Что такое Панегирик? Значение слова Панегирик в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

< ЭСБЕПерейти к навигацииПерейти к поиску

← Пандья Панегирик Panem et circenses →
imageСловник: Оуэн — Патент о поединках. Источник: т. XXIIa (1897): Оуэн — Патент о поединках, с. 690—691 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

  Википроекты: image Википедия

← Пандья ЭСБЕ. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907 Panem et circenses →

Панегирик. — Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. «De moribus aut bene, ant nihil» говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причем первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым. Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (у Фукидида) и речь Лизия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью воодушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова П. (от pan — вес и agora — афинский форум) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только П. Афинам Изократа (386 г. до Р. Хр.). В римской литературе знаменит П. Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его консулом — образец тонкой и остроумной лести. «Жизнь Агриколы» Тацита — другой пример П. в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому. С распространением христианства похвальное слово умершим приобретает все более характер апологии религии и наставления живым, в духе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало П. в день праздника того или другого святого, и те же начала легли в основание житий святых. П. святым и царям пестрели риторическими украшениями и производили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше они походили на действительность. В XVI и XVII в. входит в обычай, сочинять панегирики или похвальные слова юмористического и сатирического содержания: например похвала пьянству, подагре, животным и растениям (кошки, крысы, мыши). Особенно знаменита сатира в форме панегирика — «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. В XVII в. во Франции вследствие особых условий усиления королевской власти развилась придворная панегирическая хвалебная поэзия. В XVIII в. даже Вольтер, Дидро, Д’Аламбер и др. знаменитые философы века писали П. Екатерине II, Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы и стихотворцы сочиняют П. Вольтеру и другим значительным лицам и вельможам. Из памятников XVII в. во Франции особенно известны П. Боссюэта священной королевской власти. Другой современник Людовика XIV, Буало, издал в 1666 г. сборник «Discours au roi» — П. королю и монархии. XVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или «похвальных слов», представляющих ряд риторических П. выдающимся государственным деятелям, воинам, ученым, поэтам и т. д. Особенной известностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе, Д’Аламбера, и других академиков. Обычай произносить в торжественные и праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел и к нам и получил значительное развитие в проповеди, а затем в литературе и даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича представляют почти всегда П. Петру. Наука и литература долгое время еще нуждались у нас в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженные П. Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этих государей. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особый род придворной, панегирической, т. е. неумеренной в похвалах и льстивой литературы. В некоторых одах, напр. Елизавете Петровне, восторженные, превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголосками общественного настроения, видевшего в воцарении «Петровой дщери» наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и послания Ломоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеют серьезное общественное значение и одушевлены любовью к науке и просвещению. Но этого нельзя сказать о большинстве панегиристов, искателей теплых мест; их льстивые П. не отличаются ни содержанием, ни стилем. Панегирическая литература XVIII в. имеет у нас особенно видного представителя в лице Державина. В XIX в. П. в настоящем смысле слова исчезает.

С. Б—т.

Категории: ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ФилософияАнализ речи Исократа «Панегирик»

Исократ как выдающийся оратор, публицист Древней Греции, создавший особый письменный жанр красноречия и открывший эпоху эллинизма в риторике. Исследование содержания «панегирика» – первой полностью политической и самой совершенной речи Исократа.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2011
Размер файла 18,1В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Сказать так — все равно что выразиться иначе: «аллилуйю петь», «дифирамбы петь», «акафист петь» , ибо это также значит: восхвалять. В Древней Греции был обычай: над телом усопшего произносить панегирик — торжественную похвальную речь.  Называлась она так потому, что по-гречески «пан агирис» — общее собрание: то ли в этой речи «собирались все достоинства умершего», то ли на такие собрания принято было являться всем.  Потом слово «панегирик» стало означать всякую похвальную речь.  В средние века короли содержали при дворе поэтов-льстецов, единственным делом которых было писание панегириков.  Таким образом, последние стали даже родом литературы, как оды и мадригалы, свадебные песни.

Панегирик, энкомий это литературный жанр: хвалебная речь. В европейской литературе панегирик появляется в Греции 5 веке до н.э., когда вошло в обычай произносить на многолюдных празднествах торжественные речи, часто (но не всегда) посвященные восхвалению данного города, местного божества, павших бойцов и т.п. Название «панегирик» впервые дал в своей знаменитой речи, опубликованной около 380 до н.э., ритор Исократ; оно закрепилось за хвалебным красноречием, хотя в самой речи Исократа хвалебных мотивов немного. Техника панегирик усиленно разрабатывалась античной риторикой: выделялись разные виды (похвала царям, богам, городам, животным, речи приветственные, поздравительные, утешительные и пр.) и систематизировались различные мотивы панегириков (так, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, действия на войне и в мирное время).

Это будет вам интересно:  Танка

Аналогично панегирик строился противоположный ему риторический жанр — поношение, или инвектива. Очень рано приобрели популярность панегирики парадоксальные («Похвала Бусирису», мифическому царю-злодею) и пародические («Похвала лысине»). В поздней античности наряду с традиционными похвалами городам и богам (речи Диона Хрисостома, Элия Аристида) получили распространение похвалы императорам («Панегирик Траяну» Плиния Младшего). В средние века с помощью приемов панегириков составлялись похвальные слова святым и другие произведения автобиографической литературы (см. Жития). В эпоху Возрождения панегирик отдельным городам и правителям (по образцу позднелатинских панегириков) были важным публицистическим средством; к этому же времени относится лучший образец пародиического панегирика — «Похвала Глупости» (1509) Эразма Роттердамского. В эпоху классицизма 17-18 веков на службе королевского абсолютизма панегирик, прославляющий монарха, достигает расцвета, выдвигая таких мастеров, как Ж.Б.Боссюэ и Ж.Б.Массийон во Франции, Ф.Прокопович, М.В.Ломоносов в России и др. Затем панегирик как литературный жанр быстро вырождается.

Это будет вам интересно:  Однострок

В более широком смысле панегириком называют всякое восхваление независимо от жанра, в котором оно выражено (литературная категория, противоположная сатире). Наиболее сильно выступают черты панегирика в жанре оды, но их можно наблюдать и в любом другом жанре. В 19 веке слово «Панегирик» приобрело преимущественно ироническое значение как неоправданное восхваление в любой художественной или публицистической форме. В 20 веке такой панегирик распространялся в обстановке политических режимов личной власти.

Слово панегирик произошло от греческого panegyrikos (logos) — всенародная речь. Энкомий от греческого enkomion, что в переводе означает — восхваление.

Панегирик (греч. panegyrikas (lygos) – хвалебная речь на всенародном торжественном собрании), энкомий (греч. enkomion – восхваление) – похвальное слово. Жанр, проти­воположный панегирику, – инвектива. Своим названием панегирик обязан одной из речей древнегреческого публици­ста Исократа (IV в. до н.э.).

Этот жанр был весьма популярен в Древней Греции и у народов Востока. Греки заимствовали у египтян традицию говорить речи при погребении усопших, которая развилась у них в особый литературный жанр. Наибо­лее известное произведение в этом жанре – панегирик Афи­нам оратора Изократа (386 г. до Р. Хр.). В античности существовали различные классификации панегирика: привет­ственные, поздравительные, утешительные панегирики и т.д.; хвалебные речи, посвященные богам, царям, животным, городам.

В Средние века панегирики использовались в житиях святых. Время расцвета панегирика – эпоха класси­цизма. В XVI и XVII вв. становятся популярными юморис­тические и сатирические панегирики: похвала пьянству, по­дагре, животным. Известный сатирический панегирик – “По­хвала глупости” Эразма Роттердамского (1511).

Державина. В XIX в. панегирик как определенный лирический жанр фактически исчезает.

Определение Панегирик « Когда воскресает Раскольников? ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” »

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий