Что такое песнь, что значит песнь.

 Главная » Разделы » Лента » Видео

[ Версия для печати ]

//–> Страницы: (7) [1] 2 3 … Последняя »  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ] Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Страницы: (7) [1] 2 3 … Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
 

Активные темы

  • Сборная России не будет вставать на колено в поддержку BLM перед…(191)

    События08:53

  • Новый поворот в хранении данных ДНК позволяет пользователям пред…(2)

    Инкубатор08:53

  • В Киеве назвали ударом окончание строительства «Северного потока…(35)

    Инкубатор08:53

  • Пол протереть и покрывало в стирку кинуть(250)

    Картинки08:53

  • Поясница и прочее(19)

    Инкубатор08:53

  • Гоним самогон. Первый опыт(310)

    Картинки08:52

  • Ученые доказали пользу куннилингуса для здоровья(292)

    События08:52

  • Человечество на пороге больших перемен(335)

    Тексты08:52

  • Светлая сторона Тик-Тока(81)

    Видео08:52

  • A оно тебе надо?(3)

    Инкубатор08:52

  • Проработка от кока-колы: попробуй стать менее белым(149)

    Картинки08:52

  • Как живут в деревне лодыри(36)

    Инкубатор08:52

  • В Петербурге на месте радужного поп-ита появился новый(190)

    События08:52

  • Я люблю свою работу. Как мы решили протестовать и что из этого в…(15)

    Инкубатор08:52

  • Чуйка не подвела(63)

    Видео08:51

Обзор активных тем »

Yaplakal

Наверх

Русские народные песни в литературе

Народная поэзия долго играла ничтожную роль в истории русской литературы: при святом Владимире церковь преследовала языческую народную поэзию; с XVIII в., особенно с эпохи Петра, ее давил интеллигентский псевдоклассицизм. Но окончательно убить придавленное народное творчество оказалось невозможными – и ко второй половине XVIII в. оно пробивается, наконец, в нашу беллетристику.

Возникновение интереса к народной поэзии в русской литературе XVIII в. объясняется тем, что, хотя и сильны были в русском обществе влияния иностранные, – тем не менее, русские люди этой эпохи не могли совсем оторваться от своей родной почвы: детьми слушали они песни и сказки своих нянек, под старость, пережив увлечение Парижем и Вольтером, они часто возвращались в свои захолустья опять слушать русские песни, жить одной жизнью со своими крестьянами.

Даже в полуиностранном Петербурге XVIII в. многие вельможи держали у себя хоры русских песенников; деревенские обряды (весенние) справлялись в XVIII в. в обеих столицах; мемуары этого века, биографии многих русских деятелей, наконец, литературная деятельность многих писателей доказывают наличность неумирающего влияния народной поэзии на русскую интеллигенцию.

Лирика. Народные песни и «подражания» им встречаются в журналах XVIII ст. довольно часто. Еще в лирике Сумарокова были первые попытки внести в изящную литературу такие подражания. Во второй половине XVIII века на литературном поприще выдвигается уже несколько писателей, которые начали увлекаться сочинением песен в народном духе. Так, И. И. Дмитриев прославился трогательною песней:

В другом роде его веселая песня:

Значительно дальше от мотивов настоящей народной поэзии песни того же Дмитриева: «Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беды», «Всех цветочков боле – розу я любил» и др.

Писал подобные же песни и Богданович. Вот начало одной:

У Николева тоже есть много подражаний народной песне. Напр.:

Есть у него и шутливая песнь, «гудошная» («Русские солдаты»), которая начинается так:

Далее в этой песне встречаем название музы «девкой красной», находим выражения: «гудок заскрипел» и пр. Быть может, в этой песне мы, действительно, встречаем некоторое отражение тогдашних «солдатских» песен.

В творчестве Радищева тоже не раз заметны позывы выражать народным складом свои личные чувства. Например:

Чулков, знаток и любитель народного творчества, написал в народном духе: «Стихи на качели» и «Стихи на Семик», – в последнее произведение вошла такая песня:

Можно думать, что эта песня – или действительно народная, или удачная подделка под народную.

Довольно близко подходят к народной поэтике песни Нелединского-Мелецкого. Например:

Другая песня начинается так:

Все вышеприведенные примеры указывают: 1) что народное творчество, несомненно, сделалось у нас в конце XVIII века популярным; 2) что иногда русскими писателями XVIII столетия довольно верно улавливался строй народной песни, вводились в художественное творчество настоящее народно-поэтические обороты, но – 3) здоровые настроения настоящей русской народной песни были еще чужды пониманию русских писателей, воспитанных на западной литературе.

Эпопея. Не только народные песни, но и былины и сказки заинтересовали русских литераторов XVIII века. Быть может, и этот интерес объясняется тем обстоятельством, что, благодаря знакомству с фантастическими подвигами рыцарей в поэмах Ариосто, Боярдо, Тассо, многие русские писатели припомнили слышанные ими в детстве былины и сказки о подвигах русских богатырей и, с точки зрения западноевропейской литературы, оценили их поэтическое значение.

Таким образом, влияние западной литературы, пробуждение интереса к народной поэзии, прояснение национального самосознания во второй половине XVIII века, и, вместе с тем, падение интереса к псевдоклассицизму заставили некоторых русских писателей обратиться не только к лирическому, но и к эпическому народному творчеству, его приемам и содержанию, которое еще недавно для псевдоклассика казалось чем-то низменным.

Карамзин в отрывке своей «богатырской сказки»: «Илья Муромец» отказался подражать тем песням, которые пелись Гомером и Вергилием: «мы – не греки и не римляне» – говорит он –

Радищев во вступлении к своему «Бове» – заявил, что желает воспевать героя русского –

Осипов, автор поэмы: «Енеида, вывороченная наизнанку», заявил, что он «на шутливую погудку настроил вместо лиры дудку». Василий Майков тоже взялся за «гудок» и «балалайку».

Впрочем, все эти затеи написать русскую богатырскую поэму не удались русским писателям, – дальше «введений», или начала таких поэм, они не пошли.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературеimage
  • Русские народные песни в литературе

Ещё по теме…

В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. С этой точки зрения интересна “Молитва перед поэмой”, вступление к “Братской ГЭС” Евг.

Евтушенко, где он обращается за вдохновением к великим русским поэтам от Пушкина до Пастернака. Но в 1960-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский, Г. Сапгир и др.), хотя в печать прорваться, за немногими исключениями, ей не удавалось.

Но главная роль в поэтическом буме 1960-х годов, конечно же, принадлежала молодым. Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: “Чтоб больше поэтов, хороших и разных”.

Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви. Одни поэты, продолжая традиции В. Маяковского, нашли себя на эстраде, служа так называемой громкой поэзии (Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Евг. Евтушенко, А. Вознесенский и др.).

Наследуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты исповедовали “тихую” поэзию (А. Жигулин, Н. Рубцов, Вл. Соколов, Я. Смеляков и др.).

Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов.

Жанр авторской песни в вид русской литературы « Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Черная, потом пропахшая выть!.. разбор стихотворения »

Авторская песня

imageПесня. Эта самая простая форма вокальной музыки в жизни человека испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в нынешнее время получивших название Авторских.

Что такое Авторская песня, а также историю её возникновения и развития читайте на нашей странице.

 

Что такое Авторская песня

Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения. Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем.

Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли.

 

Популярные авторские песни

«Нам нужна одна победа». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал». Наполненная глубоким смыслом и пронизанная патриотизмом, композиция посвящена героическому подвигу советских солдат, которые были готовы на любые жертвы, лишь бы победить в ужасной бойне Великой Отечественной войны. В тексте песни автор, не скупясь на эпитеты и метафоры, эмоционально повествует, о той высокой цене, заплаченной нашим народом в той страшной войне.

«Песня о друге». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году специально для фильма «Вертикаль», под впечатлением от проникновенного рассказа альпиниста – инструктора. Песня поистине приобрела всенародную популярность, так как покоряла слушателей, затронутыми в ней темами: романтикой гор, испытанием на прочность и мужской дружбой.

«Милая моя. Солнышко лесное». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор начал сочинять в 1972 году, во время пребывания на знаменитом Грушинском фестивале самодеятельной авторской песни. Однако сам поэт не ожидал, что работа над песней будет вызывать затруднения и продлиться почти целый год. Тем не менее она была представлена на очередном туристическом слёте и сразу завоевала невероятную популярность.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Эта легендарная композиция была написана Олегом Митяевым для того, чтобы впервые поучаствовать в 1978 году на Ильменском фестивале самодеятельной туристической песни. Молниеносно ставшая всенародно любимой, композиция была признана неофициальным гимном бардовского движения, а её дебютное исполнение в жизни автора оказалось судьбоносным. 

 

История Авторской песни

Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Почитавшиеся глашатаями истины, они воспевали мир и любовь к добродетели, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.

Позднее, во времена Средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам воспевали любовь к прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, на Украине— кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами – сказителями. Стоит также заметить, что с XV века по русской земле, развлекая народ, путешествовали скоморохи. Они не только веселили жителей городов и деревень, но и частенько в своих потешных представлениях, сопровождаемых песнями, высмеивали светскую и церковную власть, за что впоследствии поплатились и попали в опалу.

В XVII веке этих «весёлых людей» стали ссылать в Сибирь и даже казнить, а их музыкальные инструменты безжалостно уничтожать. Из всего вышесказанного следует, что поющая поэзия, как во всём мире, так и в России имеет многовековую историю и прошла весьма непростой путь. В нашем отечестве она начала возрождаться лишь во второй половине XIX века, когда в российских городах на почве процветавшей там определённой субкультуры единовременно с классическим стал развиваться городской романс. Он бытовал как фольклор и пользовался большой популярностью возможно потому, что его сочиняли авторы из простого народа. Затем в 1915 году на российской эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, который исполнял песенные миниатюры как собственного сочинения, так и на стихи мастеров слова Серебряного века, в своей неподражаемой манере. Интонационный стиль выступления артиста напоминал певучий речитатив на оттеняющем мелодическом фоне.

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Изменился не только государственный строй, но и идеология, то есть отношения людей не только к преобразившейся действительности, но и друг к другу.  Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

Тем не менее в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова: «Кончим вуз и по глухим селеньям разлетимся в дальние края». Молодёжь с удовольствием пела эту песню, даже не задумываясь, кто её сочинил, а автором этого популярного юношеского гимна был никому не известный студент – будущий геолог Николай Власов. Затем как символ неизведанных просторов и привлекающей романтики ворвалась песня на стихи Павла Когана с красивым названием «Бригантина». Эти две композиции сегодня признаются первыми советскими бардовскими, то есть авторскими песнями.

 

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней.

Изначально его активное проявление было отмечено в студенческом обществе. Именно в молодёжной среде стали создаваться ироничные песни на социальную тематику, особенно волнующую юное поколение. Это были непривычные для того времени композиции. В них были простенькие тексты и незамысловатые мелодии с гармонией в три аккорда.  Однако неформальный подход к темам и постоянно звучащие в текстах местоимения «я» и «мы» наполняли песни необычайной магией и делали их необычайно популярными.  В результате молодёжь стала активно осваивать гитару, и самодеятельная песня задорно зазвучала не только на выездах студенческих стройотрядов, но и в туристических походах. Необходимо отметить, что такое интенсивное развитие авторской песни совпало с периодом, которое в нынешнее время называют «хрущёвской оттепелью». В нашей стране, где тоталитарный режим, подразумевал полный государственный контроль над общественной и частной жизнью своих граждан, это ощущалось глотком свежего воздуха, который имел вкус свободы. При этом на данном начальном этапе авторскую песню власти серьёзно не воспринимали, так как считали это безвредной демонстрацией самодеятельности, которая публично почти не исполнялась и распространялась только из уст в уста и на магнитофонных записях.

Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя. Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты – фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение.

 

В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

Известные исполнители Авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.

Следующий этап развития авторской песни, получивший название «протестного», тоже отличился появлением новых выдающихся имён, среди которых Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Вилли Токарев, Евгений Клячкин и, конечно же, Владимир Высоцкий, ставший кумиром большинства своих соотечественников.

В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Семен Слепаков, Александр Суханов, Владимир Бережков и, безусловно, Олег Митяев.

 

Интересные факты

  • В пятидесятые и шестидесятые годы Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина из-за массового увлечения студентов учебного заведения самодеятельной песней именовали не иначе как «поющим институтом».
  • Владимир Высоцкий всегда неимоверно злился, когда его именовали «бардом» и просто бесился от слова «менестрель», поэтому он сам называл свои композиции «авторскими песнями», что дало название новому жанру.
  • Несмотря на то, что советские власти всячески препятствовали распространению песенного творчества Владимира Высоцкого, его композиции любили слушать многие высокопоставленные чиновники, среди которых даже Леонид Брежнев и Юрий Андропов.
  • На фильм «Вертикаль» зрители ходили с ручками и блокнотам. Они записывали тексты песен Владимира Высоцкого звучащие в киноленте.
  • «Магнитиздат» – так в шестидесятые и семидесятые годы называлась одна их форм неофициального распространения авторских песен. Записи на магнитофонной плёнке композиций популярных бардов – исполнителей расходились по стране миллионными тиражами, и благодаря этому популярность жанра авторской песни росла в геометрической прогрессии.
  • Современники вспоминали, что Александр Вертинский на своих концертах феноменально воздействовал на публику. Даже взыскательная элитарная аудитория испытывала что-то наподобие гипнотического эффекта.
  • Знаменитый гимн студентов «Гаудеамус» тоже является поющей поэзией. Он был сочинён в XIII веке на латинском языке представителями «весёлого братства странствовавших вагантов» – студентов, путешествующих по европейским странам и изучавших нужные им науки, переходя из одного университета в другой.
  • В России в 2010 году подвели итоги соцопроса: кто для наших соотечественников является «кумиром XX века». По его результатам Владимир Высоцкий занял вторую строчку, уступив только Юрию Гагарину.
  • Первый Грушинский фестиваль авторской песни состоялся в конце сентября 1968 года и, несмотря на непогоду, собрал более шестисот участников. Двенадцатый фестиваль, проходивший в 1979 году, насчитывал их уже около сто тысяч и этим вызвал большое недовольство властей. С 1980 по 1986 год песенный туристический слёт был под запретом и по этой причине собирался нелегально.
  • Сегодня разных уголках нашей страны активно проводятся около сорока различных фестивалей авторской песни, собирающих многотысячные аудитории.

Авторская песня. Этот самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Авторская песня

Что заложено в основу музыкальных и литературных произведений, что вдохновляет их сочинителей? Их образы, темы, мотивы, сюжеты имеют общие корни, они рождаются из реальности окружающего мира.

И пусть музыка и литература находят своё выражение в совершенно разных языковых формах между ними много общего. Наиважнейшим стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературной, и в музыкальной речах.

image

В соединении слова и музыки рождаются песни и романсы, в которых, кроме словесного выражения эмоций, душевное состояние передаётся посредством музыкальной выразительности. Ладовая окраска, ритм, мелодика, формы, аккомпанемент создают неповторимые художественные образы. Всем известно, что музыка и без слов, одними только сочетаниями звуков, способна вызывать в слушателях самые разные ассоциации и внутренние волнения.

Каждый из людей по-своему относится к музыке — для одних это профессия, для других хобби, для третьих лишь приятный фон, но все знают о роли этого искусства в жизни и судьбе человечества.

Но у музыки, способной тонко и волнующе выразить состояние души человека, всё же ограниченные возможности. При её бесспорном богатстве на эмоции, она лишена конкретики — чтобы до конца увидеть образ, посылаемый композитором, слушатель должен «включить» фантазию. Да мало того, в одной печальной мелодии разный слушатель «увидит» различные образы — осенний дождливый лес, прощание на перроне влюбленных или трагизм похоронного шествия.

Вот почему для обретения большей наглядности, этот вид искусства вступает в симбиозы с другими искусствами. И, чаще всего, с литературой. Но симбиоз ли это? Зачем авторы — поэты и прозаики — так часто касаются темы музыки в литературных произведениях? Что даёт читателю образ музыки между строк?

По мнению Кристофа Глюка, знаменитого венского композитора, “музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок”. А для  Стефана Малларме, теоретика символизма, музыка — это дополнительный объём, дарующий читателю более яркие, выпуклые изображения реалий жизни.

Разные языки воспроизведения и способы восприятия этих видов искусств делают их непохожими, далекими друг от друга. Но цель, как у любого языка, одна — донести информацию от одного человека до другого. Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Так она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны.

А некоторые писатели и сами сочиняли музыку. Мало кто знает, что один из самых известных русских вальсов написал А. Грибоедов, знаменитый автор пьесы “Горе от ума”…

Поэт Б. Пастернак был близким другом А. Скрябина и сам мечтал стать композитором. Интересно, какая поэзия сокрыта в его фортепианных прелюдиях и сонатах?

Мелодии «звучащие» в контексте романов, рассказов и повестей включены в эти произведения не случайно. Они несут в себе кладезь информации, выполняют определенные функции:

  • Музыкальная тема как сюжетный стержень произведения литературы (тема музыки в литературных произведениях Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», «После бала»).
  • Использование музыкальных образов для более объёмного изображения психологической характеристики литературных героев («Крейцерова соната» — музыка, как «двойник» персонажа)
  • Авторская идея литератора основана на образе музыканта, его представлений о жизни, музыке, окружающих людях (как в произведениях “Моцарт и Сальери” Александра Сергеевича Пушкина и “Кавалер Глюк” Теодора Амадея Гофмана).
  • Создание литературного произведения по структуре музыкального («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина структурно схож с «Реквиемом», последним шедевром гениального композитора, стихотворения Афанасия Фета приятно напоминают романс, а кое-что из Бориса Пастернака — музыкальную импровизацию).

Тема музыки в литературных произведениях чувствуется и в активном использовании средств создания образов. Повторы, звукопись, образы-лейтмотивы — всё это пришло в литературу из музыки.

“… искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. Ромен Роллан

Так образ музыки между строк «оживляет», добавляет «краску» и «объём» одномерным изображениям характеров персонажей и событиям, переживаемым ими на страницах литературных произведений.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий