Что такое опера? И почему она имеет такое значение для европейской культуры?

Что означает имя Опер? Что обозначает имя Опер? Что значит имя Опер для человека? Какое значение имени Опер, происхождение, судьба и характер носителя? Какой национальности имя Опер? Как переводится имя Опер? Как правильно пишется имя Опер? Совместимость c именем Опер — подходящий цвет, камни обереги, планета покровитель и знак зодиака. Полная характеристика имени Опер и его подробный анализ вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно.

Имя Опер состоит из 4 букв. Имена из четырех букв говорят об уме и практичности. Такие люди отличаются спокойствием и уравновешенностью, что всегда производит самое выгодное впечатление. То же касается и их внешнего облика – ничего вычурного, кричаще безвкусного. Проанализировав значение каждой буквы в имени Опер можно понять его тайный смысл и скрытое значение.

О — стремятся к самопознанию, способны испытывать сильные чувства. Желают постичь своё истинное предназначение. Желание совершенствоваться и совершенствовать мир. Высокая интуиция, правильно распоряжаются деньгами. Стремление к совершенству. Переменчивость настроения от восторга к унынию.П — имеют собственное мнение во всех делах. Стремятся постичь действительность. Озабочены своим внешним видом. Умение обобщать детали и видеть картину в целом. Постоянные поиски своего места в жизни, миссии, новых целей.Е — самовыражение, стремление к обмену опытом. Выступают в роли посредника в конфликтах. Проницательны, понимают мир тайн. Болтливы. Сильная любовь к путешествиям, в жизни такие могут часто менять место жительства, непоседливы.Р — противостоят воздействию извне, уверены в себе, храбрые, увлечённые личности. Способны к неоправданному риску, авантюрные натуры склонны к непререкаемым суждениям. Умение рисковать ради цели. Желание и потенциал для лидерства.

Нумерология имени Опер может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Опер в нумерологии — 3. Девиз имени Опер и троек по жизни: «Сделаю все, чтобы вы обратили на меня внимание!»

  • Планета-покровитель для имени Опер — Юпитер.
  • Знак зодиака для имени Опер — Стрелец.
  • Камни-талисманы для имени Опер — янтарь, аметист, авантюрин, хризопаз, доломит, бриллиант Геркмайера, ляпис лаузрь, морганит, пирит, рубин, розовый сапфир, сардоникс, сугилит, голубой топаз, черный турмалин, цаворит.
  • Влияние имени Опер на профессию и карьеру. Что значит число 3 в выборе рода занятий? Способы профессиональной самореализации для людей, имеющих «тройку» в нумерологическом ядре – бесчисленны, а возможности в этом плане – практически неограниченны. Подходящие профессии: все творческие профессии, особенно писатели, артисты.
  • Влияние имени Опер на личную жизнь. Личная жизнь «тройки» с именем Опер никогда не бывает простой, и очень редко становится «эталоном» гармонии и счастья. Тройки – оптимисты, которые становятся душой компании, для них важно быть в центре внимания. Поэтому им идеально подойдет партнер, который будет смотреть на мир так же, как они сами. Число 3 совместимо с единицами, тройками, девятками и шестерками.

Число 3 для имени Опер значит планету Юпитер. Планета Юпитер наделяет людей с именем Опер оптимизмом. Они уважительно относятся к окружающим и ждут такого же отношения к себе. Люди с именем Опер, как магнит, притягивают к себе счастье и гармонию. Они не напористы, но умеют добиваться своего. Обладатели имени Опер склонны к самокопанию, и это приводит к неплохим результатам. Они достаточно неплохо разобрались в себе и могут верно оценивать личность буквально с первого момента встречи. Понимая, что человек не идеален, они стремятся к самоусовершенствованию, но не требуют того же от других. Заступаются за тех и помогают тем, кто требует помощи или поддержки, бескорыстны, склонны к путешествиям. Хорошо гармонируют носители имени Опер с людьми своего, шестого или девятого типов.

Для имени Опер подходят следующие знаки зодиака:

Знак зодиака Стрелец для имени Опер. У представителей имени Опер и этого знака хорошо развита сила воли, они решительны и слегка воинственны, любят всех поучать. При этом всегда Стрельцы с именем Опер проявляют дружелюбие, они прирожденные оптимисты. Взбесить их может только откровенная ложь, лицемерие и попытки подчинить себе их волю. Обладатели имени Опер свое авторитетное мнение высказывают по поводу и без (и неважно, что его не просили). Владельцы имени Опер Стрельцы рубят правду-матку с такой потрясающей жестокостью, что окружающим немедленно хочется научить Стрельца уму-разуму кулаками, а он искренне не понимает, почему на него обижаются и на дружеские посиделки больше не зовут. Совершенно безответственный человек с именем Опер – постоянные тирады «за поступки надо отвечать» пропускает мимо ушей и до конца жизни не может эту простую истину выучить.

Жёлтый цвет имени Опер. Люди с именем Опер, носящие желтый цвет, как показывает нумерология, солнечные и позитивные, энергичные и логичные, с ними чувствуешь себя всегда комфортно и уютно. Так как точно знаешь, что они никогда не подставят. Владельцы имени Опер обладают твёрдым характером и практичностью, что вносит некий дискомфорт в семейные отношения. Так как они не привыкли вести расточительный образ жизни и того же требуют и от своих близких людей. Положительные черты характера имени Опер – коммуникабельные, открытые и активные. Отрицательные черты характера для имени Опер – прижимистость и твердолобость.

В русском языке грамотным написанием этого имени является — Опер. В английском языке имя Опер может иметь следующий вариант написания — Oper.

Вы согласны с описанием и значением имени Опер? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Опер? Каких известных и успешных людей с именем Опер вы еще знаете? Будем рады обсудить имя Опер более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.

Если вы нашли ошибку в описании имени, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Практика  музыка 23/09/20

А также 10 самых популярных опер, с которых стоит начать знакомство

© Коллаж: Миша Надь / Цех

Опе­ру ча­сто вос­при­ни­ма­ют как эли­тар­ное ис­кус­ство, в ко­то­ром раз­би­ра­ют­ся толь­ко бо­га­тые ин­тел­лек­ту­а­лы со­лид­но­го воз­рас­та. С та­кой по­ста­нов­кой во­про­са ка­те­го­ри­че­ски не со­гла­сен глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Му­зы­каль­ная ака­де­мия» Яро­слав Ти­мо­фе­ев. В под­ка­сте про со­вре­мен­ный те­атр «Как по­смот­реть» Яро­слав рас­ска­зал, с чего на­чать зна­ком­ство с опе­рой и как по­лю­бить ее на­ве­ки. Спе­ци­аль­но для «Цеха» он так­же опи­сал крат­кую ис­то­рию это­го вида ис­кус­ства и по­со­ве­то­вал 10 са­мых по­пу­ляр­ных опер.

Мифы об опе­ре

В раз­го­во­рах об опе­ре по­сто­ян­но зву­чат сло­ва «надо знать», «надо уметь», «надо раз­би­рать­ся». Та­кая по­ста­нов­ка во­про­са ка­жет­ся мне вред­ной и уво­дя­щей не в ту сто­ро­ну. В пре­крас­ной опе­ре про­шло­го та­кой во­прос точ­но не сто­ял. Лю­бовь к ка­ко­му-либо яв­ле­нию во­об­ще несов­ме­сти­ма с фор­му­лой «надо». Пред­ставь­те, что мы по­са­дим сюда мо­ло­до­го че­ло­ве­ка и про­ве­дем с ним бе­се­ду о том, как ему по­лю­бить фут­бол. Ска­жем: «Для на­ча­ла вам нуж­но вы­учить име­на всех фут­бо­ли­стов, от­ра­бо­тать фин­ты, за­тем мо­же­те уже на­чи­нать бо­леть».

Если вы по­слу­ша­е­те рас­ска­зы де­я­те­лей или фа­на­тов опер­но­го те­ат­ра, чаще все­го вы услы­ши­те: «Меня при­ве­ли в те­атр, ко­гда мне было шесть лет». Со­от­вет­ствен­но, ни­ка­ко­го «вы­со­ко­го по­ро­га вхо­да в опе­ру» не было, как не было и ба­га­жа зна­ний. Но че­ло­век по­лу­чил инъ­ек­цию, ко­то­рая с ним оста­лась на всю жизнь. Нуж­но ли знать имя ком­по­зи­то­ра? Ну да­вай­те пред­ста­вим, что мы его не зна­ем. Нуж­но ли знать, как устро­ен ор­кестр? Тоже не так важ­но. Кто ре­жис­сер? Не суть. Знать сю­жет? Даже если вы со­всем его не зна­е­те, вы все пой­ме­те, по­то­му что в опе­ре слож­ных сю­же­тов не бы­ва­ет, — мак­си­мум, мо­жет быть труд­но­ва­то за­пом­нить, «кто кому тетя».

И есть толь­ко одна со­став­ля­ю­щая, ко­то­рая не мо­жет врать, — му­зы­ка. Она не мо­жет ни врать, ни го­во­рить прав­ду, по­то­му что она аб­стракт­на

Надо прий­ти в опе­ру с по­ни­ма­ни­ем, что вас бу­дут об­ма­ны­вать все­ми воз­мож­ны­ми сред­ства­ми — ради того, что­бы в вас во­шел один по­ток — зву­ко­вой. Ко­гда со­бач­ке ве­те­ри­нар ко­лет обез­бо­ли­ва­ю­щее, она дер­га­ет­ся, по­то­му что вос­при­ни­ма­ет все пер­вич­но. А вы тер­пи­те, зная, ради чего это де­ла­ет­ся. При­хо­дя в опе­ру, сто­ит от­дать­ся этим вра­чам, поз­во­лить им де­лать вам боль­но — то есть по­ка­зы­вать неправ­ду, по­то­му что вы зна­е­те, что все это ради ва­ше­го бла­га, ради того, что­бы ма­гия му­зы­ки на­ча­ла дей­ство­вать.

Опе­ра — это Гол­ли­вуд

Боль­шую часть сво­ей ис­то­рии опе­ра была мейн­стри­мом. Она дей­ство­ва­ла по за­ко­нам, ана­ло­гич­ным гол­ли­вуд­ским. Был ин­сти­тут звезд. На­при­мер, в XVIII веке это были ка­стра­ты — спе­ци­аль­но обу­чен­ные и за­му­чен­ные люди, ко­то­рые ни­чем дру­гим кро­ме пе­ния не мог­ли за­ни­мать­ся, по­то­му что в 6 лет им сде­ла­ли опе­ра­цию. Но это были вла­сти­те­ли сер­дец, едва ли не са­мые по­пу­ляр­ные люди Ев­ро­пы. Каж­дая ари­сто­крат­ка пы­та­лась за­та­щить ка­стра­та на ужин, а по­том и в по­стель, по­то­му что от него нель­зя было за­бе­ре­ме­неть. Они были же­лан­ны во всех смыс­лах.

И, ко­неч­но же, в опе­ру то­гда хо­ди­ли не за ка­тар­си­сом, в первую оче­редь, а за тем, что­бы услы­шать но­вень­ко­го ка­стра­та, узнать, как он спра­вит­ся с оче­ред­ной неве­ро­ят­но слож­ной ари­ей

Хо­ди­ли, что­бы вы­гу­лять свои брил­ли­ан­ты, и да­лее по спис­ку. Ми­ро­вая опе­ра со­зна­ва­ла себя как глав­ное на све­те ис­кус­ство. И это в ней очень слыш­но.

Сей­час с опе­рой про­ис­хо­дят безум­но ин­те­рес­ные и стран­ные вещи. Мно­гие удив­ля­ют­ся, по­че­му она уми­ра­ет, а меня по­ра­жа­ет, на­сколь­ко же она жи­ву­ча. Опер­ное пе­ние сред­не­ста­ти­сти­че­ско­му со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку эс­те­ти­че­ски не близ­ко. Мы вы­рос­ли в дру­гой зву­ко­вой сре­де. Наши ба­буш­ки и де­душ­ки еще вос­при­ни­ма­ли этот звук, по­то­му что опер­ные арии круг­ло­су­точ­но кру­ти­ли на ра­дио, — и они при­хо­ди­ли в опе­ру с со­вер­шен­но дру­гим бэк­гра­ун­дом. Но все-таки, несмот­ря на это рас­хож­де­ние меж­ду со­вре­мен­ным че­ло­ве­ком и опе­рой, она жи­вет. По­че­му?

От­ча­сти это на­коп­лен­ная инер­ция мейн­стри­ма — по­это­му пер­вые лица до сих пор хо­дят в опе­ру, по­это­му опе­ра оста­ет­ся са­мым до­ро­гим из всех пер­фор­ма­тив­ных ис­кусств. Бюд­жет Боль­шо­го те­ат­ра го­раз­до боль­ше бюд­же­та лю­бо­го дру­го­го те­ат­ра. Штат Боль­шо­го те­ат­ра — это 3-4 ты­ся­чи че­ло­век, что тоже несо­по­ста­ви­мо с дра­ма­ти­че­ски­ми те­ат­ра­ми.

А еще, мне ка­жет­ся, опе­ра вы­жи­ва­ет за счет сво­ей син­те­ти­че­ской при­ро­ды. Если пред­ста­вить си­ту­а­цию очень упро­щен­но, то му­зы­каль­ная, ком­по­зи­тор­ская со­став­ля­ю­щая опе­ры умер­ла. Ко­неч­но, пи­шут­ся непло­хие опе­ры, но они не оста­ют­ся в ре­пер­ту­а­ре, не на­хо­дят до­ро­ги даже к тем 2% на­се­ле­ния, ко­то­рые хо­дят в опер­ные те­ат­ры. Возь­мем ис­пол­ни­тель­скую часть, ди­ри­же­ров и во­ка­ли­стов: сей­час тоже есть боль­шие име­на и мо­ло­дые «звез­доч­ки», но, если срав­ни­вать с па­фо­сом, с той сла­вой, ко­то­рые были у Ка­ра­я­на, у Ма­рии Кал­лас, у Лу­ча­но Па­ва­рот­ти, все это дет­ский сад. Ком­по­зи­тор­ская со­став­ля­ю­щая умер­ла, очень услов­но, в на­ча­ле ХХ века, на се­ре­ди­ну ХХ века при­шел­ся рас­цвет ис­пол­ни­тель­ской, а сей­час про­ис­хо­дит бум ре­жис­сер­ской опе­ры. Он дал со­вер­шен­но но­вое ды­ха­ние опер­но­му жан­ру. Бо­лее того, ка­жет­ся, что опе­ра на­ча­ла жить имен­но сей­час, в эту ре­жис­сер­скую эру. Я го­во­рил, что опе­ра по сво­ей при­ро­де — об­ман. Рань­ше люди ста­ра­лись по­ве­рить, что пе­ред ними на­сто­я­щий Ри­го­лет­то, и жда­ли от него ре­а­лиз­ма. Те­перь от это­го ото­рва­лись. По­чти все по-на­сто­я­ще­му хо­ро­шие ре­жис­се­ры пе­ре­осмыс­ля­ют опер­ный текст и не стре­мят­ся к ре­а­ли­стич­но­сти.

Очень крат­кая ис­то­рия опе­ры

Опе­ра по­яви­лась при­мер­но в 1600 году — на сты­ке Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко. То­гда про­изо­шел рез­кий слом, вся ста­рая му­зы­ка — уче­ная, цер­ков­ная, по­ли­фо­ни­че­ская — была от­ри­ну­та, вме­сто нее по­яви­лась дра­ма­ти­че­ски вы­пук­лая му­зы­ка «но­вой прак­ти­ки». При­шли ком­по­зи­то­ры-ре­во­лю­ци­о­не­ры, ко­то­рые сбро­си­ли все с ко­раб­ля со­вре­мен­но­сти. Са­мый ве­ли­кий из них — Кла­удио Мон­тевер­ди. Он на­пи­сал все­го 3 опе­ры, но каж­дая из них — аб­со­лют­ный ше­девр.

В XIX веке в Ита­лии был со­здан стиль bel­canto, в пе­ре­во­де — пре­крас­ное пе­ние. Ком­по­зи­то­ры (в первую оче­редь, Рос­си­ни, Бел­ли­ни и До­ни­цет­ти) и во­ка­ли­сты на­шли эс­те­ти­че­ский иде­ал, ко­то­рый стал по­чти уни­вер­саль­ной план­кой. Мож­но ска­зать, что это был зо­ло­той век опер­но­го пе­ния.

По­том опе­ра по­шла в сто­ро­ну дра­мы, стра­стей и прав­ды жиз­ни. Бель­кан­то ста­ло ме­нять­ся вме­сте с ней и даже де­фор­ми­ро­вать­ся — в сто­ро­ну, на­при­мер, ва­г­не­ров­ской те­ат­раль­ной дра­мы, где нуж­ны сте­но­бит­ные го­ло­са. Про та­кое пе­ние го­во­рят: «На ав­то­сто­ян­ке за те­ат­ром сиг­на­ли­за­ция долж­на сра­бо­тать». В ХХ веке по­яви­лось мно­же­ство аль­тер­на­тив­ных сти­лей опер­но­го пе­ния, кро­ме того, была ре­кон­стру­и­ро­ва­на ба­роч­ная во­ка­ли­за­ция. Се­го­дня все эти сти­ли мир­но со­су­ще­ству­ют.

Как по­нять, хо­рош ли опер­ный пе­вец?

В опе­ре не бы­ва­ет, что ка­кой-то со­всем бес­та­лан­ный вы­скоч­ка по­ко­рил ми­ро­вую сце­ну, по­то­му что ко­стяк опер­ной пуб­ли­ки — это люди, ко­то­рые хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся в пред­ме­те сво­ей люб­ви, они не про­пу­стят са­мо­зван­цев. Если вам ну­жен ори­ен­тир, про­сто от­крой­те спи­сок 30 са­мых по­пу­ляр­ных опер­ных ис­пол­ни­те­лей на­ше­го вре­ме­ни — вы мо­же­те на него по­ло­жить­ся, там не бу­дет пло­хих ар­ти­стов. Мо­же­те на­чать с Йо­на­са Ка­уф­ма­на, Анны Нетреб­ко, Бри­на Тер­фе­ля или Че­чи­лии Бар­то­ли. А даль­ше вы все по­чув­ству­е­те сами, по­то­му что у пер­во­класс­ных опер­ных ар­ти­стов го­лос неот­де­лим от че­ло­ве­че­ско­го, от ха­риз­мы. И не нуж­но му­чить себя во­про­са­ми: он сей­час сфаль­ши­вил или мне по­ка­за­лось? Глав­ное, что­бы ар­тист вас за­жег, что­бы вы внешне или внут­ренне за­пла­ка­ли.

10 са­мых по­пу­ляр­ных опер, с ко­то­рых мож­но на­чать по­гру­же­ние

  • «Тра­виа­та» Джу­зеп­пе Вер­ди. La travi­ata пе­ре­во­дит­ся как «пад­шая жен­щи­на» — сде­лать кур­ти­зан­ку глав­ной ге­ро­и­ней опе­ры для XIX века было сме­лым ре­ше­ни­ем. «Тра­виа­та» опи­ра­ет­ся на текст «Дамы с ка­ме­ли­я­ми» Алек­сандра Дюма-млад­ше­го.
  • «Вол­шеб­ная флей­та» Вольф­ган­га Ама­дея Мо­цар­та. Лю­би­те­ли тео­рий за­го­во­ра на­хо­дят в «Вол­шеб­ной флей­те» ма­сон­скую сим­во­ли­ку, но ис­сле­до­ва­те­ли твор­че­ства Мо­цар­та счи­та­ют, что вли­я­ние ма­сон­ства на эту опе­ру пре­уве­ли­че­но. Ария Ца­ри­цы Ночи «В моей душе пы­ла­ет жаж­да ме­сти» счи­та­ет­ся од­ной из са­мых слож­ных для ис­пол­не­ния — го­ло­са пе­виц до­сти­га­ют небы­ва­лой вы­со­ты.
  • «Кар­мен» Жор­жа Бизе. Пре­мье­ра «Кар­мен» не смог­ла по­ко­рить Па­риж: спек­такль про­шёл несколь­ко де­сят­ков раз при непол­ном зале. За­слу­жен­но­го при­зна­ния ав­тор не до­ждал­ся — опе­ра ста­ла по­пу­ляр­на бла­го­да­ря по­ста­нов­кам в дру­гих стра­нах уже по­сле его смер­ти. А уже в XX веке ис­то­рию цы­ган­ки и влюб­лен­но­го в нее сер­жан­та по­ста­ви­ли чуть ли не на всех ми­ро­вых опер­ных сце­нах.
  • «Бо­ге­ма» Джа­ко­мо Пуч­чи­ни. Дра­ма­тич­ная ис­то­рия о жиз­ни мо­ло­дых, та­лант­ли­вых и про­зя­ба­ю­щих в бед­но­сти в Ла­тин­ском квар­та­ле Па­ри­жа ге­ро­ев не снис­ка­ла успе­ха у пер­вых зри­те­лей. По­сле пре­мье­ры в Ту­рин­ском опер­ном те­ат­ре кри­ти­ки на­зва­ли про­из­ве­де­ние «пу­стым и ин­фан­тиль­ным». Вре­мя эту оцен­ку не под­твер­ди­ло: се­го­дня «Бо­ге­ма» — одна из са­мых по­пу­ляр­ных ита­льян­ских опер в мире.
  • «Тос­ка» Джа­ко­мо Пуч­чи­ни. Од­но­имен­ная пье­са была на­пи­са­на спе­ци­аль­но для по­ста­нов­ки на дра­ма­ти­че­ской сцене с Са­рой Бер­нар в глав­ной роли и шла с оглу­ши­тель­ным успе­хом. Пуч­чи­ни был по­ко­рен «Тос­кой» и с боль­шим тру­дом за­вла­дел пра­ва­ми. В сво­ей опе­ре он сде­лал пе­ви­цу Тос­ку не про­сто ро­ман­ти­че­ской ге­ро­и­ней, влюб­лён­ной в ху­дож­ни­ка-мя­теж­ни­ка, но и от­важ­ной пат­ри­от­кой (дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в Риме, ок­ку­пи­ро­ван­ном на­по­лео­нов­ски­ми вой­ска­ми).
  • «Сва­дьба Фи­га­ро» Вольф­ган­га Ама­дея Мо­цар­та. «Сва­дьба Фи­га­ро» — это опе­ра-буф­фа, то есть ко­ми­че­ская опе­ра по пье­се Пье­ра Бо­мар­ше. Дей­ствие про­ис­хо­дит в бо­га­том доме в Се­ви­лье в те­че­ние од­но­го дня, пол­но­го ин­триг, рев­но­сти, угроз, шу­ток и дву­смыс­лен­ных си­ту­а­ций. Му­зы­ка Мо­цар­та здесь не ме­нее ярка и энер­гич­на, чем сю­жет Бо­мар­ше — пуб­ли­ка обо­жа­ет это со­че­та­ние уже боль­ше 200 лет.
  • «Ма­дам Бат­тер­фляй» Джа­ко­мо Пуч­чи­ни. Ма­дам Бат­тер­фляй, или Чио-Чио-сан, — юная япон­ская гей­ша, на ко­то­рой же­нит­ся оба­я­тель­ный аме­ри­кан­ский офи­цер. Ге­рой пре­крас­но зна­ет, что у него в стране этот союз недей­стви­те­лен, а ге­ро­и­ня го­то­ва бро­сить ради мужа все, даже соб­ствен­ную веру. Пре­мье­ра «Бат­тер­фляй» в Ми­лане про­ва­ли­лась — зри­те­ли были недо­воль­ны дли­ной дей­ствия и не по­ня­ли со­дер­жа­ния. Ком­по­зи­тор по­шёл на­встре­чу пуб­ли­ке и слег­ка со­кра­тил про­из­ве­де­ние, сде­лав его од­ним из глав­ных ми­ро­вых опер­ных хи­тов.
  • «Дон Жуан» Воль­фан­га Ама­дея Мо­цар­та. Ис­то­рия о Дон Жу­ане, бес­стыд­ном раз­врат­ни­ке из Се­ви­льи, на­ка­зан­ном за свои гре­хи, за­ду­мы­ва­лась Мо­цар­том как ко­ми­че­ская пье­са, од­на­ко даль­ней­шие трак­тов­ки ди­ри­же­ров, ре­жис­сё­ров и му­зы­ко­ве­дов при­внес­ли в опе­ру мрач­ность и фи­ло­соф­скую глу­би­ну.
  • «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Джо­ак­ки­но Рос­си­ни. Эта ко­ме­дий­ная опе­ра тоже со­зда­ва­лась по пье­се Бо­мар­ше: по сю­же­ту граф пе­ре­оде­ва­ет­ся в про­сто­лю­ди­на, что­бы за­во­е­вать серд­це пре­крас­ной Ро­зи­ны. Но есть пре­пят­ствие — ее опе­кун дер­жит де­вуш­ку вза­пер­ти, по­то­му что хо­чет сам на ней же­нить­ся. На рим­ской пре­мье­ре, где ди­ри­же­ром вы­сту­пал сам Рос­си­ни, недоб­ро­же­ла­те­ли по­пы­та­лись со­рвать спек­такль. Ав­тор их про­игно­ри­ро­вал и ока­зал­ся прав — с на­ча­ла XIX века опе­ру по­ста­ви­ли и даже экра­ни­зи­ро­ва­ли ты­ся­чи раз.
  • «Ри­го­лет­то» Джу­зеп­пе Вер­ди. Пье­са Вик­то­ра Гюго, ко­то­рая лег­ла в ос­но­ву «Ри­го­лет­то», была за­пре­ще­на цен­зу­рой — счи­та­лось, что, вы­сме­и­вая ко­ро­лев­ский двор, она под­ры­ва­ет ав­то­ри­тет дей­ству­ю­щей вла­сти. Вер­ди за­ме­нил ко­ро­ля на гер­цо­га, а при­двор­но­го шута Фран­цис­ка I Три­бу­ле на вы­мыш­лен­но­го Ри­го­лет­то, и со­сре­до­то­чил­ся не на по­ли­ти­ке, а на пси­хо­ло­ги­че­ской дра­ме. По­сле бле­стя­щей пре­мье­ры в Ве­не­ции в 1851 году опе­ра быст­ро разо­шлась по всем ев­ро­пей­ским сце­нам и при­нес­ла сво­е­му ав­то­ру на­сто­я­щую сла­ву.

«Как по­смот­реть» — под­каст о том, как по­лю­бить те­атр и разо­брать­ся, что в нем про­ис­хо­дит. Каж­дую неде­лю жур­на­лист­ка Саша Зер­ка­ле­ва и пи­са­тель­ни­ца Лиза Ка­мен­ская пы­та­ют­ся по­нять, как устро­ен со­вре­мен­ный те­атр. В этом им по­мо­га­ют из­вест­ные ак­те­ры, ре­жис­се­ры, ху­дож­ни­ки, дра­ма­тур­ги, про­дю­се­ры и те­ат­раль­ные кри­ти­ки. В эпи­зо­дах по­яв­ля­ют­ся ар­ти­сты те­ат­ра и кино Свет­ла­на Немо­ля­е­ва, Сер­гей Чо­ни­шви­ли, Игорь Гор­дин, Вар­ва­ра Шмы­ко­ва, дра­ма­тур­ги Иван Вы­ры­па­ев и Ми­ха­ил Дур­нен­ков, ре­жис­се­ры Дмит­рий Вол­ко­стре­лов и Ев­ге­ний Ка­мень­ко­вич, те­ат­ро­ве­ды Алек­сей Бар­то­ше­вич и Па­вел Руд­нев, ху­дож­ни­ки Зи­но­вий Мар­го­лин и Ксе­ния Пе­ре­тру­хи­на и дру­гие.

Как ста­вить пье­су, если в ней нет слов? По­че­му ге­рои Шекс­пи­ра на сцене вы­гля­дят и го­во­рят, как наши со­вре­мен­ни­ки? Долж­ны ли ак­те­ры иг­рать прав­до­по­доб­но и счи­та­ет­ся ли спек­такль спек­так­лем, если ак­те­ров в нем во­об­ще нет? Под­каст вы­хо­дит при под­держ­ке те­ат­раль­ной пре­мии «Зо­ло­тая Мас­ка».

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

Материал из Posmotre.li Перейти к: навигация, поиск

(link)

Музыка, подарившая надежду узникам Шоушенка

(link)

Ария Розины, «Севильский цирюльник». Помните, что пела Фрося Бурлакова?

« И гремела та самая опера,Где Кармен свово бросила опера… »
— Александр Галич
« »
— Юрий Энтин(вымарано цензурой из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой»)

Опера — самый древний, пафосный и сложный (как для исполнителя, так и для слушателя) вид музыкального театра. (А ещё так называется один браузер, но это отдельный разговор.)

Самыми первыми операми обычно считают либо «Дафну» и «Эвридику» Якопо Пери (1598 и 1600), либо «Орфея» Клаудио Монтеверди (1607). Из оперы выросли остальные, более «лёгкие» жанры музыкального театра — оперетта, мюзикл и рок-опера. Оперы пишутся до сих пор, но основной костяк традиционного оперного репертуара приходится на XIX век с некоторыми вкраплениями XVIII и XX.

Фактически опера первоначально задумывалась как возрождение древнеафинской драмы (той самой, Эсхила и Софокла), но поскольку от греческой оперы остались одни либретто (не придумали тогда нотной записи), сходство не всякому заметно.

Главные оперные композиторы: Моцарт, Россини, Верди, Вагнер, Пуччини, из наших — Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков. Самые крутые оперы, из которых всё время тащат музыку, и на которые ходят персонажи, когда автор хочет показать их культурность и образованность:

  • «Волшебная флейта»[1], «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта.
  • «Севильский цирюльник» Россини.
  • «Кармен» Бизе.
  • «Травиата» Верди.
  • «Богема», «Тóска» и «Турандот» Пуччини.
  • «Кольцо нибелунга» Вагнера (вообще это четыре оперы сразу).
  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинки.
    • Руководитель Большого театра Самуил Самосуд предложил вернуть на советскую сцену запрещённую большевиками оперу «Жизнь за царя» под названием «Иван Сусанин». «Самосуд над Глинкой», — язвил Алексей Толстой.
  • «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.
  • «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Больше среднему человеку знать необязательно, но ежели хотите прослыть по-настоящему образованным, вот вам ещё пять наводок:

05.11.2016 14:42 29236

Опера и оперетта — это виды сценического представления, основанные на синтезе слова, действия и музыки. Между тем, такие постановки представляют собой два отдельных жанра. Они отличаются характером самого действия, а также ролью, которую играют в них диалоги, вокал и хореография.

image Статья по теме «Баядерка» или «Кармен»? Насколько хорошо вы разбираетесь в опере и балете

Опера — это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто (содержание сюжета спектакля), оригинальное или основанное на литературном произведении. Существует большое количество разновидностей оперы, на данный момент наиболее популярны большая опера или гранд-опера (состоит из 5 актов, поется полный текст), комическая (пение чередуется с разговорными сценами) и романтическая (на романтический сюжет).

Опера — с итальянского opera, переводится как дело, труд, работа. Предшественницей оперы считается древнегреческая трагедия, в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением. В культуре средневековой Европы опыты соединения музыки с драматическим представлением известны ещё с X–XI веков, в так называемой литургической драме — инсценировках эпизодов из Священного писания в праздничных церковных службах. В эпоху Возрождения в профессиональном творчестве впервые появился исполнитель-актёр, который превратился в героя драмы с его индивидуальными переживаниями. Первый дошедший до нас образец истинно оперного представления — «Эвридика» Пери, скромное произведение, созданное во Флоренции в 1600 году по случаю свадьбы французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики, первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673 году. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе, уже со второй половины XVII ни один вид музыкального творчества не мог соперничать с ней ни в популярности, ни в профессионализме, ни в широте экспериментов.

image Статья по теме Дочь Имре Кальмана: «Отец был сладкоежкой»

Оперетта — представление преимущественно комедийного или лирического характера, в котором вокальные инструментальные номера и танцы перемежаются диалогами.

В современном понимании оперетта по своим жанровым признакам близка к комической опере, но с более широким использованием разговорного диалога. В отличие от мюзикла, оперетта имеет классический состав оркестра, без электронных инструментов и электроакустической аппаратуры, и собственную драматургию, а её хореографические средства выразительности отличаются по стилю и не имеют такой особенной роли и самостоятельности, как в мюзикле.

Оперетта — с итальянского operetta, буквально переводится как маленькая опера. Истоки такого сценического произведения можно найти в античных религиозных обрядах в честь бога виноделия Диониса. От этих экстатических спектаклей оперетта взяла сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом и любовной интригой. Этот музыкально-театральный жанр сложился в Париже к середине XIX века из театральных интермедий — коротких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес. Первым опереттам была свойственна сатирическая направленность, злободневность, позднее развиваются лирическое и жанровое начала.

Большой театр в разных архитектурных стилях. Инфографика

Читайте также: Чем Большой театр отличается от Малого?

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Из чего состоит операОпера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.

Оглавление:

  • Из чего состоит опера
  • История оперы
  • Виды оперы

Содержание

Из чего состоит опера

С чего начинается

Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.

Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.

Чем продолжается

За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.

Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.

Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.

На чём заканчивается

Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.

Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.

История оперы

В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.

Античная трагедия и Флорентийская камерата

Что такое операРодиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.

Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.

Это интересно: элитарная культура примеры, отличия от массовой культуры.

Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.

Драматический театр

Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.

Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.

Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.

Распространение за рубежом

Музыка оперыУже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.

Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.

«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.

Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.

Сериа и буффа

В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:

  • исторические или мифологические сюжеты,
  • преобладание речитативов над ариями,
  • разделение роли музыки и текста,
  • минимальная индивидуализация персонажей,
  • статичность действий.

Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.

В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.

Глюковская реформа

Арии в опереНемецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.

Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.

Виды оперы

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Разновидности оперыОпера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий