Что такое Онтология? Значение слова Онтология в философском словаре

онтология в словаре кроссвордиста

онтология

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

онтология

греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

онтология

онтологии, ж. (от греч. on (род. п. ontos) — сущий и logos — учение) (филос.). В идеалистической философии — учение о бытии, об основных началах всего существующего.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

онтология

-и, ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

прил. онтологический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

онтология

ж. Учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

онтология

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on — род. п. ontos — сущее и… логия) раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Большая Советская Энциклопедия

Онтология

(от греч. ón, род. падеж óntos ≈ сущее и …логия ), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия , его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Термин «О.» был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синоним метафизики . Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа , у которого О. стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. До начала 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство О., гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.

В 20 в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки (например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений (например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.). В современной марксистской литературе вопрос об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет права на самостоятельное существование, то, по мнению других, в рамках диалектического материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.

Для ряда направлений современной буржуазной философии (в частности, для феноменологии , экзистенциализма , персонализма ) характерны попытки возродить проблематику О. в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе ≈ как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.

Э. Г. Юдин.

Википедия

Онтология (значения)

Онтоло́гия :

  • Онтология  — раздел философии, изучающий проблемы бытия.
  • Онтология  — в информатике попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью определённой концептуальной схемы.

Онтология

Онтоло́гия ( от , род. п.  — сущее, то, что существует +  — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии , изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории , структуру и закономерности .Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

Онтология (информатика)

Онтоло́гия в информатике  — это попытка всеобъемлющей и подробной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы . Обычно такая схема состоит из структуры данных , содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила ( теоремы , ограничения), принятые в этой области. Этот термин в информатике является производным от древнего философского понятия « онтология ».

Онтологии используются в процессе программирования как форма представления знаний о реальном мире или его части. Основные сферы применения — моделирование бизнес-процессов , семантическая паутина , искусственный интеллект .

Примеры употребления слова онтология в литературе.

Бытийный вопрос нацелен поэтому на априорное условие возможности не только наук, исследующих сущее как таким-то образом сущее и движущихся при этом всегда уже внутри определенной бытийной понятности, но на условие возможности самих онтологии, располагающихся прежде онтических наук и их фундирующих.

Присутствие имеет отсюда третье преимущество как онтически-онтологическое условие возможности всех онтологии.

Космологическая геометризация Универсума — эта как раз такая процедура, которая позволяет говорить об онтологических основаниях мира рациональностей, распространяя на него универсальную геометрическую онтологию Метасистемы.

С тех пор, как Лобачевский, Риман, Клиффорд, Риччи и Леви-Чивита стали воплощать эту идею, неизменно обнаруживается следующая железная закономерность: каждый новый слоевой прорыв в онтологию мира был связан в первую очередь с очередным приливом смелости на предмет геометризации окружающей нас реальности.

В рамках настоящего трактата, имеющего целью принципиальную разработку бытийного вопроса, деструкция истории онтологии, относящаяся сущностно к постановке вопроса и возможная исключительно внутри нее, может быть проведена только применительно к принципиально решающим узлам этой истории.

Сообразно позитивной тенденции деструкции ближайшим образом подлежит постановке вопрос, была ли в течение истории онтологии вообще интерпретация бытия и могла ли быть — и в какой мере — тематически приведена в связь с феноменом времени, а необходимая для этого проблематика темпоральности — принципиально разработана.

Вторая часть: Основные линии феноменологической деструкции истории онтологии по путеводной нити проблематики темпоральности.

Ферма, было некоторое понятие того, как эта импликация была выполнена и, следовательно, понятие возможности выполнения этой импликации, характеризующая самое онтологию с тем, чтобы раскрылось герменевтическое понятие этого процесса, восстанавливающего понятие из математических структур, которые сами десигнируют начало понятия, приставленного известным образом символическими формами.

По всей вероятности, то, как мы воспринимаем наше повседневное существование и воспроизводим его друг для друга в историях имеет большее отношение к физике итерации, чем к онтологии в том виде, как ее понимают люди.

Аристотеле, в одном очень сжатом и потому трудном для понимания предложении, которое я сначала процитирую, а потом вкратце прокомментирую, привлекая для его прояснения другой источник — лекции об онтологии.

Прочитанные тем же летом лекции об онтологии, последние во Фрайбурге, показали, насколько он уверен в правильности избранного пути.

В том что касается проблемы онтологического анализа мирности мира традиционная онтология движется — если она вообще здесь проблему видит — в тупиковом пространстве.

К рассмотренным выше логическим правилам следует добавить совокупность определений и утверждений, образующих логическую онтологию.

Хайдеггер, несмотря на свою онтологию свободы, выступил как противник плюралистической демократии.

Раз термин онтология для данного разыскания применяется в формально широком смысле, путь прояснения ее метода через прослеживание ее истории воспрещается сам собой.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Данная статья раскрывает философское значение слова онтология. Статья онтология (информатика) даёт определение онтологии в информатике.

Онтоло́гия (Шаблон:Lang-neolat от др.-греч.ών род. п. όντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывает онтологические проблемы сознания.

Онтология в точных науках[править | ]

Типы онтологий[править | ]

  • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Модель онтологии[править | ]

Формально онтология определяется как O = , где

  • X — конечное множество понятий предметной области,
  • R — конечное множество отношений между понятиями,
  • F — конечное множество функций интерпретации.

Основные термины[править | ]

ОнтоТопоЛогия

Учения и теории[править | ]

Шаблон:Разделы философии

Онтология что это такоеОнтология это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

Оглавление:

  • Предмет онтологии
  • Основные категории онтологии
  • История развития онтологии
  • В античные времена
  • В Средние века
  • В новое время
  • Двадцатый век
  • Роль онтологии в других науках

Содержание

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины. Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее это всё, что существует. Бытие первично, сущее вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос Что существует, а что нет?

Основные категории онтологии

Какие категории и основные понятия онтология в широком смысле использует в процессе познания бытия? В основном это понятия из философии:

  • Онтология в античные временаНебытие полное и абсолютное ничто. Но бытие познаваемо лишь на фоне небытия.
  • Ничто пустота, из которой под воздействием бытия может возникнуть сущее.
  • Сущее категория, которая употребляется для обозначения всех существующих вещей и процессов. В некоторых онтологических концепциях сущее используется как синоним бытия, а в других противопоставляется ему.
  • Сущность или вещь в себе. Эта категория описывает внутреннее существование вещей и зачастую используется как синоним бытия.
  • Материя всё то, что существует в объективной реальности и познаётся человеком через органы чувств.
  • Движение изменение всего сущего в пространстве и времени.
  • Пространство — взаиморасположение объектов и элементов материального мира.
  • Время — категория, предназначенная для определения продолжительности протекания процессов.
  • Субстанция — основа мироздания, которая может быть как материальной, так и духовной.

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии, складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки. Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи. Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом. Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно. Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский ученик Парменида предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы. Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди. И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине . Но из моментов покоя не может сложиться движение, значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи. Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: единого и ума. Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей Метафизике. Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия. Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины. Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую. Представитель первого направления — Фома Аквинский выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как чистый акт творения, сосредоточенный в самом бытии. Его главный оппонент — представитель второго направления — Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов. Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания. В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем Я. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу для, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля. Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии. Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности. Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны. Он считал, чти идеальная субстанция или дух это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира. Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности. Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант. Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное. Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет чистую субъективность в познаниях человека. Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии — это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Роль онтологии в других науках

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке, но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Мы существуем в этом мире. Кроме нас, там еще находится множество объектов, как живых, так и неживых. Но все не вечно. Рано или поздно, случится, что наш мир пропадет. И он уйдет в небытие.

Существование объектов или его отсутствия подвергается философскому анализу уже достаточно давно. Именно оно кладется в основу науки, которая изучает бытие – онтология.Понятие онтологии

Значит, онтология – это учение, раздел философии, который изучает бытие как философскую категорию. Также в онтологию попадает понятие развития самого главного. Вместе с этим, нужно отличать диалектику от онтологии. Хотя эти течения очень похожи. Да и вообще, понятие «онтология» настолько размытое, что никто из философов не смог предложить единственно верного толкования этой науки.

И ничего удивительного в этом нет. Ведь само понятие «бытие» является очень многогранным. Например, предлагается три значения понятия «онтология». Первым является теория о фундаментальных причинах бытия, принципах и первопричине всего сущего. Онтология – это наука, которая изучает первоосновы бытия:

• Пространство

• Время

• Движение

• Причинность

• Материя.

Если взять во внимание марксистскую философию, то там онтология подразумевается как теория, которая объясняет все сущее, независимо от воли человека и его сознания. Это те же категории, как материя, движение. Но еще марксистская философия в себя в включает такое понятие, как развитие. Не зря же это течение в философии называется диалектическим материализмом.

Третьим течением онтологии является трансцендентальная онтология. Оно доминирует в западной философии. Это, еще можно сказать, интуитивная онтология, которая изучает бытию на сверхчувственном уровне, а не с помощью эмпирических исследований.

Понятие бытия как философской категории

Бытие – это философская категория. Что означает понятие философской категории и бытия в частности? Философская категория – это понятие, которое отображает общие свойства всего, что изучает эта наука. Бытие – это понятие настолько многогранное, что его в одно определение и не поместить. Давайте разберемся, что обозначает понятие бытия как философской категории.

В первую очередь, бытие обозначает все, что мы видим среди того, что реально существуют. То есть, галлюцинации не попадают под понятие бытия. Человек их может увидеть или услышать, но предметы, которые показываются нам в галлюцинаторных актах, являются не более чем продуктом больного воображения. Поэтому говорить о них, как элементе бытия, не следует.

Также мы можем не видеть чего-то, но он объективно существуют. Это могут быть электромагнитные волны, излучение, радиация, магнитное поле и другие физические явления. Кстати, несмотря на то, что галлюцинации не являются предметом изучения онтологии и их не существует, можно сказать, что другие продукты воображения принадлежат к бытию.

Например, мифы. Они объективно существуют в нашем мире. Их можно даже прочитать. То же самое касается сказок и других культурных приобретений. Сюда же относятся различные представления об идеальном как антиподе материальному. То есть, онтология изучает не только материю, но и идею.

Также онтология занимается изучением реальности, которая объективно существует. Это могут быть законы физики, химии. Причем не обязательно те, которые открыты человечеством. Сюда могут относиться и те, которые еще не были открыты.

Материальное и идеальное

В философии существует два направления: догматизм или материализм и идеализм. Всего в бытии есть два измерения: «мир вещей» и «мир идей». Ныне в философии не заканчиваются споры на предмет того, что является первичным, а что походное.

Материальное — это философская категория, которая обозначает ту часть бытия, которая не зависит от сознания человека. Это могут быть материально существующие предметы, законы, живые и неживые объекты и так далее.

Идеальное – это философская категория, которая обозначает часть бытия, которая зависит от сознания человека и продуцируется им. Идеальное – это категория образов, которые не существуют в материальном мире, но могут оказывать на него значительное влияние. Да и вообще, понятие идеального имеет как минимум четыре трактовки.

Структурные уровни материи

Всего в материи существует три уровня. Первый – это неорганический. К нему относятся атомы, молекулы и другие неживые сами по себе предметы. Неорганический уровень делится на микромир, макромир и мегамир. Эти понятия имеются в ряде других наук.

Органический уровень делится на организменный и сверхорганизменный уровни. К первому принадлежат живые существа, независимо от уровня их биологического развития. То есть, к организменному уровню принадлежат как черви, так и человек. Есть же еще сверхорганизменный уровень.

Этим уровнем занимается более детально такая наука, как экология. Здесь есть множество категорий, таких как популяция, биоценоз, биосфера, биогеоценоз и другие. На примере онтологии видим, как философия связана с другими науками.

Следующим уровнем является социальный. Его изучает множество научных дисциплин: социальная философия, социальная психология, социология, социальная работа, история, политология. Философия же изучает социум как целостность.

Здесь есть множество категорий, таких как семья, общество, племя, этнос, народ и так далее. Здесь мы видим связь философии с общественными науками, которые и вышли из философии. Вообще, большинство наук, даже физика и химия, вышли из философии. Именно поэтому философию можно считать сверхнаукой, хотя и она не является ею в классическом определении понятия «наука».

Алексей Д

Поделитесь эмоциями

Супер статья Я доволен Любовь Так себе Глупо Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч.ὄν, род. п.ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3]. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.[4]

Онтология как теория

Что такое онтология?

Основной вопрос онтологии: «Что существует?»

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах, онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Развитие онтологии

Античность

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель.

Средние века

В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

Возникновение термина

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti»), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика».

В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

XX век

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)[5].

Предмет онтологии

  • Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной;
  • Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю;
  • Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Онтология в точных науках

В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается явное описание множества объектов и связей между ними (концептуализация): англ. Ontology is the theory of objects and their ties[6].

Формально, онтология состоит из:

  • Понятий терминов, организованных в таксономию;
  • Их описаний;
  • Правил вывода.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей;
  • Онтология предметной области — формальное описание предметной области; обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области;
  • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу, относящуюся к задаче или проблеме;
  • Сетевые онтологии — часто используются для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

См. также:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий