формирование работника нового типа обуславливает и повышение требований к условиям труда, с одной стороны, и уровня подготовки работника, с другой. Первое связано с гуманизацией водоворот производства, а второе – с интеллектуализацией труда итоге, это приводит к обогащению содержания труда человека, его творческого характера, развития его сущностных сиил.

Гуманизация производства означает прежде всего совершенствования условий труда в целом и каждого рабочего места в частности. К этому относятся степень загрязнения воздуха и среды, вибрация, освещенность, влажные ость, уровень температуры, интенсивность шума, физические опасности, установленный ритм работы, продолжительность рабочего цикла и др.. Гуманизация производства требует постоянного улучшения условий труда, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что позволяет раскрыть творческий потенциал человека. Суть гуманизации производства заключается в создании материально-технических, организационно-экономических них и социальных условий для эффективной и творческой работы человекини.

Гуманизация производства связана с социальным партнерством. Последнее означает совместную деятельность субъектов трудовых отношений, направленную на согласование интересов и решения имеющихся проблем. Оно предусматривать ачае готовность работодателей и наемных работников в взаимопонимания и согласия, стремление к гармонии отношений между ними. Важную роль в нем играет и государство, выступает, с одной стороны, гарантом прав и обязательств, которые принимают на себя участники партнерства, а с другой – контролером их выполнения и арбитром при возникновении конфликтных ситуаций. Система социального партнерства, способствуя объединению усилий участников трудовых отношений, создает благоприятные условия в сфере трудовой деятельности людей, свидетельствует о большой степени демократизации общества, новое качество отношений в социально-трудовой сфере. А это и является признаком социального прогрессгресу.

Повышение уровня технической оснащенности производства и обусловлено им осложнения труда приводят к ее интеллектуализации. Это проявляется, во-первых, в повышении уровня образовательной и специальной (профессиональной) подготовки работника, а во-вторых, – в росте в общей массе людей, работающих и имеющих высшее и среднее специальное образование становится настоятельной необходимостью повышения уровня подготовки работников, приводит к увеличению времени на обучение в течение всей жизни работников и росту затрат на подготовку рабочей силы. В большинстве развитых стран мира начало обучения начинается с 6 лет, а май ивалисть полного среднего образования составляет 12-15 лет время в мире существует тенденция существенного расширения числа лиц, желающих получить высшее образование. Это ставит перед высшим образованием радикальное задачи – повышение ее качества, нацеленности ее на обеспечение потребности и способности человека к постоянному усовершенствованию своего образования в течение всей своей жизнижиття.

Социальное развитие – совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе. Оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) — это тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, соц.явления переходят на более высокую ступень или происходит количественное нарастание присущих соответствующим явлениям позитивных характеристик. Он означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства и рабочей силы; в развитии общественного разделения труда и росте его производительности; в новых достижениях науки ; в улучшении условий жизни людей.

Previous Entry | Next Entry

Социальный прогресс как национальная идея

Мы хотим саморазвития, личностного роста на основе нашего благополучия, мы хотим прогрессивного развития всего человеческого сообщества, а не отдельных избранных. Мы ведь понимаем из нашего исторического опыта, что невозможно долгое время оставаться благополучным и счастливым в окружении не благополучных и несчастных людей, рано или поздно бытие тебя достанет битием,   Нам надо так перенастроить финансовую систему, чтобы она снабжала необходимыми для жизни и деятельности инвестиционными ресурсами весь организм – все население. То есть инвестиционные деньги должны быть привязаны к народонаселению – в целом, к каждому человеку по факту его рождения – в частности. Это вполне себе реально осуществить так как мы знаем, что современные инвестиционные (кредитные) деньги берутся из неоткуда. Разумеется здесь потребуется автоматическая система  контроля для невозможности перехода инвестиционных денег в потребительские, так как они различаются по своей природе (см. Система Эмиссионного Финансирования – СЭФ).  Но это все технические задачи, вполне выполнимые в современную цифровую эпоху.После того, как всем гражданам станут доступны инвестиционные финансовые ресурсы, начнется бум производства материальных и не материальных благ. Вторым этапом создания и развития социально ориентированной системы является обеспечение каждого гражданина достойным базовым уровнем жизни, в соответствии с уровнем развития реальных производственных сил на данный период времени.  Эта задача также достигается с помощью финансовых инструментов, а именно – с помощью потребительских денег. Достойный базовый уровень жизни, кроме всего прочего, нам необходим как катализатор для ускорения созидательного процесса в массовом порядке. То есть у нас у всех должна быть определенная степень свободы, чтобы развиваться в созидательном, творческом направлении, вот что такое СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС (см. Триединая основа социального государства). Вот почему для социального прогресса так необходима финансовая демократия.Если мы – люди, хотим повернуть этот мир к себе лицом, надо начинать с преобразования финансовой отрасли. Как это сделать? С чего начинать? см. рэп XXI-й пошел!

Profile

roial11

Latest Month

May 2021
S M T W T F S
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

View All Archives

Links

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner Найдено 9 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

–> Социальный прогресс

Источник: Социологический словарь проекта Socium

–> ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ англ. progress, social; нем. Sozialfortschritt. 1. Восхождение к более сложным формам общественной жизни. 2. Изменение в соц. отношениях, к-рое ведет к более полному равенству, росту соц. свободы и соц. справедливости.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

–> Прогресс социальный восхождение к более сложным формам социальной жизни. Изменение социальной системы, ведущее к новому качественному уровню общественной жизни: более справедливому, равноправному, обеспечивающему для индивида большую степень свободы.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

–>ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙтип организации социальной сферы, происходящих в ней изменений, при которых она или отдельные ее элементы переходят на более высокую в соответствии с объективными критериями ступень, стадию развития. П. с. характеризуется преодолением или по крайней мере смягчением противоречий социальных и конфликтов, гармонизацией социальных связей и социальной интеграцией, улучшением качества и образа жизни всех слоев населения.

Источник: Экономико-социологический словарь.

–>ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

Источник: Российская социологическая энциклопедия

–>ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ(от лат. progressus – движение вперед) – направление общественного развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; продвижение к желаемой цели. Социология XIX в. большей частью основывалась на предположении о существовании прогресса, к-рый ассоциировался с процессом индустриализации. Предполагалось, что технологическое развитие должно вести к положительным изменениям в материальном благосостоянии и выразится в улучшении здоровья населения ч увеличении продолжительности жизни. Ход индустриализации также увязывался с расширением прав гражданства, развитием грамотности и образования. Прогресс виделся как социальное проявление разума, знания и технологии. Однако мировые войны, а также становление фашизма и тоталитаризма в XX в. заставили социологов разувериться в прогрессивной природе индустриального общества. Традиционные концепции прогресса оказались не в состоянии ответить на три фундаментальных вопроса, связанных с социальным изменением: 1) каким социальным группам прогресс выгоден; 2) кто в состоянии определить, что считать прогрессивным; 3) кто имеет право решать, какие индивидуальные или социальные издержки допустимы для достижения того или иного уровня прогресса. Прогресса социального теории – системы теоретического знания, объясняющие социальный прогресс.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

–>ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

–>ПРОГРЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

–>Прогресс социальныйпоследовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, которое осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах социального развития. В Предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «…Азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные (подчеркнуто нами.-Лег.) эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. // Избр. пр.: В 3 т. М., 1986. Т. 1. С. 536-537). Общий механизм П. с. во всех общественных формациях состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Эти новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека. В антагонистических обществах возникновение и удовлетворение новых общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов и подчинения одних классов и социальных групп другим. Насилие в этих условиях оказывается неизбежным спутником прогресса. Общественный прогресс осуществляется подчас с помощью бесчеловечного подавления трудящихся классов, угнетения целых народов и регионов миpa, искусственного сохранения их в состоянии отсталости, варварства и дикости. Там, где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия П. с. прекращается. В этих случаях история конкретных обществ и регионов мира характеризуется тупиковой линией развития, возникают периоды упадка. П. с. в мировой истории совершается зигзагообразно. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизаций. В XIX в. развитие капитализма приводит к возникновению контактов между всеми регионами мира, все народы земли в той или иной степени вовлекаются в орбиту современной цивилизации. Однако неравномерность капиталистического развития различных стран приводит к обострению борьбы воротил бизнеса за систематические переделы сфер влияния, дешевые источники сырья и наиболее выгодное помещение капитала. Эти обстоятельства стали решающими факторами возникновения первой и второй мировых войн, наиболее ярко выразивших социальный регресс и антигуманную природу капиталистического способа производства. Великая Октябрьская социалистическая революция прорвала сплошной фронт капиталистической эксплуатации. В результате возник новый тип П. с., в основе которого лежит тенденция к преодолению социальных антагонизмов и утверждению социального равенства, основанного на уничтожении классов. Социалистическая организация общественных отношений позволяет решить наиболее важные социальные проблемы, достающиеся в наследство от прежних формаций. Устраняется безработица, социальное и национальное угнетение, преодолевается культурная отсталость социальных слоев, регионов и народов. Решаются вопросы утверждения социальной справедливости в отношении обеспеченности наиболее важными жизненными благами, доступа к образованию и ценностям культуры. Широкие массы трудящихся вовлекаются в процессы индустриализации, НТР, культурного прогресса. Однако и при социализме П. с. чрезвычайно противоречив и тоже заключает в себе элементы регресса. Догматические представления о социализме связаны с идеей автоматического осуществления П. с. при условии отсутствия эксплуататорских классов. Эти представления,во многом обусловливающие бюрократические методы и формы использования власти при социализме, неизбежно приводят к застою, кризисным явлениям в экономической, социальной и духовнонравственной жизни социалистическою общества. В качестве тормоза П. с. выступают ослабление связи теории с практикой, чрезмерная централизация системы управления народным хозяйством, всевластие бюрократических интересов, расхождение между словом и делом, догматизм в идеологии. Перестройка всей совокупности сложившихся общественных отношений представляет собой разрешение накапливающихся в социалистическом обществе противоречий общественного развития. Она выявляет действительные возможности П. с. в новых условиях. Вместе с тем в конце XX в. изменяются международные условия П. с. Гонка вооружений ставит мир на грань термоядерной катастрофы. Возникает реальная угроза гибели человечества и современной цивилизации. Этой тенденции противостоят силы П. с., отстаивающие политику разрядки международной напряженности и устранения угрозы войны. Непременным условием выживания человечества становится разрыв с милитаризмом и признание сложных и неоднозначных путей развития народов. Выявляются более многообразные перспективы П. с. как во всем мире, так и в отдельных его регионах. Новое политическое мышление основывается на необходимости признания противоречивого, но во многом целостного и взаимозависимого мира. Концепция П. с., разрабатываемая в рамках нового политического мышления, признает необходимость постоянного диалога между представителями различных идеологических ориентации в качестве важнейшего компонента современной политической реальности. Условием П. с. является понимание приоритетности общечеловеческих интересов над классовыми и национальными. Современное понимание П. с. обретает новое содержание в связи с необходимостью перехода к политике «разоружения для развития» и разрешения глобальных проблем, стоящих перед всем человечеством.

Источник: Социологический справочник

Показать еще… Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» Перейти к: навигация, поиск

ТЕМА УРОКА: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Что такое прогресс? Идея регресса

Прогресс (от латинского: “движение вперёд”) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему.

Регресс – движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.

Характерные черты прогресса

1.Противоречивость

2. Конкретно-исторический характер

3. Многомерность

4. Нелинейный характер

5. Относительность прогресса

Социальный прогресс – глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Области прогресса: экономический прогресс, социальный (общественный прогресс), научно-технический прогресс.

Формы социального прогресса:

1. Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный

2. Революционный, т.е. скачкообразный

Реформы могут быть экономическими, политическими, социальными.

Выделяют революции кратковременные(Французская революция 1848 г, Февральская революция 1917 г. в России и др.) и долговременные (“неолитическая революция”, “промышленная революция”)

Противоречивость прогресса

В чём состоит противоречивость прогресса?

1) Если изобразить прогресс человечества графически, то получится не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.

2) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Эти части одного общественного организма, эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

На протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов с костяшками к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

3) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

4) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Идея круговорота

Круговорота исторического теории – различные концепции, согласно которым общество в целом либо отдельные его сферы движутся в своем развитии по замкнутому кругу от варварства к цивилизации и к новому варварству.

Критерии прогресса

Критерии прогресса

1) Французские просветители (Кондорсэ): развитие разума.

2) Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн): общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

3) Шеллинг (1775 – 1854): постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (1770 – 1831): по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

6) Марксизм:

Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей.

Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Так же как нельзя найти всеобщий, универсальный критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Вывод: Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы – все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Универсальный критерий прогресса

Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных.

Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества

Интегративные показатели прогрессивного развития современного общества:

1. средняя продолжительность жизни;

2. детская и материнская смертность;

3. уровень образования;

4. развитие различных сфер культуры;

5. интерес к духовным ценностям;

6. состояние здоровья;

7. чувство удовлетворённости жизнью;

7. степень соблюдения прав человека;

9. отношение к природе;

Разбор 24-го задания ЕГЭ по обществознанию

Задание: Философы выделяют такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) рост науки. (Например, группа ученых смогла изобрести лекарство от рака, что позволило спасти миллионы жизней);

2) рост производительности труда. (Например, благодаря внедрению конвейера на производство автомобилей, резко выросла производительность труда и сократились издержки фирмы «Ford»);

3) освобождение от эксплуатации человека человеком. (Например, в США во второй половине XIX века отменили рабство, что снизило уровень эксплуатации белым большинством чернокожего меньшинства).

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

Задание №20 ЕГЭ по обществознанию

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) результат 2) современное общество 3) изменение 4) нравственность 5) цикличность 6) революция 7) социальная система 8) политика 9) критерий

ОТВЕТ: 3, 7, 1, 5, 9, 4.

Разбор 28-го задания ЕГЭ по обществознанию

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественный прогресс». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

План по теме “Общественный прогресс”

1. Понятие социальный прогресс.

2. Специфика социального прогресса:

а) противоречивость;

б) относительность;

в) способствует переходу общества к более совершенным формам социальной организации.

3. Противоречивость прогресса:

а) неодинаковость прогресса в различных сферах;

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других;

г) неоднозначные последствия прогресса науки и техники.

4. Критерии общественного прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) рост личностной свободы человека;

в) развитие человеческого разума.

5. Формы социального прогресса:

а) революция;

б) эволюция;

в) реформы.

6. Понятие социальный регресс.

Комментарии к заданию: Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 11 классе

Категории:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий