Что такое покаяние и необходимо ли оно для спасения? / Ответы на вопросы

Общаясь с православными, я нередко слышу о покаянии. Причем чаще всего в определенном контексте: что христианин если и согрешит, то после покается. Да, я знаю, что покаяние — это таинство. И этот аспект обсуждать не могу, да и не собираюсь. Но есть и иная сторона, внутренняя: то, что происходит при покаянии в нашей душе. Точнее, должно было бы происходить, понимай мы смысл покаяния.

Обратимся к первоисточнику. На мой взгляд, сущность покаяния выражена в словах: «Иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Да и в церковных «инструкциях» отражена та же позиция.

«Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным». «Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу».

Это важнейший момент! Слишком глубоко укоренилось представление о том, что покаянием можно искупить грех, очиститься от него. Даже поговорка сложилась: «не согрешишь — не покаешься». И ведь не на пустом месте она возникла! Вот, например, в Евангелии от Луки читаем:

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Да еще идея первородного греха, этой изначальной «испорченности» человека и как следствие невозможности достичь совершенства. Третий барьер на пути к самоизменению — невозможность достичь спасения собственными силами, а только милостью божьей. И наконец, идея милосердия божьего. Этот комплекс представлений, на мой взгляд, закрывает для подавляющего большинства христиан путь к действительным переменам.

А ведь иной, подлинный смысл покаяния известен. Но он сложен, он требует серьезнейших усилий в работе над собой. Куда проще «грешить и каяться»! Но это путь тупиковый, вообще ни имеющий с покаянием ничего общего. Ибо хотя здесь и есть признание собственной греховности и конкретных грехов, отсутствует самое главное: внутренние изменения. Человек как был, так и остается грешником, готовым снова совершать неприглядные поступки и снова в них каяться. Да, при этом он понимает, что поступает нехорошо, что совершает грех. Но считает, что не грешить — не в человеческих силах; что бог простит; а самое главное — что можно и нужно покаяться… Круг замкнулся. Покаяния, метанойи, не происходит! Но ведь априори предполагается, что человек исповедуется в грехах — а это возможно, лишь если он эти грехи осознает, осознает собственно их нежелательность, греховность. Далеко не всегда это происходит!

Как «раскаяние в целом»: «живу как все без особых грехов», так и экзальтированное «великий я грешник и нет мне прощения» одинаково бессмысленны и даже вредны, поскольку являются психологическими защитами, призванными не допустить до осознания то, о чем мы боимся сказать даже самим себе. Раскаяться можно, только осознавая совершенное, отдавая себе отчет в происходящем. Поэтому «грехи» должны быть конкретны, и работа над их недопущением и искоренением потребности в них в дальнейшем тоже конкретна. Только так, через осознание, действительно возможно «обратиться к Господу и оставить грехи», «сотворить себе новое сердце и новый дух».

Многие ли из «грешащих и кающихся» помнят, что покаяние сравнивают со вторым Крещением? Вспомним, что крестятся один раз и навсегда! Так и подлинное покаяние (а другим оно быть не может!) ведет к тому, что грехи больше не возвращаются… или по крайней мере не возвращаются с прежней силой. По логике, покаяние ведет к подлинному очищению от греховных страстей, постепенно, но неуклонно очищая человека. Многие ли «кающиеся» становятся лучше, избавляются от нежелательных помыслов, побуждений, поступков? Нет? Так может быть, это следование ложному пути, проще говоря — самообман?

На первый взгляд, в христианстве вообще нет идеи приближения к совершенству. Ведь мы грешны изначально, от рождения! Идея греховности постоянно подчеркивается и представителями церквей, и самими верующими. Как тут не быть убежденными в неисправимой порочности своей натуры? Да и спастись можно лишь божественным изволением, а не собственными усилиями. Зато можно усердно молиться, поминая собственную ничтожность и греховность и прося бога о милости. А потом снова грешить…

На мой взгляд, христианство могло бы быть мощнейшей духовной практикой. Для этого нужно немногое: четко представлять цель — то, к чему мы стремимся; столь же ясно представлять, какими мы должны стать для достижения этой цели; осознавать свое нынешнее состояние и перемены, которые придется осуществить в себе, чтобы стать такими, как нужно. Тогда идея покаяния обретет совсем другой смысл, а главное — откроется путь к реальному самоизменению.

И завершу еще одной цитатой, четко и недвусмысленно описывающей то, к чему нужно стремиться:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Статья опубликована в выпуске 3.12.2011 Обновлено 22.07.2020

imageПокаяние – слово известное абсолютно каждому человеку, и ассоциируется оно, как правило, с христианством, религией, церковью, исповедью и т.п. Но мало кто понимает, что такое Покаяние и для чего оно необходимо абсолютно каждому человеку. Ещё меньше людей осознаёт, какую силу несёт Покаяние, если человек всё делает правильно.

Всем известно, что невозможно изменить прошлое, не возможно вернуть умерших близких и родственников, не повернуть время вспять, и те роковые ошибки, которые совершил в прошлом, тоже не исправить в прямом понимании этого слова. Всё так, да не совсем!

Хороший эзотерик и продвинутый христианин знает, что прошлое, в его эзотерическом понимании (как опыт хранимый в душе) – можно изменить! Как? Технически это происходит следующим образом. И эзотерики и христиане, и представители других верований знают, что у каждого человека (у каждой души) есть Книга Жизни, в которую человек сам пишет историю своей жизни через все воплощения своей души (все го помыслы, поступки, добрые и злые дела, заслуги и грехи). Так вот, грехи человека, совершённые и тысячу лет назад, никуда не деваются, и каждый грех человеку рано или поздно нужно будет осознать и искупить через покаяние или добрые дела (реже, через страдания).

Что самое важное в вышесказанном? А то, что при правильном покаянии (если всё сделано искренне и правильно), после снятия с человека грехов, книга жизни человека в данном месте переписывается (где и когда был совершён грех, злодеяние). То есть тёмные страницы в книге Силами Света (Кармой) убираются, а светлые – появляются (прошлое, в данном месте, как бы переигрывается и в нём разворачиваются уже совсем другие события, где всё происходило благополучно и человек поступил достойно не совершая греха).

Вот так своё прошлое и все, даже самые ужасные события, возможно изменять, если знать как!

Так что же такое Покаяние? Определения и эзотеричекий смысл

image

Покаяние – это, по сути – принесение Извинений пострадавшей стороне и Высшим Силам (Богу), то есть осознание степени своего греха, понимание совершённого и причинённого зла, а также общепринятый внешний ритуал (произнесённые слова, др.).

Что обязательно входит в Покаяние (составляющие):

1. Осознание причинённого зла, то есть в чём именно грех, какие Духовные Законы или принципы были нарушены

2. Признание своего Греха, признание Вины перед пострадавшей стороной и Высшими Силами (перед Тонким миром). Для этого необходима достаточная степень Искренности перед собой и Совести (ощущение что хорошо, а что плохо в своём сердце)

3. Принесение Извинений словесно – “Я прошу меня простить за…, я был не прав в…, я раскаиваюсь…, я осознал… “. Извинения приносятся как на физическом уровне (попросить прощения у человека), так и в Тонком мире (перед Богом, душой человека, например если его уже нет в живых и т.д.). Но бывает так, что просто попросить прощения оказывается не достаточно! Человек полностью прощается, то есть с него снимается грех и все негативные последствия (воздействия) по судьбе, по телу и т.д., если он осознал степень своего греха и готов внутренне измениться на столько, чтобы не совершать его больше.

4. В идеале, за покаянием должны следовать какие-то действия для внутренних и внешних изменений. Какие-либо перемены в человеке и его жизни. Именно это будет основным подтверждением для Высших Сил, что человек понял где был не прав, действительно осознал свой грех и больше не совершит подобного зла.

Основные 5 ошибок покаяния, когда покаяние не будет работать!

Очень много людей ходят в Церковь, молятся, каятся, молятся, но большинство их молитв остаются без ответа Высших Сил, и грехи их не прощаются, а болезни и несчастья не уходят из их жизни. Почему?

Потому что большинство людей – эгоистичные попрошайки, они воспринимают Бога, как золотую рыбку, которая должна исполнить любое их желание, даже самое нелепое. А сами для достижения своей цели даже палец о палец не хотят ударить!

Основные ошибки Покаяния:

1. Извиниться лишь бы извиниться – совершенно не сознавая своего греха. В этом случае покаяние не будет искренним и соответственно оно не будет принято Высшими Света. Это холостое сотрясание воздуха!

2. Не признание своего греха, просто упрямое нежелание признавать степень Зла! Таким страдают гордецы, им вообще сложно извиняться и признавать свои ошибки! Они накапливают грехи до тех пор, пока не дождутся очень большой дубины от жизни, и думать начинают часто уже на больничной койке.

3. Извинился, вышел из Церкви или из молитвы и тут же побежал снова грешить. Пустословов Бог тоже не прощает просто так, а только после того, как человек изменится внутренне и перестанет повторять свой грех.

4. Подмена покаяния виной, то есть когда человек съедает себя чувством вины, вместо того, чтобы один раз извиниться, осознать где был не прав, принять решение, как дальше действовать и больше к этой теме не возвращаться. Жить себе и наслаждаться жизнью.

5. Бездумное повторение каких-то молитв, текстов без осознания и чувства раскаяния. Быть роботом, автоматом не очень-то умно. Хотя это может работать и даже могут быть результаты, но нужно понимать, что кто-то ведь ваши желания (молитвы) выполняет, и в большинстве случаев это будут не Светлые Силы (если молиться тупо). А если это силы тёмные или серые (даже если по тексту молитва обращена к Богу), они возьмут плату за исполнение молитвы. Плата всегда будет не маленькая (тёмные и серые всегда берут на много больше, чем дают), а расплачивается человек чаще всего свободой своей Души, судьбой своей и своих детей. Так что хорошо подумайте, прежде чем читать на автомате различные тексты молитв.

Молитва Покаяния или как правильно молиться чтобы это работало – читать тут!

С уважением, Автор

Традиция

Автор:  |  2019-01-23 10:45:41

Некоторые считают, что покаяние и исповедь абсолютно идентичные понятия. На самом деле это, конечно, не так. Несмотря на некоторую схожесть и связанность данных понятий, они все же имеют существенные различия. Оказывается, одно может существовать и без другого.

Исповедь

Само слово «исповедь» произошло от глагола «ведать» («поведать»), то есть «рассказывать» что-либо («Этимологический словарь» А. К. Шапошникова). А «испо» значит из глубины, из самого нутра. Таким образом, выходит, что исповедь – это ничто иное как рассказ о себе, о своей сущности. Во время данного таинства прихожанин озвучивает совершенные им грехи. Служитель церкви же в этой процедуре является всего лишь свидетелем. Так считает и священник Андрей Битюков. Своей точкой зрения он поделился на сайте православного журнала «Фома» в статье под говорящим названием «Священник на исповеди – свидетель защиты». Самое главное – рассказ о недобрых поступках, греховных мыслях и тому подобном – остается за верующим, пришедшим на исповедь.

Покаяние

Тем не менее, поведать о своих грехах для некоторых не так уж и сложно. «Я завистник» или «я лентяй» можно повторять хоть каждую исповедь, но ни разу не покаяться ни в чем. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов. По мнению священника, верующий должен не только проговорить весь негатив, но и осознать его в полной мере. То есть изменить свою жизнь в 4-х ипостасях: поступки, слова, мысли и чувства. В противном случае исповедь будет без покаяния. Митрополит Лимасольский Афанасий (сайт «Богослов.ру») писал, что «покаяние – это вся наша жизнь, каждый день, каждый вечер мы каемся о наших грехах».

Отличия

Протоиерей Павел Великанов (православный журнал «Фома») заверяет прихожан в том, что исповедь – это отнюдь не вершина лестницы, а всего лишь ее ступени. Если данные во время исповеди зароки верующий исполняет, то мало-помалу он начинает подниматься по этим ступеням вверх. А что касается покаяния, то протоиерей определил его как состояние, в котором православный христианин должен находиться постоянно. В то время как исповедь является только эдаким эпизодом-опорой в его жизни.

Недаром Иисус Христос призывал именно к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17), «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30), «Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8: 22).

Читайте также: Рекомендуемые статьи Трагедия «Адмирала Нахимова»: сколько человек погибло в самой страшной катастрофе в Черном море Какие народы мира совершенно не умеют драться Князья Турловы: почему чеченцы в XVIII веке изгнали своих правителей

Значение слова Покаяние по Ефремовой:

Покаяние — 1. Добровольное признание в совершенном проступке. // Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки. 2. Признание в своих грехах перед священником. исповедь. 3. разг. Раскаяние в чем-л.

Покаяние в Энциклопедическом словаре:

Покаяние — церковное — то же, что исповедь.

Значение слова Покаяние по словарю Ушакова:

ПОКАЯНИЕ покаяния, ср. 1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.). 2. Исповедь,признание верующим своих греховперед священником (церк.). 3. Налагавшееся дореволюционным судом за нек-рые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дореволюц.). Приговорить к церковному покаянию. Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) — оставить кого-н. в покое, перестатьдонимать кого-н. перестатьприставать к кому-н.

Значение слова Покаяние по словарю Брокгауза и Ефрона:

Покаяние — одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21—23: Mф. XVI, 19. XVlII, 17—18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощенияневидиморазрешается от всех грехов самим И. Христом, так что снова делается невинным и освященным, как послекрещения. Для действенноститаинства необходимы искреннеесердечноераскаяние и твердое намерениеисправить свою жизнь, вера в И. Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле («Чин» исповеди печатается в «Требнике», а также отдельно). В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.. позжепророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Псал. LI, 19) и перемены жизни к лучшему (Исаия I, 16—17. Иезекииль XXXIII, 14—15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение (μετανοί&#945.) существа. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным (Деян. XIX, 58. Иак. V, 16). Во II и III вв. о существовании публичного П. говорят Ириней,Тертуллиан,Климент Александрийский, Ориген,Киприан. В III в. П. было подробнорегламентировано для так называемых падших (lapsi), т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых — три или пять): плачущих (προσκλαίωντες), слушающих (άκροώμενο&#953.), припадающих (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящих, или вместе стоящих (συνισταμενο&#953.). «Плачущие», стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь. «слушающие» стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма. «припадающие» стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами. по выходе «слушающих» они «припадали» ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма. «предстоящие» занимали в церкви местослева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делатьприношений в церковь, ни причащаться св. таин. Публичному П. в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногдаочень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора — 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора — 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался. иногда такоесокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного П., как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительнойвиновности. Грехи, от которых очищались публичным П. по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и деланиефальшивоймонеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επ&#943. της μετανοίας, poenitentiarius), которыйнаедине выслушивал. исповедь подлежавшего публичному покаянию. но это учреждениескоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400 г.). На Западе оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленныемолитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае — отлучение от причащения на тот или другой срок (см. «Исповедание веры Восточной церкви» Митрофана Критопула и «Ответ патриарха Иеремии лютеранам» по поводу аугсбургского исповедания). IV-й Латеранский собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие «в разумный возраст», под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил собор Триентский, предписавший то же самое и священникам. В XII в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимою для получения прощения. некоторые признавали достаточным одно внутреннее раскаяние. Ричард Сен-Викторский учил, что священникможетосвободить от наказания за грех, но не от виновности. Фома Аквинат — что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. Кафары и вальденцы отвергали устную исповедь. С XII в. прежняя формула разрешения: «misereatur tui omnipotens Deus et dimitiat tibi omnia peccata tua, et perducet te in vitam aeternam» заменена словами священника: «ego absolvo te». Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полныйперечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургск. исповед. II, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени изустное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран. позднейшиеусилиявосстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В церкви реформатской устной исповеди не существует вовсе. по ее учению, нужноисповедоваться лишь одному Богу, все равно, общею ли исповедью или единолично, в храме. Позволяется также исповедоваться кому-либо из своих близких или пастору, чтобы выслушать от них наставление или утешение (Confessio Helvet., 1,14). ныне, однако, такая исповедь не практикуется. В православной церкви существует правило, по которому каждыйправославныйдолженприступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно — в Великом посту, а также в другие три поста— Рождественский, Успенский и Петров). Священникобязанхранить исповедь в тайне — за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле противгосударя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимостиоставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн,могущийиметь вредные последствия для церкви и общества (напр. вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник долженнемедленно обо всем донести архиерею. подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет праваисповедоватьнесколькочеловекразом, даже малолетних. Священнику запрещаетсяпользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея. Ср. Исповедные книги (росписи). См. В. И. Долицкий, «Об исповеди» («Христианское чтение», 1842). «Покаяние» (там же, 1825). «Церковное запрещение и разрешение» («Православный собеседник», 1860). А. Шостьин, «Превосходство исповеди православной пред католической» («Вера и разум», 1887, 1). Алмазов, «Тайная исповедь» (1894). Д. Б—в.

Определение слова «Покаяние» по БСЭ:

Покаяние — церковное,исповедь, христианское таинство (магически-культовый обряд). См. в ст. Таинства.

Найдено 7 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> покаяние

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

—> ПОКАЯНИЕ исповедь, таинство, этикорелиг. акт признания, связанный с чувством содеян. греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иуд. эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т.н. очистит. обрядов. В ранней христ. церкви наряду с таинством крещения существовало публич. П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первонач. исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

—> Покаяние исповедь, таинство, этико-религиозный акт признания, связанный с чувством содеянного греха. В античности П. не было известно, однако оно встречалось в иудейском эллинизме и вост. культах. Корни этого таинства уходят к верованиям в магич. силу т. н. очистительных обрядов. В ранней христианской церкви существовало наряду с таинством крещения публичное П. перед общиной со строго установл. системой наказаний и их длительности за содеянный грех, первоначально исключая тяжкие грехи (убийство, измена вере, распутство). В рим. церкви вместо публичного П. (исповеди) в 11 в. утвердилось тайное П. (в присутствии исповедника-священника) .

Источник: Словарь античности. 1989

—>ПОКАЯНИЕОдно из важнейших таинств, установленных самим Иисусом Христом. В православной культуре это устное сообщение священнику всех неблаговидных поступков, нарушений правильной, соответствующей требованиям православия жизни. Покаяние – непременное условие исправления человека. Оно должно быть искренним. Тогда, покаявшись, человек старается не повторять проступков, твердо настраивается на исправление. Покаяние может означать признание своей вины в чемлибо, обычно с просьбой о прощении, и раскаяние. Подлинное покаяние подразумевает изменение образа мыслей и жизни в лучшую сторону. Если же не будет достойного результата, покаяние становится бесплодным, лицемерным. Признак подлинного покаяния – грехи больше не повторяются, а вместо порочных наклонностей (страстей) в душе укрепляются добродетели. В русском языке существует пословица «Повинную голову меч не сечет». Так народ понимал благодать покаяния – покаявшийся, признавший себя виновным в грехах избежит наказания.

Источник: Основы православной культуры. 2011

—>ПОКАЯНИЕ (Видуй)Заступаясь за Израиль перед Господом, сказал Ему пророк Шмуэль: «Вседержитель, ведь не осуждаешь Ты человека, пока не скажет он Тебе: «Безгрешен я» [если не сознается в грехе своем]». И сказано (Иер. 11,35): «Вот Я осуждаю тебя за сказанное тобою: безгрешен я». Мидраш* толкует стих «Смерть и жизнь во власти языка» так: язык человека приводит его к жизни в будущем мире. За что удостоился Давид жизни в будущем мире? — За то, что сказал: «Грешен я». Тора обязывает грешника уйти с пути греха и покаяться в грехах перед Господом, и сказано: «Мужчина или женщина, совершившие какой-либо из грехов человеческих, […] пусть покаются в грехе своем…» (Чис. V, .-7). Нет в Торе «канонического» текста П. Каждый сам находит себе подходящие слова. Однако в мидрашах галахи* мы уже находим формулы П. Краткая формула: «Я грешил, я нарушал, я преступал», — очевидно, самая древняя. Она служила началом П. первосвященника в Храме в Йом Кипур*. И так говорил первосвященник: «Смилуйся, Господи, я грешил, нарушал, преступал пред Тобою, я и дом мой; смилуйся, Господи, прости грехи, нарушения и преступления, совершенные пред Тобою мной и домом моим». Есть и более поздний вариант текста П. Амораим* ввели новые формулы покаяния, часть из которых вошла в наши традиции. Полностью сохранились П. Рава*, начинающиеся словами: «Ты знаешь тайны мира» и «Но мы согрешили». Существует специальный текст П., который произносит больной при смерти.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

—>ПОКАЯНИЕМк 1:4,5, 2Кор 7:10) — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: “что вы свяжете на земле, то будет связано на небе: и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: “приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

—>Покаяние

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий